УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 14.04.2004 124-З N 251-III
15 января 1997 года З N 153-I
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
Принят постановлением
Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15.01.1997 З N 154-I
Настоящий закон определяет правовые основы, бюджетное
устройство, содержание и механизм осуществления бюджетного
процесса на территории Республики Саха (Якутия), полномочия
органов государственной власти республики и местных органов
государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению,
исполнению бюджетов, а также внебюджетных фондов; обязанности и
взаимоотношения органов государственной власти в бюджетном
процессе; закрепляет права Республики Саха (Якутия), ее
административно-территориальных единиц на получение доходов в
соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов.
Закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия).
Бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются с учетом
оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных
направлений социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия) в соответствии с федеральными законами и настоящим
законом.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
Пункт 1 исключен. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
1. Бюджетная система республики - основанная на экономических
отношениях и юридических нормах совокупность республиканского
бюджета.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
2. Бюджетное устройство - организация бюджетной системы,
принципы ее построения.
Пункты 4 и 5 исключены. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-
II.
3. Республиканский бюджет - бюджет, формируемый за счет
налогов, обязательных платежей, в том числе платы за природные
ресурсы, сборов и пошлин, дохода от государственного имущества, а
также иных поступлений.
4. Бюджет развития - ассигнование на финансирование
инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты,
связанные с расширенным воспроизводством.
5. Бюджет текущих расходов - все остальные расходы, не вошедшие
в бюджет развития.
6. Закрепленные доходы - налоговые и неналоговые доходные
источники, подлежащие зачислению в соответствии с налоговым и
бюджетным законодательством в бюджеты соответствующего уровня.
7. Регулирующие доходы - налоговые доходные источники,
передаваемые полностью или в фиксированной доле с одного уровня
бюджета на другой в целях бюджетного регулирования.
8. Дополнительные доходы - налоги и сборы, другие виды доходов,
устанавливаемые самостоятельно соответственно представительным
органом государственной власти республики в рамках федерального и
республиканского законодательства.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
9. Собственные доходы бюджетов - закрепленные и дополнительные
доходы.
Пункт 13 исключен. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
10. Трансферты - нормативные дотации, выделяемые из фонда
финансовой поддержки бюджетов нижестоящего территориального
уровня, исходя из исчисленной по формуле и утвержденной доли
территории в указанном фонде и фактически поступивших средств в
этот фонд.
Пункты 15 и 16 исключены. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N
477-II.
11. Минимальный бюджет - расчетный объем доходов и расходов
соответствующего нижестоящего бюджета, а также бюджетов города без
улусного деления, города улусного значения, поселкового и
сельского бюджетов, доходы которых принимаются в пределах,
покрывающих относительно гарантируемые соответствующим вышестоящим
органом государственной власти минимально необходимые расходы,
часть которых в случае недостаточности расчетного объема
закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих
доходов, дотациями, трансфертами и субвенциями по решению высшего
представительного органа государственной власти.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
12. Минимальная бюджетная потребность - минимально необходимый
объем расходов бюджета, относительно гарантируемый соответствующим
вышестоящим органом государственной власти при установлении
показателей бюджетного регулирования.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
13. Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы -
соответственно в натуральном или денежном выражении единые или
групповые удельные показатели минимально необходимой
обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными
и другим услугами.
14. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его
доходами с учетом задолженности.
15. Секвестр - пропорциональное снижение расходов ежемесячно по
всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего
финансового года при превышении предельно установленного уровня
дефицита бюджета или значительного снижения поступлений доходных
источников бюджета.
16. Защищенные статьи расходов бюджета - статьи, не подлежащие
секвестру, устанавливаемые в абсолютной сумме или в процентах к
доходам бюджета высшим представительным органом государственной
власти.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
Раздел II. ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
Статья 2 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
Статья 2. Межбюджетные отношения
Организация межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия)
осуществляется в соответствии с федеральным и республиканским
законодательством.
