Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 27.11.97 З N 211-I О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

27 ноября 1997 года                                      З N 211-I
   ------------------------------------------------------------------
                        РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
   
                                 ЗАКОН
   
          О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
   
                                                Принят постановлением
                                                Палаты Представителей
                                 Государственного Собрания (Ил Тумэн)
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                от 27.11.97 З N 212-I
   
       Настоящий закон  определяет  и  закрепляет понятие,  правовую,
   территориальную и финансово-экономическую основы,  гарантии, формы
   и принципы осуществления местного самоуправления, статус субъектов
   и организационные основы деятельности органов  и  должностных  лиц
   местного самоуправления в Республике Саха (Якутия).
   
                        Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
                 Статья 1. Основные понятия и термины,
                     применяемые в настоящем законе
   
       1. В   отношении   настоящего   закона   понятия   и   термины
   используются в следующих значениях:
       - муниципальное  образование  -  городское (в городах улусного
   значения),  сельское поселение,  несколько поселений, объединенных
   общей  территорией,  часть  поселения,  внутригородская (в городах
   республиканского значения) территория, иная населенная территория,
   предусмотренная    настоящим    законом,    в   пределах   которых
   осуществляется  местное  самоуправление,   имеются   муниципальная
   собственность,   местный   бюджет   и   выборные  органы  местного
   самоуправления;
       - вопросы   местного   значения  -  вопросы  непосредственного
   обеспечения     жизнедеятельности     населения     муниципального
   образования,   отнесенные   к   таковым   уставом   муниципального
   образования  в  соответствии  с   Конституцией   Республики   Саха
   (Якутия),  настоящим  законом  и  другими  нормативными  правовыми
   актами;
       - местный   референдум   -  голосование  граждан  по  вопросам
   местного значения;
       - органы местного самоуправления - выборные и  другие  органы,
   наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не
   входящие в систему органов государственной власти;
       - представительный  орган  местного  самоуправления - выборный
   орган  местного  самоуправления,  обладающий  правом  представлять
   интересы  населения и принимать от его имени решения,  действующие
   на территории муниципального образования;
       - должностное лицо местного самоуправления - лицо,  работающее
   по      контракту      (трудовому      договору),      выполняющее
   организационно-распорядительные   функции   в   органах   местного
   самоуправления  и  не  относящееся  к  категории   государственных
   служащих;
       - выборное  должностное   лицо   местного   самоуправления   -
   должностное   лицо,   избранное   населением  непосредственно  или
   представительным  органом  местного   самоуправления   из   своего
   состава,  наделенное  согласно  уставу  муниципального образования
   полномочиями на решение вопросов местного значения;
       - муниципальная собственность -  собственность  муниципального
   образования;
       - местные  налоги  и  сборы - налоги и сборы,  устанавливаемые
   органами местного самоуправления самостоятельно;
       - муниципальная  служба  -  профессиональная  деятельность  на
   постоянной  основе в органах местного самоуправления по исполнению
   их полномочий;
       - сход  -  общее  собрание граждан,  проживающих на территории
   наслега,          села,           поселка,           национального
   административно-территориального  образования,  созываемое в целях
   рассмотрения  социально  значимых  для  населения  соответствующей
   территории вопросов;
       - территориальное  общественное  самоуправление  населения   -
   форма  участия  населения  в осуществлении местного самоуправления
   путем  самоорганизации  для  реализации  собственных  инициатив  в
   вопросах  местного значения непосредственно либо через создаваемые
   органы;
       - минимальный  местный  бюджет  -  объем  финансовых  средств,
   необходимых  для  осуществления  полномочий  по  решению  вопросов
   местного  значения,  доходы  и   расходы   которого   утверждаются
   представительными  органами  местного  самоуправления  в пределах,
   покрывающих  минимально  необходимые  расходы,   рассчитанные   по
   социальным  стандартам,  часть  которых  в  случае недостаточности
   расчетного объема собственных доходов, обеспечиваются отчислениями
   от  налогов,  дотациями  и  субвенциями,  а  также  средствами  из
   государственного    фонда    финансовой     поддержки     местного
   самоуправления;
       - социальные стандарты - установленные органом государственной
   власти     нормы      обеспеченности      населения      основными
   социально-культурными,  жилищно-коммунальными  и другими услугами,
   предоставление которых гарантируется государством;
       - норматив бюджетной обеспеченности -  суммированное  денежное
   выражение   показателей   минимально   необходимой  обеспеченности
   населения важнейшими жилищно-коммунальными,  социально-культурными
   и другими услугами в расчете на одного человека.
       2. Термины  "муниципальный"  и  "местный"  и  словосочетания с
   этими терминами применяются в настоящем законе в  едином  значении
   во  всех  случаях,  касающихся  осуществления  населением местного
   самоуправления.
   
                    Статья 2. Местное самоуправление
                       в Республике Саха (Якутия)
   
       1. Местное   самоуправление   -   деятельность   граждан    по
   осуществлению ими непосредственно либо через избираемые органы под
   свою  ответственность  властных  полномочий  по  решению  вопросов
   местного    значения:   владению,   пользованию   и   распоряжению
   муниципальной собственностью, выполнению отдельных государственных
   полномочий в интересах населения территории, регулируемая законами
   и  нормативными  правовыми  актами  Республики  Саха  (Якутия)   и
   Российской Федерации.
       2. Местное самоуправление как форма  народовластия  составляет
   одну из основ конституционного строя Республики Саха (Якутия).
   
                Статья 3. Право граждан на осуществление
                        местного самоуправления
   
       1. Граждане Республики Саха  (Якутия),  Российской  Федерации,
   постоянно  проживающие  на  территории  Республики  Саха (Якутия),
   имеют  гарантированное  Конституциями   Российской   Федерации   и
   Республики   Саха   (Якутия)   право   на  осуществление  местного
   самоуправления.
       Граждане Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации имеют
   право:
       - непосредственно  участвовать  в  решении  вопросов  местного
   значения и иных  вопросов,  отнесенных  к  ведению  муниципального
   образования;
       - избирать  и  быть  избранными  в  выборные  органы  местного
   самоуправления;
       - защищать  свои  права  на участие в местном самоуправлении в
   судебном порядке;
       - непосредственно  либо  через  представителей  обращаться   в
   органы  местного  самоуправления  с  правотворческой инициативой и
   иными предложениями;
       - получать   информацию   о   деятельности   органов  местного
   самоуправления;
       - состоять на муниципальной службе.
       2. Право  граждан  на  местное  самоуправление  осуществляется
   путем   референдумов,   выборов,   сходов,   других  форм  прямого
   волеизъявления,  а также через выборные и другие  органы  местного
   самоуправления.
   
           Статья 4.  Правовая основа местного самоуправления
   
       Местное самоуправление     в    Республике    Саха    (Якутия)
   осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
   Конституцией  Республики  Саха  (Якутия)  и  регулируется законами
   Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и  принимаемыми  в
   соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
   
        Статья 5. Территориальная основа местного самоуправления
   
       1. Местное   самоуправление   в   Республике   Саха   (Якутия)
   осуществляется в административно-территориальных единицах: городах
   улусного   значения,   поселках,   наслегах,  селах,  а  также  во
   внутригородских территориях городов республиканского значения.
       2. Территория  закрепляется  за  муниципальными  образованиями
   независимо от форм собственности и целевого назначения земли.
       Границы муниципальных образований могут быть изменены только с
   учетом  мнения  населения  и  в  порядке,  установленном   Законом
   Республики   Саха   (Якутия)  "Об  административно-территориальном
   устройстве Республики Саха (Якутия)".
   
        Статья 6. Порядок образования муниципальных образований
   
       1. Вопрос об образовании муниципального  образования  решается
   на сходе,  общем собрании или путем местного референдума населения
   территории,  указанной в части первой статьи 5 настоящего  закона,
   большинством  населения  от  числа  лиц,  имеющих  право участия в
   выборах на данной территории.
       Местный исполнительный орган государственной власти в  течение
   месяца   со   дня   принятия  решения  населением  об  образовании
   муниципального образования принимает решение о проведении  выборов
   в органы местного самоуправления.
       2. Выборы   органов   местного   самоуправления  проводятся  в
   соответствии  с  нормативным  правовым  актом,  принятым   Палатой
   Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн).
   
                Статья 7. Финансово-экономическая основа
                        местного самоуправления
   
       Экономическую основу   местного   самоуправления    составляют
   природные ресурсы (земля,  ее недра, воды, растительный и животный
   мир),  находящиеся в границах территорий местного  самоуправления,
   имущество,  находящееся  в  муниципальной  собственности,  местные
   финансы, а также государственная собственность, переданная органам
   местного     самоуправления     для     осуществления    отдельных
   государственных полномочий.
   
