МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ТРУДА И
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 1997 г. N 16
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
УЛУСНЫХ ПРОГРАММ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
В целях оказания методической помощи органам исполнительной
власти улусов в работе по составлению улусных Программ по
улучшению условий труда, коллегия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке улусных
Программ по улучшению условий и безопасности труда.
2. Всем улусным и городским органам исполнительной власти
использовать данные Рекомендации в работе по составлению Программ
по улучшению условий и безопасности труда в улусе.
Министр
А.К.АКИМОВ
Утверждено
постановлением Коллегии
Министерства социальной защиты,
труда и занятости населения РС(Я)
от 27 марта 1997 г. N 16
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ УЛУСНЫХ ПРОГРАММ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ
ТРУДА
1. Общие положения
1.1. Целью разрабатываемых Программ является обеспечение
гарантированных Конституциями РФ и РС(Я) прав работников на
здоровые и безопасные условия труда, реализация государственной
политики в области охраны труда.
1.2. Данные рекомендации подготовлены для оказания методической
помощи органам исполнительной власти улусов в работе по
составлению указанных Программ.
1.3. Программы должны представлять собой комплекс
производственных, социальных, экономических, организационных и
других мероприятий, обеспечивающих улучшение условий труда и
снижение производственного риска.
1.4. При их разработке следует руководствоваться следующими
материалами:
- Программой социальных реформ в Российской Федерации на период
1996-2000 годы, раздел "Охрана труда";
- Основными направлениями социальных преобразований в
Республике Саха (Якутия) на период 1997-2000 годы, раздел "Охрана
труда";
- Рекомендациями по разработке программ улучшения условий и
охраны труда в организациях (Письмо Департамента охраны труда
Минтруда РФ от 05.01.1996 N 3-13);
- Рекомендациями по планированию мероприятий по охране труда
(пост. Минтруда РФ от 27.02.1995 N 11);
- Требованиями СНиПов и ГОСТов, стандартов ССБТ;
- Настоящими Рекомендациями.
1.5. Мероприятия, изложенные в Программах, должны быть
подкреплены материальными и финансовыми ресурсами.
2. Рекомендуется включить в Программу следующие разделы:
2.1. Введение.
В этом разделе целесообразно обосновать необходимость
разработки Программы, исходя из анализа состояния условий и охраны
труда в улусе, состояния производственного травматизма и
последствий, вызванных неблагоприятными условиями труда.
2.2. Организационные мероприятия.
В этом разделе необходимо рассмотреть вопрос о системном
подходе к организации работы по охране труда на предприятиях и в
организациях, расположенных на территории улуса.
Следует определить участие администрации улуса в управлении
охраной труда через создание службы (специалиста) охраны труда в
аппарате администрации улуса.
Обязать руководителей предприятий и организаций независимо от
форм собственности создавать и укреплять службы охраны труда,
разработать "Систему управления охраной труда" (СУОТ).
В тех отраслях производства, где имеются разработанные
положения СУОТ обязать руководителей к их внедрению.
В целях пропаганды работы по охране труда необходимо
запланировать улусные смотры-конкурсы за лучшее состояние охраны
труда, пожарной и дорожной безопасности. Для проведения этого
мероприятия необходимо разработать положение о постоянном смотре-
конкурсе по охране труда, предусмотреть меры поощрения победителей
смотра-конкурса.
Для реализации статьи 25 Основ законодательства Российской
Федерации об охране труда, организации общественного контроля на
предприятиях, в учреждениях и организациях за состоянием охраны
труда рекомендуется создать институт уполномоченных (доверенных)
лиц по охране труда профсоюзов или трудовых коллективов (пост.
Минтруда РФ от 8 апреля 1994 г. N 30). Работа уполномоченных
(доверенных) лиц проводится на общественных началах. Выборы
уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового
коллектива подразделения на срок не менее двух лет. В зависимости
от конкретных условий производства в структурном подразделении
может быть избрано несколько уполномоченных.
