Зарегистрировано в Минюсте РС(Я) 31 июля 1997 г. N 1-о
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Приложение N 2
Утверждено
приказом Министерства образования
Республики Саха (Якутия)
от 3 июля 1997 г. N 01-06/344
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение разработано на основе Законов
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образования",
Типового положения "Об общеобразовательном учреждении",
утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994
г. N 1008, и в соответствии с пунктом 9 Постановления реализует
возможность создания нового вида образовательного учреждения,
восполняющего образовательную инфраструктуру Республики Саха
(Якутия), обеспечивающего более благоприятные условия для
обучения, воспитания и развития граждан с учетом региональной
специфики.
1.2. Настоящее положение распространяет действия на
государственные (муниципальные) образовательные учреждения в
системе образования Республики Саха (Якутия). Для
негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее
положение является примерным.
1.3. Лицей является одним из звеньев системы непрерывного
образования и предоставляет всем гражданам РС(Я) возможность
реализовать гарантированное государством право на получение
бесплатного общего образования в пределах государственных
стандартов повышенного уровня.
1.4. Деятельность лицея строится на принципах демократии и
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития
личности, автономности и светского характера образования.
1.5. Основная цель лицея - формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения содержания лицейских
образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе,
формирования основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности и любви к Родине.
Лицей создает условия для формирования у учащихся по их
желанию, склонностям и возможностям повышенного уровня
образованности по всей предметной области, обеспечивающего
достижение уровня методологической компетентности в конкретной
предметной области, а также допрофессиональную ориентацию в
системе наук данной области, являющихся фундаментом обучения в
высших учебных заведениях по избранной специальности.
Лицей обеспечивает достижение названных целей за счет
использования в образовательном процессе социокультурных
возможностей РС(Я) и высокого научно-методического оснащения
образовательных программ, постоянного участия педагогического
коллектива в опытно-экспериментальной работе по созданию новых
технологий образовательной деятельности.
1.6. Лицей осуществляет обучение и воспитание в интересах
личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности, в том числе возможности удовлетворения потребности
обучающегося в самообразовании и получении дополнительного
образования.
1.7. В лицее создание и деятельность организационных структур
политических и религиозных движений и организаций не допускается.
1.8. Лицеи учреждаются администрацией улусов республики и
улусных управлений образования в соответствии с задачами развития
системы образования РС(Я), применительно к специфике
образовательных условий и образовательных потребностей конкретного
региона, а также имеющихся условий бюджетного финансирования.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦЕЯ
2.1. Лицей создается учредителем по собственной инициативе и
регистрируется в соответствии с законодательством Российской
Федерации в заявительном порядке.
2.2. Лицей является государственным (муниципальным)
общеобразовательным учреждением. Учредителями лицея являются
улусные управления образования и администрации улусов республики.
Допускается совместное учредительство лицеев, основанное на
объединение имущества, находящегося в республиканской,
муниципальной и частной собственности, а также в собственности
общественных объединений (организаций), иностранных государств,
юридических и физических лиц.
2.3. Учредительными документами лицея являются решение
собственника или договор учредителей, а также устав учреждения.
2.4. Отношения между учредителями и лицеем определяются
договором, заключенным между ними в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.5. Права юридического лица у лицея в части ведения уставной
финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку
образовательного процесса, возникают с момента его регистрации.
Лицей как юридическое лицо имеет устав, расчетные и другие
счета в банковских учреждениях, печать установленного образца,
штамп, бланки со своим наименованием.
2.6. Право на образовательную деятельность и льготы,
предоставляемые законодательством Российской Федерации Республики
Саха (Якутия), возникают у лицея с момента выдачи ему лицензии
(разрешения).
2.7. Лицей проходит государственную аккредитацию и аттестацию
в порядке, установленном Законами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
2.8. Лицей может быть реорганизован, перепрофилирован,
ликвидирован по решению учредителя.
2.9. Ликвидация лицея может осуществляться:
а) по решению его учредителей либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными документами;
б) по решению суда в случае осуществления деятельности без
надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо
деятельности, не соответствующей его уставным целям.
2.10. Лицей может иметь филиалы, другие структурные
подразделения, которые проходят регистрацию лицея по фактическому
адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию
в порядке, установленном Законами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) "Об образовании".
2.11. Количество классов в лицее зависит от числа поданных
заявлений граждан и условий, созданных для осуществления
образовательного процесса, с учетом санитарных условий.
Наполняемость в классов лицея устанавливается в количестве 20
учащихся.
Численность учащихся в группе факультатива - 8 человек.
2.12. При проведении занятий по иностранному языку в 8-11
классах допускается деление класса на 3 группы. При проведении
занятий по трудовому обучению в 8-11 классах, физической культуре
в 10-11 классах, по информатике и вычислительной технике, физике и
химии (во время практических занятий) допускается деление класса
на 2 группы.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Лицей осуществляет свою деятельность на 2 ступенях
обучения (вторая и третья ступени) на основе сочетания
общеобразовательного и дополнительного обучения.