         Статья 8. Формы осуществления местного самоуправления
       Местное самоуправление     в    Республике    Саха    (Якутия)
   осуществляется   населением   в   соответствии    с    действующим
   законодательством  Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)
   о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований через
   выборные  органы  местного  самоуправления,  местные  референдумы,
   сходы,  собрания населения,  конференции  выборных  представителей
   граждан   и   иные   формы   представительной  и  непосредственной
   демократии.
   
               Статья 9. Принципы местного самоуправления
   
       Правовое регулирование и организация местного самоуправления в
   Республике   Саха  (Якутия)  осуществляются  на  основе  следующих
   принципов:
       - законности;
       - признания за органами  местного  самоуправления  собственных
   полномочий;
       - организационной      обособленности     органов     местного
   самоуправления от органов государственной власти;
       - самостоятельности   местного   самоуправления   в   пределах
   собственных полномочий;
       - ответственности   органов   и   должностных   лиц   местного
   самоуправления перед населением Республики Саха (Якутия);
       - обеспечения гарантий местного самоуправления государством.
   
              Статья 10. Устав муниципального образования
   
       1. Вопросы организации,  экономические  и  финансовые  условия
   осуществления    самоуправления   в   муниципальном   образовании,
   структура,  наименование,   функции   и   полномочия   органов   и
   должностных  лиц местного самоуправления конкретизируются с учетом
   местных  особенностей   и   традиций   в   уставе   муниципального
   образования,   разрабатываемом   в   соответствии   с  действующим
   законодательством   о   местном   самоуправлении   и   принимаемом
   представительным     органом    местного    самоуправления    либо
   непосредственно   населением   (путем   референдума,   на   сходе,
   конференции представителей граждан).
       2. В уставе муниципального образования определяются:
       - границы территории муниципального образования;
       - формы   осуществления  местного  самоуправления,  структура,
   организационные основы образования и деятельности органов местного
   самоуправления;
       - функции и полномочия органов местного  самоуправления  и  их
   должностных лиц;
       - экономические  и  финансовые  условия осуществления местного
   самоуправления,  порядок  владения,  пользования  и   распоряжения
   муниципальной собственностью;
       - виды и порядок принятия  актов  органов  и  должностных  лиц
   местного самоуправления;
       - основания,  виды  и  форма  ответственности органов местного
   самоуправления и их должностных лиц перед населением;
       - порядок   отзыва,   выражения   недоверия   населением   или
   досрочного прекращения полномочий депутатов и выборных должностных
   лиц местного самоуправления;
       - гарантии    прав    должностных    лиц    органов   местного
   самоуправления;
       - особенности осуществления муниципальной службы;
       - другие положения об организации местного самоуправления.
       3. Устав  муниципального  образования  подлежит   обязательной
   государственной регистрации,  порядок которой определяется законом
   Республики Саха (Якутия).
       В государственной  регистрации устава о местном самоуправлении
   может  быть  отказано  только  по   мотивам   его   несоответствия
   действующему  законодательству  Российской  Федерации и Республики
   Саха (Якутия). Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном
   порядке.
   
          Статья 11.  Предметы ведения местного самоуправления
   
       1. Основными  предметами   ведения   местного   самоуправления
   являются:
       - владение,     пользование,     распоряжение    муниципальной
   собственностью;
       - принятие  и  изменение  устава  муниципальных   образований,
   контроль за их соблюдением;
       - местные  финансы,  формирование,  утверждение  и  исполнение
   местного бюджета,  установление местных налогов и сборов,  решение
   других финансовых вопросов местного значения;
       - комплексное социально-экономическое  развитие  территории  и
   рациональное использование земель муниципального образования;
       - жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территории;
       - транспортные перевозки местного значения;
       - бытовое и торговое обслуживание;
       - сохранение и развитие  исторических  и  культурных  традиций
   населения;
       - решение  вопросов  природопользования,  содействие  развитию
   личных подсобных хозяйств граждан;
       - содействие развитию физической культуры и спорта;
       - охрана общественного порядка;
       - охрана окружающей природной среды.
       К ведению местного самоуправления также относятся:
       - вопросы, переданные другими органами местного самоуправления
   на договорной основе.
       2. Настоящим законом органы местного самоуправления наделяются
   государственными   полномочиями  (осуществляемыми  ими  с  момента
   регистрации  устава  муниципального  образования)   по   следующим
   предметам ведения:
       а) организация,   финансирование   и   развитие   дошкольного,
   основного общего и профессионального образования;
       б) организация,  финансирование  и  развитие  здравоохранения,
   обеспечение санитарного благополучия населения;
       в) охрана материнства и детства;
       г) организация  социальной защиты,  решение вопросов занятости
   населения,  обеспечение своевременного и правильного назначения  и
   выплаты  установленных  законодательством пособий,  предоставления
   гражданам предусмотренных законодательством преимуществ и льгот;
       д) организация обеспечения населения услугами связи;
       е) организация, финансирование и развитие учреждений культуры;
       ж) решение   вопросов   и   регистрация   актов   гражданского
   состояния;
       з) содействие исполнению законодательства Российской Федерации
   о воинской обязанности.
       3. Передача    органам   местного   самоуправления   отдельных
   государственных полномочий Республики Саха (Якутия) осуществляется
   в соответствии и порядке,  предусмотренном законом Республики Саха
   (Якутия).
       Переданные полномочия      обеспечиваются      предоставлением
   государством  всех  необходимых материальных ресурсов и финансовых
   средств для их осуществления. Финансовые средства, необходимые для
   осуществления      переданных      государственных     полномочий,
   предусматриваются  в  Государственном  бюджете   Республики   Саха
   (Якутия)  с  распределением  этих  средств  централизованно  через
   местные бюджеты.
       Органы государственной    власти    контролируют    реализацию
   переданных полномочий через систему органов исполнительной власти.
   
              Статья 12. Взаимоотношения органов местного
             самоуправления с муниципальными предприятиями,
         учреждениями, организациями, а также с хозяйствующими
                  субъектами других форм собственности
   
       1. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим
   гражданским законодательством выступают учредителями муниципальных
   хозяйствующих  субъектов,  утверждают   их   положения   (уставы),
   назначают   и   увольняют   руководителей,  вправе  контролировать
   деятельность  предприятий  и  организаций,  занятых  обслуживанием
   населения.  Муниципальные  предприятия,  учреждения  и организации
   самостоятельно определяют структуру  своего  аппарата  управления,
   затраты   на   его   содержание,  штаты  и  порядок  оплаты  труда
   работников.
       2. Взаимоотношения    органов    местного   самоуправления   с
   хозяйствующими субъектами  иных  форм  собственности  регулируются
   нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
       3. Органы  местного   самоуправления   вправе   координировать
   участие  хозяйствующих  субъектов  - юридических и физических лиц,
   осуществляющих  предпринимательскую  деятельность,  в  комплексном
   социально-экономическом   развитии   территории,   объединять   на
   добровольной основе средства предприятий, учреждений и организаций
   для финансирования программ развития территории,  привлекать их на
   договорных началах к  участию  в  строительстве,  благоустройстве,
   содержании  объектов  социальной инфраструктуры на соответствующей
   территории,  участвовать  на  правах  одного  из  собственников  в
   создании предприятий смешанных форм собственности.
   
       Статья 13. Взаимоотношения органов государственной власти
                        Республики Саха (Якутия)
                   и органов местного самоуправления
   
       1. Органы    государственной    власти   создают   необходимые
   организационные,  правовые,  материально-финансовые  условия   для
   становления и развития системы местного самоуправления и оказывают
   содействие   населению   в   осуществлении   права   на    местное
   самоуправление.
       Органы государственной   власти  регулируют  вопросы  местного
   самоуправления посредством принятия законов,  заключения договоров
   и  соглашений,  создания  координационных  и  иных  постоянно  или
   временно действующих рабочих органов.
       Органы государственной   власти   принимают   и   осуществляют
   программы поддержки и развития местного самоуправления.
       Органы государственной  власти  не  вправе принимать решения и
   совершать действия,  ограничивающие права местного самоуправления,
   установленные законодательством.
       2. Предложения  органов   местного   самоуправления   подлежат
   обязательному   рассмотрению  органами  государственной  власти  и
   государственного  управления  в  установленные   законодательством
   сроки.
       3. Органы  местного  самоуправления,  в  случае  невозможности
   выполнения ими отдельных полномочий по решению  вопросов  местного
   значения, вправе передать их органам государственной власти вместе
   с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
       В случае,  если отсутствие материальных и финансовых  ресурсов
   является  единственной причиной невыполнения отдельных полномочий,
   органы государственной власти принимают указанные  полномочия  без
   соответствующего обеспечения.
       4. Органы   государственной   власти,   а  также  предприятия,
   учреждения   и   организации,   расположенные    на    территориях
   муниципальных  образований,  независимо от их подчиненности и форм
   собственности,   обязаны   согласовывать   с   органами   местного
   самоуправления   проведение  мероприятий,  связанных  с  возможным
   изменением    экологической,    радиационной,     демографической,
   эпидемиологической и эпизоотической обстановки.
       5. Местные  органы государственной власти заключают с органами
   местного  самоуправления  договор  о  разграничении   и   передаче
   осуществления    государственных    полномочий    на    территории
   муниципальных образований.
   
