6 февраля 1997 года З N 155-I
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III,
от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 06.02.1997 З N 156-I
Настоящий закон регулирует отношения в области учета, охраны и
использования памятников истории и культуры Республики Саха
(Якутия) в целях обеспечения их сохранности и использования в
интересах граждан, общества и государства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего закона используемые ниже понятия и термины
имеют следующее значение:
- памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты
культурного наследия, зарегистрированные в государственном списке
памятников истории и культуры, вне зависимости от степени
сохранности, форм собственности и характера использования;
- государственный список памятников истории и культуры -
учетный документ, содержащий перечень движимых и недвижимых
памятников истории и культуры, находящихся под охраной
государства;
- список выявленных памятников истории и культуры - учетный
документ, содержащий перечень движимых и недвижимых объектов,
предлагаемых государственным органом охраны памятников истории и
культуры для включения в государственный список памятников истории
и культуры;
- список учетных культурных ценностей - учетный документ,
содержащий перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных
при обследовании объектов культурного наследия;
- особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб,
музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под
открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных
государственных организаций хранения недвижимых памятников
культуры;
- исторический город (историческая зона города), историческое
поселение - населенные пункты, обладающие выдающейся историко-
архитектурной, ландшафтной и иной ценностью и включенные в список
исторических городов и исторических поселений;
- объекты национального и культурного достояния - особо ценные
объекты исторического и культурного наследия, включенные в
перечень объектов национального и культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия);
- государственная охрана памятников истории и культуры -
совокупность мер, принимаемых органами государственной власти
Республики Саха (Якутия) с целью предотвращения повреждения,
разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера,
нарушения установленного порядка использования, перемещения
объектов культурного наследия и иных негативных воздействий на
них.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о
государственной охране памятников истории и культуры
1. Настоящий закон регулирует отношения в области охраны и
использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры
Республики Саха (Якутия) (далее - памятники истории и культуры) в
целях обеспечения их сохранности и использования в интересах
граждан, общества и государства.
2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о государственной
охране памятников истории и культуры состоит из настоящего закона
и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации, касающихся вопросов охраны и использования
памятников истории и культуры.
Статья 3. Государственная политика в области охраны памятников
истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, находящиеся на территории
Республики Саха (Якутия), являются неотъемлемым достоянием и
национальным богатством народов Республики Саха (Якутия). Охрана
памятников истории и культуры народов Республики Саха (Якутия)
является одной из приоритетных задач органов государственной
власти и долгом каждого гражданина Республики Саха (Якутия).
2. Государство:
- создает необходимые условия для сохранения и эффективного
использования памятников истории и культуры;
- осуществляет бюджетное финансирование мероприятий,
направленных на учет, охрану, реставрацию и использование
памятников истории и культуры республиканского значения. При
необходимости принимает долевое участие в финансировании указанных
выше мероприятий по отношению к памятникам истории и культуры
местного значения;
- Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
- выступает гарантом неотъемлемости и неотчуждаемости прав
народов Республики Саха (Якутия) на памятники своей истории и
культуры.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 4. Органы управления охраной и использованием памятников
истории и культуры
1. Государственная охрана и использование памятников истории и
культуры осуществляется органами государственной власти и
управления в соответствии с их компетенцией.
2. К ведению органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) в области охраны и использования памятников истории и
культуры относятся:
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- определение порядка включения объектов культурного наследия в
реестр объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия);
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- правовое регулирование отношений в области охраны и
использования культурного наследия;
- формирование республиканского бюджета в части расходов на
охрану и использование памятников истории и культуры, специальных
фондов и программ;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- формирование и ведение единого государственного реестра
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Республики Саха (Якутия);
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- порядок включения объектов культурного наследия в реестр
объектов культурного наследия Республики Саха (Якутия);
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- государственный контроль в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного
наследия;
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- порядок изменения категории историко-культурного значения
объекта культурного наследия;
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- порядок организации историко-культурного заповедника
республиканского значения, его границы и режим его содержания;
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- порядок определения границ земель историко-культурного
назначения регионального значения и режим использования указанных
земель;
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- иные вопросы, предусмотренные законодательством.
