КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 1997 года
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ
(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) А.Н. КИМ
Конституционный суд в составе председательствующего Петракова
А.Д., судей Долгашевой В.А., Прокопьева В.Н., Филиппова В.Т.,
Миронова Д.Н. рассмотрев заявление кандидата в депутаты Палаты
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по Хангаласскому
избирательному округу N 32 А.Н. Ким,
установил:
1. А.Н. Ким обратился в Конституционный суд Республики Саха
(Якутия) с просьбой "дать правовую оценку действиям Президента
Республики Саха (Якутия) и администрации Президента с целью
пресечения всех незаконных действий, ущемляющих конституционные
права граждан избирать и быть избранным", гарантированных
Конституцией Республики Саха (Якутия) и действующим
законодательством.
Поводом для обращения послужили, во-первых, материалы
совещания, проведенного 14 ноября 1997 года, где, как полагает
заявитель, руководитель администрации Президента Власов В.М. "дал
прямое указание Главе администрации Абрамову В.С. поддержать
кандидатуру Трофимова Д.Д. и ни в коем случае не допускать
избрания Ким А.Н.", во-вторых, речь Президента Республики Саха
(Якутия) Николаева М.Е. от 15 ноября 1997 года на торжественном
собрании общественности Хангаласского улуса, где, как указывает
заявитель, "было заложено, что избирателям Хангаласского улуса
необходимо избрать депутатом Палаты Республики Трофимова Д.Д. и
выражена надежда, что это предложение будет поддержано".
Заявитель считает, что "... Президент Республики Саха
(Якутия), который является гарантом соблюдения Конституции и
законов, стал нарушителем Конституции и Закона Республики Саха
(Якутия) "О выборах народных депутатов Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" (пункт 3 статьи 2, пункт 1
статьи 16, пункт 3 статьи 17).
2. Правовая оценка действий и решений Президента,
администрации Президента может быть дана Конституционным судом не
вообще, а в связи и в пределах процедур, предусмотренных Законом
"О порядке деятельности Конституционного суда". Такое было бы
возможным в делах, рассматриваемых Конституционным судом в порядке
проверки конституционности правоприменительной практики (статья
33), в порядке проверки конституционности договоров, нормативных
актов и законов (статья 24), в порядке дачи заключений по запросам
определенных субъектов (статья 41). Заявитель же не связывает свою
просьбу ни с одним из предусмотренных этим Законом видов
конституционного судопроизводства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона Республики Саха
(Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда"
Конституционный суд рассматривает дела о конституционности
правоприменительной практики лишь в том случае, если оспариваемое
решение (действие) должностного лица принято в соответствии с
обыкновением. В указанных в заявлении действиях наличие
обыкновения в смысле требований пункта 2 статьи 33 упомянутого
закона не усматривается. На существование такого обыкновения не
ссылается и заявитель.
Согласно статье 41 Закона "О порядке деятельности
Конституционного суда" Конституционный суд, по запросам надлежащих
органов, дает заключения о соответствии Конституции Республики
Саха (Якутия) действий и решений Президента, а также других высших
должностных лиц республики, если согласно Конституции Республики
Саха (Якутия) неконституционность их действий и решений служит
основанием для их отрешения от должности. По действующему
законодательству, кандидат в депутаты Государственного Собрания
(Ил Тумэн) не является субъектом соответствующего запроса в
Конституционный суд.
3. В заявлении кандидата в народные депутаты Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Ким А.Н. в Конституционный суд Республики Саха
(Якутия) поставлен важный вопрос о правильном сочетании в
конкретном случае выполнения должностным лицом политических и
управленческих обязанностей с требованиями закона по
избирательному процессу. В условиях роста ответственности
избирателей любое отступление от правил, установленных законом,
может быть объявлено несовместимым с принципом свободных выборов.
Проверка и установление конкретных фактов нарушения
законодательства о выборах должностными лицами, отнесено к
компетенции избирательных комиссий и судов общей юрисдикции.
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) согласно пункту 4
статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде
Республики Саха Якутия)" не устанавливает и не исследует
фактические обстоятельства и не выносит решения во всех случаях,
когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 36,
пунктом 1 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке
деятельности Конституционного Суда" и пунктом 4 статьи 1 Закона "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия)" Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
определил:
1. В принятии к рассмотрению заявления кандидата в депутаты
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ким
Александра Николаевича отказать.
2. Определение Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
по данному заявлению окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Определение подлежит опубликованию в газетах "Якутия",
"Саха сирэ".
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
|