         Статья 14. Организационные,  правовые и экономические
                    гарантии местного самоуправления
   
       1. Основными     организационными     гарантиями      местного
   самоуправления являются:
       - установление  и изменение порядка образования,  объединения,
   преобразования или упразднения муниципальных образований;
       - установление и изменение  границ  муниципальных  образований
   определяется   органами  государственной  власти  Республики  Саха
   (Якутия);
       - принятие  Республикой  Саха (Якутия) расходов по организации
   деятельности органов местного самоуправления.
       2. Правовые гарантии местного самоуправления:
       - судебная защита прав органов местного самоуправления и  прав
   граждан на осуществление местного самоуправления;
       - установление  ответственности  за невыполнение актов органов
   местного самоуправления, принятых ими в пределах компетенции;
       - установление  ответственности  органов  и  должностных   лиц
   местного самоуправления за принятые ими решения;
       - осуществление    прокурорского    надзора   за   соблюдением
   законодательства   органами   и   должностными   лицами   местного
   самоуправления.
       3. Экономические гарантии местного самоуправления:
       - создание   органами   государственной   власти   необходимых
   материально-финансовых условий для становления и развития местного
   самоуправления;
       - государственное финансирование расходов на социальные  нужды
   муниципальных образований, достаточным для удовлетворения основных
   жизненных  потребностей  населения  не  ниже  уровня   минимальных
   государственных социальных стандартов;
       - осуществление  представительными  органами  (а  там,  где их
   полномочия осуществляет сход -  населением  непосредственно)  прав
   собственника   в   полном   объеме   в   отношении   муниципальной
   собственности,  а   также   природных   ресурсов   на   территории
   муниципального   образования,  не  находящихся  в  государственной
   собственности.
   
        Глава 2. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
   
                     Статья 15. Местный референдум
   
       1. По   наиболее   важным    вопросам    местного    значения,
   затрагивающим   права   граждан,   на   территории  муниципального
   образования может быть проведен референдум.
       В местном  референдуме  имеют  право  участвовать все граждане
   Республики  Саха  (Якутия)  и  Российской   Федерации,   постоянно
   проживающие  на территории муниципального образования и обладающие
   активным избирательным правом.
       2. Решения,  принятые путем местного референдума,  обязательны
   для  исполнения  всеми  органами  и  должностными  лицами местного
   самоуправления,  физическими лицами,  а также юридическими лицами,
   находящимися на территории муниципального образования.
       3. Решения,    принятые   путем   местного   референдума,   не
   соответствующие   действующему   законодательству,   могут    быть
   обжалованы в судебном порядке.
       Порядок назначения   и   проведения    местного    референдума
   определяется законом Республики Саха (Якутия).
   
                    Статья 16. Муниципальные выборы
   
   Выборы депутатов    и    выборных    должностных    лиц   местного
   самоуправления проводятся на основе всеобщего  равного  и  прямого
   избирательного   права   при   тайном  голосовании  и  в  порядке,
   установленном законом Республики Саха (Якутия).
   
             Статья 17. Сход, собрание, конференция граждан
   
       1. В  городских   и   сельских   поселениях,   внутригородских
   территориях   городов   республиканского   значения,  где  имеется
   возможность организации и проведения схода граждан, сход выступает
   как  высшая  форма  прямого  волеизъявления  граждан  и правомочен
   решать любые вопросы по предметам ведения местного самоуправления.
       2. В поселениях и частях муниципальных образований также могут
   проводиться конференции и собрания граждан.
       3. Порядок  созыва и проведения схода,  собрания,  конференции
   граждан,  принятия и изменения решений,  их правомочность, а также
   нормы  представительства  на конференции граждан устанавливаются в
   уставе муниципального образования в соответствии  с  Положением  о
   сходах,   собраниях,   конференциях   граждан  в  Республике  Саха
   (Якутия).
       В уставах  муниципальных  образований  учитываются особенности
   традиционного коллективного самоуправления  компактно  проживающих
   на  определенной  территории  представителей малочисленных народов
   Севера и культурно-этнических общностей (казачество и др.):  общее
   собрание общины, казачий круг и т.п.
   
             Статья 18. Народная правотворческая инициатива
   
       1. На   сходах   и   собраниях   граждан   могут   обсуждаться
   подготовленные по инициативе избирателей проекты правовых актов по
   вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления.
       2. Проекты  правовых  актов  по  вопросам  местного  значения,
   внесенные  населением  в  соответствующие  представительные органы
   местного самоуправления,  подлежат обязательному  рассмотрению  на
   очередной сессии с участием представителей населения,  а внесенные
   главе  муниципального  образования  -  в  десятидневный   срок   с
   последующим обнародованием результатов рассмотрения.
   
                Статья 19. Территориальное общественное
                        самоуправление населения
   
       1. Территориальное   общественное   самоуправление   населения
   реализуется   населением   в   частях   муниципальных  образований
   непосредственно либо через создаваемые органы: советы или комитеты
   (микрорайонов,  жилищных комплексов, поселков, сельских населенных
   пунктов,  кварталов,   улиц,   домов),   а   также   иные   органы
   общественного самоуправления населения по месту жительства.
       2. Руководитель и члены органов территориального общественного
   самоуправления (председатель и члены совета, комитета микрорайона,
   жилищного комплекса,  поселкового, сельского общественного совета,
   квартального,  уличного,  домового  комитета) избираются на основе
   добровольного волеизъявления граждан по их инициативе, тайным либо
   открытым  голосованием на сходе,  конференции граждан,  обладающих
   активным  избирательным  правом,  проживающих  на  соответствующей
   территории.
       Условия правомочности сходов, конференций граждан и их решений
   по  выборам органов и руководителей территориального общественного
   самоуправления устанавливаются в уставе муниципального образования
   в    соответствии   с   Законом   "Об   органах   территориального
   общественного самоуправления".
       При совпадении  границ   избирательного   округа   (нескольких
   округов)  по  выборам в Собрание депутатов с границами территории,
   на    которой    осуществляется    территориальное    общественное
   самоуправление,  по  предложению  населения,  выраженному решением
   схода,  конференции граждан,  кандидат  в  депутаты  или  один  из
   кандидатов в депутаты соответствующего Собрания депутатов в случае
   его избрания и при наличии личного согласия,  направленного  им  в
   письменной  форме  главе  муниципального  образования,  становится
   руководителем  территориального  общественного  самоуправления  на
   данной территории на срок его полномочий.  В этом случае он вправе
   получать  установленное  денежное  вознаграждение  за   выполнение
   обязанностей выборного должностного лица местного самоуправления.
       3. Порядок  организации   и   осуществления   территориального
   общественного    самоуправления   на   территории   муниципального
   образования   не   может   противоречить   Уставу   муниципального
   образования  и  определяется  Законом "Об органах территориального
   общественного самоуправления".
   
                   Глава 3. ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
                        МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
                          МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
   
               Статья 20. Органы местного самоуправления
   
       1. Органы  местного самоуправления не входят в систему органов
   государственной власти Республики Саха (Якутия).
       2. Организационная  форма  органов   местного   самоуправления
   определяется  гражданами  самостоятельно  и  закрепляется в уставе
   муниципального образования.
       3. К органам местного самоуправления относятся:
       - представительные органы,  избираемые населением  -  Собрания
   депутатов;
       - выборные    должностные    лица   местного   самоуправления,
   предусмотренные  настоящим  законом   и   уставом   муниципального
   образования;
       - иные,  основанные  на  исторических  и   местных   традициях
   коллективные органы самоуправления.
       4. Выборные  и  иные  органы  местного самоуправления являются
   юридическими  лицами  в  соответствии  с  уставом   муниципального
   образования.
       5. Наименования      органов      местного      самоуправления
   устанавливаются  уставами муниципальных образований в соответствии
   с настоящим законом с учетом  национальных,  исторических  и  иных
   местных традиций.
       6. Правовые      гарантии      деятельности      руководителей
   представительного   органа    и    администрации    муниципального
   образования равны.
   