3. К ведению специально уполномоченного республиканского органа
исполнительной власти, на который Правительством Республики Саха
(Якутия) возложено государственное регулирование в области охраны
памятников истории и культуры (далее - государственный орган
охраны памятников истории и культуры) относятся:
- реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия) в
области охраны культурного наследия;
- Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III.
- организация и координация работ по выявлению, учету, охране и
использованию памятников истории и культуры (в том числе
памятников федерального и мирового значения) на территории
Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим
законодательством;
- приостановление реализации проектов, не соответствующих
нормам законодательства об охране памятников истории и культуры;
- разработка и утверждение типовых положений и других
документов о государственном учете, охране и использовании
памятников истории и культуры в пределах своей компетенции;
- иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством.
4. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
4. Органы управления, на которых Правительством Республики Саха
(Якутия) возложено государственное регулирование в области
музейного, библиотечного и архивного дела, осуществляют свои
функции по охране и использованию культурного наследия в пределах
своих компетенций.
Статья 5. Научно-методический совет органов охраны памятников
истории и культуры
1. При государственном органе охраны памятников истории и
культуры создается научно-методический совет. В состав научно -
методического совета могут входить представители органов
государственной власти и управления, научных, музейных, архивных,
библиотечных учреждений, общественных организаций.
2. Научно-методический совет имеет совещательные функции и
действует в соответствии с положением, утвержденным
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Статья 6. Участие общественных организаций и граждан в
мероприятиях по охране и использованию памятников истории и
культуры
Общественные организации и граждане, участвующие в мероприятиях
по охране и использованию памятников культурного наследия,
осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством и по согласованию с государственными органами
охраны памятников истории и культуры.
Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ
Статья 7. Формы собственности на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры могут находиться в любой форме
собственности, предусмотренной действующим законодательством.
2. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
собственности, передаются в оперативное управление
государственного органа охраны памятников истории и культуры.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
3. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
3. При продаже памятников культурного наследия государственные
органы охраны памятников имеют право преимущественной покупки.
Статья 8 исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III.
Статья 9 исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III.
Статья 8. Охранные договоры на памятники истории и культуры
1. Права собственников памятников истории и культуры
ограничиваются установлением режима содержания и использования
памятников в целях их сохранения и обеспечения общественной
доступности, что фиксируется в двусторонних охранных договорах.
Типовую форму и порядок заключения охранных договоров
устанавливает государственный орган охраны памятников истории и
культуры по согласованию с государственным органом управления
имуществом и государственным органом управления землей.
2. В случае отказа или уклонения собственника от заключения
охранного договора органы охраны памятников истории и культуры
вправе обратиться в суд с иском о принуждении его к заключению
договора.
3. При нарушении собственником охранного договора, нанесении
вреда памятнику истории и культуры или отказе собственника
включить его имущество в состав охраняемых государством памятников
истории и культуры органы охраны памятников имеют право
возбуждения иска об изъятии у собственника памятника истории и
культуры в порядке, установленном законодательством.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 9. Организация государственного учета памятников истории
и культуры
1. Под государственным учетом памятников истории и культуры
понимается:
- выявление объектов культурного наследия, определение их
ценности;
- принятие общественно значимых объектов на государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры;
- составление учетных документов на памятники истории и
культуры, их изучение, графическая и фотофиксация;
2. Государственный учет памятников истории и культуры, входящих
в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов,
производится в порядке, определяемом законодательством Республики
Саха (Якутия) об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.
3. Государственный учет памятников истории и культуры является
основой системы их государственной охраны и осуществляется на
основании списков памятников истории и культуры.
4. Списки памятников истории и культуры подразделяются на:
- списки выявленных движимых и недвижимых памятников истории и
культуры;
- единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия);
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- государственный список объектов национального и культурного
достояния народов Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Порядок выявления, обследования объектов культурного
наследия и определения их ценности
1. Выявление, обследование, фиксацию объектов (ценностей)
культурного наследия проводят органы охраны памятников или
привлекаемые ими юридические и физические лица.
