6 февраля 1997 года З N 155-I
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 6.02.97 З N 156-I
Настоящий закон регулирует отношения в области учета, охраны и
использования памятников истории и культуры Республики Саха
(Якутия) в целях обеспечения их сохранности и использования в
интересах граждан, общества и государства.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего закона используемые ниже понятия и
термины имеют следующее значение:
- памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты
культурного наследия, зарегистрированные в государственном списке
памятников истории и культуры, вне зависимости от степени
сохранности, форм собственности и характера использования;
- государственный список памятников истории и культуры -
учетный документ, содержащий перечень движимых и недвижимых
памятников истории и культуры, находящихся под охраной
государства;
- список выявленных памятников истории и культуры - учетный
документ, содержащий перечень движимых и недвижимых объектов,
предлагаемых государственным органом охраны памятников истории и
культуры для включения в государственный список памятников истории
и культуры;
- список учетных культурных ценностей - учетный документ,
содержащий перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных
при обследовании объектов культурного наследия;
- особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб,
музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под
открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных
государственных организаций хранения недвижимых памятников
культуры;
- исторический город (историческая зона города), историческое
поселение - населенные пункты, обладающие выдающейся
историко-архитектурной, ландшафтной и иной ценностью и включенные
в список исторических городов и исторических поселений;
- объекты национального и культурного достояния - особо ценные
объекты исторического и культурного наследия, включенные в
перечень объектов национального и культурного достояния народов
Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Законодательство республики Саха (Якутия)
о государственной охране памятников истории и культуры
1. Настоящий закон регулирует отношения в области охраны и
использования движимых и недвижимых памятников истории и культуры
Республики Саха (Якутия) (далее - памятники истории и культуры) в
целях обеспечения их сохранности и использования в интересах
граждан, общества и государства.
2. Законодательство Республики Саха (Якутия) о государственной
охране памятников истории и культуры состоит из настоящего закона
и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации, касающихся вопросов охраны и использования
памятников истории и культуры.
Статья 3. Государственная политика
в области охраны памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, находящиеся на территории
Республики Саха (Якутия), являются неотъемлемым достоянием и
национальным богатством народов Республики Саха (Якутия). Охрана
памятников истории и культуры народов Республики Саха (Якутия)
является одной из приоритетных задач органов государственной
власти и долгом каждого гражданина Республики Саха (Якутия).
2. Государство:
- создает необходимые условия для сохранения и эффективного
использования памятников истории и культуры;
- осуществляет бюджетное финансирование мероприятий,
направленных на учет, охрану, реставрацию и использование
памятников истории и культуры республиканского значения. При
необходимости принимает долевое участие в финансировании указанных
выше мероприятий по отношению к памятникам истории и культуры
местного значения;
- предусматривает льготный порядок для налогообложения
юридических и физических лиц, вкладывающих средства на охрану
памятников истории и культуры;
- выступает гарантом неотъемлемости и неотчуждаемости прав
народов Республики Саха (Якутия) на памятники своей истории и
культуры.
Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 4. Органы управления
охраной и использованием памятников истории и культуры
1. Государственная охрана и использование памятников истории и
культуры осуществляется органами государственной власти и
управления в соответствии с их компетенцией.
2. К ведению высших органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) в области охраны и использования памятников истории
и культуры относятся:
- формирование и осуществление государственной политики
Республики Саха (Якутия) в области охраны культурного наследия;
- правовое регулирование отношений в области охраны и
использования культурного наследия;
- формирование республиканского бюджета в части расходов на
охрану и использование памятников истории и культуры, специальных
фондов и программ, осуществление налоговой политики в области
охраны культурного наследия;
- иные вопросы, предусмотренные законодательством.
3. К ведению специально уполномоченного республиканского
органа исполнительной власти, на который Правительством Республики
Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области
охраны памятников истории и культуры (далее - государственный
орган охраны памятников истории и культуры) относятся:
- реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия) в
области охраны культурного наследия;
- лицензирование работ по собиранию, обследованию,
реставрации, ремонту, реконструкции памятников истории и культуры
республиканского и местного значения;
- организация и координация работ по выявлению, учету, охране
и использованию памятников истории и культуры (в том числе
памятников федерального и мирового значения) на территории
Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим
законодательством;
- приостановление реализации проектов, не соответствующих
нормам законодательства об охране памятников истории и культуры;
- разработка и утверждение типовых положений и других
документов о государственном учете, охране и использовании
памятников истории и культуры в пределах своей компетенции;
- иные вопросы, предусмотренные действующим законодательством.