                   Статья 21. Представительные органы
                        местного самоуправления
   
       1. Представительный орган местного самоуправления  состоит  из
   депутатов,  избираемых  на  основе  всеобщего  равного  и  прямого
   избирательного   права   при   тайном   голосовании    гражданами,
   проживающими   на   территории   соответствующего   муниципального
   образования сроком на два года.
       2. Количество  депутатов  представительного  органа   местного
   самоуправления  устанавливается уставом муниципального образования
   на принципах равного представительства.
       Население муниципального   образования   вправе  на  основании
   решения,  принятого путем референдума  или  схода,  отказаться  от
   избрания  представительного  органа,  закрепив  его  полномочия за
   сходом граждан.
       3. Население городов (улусного значения),  а также  населенных
   пунктов  с  численностью  населения  свыше 10 тысяч человек вправе
   предусмотреть в структуре  органов  местного  самоуправления  штат
   освобожденных   работников   за   счет   дополнительно  изысканных
   источников местного бюджета.
       4. Собрания депутатов:
       а) принимают  решения по вопросам статуса депутатов (признание
   и досрочное прекращение полномочий,  избрание  в  органы  Собрания
   депутатов, депутатская неприкосновенность и т.д.);
       б) утверждают бюджет и отчет о его исполнении;
       в) устанавливают местные налоги и сборы;
       г) утверждают программы развития соответствующих  поселений  и
   территорий и отчеты об их исполнении;
       д) принимают уставы о муниципальном образовании и вносят в них
   изменения и дополнения;
       е) устанавливают    порядок     распоряжения     муниципальной
   собственностью;
       ж) принимают правовые акты по вопросам своего ведения;
       з) реализуют    полномочия,    передаваемые    им     органами
   государственной власти;
       и) назначают  местные  референдумы  и  выборы органов местного
   самоуправления в соответствии с законом Республики Саха (Якутия);
       к) осуществляют   контроль   за   исполнением   администрацией
   муниципального   образования  решений,  принятых  представительным
   органом;
       л) координируют    деятельность    органов    территориального
   общественного самоуправления населения;
       м) решают другие вопросы местного самоуправления, отнесенные к
   их ведению законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской
   Федерации.
       5. Основной  формой  деятельности  Собраний депутатов являются
   сессии,  проводимые в форме заседаний Собраний депутатов  не  реже
   четырех раз в год.
       Руководство деятельностью  Собрания  депутатов  осуществляется
   руководителем,  который  избирается  на  сессии из числа депутатов
   представительного органа самоуправления.
       Руководитель представительного    органа   самоуправления   не
   освобождается от основной работы,  кроме времени проведения сессий
   и других мероприятий,  связанных с деятельностью представительного
   органа местного самоуправления.
       Сессия правомочна,  если на ней  присутствует  не  менее  двух
   третей  от  числа депутатов,  определенного уставом муниципального
   образования.
       Порядок проведения  сессий,  внесения и рассмотрения вопросов,
   принятия решений,  голосования,  участия депутатов и  приглашенных
   лиц  в  работе сессии определяется регламентом Собрания депутатов,
   разработанным   и   утвержденным   в   соответствии   с    уставом
   муниципального образования.
       6. В  период  между  сессиями  из  числа  депутатов по решению
   сессии создается коллегиальный орган на неосвобожденной основе  по
   решению текущих дел и подготовке материалов к очередной сессии.
       Наименование, порядок  работы  и   полномочия   коллегиального
   органа определяются уставом муниципального образования.
       Коллегиальный орган   может   быть  наделен  сессией  Собрания
   депутатов  правом  приостановления  до  10  дней   решения   главы
   муниципального образования.
       7. Собрания депутатов,  указанные в части 4 настоящей  статьи,
   вправе  избирать  на  срок  своих  полномочий  из  числа депутатов
   постоянные комиссии.
       8. Вопросы   ведения,   организации   деятельности,   права  и
   полномочия,  порядок работы  коллегиального  органа  и  постоянных
   комиссий  Собраний  депутатов  определяются регламентом Собрания в
   соответствии с уставом муниципального образования.
       9. Организационно-техническое,  информационное  и   финансовое
   обеспечение  деятельности  Собраний депутатов,  а также проведение
   сходов,   собраний   и    конференций    граждан    осуществляется
   администрацией муниципального образования.
   
          Статья 22. Статус депутата представительного органа
                                   местного самоуправления
   
       1. Депутат  представительного  органа  местного самоуправления
   является полномочным представителем соответствующей части (группы)
   избирателей в Собрании депутатов.
       2. Полномочия депутата Собрания начинаются  со  дня  признания
   его  полномочий  по  итогам  проведенных  выборов  и заканчиваются
   (кроме случаев досрочного прекращения полномочий) с началом работы
   Собрания депутатов нового созыва.
       3. Статус  депутата  регулируется отдельным законом Республики
   Саха (Якутия).
   
                    Статья 23. Исполнительные органы
                        местного самоуправления
   
       1. Исполнительные органы местного  самоуправления  состоят  из
   выборных   глав   муниципальных   образований   и  подчиненных  им
   структурных подразделений и должностных лиц.
       Администрации муниципального    образования    формируются   в
   порядке, установленном настоящим законом.
       2. Главы  муниципальных  образований,  а  также подчиненные им
   муниципальные      служащие,     осуществляют      исполнительно -
   распорядительные функции на территории муниципального образования,
   являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, вправе
   от  имени  муниципального  образования  приобретать и осуществлять
   имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и
   ответчиком в суде,  имеют печати,  штампы, бланки, валютные и иные
   счета в банковских учреждениях.
       3. Структура   администраций   муниципальных   образований   и
   количество  муниципальных  служащих  в  них  в  переходный  период
   устанавливается в соответствии с порядком,  установленным частью 2
   статьи 20 и пунктом "д" части 4 статьи 21  настоящего  закона,  на
   основе   нормативов   штатной   численности,   разрабатываемых   и
   утверждаемых Правительством  Республики  Саха  (Якутия)  с  учетом
   численности  населения  в муниципальном образовании,  особенностей
   территории,  уровня   развития   производственной   и   социальной
   инфраструктуры, исторических и иных местных традиций.
   