В Программе следует определить порядок проведения работы по
обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и
специалистов предприятий, учреждений, организаций (пост. Минтруда
России от 12.10.1994 N 65).
Руководители и специалисты предприятий, лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, связанные с организацией,
руководством и проведением работ непосредственно на рабочих местах
и производственных участках подлежат обучению и проверке знаний по
вопросам охраны труда не реже 1 раза в 3 года. Следует
предусмотреть в Программе создание улусной комиссии по обучению и
аттестации руководителей и специалистов по охране труда. Члены
данной комиссии должны быть аттестованы.
Определенное место в Программе должно быть уделено мероприятиям
по обобщению и внедрению опыта работы без травм предприятий, цехов
и т.д.
Достаточно большое число производств требует постоянного или
периодического контроля за состоянием воздушной среды, уровнями
излучений и другими вредными воздействиями на работников. Поэтому
в зависимости от конкретных условий необходимо запланировать
организацию санитарно-гигиенических лабораторий, приобретение
приборов и других средств контроля.
При подготовке этого раздела рекомендуется использовать
следующие материалы:
- рекомендации по разработке Программ улучшения условий и
охраны труда в организациях (Минтруд России, Департамент охраны
труда от 05.01.1996 N 3-13);
- рекомендации по планированию мероприятий по охране труда
(Приложение к пост. Минтруда России от 27.02.1995 N 11);
- типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по
охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений
и организаций (Утв. пост. Минтруда России от 12.10.1994 N 65);
- рекомендации по организации работы службы охраны труда на
предприятии, в учреждении и организации (Утв. пост. Минтруда
России от 30.01.1995 N 6).
2.3. Технические мероприятия.
В данном разделе следует предусмотреть проведение модернизации
и замены парка устаревшего оборудования, совершенствование
технологических процессов, в т.ч. и на муниципальных предприятиях.
Для оценки состояния оборудования необходимо использовать
материалы аттестации рабочих мест и сертификации производственных
объектов.
Надо разработать график замены устаревшего оборудования,
предусмотреть для этой цели финансовые средства в бюджете улуса и
предприятий. Особое внимание следует уделить модернизации
котельных и систем водоснабжения улуса. Если ранее аттестация
рабочих мест и сертификация производственных объектов не
проводилась, то необходимо запланировать и организовать данные
мероприятия в улусе, включив их в Программу. Для проведения этих
мероприятий необходимо подключить улусные службы санэпиднадзора,
пожнадзора, энергонадзора. Координацию деятельности предприятий и
организаций, связанную с улучшением условий и охраны труда должен
осуществлять специалист по охране труда администрации улуса или
работник администрации, на которого возложена работа по охране
труда.
Процесс модернизации и реконструкции муниципальных объектов
необходимо производить в соответствии с рекомендациями по
планированию мероприятий по охране труда (Приложение к пост.
Минтруда России от 27.02.1995 N 11).
2.4. Мероприятия по обеспечению надлежащих санитарно-бытовых
условий, лечебно-профилактическая работа.
Основу данной группы мероприятий составляют следующие: ввод в
эксплуатацию новых или расширение существующих санитарно-бытовых
помещений: бань, помещений для обогрева работников в зимнее время,
уголков отдыха, столовых, помещений для личной гигиены женщины,
помещений душевых, умывальных и т.д.
Рекомендуется также предусматривать проведение медицинских
осмотров, внедрение оптимальных режимов труда и отдыха,
строительство новых или реконструкцию существующих помещений
фельдшерских или врачебных здравпунктов, больниц, поликлиник,
установку различного медицинского процедурного оборудования,
оборудования спортивных залов и площадок, оборудование домов и баз
отдыха.
