3декабря 1996 года З N 145-I
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
ОБ УЧАСТИИ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 3.12.96 З N 146-I
Настоящий закон является правовой основой для широкого участия
населения и его самостоятельных организаций в охране правопорядка,
укреплении взаимодействия с правоохранительными органами.
ГЛАВА I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СТАТЬЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ
Население - граждане Российской Федерации, Республики Саха
(Якутия), постоянно проживающие на территории Республики Саха
(Якутия).
Общественные объединения населения по охране правопорядка -
добровольные формирования, образованные в результате свободного
волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности
интересов и имеющие своей целью деятельность по оказанию
содействия правоохранительным органам.
Внештатные сотрудники правоохранительных органов - граждане,
привлекаемые с их согласия к оказанию содействия
правоохранительным органам в выполнении возложенных на них законом
задач, работающие в свободное от основного рода занятий время под
руководством сотрудников правоохранительных органов и выполняющие
их поручения.
Правоохранительные органы - государственные органы, основной
функцией которых является охрана законности и правопорядка, борьба
с преступностью: прокуратура, органы внутренних дел, ФСБ
(федеральной службы безопасности), налоговой полиции, таможенного
контроля.
СТАТЬЯ 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Объединения населения по охране правопорядка создаются в
целях оказания в пределах, установленных действующим
законодательством, помощи правоохранительным органам в решении
возложенных на них задач:
- по предупреждению и пресечению преступлений и
административных правонарушений;
- по выявлению и раскрытию правонарушений;
- по розыску правонарушителей, осуществлению мероприятий по
охране общественного порядка и обеспечению общественной
безопасности, включая предупреждение пожаров;
- по осуществлению мероприятий по охране собственности и
обеспечению личной безопасности граждан.
Не допускается создание объединений населения по охране
правопорядка, имеющих цели и методы действий, направленные на:
- свержение, насильственное изменение конституционного строя;
- пропаганду войны, насилия, жестокости;
- разжигание национальной, религиозной, классовой и иной
социальной розни;
- занятие предпринимательской деятельностью
(предпринимательская деятельность не направленная на достижение
уставных целей и не соответствующая этим целям);
- создание общественных военизированных объединений,
вооруженных формирований;
- посягательство на здоровье и нравственность населения и
охраняемые законом интересы граждан.
СТАТЬЯ 3. СУБЪЕКТЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ УЧАСТИЕ В ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
Настоящим законом регламентируется деятельность следующих
организаций населения и отдельных граждан в охране правопорядка:
- органов общественной самодеятельности населения по охране
правопорядка, имеющих свой Устав (добровольное народные дружины,
рабочие отряды содействия милиции, казачьи добровольные дружины и
др.);
- органов общественной самодеятельности, для которых принятие
Устава не обязательно (местные объединения граждан по охране
правопорядка и личной собственности: гаражи, дачи, подъезды и
др.);
- внештатных сотрудников правоохранительных органов;
- граждан, добровольно оказывающих помощь правоохранительным
органам в иных формах, предусмотренных действующим
законодательством.
СТАТЬЯ 4. ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
Участие населения в охране правопорядка осуществляется в
соответствии с принципами добровольности, законности, защиты и
соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма,
гласности, сочетания самоуправления и контроля, руководства со
стороны правоохранительных органов.
СТАТЬЯ 5. ПРАВОВАЯ ОСНОВА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
Правовую основу участия населения в охране правопорядка
составляют Конституция Российской Федерации, Конституция
Республики Саха (Якутия), настоящий закон, другие законы и иные
правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
нормативны акты органов местной администрации, уставы объединений
по охране правопорядка, нормативные акты правоохранительных
органов, изданные на основании и во исполнение настоящего закона.
ГЛАВА II
ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
СТАТЬЯ 6. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Объединения населения по охране правопорядка формируются на
добровольных началах по производственному, территориальному,
производственно-территориальному (смешанному признаку), а также на
основе общности интересов граждан, направленных на укрепление
правопорядка.
2. Члены объединения населения по охране правопорядка
исполняют свои обязанности как на безвозмездной, так и на
возмездной основе. Объединения населения по охране правопорядка
могут создаваться гражданами, достигшими 18-летнего возраста,
способными по своим деловым, моральным качествам выполнять
добровольно принятые на себя обязанности.