              Статья 24. Глава муниципального образования
   
       1. Главы  муниципальных  образований:  главы городов (улусного
   значения),  поселков,  наслегов, сельских администраций избираются
   на  основе  всеобщего,  равного и прямого избирательного права при
   тайном  голосовании   гражданами,   проживающими   на   территории
   соответствующего муниципального образования сроком на 2 года.
       Порядок проведения   выборов  глав  муниципальных  образований
   определяется законом Республики Саха (Якутия).
       2. Полномочия главы муниципального  образования  начинаются  с
   момента   его   регистрации   избирательной  комиссией  по  итогам
   состоявшихся  выборов  и  действуют  (кроме   случаев   досрочного
   прекращения  полномочий) до дня регистрации вновь избранного главы
   муниципального образования.
       В случае   выдвижения   и   регистрации   действующего   главы
   муниципального  образования кандидатом на ту же должность на новый
   срок полномочий,  его полномочия прерываются на период со дня  его
   регистрации кандидатом на должность главы до дня регистрации вновь
   избранного главы муниципального образования.
       На время  отсутствия  главы  муниципального   образования   на
   основании изданного им акта, а в случае досрочного прекращения его
   полномочий  -  на  основании  решения  соответствующего   Собрания
   депутатов  либо  схода  граждан,  полномочия  главы муниципального
   образования осуществляет его  заместитель  либо  иное  должностное
   лицо местного самоуправления.
       3. Полномочия  главы  муниципального  образования  могут  быть
   прекращены досрочно в случаях:
       а) подачи  главой муниципального образования личного заявления
   о сложении полномочий;
       б) признания  в  установленном  законом  порядке   невозможным
   осуществление   главой   муниципального   образования  должностных
   обязанностей по состоянию здоровья;
       в) выражения   недоверия   главе   муниципального  образования
   соответствующим  Собранием  депутатов,  подтвержденного   решением
   местного референдума;
       г) вступления в законную силу в отношении главы муниципального
   образования обвинительного приговора суда;
       д) смерти.
       Решение о    досрочном    прекращении     полномочий     главы
   муниципального  образования  принимаются соответствующим Собранием
   депутатов,  а  там,  где   полномочия   представительного   органа
   осуществляет сход граждан - сходом граждан.
       4. Глава  муниципального образования непосредственно или через
   образуемые им органы осуществляет управление  местным  хозяйством,
   разрабатывает   местный   бюджет,   обеспечивает  его  исполнение,
   выполняет    другие    исполнительно-распорядительные     функции,
   отнесенные   к   его  ведению  законодательством  Республики  Саха
   (Якутия) и уставом муниципального образования.
       5. Глава  муниципального  образования руководит администрацией
   муниципального  образования  на  принципах  единоначалия  и  несет
   ответственность    за   надлежащее   исполнение   ее   функций   и
   осуществление  полномочий,  в  том  числе  полномочий,  переданных
   органами государственной власти.
       6. Для  принятия решений по вопросам текущей деятельности и не
   отнесенными  настоящим  законом   к   исключительной   компетенции
   представительного   органа   местного   самоуправления,  требующим
   коллективного обсуждения,  при главе администрации  муниципального
   образования  действует  постоянный  совещательный орган,  в состав
   которого по должности  входят  заместители  главы  и  руководители
   структурных  подразделений органа местного самоуправления.  Состав
   данного коллегиального органа утверждается  главой  муниципального
   образования.
       Наименование коллегиального  органа  при  главе  администрации
   муниципального  образования  определяется  уставом  муниципального
   образования.
       Решения, принятые    на   заседании   коллегиального   органа,
   оформляются актами главы муниципального образования.
       7. На  административном  здании   муниципального   образования
   постоянно  устанавливается  Государственный  флаг  Республики Саха
   (Якутия).
       В городских поселениях,  имеющих собственный герб и флаг,  они
   также  могут  быть  установлены  (использованы  в  оформлении)  на
   административном здании муниципального образования.
       8. Личность    главы    на     территории     соответствующего
   муниципального   образования  неприкосновенна.  Неприкосновенность
   главы муниципального образования распространяется на его жилище  и
   служебное помещение, корреспонденцию, личный и служебный транспорт
   и средства  связи,  а  также  на  принадлежащие  ему  имущество  и
   документы.
       Попытки воздействовать на главу муниципального  образования  и
   членов  его семьи с целью воспрепятствовать осуществлению им своих
   полномочий  влекут   установленную   законодательством   уголовную
   ответственность.
       9. Глава муниципального образования получает установленную ему
   заработную плату  до  трудоустройства  на  новое  место  работы  в
   течение  шести месяцев при условии непредоставления ему занимаемой
   до избрания должности (выполняемой работы) либо равноценной  ранее
   занимаемой  должности  или выполняемой работе должности (работы) в
   случаях:
       а) окончания срока полномочий;
       б) удовлетворения  личного  заявления  главы  о   добровольной
   отставке по уважительным причинам;
       в) упразднения занимаемой должности в связи с ликвидацией либо
   преобразованием административно-территориальной единицы.
   
                   Статья 25. Взаимоотношения органов
                        местного самоуправления
   
       1. Глава  администрации  муниципального образования подотчетен
   населению и соответствующему представительному органу.
       2. Глава  администрации   муниципального   образования   несет
   ответственность   за   осуществление   полномочий,   установленных
   законодательством и  уставом  муниципального  образования.  Он  не
   вправе  решать  вопросы,  отнесенные  к  ведению представительного
   органа.
       3. Глава  администрации  муниципального образования в пределах
   своей   компетенции   организует   выполнение   решений   местного
   представительного  органа и не реже одного раза в год представляет
   ему отчет о деятельности администрации.
       4. Глава  администрации  муниципального   образования   вправе
   опротестовать  решение  соответствующего представительного органа,
   если это решение противоречит законодательству или другим решениям
   данного  представительного  органа,  либо  не  имеет  достаточного
   финансового обеспечения.
       Протест главы   администрации   с   необходимым   обоснованием
   вносится  в  письменной  форме в представительный орган не позднее
   десяти дней с момента получения им решения.
       Представительный орган    вправе   отклонить   протест   главы
   администрации большинством голосов от общего  числа  депутатов.  В
   этом   случае   глава   администрации  вправе  обжаловать  решение
   представительного органа в суд. До принятия решения судом действие
   опротестуемого главой администрации решения приостанавливается.
       5. Представительный  орган не вправе вмешиваться в оперативную
   деятельность исполнительного органа.
       6. По  решению   местного   представительного   органа   глава
   администрации муниципального образования,  руководитель органа или
   структурного подразделения, должностное лицо администрации обязаны
   представить отчет о состоянии дел на соответствующей территории на
   ближайшем заседании представительного органа.
       7. Акты администрации муниципального  образования  могут  быть
   отменены  в судебном порядке.  Представительный орган вправе двумя
   третями  голосов  от  числа  избранных   депутатов   приостановить
   действие   акта   главы   администрации  до  разрешения  конфликта
   согласительной комиссией либо судом.
       8. Представительный орган местного самоуправления,  не  менее,
   чем двумя третями голосов от установленного уставом муниципального
   образования количества депутатов вправе выразить  недоверие  главе
   администрации муниципального образования.
       В случае     выражения     недоверия    главе    администрации
   муниципального  образования,   представительный   орган   местного
   самоуправления   назначает   в  соответствии  с  законодательством
   Республики Саха (Якутия) местный референдум по вопросу  об  отзыве
   главы  администрации.  Если по результатам референдума отзыв главы
   не  будет  поддержан  населением,  решение  Собрания  депутатов  о
   выражении недоверия главе администрации теряет силу.
       9. В   переходный   период   представительный  орган  местного
   самоуправления либо  сход  граждан  утверждают  структуру  органов
   местного   самоуправления   и   смету   расходов   на   содержание
   администрации в соответствии  с  нормативами,  разрабатываемыми  и
   утверждаемыми Правительством Республики Саха (Якутия).
   
          Статья 26. Должностные лица местного самоуправления
   
       1. В городах улусного значения,  крупных населенных пунктах  и
   наслегах  со значительным населением и развитой производственной и
   социальной инфраструктурой в составе администрации  муниципального
   образования  в  переходный  период  в  соответствии с нормативами,
   установленными   Правительством    Республики    Саха    (Якутия),
   предусматриваются   должности   заместителя  (заместителей)  главы
   администрации и руководителей ее структурных подразделений.
       Назначение лиц   на   эти   должности   производится    главой
   администрации   после   внесения  им  кандидатур  на  рассмотрение
   соответствующего   Собрания   депутатов   и   получения   согласия
   представительного  органа.  Согласие  считается  полученным,  если
   представленные  главой  администрации  кандидатуры  на   должность
   заместителя   главы,   руководителя   структурного   подразделения
   администрации получили при голосовании  одобрение  большинства  от
   присутствующих на заседании депутатов Собрания.
       2. Заместители главы администрации муниципального  образования
   и  руководители  ее  структурных подразделений назначаются на срок
   полномочий главы администрации муниципального образования.
       Со вступлением  в  должность  вновь  избранного (в том числе и
   переизбранного  на  новый  срок  полномочий)  главы  администрации
   указанные  должностные  лица  должны  быть  утверждены в должности
   вновь  избранным  главой  администрации  с  соблюдением   порядка,
   установленного  в  части  1  настоящей  статьи.  Данное условие не
   действует  при  вступлении  в   должность   главы   администрации,
   избранного  вместо  главы администрации,  полномочия которого были
   прекращены досрочно.
       В случае   неутверждения  в  должности  заместителей  главы  и
   руководителей   структурных   подразделений   администрации,   они
   трудоустраиваются  вновь избранным главой администрации на прежнюю
   работу (должность) либо равноценную ей по условиям и оплате  труда
   работу  (должность)  с  сохранением получаемой ими на занимаемой в
   администрации   должности   среднемесячной    заработной    платы,
   выплачиваемой из местного бюджета до трудоустройства,  но не более
   шести месяцев со дня увольнения.
       3. Назначение   на   должность  и  освобождение  от  должности
   должностных лиц администрации производятся главой администрации  в
   соответствии   с   действующим   законодательством   о   труде   и
   муниципальной службе.
       4. Функции  и  полномочия  должностных  лиц  органов  местного
   самоуправления  устанавливаются уставом муниципального образования
   в соответствии с нормативными  правовыми  актами  Республики  Саха
   (Якутия) о местном самоуправлении.
   
