ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН)
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 1997 г. ПР N 238-I
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1997 ГОД
Рассмотрев представленную Правительством Республики Саха
(Якутия) Государственную программу поддержки малого
предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 1997 год, Палата
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) постановляет:
1. Утвердить Государственную программу поддержки малого
предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 1997 год
(прилагается).
2. Считать приоритетным направлением малого
предпринимательства развитие малых предприятий в сфере
производства.
3. Поручить Правительству Республики Саха (Якутия):
- обеспечить полное и своевременное финансирование
мероприятий, предусмотренных в Государственной программе поддержки
малого предпринимательства на 1997 год;
- взять под особый контроль выполнение производственной,
финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого
предпринимательства, его ресурсное обеспечение;
- обеспечить иностранные инвестиции субъектам малого
предпринимательства валютными средствами в полном объеме в
соответствии с постановлением Правительства Республики Саха
(Якутия) N 486 от 10 декабря 1996 года.
4. Контроль за ходом выполнения данного постановления
возложить на постоянную комиссию по промышленности, энергетике,
строительству, связи и транспорту Палаты Республики (П.М.Андреев).
5. Постановление вступает в силу с момента принятия.
Председатель
Палаты Республики
Е.ЛАРИОНОВ
Приложение
к постановлению Палаты Республики
от 11 марта 1997 г. ПР N 238-I
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
НА 1997 ГОД
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ
СОСТОЯНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Государственная программа поддержки малого предпринимательства
в Республике Саха (Якутия) на 1997 год (далее именуется -
Программа) разработана Государственным комитетом Республики Саха
(Якутия) по приватизации, антимонопольной политике и делам малого
и среднего бизнеса совместно с Министерством экономики Республики
Саха (Якутия), с участием улусных фондов поддержки
предпринимательства и в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации "О государственной поддержке малого
предпринимательства" N 88-ФЗ от 14 июня 1995 г., Федеральной
программой государственной поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 1996-1997 годы (утвержденной
постановлением Правительства РФ N 1256 от 18 декабря 1995 г. и
постановлением Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации N 44-II ГД от 07 июня 1996 г.), Указом
Президента Российской Федерации от 04.04.96 N 491 "О
первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации".
Программа сформирована, исходя из принципа преемственности по
отношению к Государственной программе поддержки малого
предпринимательства в Республике Саха (Якутия) за 1995-96 годы.
Анализ результатов выполнения предыдущей Государственной программы
показывает, что основные задачи, поставленные перед
Государственной программой, выполнены, несмотря на отсутствие
финансового обеспечения. Для реализации мероприятий указанной
Программы требовалось 33103,066 млн. рублей, из них в 1995 году -
потребность 5000,0 млн. рублей (решение постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.08.96 N 369), из
бюджета было выделено только 1850,0 млн. рублей, в 1996 году -
потребность 28103,0 млн. рублей, в бюджете на поддержку
предпринимательства ничего не заложено. Программой предусмотрено
повышенное внимание нормативно-правовой поддержке малого
предпринимательства, что отражено в ряде законодательных актов,
принятых на региональном уровне. На местном уровне законодательно
для субъектов малого предпринимательства и элементов
инфраструктуры поддержки предпринимательства установлены
дополнительно ряд налоговых льгот, утверждается порядок применения
на территории Республики Саха (Якутия) Закона Российской Федерации
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства", эти меры по налоговой
политике в условиях общей хаотичности и неопределенности
налогового регулирования не могут, конечно, оказать серьезного
стимулирующего воздействия на субъекты малого предпринимательства
на территориальном уровне. Разработан законопроект "О порядке
государственной регистрации субъектов малого предпринимательства в
Республике Саха (Якутия)". Если он будет принят, тогда процедура
регистрации для субъектов малого предпринимательства будет
упрощена. Выполнены отраженные в Государственной программе
направления по формированию и развитию инфраструктуры малого
предпринимательства в республике. В области совершенствования
инфраструктуры финансовой поддержки малого предпринимательства
произошли некоторые позитивные изменения. В республике практически
сформирован некоторый механизм финансовой поддержки малого
бизнеса, в частности, Фонд содействия демонополизации,
приватизации и поддержки предпринимательства. В течение 1993-1994
гг. фонду были выделены часть доходов от приватизации
республиканского имущества (834,0 млн. руб.), а в 1995 г. -
определенные бюджетные ассигнования (1850,0 млн. руб.),
направляемые в первую очередь на льготное кредитование отдельных
проектов, предлагаемых субъектами малого предпринимательства, и на
финансирование создания объектов инфраструктуры. Фондом учреждено
Агентство по содействию иностранным инвестициям в Республике Саха
(Якутия), которое в данной ситуации, при отсутствии внутренних
средств, призвано обеспечить субъектов малого предпринимательства
долгосрочным иностранным капиталом. Одной из эффективных форм
финансовой поддержки малого бизнеса является развитие лизинга. Для
осуществления финансового лизинга создана ОАО "Якутская лизинговая
компания", которая будет предоставлять малым предприятиям
оборудование, а не средства для его приобретения. Также
Государственной программой предусматривалась информационная
поддержка малого предпринимательства. Для выполнения этой функции
создан Информационно-аналитический центр поддержки
предпринимательства Республики Саха (Якутия). Государственная
программа содержала меры по решению проблем по подготовке кадров
для сферы малого предпринимательства. Частично кое-что по этому
направлению удалось реализовать, но очевидна недооценка масштабов
предстоящей работы.