Статья 3. Взаимоотношение бюджетов с другими звеньями
финансовой системы
1. Налоги и приравненные к ним платежи, взысканные с
предприятий и иных юридических лиц, перечисляются в бюджеты в
первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических
лиц и зачисление их в бюджеты сверх налогов, сборов, взносов и
иных обязательных платежей, установленных законами Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации, допускается только по решению
арбитражного суда.
(абзац второй в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
2. Расходная часть бюджетов может содержать ассигнования и
дотации предприятиям и иным юридическим лицам.
3. Расходная часть бюджета развития может содержать
ассигнования на инвестиции в капитал действующих или вновь
создаваемых предприятий.
4. В соответствии с решениями Федерального Собрания Российской
Федерации, Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) могут образовываться целевые бюджетные фонды, а также
внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного
юридического лица и независимые от бюджетов. При этом внебюджетные
фонды могут быть консолидированы в форме целевых бюджетных фондов
в составе бюджета республики или местных бюджетов с сохранением и
целевой направленности и при наличии отдельного бюджетного
субсчета в банке. Налоги и другие платежи, предназначенные для
зачисления в бюджеты, не подлежат направлению во внебюджетные
фонды.
(абзац второй в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
Раздел III. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья 4. Формы и принципы бюджетного регулирования
1. Основными формами бюджетного регулирования в республике
являются:
а) отчисления от федеральных и республиканских регулирующих
доходов;
б) дотации, трансферты, субвенции;
в) взаимные расчеты;
г) краткосрочные ссуды из вышестоящих бюджетов.
Величина нормативов отчислений от регулирующих доходов, порядок
предоставления и объемы прямой финансовой помощи территориям в
форме дотаций, трансфертов, субвенций за счет республиканских
финансовых ресурсов устанавливаются соответственно по единым
методикам, разрабатываемым Правительством республики,
согласованным с территориями и утверждаемым Государственным
Собранием (Ил Тумэн).
2. Обоснование решения по регулированию доходной части местных
бюджетов осуществляется на основе вариантов расчетов:
а) по формуле, включающей одинаковые для всех территорий
критерии (численность населения, бюджетные доходы и текущие
бюджетные расходы в расчете на одного жителя с возможным
использованием соответствующих коэффициентов), по отчетным данным
базового года (стабильно принимаемого на ряд лет) в пересчете на
условия планируемого года;
б) по минимальной бюджетной потребности, исходя из социальных и
финансовых норм и нормативов, анализа динамики денежных доходов и
расходов за ряд предыдущих лет, ожидаемой оценки бюджета текущего
года и прогноза бюджетных доходов и расходов на планируемый год.
3. В условиях расчетной дефицитности и необеспеченности
финансовыми источниками текущих расходов бюджета расходы на
приобретение оборудования, капитальный ремонт рассматриваются
пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в
случае невозможности обеспечения без них нормальной
жизнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений
осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных
источников.
4. Дотации, трансферты и иная прямая финансовая помощь
используются в случае недостаточности закрепленных и регулирующих
доходов для финансирования расходов минимального бюджета на
отдельных территориях.
5. Субвенции в основном предоставляются на инвестиционные
проекты и целевые программы, прошедшие экспертизу и получившие
одобрение Правительства республики. Правительство республики
разрабатывает положение об условиях и порядке представления и
рассмотрения инвестиционных проектов и программ, утверждаемых
Государственным Собранием (Ил Тумэн), осуществляет контроль за
целевым использованием выделенных средств на основе предоставления
получателем субвенции обязательной отчетности в установленном
порядке.
6. Инвестиционные субвенции предоставляются местным органам
государственной власти и включаются в бюджеты развития территорий-
получателей.
Статья 6 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
Статья 5. Республиканские внебюджетные фонды
1. На территории республики формируются республиканские
внебюджетные фонды.
2. Положение о формировании и использовании средств
республиканских внебюджетных фондов принимается Палатой
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) с последующим
утверждением Палатой Республики Государственного Собрания (Ил
Тумэн).
3. Составление, представление, рассмотрение, утверждение
проектов бюджетов республиканских внебюджетных фондов, отчетов об
их использовании, а также отчета об использовании республиканского
резервного фонда осуществляется в порядке и в сроки, установленные
настоящим законом для представления, рассмотрения и утверждения
проекта и отчета об исполнении бюджета республики.