При разработке мероприятий этого раздела необходимо
руководствоваться следующими регламентирующими документами:
- расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых
помещений (гардеробных, душевых, умывальных, уборных, помещений
для личной гигиены женщин, помещений для обогрева и др.) - в
соответствии с требованиями СНиП 2.09.04;
- устройство на действующих новых объектах и реконструкция
имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат
релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников -
в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04;
- санитарные правила организации технологических процессов и
гигиенические требования к производственному оборудованию - в
соответствии с требованиями СНиП - 1042-73;
- общественные здания и сооружения - в соответствии с СНиП
2.08.02 - 89;
- административные и бытовые здания - в соответствии с
требованиями СНиП 2.09.04 - 87.
2.5. Социально-экономические мероприятия.
К социально-экономическим мероприятиям можно отнести:
обязательное страхование работников от временной
нетрудоспособности вследствие заболевания, страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
получение сертификата на соответствие требованиям охраны труда
рабочих мест и цехов, капитализацию средств для выплаты возмещения
вреда инвалидам труда.
3. Ожидаемые конечные результаты Программы
Реализация Программы должна обеспечить определенные конечные
результаты. К ним относятся: число лиц, которым будут улучшены
условия труда, сокращение числа несчастных случаев,
оздоровительный эффект от лечебно-профилактических мероприятий.
Для определения экономической эффективности от внедрения
мероприятий Программы в случае повышения производительности труда
можно воспользоваться рядом известных методик. Что касается
определения экономической эффективности от снижения несчастных
случаев и заболеваемости, необходимо иметь прежде всего результаты
материальных последствий, определяющих размер экономического
ущерба. Планируемое предотвращение экономического ущерба от
несчастных случаев и заболеваемости будет равносильно
экономической эффективности.
4. Реализация Программы
4.1. Кроме перечисленных разделов Программа может содержать
другие разделы по актуальным для данного улуса вопросам условий и
охраны труда.
4.2. К проекту Программы рекомендуется приложить пояснительную
записку, в которой необходимо описать ожидаемый социальный или
экономический эффект реализации мероприятий.
4.3. Программу рекомендуется формировать в соответствии с
приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.
4.4 Необходимо установить совместно с исполнителями и
участниками Программы сроки выполнения мероприятий и объемы их
финансирования.
4.5. Финансовое обеспечение Программы может осуществляться за
счет улусных бюджетов, Фондов охраны труда, внебюджетных средств,
за счет средств предприятий и организаций, заинтересованных в
решении конкретных задач.
4.6. Программы должны рассматриваться коллегиальным
совещательным органом улуса и утверждаться главой улуса с учетом
объемов финансирования на очередной финансовый год.
4.7. Для координации работы по выполнению Программы необходимо
назначить ответственное лицо. Координатор Программы организует
контроль за ходом выполнения Программы и за правильностью
расходования средств поступающих на реализацию Программы.
4.8. Один экземпляр утвержденной Программы с пояснительной
запиской необходимо представить в Управление охраны труда -
госэкспертизы условий труда Министерства социальной защиты, труда
и занятости населения РС(Я).
Приложение N 1
к Рекомендациям по разработке
улусных Программ по улучшению
условий и безопасности труда
УТВЕРЖДАЮ:
Глава администрации ________________ улуса
__________________________________________
Ф. И. О.
"___" __________" 1997 г.
ПРОГРАММА
по улучшению условий и безопасности труда в _____________
улусе на 1997-2000 годы
-------------T----------T----------------T-----------T-----------¬
¦ ¦ ¦ в т.ч. по ¦ ¦ ¦
¦ ¦Финансовые¦ источникам ¦ ¦ ¦
¦ ¦ затраты, ¦ финансирования ¦ Сроки ¦ ¦
¦Наименование¦ всего ¦ (млн. руб.) ¦выполнения ¦Исполнители¦
¦мероприятий ¦ (млн. +------T---------+мероприятий¦ ¦
¦ ¦ рублей) ¦Бюджет¦ Другие ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦улуса ¦источники¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(указать)¦ ¦ ¦
+------------+----------+------+---------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
L------------+----------+------+---------+-----------+------------
|