2. Недвижимые культурные объекты (ценности) вносятся органами
охраны памятников в списки учетных культурных ценностей и
находятся под их наблюдением.
3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
обязан организовать историко-культурную экспертизу обнаруженных
культурных объектов (ценностей).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Историко-культурная экспертиза проводится до начала
землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать
прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, и
(или) до утверждения градостроительной и проектной документации,
градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих историко-
культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
4. Порядок определения размера оплаты историко-культурной
экспертизы, касающейся объектов культурного наследия
республиканского значения, объектов культурного наследия
муниципального значения, выявленных объектов культурного наследия,
объектов, представляющих собой историко-культурную ценность,
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а
также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению,
устанавливается органом государственной власти.
(часть 4 введена Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 11. Порядок работы с объектами (ценностями), включенными
в списки выявленных памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки учетных культурных ценностей и
отнесенные по результатам экспертизы к объектам (ценностям),
обладающим общественно-значимой культурной ценностью, включаются в
списки выявленных памятников истории и культуры.
2. На объекты (ценности), включенные в списки выявленных
памятников истории и культуры, распространяется статус памятника
истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.
3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
ежегодно направляет в Правительство Республики Саха (Якутия)
списки выявленных памятников истории и культуры, о чем в течение
месяца извещает собственников и пользователей данных объектов
(ценностей).
Статья 12. Порядок работы с объектами (ценностями), включенными
в государственные списки памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки выявленных памятников истории и
культуры, могут быть включены в единый государственный реестр
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Республики Саха (Якутия). Решение о включении объектов культурного
наследия в государственные списки памятников истории и культуры
принимается Правительством Республики Саха (Якутия).
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Единый государственный реестр объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) Республики Саха (Якутия)
подразделяется на две категории:
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- государственные списки памятников истории и культуры
республиканского значения;
- государственные списки памятников истории и культуры местного
(муниципального) значения.
3. Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат
постановке на государственную охрану вместе с их историческими
территориями и находящимися в них движимыми культурными
ценностями.
4. Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики
Саха (Якутия), могут быть представлены Правительством Республики
Саха (Якутия) для принятия их на государственную охрану в качестве
памятников федерального и мирового значения.
(часть 4 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
5. На объекты (ценности), включенные в единый государственный
реестр объектов культурного наследия (памятников истории и
культуры) Республики Саха (Якутия), присваивается порядковый
охранный номер, устанавливаются информационные надписи и
обозначения, которые выполняются на государственных языках
Республики Саха (Якутия) и содержат информацию об объекте
культурного наследия. Единый государственный реестр объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики
Саха (Якутия) подлежит опубликованию в периодической печати и
специальных изданиях, включаются в справочники и другие учетно-
информационные материалы.
(часть 5 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
6. Порядок установки информационных надписей и обозначений на
объекты культурного наследия республиканского значения
определяется нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия).
(часть 6 введена Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
7. Памятники истории и культуры снимаются с государственной
охраны только в случае их полной физической утраты соответствующим
решением Правительства по представлению государственного органа
охраны памятников истории и культуры. Памятники истории и
культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из единого
государственного реестра объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) Республики Саха (Якутия).
(часть 7 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
(наименование в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 13. Государственное хранение памятников истории и
культуры
1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и
использования могут создаваться особо охраняемые территории,
историко-архитектурные заповедники, музеи или иные организации
хранения памятников истории и культуры.
2. Учреждаются следующие организации государственного хранения
памятников истории и культуры:
- организации хранения со статусом особо ценных объектов
национального и культурного достояния - указами Президента
Республики Саха (Якутия) по представлению государственного органа
охраны памятников истории и культуры;
- республиканские организации хранения - решением Правительства
Республики Саха (Якутия) по представлению государственного органа
охраны памятников истории и культуры;
- Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
3. Памятники истории и культуры в целях обеспечения их
сохранности и оптимального использования могут быть переданы
собственником на государственное хранение.