Статья 6. Республиканский резервный фонд
1. Для финансирования мероприятий, направленных на
урегулирование непредвиденных экономических ситуаций, в составе
бюджета республики формируется республиканский резервный фонд,
отчисления в который производятся в определенной доле от
фактически поступивших доходов республиканского бюджета,
исчисленных нарастающим итогом с начала года. Размер отчислений
устанавливается ежегодно Государственным Собранием (Ил Тумэн) при
утверждении бюджета на очередной финансовый год.
2. Расходование средств республиканского резервного фонда
осуществляется Правительством республики на основе положения,
утвержденного палатами Государственного Собрания (Ил Тумэн).
Статья 9 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
Раздел IV. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ
Статья 7. Общие принципы и сроки составления проектов бюджетов
1. Решение о начале работы над составлением проектов бюджетов в
республике принимает Правительство республики за 10 месяцев до
начала соответствующего финансового года и организует поэтапную
работу по составлению проектов бюджетов. Составление проектов
бюджетов производится в соответствии с прогнозами и программами
социально-экономического развития территорий.
2. В течение первого полугодия составляются: прогноз социально-
экономического развития республики, сводный баланс финансовых
ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики,
уточняется перечень целевых республиканских программ, подлежащих
бюджетному финансированию. На основании этого Министерство
финансов республики разрабатывает методику формирования бюджетов в
республике на предстоящий год в соответствии с требованиями
настоящего закона; осуществляет расчеты и обоснование нормативов
отчислений от регулирующих доходов, долей территорий, нуждающихся
в финансовой помощи, сумм дотаций, субвенций, которые доводит до
местных органов государственной власти. При этом Правительство
республики не позднее чем за шесть месяцев до начала финансового
года организует работу по доведению до городов и улусов
инструктивного письма об особенностях составления расчетов к
проектам бюджетов на следующий год и сообщает им следующие
проектируемые данные:
а) перечень вновь закрепленных доходов за бюджетами территорий,
а также формируемых на долгосрочной основе квот-долей;
(пункт "а" в ред. Закона РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II)
б) нормативы отчислений от регулирующих доходов;
в) суммы дотаций и субвенций с указанием целевого назначения;
г) перечень расходов, вновь передаваемых на финансирование
городов и улусов, с указанием сумм расходов и возмещаемых доходов.
3. При формировании проектов бюджетов Правительство республики
по согласованию с местными органами государственной власти вправе
формировать централизованные фонды при республиканских органах
управления для приобретения дорогостоящего оборудования, крупных
поставок лекарственных препаратов, приобретения учебной
литературы, учебно-наглядных пособий, финансирования ремонта
зданий.
Расходы на целевые республиканские программы предусматриваются
в бюджете республики в случае, если они утверждены Палатой
Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн).
4. В течение последующих двух месяцев местными органами
государственной власти ведется детальная проработка, согласование
показателей социально-экономического развития и расчетов по
проектам бюджетов.
5. Прогноз бюджета республики, а также бюджеты (сметы)
внебюджетных фондов представляются Правительством республики
Президенту Республики Саха (Якутия).
Части 6 и 7 исключены. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-
II.
Статья 11 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II
Статья 8. Представление Президентом Республики Саха (Якутия)
проекта бюджета Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия)
Президент Республики Саха (Якутия) не позднее чем за четыре
месяца до начала финансового года представляет Государственному
Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проект бюджета
республики.
Раздел V. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ
Статья 9. Рассмотрение проекта бюджета республики
1. Представленный Президентом Республики Саха (Якутия) проект
бюджета республики направляется для предварительного рассмотрения
в соответствующий комитет Палаты Представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) и соответствующую комиссию Палаты Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) с участием Правительства
республики.
Соответствующий комитет Палаты Представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) в течение одного месяца готовит сводное
заключение по проекту закона о бюджете республики и вносит данный
проект закона на рассмотрение Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) в
течение одного месяца рассматривает проект закона о бюджете
республики, как правило, в трех чтениях.
