КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 1996 г. N 9-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 6
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "О ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.А.
Долгашевой, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием народного
депутата Н.Г. Захарова, представителя Президента В.О. Иванова -
сторон обратившихся с ходатайством, народных депутатов М.М.
Яковлева, В.И. Боровиковой как представителей стороны, принявшей
оспариваемый акт, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности части 2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия)
"О Президенте Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела послужили ходатайства Президента
Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаева и депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Н.Г.
Захарова.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики положение части 2 статьи 6 Закона "О Президенте
Республики Саха (Якутия)".
Заслушав судью-докладчика, выступления сторон и участников,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 1991 года "О Президенте Республики Саха (Якутия)" (в
редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1996 года)
вице-президентом Республики Саха (Якутия) может быть избран
гражданин Республики Саха (Якутия) в возрасте не моложе 35 лет и
не старше 60 лет, обладающий избирательным правом.
Ходатайствующие стороны полагают, что часть 2 статьи 6 Закона
Республики Саха (Якутия) "О Президенте Республики Саха (Якутия)"
неконституционна, поскольку действующая Конституция Республики и
Закон Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики
Саха (Якутия)" не устанавливают возрастные ограничения для
кандидата на должность вице-президента Республики Саха (Якутия).
По мнению ходатайствующих, установленные в Законе возрастные
ограничения не соответствуют и федеральному Закону "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".
2. Конституция Республики Саха (Якутия) в статье 14 закрепляет
право граждан быть избранными в органы народовластия. Пассивное
избирательное право предполагает право выдвигать свою кандидатуру
или давать согласие на выдвижение. Согласно статье 75 Конституции
вице-президент избирается одновременно с Президентом. Кандидатуру
вице-президента определяет кандидат на пост Президента Республики
Саха (Якутия).
Реализация провозглашенных избирательных прав граждан, в том
числе путем издания законов, обеспечивается конституционными
гарантиями.
Согласно статье 113 Конституции Республики Саха (Якутия) не
могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане,
признанные судом недееспособными, лица, в отношении которых
вступил в силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде
лишения свободы. Остальные граждане, достигшие определенного
возраста, обладают избирательным правом без всяких ограничений.
Отстранение граждан, достигших 60-летнего возраста, от
использования своего пассивного избирательного права является
дополнительным ограничением, не предусмотренным статьей 113
Конституции Республики Саха (Якутия), и не соответствует ей.
В соответствии со статьей 30 Конституции Республики Саха
(Якутия) в интересах охраны государственной или общественной
безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности
населения права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены только законом. Установив в законе верхний возрастной
предел законодатель ввел ограничение избирательного права граждан.
Однако такое ограничение не вытекает из целей статьи 30
Конституции и, следовательно, не соответствует ей.
Любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких
они предусмотрены в Конституции Республики.
3. Нормы Конституции Республики Саха (Якутия) предъявляют к
кандидатам в Президенты определенные требования. В отношении
вице-президента в Конституции нет таких требований. В соответствии
с частью 3 статьи 78 Конституции статус вице-президента
определяется законом. Определение возрастного ценза в статусе
вице-президента связано с пассивным избирательным правом. При этом
законодатель обязан придерживаться общих требований,
устанавливающих условия приобретения гражданами пассивного
избирательного права и его ограничения, закрепленных Конституцией
Республики Саха (Якутия) и федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О
Президенте Республики Саха (Якутия)" верхний возрастной предел для
избрания вице-президента установлен 60 лет. Закон в этой части
входит в противоречие со статьей 14 Конституции Республики,
устанавливающей способы осуществления народовластия. Норма,
содержащая основополагающий принцип конституционного строя, имеет
преимущественную силу по сравнению с нормами закона, определяющими
статус вице-президента.
4. Признание за лицом избирательных прав связано с достижением
определенного возраста. В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона
"О Президенте Республики Саха (Якутия)" вице-президентом может
быть избран гражданин в возрасте не моложе 35 лет. Эта норма не
соответствует статье 4 федерального Закона "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан Российской Федерации", согласно
которому минимальный возраст кандидата не может превышать 30 лет
при выборах Президента субъекта Российской Федерации. Федеральным
законом верхний возрастной предел не устанавливается.
5. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации защита
прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного
ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с
ними законы субъектов.
Действующая Конституция Республики Саха (Якутия) не
устанавливает возраст, по достижению которого за гражданином
признается право быть избранным на должность вице-президента. В
такой ситуации законодатель должен был руководствоваться
федеральным законом, регулирующим вопрос. Тем самым подтверждается
высшая юридическая сила Конституции Республики Саха (Якутия) по
отношению к обычным законам республики.
6. Постановление Палаты Представителей от 22 октября 1996 года
не создает новых норм, а является актом толкования оспариваемого
положения Закона "О Президенте Республики Саха (Якутия)", и
поэтому не может быть самостоятельным предметом рассмотрения
Конституционного суда.
На основании статей 14, 30, 75, 78, 113 Конституции Республики
Саха (Якутия), а также статьи 4 федерального Закона "Об основных
гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и
руководствуясь частью третьей статьи 107 Конституции Республики
Саха (Якутия), статьями 11, 25, 31 Закона Республики Саха (Якутия)
"О порядке деятельности Конституционного суда", Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать часть 2 статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 1991 года "О Президенте Республики Саха (Якутия)" (в
редакции Закона от 25 июня 1996 года) не соответствующей
Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Постановление окончательно, обжалованию не подлежит.
3. Постановление вступает в силу с момента оглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в семидневный срок в
газетах "Саха сирэ" и "Республика Саха".
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|