4. Государственное хранение памятников истории и культуры
производится музеями, архивами, библиотеками и другими
организациями хранения памятников, осуществляющими свою
деятельность в соответствии с действующим законодательством.
(часть 4 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
5. Государственные организации хранения памятников не могут
быть ликвидированы без согласия государственного органа охраны
памятников истории и культуры, кроме случаев, предусмотренных
законодательством.
(часть 5 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 14. Приостановление строительных и иных работ,
представляющих опасность для памятников истории и культуры
1. Любая хозяйственная деятельность, в случае возникновения в
процессе ее проведения угрозы для сохранности памятников истории и
культуры, должна быть приостановлена, независимо от наличия
предписания органов охраны памятников истории и культуры.
2. Юридические лица, в случае обнаружения при производстве
хозяйственных работ археологических, архитектурных и других
объектов, которые могут иметь историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно
сообщить об этом государственному органу охраны памятников истории
и культуры и приостановить дальнейшее проведение работ.
3. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи работы должны быть
приостановлены немедленно после получения предписания (запрещения)
государственного органа охраны памятников истории и культуры или
органа местного самоуправления. Приостановленные работы могут быть
возобновлены с разрешения государственного органа охраны
памятников истории и культуры после устранения возникшей опасности
или допущенного нарушения правил охраны и использования памятников
истории и культуры.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 15. Запрещение сноса, перемещения, изменения памятников
истории и культуры
1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и
культуры, не соответствующие охранному или охранно-арендному
договору, запрещаются. Исключение из этого правила допускается
лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства
Республики Саха (Якутия).
2. В случаях получения разрешения на снос, изменение,
перемещение памятника истории и культуры государственный орган
охраны памятников истории и культуры или орган местного
самоуправления обязан организовать до его сноса, перемещения или
изменения работы по научному изучению и полной фиксации памятника.
Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся
за счет юридических или физических лиц, получивших разрешение на
снос, перемещение или изменение памятника.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
3. В случае получения разрешения на перемещение или изменение
памятника истории и культуры производится страхование памятника за
счет юридических или физических лиц, получивших соответствующее
разрешение, на срок, согласованный с государственным органом
охраны памятников истории и культуры или органом местного
самоуправления.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 16. Ограничение движения транспортных средств в зонах
охраны памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по
дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или
пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по
территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников
при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено
или запрещено в соответствии с указаниями государственного органа
охраны памятников истории и культуры или органа местного
самоуправления в пределах их компетенции.
(статья 16 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 17. Сохранение захоронений и связанных с ними памятников
истории и культуры
Мероприятия по обеспечению сохранности исторических некрополей
или отдельных захоронений и связанных с ними памятников истории и
культуры (художественных надгробий) осуществляются только с
разрешения государственного органа охраны памятников истории и
культуры или органа местного самоуправления.
(статья 17 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 18. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-
III.
Статья 18. Обследование зданий
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Обследование зданий с целью выявления элементов архитектурно-
художественного убранства может производиться только по
специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом охраны
памятников истории и культуры или органом местного самоуправления
по согласованию с владельцем или пользователем памятника.
Статья 19. Охрана археологических предметов и коллекций
1. Археологические объекты, выявленные в результате разведок и
раскопок, являются государственной собственностью.
2. После камеральной обработки археологические объекты
передаются на постоянное хранение в государственные организации
хранения памятников. Место постоянного хранения археологических
предметов определяется договором между организацией, производящей
раскопки или разведки, государственным органом охраны памятников
истории и культуры и государственной организацией хранения
памятников.
Статья 20. Обязанности учреждений, организаций, иных лиц по
обеспечению сохранности памятников истории и культуры при
археологических раскопках
Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном
порядке археологические раскопки, исследования археологических
объектов и памятников, несут ответственность за сохранность
памятников истории и культуры в процессе проведения раскопок и
исследований, а также по завершению этих работ до принятия
результатов работы заказчиком.
