КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 1997 г. N 3-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА
ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ОТ 20 ИЮЛЯ 1992 Г. "О ДОПОЛНЕНИИ
ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ",
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1992 Г. N 419 "О ПОЛОЖЕНИИ О ВЪЕЗДЕ,
РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова,
В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова с участием
представителя ходатайствующей стороны, исполняющего обязанности
прокурора Республики Саха (Якутия) Н.Ф. Тахватулина, представителя
Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия), народного депутата М.М. Яковлева
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
вышеперечисленных нормативных актов.
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство исполняющего
обязанности прокурора Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Республики Саха (Якутия) рассматриваемые нормативные акты.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителя
стороны, выступление участника заседания, исследовав документы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. 29 мая 1992 года Верховный Совет Республики Саха (Якутия) в
целях усиления экономической, социальной и экологической защиты
территории проживания малочисленных народов Севера принял
постановление "Об упорядочении въезда в арктические районы
Республики Саха (Якутия)". Правительству Республики Саха (Якутия)
было поручено разработать Положение о въезде в арктические районы.
В развитие данного акта Верховный Совет Республики Саха
(Якутия) от 26 июня 1992 года принял постановление, которым в 10
районах республики, где имеются места компактного проживания
малочисленных народов Севера, был введен особый режим въезда,
регистрации и пребывания. Постановлением Президиума Верховного
Совета от 20 июля 1992 года перечень районов был дополнен
территорией г. Нерюнгри. Согласно постановления Верховного Совета
въезд, регистрация и пребывание в районах с особым режимом
гражданам Российской Федерации, гражданам стран СНГ, лицам без
гражданства разрешается на основе приглашений, санкционированных
местной администрацией. Эти лица обязаны в трехдневный срок
зарегистрироваться в органах внутренних дел. За нарушение правил
въезда, регистрации и пребывания в районах с особым режимом
административные комиссии налагают штраф.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18
сентября 1992 года было утверждено Положение о въезде, регистрации
и пребывании в отдельных районах Республики Саха (Якутия), которое
установило специальный порядок въезда, регистрации и пребывания на
территории Анабарского, Аллайховского, Абыйского, Булунского,
Мирнинского, Нижнеколымского, Оймяконского, Томпонского,
Усть-Майского, Усть-Янского районов и г. Нерюнгри.
Ходатайствующая сторона считает, что установление специального
порядка въезда, регистрации и пребывания в отдельных районах
республики не соответствует федеральному законодательству о
территориях с особым правовым режимом, ограничивает право граждан
Российской Федерации, СНГ, иностранных граждан, лиц без
гражданства, законно находящихся на территории Российской
Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства, вторгается в сферу регулирования прав и свобод,
которая находится в ведении Российской Федерации.
2. Указанные в ходатайстве акты содержат связанные между собой
положения и поэтому подлежат рассмотрению в одном производстве.
Конституционность постановления Верховного Совета от 26 июня
1992 года ранее проверялась Конституционным судом республики и
вынесено решение. В связи с принятием Конституции Российской
Федерации 1993 года и новых федеральных законов появились новые
основания проверки конституционности рассматриваемых актов, о чем
говорится в ходатайстве.
3. Постановлениями Верховного Совета и Правительства
регулируются порядок въезда, регистрации и пребывания в отдельных
районах республики, а также административная ответственность за
нарушение установленного порядка. Эти вопросы относятся к предмету
административного и административно-процессуального права.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской
Федерации административное законодательство отнесено к совместному
ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Регулирование в рассматриваемых актах порядка въезда,
регистрации и пребывания в отдельных районах республики связано с
вопросами защиты прав национальных меньшинств (малочисленных
народов Севера), природопользования, охраны окружающей среды и
обеспечения экологической безопасности, защиты исконной среды
обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических
общностей. В постановлениях Верховного Совета и Правительства эти
положения закреплены как цели принятия указанных актов.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
эти вопросы также находятся в совместном ведении Российской
Федерации и республики.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по
предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты
субъектов Российской Федерации. Из этого следует, что республика
вправе посредством актов Верховного Совета и Правительства
регулировать вопросы въезда, регистрации и пребывания в отдельные
районы где проживают малочисленные народы Севера.
4. В статье 69 Конституции Российской Федерации права коренных
малочисленных народов признаны как особая разновидность прав,
гарантируемых государством. В пункте "м" статьи 72 Конституции
Российской Федерации защита исконной среды обитания и
традиционного образа жизни этих народов закрепляется как отдельный
предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов. Тем самым
предполагается специальное правовое регулирование в указанной
сфере.
