25 ноября 1997 года N 294
-------------------------------------------------------------------
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
1998 ГОДА ГОДОМ АРКТИКИ
Учитывая важную роль Арктики в решении жизненно важных задач и
в целях поддержания достойного уровня жизни населения арктических
улусов, сосредоточения на этом внимания и усилий общественности,
органов государственной власти и местного самоуправления,
хозяйствующих субъектов, а также в целях создания условий для
регионального сотрудничества в различных областях экономического и
культурного взаимодействия согласно Декларации Третьей Генеральной
Ассамблеи Северного Форума, проходившей в г. Якутске 10-13 августа
1997 года, и в соответствии с итоговыми документами "Дней Арктики-
97", постановляю:
1. Объявить в Республике Саха (Якутия) 1998 год Годом Арктики.
2. Утвердить прилагаемые Основные направления проведения Года
Арктики в Республике Саха (Якутия).
3. Образовать организационный комитет по проведению Года
Арктики (приложение N 2). Руководство работой организационного
комитета Года Арктики возложить на Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия) Федорова В.П.
4. Министерствам, ведомствам, администрациям арктических
улусов, руководителям предприятий, учреждений и банков обсудить
итоги "Дней Арктики-97" и разработать мероприятия по решению
поставленных задач, обеспечить их своевременное исполнение.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа оставляю за собой.
Президент
Республики Саха (Якутия)
М.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
25 ноября 1997 года
N 294
Приложение N 1
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 25 ноября 1997 г. N 294
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ГОДА АРКТИКИ
Республика Саха (Якутия) - государство в составе Российской
Федерации, часть территории которой является арктической зоной с
границами по южному пределу тундры севернее, а местами южнее 66
градусов северной широты. 12 из 35 улусов расположены в
арктической зоне, в которой проживает одна десятая часть населения
республики.
Дальнейшее жизнеобеспечение населения Арктики требует
незамедлительного решения острых глобальных проблем -
экономических, социальных, политических, экологических и духовных,
проявившихся в результате хищнической политики прежних
десятилетий, когда интересы населения и будущих поколений были
подчинены интересам укрепления государственной машины,
использования и эксплуатации природных и недровых богатств. В
немалой степени обострению этих проблем способствовало и
непродуманное реформирование социально-экономической сферы
последних лет, осуществляемое без учета своеобразных условий этого
уникального циркумполярного региона, специфику жизни в нем,
формировавшихся не одно тысячелетие. Эти проблемы Арктики
характерны для большинства северных приарктических государств и
носят трансконтинентальный характер.
Роль Арктики как одного из климатообразующих регионов планеты,
сохранившего естественную природную среду обитания, становится
определяющей в преддверии XXI века и как хранилища запасов
минерально-сырьевых ресурсов.
Решение задач эффективного экономического развития Республики
Саха (Якутия), безусловно, зависит от увеличения объемов
использования природных ресурсов, что приведет к усилению
техногенного воздействия на природную среду и, соответственно,
потребует действенного государственного регулирования, проведения
политики государственного протекционизма в отношении арктической
зоны.
С учетом этих факторов 1998 год объявлен в Республике Саха
(Якутия) Годом Арктики.
Целями Года Арктики являются:
1. Определение основных путей и механизмов выхода из кризисного
состояния традиционных отраслей хозяйства.
2. Повышение роли государственного регулирования процессов
социально-экономического и культурного развития арктической зоны.
3. Создание основ для постепенного перехода к сбалансированному
природопользованию при приоритете экологических интересов над
экономическими.
4. Обеспечение условий для реализации системы мер, направленных
на концентрацию усилий и действий Правительства, администраций
арктических улусов, Союза ассоциаций коренных малочисленных
народов Севера и союзов родовых общин республики в решении
вопросов развития арктической зоны.
5. Повышение адресности и эффективности государственной
поддержки, создание комплексной системы социальной защиты народов
Севера.
6. Создание целевой программы социально-экономического развития
и сотрудничества северо-восточных регионов России.
Для достижения вышеназванных целей необходимо решить следующие
задачи:
1. Осуществить мероприятия комплексного плана Года Арктики,
итоговых документов Дней Арктики-97 и плана действий Правительства
Республики Саха (Якутия) по реализации предложении, высказанных в
ходе проведения Дней Арктики-97 согласно постановлению N 503 от 18
ноября 1997 года.
2. Централизовать распределение и установить контроль за
целевым использованием финансовых средств, направляемых для нужд
арктических улусов.
3. Создать благоприятные условия для кооперирования и
интегрирования хозяйствующих субъектов арктической зоны в
соответствии с условиями рыночной экономики и стабилизации
развития традиционных отраслей занятости народов Севера.
4. Создать единый комплекс факторий как заготовительных,
перерабатывающих и торговых организаций.