Статья 21. Земли историко-культурного назначения
1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-
культурного назначения регионального значения производится в
порядке, установленном земельным законодательством.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Земли историко-культурного назначения регионального значения
включают в себя территории недвижимых памятников истории и
культуры и зоны их охраны, особо охраняемые территории (музеи,
музеи-заповедники, иные организации хранения памятников культуры)
и зоны их охраны.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
3. Земельные участки, отнесенные к категории земель историко-
культурного назначения регионального значения, учитываются в
соответствующих органах охраны памятников истории и культуры и в
государственном земельном кадастре.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 22. Определение границ земель историко-культурного
назначения
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Границы земель (территорий) и зон охраны единичных недвижимых
памятников истории и культуры определяются соответствующим органом
охраны памятников истории и культуры на основании проектных
разработок историко-архитектурных опорных планов.
Статья 23. Использование земель историко-культурного назначения
1. Целью режима использования земель историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них
или в них памятников истории и культуры.
2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму
использования земель, запрещается.
3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения не
влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав
землевладения, землепользования и аренды.
4. Предоставление земельных участков в пределах зон охраны
памятников истории и культуры производится только по согласованию
с органами охраны памятников истории и культуры.
5. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III.
5. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, и любая
деятельность, не соответствующая установленному режиму, не
допускается.
Статья 25. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-
III.
Статья 24. Использование территорий единичных памятников
истории и культуры
Территории единичных памятников истории и культуры могут быть
использованы только в режиме реставрации или регенерации. Новое
строительство на этих территориях запрещается.
Статья 25. Зоны охраны памятников истории и культуры
(наименование в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и
культуры регионального значения на примыкающих к ним землях
устанавливаются три вида зон охраны:
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
- охранная зона памятника истории и культуры с особо строгим
режимом использования, исключением нового строительства, кроме
носящего регенерационный характер;
- зона охраняемого ландшафта с особо строгим режимом
использования территории, природных объектов, за исключением
строительных работ по инженерному и регенерационно-
восстановительному благоустройству;
- зона регулирования застройки с режимом регулирования
реконструкции существующей и вновь создаваемой застройки по ее
функциональному назначению, объемно-пространственным и другим
характеристикам.
2. Режим использования каждого вида зон охраны памятников
истории и культуры устанавливается соответствующим государственным
органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 26. Порядок проектирования и производства земляных,
строительных и других работ, иной хозяйственной деятельности в
зонах охраны
1. Проектирование, хозяйственная и иная деятельность в зонах
охраны памятников осуществляется только по разрешению органа
охраны памятников истории и культуры, согласованному с органами
архитектуры и строительства.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Проектирование, производство земляных, строительных и иных
работ, градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах
музеев, музейных комплексов, а также памятников истории и
культуры, входящих в состав особо ценных объектов национального и
культурного достояния народов Республики Саха (Якутия),
осуществляются только по разрешению Правительства Республики Саха
(Якутия).
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
Статья 27. Обеспечение сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных и других работ
1. В проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других
работ, которые могут производиться только с разрешения органа
охраны памятников истории и культуры, включается план мероприятий,
обеспечивающих сохранность памятников при производстве указанных
работ, согласованный с соответствующим органом охраны памятников
истории и культуры.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия регионального значения и разрешения на
проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
регионального значения, а также согласование проектной
документации на проведение работ по сохранению объекта
регионального значения осуществляются органом государственной
власти Республики Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и
других работ осуществляются юридическими и физическими лицами,
производящими эти работы, с привлечением специализированных
научных и научно-реставрационных организаций (или отдельных
специалистов) и под надзором органов охраны памятников истории и
культуры либо подведомственных им специализированных органов,
служб и их полномочных представителей.
Указанные мероприятия включают: выявление, исследование и
фиксацию памятников; передачу вещественных находок в музеи и
другие государственные хранилища; археологические раскопки;
реставрационные и иные работы, проводимые по указанию
(предписанию) органов охраны памятников истории и культуры.
3. Финансирование указанных в данной статье мероприятий
производится за счет юридических и физических лиц, являющихся
заказчиками осуществляемых работ, если иное не предусмотрено
договором между заинтересованными сторонами.