Республика Саха (Якутия) согласно статье 42 ее Конституции
берет на себя обязанности защиты прав малочисленных народов Севера
на земли, природные ресурсы, охотничье-рыболовные угодья, на
реализацию социальных программ с учетом этнических и экологических
особенностей. В соответствии с указанным конституционным
положением республика вправе в своих нормативных актах
устанавливать специальный порядок въезда, регистрации и пребывания
в местах проживания малочисленных народов Севера.
Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных
малочисленных народов и защищая их права, обязалась исходить из
принципов и норм международного права (статья 69 Конституции
Российской Федерации). Статья 4 Конвенции N 169 Международной
организации труда (МОТ) о коренных малочисленных народах гласит,
что в случае необходимости применяются специальные меры для охраны
лиц, принадлежащих к соответствующим народам, их институтов,
собственности, труда, культуры и окружающей среды. Специальные
меры принимаются для охраны прав соответствующих народов на земли,
на природные ресурсы, в отношении найма и условий занятости
представителей этих народов, если они не получают эффективной
защиты по законам, распространяющимся на всех.
Как видно из постановлений, введение особого порядка въезда,
регистрации и пребывания в местах проживания малочисленных народов
республики рассматривается как одна из специальных мер защиты прав
этих народов. В этом смысле особый порядок въезда не является
ограничением права на свободное передвижение и выбор места
жительства, закрепленного в статье 17 Конституции Республики Саха
(Якутия). Перечисленные в Конституции права и свободы, как гласит
статья 35 Конституции Республики Саха (Якутия), не должны умалять
иные права и свободы. Данное положение допускает возможность иного
т.е. специального регулирования прав и свобод в отношении
малочисленных народов.
Таким образом, постановления Верховного Совета и Правительства
в той мере, в какой они касаются специального регулирования прав
малочисленных народов в местах их компактного проживания,
соответствуют Конституции Республики Саха (Якутия).
Специальный порядок, установленный постановлениями, должен
распространяться на лиц въезжающих в территории компактного
проживания малочисленных народов. Такой вывод следует из целей
принятых актов, содержания их норм и перечня районов. Вместе с
тем, в постановлениях перечень этих районов указан без учета мест
компактного проживания этих народов. В частности, он не
соответствует перечню районов проживания малочисленных народов
Севера, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 11 января 1993 года N 22.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24, 25, 31
Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности
Конституционного суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать постановления Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) от 26 июня 1992 года "Об установлении особого режима
въезда, регистрации и пребывания в отдельных районах Республики
Саха (Якутия)", Президиума Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) от 20 июля 1992 года "О дополнении перечня районов, для
которых устанавливается особый режим въезда, регистрации и
пребывания", утвержденного постановлением Верховного Совета
Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 года, постановление
Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 сентября 1992 года N
419 "О положении о въезде, регистрации и пребывании в отдельных
районах Республики Саха (Якутия)" в части специального
регулирования режима въезда, регистрации и пребывания в местах
компактного проживания малочисленных народов Севера Республики
Саха (Якутия) соответствующими Конституции Республики Саха
(Якутия).
2. Перечень местностей компактного проживания малочисленных
народов Севера, указанный в нормативных актах Верховного Совета и
Правительства Республики Саха (Якутия), подлежат приведению в
соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля
1992 года N 397 "О неотложных мерах по защите мест проживания и
хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" и
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января
1993 года N 22 "Об утверждении перечня районов проживания
малочисленных народов Севера".
3. Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Постановление вступает в силу немедленно после
провозглашения.
5. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах
"Саха сирэ", "Якутия" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Д. МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 17 апреля 1997 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СУДА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 8 АПРЕЛЯ 1997 Г. N 3-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА
ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА ОТ 20 ИЮЛЯ 1992 Г. "О ДОПОЛНЕНИИ
ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ
ОСОБЫЙ РЕЖИМ ВЪЕЗДА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ",
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 18 СЕНТЯБРЯ 1992 Г. N 419 "О ПОЛОЖЕНИИ О ВЪЕЗДЕ,
РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕБЫВАНИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Саха (Якутия)
"О порядке деятельности Конституционного суда" Конституционный суд
Республики Саха (Якутия) разъясняет следующее.
По смыслу постановления специальный порядок въезда,
регистрации и пребывания, установленный указанными постановлениями
Верховного Совета и Правительства Республики Саха (Якутия) и
распоряжением главы администрации г. Нерюнгри от 11 ноября 1992
года N 1280-р для граждан Российской Федерации, не проживающих
постоянно в Республике Саха (Якутия), граждан стран СНГ, лиц без
гражданства, иностранных граждан действует только для въезда,
регистрации и пребывания в рабочий поселок Золотинка, Иенгринский
сельсовет.
В отношении г. Нерюнгри и других населенных пунктов,
подчиненных г. Нерюнгри, специальный порядок въезда, регистрации и
пребывания, установленный названными постановлениями и
распоряжением не действует.
Председатель Конституционного суда
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
В.ФИЛИППОВ
|