СТАТЬЯ 7. УСЛОВИЯ И ПРЕДЕЛЫ УЧАСТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Не допускается использование объединения населения по
охране правопорядка для достижений целей и задач, противоречащих
настоящему закону.
Объединениям населения и другим лицам, принимающим участие в
охране правопорядка, запрещается прибегать к действиям, унижающим
достоинство человека.
2.Член объединения населения по охране правопорядка в каждом
конкретном случае ограничения прав и свобод граждан обязан
разъяснить им основания такого ограничения, а также возникающие в
связи с этим их права и обязанности.
Члены объединения населения по охране правопорядка не имеют
права разглашать ставшие им известными в связи с осуществлением
деятельности по охране правопорядка сведения, относящиеся к
частной жизни, личной и семейной тайне гражданина.
СТАТЬЯ 8. ОБЪЕДИНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА,
ИМЕЮЩИЕ СВОЙ УСТАВ
1. Учредителями общественных объединений могут быть граждане
либо общественные объединения - юридические лица.
2. Граждане (население), изъявившие желание оказать содействие
в охране общественного порядка вправе создавать организации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики
Саха (Якутия).
3. Порядок образования и организация работы конкретного
объединения населения по охране правопорядка, а также права и
обязанности его членов, не противоречащие настоящему закону,
регламентируются его Уставом, принимаемом на общем собрании членов
данного объединения. Принятый Устав и другие необходимые документы
могут представляться в Министерство юстиции Республики Саха
(Якутия) для прохождения государственной регистрации общественного
объединения по охране общественного порядка в соответствии с
действующим законодательством для регистрации общественных
объединений.
Министерство юстиции Республики Саха (Якутия) вправе требовать
предоставления документов, подтверждающих выполнение общественным
объединением по охране общественного порядка требований,
установленных частями 3 и 4 статьи 6 настоящего закона.
4.Объединения населения по охране правопорядка, имеющие свой
Устав, являются юридическими лицами с момента государственной
регистрации.
СТАТЬЯ 9. СОДЕРЖАНИЕ УСТАВА ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Устав объединения населения по охране правопорядка должен
предусматривать:
- название, цели и задачи объединения;
- структуру объединения, порядок формирования его руководящих
органов, территорию, в пределах которой оно осуществляет свою
деятельность;
- условия и порядок приема в члены объединения, в случаях,
когда объединение имеет фиксированное членство;
- права, обязанности и ответственность членов объединения;
- порядок внесения изменений и дополнений в Устав объединения;
- порядок прекращения деятельности объединения.
2. В Уставе могут предусматриваться и иные разделы,
регламентирующие деятельность общественного объединения населения
по охране правопорядка, содержание которых не должно противоречить
настоящему закону.
СТАТЬЯ 10. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА, ИМЕЮЩИХ СВОЙ УСТАВ
1.Объединения населения по охране правопорядка самостоятельно
разрабатывают и утверждают в органах местной администрации
отличительные знаки для своих членов.
Подтверждением нахождения члена общественного объединения
населения по охране правопорядка при исполнении своих добровольных
обязанностей является наличие удостоверения, нагрудного знака
(жетона) или нарукавного знака (повязки).
Униформа и отличительные знаки членов объединения населения по
охране правопорядка должны исключать возможности ношения ими
форменного обмундирования, используемого военнослужащими и
сотрудниками органов внутренних дел.
2.Затраты по изготовлению отличительных знаков и униформа
могут возмещаться за счет средств в местной администрации.
СТАТЬЯ 11. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
На членов объединений населения по охране правопорядка при
исполнении ими своих служебных обязанностей распространяется
законодательство о необходимой обороне и крайней необходимости.
СТАТЬЯ 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА, ИМЕЮЩИХ УСТАВ
1.Законные требования членов объединения населения по охране
правопорядка о прекращении противоправной деятельности обязательны
для всех граждан.
2.Лица, не выполняющие законные требования членов объединения,
привлекаются к ответственности в соответствии с действующим
законодательством.
СТАТЬЯ 13. ПОКАЗАНИЯ ЧЛЕНА ОБЪЕДИНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Показания члена объединения населения по охране правопорядка
по делам о преступлениях или административных правонарушениях
оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в
установленном законом порядке.
СТАТЬЯ 14. ОБЪЕДИНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА, ДЛЯ КОТОРЫХ ПРИНЯТИЕ УСТАВА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Объединения населения по охране правопорядка, для которых
принятие Устава необязательно, учитываются в соответствующем
органе внутренних дел.