4. К ведению местных органов государственной власти относятся:
- обеспечение исполнения действующего законодательства в
области охраны культурного наследия;
- обеспечение учета, охраны и использования памятников истории
и культуры в пределах своей компетенции.
5. Органы управления, на которых Правительством Республики
Саха (Якутия) возложено государственное регулирование в области
музейного, библиотечного и архивного дела, осуществляют свои
функции по охране и использованию культурного наследия в пределах
своих компетенций.
Статья 5. Научно-методический совет
органов охраны памятников истории и культуры
1. При государственном органе охраны памятников истории и
культуры создается научно-методический совет. В состав
научно-методического совета могут входить представители органов
государственной власти и управления, научных, музейных, архивных,
библиотечных учреждений, общественных организаций.
2. Научно-методический совет имеет совещательные функции и
действует в соответствии с положением, утвержденным
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Статья 6. Участие общественных организаций и граждан
в мероприятиях по охране и использованию
памятников истории и культуры
Общественные организации и граждане, участвующие в
мероприятиях по охране и использованию памятников культурного
наследия, осуществляют свою деятельность в соответствии с
действующим законодательством и по согласованию с государственными
органами охраны памятников истории и культуры.
Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 7. Формы собственности
на памятники истории и культуры
1. Памятники истории и культуры могут находиться в любой форме
собственности, предусмотренной действующим законодательством.
2. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности, передаются в оперативное управление
государственного органа охраны памятников истории и культуры.
3. Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют
собственника, равно как и конфискованные памятники поступают в
собственность Республики Саха (Якутия) в соответствии с
действующим законодательством.
4. При продаже памятников культурного наследия государственные
органы охраны памятников имеют право преимущественной покупки.
Статья 8. Порядок отчуждения
памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности и входящие в состав музейного,
архивного и библиотечного фондов Республики Саха (Якутия), а также
помещения и здания, где они расположены, отчуждению из
государственной и муниципальной собственности не подлежат.
2. Недвижимые памятники истории и культуры могут отчуждаться
только в порядке и на условиях, определяемых действующим
законодательством, по представлению государственного органа охраны
памятников истории и культуры.
3. Приватизация единичных недвижимых памятников, за
исключением жилых помещений, не является основанием для раздела
памятника истории и культуры и его территории.
4. Единичные памятники культуры, находящиеся в общей
собственности, и их территории разделу не подлежат.
Статья 9. Ограничения приватизации жилых помещений,
являющихся памятниками истории и культуры
1. Приватизация жилых помещений в домах-памятниках истории и
культуры или помещений, являющихся памятниками истории и культуры,
не допускается.
2. Пользователи жилых помещений в указанных зданиях имеют
право на получение равноценного жилья, подлежащего приватизации,
или соответствующей компенсации.
Статья 10. Охранные договоры
на памятники истории и культуры
1. Права собственников памятников истории и культуры
ограничиваются установлением режима содержания и использования
памятников в целях их сохранения и обеспечения общественной
доступности, что фиксируется в двусторонних охранных договорах.
Типовую форму и порядок заключения охранных договоров
устанавливает государственный орган охраны памятников истории и
культуры по согласованию с государственным органом управления
имуществом и государственным органом управления землей.
2. В случае отказа или уклонения собственника от заключения
охранного договора органы охраны памятников истории и культуры
вправе обратиться в суд с иском о принуждении его к заключению
договора.
3. При нарушении собственником охранного договора, нанесении
вреда памятнику истории и культуры или отказе собственника
включить его имущество в состав охраняемых государством памятников
истории и культуры органы охраны памятников имеют право
возбуждения иска об изъятии у собственника памятника истории и
культуры и передачи его в государственную собственность в порядке,
установленном законодательством.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 11. Организация государственного учета
памятников истории и культуры
1. Под государственным учетом памятников истории и культуры
понимается:
- выявление объектов культурного наследия, определение их
ценности;
- принятие общественно значимых объектов на государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры;
- составление учетных документов на памятники истории и
культуры, их изучение, графическая и фотофиксация;
2. Государственный учет памятников истории и культуры,
входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов,
производится в порядке, определяемом законодательством Республики
Саха (Якутия) об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах.