Статья 28. Статус исторического города (исторической зоны
города) и исторического поселения
1. Статус исторического города (исторической зоны города) и
исторического поселения предоставляется территориям, обладающим
значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки,
в пределах административных границ этих территорий, и
законодательно закрепляется в Уставе, утверждаемом соответствующим
государственным органом исполнительной власти Республики Саха
(Якутия) в срок не более двух лет с момента его внесения в список
исторических городов или исторических поселений.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Список исторических городов (исторических зон города) или
исторических поселений утверждается соответствующим
государственным органом исполнительной власти Республики Саха
(Якутия) по представлению органа охраны памятников истории и
культуры.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
3. Города и поселения, включенные в список исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений регионального
значения могут быть представлены Правительством Республики Саха
(Якутия) для включения их в список исторических городов и
исторических поселений федерального значения.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 29. Государственная охрана исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений
1. Под государственной охраной исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений понимается
комплекс мер, обеспечивающий их защиту, физическую сохранность
памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды,
реставрацию, регенерацию, непрерывность развития, адаптацию к
условиям современной жизни, включая новое строительство.
2. В исторических городах (исторических зонах города) и
исторических поселениях охране подлежат все градоформирующие и
художественные ценности: планировка, застройка, композиция,
природный и культурный ландшафты, археологический слой,
соотношение между различными городскими пространствами
(свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная
структура, фрагментарное и руинированное градостроительное
наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом,
объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными
элементами, соотношение с природным и созданным человеком
окружением, различные функции города, исторического места,
приобретенные им в процессе развития.
Статья 30. Порядок регулирования проектирования и застройки
исторических городов (исторических зон города) и исторических
поселений
1. Проектирование и застройка исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений производятся и
регулируются на основе системы последовательных и взаимосвязанных
мероприятий, проводимых органами охраны памятников истории и
культуры.
Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
утверждаются соответствующим государственным органом
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по представлению
органа охраны памятников истории и культуры.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
исторических городов и исторических поселений разрабатываются в
составе генеральных планов исторических городов и исторических
поселений, а также как самостоятельная стадия градостроительного
проектирования, и являются обязательными исходными материалами для
планов их развития и строительства, а также для принятия отдельных
градостроительных и хозяйственных решений.
3. Органы охраны памятников истории и культуры совместно с
органами архитектурно-строительного надзора, осуществляют контроль
за разработкой предпроектной и проектной градостроительной
документаций на всех стадиях, а также контроль за отводом
земельных участков, реализацией градостроительной документации,
включая различные виды хозяйственной деятельности на исторических
территориях.
4. Органы охраны памятников истории и культуры, согласующие
материалы исследований и рекомендации, несут ответственность за
достоверность сведений и обоснованность рекомендаций. При
изменении оценок и рекомендаций историко-архитектурных
исследований в процессе осуществления последующих стадий
проектирования и выполнения работ затраты, связанные с изменением
проектных решений, возмещаются органами охраны памятников истории
и культуры.
Статья 31. Согласование с органами охраны памятников
градостроительной документации исторических городов (поселений) и
других поселений, имеющих памятники истории культуры
1. Градостроительная документация для исторических городов и
поселений подлежит согласованию с органом охраны памятников
истории и культуры.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Соответствующие государственные органы исполнительной власти
Республики Саха (Якутия).
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Глава VI. РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 32. Контроль за проведением реставрационных работ
1. Реставрация памятников проводится с разрешения органа охраны
памятников истории и культуры и под его контролем.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Реставрация движимых памятников регулируется специальным
законодательством.
3. Реставрация недвижимых памятников осуществляется в
соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные
нормы и правила применяются в реставрации только в случаях, не
противоречащих интересам охраны памятников истории и культуры.
Статья 33. Мониторинг технического состояния недвижимых
памятников истории и культуры
Органы охраны памятников истории и культуры обязаны проводить
не реже одного раза в пять лет обследования технического состояния
памятников с целью разработки текущих и перспективных программ
реставрационных работ.
