КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 1997 г. N 5-0
О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 27 МАРТА 1996 ГОДА N 128
"О ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СТАВКАХ СБОРА ПРИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
РЕЧНЫХ СУДОВ, НАПРАВЛЯЕМОГО НА ПОКРЫТИЯ РАСХОДОВ ПО
СОДЕРЖАНИЮ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ЛЕНСКОГО БАССЕЙНА"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова,
В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова,
с участием Председателя Высшего Арбитражного суда Республики
Саха (Якутия) Н.Ф. Борисова, представителя Ленского
государственного бассейнового управления путей и судоходства Г.А.
Ухова, частного предпринимателя В.А. Мазяр,
рассмотрел в открытом заседании, в связи с запросом
Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), дело о проверке
конституционности постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 27 марта 1996 г. N 128 "О дифференцированных ставках
сбора при лицензировании речных судов, направляемого на покрытия
расходов по содержанию водных путей Ленского бассейна".
Заслушав сообщение судьи-докладчика, выступления
представителей сторон и других участников заседания,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В производстве Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
находится дело по иску Ленского государственного бассейнового
управления водных путей и судоходства к частному предпринимателю
В.А. Мазяр о взыскании задолженности за использование водных
путей.
Требования истца основаны на договоре, заключенном между В.А.
Мазяр и Ленским государственным бассейновым управлением водных
путей и судоходства, где ставки сбора на покрытие расходов по
содержанию водных путей определены в соответствии с постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 1996 года.
По мнению ответчика, с судовладельцев взыскиваются не
предусмотренные законами Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) сборы. Поэтому он настаивает на проверке
конституционности постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) N 128 от 27 марта 1996 г. В связи с этим Арбитражный суд
просит проверить конституционность постановления Правительства
Республики Саха (Якутия) от 27 марта 1996 г. N 128 "О
дифференцированных ставках сбора при лицензировании речных судов,
направляемого на покрытия расходов по содержанию водных путей
Ленского бассейна".
2. Согласно статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря
1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
под налогом, сбором ... понимается обязательный взнос в бюджет ...
или во внебюджетный фонд. В постановлении Правительства республики
от 27 марта 1996 г. прямая цель введения сборов, отождествляемых с
налогами, не усматривается, так как сборы, ставки и порядок
взимания которых были утверждены в пунктах 1 и 2 постановления, не
направлялись в бюджет.
Конституция Республики Саха (Якутия) в статье 125
устанавливает, что предприятия и организации, расположенные и
действующие на территории республики, независимо от форм
собственности и подчиненности вносят налоги в установленном
законом порядке. Приведенная конституционная норма не затрагивает
сборов, указанных в рассматриваемом постановлении Правительства
республики.
3. Согласно статьи 3 Конституции республики, государственная
власть в Республике Саха (Якутия) действует в соответствии с
принципом разделения и равновесия между законодательной и
исполнительной ветвями власти. Разделение полномочий между
законодательными и исполнительными органами государственной власти
республики проведено в отношении налогов и сборов, соответствующих
природе налогов, что и выражено в статьях 58, 58.1 и 125
Конституции, но оно не коснулось сборов, не обладающих признаками
налога.
4. Постановление Правительства республики от 27 марта 1996 г.
не содержит императивной нормы о введении в республике постоянно
действующих сборов на покрытие расходов на содержание водных путей
Ленского бассейна судовладельцами. Не случайно правоотношения
между судовладельцами и государственным предприятием в лице
Ленского бассейнового управления водных путей и судоходства по
вопросам сборов, указанных в постановлении Правительства
республики от 27 марта 1996 г., устанавливались на основе
договоров, хотя и связывались с соответствующим законодательным
актом; именно в договорах определялись права и обязанности сторон
по возмещению расходов по содержанию водных путей. Предметом
договоров служили не сборы как таковые, а услуги, предоставляемые
в связи с необходимостью обеспечения судовладельцев условиями
безопасности судоходства. Определяющими в данном случае
правоотношениями были не конституционные, а преимущественно
административно- и гражданско-правовые.
Таким образом, вопрос, урегулированный постановлением
Правительства Республики Саха (Якутия) N 128 от 27 марта 1996 г.
"О дифференцированных ставках сбора при лицензировании речных
судов, направляемого на покрытия расходов по содержанию водных
путей Ленского бассейна", конституционность которого предлагается
проверить, не получил разрешения в нормах Конституции Республики
Саха (Якутия) и способ его правильного разрешения не содержится в
основах конституционного строя республики.
Следовательно, на основании частей 1 и 2 статьи 29 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда" производство по делу подлежит прекращению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 29 Закона "О
порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха
(Якутия)", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
определил:
1. Прекратить производство по делу о проверке
конституционности постановления Правительства Республики Саха
(Якутия) от 27 марта 1996 года N 128 "О дифференцированных ставках
сбора при лицензировании речных судов, направляемого на покрытие
расходов по содержанию водных путей Ленского бассейна".
2. Настоящее определение окончательно, обжалованию не
подлежит.
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
|