Сектор малого предпринимательства при продолжающихся кризисных
явлениях в экономике и недостатке финансовых средств способен
сохранять и создавать новые рабочие места. Занятие малым бизнесом
- устойчивый источник средств к существованию. Вследствие этого
намечается повышение динамики количественного роста численности,
занятых в частном секторе, на что указывают расчетные данные
Минэкономики Республики Саха (Якутия) баланса трудовых ресурсов.
Показатели трудовых ресурсов по годам
------------------------------T--------T-------T--------T--------¬
¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦
------------------------------+--------+-------+--------+--------+
В частном секторе (тыс. чел) ¦ 89.2 ¦ 94.3 ¦ 95.5 ¦ 96.7 ¦
------------------------------+--------+-------+--------+--------+
В государственном секторе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
(тыс. чел) ¦ 386.8 ¦ 339.7 ¦ 312.7 ¦ 298.7 ¦
------------------------------+--------+-------+--------+---------
Динамика показателей развития малых предприятий
свидетельствует о высоком потенциале, жизнеспособности и
подтверждает, что малый бизнес действительно сможет решить
надвигающуюся проблему безработицы в республике.
Сектор малого предпринимательства наиболее динамично осваивает
новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях,
непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями
малого предпринимательства являются способность к ускоренному
освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств.
Еще одной характерной чертой малого предпринимательства является
активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному
развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Здесь сосредотачиваются наиболее квалифицированные и образованные
люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались
невостребованными в системе государственной собственности. Однако
сектору малого предпринимательства свойственны относительно низкая
доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением
новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный
риск в острой конкурентной борьбе. Экономическая политика
продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и
постгосударственных хозяйственных структур, в первую очередь
финансово-промышленных групп. Без поддержки государства и без
собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не
всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе более
крупному, отстаивать свои экономические, политические и социальные
интересы. Государственная поддержка должна выражаться в
формировании экономических и правовых условий и стимулов для
нормального ведения рыночного хозяйствования.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является обеспечение устойчивого развития
малого предпринимательства в производственной, инновационной и
других сферах как неотъемлемой части новой структуры экономики,
важнейшего направления создания новых рабочих мест и эффективных
институционных преобразований.
Задачами Программы являются:
- создание правовых, экономических и организационных условий
для устойчивого развития малого предпринимательства ;
- создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых
предприятий в производственной, социальной и инновационной сферах
для обеспечения рынка товарами и услугами собственного
производства;
- целенаправленное формирование системы государственной
поддержки малого предпринимательства;
- поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие
конкуренции на рынке товаров и услуг;
- инициирование финансово-кредитных и инвестиционных
механизмов, поиск новых источников финансирования
предпринимательской деятельности.
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЗДЕЛ I. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПОДДЕРЖКИ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Формирование системы нормативно-правового обеспечения малого
предпринимательства республики нацелено на разработку специальных
законодательных и иных нормативно-правовых актов, реально
действующих и обеспечивающих поддержку малого бизнеса. При этом
разработка законодательных актов, основывается на приоритетности
концептуальных разработок по предпринимательству на уровне
федеральных законов и специализации их на основе регионального
мониторинга. Создание нормативно-правовой базы предпринимательства
в республике на практике направлено на сочетание федеральной
стратегии и региональной тактики.
РАЗДЕЛ II. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В этой части поддержки малого предпринимательства необходимо
сочетать оптимизацию налоговых льгот, развитие системы
кредитования и создание благоприятного инвестиционного климата с
участием специализированных фондов и других финансовых институтов.
Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого
предпринимательства может осуществляться как путем направления
бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, так и
косвенно, путем создания благоприятных условий для привлечения
инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики
республики. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно
способствовать формированию необходимого стартового капитала для
вновь создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий
и преодолению негативной тенденции ухода этих предприятий от
налогообложения. Для прямой финансовой поддержки малого
предпринимательства республики необходимо предусмотреть
специальные бюджетные ассигнования в размере фиксированной доли
расходов республиканского бюджета. Основным каналом прямого
финансового содействия развитию малого бизнеса в республике
являются улусные (городские) фонды поддержки предпринимательства и
Фонд содействия приватизации, демонополизации и поддержки
предпринимательства. Программа предусматривает особый метод
финансовой поддержки, т.е. использование гарантийных механизмов со
стороны Фонда содействия демонополизации, приватизации и поддержки
предпринимательства и переориентацию с кредитования отдельных
предпринимательских проектов на обеспечение финансовых мер,
направленных на создание целостной системы объектов инфраструктуры
малого бизнеса в республике.
РАЗДЕЛ III. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
СОЗДАНИЕ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ
Производственная поддержка малого предпринимательства
подразумевает принятие комплекса мер по решению их имущественных
проблем, что может быть достигнуто путем содействия формированию
развитого конкурентного рынка недвижимости, использование
высвобождаемого в ходе ликвидации или реорганизации
предприятий-банкротов оборудования и производственных площадей,
размещение малых предприятий на территории производственных зон.
Реализация мероприятий этого вида поддержки позволит создать
условия для увеличения выпуска пользующейся спросом
конкурентоспособной продукции, повышения технического уровня
производства и качества продукции субъектов малого
предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного
потенциала рыночной экономики и ее научно-технической базы,
интенсивного развития всех видов деятельности в сфере
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освоения
и передачи в сферу малого предпринимательства новых технологий,
патентов и лицензий. В особенности это полезно для вновь
создаваемых малых предприятий негосударственного сектора
экономики, испытывающих серьезные затруднения в поиске
производственных площадей и приобретении оборудования.
Малый бизнес создает новые рабочие места, что имеет большое
социально-экономическое значение. В связи с этим необходимо в
статье расходов на организацию общественных работ и создание
рабочих мест Государственного фонда занятости населения Республики
Саха (Якутия) предусмотреть специальную строку: "Создание новых
рабочих мест в сфере малого предпринимательства", направив на эти
цели не менее 40% предусмотренных данной статьей средств.
Программой предусмотрено внедрение эффективной формы помощи по
созданию рабочих мест путем формирования
Социально-предпринимательского центра. Программой затронуты
проблемы социальной защищенности работников, занятых в сфере
малого предпринимательства, так как стабильность и эффективность
функционирования малых предприятий напрямую зависит от уровня
социальной защищенности их работников.
РАЗДЕЛ IV. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ
И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства
является создание благоприятных условий для дальнейшего развития
объектов инфраструктуры, созданных в рамках предыдущей Программы
за 1995-96 гг., и организация новых элементов инфраструктуры,
специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг
субъектам малого бизнеса. Предусматривается включение элементов
республиканской инфраструктуры в систему инфраструктурных объектов
федерального уровня. Инфраструктура малого предпринимательства
выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и
развитие полностью или частично финансируется за счет государства
с привлечением средств и возможностей объединений
предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных
источников на некоммерческой основе.
Необходимым условием успешного функционирования объектов
инфраструктуры является организация их в целостную комплексную
систему с другими элементами поддержки малого бизнеса.
РАЗДЕЛ V. ИНФОРМАЦИОННОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Успешная деятельность на современном рынке требует
оперативного принятия решений, что возможно лишь при высоком
уровне информационного обеспечения. В настоящее время
предприниматели республики испытывают недостаток в деловой и
коммерческой информации, в возможностях информационного обмена. С
целью решения этих проблем создан, в рамках предыдущей Программы,
Информационно-аналитический центр поддержки предпринимательства
Республики Саха (Якутия) (ИАЦПП). Настоящей Программой
предусмотрено дальнейшее развитие и расширение деятельности ИАЦПП,
что значительно улучшит информационное обеспечение
предпринимательства, даст возможность оценки местного рынка и
потенциала предпринимателей. Будут реализовываться меры по широкой
пропаганде и популяризации возможностей и достижений в сфере
малого предпринимательства.
Для удовлетворения потребностей субъектов малого
предпринимательства в квалифицированных трудовых ресурсах
необходима организация системы подготовки и переподготовки кадров.