5. Создать основы для перехода к осуществлению радикальных мер
по транспортному обеспечению арктического завоза, нужд
традиционных отраслей хозяйства Севера.
6. Создать условия для оснащения бригад оленеводов, охотников
передвижными телеустановками, электростанциями и средствами
дальней радиосвязи.
7. Создать благоприятные условия для функционирования
целостного механизма финансирования завоза продовольствия и
топливно-энергетических ресурсов, объединяющего средства
федерального и республиканского бюджетов. Образовать специальные
консолидированные фонды государственной финансовой поддержки
арктического завоза.
8. Принять меры по освоению местных ресурсов природного
топлива.
9. Расширить использование нетрадиционных источников энергии.
10. Увеличить отчисления рентных платежей за пользование
природными ресурсами в доходную часть местных бюджетов.
11. Реализовать систему социальных гарантий населению Арктики и
переход к системе целевого бюджетного финансирования социальной
сферы арктической зоны.
12. Сформировать механизм государственного регулирования
научного, образовательного, культурно-просветительного,
медицинского и кадрового обеспечения жизнедеятельности кочевого и
полукочевого населения.
13. Создать благоприятные условия для инвестиционной
деятельности республиканских, российских и зарубежных инвесторов.
14. Расширить межрегиональное и международное сотрудничество с
регионами Северного Форума и Баренцева Совета в обмене опытом
хозяйственного и культурного развития и в реализации совместных
проектов.
Реализация "Основных направлений проведения Года Арктики"
призвана создать необходимые условия экономического
благоприятствования и государственного регулирования традиционных
отраслей производства и социального развития арктической зоны
Республики Саха (Якутия) с целью выхода из кризисной ситуации.
Руководитель
Администрации Президента
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
Приложение N 2
к Указу Президента
Республики Саха (Якутия)
от 25 ноября 1997 г. N 294
СОСТАВ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ В 1998 ГОДУ
ГОДА АРКТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Федоров В.П. - Председатель Правительства Республики Саха
(Якутия), председатель оргкомитета.
Члены оргкомитета:
Полушкин Г.Н. - первый заместитель Руководителя Администрации
Президента Республики Саха (Якутия);
Членов В.М. - заместитель Председателя Правительства Республики
Саха (Якутия), министр материальных ресурсов, торговли и
транспорта Республики Саха (Якутия);
Борисов Е.А. - заместитель Председателя Правительства
Республики Саха (Якутия);
Данчикова Г.И. - первый заместитель министра финансов
Республики Саха (Якутия);
Барашков П.Д. - первый заместитель министра экономики
Республики Саха (Якутия);
Топорков В.В. - министр по делам народов Республики Саха
(Якутия);
Сивцев И.С. - министр сельского хозяйства и продовольствия
Республики Саха (Якутия);
Пинаев В.Т. - начальник-министр Управления воздушного
транспорта Республики Саха (Якутия);
Федоров М.П. - первый заместитель министра образования
Республики Саха (Якутия);
Круглова Г.А. - первый заместитель министра здравоохранения
Республики Саха (Якутия);
Песковская Ю.А. - и.о. министра социальной защиты, труда и
занятости Республики Саха (Якутия);
Наумов И.И. - первый заместитель министра культуры Республики
Саха (Якутия);
Андросов Н.Е. - глава администрации Анабарского улуса;
Скрябин В.К. - генеральный директор ГП "Сахаарктикаторг";
Роббек В.А. - директор Института проблем малочисленных народов
Севера СО РАН;
Скрябин Р.М. - президент Академии Северного Форума, директор
Международного центра развития северных территорий при ЯНЦ СО РАН;
Кривошапкин А.В. - президент Ассоциации коренных малочисленных
народов Севера Республики Саха (Якутия);
Осипов А.Н. - президент Академии духовности Республики Саха
(Якутия);
Саввинов Ю.Н. - президент АК "Якутскэнерго";
Поляков А.И. - заместитель председателя Государственного
комитета Республики Саха (Якутия) по энергетике и коммунальному
хозяйству;
Николаев Н.В. - генеральный директор ГП "Сахателеком";
Смердов В.Н. - начальник Управления морского и речного
транспорта Министерства материальных ресурсов, торговли и
транспорта Республики Саха (Якутия);
Николаев А.С. - президент инвестиционно-кредитного банка
"Сахакредитбанк";
Андросова О.М. - директор международного детского фонда "Дети
Саха-Азия";
Прокопьев А.Т. - начальник отдела физической культуры и спорта
Министерства по делам молодежи, туризма, физической культуры и
спорта Республики Саха (Якутия);
Востряков Г.И. - директор ГУП "Походок" Нижнеколымского улуса.
Руководитель
Администрации Президента
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
|