3. Государственный учет памятников истории и культуры является
основой системы их государственной охраны и осуществляется на
основании списков памятников истории и культуры.
4. Списки памятников истории и культуры подразделяются на:
- списки выявленных движимых и недвижимых памятников истории и
культуры;
- государственные списки движимых и недвижимых памятников
истории и культуры;
- государственный список объектов национального и культурного
достояния народов Республики Саха (Якутия).
Статья 12. Порядок выявления, обследования
объектов культурного наследия и определения их ценности
1. Выявление, обследование, фиксацию объектов (ценностей)
культурного наследия проводят органы охраны памятников или
привлекаемые ими юридические и физические лица.
2. Недвижимые культурные объекты (ценности) вносятся органами
охраны памятников в списки учетных культурных ценностей и
находятся под их наблюдением.
3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
обязан организовать квалифицированную экспертизу обнаруженных
культурных объектов (ценностей).
Статья 13. Порядок работы с объектами (ценностями),
включенными в списки выявленных
памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки учетных культурных ценностей и
отнесенные по результатам экспертизы к объектам (ценностям),
обладающим общественно-значимой культурной ценностью, включаются в
списки выявленных памятников истории и культуры.
2. На объекты (ценности), включенные в списки выявленных
памятников истории и культуры, распространяется статус памятника
истории и культуры в соответствии с действующим законодательством.
3. Государственный орган охраны памятников истории и культуры
ежегодно направляет в Правительство Республики Саха (Якутия)
списки выявленных памятников истории и культуры, о чем в течение
месяца извещает собственников и пользователей данных объектов
(ценностей).
Статья 14. Порядок работы с объектами (ценностями),
включенными в государственные списки
памятников истории и культуры
1. Объекты, включенные в списки выявленных памятников истории
и культуры, могут быть включены в государственные списки движимых
и недвижимых памятников истории и культуры. Решение о включении
объектов культурного наследия в государственные списки памятников
истории и культуры принимается Правительством Республики Саха
(Якутия).
2. Государственные списки движимых и недвижимых памятников
истории и культуры подразделяются на две категории:
- государственные списки памятников истории и культуры
республиканского значения;
- государственные списки памятников истории и культуры
местного (муниципального) значения.
3. Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат
постановке на государственную охрану вместе с их историческими
территориями и находящимися в них движимыми культурными
ценностями.
4. Объекты, включенные в государственные списки памятников
истории и культуры республиканского значения, могут быть
представлены Правительством Республики Саха (Якутия) для принятия
их на государственную охрану в качестве памятников федерального и
мирового значения.
5. На объекты (ценности), включенные в государственные списки
памятников истории и культуры, присваивается порядковый охранный
номер, устанавливаются охранные доски. Государственные списки
памятников истории и культуры подлежат опубликованию в
периодической печати и специальных изданиях, включаются в
справочники и другие учетно-информационные материалы.
6. Памятники истории и культуры снимаются с государственной
охраны только в случае их полной физической утраты соответствующим
решением Правительства по представлению государственного органа
охраны памятников истории и культуры. Памятники истории и
культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из
государственных списков памятников истории и культуры.
Глава V. ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 15. Государственное хранение
памятников истории и культуры
1. В целях обеспечения оптимального режима содержания и
использования могут создаваться особо охраняемые территории,
историко-архитектурные заповедники, музеи или иные организации
хранения памятников истории и культуры.
2. Учреждаются следующие организации государственного хранения
памятников истории и культуры:
- организации хранения со статусом особо ценных объектов
национального и культурного достояния - указами Президента
Республики Саха (Якутия) по представлению государственного органа
охраны памятников истории и культуры;
- республиканские организации хранения - решением
Правительства Республики Саха (Якутия) по представлению
государственного органа охраны памятников истории и культуры;
- местные организации хранения - местными органами
государственной власти и местного самоуправления.
3. Памятники истории и культуры в целях обеспечения их
сохранности и оптимального использования могут быть переданы
собственником на государственное хранение.
4. Государственное хранение памятников истории и культуры
производится музеями, архивами, библиотеками и другими
государственными организациями хранения памятников,
осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим
законодательством.
5. Государственные и местные организации хранения памятников
не могут быть ликвидированы без согласия государственного органа
охраны памятников истории и культуры, кроме случаев,
предусмотренных законодательством.
6. Изъятие и использование не по целевому назначению движимого
и недвижимого имущества, в том числе земель государственных
организаций хранения памятников истории и культуры, запрещается.