3. Предметом рассмотрения в Государственном Собрании (Ил Тумэн)
являются основные характеристики республиканского бюджета:
а) объем доходов бюджета;
б) объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов
и бюджета развития;
в) превышение доходов над расходами и их предельный размер в
процентах от суммы расходов;
г) оборотная кассовая наличность;
д) перечень доходов, закрепляемых за бюджетами улусов и
городов;
е) нормативы отчислений от регулирующих доходов в бюджеты
улусов и городов;
ж) доли бюджетов улусов и городов, нуждающихся в финансовой
поддержке;
з) дотации и субвенции бюджетам улусов и городов.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) вправе истребовать от
Правительства Республики Саха (Якутия) при утверждении бюджетов
документы согласно перечню (Приложение N 1).
4. Принятый Палатой Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) проект закона Республики Саха (Якутия) о бюджете
республики подлежит передаче в Палату Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн) в течение тридцати дней.
5. Палата Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн),
рассмотрев проект закона Республики Саха (Якутия) о бюджете
республики, вправе:
а) принять закон в редакции Палаты Представителей;
б) предложить к проекту закона поправки;
в) отклонить проект закона и вернуть его в Палату
Представителей с указанием мотивов отклонения.
6. Предложенные к проекту закона поправки Палаты Республики, по
требованию Палаты Представителей рассматриваются согласительной
комиссией. Поправки Палаты Республики, обсужденные в
согласительной комиссии, включаются в проект закона после принятия
их Палатой Представителей.
В случае неустранения разногласий палат после согласительной
процедуры проект закона отклоняется Палатой Республики и
возвращается Палате Представителей.
7. Сроки прохождения проекта бюджета республики, установленные
в статьях 12 и 13, могут быть смещены в ту или иную сторону.
Статья 10. Принятие бюджета республики
Бюджет республики принимается Палатой Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) в виде закона Республики Саха
(Якутия) о бюджете республики, в котором определяются объемы
доходов, расходов и дефицита бюджета Республики Саха (Якутия) в
целом и утверждается республиканский бюджет.
Статья 11. Порядок расходования средств в случае
несвоевременного утверждения республиканского бюджета
В случае неутверждения республиканского бюджета Государственным
Собранием (Ил Тумэн) до 1 января финансового года Правительство
республики имеет право расходовать средства в размере 1\12 объема
республиканского бюджета предыдущего года с пересчетом на инфляцию
в течение каждого месяца вплоть до утверждения расходов бюджета,
если иное не установлено законодательством Республики Саха
(Якутия).
При необходимости может быть принят закон о финансировании
расходов на определенный период.
Статья 16 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II
Раздел VI исключен. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
Раздел VII. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Статья 12. Формы и информационное обеспечение контроля
бюджетного процесса на республиканском уровне
1. Контроль за исполнением Правительством республики бюджета
республики, расходованием средств республиканских внебюджетных
фондов осуществляется палатами Государственного Собрания (Ил
Тумэн).
2. Контроль бюджетного процесса в республике осуществляется:
а) на этапе составления и представления проектов бюджетов в
представительные органы - в форме их рассмотрения, обсуждения и
утверждения бюджетов;
б) на этапе исполнения бюджетов - в форме анализа, проверки
отчетов об исполнении бюджетов соответствующего года.
3. Для обеспечения полноты и своевременности поступлений
финансовых ресурсов в доходную часть бюджета республики
осуществляется контроль налоговых поступлений на основе
информации, представляемой Государственному Собранию (Ил Тумэн)
Государственной налоговой инспекцией по Республике Саха (Якутия) в
установленном порядке.
4. Правительство республики обязано осуществлять контроль за
правильностью использования предприятиями, учреждениями и
организациями выделенных им ассигнований из бюджета республики,
средств республиканских внебюджетных фондов.
5. Принимаемые представительными и исполнительными органами
государственной власти решения, предусматривающие выделение
финансовых ресурсов сверх запланированных в бюджете, должны
содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет
изыскания дополнительных доходных источников или перераспределения
расходов.