Порядок постановки на учет данных объединений определяется
соответствующими положениями, разработанными органами внутренних
дел.
СТАТЬЯ 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Объединения населения по охране правопорядка прекращают
свою деятельность по основаниям и в порядке, указанным в их
Уставах, а объединения населения по охране правопорядка, не
имеющие уставов, - по решению своих членов и в порядке,
определенном этим решением.
2. В случаях совершения объединением населения по охране
правопорядка действий, выходящих за пределы целей и задач,
определенных его Уставом (договором), или нарушения настоящего
закона и действующего законодательства Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия), руководящему органу этого объединения
может быть вынесено письменное предупреждение органом,
зарегистрировавшим Устав объединения, или органом внутренних дел.
СТАТЬЯ 16. ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
Ликвидация объединения населения по охране правопорядка
осуществляется:
а) по решению общественного объединения населения по охране
правопорядка;
б) по решению суда, в случае нарушения части 2 статьи 15
настоящего закона, при повторном в течение года совершении
действий, выходящих за пределы целей и задач, определенных его
Уставом, в случае совершения общественным объединением населения
по охране правопорядка действий, нарушающих законы Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации.
ГЛАВА III
УЧАСТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
СТАТЬЯ 17. ВНЕШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
Наряду с членами объединений в охране правопорядка принимают
участие внештатные сотрудники правоохранительных органов.
Положения о внештатных сотрудниках правоохранительных органов
принимаются соответствующими министерствами и ведомствами
Российской Федерации.
СТАТЬЯ 18. ГРАЖДАНЕ, ДОБРОВОЛЬНО ОКАЗЫВАЮЩИЕ ПОМОЩЬ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ В ИНЫХ ФОРМАХ
Отдельные граждане могут, с их согласия, привлекаться к
оказанию помощи правоохранительным органам в подготовке или
проведении оперативно-служебных мероприятий, входящих в
компетенцию этих органов, на основании и в порядке,
предусмотренными действующим законодательством.
СТАТЬЯ 19. ДОСТАВЛЕНИЕ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЛИЦА,
ЗАСТИГНУТОГО НА МЕСТЕ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
1. Любой гражданин Российской Федерации в случае, если он
оказался очевидцем совершаемого или совершенного преступления,
вправе доставить в ближайший орган внутренних дел (милицию) лицо,
его совершившее.
2. Если лицо, застигнутое на месте совершения преступления,
отказывается следовать в орган внутренних дел (милицию)
добровольно или оказывает сопротивление, к нему могут быть
применены меры физического воздействия, в порядке, предусмотренном
статьей 11 настоящего закона.
СТАТЬЯ 20. УЧАСТИЕ В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ
И ДЕТЕКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СЛУЖБ БЕЗОПАСНОСТИ
Службы безопасности фирм, предприятий, частные охранные
предприятия, их ассоциации принимают участие в охране правопорядка
по согласованию с правоохранительными органами или с другими
организациями, а также по собственной инициативе в соответствии с
законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации".
ГЛАВА IV
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
СТАТЬЯ 21. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПОНЕСЕННОГО ПРИ ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА
Вред, причиненный гражданину в связи с его участием в охране
порядка, а также объединению населения по охране правопорядка в
связи с его деятельностью, возмещается в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
СТАТЬЯ 22. СТРАХОВАНИЕ И ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В СЛУЧАЕ
ГИБЕЛИ ИЛИ УВЕЧЬЯ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА, ИМЕЮЩИХ СВОЙ УСТАВ
1.Члены объединений населения по охране правопорядка, имеющих
свой Устав, на время членства в таких объединениях подлежат
обязательному личному страхованию за счет средств внебюджетного
фонда.
2. В случае гибели члена объединения населения по охране
правопорядка либо его смерти в течение одного года с момента
получения увечья, ранения (контузии) при исполнении обязанностей
по охране общественного порядка, семье погибшего (умершего) и его
иждивенцам устанавливается пенсия по случаю потери кормильца в
размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от
трудового увечья или профессионального заболевания, а также
выплачивается единовременное пособие в сумме 100-кратного размера
минимальной месячной оплаты труда из средств внебюджетного фонда с
последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
3.При получении членом объединения населения по охране
правопорядка стойкой утраты трудоспособности или инвалидности в
результате причинения ему телесных повреждений, увечья либо иных
повреждений здоровья при исполнении обязанностей по охране
обществен ого порядка, ему назначается пенсия в размере,
установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а
также выплачивается единовременное пособие в сумме 50-кратного
размера минимальной оплаты труда из средств внебюджетного фонда с
последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
4. Ущерб, причиненный имуществу члена объединения населения по
охране правопорядка или членам его семьи в связи с его
деятельностью в таком объединении, возмещается в полном объеме из
средств внебюджетного фонда с последующим взысканием этой суммы с
виновных лиц.