Статья 16. Приостановление строительных и иных работ,
представляющих опасность
для памятников истории и культуры
1. Любая хозяйственная деятельность, в случае возникновения в
процессе ее проведения угрозы для сохранности памятников истории и
культуры, должна быть приостановлена, независимо от наличия
предписания органов охраны памятников истории и культуры.
2. Юридические лица, в случае обнаружения при производстве
хозяйственных работ археологических, архитектурных и других
объектов, которые могут иметь историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно
сообщить об этом государственному органу охраны памятников истории
и культуры и приостановить дальнейшее проведение работ.
3. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи работы должны
быть приостановлены немедленно после получения предписания
(запрещения) государственного органа охраны памятников истории и
культуры. Приостановленные работы могут быть возобновлены с
разрешения государственного органа охраны памятников истории и
культуры после устранения возникшей опасности или допущенного
нарушения правил охраны и использования памятников истории и
культуры.
Статья 17. Запрещение сноса, перемещения,
изменения памятников истории и культуры
1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории
и культуры, не соответствующие охранному или охранно-арендному
договору, запрещаются. Исключение из этого правила допускается
лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства
Республики Саха (Якутия).
2. В случаях получения разрешения на снос, изменение,
перемещение памятника истории и культуры государственный орган
охраны памятников истории и культуры обязан организовать до его
сноса, перемещения или изменения работы по научному изучению и
полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением
указанных работ, производятся за счет юридических или физических
лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение
памятника.
3. В случае получения разрешения на перемещение или изменение
памятника истории и культуры производится страхование памятника за
счет юридических или физических лиц, получивших соответствующее
разрешение, на срок, согласованный с государственным органом
охраны памятников истории и культуры.
Статья 18. Ограничение движения транспортных средств
в зонах охраны памятников истории и культуры
Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов
по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или
пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по
территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников
при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено
или запрещено в соответствии с указаниями органов охраны
памятников истории и культуры в пределах их компетенции.
Статья 19. Сохранение захоронений
и связанных с ними памятников истории и культуры
Мероприятия по обеспечению сохранности исторических некрополей
или отдельных захоронений и связанных с ними памятников истории и
культуры (художественных надгробий) осуществляются только с
разрешения государственного органа охраны памятников истории и
культуры.
Статья 20. Ограничение использования
памятников археологии
1. Земельные участки в пределах территории памятников
археологии и их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного
использования, если это может привести к разрушению памятника, не
соответствует установленному режиму использования земель или
является препятствием для проведения археологических работ.
2. Порядок охраны и исследования памятников археологии
регулируется специальным законодательством.
Статья 21. Раскопки и разведки памятников археологии,
обследование зданий и строений
1. Археологические исследования (раскопки, шурфы, разведки, в
том числе объекты поверхностного материала) проводятся на
основании специального разрешения - "Открытого листа". "Открытые
листы" регистрируются государственным органом охраны памятников
истории и культуры.
2. Обследование зданий с целью выявления элементов
архитектурно-художественного убранства может производиться только
по специальным разрешениям, выдаваемым государственным органом
охраны памятников истории и культуры, с разрешения владельца или
пользователя памятника.
Статья 22. Охрана археологических предметов и коллекций
1. Археологические объекты, выявленные в результате разведок и
раскопок, являются государственной собственностью.
2. После камеральной обработки археологические объекты
передаются на постоянное хранение в государственные организации
хранения памятников. Место постоянного хранения археологических
предметов определяется договором между организацией, производящей
раскопки или разведки, государственным органом охраны памятников
истории и культуры и государственной организацией хранения
памятников.
Статья 23. Обязанности учреждений, организаций,
иных лиц по обеспечению сохранности памятников истории
и культуры при археологических раскопках
Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном
порядке археологические раскопки, исследования археологических
объектов и памятников, несут ответственность за сохранность
памятников истории и культуры в процессе проведения раскопок и
исследований, а также по завершению этих работ до принятия
результатов работы заказчиком.
Статья 24. Земли историко-культурного назначения
1. Отнесение земельных участков к категории земель
историко-культурного назначения производится в порядке,
установленном земельным законодательством.
2. Земли историко-культурного назначения включают в себя
территории недвижимых памятников истории и культуры и зоны их
охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники,
иные организации хранения памятников культуры) и зоны их охраны.