Статья 34. Воссоздание утраченных недвижимых памятников истории
и культуры
Воссоздание утраченных единичных памятников истории и культуры
как элементов исторических ансамблей, комплексов,
градостроительных образований осуществляется реставрационными
методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных
данных и при особой исторической, научной, художественной или иной
общественной значимости утраченной культурной ценности.
Решение о воссоздании утраченного единичного памятника истории
и культуры за счет средств государственного бюджета Республики
Саха (Якутия) принимается соответствующим государственным органом
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по представлению
органа государственной власти, на который возложена охрана
памятников истории и культуры, основанному на заключении историко-
культурной экспертизы.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 35. Производство реставрационных работ
1. Все работы по реставрации недвижимых памятников выполняются
на основании задания, выдаваемого органом охраны памятников
истории и культуры.
2. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для
недвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство и
авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их
завершения. После завершения реставрации лица, осуществляющие
научное руководство, представляют в орган охраны памятников
истории и культуры научный отчет.
3. Разрешения на производство реставрационных работ по
недвижимым памятникам выдаются органом охраны памятников истории и
культуры на основании согласованной и утвержденной научно-
проектной документации.
4. Выполненные реставрационные работы принимаются органом
охраны памятников истории и культуры.
(статья 35 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
Статья 36. Лицензирование реставрационных работ на памятниках
истории и культуры
1. Все виды реставрационных работ на памятниках истории и
культуры производятся юридическими и физическими лицами на
основании аттестации и соответствующих лицензий.
2. Исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
3. Исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
Статья 37. Ответственность за производство реставрационных
работ на памятниках истории и культуры
1. Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за
сохранность памятника истории и культуры на протяжении всего
периода производства работ.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие работы на
памятниках истории и культуры, несут ответственность в порядке,
установленном действующим законодательством.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
Глава VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 38. Ограничения использования памятников истории и
культуры
Использование памятников истории и культуры допускается при
обеспечении их сохранности и общественной доступности.
Использование памятников по прямому назначению, в том числе
культовых, допускается, если это не наносит ущерба их сохранности
и культурной ценности.
Статья 39. Права собственников и пользователей памятников
истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры
имеют право на компенсацию органами охраны памятников ущерба,
возникшего вследствие их использования в интересах государства, не
предусмотренных в охранном или охранно-арендном договоре, кроме
случаев, когда ущерб нанесен вследствие проведения обследования
технического состояния, консервационных, реставрационных,
археологических работ, иных мероприятий по технической защите
памятника.
2. Бюджетные организации - пользователи памятников истории и
культуры имеют право на возмещение произведенных ими затрат на
реставрацию арендуемых ими памятников за счет вносимой ими
арендной платы по согласованию с органами охраны памятников
истории и культуры.
Статья 40. Обязанности собственников и пользователей памятников
истории и культуры
Собственники и пользователи памятников истории и культуры
обязаны:
- соблюдать порядок и правила охраны, использования и
реставрации памятников, предусмотренные действующим
законодательством;
- заключать охранные и охранно-арендные договоры в
установленном порядке;
- содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их
ремонт, реставрацию, принимать в установленном порядке другие меры
по сохранению памятников истории и культуры;
- своевременно уведомлять органы охраны памятников о своих
намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту,
реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или
используемых ими памятников истории и культуры;
- выполнять указания и предписания органов охраны памятников
истории и культуры;
- обеспечивать в установленном порядке доступ представителей
органов охраны памятников и специалистов к памятникам с целью
осмотра и обследования, для проведения консервационных и
реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите
памятников истории и культуры;
- хранить и предоставлять органам охраны памятников
документацию на принадлежащие или используемые ими памятники
истории и культуры.
Статья 41. Охранно-арендные договоры на использование
памятников истории и культуры, находящихся в государственной
собственности
1. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
собственности, в том числе культовые, используются при условии
обязательного заключения их пользователями охранно-арендных
договоров.
2. Типовая форма и порядок заключения охранных и охранно-
арендных договоров на использование памятников истории и культуры
устанавливается государственным органом охраны памятников истории
и культуры по согласованию с государственным органом управления
имуществом.
Статья 42. Заключение охранных и охранно-арендных договоров
органами охраны памятников истории и культуры
1. Пользователи памятников истории и культуры, находящихся в
оперативном управлении органов охраны памятников истории и
культуры, заключают с соответствующими органами охраны памятников
охранно-арендные договоры и платят арендную плату в соответствии с
установленным порядком.
2. Конфессиональные организации и объединения освобождаются от
арендной платы за культовые постройки, используемые по прямому
назначению и заключают охранно-арендные договоры с органами охраны
памятников истории и культуры на особых условиях.
3. Собственники памятников истории и культуры заключают
охранные договоры с государственными органами охраны памятников.
Статья 43. Изменение и расторжение охранно-арендных и охранных
договоров
Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано
уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно-арендного
или охранного договора и об условиях использования памятника.
(статья в ред. Закона РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III)
Статья 44. Использование изображения памятников истории и
культуры или их символики в коммерческих целях и в целях
популяризации памятников истории и культуры
Использование третьими лицами изображений памятников истории и
культуры или их символики в коммерческих целях осуществляется по
согласованию с государственными органами охраны памятников истории
и культуры с разрешения собственников памятника.
Статья 45. Вывоз и ввоз памятников истории и культуры
1. Исключена. - Закон РС(Я) от 11.06.2003 39-З N 79-III).
1. Если международным договором, в котором участвует Республики
Саха (Якутия), установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем законе и иных законодательных актах о
государственной охране и использовании памятников истории и
культуры, то применяются правила международного договора.
Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 46. Источники финансирования
1. Финансирование деятельности государственной охраны
памятников истории и культуры осуществляется за счет:
средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);
доходов организаций государственного хранения памятников
истории и культуры от осуществления предпринимательской
деятельности;
арендной платы за использование имущества, находящегося в
государственной собственности Республики Саха (Якутия);
добровольных отчислений и пожертвований физических и
юридических лиц;
иных не запрещенных законодательством источников.
(часть 1 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 302-З N 611-III)
2. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на
счета государственного органа охраны памятников истории и культуры
Республики Саха (Якутия) и расходуются на программы по учету,
охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры,
а также на содержание, подготовку и переподготовку кадров органов
охраны памятников истории и культуры и развитие их инфраструктуры.
Статья 47. Средства собственников, пользователей памятников
истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры
обязаны в установленном законом порядке содержать, ремонтировать и
реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.
2. Органы охраны памятников истории и культуры имеют право, с
согласия собственников (пользователей), принимать долевое участие
в финансировании работ по сохранению памятников. Функции
заказчиков в этих случаях сохраняются за собственником
(пользователем) либо по соглашению сторон переходят к органам
охраны памятников истории и культуры.
Статья 48. Финансирование исследований и реставрации памятников
истории и культуры, культурных ценностей при проведении земляных,
строительных и иных работ
При проведении всех видов земляных, строительных и иных работ
финансирование археологических раскопок, натурных и документальных
исследований, обеспечения сохранности, реставрации памятников
истории и культуры, вновь выявленных культурных ценностей
производится за счет юридических и физических лиц, выступающих
заказчиками этих работ.
Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства об
охране памятников истории и культуры
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране
памятников истории и культуры, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 50. Возмещение ущерба, причиненного нарушением
законодательства об охране памятников истории и культуры
1. Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам
истории и культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить
памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого -
возместить убытки собственникам в соответствии с действующим
законодательством.
2. Методика экспертных оценок стоимости памятников культуры и
нанесенного им ущерба разрабатывается и утверждается органом
охраны памятников истории и культуры.
3. Восстановление памятников истории и культуры осуществляется
с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ
за счет лиц, причинивших ущерб памятнику.
4. Незаконно построенные на землях историко-культурного
назначения здания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика
этих работ.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
6 февраля 1997 года
З N 155-I
|