Нормативный срок обучения в лицее - 4 года (8-11 классы).
Основное (общее) образование - 8-9 классы.
Среднее полное общее образование - 10-11 классы.
3.2. Лицей на этапе основного общего образования обеспечивает
освоение обучающимися лицейских образовательных программ,
становление и формирование личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способности к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения
среднего (полного) общего образования повышенного уровня или
среднего профессионального образования.
3.3. Основное общее образование и итоговая аттестация по его
завершении являются обязательными. Требования обязательности
основного общего образования применительно к конкретному
обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста,
если соответствующее образование не было получено обучающимися
ранее.
3.4. Среднее (полное) общее образование лицейского уровня (III
ступень) является завершающим этапом общеобразовательной
подготовки, обеспечивающим достижение обучающимися повышенного
уровня методологической и допрофессиональной компетентности в
избранной предметной области и освоения лицейской образовательной
программы, развитие устойчивых познавательных интересов и
творческих способностей обучающегося, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации
обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы
по выбору самих обучающихся, направленные на развитие интересов,
способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для
получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным
программам) и высшего профессионального образования.
3.5. Учредитель с учетом региональных особенностей и
возможностей, руководствуясь программой развития образовательной
системы региона может финансировать указанные программы и
создавать специальные кадровые условия для их реализации.
3.6. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание
в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или)
уставом учреждения.
Лицей реализует предоставленное государством право граждан на
получение основного общего образования на родном языке, а также
на выбор языка обучения созданием условий для функционирования
необходимого числа классов и групп.
3.7. В соответствии с уставными целями и задачами лицей может
реализовать дополнительные образовательные программы и оказывать
дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих
его статус основных общеобразовательных программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе
платных, определяются уставом лицея.
3.8. Лицей по договоренности и совместно с предприятиями,
учреждениями, организациями может проводить профессиональную
подготовку в качестве дополнительных образовательных услуг, в том
числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности.
Начальная профессиональная подготовка в лицее проводится
только с согласия обучающихся и их родителей
3.9. Лицей самостоятелен в выборе форм, средств и методов
обучения и воспитания в пределах определенных Законами РФ и РС(Я)
"Об образовании" и уставом.
3.10. Организация образовательного процесса в лицее строится
на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением
самостоятельно в соответствии с государственным учебным планом.
Учебные нагрузки учащихся, регламентированные указанными
документами, не должны превышать норм предельно допустимых
нагрузок, определенных уставом лицея на основе рекомендаций,
согласованных с органами здравоохранения.
3.11. Учебный год в лицее начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года в 8-11 классах - не менее 34
недель.
Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного
года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и
утверждается лицеем самостоятельно, по согласованию с учредителем
3.12. Лицей самостоятелен в выборе системы оценок, формы,
порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в
соответствии со своим уставом и требованиями закона "Об
образовании".
3.13. В случае систематического нарушения Устава лицея к
учащимся 2 и 3 ступеней могут быть применены меры воздействия,
предусмотренные Уставом учебного заведения, вплоть до исключения.
Исключение из лицея рассматривается как крайняя мера.
Решение об исключении учащегося из лицея принимается
педагогическим советом лицея по согласованию с улусным (городским)
управлением образования и комиссией по делам несовершеннолетних.
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1. Участниками образовательного процесса в лицее являются
обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители
обучающихся.
4.2. Порядок приема в лицей в части, не отрегулированной
Законом РФ и РС(Я) "Об образовании", определяется учредителем
лицея и закрепляется в уставе.
4.3. Учредители устанавливают порядок и правила приема в лицей
на ступени основного общего образования (8 класс).
По согласованию с учредителем лицей имеет право конкурсного
приема в 8-е классы, а также объявить дополнительный, к набранным
ранее 8-11 классам, на вакантные места.
4.4. Лицей обязан ознакомить поступающего на обучение и
родителей с уставом и другими документами, регламентирующими
организацию образовательного процесса в учреждении.
4.5. Права и обязанности обучающихся, их родителей
определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом
локальными актами.
Устав лицея утверждается учредителем.
4.6. Лицею запрещается привлекать обучающихся к труду, не
предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом
и уставом учреждения, без их согласия и согласия родителей.
Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в
общественные, общественно-политические организации, движения и
партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих
организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических
акциях не допускаются.
4.7. Лицей обязан соблюдать принципы государственной политики
в области образования в части раздельности светского и
религиозного образования.
4.8. Лицей имеет право по согласованию с учредителем на
перевод учащихся, не освоивших программу учебного года и имеющих
академическую задолженность, в другие общеобразовательные
учреждения.
Министр образования
Е.И.МИХАЙЛОВА
|