3. Земельные участки, отнесенные к категории земель
историко-культурного назначения, учитываются в соответствующих
органах охраны памятников истории и культуры и в государственном
земельном кадастре.
Статья 25. Определение границ
земель историко-культурного назначения
Границы земель (территорий) и зон охраны единичных недвижимых
памятников истории и культуры определяются государственным органом
охраны памятников истории и культуры на основании проектных
разработок историко-архитектурных опорных планов, согласуемых с
органами охраны памятников истории и культуры, и утверждаются
Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 26. Использование земель
историко-культурного назначения
1. Целью режима использования земель историко-культурного
назначения является обеспечение сохранности расположенных на них
или в них памятников истории и культуры.
2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму
использования земель, запрещается.
3. Отнесение земель к землям историко-культурного назначения
не влечет за собой прекращения прав собственности на землю, прав
землевладения, землепользования и аренды.
4. Предоставление земельных участков в пределах зон охраны
памятников истории и культуры производится только по согласованию
с органами охраны памятников истории и культуры.
5. Земли историко-культурного назначения могут быть полностью
или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в
пользование специально учрежденным государственным организациям
хранения памятников истории и культуры.
6. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, и любая
деятельность, не соответствующая установленному режиму, не
допускается.
Статья 27. Особо охраняемые территории
историко-культурного назначения
Для всех видов особо охраняемых территорий
историко-культурного назначения и зон их охраны устанавливаются
типовые режимы содержания и использования, на основе которых для
каждой особо охраняемой территории историко-культурного назначения
Правительством Республики Саха (Якутия) по представлению
государственного органа охраны памятников истории и культуры
утверждается индивидуальный режим.
Статья 28. Использование территорий
единичных памятников истории и культуры
Территории единичных памятников истории и культуры могут быть
использованы только в режиме реставрации или регенерации. Новое
строительство на этих территориях запрещается.
Статья 29. Зоны охраны памятников истории и культуры
и особо охраняемые территории
1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и
культуры, особо охраняемых территорий на примыкающих к ним землях
устанавливаются три вида зон охраны:
- охранная зона памятника истории и культуры с особо строгим
режимом использования, исключением нового строительства, кроме
носящего регенерационный характер;
- зона охраняемого ландшафта с особо строгим режимом
использования территории, природных объектов, за исключением
строительных работ по инженерному и
регенерационно-восстановительному благоустройству;
- зона регулирования застройки с режимом регулирования
реконструкции существующей и вновь создаваемой застройки по ее
функциональному назначению, объемно-пространственным и другим
характеристикам.
2. Режим использования каждого вида зон охраны памятников
истории и культуры и особо охраняемых территорий устанавливается
Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 30. Порядок проектирования
и производства земляных, строительных и других работ,
иной хозяйственной деятельности в зонах охраны
1. Проектирование, хозяйственная и иная деятельность в зонах
охраны памятников осуществляется только по разрешению
государственного органа охраны памятников истории и культуры,
согласованному с органами архитектуры и строительства Республики
Саха (Якутия).
2. Проектирование, производство земляных, строительных и иных
работ, градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах
музеев, музейных комплексов, музеев-заповедников федерального
значения, а также памятников истории и культуры, входящих в состав
особо ценных объектов национального и культурного достояния
народов Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, всемирного
наследия, особо охраняемых историко-культурных территорий
федерального значения осуществляются только по разрешению
Правительства Республики Саха (Якутия).
Статья 31. Обеспечение сохранности памятников истории
и культуры при производстве строительных и других работ
1. В проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других
работ, которые могут производиться только с разрешения
государственного органа охраны памятников истории и культуры,
включается план мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников
при производстве указанных работ, согласованный с соответствующим
органом охраны памятников истории и культуры.
2. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и
других работ осуществляются юридическими и физическими лицами,
производящими эти работы, с привлечением специализированных
научных и научно-реставрационных организаций (или отдельных
специалистов) и под надзором органов охраны памятников истории и
культуры либо подведомственных им специализированных органов,
служб и их полномочных представителей.
Указанные мероприятия включают: выявление, исследование и
фиксацию памятников; передачу вещественных находок в музеи и
другие государственные хранилища; археологические раскопки;
реставрационные и иные работы, проводимые по указанию
(предписанию) органов охраны памятников истории и культуры.
3. Финансирование указанных в данной статье мероприятий
производится за счет юридических и физических лиц, являющихся
заказчиками осуществляемых работ, если иное не предусмотрено
договором между заинтересованными сторонами.