Программа предполагает организацию массового обучения населения
республики основам предпринимательства путем реализации
специализированной программы.
РАЗДЕЛ VI. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В УЛУСАХ
Мероприятия этого раздела состоят из организации
учебно-методической, консультационной, правовой и финансовой
поддержки субъектов малого предпринимательства в улусах.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы предполагает органичное сочетание
бюджетных и внебюджетных источников финансирования с привлечением
средств банков, фондов, российских и иностранных инвесторов, а
также частного капитала. Общий объем финансовых средств,
необходимых для реализации основных мероприятий Программы в
1997 г., составляет 53,165 млрд. рублей.
Основными источниками финансирования Программы будут
республиканский инвестиционный бюджет, средства Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства, развивающихся финансовых
институтов - фондов, компаний, банков, международных финансовых
организаций и самих малых предприятий.
Система основных мероприятий Программы сформирована с учетом
выделения средств из республиканского бюджета в пределах 20 млрд.
рублей.
Часть расходов, в сумме 26,640 млрд. рублей, планируется
финансировать за счет внебюджетных источников. В том числе на
основании Указа Президента Российской Федерации от 04.04.96 N 491
"О первоочередных мерах государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации" предполагается 40%
средств Государственного фонда занятости населения Республики Саха
(Якутия), предусмотренных на сохранение и создание новых рабочих
мест, направить на создание и сохранение рабочих мест в области
малого предпринимательства, что составит свыше 20 млрд. рублей.
В соответствии с разделом VIII Федеральной программы
"Государственной поддержки малого предпринимательства в Российской
Федерации на 1996-1997 гг." долевое участие Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства на выполнение региональных
программ, при выделении средств из регионального бюджета, составит
3 млрд. рублей.
Общая сумма расходов Фонда содействия демонополизации,
приватизации и поддержки предпринимательства на развитие и
поддержку малого предпринимательства в республике из собственных
средств составит 1,825 млрд. рублей.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа направлена на создание условий поддержки малых
предприятий на республиканском уровне путем инициирования
разработки и создания правовой базы, гибкого финансово-кредитного
механизма, целостной системы информационного и кадрового
обеспечения, единой статистической базы, типовых программных
решений по объектам инфраструктуры в тесной увязке с мероприятиями
улусных программ поддержки малого предпринимательства.
Программа предусматривает тесную увязку основных элементов
государственной поддержки малого предпринимательства с основными
механизмами реформирования республиканской и российской экономики.
В целях обеспечения реализации единой государственной политики
в области развития малого предпринимательства и эффективного
использования финансовых средств, направляемых на эти цели,
создается Координационный совет при Правительстве Республики Саха
(Якутия).
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
приватизации, антимонопольной политике и делам малого и среднего
бизнеса (ГК ПАП РС(Я) и Фонд содействия демонополизации,
приватизации и поддержки предпринимательства Республики Саха
(Якутия) (ФСДПиПП) осуществляют контрольные функции по
эффективности использования средств, выделяемых на реализацию
Программы.
ГК ПАП Республики Саха (Якутия) осуществляет координацию
деятельности органов исполнительной власти республики, ФСДПиПП, а
также общественных объединений предпринимателей по выполнению
мероприятий Программы, определяет первоочередность выполнения
мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.
Программа должна в максимальной степени интерпретировать
интересы и возможности всех республиканских структур, занимающихся
поддержкой малого предпринимательства.
ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Важнейшим результатом осуществления Программы станет создание
системы комплексной поддержки малого предпринимательства в
Республике Саха (Якутия) во взаимодействии с государственными
структурами и организациями - партнерами.
В соответствии с Программой будет продолжена структурная
перестройка экономики и поддержка приоритетных направлений в сфере
малого предпринимательства.
Социальный эффект Программы будет состоять в снижении остроты
безработицы. В результате реализации Программы должен быть
обеспечен рост числа малых предприятий в 1,2 раза, количество их
составит около 13,5 тысяч. Число занятых в малом бизнесе возрастет
до 140 тысяч человек.
В 1997 г. доля малых предприятий во внутреннем валовом
продукте должна возрасти до 15-18% и составит около 1100 - 1400
млрд. рублей.
Это позволит получить дополнительно товарные ресурсы, повысить
уровень конкуренции среди отечественных товаро-производителей и
тем самым повлиять на сдерживание роста цен. Развитие сферы малого
предпринимательства позволит обеспечить значительное поступление
средств в республиканский бюджет.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1997 ГОД
"Основные мероприятия..." не приводятся.
|