                    Статья 27. Правовые акты органов
               и должностных лиц местного самоуправления
   
       1. Органы  и  должностные  лица  местного  самоуправления   по
   вопросам своего ведения принимают правовые акты.
       2. Собрание депутатов принимает решения,  подписываемые главой
   муниципального образования либо председателем Собрания, работающим
   на постоянной основе.
       Председатель Собрания, работающий на постоянной основе, издает
   распоряжения.
       3. Глава администрации по вопросам,  отнесенным к его ведению,
   принимает постановления и издает распоряжения.
       Руководители структурных   подразделений   администрации    по
   вопросам  их  деятельности  и в пределах установленной компетенции
   издают приказы.
       4. Глава  администрации  вправе отменять приказы руководителей
   ее структурных подразделений в случаях их противоречия действующим
   законам,   Указам,   распоряжениям   Президента   Республики  Саха
   (Якутия),  постановлениям и распоряжениям Правительства,  а  также
   решениям   соответствующих   Собраний   депутатов  и  актам  главы
   администрации, принятым (изданным) в пределах их компетенции.
       5. Правовые   акты   органов   и   должностных   лиц  местного
   самоуправления,  изданные (принятые) в  пределах  их  компетенции,
   имеют   юридическую   силу,   обязательны   для  исполнения  всеми
   физическими лицами, а также юридическими лицами, расположенными на
   соответствующей территории.
       6. Граждане  и  должностные  лица,  умышленно  не  исполняющие
   решения  органов  местного  самоуправления,   если   их   действия
   (бездействие)   не   образуют  самостоятельного  состава  уголовно
   наказуемого  преступления,  привлекаются  на  основании  обращений
   главы  муниципального  образования  либо  представительного органа
   местного  самоуправления  к  административной  ответственности   в
   судебном порядке.
   
                    Статья 28. Муниципальная служба
   
       1. Муниципальной  службой  является деятельность на постоянной
   основе  в  органах  местного  самоуправления   по   исполнению   и
   обеспечению исполнения их полномочий.
       2. Должностные   лица,   исполняющие   возложенные   на    них
   обязанности   и  реализующие  от  имени  населения  муниципального
   образования   полномочия   местного    самоуправления,    являются
   муниципальными служащими.
       Муниципальные служащие   занимают   должность   в   результате
   избрания,  а  также  назначения  на  должность  на  конкурсной   и
   контрактной   основе.   Принятие   на   муниципальную   службу   и
   освобождение от нее осуществляются в  соответствии  с  действующим
   законодательством  о  труде,  если иное не предусмотрено настоящим
   законом и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) о
   муниципальной службе.
       3. Гарантиями муниципальной службы являются:
       а) продвижение по службе,  увеличение денежного  содержания  с
   учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
       б) переподготовка  (переквалификация) и повышение квалификации
   за счет средств местного бюджета;
       в) пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы;
       г) получение  главой  администрации назначенной ему заработной
   платы из местного бюджета до устройства на новое  место  работы  в
   течение  шести  месяцев  после освобождения от должности в случаях
   дачи  согласия  Собранием  депутатов  на  заявление   о   сложении
   полномочий,  окончания  срока  полномочий или при неизбрании главы
   администрации,  претендовавшего на очередных выборах на  должность
   главы  на  новый срок полномочий;  упразднения должности в связи с
   преобразованием либо упразднением  административно-территориальных
   единиц, повлекшими реорганизацию органа местного самоуправления.
       4. Правовая  регламентация  муниципальной  службы,  включающая
   требования к должностям,  статус муниципального служащего, условия
   и  порядок  прохождения,  гарантии  и  ограничения   муниципальной
   службы,  порядок управления муниципальной службой,  осуществляется
   специальным  законом  Республики  Саха  (Якутия)  о  муниципальной
   службе.
   
           Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
         МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
   
          Статья 29. Ответственность органов и должностных лиц
                                   местного самоуправления
   
       1. Органы  и  должностные  лица  местного самоуправления несут
   ответственность за принятые ими решения и акты.
       2. Решения  и  акты  органов  и   должностных   лиц   местного
   самоуправления  могут  быть  обжалованы физическими и юридическими
   лицами,  другими  органами  местного  самоуправления  в   судебном
   порядке.
       Ущерб, причиненный  физическим  и  юридическим  лицам,  другим
   органам местного самоуправления  в  результате  принятия  органами
   местного    самоуправления    и   должностными   лицами   местного
   самоуправления  решений  и  актов,   противоречащих   действующему
   законодательству,  а  также совершения ими неправомерных действий,
   возмещается  в  полном  объеме  на  основании  решения  суда   или
   арбитражного   суда   за  счет  средств  местного  бюджета.  После
   возмещения ущерба орган местного самоуправления вправе  предъявить
   регрессный иск к виновному должностному лицу.
   
             Статья 30. Прокурорский надзор за соблюдением
          законности в деятельности органов и должностных лиц
                        местного самоуправления
   
       Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами
   и  должностными  лицами   местного   самоуправления   действующего
   законодательства Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
   
            Глава 5. ПРАВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
                        ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
   
            Статья 31. Права органов местного самоуправления
                      на муниципальную территорию
   
       1. В состав земель муниципальной территории могут находиться:
       а) земли населенных пунктов;
       б) земли промышленности, энергетики, транспорта и связи;
       в) земли сельскохозяйственного назначения;
       г) земли с особым режимом использования;
       д) земли лесного фонда;
       е) земли водного фонда;
       ж) земли запаса.
       2. Реализация  прав на муниципальную территорию осуществляется
   в  соответствии  с  законодательством  Республики  Саха   (Якутия)
   Российской Федерации и правовыми актами местного самоуправления.
   
            Статья 32. Права органов местного самоуправления
                     в области земельных отношений
   
       1. Земельные  отношения  являются  общественными   отношениями
   между   органами   государственной   власти  и  органами  местного
   самоуправления,  физическими  и  юридическими  лицами  по   поводу
   владения,  пользования  и  распоряжения землей,  а также по поводу
   государственного управления земельными ресурсами.
       2. В компетенцию органов местного самоуправления входят:
       а) инвентаризация земель и формирование объектов недвижимости;
       б) зонирование территории, экономическая оценка земель;
       в) составление и ведение земельного кадастра;
       г) оформление и регистрация прав на земельный участок;
       е) определение  условия  и  порядка  налогообложения земельных
   участков, установление ставок налога и предоставление льгот;
       ж) сбор  земельных  платежей  и  использование   по   целевому
   назначению;
       з) установление  контроля за использованием и охраной земель в
   соответствии с действующим законодательством.
   
                Статья 33.  Муниципальная собственность
   
       1. Муниципальная    собственность    является   собственностью
   муниципальных образований. В ее состав входят:
       - муниципальные  земли  и  природные  ресурсы,  находящиеся  в
   муниципальной собственности;
       - имущество органов местного самоуправления;
       - средства местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов;
       - имущество муниципальных предприятий и учреждений;
       - муниципальный жилищный фонд;
       - нежилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;
       - имущество,  имущественные  комплексы,   объекты   инженерной
   инфраструктуры,  другие  объекты,  используемые для удовлетворения
   коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
       - имущество,  приобретенное  в  результате предпринимательской
   деятельности  предприятиями  и   организациями,   находящимися   в
   муниципальной собственности;
       - имущество,  переданное   органам   местного   самоуправления
   безвозмездно на основе соглашений и договоров.
       2. Реализуя   право  распоряжения  имуществом,  находящимся  в
   муниципальной собственности, органы местного самоуправления вправе
   передавать  объекты  муниципальной  собственности в постоянное или
   временное пользование юридическим и физическим  лицам,  сдавать  в
   аренду,  отчуждать в установленном порядке, определять в договорах
   и соглашениях условия использования отчуждаемых или передаваемых в
   пользование объектов.
   
                Статья 34. Право на муниципальный заказ
   
       1. Органы местного самоуправления вправе выступать  заказчиком
   на  выполнение работ по благоустройству территории,  коммунальному
   обслуживанию населения,  строительству и ремонту жилищного  фонда,
   объектов   социальной  инфраструктуры,  выполнение  других  работ,
   производство   продукции,   оказание   услуг,   необходимых    для
   удовлетворения    коммунально-бытовых    и    социально-культурных
   потребностей населения соответствующей территории с использованием
   предусмотренных  для  этого  собственных материальных и финансовых
   ресурсов.
       2. Решение о размещении (предоставлении) муниципального заказа
   конкретным хозяйствующим субъектам принимается  администрациями  в
   порядке,   установленном   местными   представительными   органами
   государственной власти.
       Размещение муниципального  заказа   может   производиться   на
   конкурсной основе.
   