Статья 32. Статус исторического города
(исторической зоны города) и исторического поселения
1. Статус исторического города (исторической зоны города) и
исторического поселения предоставляется территориям, обладающим
значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки,
в пределах административных границ этих территорий, и
законодательно закрепляется в Уставе, утверждаемом Правительством
Республики Саха (Якутия) в срок не более двух лет с момента его
внесения в список исторических городов или исторических поселений.
2. Список исторических городов (исторических зон города) или
исторических поселений утверждается Правительством Республики Саха
(Якутия) по представлению государственного органа охраны
памятников истории и культуры.
3. Города и поселения, включенные в список исторических
городов (исторических зон города) и исторических поселений
Республики Саха (Якутия) могут быть представлены Правительством
Республики Саха (Якутия) для включения их в список исторических
городов и исторических поселений федерального значения.
Статья 33. Государственная охрана исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений
1. Под государственной охраной исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений понимается
комплекс мер, обеспечивающий их защиту, физическую сохранность
памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды,
реставрацию, регенерацию, непрерывность развития, адаптацию к
условиям современной жизни, включая новое строительство.
2. В исторических городах (исторических зонах города) и
исторических поселениях охране подлежат все градоформирующие и
художественные ценности: планировка, застройка, композиция,
природный и культурный ландшафты, археологический слой,
соотношение между различными городскими пространствами
(свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная
структура, фрагментарное и руинированное градостроительное
наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом,
объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными
элементами, соотношение с природным и созданным человеком
окружением, различные функции города, исторического места,
приобретенные им в процессе развития.
Статья 34. Порядок регулирования проектирования
и застройки исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений
1. Проектирование и застройка исторических городов
(исторических зон города) и исторических поселений производятся и
регулируются на основе системы последовательных и взаимосвязанных
мероприятий, проводимых органами охраны памятников истории и
культуры.
Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
утверждаются Правительством Республики Саха (Якутия) по
представлению государственного органа охраны памятников истории и
культуры.
2. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны
исторических городов и исторических поселений разрабатываются в
составе генеральных планов исторических городов и исторических
поселений, а также как самостоятельная стадия градостроительного
проектирования, и являются обязательными исходными материалами для
планов их развития и строительства, а также для принятия отдельных
градостроительных и хозяйственных решений.
3. Органы охраны памятников истории и культуры совместно с
органами архитектурно-строительного надзора, осуществляют контроль
за разработкой предпроектной и проектной градостроительной
документаций на всех стадиях, а также контроль за отводом
земельных участков, реализацией градостроительной документации,
включая различные виды хозяйственной деятельности на исторических
территориях.
4. Органы охраны памятников истории и культуры, согласующие
материалы исследований и рекомендации, несут ответственность за
достоверность сведений и обоснованность рекомендаций. При
изменении оценок и рекомендаций историко-архитектурных
исследований в процессе осуществления последующих стадий
проектирования и выполнения работ затраты, связанные с изменением
проектных решений, возмещаются органами охраны памятников истории
и культуры.
Статья 35. Согласование с органами охраны памятников
градостроительной документации исторических городов
(поселений) и других поселений,
имеющих памятники истории культуры
1. Градостроительная документация для исторических городов и
поселений подлежит согласованию с государственным органом охраны
памятников истории и культуры.
2. Органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия),
ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, обязаны
представлять на согласование государственному органу охраны
памятников проекты планировки, застройки и реконструкции
исторических городов.
Глава VI. РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 36. Контроль за проведением реставрационных работ
1. Реставрация памятников проводится с разрешения
государственного органа охраны памятников истории и культуры и под
его контролем.
2. Реставрация движимых памятников регулируется специальным
законодательством.
3. Реставрация недвижимых памятников осуществляется в
соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные
нормы и правила применяются в реставрации только в случаях, не
противоречащих интересам охраны памятников истории и культуры.
Статья 37. Мониторинг технического состояния
недвижимых памятников истории и культуры
Органы охраны памятников истории и культуры обязаны проводить
не реже одного раза в пять лет обследования технического состояния
памятников с целью разработки текущих и перспективных программ
реставрационных работ.