5. В случае несоблюдения социальных и правовых гарантий
участия населения в охране правопорядка виновные в этом
должностные лица несут ответственность, установленную действующим
законодательством.
СТАТЬЯ 23. МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
К ЧЛЕНАМ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Члены объединений населения по охране правопорядка, активно
принимающие участие в борьбе с преступностью, поощряются органами
государственной власти Российской Федерации, Республики Саха
(Якутия), местной администрацией, администрацией предприятий,
организаций, общественных объединений различными формами
материального и морального вознаграждения, в том числе могут
представляться к государственным наградам Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
2. Членам объединений ежегодно предоставляется дополнительный
неоплачиваемый отпуск в количестве 3 календарных дней.
3.К членам объединений населения по охране правопорядка,
имеющим свой Устав, могут применяться установленные Уставом
взыскания.
СТАТЬЯ 24. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Члены объединений населения по охране правопорядка,
совершившие правонарушения, подлежат привлечению к
ответственности, предусмотренной действующим законодательством
Российской Федерации.
2. При совершении членом объединения населения по охране
правопорядка преступлений его участие в работе данного объединения
приостанавливается до принятия окончательного решения
соответствующими органами или судом.
ГЛАВА V
ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
СТАТЬЯ 25. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ
ПРАВОПОРЯДКА, ИМЕЮЩИХ СВОЙ УСТАВ
Финансирование объединений населения осуществляется за счет
специальных целевых программ, отчислений из местных бюджетов,
поступлений от физических и юридических лиц, а равно иных
поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
СТАТЬЯ 26. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Материально-техническое обеспечение объединений населения
по охране правопорядка, имеющих статус юридического лица,
осуществляется за счет средств, образуемых в соответствии со
статьей 25 настоящего закона.
2. Общественные объединения населения по охране правопорядка,
являющиеся юридическими лицами, вправе принимать во владение и
пользование от государственных или муниципальных, унитарных
предприятий и иных собственников транспортные средства, средства
связи и иную технику, необходимую для выполнения возложенных на
них обязанностей.
3. Служебные помещения, необходимые для объединений населения
по охране правопорядка, оборудованные мебелью и средствами связи,
предоставляются (сдаются в аренду) объединениям местной
администрацией, которые финансируют текущие расходы по содержанию
и ремонту таких помещений из своих бюджетов или на договорной
основе за счет средств предприятий, учреждений и организаций,
учредивших такие объединения.
Правоохранительные органы могут предоставлять членам
объединений населения по охране правопорядка на период проведения
совместных мероприятий технические средства в порядке,
определяемом соответствующими министерствами и ведомствами
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
СТАТЬЯ 27. МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ
ПОМОЩЬ ОБЪЕДИНЕНИЯМ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Предприятиям, независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности, оказывающим объединениям населения по охране
правопорядка существенную материально-техническую и финансовую
помощь, предоставляются льготы по налогообложению в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
Решения о предоставлении налоговых льгот принимает
Правительство Республики Саха (Якутия) по представлению местных
администраций.
ГЛАВА VI
НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
СТАТЬЯ 28. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
Надзор за соблюдением законности в деятельности объединений
населения по охране правопорядка осуществляется органами
прокуратуры.
СТАТЬЯ 29. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЪЕДИНЕНИЙ
НАСЕЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ПРАВОПОРЯДКА
1. Органы местной администрации контролируют деятельность
объединений населения по охране правопорядка в соответствии с
Уставами этих объединений.
2. Контроль за деятельностью самодеятельных объединений
населения по охране правопорядка, для которых принятие Устава не
обязательно, осуществляет орган внутренних дел, их
зарегистрировавший.
Заместитель Председателя
Палаты Представителей
А.ВЛАСОВ
г. Якутск
3 декабря 1996 года
З N 145-I
|