КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 1996 г. N 10-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РАСПОРЯЖЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 11 ИЮНЯ
1996 ГОДА N 738-р ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ УЛУСОВ
ОТ ШТРАФОВ, ПЕНИ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ ОПЛАТУ ПРОВОЗА
СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
председателя Высшего Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
Н.Ф. Борисова, представителя Президента Республики Саха (Якутия)
В.О. Иванова, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) народного депутата М.М. Яковлева, и
представителя Правительства Республики Саха (Якутия) - первого
заместителя министра строительства и архитектуры Н.Ю. Юхименко
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня
1996 года N 738-р об освобождении администрации улусов от штрафов,
пени за несвоевременную оплату провоза строительных материалов для
жилищного строительства.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Высшего Арбитражного
суда Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о конституционности распоряжения
Правительства Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика, выступления сторон,
участников заседания, исследовав представленные материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В производстве Высшего Арбитражного суда Республики Саха
(Якутия) находится дело по иску Колымской судоходной компании к
администрации Среднеколымского улуса о взыскании платы за
перевозку груза и штрафа за задержку оплаты провозных платежей.
Суд, принявший решение в первой инстанции, руководствовался
распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 июня
1996 года N 738-р, которым администрации улусов с 1 января 1996
года освобождаются от штрафов, пени за несвоевременную оплату
провоза строительных материалов для жилищного строительства
транспортными организациями, осуществляющими их доставку до мест
назначения, независимо от вида транспорта. Суд, рассматривающий
данное дело в апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что
распоряжение Правительства, примененное судом первой инстанции, не
соответствует Конституции Республики Саха (Якутия) и федеральному
законодательству.
2. Действие оспариваемого распоряжения распространяется на все
улусные администрации республики и транспортные организации
независимо от форм собственности. Распоряжение содержит
предписания общего характера и постоянного действия. Тем самым,
рассматриваемое распоряжение фактически имеет силу нормативного
правового акта Правительства.
3. В соответствии с частью 1 статьи 79 Конституции Республики
Саха (Якутия) статус Правительства определяется конституционным
законом. Согласно части 1 статьи 3 конституционного закона "О
Правительстве Республики Саха (Якутия)" Правительство республики
правомочно решать вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией,
законами республики, межгосударственными и иными договорами.
Распоряжение Правительства не соответствует статье 79
Конституции Республики Саха (Якутия), т.к. оно принято по вопросу,
не относящемуся к его компетенции.
Законодательное регулирование гражданско-правовых отношений по
перевозке грузов находится в исключительном ведении Российской
Федерации. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации,
транспортных уставов и кодексов устанавливают гражданско-правовую
ответственность в виде штрафов и пени за несвоевременную оплату
провоза грузов. В соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса
Российской Федерации ответственность за нарушение обязательств по
перевозке наступает согласно нормам Гражданского кодекса,
транспортным уставам, кодексам, а также соглашению сторон.
Правительство Республики Саха (Якутия), отменяя
ответственность, установленную федеральным законодательством,
вышло за пределы своих полномочий. Такое право не предусмотрено и
Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года.
Акты Правительства, имеющие нормативный характер, должны
приниматься в форме постановления. В форме распоряжения
принимаются решения по оперативным и другим текущим вопросам. В
этом смысле рассматриваемое распоряжение не соответствует статье
79 Конституции Республики Саха (Якутия) и по форме.
4. Правовым основанием осуществления перевозок грузов является
договор перевозки. Общие условия перевозки определяются
транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в
соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов отдельными
видами транспорта, а также ответственность сторон могут быть
определены соглашением сторон.
Распоряжение Правительства об освобождении администрации
улусов от штрафов и пени за несвоевременную оплату провоза грузов
является вмешательством в договорные отношения сторон. Тем самым
распоряжение Правительства противоречит статье 126 Конституции
Республики Саха (Якутия), гарантирующей предприятиям всех форм
собственности свободу договора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 101, 107
Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 25, 31 Закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать распоряжение Правительства Республики Саха
(Якутия) от 11 июня 1996 года N 738-р об освобождении с 1 января
1996 года администрации улусов от штрафов, пени за несвоевременную
оплату провоза строительных материалов для жилищного строительства
транспортными организациями, осуществляющими их доставку до мест
назначения, независимо от вида транспорта, не соответствующим
Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Высшему Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) при
разрешении конкретных дел руководствоваться настоящим
постановлением.
3. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит,
вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Республика Саха" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|