          Статья 35. Право на внешнеэкономическую деятельность
   
       Органы местного самоуправления в установленном законом порядке
   вправе  осуществлять через муниципальные предприятия,  учреждения,
   организации независимо от форм  собственности  внешнеэкономическую
   деятельность в интересах населения муниципального образования.
   
          Глава 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
            БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
   
         Статья 36. Финансовые ресурсы местного самоуправления
   
       Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из  средств
   местного  бюджета,  внебюджетных  и  валютных  фондов,  получаемых
   кредитов,   дотаций   и   субвенций,    выделяемых    в    порядке
   государственной   поддержки   местного   самоуправления,  средств,
   направляемых на осуществление отдельных государственных полномочий
   и  компенсацию  дополнительных расходов,  возникающих в результате
   решений, принятых органами государственной власти.
   
                 Статья 37. Основы бюджетного процесса
                      в муниципальных образованиях
   
       1. Разработка  проекта  и  исполнение  бюджета  осуществляется
   исполнительными органами местного самоуправления.
       Утверждение бюджета    и    контроль    за   его   исполнением
   осуществляется представительными органами местного  самоуправления
   либо сходами граждан.
       Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки,
   утверждения  и  исполнения  бюджета,  утверждения  отчета  об  его
   исполнении не допускается.
       2. Составление  проектов  местных  бюджетов,   утверждение   и
   исполнение   бюджетов   осуществляется  в  соответствии  с  Единой
   бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации.
       3. При составлении проекта местного бюджета  предусматривается
   создание целевых и резервных фондов.
       4. В процессе составления проекта местного бюджета планируется
   оборотная кассовая наличность.
       5. При  утверждении бюджета,  в случае намечающегося дефицита,
   принимается решение о его предельной величине (в абсолютной  сумме
   или  в процентах к объему расходов бюджета) и источниках покрытия,
   включая предельные суммы  заимствований,  осуществляемых  органами
   местного самоуправления, в том числе путем эмиссии ценных бумаг.
       6. В  случаях,  когда  проект  бюджета  не утвержден до начала
   планируемого года, орган местного самоуправления принимает решение
   о  расходовании  средств в размере 1/12 объема бюджета предыдущего
   года с учетом индексации в течение каждого месяца  до  утверждения
   бюджета.
       7. Филиалы,   дочерние   предприятия   и   иные    структурные
   подразделения республиканских хозяйствующих субъектов,  являющиеся
   юридическими лицами,  уплачивают установленные  законом  налоги  и
   сборы в местный бюджет по месту своего нахождения.
   
       Статья 38. Доходы и расходы местного самоуправления
   
       1. В доход местного бюджета зачисляются:
       - местные налоги и сборы;
       - отчисления   от   федеральных   и   региональных  налогов  в
   соответствии  с  нормативами,   установленными   законодательством
   Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
       - поступления    от    приватизации     государственного     и
   муниципального имущества;
       - поступления от сдачи муниципального имущества в аренду;
       - поступления от местных займов и лотерей;
       - дивиденды   от   муниципальной   доли  в  уставном  капитале
   предприятий и организаций;
       - дотации и субвенции;
       - иные   поступления  в  соответствии  с  законодательством  и
   решениями органов местного самоуправления.
       2. Перечень  и  ставки  местных  налогов  и  сборов,  а  также
   перечень  и  ставки отчислений в местный бюджет от соответствующих
   федеральных и республиканских налогов устанавливаются  федеральным
   и республиканским законодательством.
       3. В  случаях,  когда  минимальные  государственные социальные
   стандарты не  могут  быть  обеспечены  закрепленными  за  местными
   бюджетами  доходными  источниками,  органы  государственной власти
   передают органам местного самоуправления иные доходные  источники,
   отнесенные законодательством к доходам республиканского бюджета.
       4. Органы  местного  самоуправления  самостоятельно определяют
   направления использования средств местного бюджета, устанавливают,
   исходя   из   имеющихся  средств,  нормы  расходов  на  содержание
   жилищно-коммунального  хозяйства,  учреждений  социальной   сферы,
   органов  охраны  правопорядка  и на другие цели,  устанавливают за
   счет собственных  средств  дополнительные  льготы  и  пособия  для
   отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
       В составе бюджетных расходов также выделяются:
       - расходы, связанные с выполнением государственных полномочий,
   возложенных на органы местного самоуправления;
       - расходы,    связанные    с    обслуживанием   и   погашением
   муниципального долга.
   
                Статья 39. Внебюджетные и валютные фонды
   
       Органы местного  самоуправления  вправе  образовывать  целевые
   внебюджетные  фонды,   а   также   валютные   фонды   в   порядке,
   установленном действующим законодательством.
   
            Статья 40. Право органов местного самоуправления
       на получение платежей за пользование природными ресурсами
   
       1. Органы местного  самоуправления  в  порядке,  установленном
   законодательством,  получают  плату  от  пользователей  природными
   ресурсами,  которые разрабатываются и добываются на их территории.
   По  решению представительных органов местного самоуправления такие
   платежи могут производиться  в  натуральной  форме,  если  это  не
   противоречит законодательству Республики Саха (Якутия).
       2. Органы  местного  самоуправления  вправе   получать   часть
   валютной выручки от продажи, добываемых на их территории природных
   ресурсов в соответствии с законом Республики Саха (Якутия).
   
            Статья 41. Права органов местного самоуправления
                в области кредитно-финансовых отношений
   
       1. В  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации
   органы местного самоуправления вправе:
       а) создавать целевые финансовые фонды и передавать их банку  в
   качестве   ресурсов   кредитования   местных  целевых  программ  и
   мероприятий;
       б) выдавать   предусмотренные   в   местном   бюджете  кредиты
   юридическим лицам при условии полного  обеспечения  финансирования
   защищенных статей бюджета;
       в) покупать за счет  внебюджетных  средств  государственные  и
   негосударственные ценные бумаги;
       г) направлять  на  депозитные  счета  в  кредитные  учреждения
   внебюджетные средства;
       д) выпускать муниципальные займы и денежно-вещевые лотереи.
       2. Органы местного самоуправления вправе заключать с банками и
   другими кредитными учреждениями договоры, в том числе:
       а) об осуществлении банковского обслуживания органов  местного
   самоуправления,  в том числе при проведении операций,  связанных с
   денежными  переводами,  перечислениями  и  поручениями,  долговыми
   обязательствами и др.;
       б) о  предоставлении  кредитов,  кредитных  гарантий  или иных
   видов обеспечения денежно-кредитных операций;
       в) об   осуществлении   операций,   связанных   с   обращением
   облигаций,  сертификатов,  векселей  и  иных  ценных  бумаг или их
   производных.
   
             Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
              Статья 42. Переход к местному самоуправлению
                 на территории Республики Саха (Якутия)
   