Статья 13. Порядок организации контроля бюджетного процесса,
формы и информационное обеспечение его на уровне местного органа
государственной власти
Порядок организации контроля бюджетного процесса, формы и
информационное обеспечение его на уровне местного органа
государственной власти устанавливаются представительными местными
органами государственной власти с учетом местных особенностей в
соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
Статья 14. Отчеты об исполнении бюджетов
1. Правительство республики обязано представить палатам
Государственного Собрания (Ил Тумэн) отчеты об исполнении бюджета
республики, бюджетов республиканских внебюджетных фондов за год и
за периоды, на которые были утверждены бюджеты в течение года, не
позднее двух недель после истечения установленного срока
представления отчетов в Министерство финансов Российской
Федерации.
2. Отчеты об исполнении бюджетов должны составляться по всем
основным показателям доходов и расходов, утвержденным законами о
бюджетах, с пояснительной запиской о полученных доходах и
расходовании средств.
3. Отчеты об исполнении бюджета республики, бюджетов
республиканских внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются
Государственным Собранием (Ил Тумэн).
4. Исполнительные органы улусов и городов республиканского
значения представляют отчеты об исполнении бюджетов в Министерство
финансов республики в сроки и в объемах, установленных
Министерством финансов республики.
Часть 5 исключена. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-II.
Раздел VIII. ЗАЩИТА БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 15. Защита бюджетных прав Республики Саха (Якутия)
1. Государственное Собрание (Ил Тумэн), Правительство
Республики Саха (Якутия) отстаивают в федеральных органах
представительной и исполнительной государственной власти
соблюдение бюджетных прав Республики Саха (Якутия) в процессе
формирования федерального бюджета и его взаимоотношений с бюджетом
Республики Саха (Якутия), а также принимают меры, обеспечивающие
выполнение обязательств федерального бюджета по отношению к
бюджету Республики Саха (Якутия).
2. Правительство Республики Саха (Якутия) принимает меры по
возмещению из федерального бюджета потерь бюджета республики,
связанных с уменьшением доходов или увеличением расходов,
обусловленных решениями федеральных органов государственной власти
в процессе исполнения бюджета.
Части 3 и 4 исключены. - Закон РС(Я) от 11.12.2002 79-З N 477-
II.
Председатель
Палаты Республики
Е.ЛАРИОНОВ
г. Якутск
15 января 1997 года
З N 153-I
Приложение N 1
к Закону "О бюджетном устройстве
и бюджетном процессе в
Республике Саха (Якутия)"
от 15 января 1997 г. З N 153-I
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ К ПРОЕКТАМ БЮДЖЕТОВ
1. Прогноз социально-экономического развития республики,
предварительные итоги за текущий год.
2. Сводный баланс финансовых ресурсов республики по отчету за
предыдущий, по оценке за текущий и по прогнозу на планируемый
годы.
3. Основные направления бюджетной и налоговой политики на
планируемый год, включая принципы и механизм построения
взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами улусов и
городов республиканского подчинения.
4. Проект закона о налоговой политике республики на предстоящий
год.
5. Проект закона "О республиканском бюджете" и приложения к
нему:
а) проект республиканского бюджета по разделам и подразделам
бюджетной классификации доходов и расходов в сопоставлении с
показателями отчета за предыдущий год, уточненного плана и оценки
его исполнения за текущий год;
б) нормативы отчислений от регулирующих налогов и доходов в
процентах в разрезе улусов и городов;
в) доли (в процентах) улусов и городов в фонде финансовой
поддержки местного самоуправления;
г) суммы дотаций, субвенций (с указанием целевого назначения) в
разрезе улусов и городов;
д) перечень целевых федеральных и республиканских программ,
подлежащих финансированию из республиканского бюджета, и суммы
расходов по ним;
е) капитальные вложения по отраслям хозяйства в разрезе улусов
и городов;
ж) перечень защищенных статей расходов бюджета;
з) расчеты к проектируемым доходам и расходам республиканского
бюджета;
и) прогноз консолидированного бюджета республики.
6. Проекты законов о бюджетах республиканских внебюджетных
фондов.
|