Статья 38. Воссоздание утраченных недвижимых памятников
истории и культуры
Воссоздание утраченных единичных памятников истории и культуры
как элементов исторических ансамблей, комплексов,
градостроительных образований осуществляется реставрационными
методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных
данных и при особой исторической, научной, художественной или иной
общественной значимости утраченной культурной ценности.
Статья 39. Производство реставрационных работ
1. Все работы по реставрации недвижимых памятников выполняются
на основании задания, выдаваемого государственным органом охраны
памятников истории и культуры.
2. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для
недвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство и
авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их
завершения. После завершения реставрации лица, осуществляющие
научное руководство, представляют в государственный орган охраны
памятников истории и культуры научный отчет.
3. Разрешения на производство реставрационных работ по
недвижимым памятникам выдаются государственным органом охраны
памятников истории и культуры на основании согласованной и
утвержденной научно-проектной документации.
4. Выполненные реставрационные работы принимаются
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
Статья 40. Лицензирование реставрационных работ
на памятниках истории и культуры
1. Все виды реставрационных работ на памятниках истории и
культуры производятся юридическими и физическими лицами на
основании аттестации и соответствующих лицензий.
2. Лицензирование проводится государственным органом охраны
памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия).
3. Ремонтные, реконструктивные и строительные работы, входящие
в комплекс реставрации памятников истории и культуры, производятся
на основании соответствующих лицензий, выдаваемых уполномоченными
на то органами по согласованию с органами охраны памятников
истории и культуры.
Статья 41. Ответственность за производство
реставрационных работ на памятниках истории и культуры
1. Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за
сохранность памятника истории и культуры на протяжении всего
периода производства работ.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие работы на
памятниках истории и культуры в нарушение настоящего закона, несут
административную и уголовную ответственность в установленном
законом порядке.
Глава VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 42. Ограничения использования
памятников истории и культуры
Использование памятников истории и культуры допускается при
обеспечении их сохранности и общественной доступности.
Использование памятников по прямому назначению, в том числе
культовых, допускается, если это не наносит ущерба их сохранности
и культурной ценности.
Статья 43. Права собственников и пользователей
памятников истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры
имеют право на компенсацию органами охраны памятников ущерба,
возникшего вследствие их использования в интересах государства, не
предусмотренных в охранном или охранно-арендном договоре, кроме
случаев, когда ущерб нанесен вследствие проведения обследования
технического состояния, консервационных, реставрационных,
археологических работ, иных мероприятий по технической защите
памятника.
2. Бюджетные организации - пользователи памятников истории и
культуры имеют право на возмещение произведенных ими затрат на
реставрацию арендуемых ими памятников за счет вносимой ими
арендной платы по согласованию с органами охраны памятников
истории и культуры.
Статья 44. Обязанности собственников и пользователей
памятников истории и культуры
Собственники и пользователи памятников истории и культуры
обязаны:
- соблюдать порядок и правила охраны, использования и
реставрации памятников, предусмотренные действующим
законодательством;
- заключать охранные и охранно-арендные договоры в
установленном порядке;
- содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их
ремонт, реставрацию, принимать в установленном порядке другие меры
по сохранению памятников истории и культуры;
- своевременно уведомлять органы охраны памятников о своих
намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту,
реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или
используемых ими памятников истории и культуры;
- выполнять указания и предписания органов охраны памятников
истории и культуры;
- обеспечивать в установленном порядке доступ представителей
органов охраны памятников и специалистов к памятникам с целью
осмотра и обследования, для проведения консервационных и
реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите
памятников истории и культуры;
- хранить и предоставлять органам охраны памятников
документацию на принадлежащие или используемые ими памятники
истории и культуры.
Статья 45. Охранно-арендные договоры
на использование памятников истории и культуры,
находящихся в государственной собственности
1. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной
собственности, в том числе культовые, используются при условии
обязательного заключения их пользователями охранно-арендных
договоров.
2. Типовая форма и порядок заключения охранных и
охранно-арендных договоров на использование памятников истории и
культуры устанавливается государственным органом охраны памятников
истории и культуры по согласованию с государственным органом
управления имуществом.
Статья 46. Заключение охранных и охранно-арендных
договоров органами охраны памятников истории и культуры
1. Пользователи памятников истории и культуры, находящихся в
оперативном управлении органов охраны памятников истории и
культуры, заключают с соответствующими органами охраны памятников
охранно-арендные договоры и платят арендную плату в соответствии с
установленным порядком.
2. Конфессиональные организации и объединения освобождаются от
арендной платы за культовые постройки, используемые по прямому
назначению и заключают охранно-арендные договоры с органами охраны
памятников истории и культуры на особых условиях.
3. Собственники памятников истории и культуры заключают
охранные договоры с государственными органами охраны памятников.
Статья 47. Изменение и расторжение
охранно-арендных и охранных договоров
Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано
уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно-арендного
или охранного договора и об условиях использования памятника.
Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства
прежнего собственника.
Статья 48. Использование изображения памятников истории
и культуры или их символики в коммерческих целях
и в целях популяризации памятников истории и культуры
Использование третьими лицами изображений памятников истории и
культуры или их символики в коммерческих целях осуществляется по
согласованию с государственными органами охраны памятников истории
и культуры с разрешения собственников памятника.
Статья 49. Вывоз и ввоз памятников истории и культуры
1. Памятники истории и культуры народов Республики Саха
(Якутия) не подлежат вывозу из Республики Саха (Якутия), за
исключением случаев, предусмотренных законодательством. Временный
вывоз данных объектов (ценностей) за пределы Республики Саха
(Якутия) регулируется государственным органом охраны памятников
истории и культуры.
2. Если международным договором, в котором участвует
Республики Саха (Якутия), установлены иные правила, чем те,
которые содержатся в настоящем законе и иных законодательных актах
о государственной охране и использовании памятников истории и
культуры, то применяются правила международного договора.
Глава VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 50. Источники финансирования
1. Основным источником финансирования деятельности по
государственной охране памятников истории и культуры являются
средства республиканского бюджета. Расходы на финансирование
деятельности по государственной охране памятников истории и
культуры выделяются в республиканском бюджете отдельной строкой.
На эти цели также направляются:
- средства от федерального бюджета, направляемые на содержание
памятников истории и культуры федерального и мирового значения.
- доходы организаций государственного хранения памятников
истории и культуры;
- арендная плата за использование памятников истории и
культуры, являющихся государственной собственностью;
- отчисления от деятельности специализированных организаций и
фондов, учреждаемых Правительством Республики Саха (Якутия) или
органами охраны памятников;
- отчисления от доходов туристической деятельности;
- добровольные отчисления и пожертвования юридических и
физических лиц;
- средства от штрафных санкций за нарушения законодательства
об охране памятников;
- средства от иных источников, не запрещенных
законодательством.
2. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на
счета государственного органа охраны памятников истории и культуры
Республики Саха (Якутия) и расходуются на программы по учету,
охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры,
а также на содержание, подготовку и переподготовку кадров органов
охраны памятников истории и культуры и развитие их инфраструктуры.
Статья 51. Средства собственников, пользователей
памятников истории и культуры
1. Собственники и пользователи памятников истории и культуры
обязаны в установленном законом порядке содержать, ремонтировать и
реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.
2. Органы охраны памятников истории и культуры имеют право, с
согласия собственников (пользователей), принимать долевое участие
в финансировании работ по сохранению памятников. Функции
заказчиков в этих случаях сохраняются за собственником
(пользователем) либо по соглашению сторон переходят к органам
охраны памятников истории и культуры.
Статья 52. Финансирование исследований и реставрации
памятников истории и культуры, культурных ценностей
при проведении земляных, строительных и иных работ
При проведении всех видов земляных, строительных и иных работ
финансирование археологических раскопок, натурных и документальных
исследований, обеспечения сохранности, реставрации памятников
истории и культуры, вновь выявленных культурных ценностей
производится за счет юридических и физических лиц, выступающих
заказчиками этих работ.
Глава IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Статья 53. Ответственность за нарушение законодательства
об охране памятников истории и культуры
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране
памятников истории и культуры, несут ответственность в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 54. Возмещение ущерба, причиненного нарушением
законодательства об охране памятников истории и культуры
1. Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам
истории и культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить
памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого -
возместить убытки собственникам в соответствии с действующим
законодательством.
2. Методика экспертных оценок стоимости памятников культуры и
нанесенного им ущерба разрабатывается и утверждается
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
3. Восстановление памятников истории и культуры осуществляется
с соблюдением установленного порядка производства всех видов работ
за счет лиц, причинивших ущерб памятнику.
4. Незаконно построенные на землях историко-культурного
назначения здания и сооружения подлежат сносу за счет заказчика
этих работ.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
6 февраля 1997 года
З N 155-I
|