       1. В  целях  реализации  положений Конституции Республики Саха
   (Якутия) о местном самоуправлении и федерального Закона "Об  общих
   принципах   организации   местного   самоуправления  в  Российской
   Федерации"  по  формированию  правовой  базы  и  системы   органов
   местного    самоуправления   настоящим   законом   устанавливается
   переходный  период,  действующий  в  течение  двух  лет   со   дня
   вступления его в силу.
       2. В переходный период решаются следующие задачи:
       - определение   субъектов  местного  самоуправления,  создание
   новых,  преобразование и  объединение  существующих  муниципальных
   образований после выявления мнения населения;
       - определение   и   формирование   территорий    муниципальных
   образований, закрепление их границ;
       - определение структуры органов местного самоуправления;
       - выборы органов местного самоуправления;
       - разработка,  принятие  и  регистрация  уставов муниципальных
   образований;
       - формирование  финансовой  и  экономической  основы  местного
   самоуправления.     Практическое    осуществление    передачи    в
   муниципальную собственность объектов государственной собственности
   Республики Саха (Якутия),  в том числе земельных участков, местных
   природных ресурсов, движимого и недвижимого имущества, необходимых
   для осуществления полномочий местного самоуправления;
       - выявление перечня  вопросов  местного  значения,  выполнение
   которых   не   может  быть  обеспечено  отдельными  муниципальными
   образованиями по финансовым и иным причинам.  Заключение договоров
   с органами государственной власти о передаче этих полномочий;
       - разработка  нормативов  минимальной бюджетной обеспеченности
   для  муниципальных  образований,  на   основании   которых   будут
   определяться  минимально  необходимые  расходы  местных  бюджетов.
   Практическое закрепление за бюджетами муниципальных образований на
   долговременной    основе   доходных   источников,   обеспечивающих
   минимально необходимые расходы местных бюджетов;
       - подготовка     практических     работников    по    вопросам
   муниципального права и организации местного самоуправления.
       3. Устанавливается следующий порядок решения  задач  правового
   обеспечения переходного периода:
       а) в течение месяца со дня вступления в силу настоящего закона
   Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает и  вносит  на
   рассмотрение  Палаты  Представителей Государственного Собрания (Ил
   Тумэн):
       - проект закона "О выборах депутатов представительных  органов
   местного   самоуправления   и   глав  администраций  муниципальных
   образований";
       - проект Положения о сходах,  собраниях и конференциях граждан
   в Республике Саха (Якутия)";
       - проект закона  "Об  органах  территориального  общественного
   самоуправления";
       - проект    закона    "Об    организации   самоуправления   во
   внутригородских территориях городов республиканского значения";
       - проект  закона  "О  территориях  Республики  Саха   (Якутия)
   управляемых в особом порядке"
       - проекты  законов:  "О  внесении  изменений в конституционный
   Закон Республики Саха (Якутия) "О местных органах  государственной
   власти  Республики  Саха (Якутия)",  "О внесении изменений в Закон
   Республики  Саха  (Якутия)",  "Об  административно-территориальном
   устройстве Республики Саха (Якутия)".
       б) в течение трех месяцев со дня вступления в силу  настоящего
   закона   Министерством   юстиции   разрабатывается   и  в  порядке
   осуществления законодательной инициативы Правительства  Республики
   Саха  (Якутия)  вносится  на  рассмотрение  Палаты  Представителей
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) проект Закона Республики Саха
   (Якутия)  "О порядке регистрации уставов муниципальных образований
   в Республике Саха (Якутия)".
       В течение  этого  периода   Правительством   Республики   Саха
   (Якутия)    разрабатывается   и   утверждается   примерный   устав
   муниципального образования.
       в) в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего
   закона Правительство  Республики  Саха  (Якутия)  разрабатывает  и
   вносит  на  рассмотрение  Палаты  Представителей  Государственного
   Собрания (Ил Тумэн):
       - проект закона "О статусе депутата  представительного  органа
   местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)";
       - проект  закона  "О  местных  референдумах  в Республике Саха
   (Якутия)".
       г) в течение года со дня вступления в силу  настоящего  закона
   Правительство  Республики  Саха (Якутия) разрабатывает и вносит на
   рассмотрение Палаты Представителей Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн);
       - проект  закона  "О  муниципальной  службе  в Республике Саха
   (Якутия)";
       - проект  закона  "О   бюджетных   правах   органов   местного
   самоуправления в Республике Саха (Якутия)".
       д) не позднее трех месяцев со дня вступления в силу настоящего
   закона  назначаются  выборы  представительных   органов   местного
   самоуправления и глав администраций муниципальных образований.
   
            Статья 43. О Программе государственной поддержки
           местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
   
       1. В  целях  решения  задач  переходного периода и контроля за
   ходом  их  реализации  при  Президенте  Республики  Саха  (Якутия)
   создается  общественный Совет по координации деятельности местного
   самоуправления в Республике Саха (Якутия).
       2. На  основании  предложений   координационного   Совета   по
   местному  самоуправлению  Правительство Республики Саха (Якутия) в
   течение трех месяцев со дня вступления в  силу  настоящего  закона
   разрабатывает  и  вносит  на утверждение Государственного Собрания
   (Ил   Тумэн)   Программу   государственной   поддержки    местного
   самоуправления на переходный период и на период до 2000 года.
       3. В месячный срок после утверждения Программы государственной
   поддержки  местного  самоуправления создается Государственный фонд
   поддержки местного самоуправления.
   
          Статья 44. Формирование муниципальной собственности
   
       1. Формирование     муниципальной    собственности    (включая
   формирование  муниципального  земельного   фонда)   муниципального
   образования  в  переходный период происходит на основе предложений
   муниципальных образований или их органов и за счет:
       - земельных ресурсов в границах муниципального образования;
       - государственной   собственности,   имеющейся  на  территории
   муниципального образования;
       - объектов  государственной  собственности,  передаваемых   на
   безвозмездной    основе   для   выполнения   полномочий   местного
   самоуправления и отдельных государственных полномочий;
       - имущества,   находящегося   на   территории   муниципального
   образования и имеющего собственника.
       При формировании муниципальных земельных фондов не допускается
   изменение либо иное нарушение существующих границ землепользования
   в наслегах и в пределах  черты  населенных  пунктов,  а  также  на
   территориях, административно подчиненных селам, поселкам и городам
   улусного значения.
       2. Правительство  Республики  Саха  (Якутия)  и  администрации
   улусов и городов республиканского значения в течение шести месяцев
   со  дня  вступления  в   силу   настоящего   закона   передают   в
   собственность  муниципальных  образований  объекты,  находящиеся в
   государственной собственности,  необходимые для  решения  вопросов
   местного   значения   и  осуществления  отдельных  государственных
   полномочий.
       3. Со дня вступления в силу настоящего закона  и  до  передачи
   муниципальной  собственности  в  ведение  вновь  избранных органов
   местного  самоуправления,  приватизация   объектов   муниципальной
   собственности,  а  также  объектов  государственной собственности,
   обеспечивающих решение вопросов  местного  значения  (при  наличии
   предложений  органов  местного  самоуправления  об  их  передаче в
   муниципальную собственность), приостанавливается.
       4. Споры,   возникающие   в   связи   с   передачей   объектов
   государственной   собственности   в  муниципальную  собственность,
   разрешаются посредством согласительных  процедур  или  в  судебном
   порядке.
       5. Отсутствие   муниципальной   собственности   на  территории
   муниципального образования на день вступления  в  силу  настоящего
   закона  не  является основанием для упразднения или преобразования
   соответствующего  муниципального   образования   либо   отказа   в
   образовании нового муниципального образования.
   
                Статья 45. Формирование местных бюджетов
   
       1. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего
   закона   Государственное   Собрание   (Ил   Тумэн)  утверждает  по
   представлению  Правительства   республики   социальные   стандарты
   Республики  Саха  (Якутия)  и  на  их основе - Временные нормативы
   минимальной бюджетной обеспеченности для местного самоуправления.
       2. Органами  местного  самоуправления,  на  основе   Временных
   нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, разрабатываются и
   утверждаются минимальные местные  бюджеты  на  предстоящий  год  с
   обязательным созданием в их составе резервных фондов.
       3. Правительством    Республики    Саха   (Якутия)   в   целях
   стабилизации местных бюджетов и  с  учетом  социальных  стандартов
   Российской  Федерации  корректируются  республиканские  социальные
   стандарты и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.
       Проект уточненных  показателей  вносится   Правительством   на
   рассмотрение и утверждение Государственного Собрания (Ил Тумэн), с
   учетом которых вносятся изменения и дополнения в Закон  Республики
   Саха (Якутия) о налоговой политике.
       На основании  измененных нормативов отчислений от регулирующих
   доходных источников органы местного самоуправления разрабатывают и
   утверждают местные бюджеты на очередной год.
   
   
          Статья 46. О полномочиях глав местных администраций,
                        назначенных на должность
                 до вступления в силу настоящего закона
   
       1. Действующие главы  местных  администраций,  назначенные  на
   должность  государственными  должностными  лицами,  сохраняют свои
   полномочия до регистрации  вновь  избранных  глав  соответствующих
   администраций.
       2. Действующие  главы местных администраций участвуют в первых
   выборах  на  должность  главы  администрации,  занимаемую  ими  до
   выборов,  на  общих  основаниях,  с соблюдением требования части 2
   статьи 24 настоящего закона.
   
                  Статья 47. О муниципальных служащих
   
       1. За  муниципальными служащими,  назначенными на должность до
   вступления в силу настоящего  закона,  сохраняется  место  работы,
   независимо  от  результатов  проведения  первых  выборов  в органы
   местного самоуправления,  за исключением  муниципальных  служащих,
   порядок назначения которых регулируется настоящим законом.
       В этом  случае  на  освобождаемых  от  должности муниципальных
   служащих распространяются гарантии,  установленные частью 2 статьи
   26 настоящего закона.
       2. До   принятия   Закона   Республики   Саха   (Якутия)    "О
   муниципальной   службе"   на   работающих  муниципальных  служащих
   распространяются гарантии,  установленные  статьей  28  настоящего
   закона.
   
                                                    И.о. Председателя
                                                Палаты Представителей
                                                             А.ВЛАСОВ
   г. Якутск
   27 ноября 1997 года
   З N 211-I


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz