Зарегистрировано в Минюсте РС(Я) 31 октября 1996 г. N 2-ста
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПРИКАЗ
от 8 октября 1996 г. N 53
О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ТСН 10-301-96 РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях создания территориальной системы нормативных
документов в строительстве Республики Саха (Якутия), входящей в
общую структуру федеральной государственной Системы нормативных
документов в строительстве России, приказываю:
Принять и ввести в действие с 1 октября 1996 года ТСН
10-301-96 Республики Саха (Якутия) "Территориальная система
нормативных документов в строительстве Республики Саха (Якутия).
Основные положения", разработанные Госэкспертизой РС(Я),
согласованные Главтехнормированием Минстроя России и одобренные
НТС Минстроя РС(Я).
Заместитель министра
строительства и архитектуры
Республики Саха (Якутия)
Н.И.БЕЛОЛЮБСКИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Основные цели, принципы и структура системы
5. Территориальные нормативные документы
6. Содержание, построение, изложение и оформление нормативных
документов
7. Разработка и принятие нормативных документов
8. Применение нормативных документов
Приложение А. Термины системы нормативных документов в
строительстве и их определения
Приложение Б. Структура территориальной системы нормативных
документов Республики Саха (Якутия) в
строительстве
Приложение В. Форма обложки нормативных документов
Приложение Г. Форма первой страницы нормативных документов
ТСН 10-301-96
Республики Саха (Якутия)
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дата введения 1996-10-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие территориальные строительные нормы определяют
основные цели, принципы и общую структуру территориальной Системы
нормативных документов в строительстве на территории Республики
Саха (Якутия), требования к нормативным документам, их содержанию,
построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и
применения.
Территориальная Система нормативных документов в строительстве
Республики Саха (Якутия) входит в общую структуру государственной
Системы нормативных документов России, определяемую в СНиП
10-01-94, которая состоит из федеральных нормативных документов и
территориальных нормативных документов, действующих на территории
Республики Саха (Якутия).
Положения настоящего нормативного документа обязательны для
органов управления и надзора, предприятий, организаций и
объединений независимо от форм собственности и принадлежности, а
также физических лиц, осуществлявших строительную деятельность на
территории Республики Саха (Якутия).
Требования по применению нормативных документов Системы
установлены разделом 8 настоящих территориальных строительных
норм.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих территориальных строительных нормах использованы
ссылки на следующие документы:
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве.
Основные положения".
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Основные положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Порядок разработки государственных
стандартов".
ГОСТ Р 1.4-93 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий,
стандарты научно-технических, инженерных обществ и других
общественных объединений. Общие положения".
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации
Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению.
оформлению и содержанию стандартов".
3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих территориальных строительных нормах применены
термины в соответствии с приложением А к СНиП 10-01-94 и ГОСТ Р
1.0.
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ
4.1. Территориальная система нормативных документов в
строительстве формируется в соответствии с настоящими
территориальными строительными нормами Республики Саха (Якутия) и
является составной частью федеральной Системы нормативных
документов в строительстве, которая представляет собой
совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными
органами исполнительной власти и управления строительством,
предприятиями и организациями для применения на всех этапах
создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав
и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и
государства.
4.2. Правовой базой территориальных нормативных документов в
строительстве является законодательство Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации, в том числе определяющее взаимоотношения
производителей и потребителей продукции строительства, их права,
обязанности и ответственность за качество продукции и услуг.
Эта система является одним из средств межотраслевого
регулирования в области архитектуры, строительства и
градостроительства и реализации требований законодательства, а
также устанавливаемых в соответствии с ним требований органов
государственного надзора.
4.3. Основные цели, принципы и структура системы
территориальных нормативных документов и строительных норм
Республики Саха (Якутия) определяются в соответствии с
требованиями СНиП 10-01-94 пп. 4.2 - 4.8 и настоящих
ТСН-10-301-96.
5. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
5.1. Территориальные строительные нормы (ТСН) входят в
федеральную Систему нормативных документов в строительстве России
в соответствии с п. 5.1 СНиП 10-01-94.
5.2. К территориальным нормативным документам Республики Саха
(Якутия) относятся:
- территориальные строительные нормы ТСН;
- региональные сметные нормативы.
Производственно-отраслевые нормативные документы:
- стандарты предприятий (объединений) строительного СТП и
комплекса и стандарты общественных объединений СТО.
Указанные нормативные документы являются территориальной
системой нормативных документов в строительстве (ТСН 10-301-96)
Республики Саха (Якутия).
5.3. Территориальные строительные нормы Республики Саха
(Якутия) устанавливают обязательные и рекомендуемые для применения
в пределах территории республики положения, учитывающие суровые
природно-климатические условия, социальные особенности,
национальные традиции и экономические возможности региона.
Они устанавливают обязательные требования, определяющие цели,
которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо
руководствоваться в процессе создания строительной продукции,
рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных
требований, а так же организационно-методические процедуры,
связанные с разработкой и применением нормативных документов
Республики Саха (Якутия).
5.4. Территориальные нормативные документы Республики Саха
(Якутия) не должны нарушать обязательных положений законодательных
актов Российской Федерации, Федеральных строительных норм и правил
и государственных стандартов.
5.5. Региональные сметные нормативы, вводимые в действие
Минстроем Республики Саха (Якутия), устанавливают зональные
сметные цены на местные строительные материалы, изделия и
конструкции (региональные каталоги базовых цен); элементные
сметные нормы на спецработы (реставрационные и т.п.) с применением
местных строительных материалов; укрупненные ресурсные нормативы и
показатели ресурсов по объектам жилищно-гражданского назначения;
укрупненные сметные нормативы на строительство объектов
жилищно-гражданского и производственного назначения.
Региональные сметные нормы разрабатываются и утверждаются в
соответствии с Порядком определения стоимости строительства и
свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях
развития рыночных отношений, введенном в действие с 1 апреля 1994
года письмом Госстроя России от 29 декабря 1993 года N 12-349. Эти
нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам
или дублировать их.
5.6. Стандарты предприятий (объединений) строительного
комплекса Республики Саха (Якутия) устанавливают для применения на
данном предприятии или объединении положения по организации и
технологии производства, а также обеспечению качества продукции
(услуг) и разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ Р
1.5-92.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) производственную
продукцию (строительные изделия и материалы, инженерное
оборудование, средства оснащения строительных организаций и
предприятий стройиндустрии) организациями-разработчиками или
производителями этой продукции при отсутствии соответствующих
государственных стандартов разрабатываются технические условия как
составная часть проектной, конструкторской или технологической
документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий (ТУ)
производится в соответствии с "Правилами согласования и
утверждения технических условий" (Пр. 50.1.001-93), утвержденными
Госстандартом России.
5.7. Наряду с нормативными документами территориальной системы
в строительстве применяют:
- государственные стандарты и другие документы по
стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
- нормы, правила и нормативы органов государственного надзора
Республики Саха (Якутия);
- стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и
другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми
министерствами и государственными комитетами Республики Саха
(Якутия) в соответствии с их компетенцией.
5.8. Нормативные документы отраслевых министерств,
государственных комитетов и комитетов, органов государственного
надзора Республики Саха (Якутия) не должны содержать положений,
относящихся к компетенции Минстроя России и Минстроя Республики
Саха (Якутия).
Минстрой Республики Саха (Якутия) в установленном порядке дает
заключения по направляемым ему органами исполнительной власти и
органами государственного надзора Республики Саха (Якутия)
нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и
строительства, в части соответствия этих документов обязательным
требованиям строительных норм и государственных стандартов.
6. СОДЕРЖАНИЕ, ПОСТРОЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
6.1. Содержание, построение, изложение и оформление
территориальных нормативных документов должны соответствовать
требованиям Системы нормативных документов, изложенным в СНиП
10-01-94.
6.2. Нормативные документы Системы должны основываться на
современных достижениях науки, техники и технологии, передовом
отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и
учитывать международные и национальные стандарты технически
развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и
экономически обоснованные положения, направленные на достижение
целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого
документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать
требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским
правом, законодательством о труде либо другими законодательными
актами.
6.3. Положения нормативных документов могут быть
обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные
положения устанавливаются на минимально необходимом или
максимально допустимом уровне, рекомендуемые на уровне лучших
отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с
принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики,
которые могут изменяться в соответствии с конкретными
потребностями и возможностями потребителя или условиями
производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих
обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов
и пунктов, носящих обязательный характер.
6.4. В составе нормативных документов следует предусматривать
положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и
сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые
должны быть обеспечены при проектировании, строительстве и
эксплуатации (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях
потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями
потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от
конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых
материалов или технологии производства.
Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных
документах с применением следующих или аналогичных им
формулировок:
- сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено
таким образом, чтобы...;
- должно быть обеспечено....
Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных
документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки
степени удовлетворения соответствующей потребности. При
невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных
характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля,
эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем
установления соответствующих описательных положений.
6.5. В территориальных строительных нормах и других
нормативных документах устанавливают обязательные положения, общие
для всей территории Республики Саха (Якутия) или ряда ее регионов
с определенными климатическими, геологическими и другими
природными условиями.
Территориальные строительные нормы должны содержать основные
организационно-методические требования, направленные на
обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции,
общие технические требования по инженерным изысканиям для
строительства, проектированию и строительству, а также требованиям
к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным
конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
- надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных
условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных
конструкций и оснований;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при
землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях
опасных природных воздействий;
- устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при
пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
- охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый
тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы
помещений;
- эксплуатационные характеристики и параметры зданий и
сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом
санитарных, экологических и других норм;
- сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и
уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Территориальные строительные нормы не должны содержать
требований к технологическим процессам, для которых предназначены
здания или сооружения, а также других положений, относящихся к
компетенции соответствующих отраслевых органов исполнительной
власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах
следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие
нормативные требования.
6.6. В территориальных строительных нормах устанавливают в
соответствии с настоящими нормами и правилами организационные,
градостроительные, типологические, социально-экономические и
необходимые технические положения, которые в федеральных
нормативных документах не устанавливаются или приводятся в
качестве рекомендуемых.
6.7. Требования к содержанию стандартов предприятий и
стандартов общественных объединений - по ГОСТ Р 1.4.
6.8. В технических условиях устанавливают требования к
продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче
заказчику), которые целесообразно выделить из состава
конструкторской, проектной и другой технической документации для
использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или
строительство объекта.
Построение, изложение и оформление технических условий - в
порядке, установленном Госстандартом России.
6.9. Построение, изложение и оформление нормативных документов
Системы - в соответствии с требованиями, установленными для
стандартов в ГОСТ Р 1.5, с учетом СНиП 10-01-94 и настоящих норм.
Титульные листы и первые страницы территориальных строительных
норм оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках
применяют прямой порядок слов.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при
нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа
из-за большого объема помещают в приложениях.
Территориальные строительные нормы издают типографским
способом форматом 210 х 297 мм.
6.10. Обозначения территориальных строительных норм состоят из
индекса (ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через
дефис - порядкового номера документа данной категории в комплексе
и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые
номера ТСН начинаются с номера 301. В обозначении территориальных
строительных норм после цифр года их принятия включают
наименования соответствующей территории.
Например. Территориальные строительные нормы Республики Саха
(Якутия) по основаниям и фундаментам зданий и сооружений, принятые
в 1996 г. обозначаются: ТСН 50-301-96 Республика Саха (Якутия),
соответственно по градостроительству: ТСН 30-301-96 Республики
Саха (Якутия).
Обозначения нормативных документов по стандартизации - в
соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в
соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают:
"В системе нормативных документов в строительстве
...............................входит в комплекс .................
(обозначение документа) (N комплекса)
7. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
7.1. Разработку территориальных строительных норм (ТСН)
осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами
научно-исследовательские, проектные и другие организации и
объединения. а также творческие коллективы,
высококвалифицированные специалисты, обладающие научным
потенциалом и необходимым опытом практической работы в
соответствующей области.
Заказчиком на разработку территориальных нормативных
документов в строительстве является Минстрой Республики Саха
(Якутия).
Разработку стандартов предприятий и общественных объединений
осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий - в соответствии с
указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2. Разработки нормативных документов осуществляют по
следующим стадиям:
1-я стадия - организация разработки документа;
2-я стадия - разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия - подготовка проекта документа в окончательной
редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и
регистрация документа;
5-я стадия - издание документа.
--------------------------------
Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение
отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета
(основных положений) документа, опытное проектирование и др.
--------------------------------
Разработки территориальных нормативных документов в
строительстве организует Минстрой Республики Саха (Якутия).
7.3. Организация разработки документа включает в себя
представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки,
согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение
между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.
При заключении договора заказчик утверждает краткое
техническое задание на разработку нормативного документа, в
котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы
и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также
организации, которым документ направляют на отзыв и на
согласование.
При этом предусматривается, что нормативные документы,
положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию
органов надзора, согласовываются с этими органами.
Территориальные строительные нормы в числе других
заинтересованных организаций направляют на заключение также
научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим
функции головных по соответствующим направлениям нормирования и
стандартизации.
Информация о начале разработки территориальных строительных
норм и стандартов публикуется в "Информационном бюллетене"
Минстроя Республики Саха (Якутия). На основе этой информации
заинтересованные организации и предприятия представляют
разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого
проекта документа (первой редакции).
7.4. Разработка проекта нормативного документа организуется
основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между
ними порядке, обеспечивающем качественную подготовки документа в
сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа
рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика
и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2
(первая редакция).
Отзыв по проекту документа направляют разработчики не позднее,
чем через месяц со дня получения проекта. Изложение отзыва - по
ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких-либо организаций
разработки документа продолжают в соответствии с календарным
планом.
7.5. Подготовку проекта нормативного документа для
представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных
отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной
разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит
согласительное совещание с ответственными представителями
заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения
оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению
нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический
комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем
членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его
научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки
проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о
ТКС.
7.6. Согласование проекта документа с органами
государственного надзора и другими организациями, указанными в
техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до
представления документа на утверждение. Согласование
территориальных документов и субъектов хозяйственной деятельности
осуществляют с соответствующими территориальными органами надзора
Республики Саха (Якутия).
Проект документа направляют на согласование в окончательной
редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до
30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом.
Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа,
оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их
дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами
принимает Минстрой Республики Саха (Якутия).
7.7. Проект нормативного документа разработчик представляет в
трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с
сопроводительным письмом и следующей документацией в одном
экземпляре:
- пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с
обоснованиями, данными об использованных результатах
научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления
документа с федеральными, международными и зарубежными
стандартами;
- проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая
редакция) и перечнем организаций, которым проект документа был
направлен;
- подлинными заключениями организаций, которым документ
рассылался на отзыв и сводкой отзывов;
- протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС
по рассмотрению проекта нормативного документа;
- подлинными документами, подтверждающими согласование проекта
органами государственного надзора и другими организациями или
протокол разногласий (если согласование требовалось техническим
заданием);
- предложениями об отмене действующих документов или проектами
изменений в них, связанными с введением нового нормативного
документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр
проекта нормативного документа представляется на машинном
носителе.
7.8. При рассмотрении представленного проекта нормативного
документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку
на соответствие требованиям законодательства и действующих
нормативных документов, общим методологическим принципам
нормирования и стандартизации, требованиям СНиП 10-01-94 и
настоящих норм, стандартов ГСС и технического задания. По
результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него
необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату
введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен
которых он разработан.
7.9. Территориальные строительные нормы (ТСН Республики Саха
(Якутия) в области строительства принимаются и вводятся в действие
постановлениями Минстроя Республики Саха (Якутия).
7.10. Изменения к нормативным документам разрабатывают и
утверждают в порядке, аналогичном порядку разработки и утверждения
этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием,
порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных документов осуществляют органы, их
утвердившие.
7.11. Регистрацию, учет и издание утвержденных строительных
норм и правил, государственных стандартов, сводов правил,
руководящих документов, изменений к этим документам, а также
регистрацию территориальных строительных норм осуществляет
Минстрой России в установленном им порядке. При этом
государственные стандарты в области строительства и изменения к
ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта
России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится
проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных
нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не
соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в
Перечень действующих нормативных документов. Издание
зарегистрированных территориальных норм осуществляют
соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12. Технические условия на строительные материалы, изделия,
конструкции и другую продукцию промышленных предприятий
разрабатывают организации-разработчики или производители указанной
продукции как составную часть проектной, конструкторской или
технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию
предприятий должно производиться в соответствии с порядком,
установленном Госстандартом России ("Правила согласования и
утверждения технических условий" ПР 50.1.001-93).
При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические
условия на продукцию, от качества которой зависит несущая
способность, долговечность и другие эксплуатационные
характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем
зданий и сооружений должны пройти научно-техническую экспертизу в
организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на
строительство в составе этой документации разрабатывают
технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов,
которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено
договором подряда.
7.13. Информация о действующих федеральных и территориальных
нормативных документах публикуется Минстроем России в виде
специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию об утверждении, изменении и отмене этих
документов Минстрой России публикует в журнале "Бюллетень
строительной техники" (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП
"Центр проектной продукции массового применения" Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве
публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях
"Государственные стандарты Российской Федерации" Госстандарта
России.
8. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
8.1. Нормативные документы Системы применяют в пределах
установленной каждым документом области в соответствии с
положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации
"О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по
стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на
территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных
документов путем принятия соответствующих строительных норм и
правил Российской Федерации в установленном Минстроем России
порядке.
Международные, междугосударственные и другие региональные
стандарты, а также национальные стандарты других стран применяют в
строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской
Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2. Обязательные требования нормативных документов подлежат
применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и
организациями независимо от формы собственности, гражданами,
занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или
осуществляющими индивидуальное строительство, а также
общественными и иными организациями, включая совместные
предприятия с участием зарубежных партнеров, зарубежными
юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные
документы, содержащие обязательные требования, не освобождает
исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований
нормативного документа в обоснованных случаях может дать только
орган, которым этот документ введен на территории Российской
Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований
органов надзора.
8.3. Рекомендуемые положения нормативных документов применяют
по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по
требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения,
если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку
продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти
документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний
экспортирующие и контролирующие органы не вправе требовать
применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения
обязательных требований, или запрещать применение решений,
отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или
любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной
ситуации. Возможность применения таких решений должна быть
подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов
или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует
рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих
обязательных требований.
8.4. На проектирование и строительство уникальных и
экспериментальных объектов, при необходимости, следует
разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по
согласованию с Минстроем и органами надзора Республики Саха
(Якутия).
8.5. На существующие здания и сооружения, запроектированные и
построенные в соответствии с ранее действовавшими нормативными
документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются,
за исключение случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий
и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к
недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В
таких случаях компетентные органы исполнительной власти или
собственник объекта должны принять решение о реконструкции,
ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий
(сооружений) или отдельных помещений в них, должны применяться
действующие нормативные документы в соответствии с новым
назначением этих зданий или помещений.
8.6. Юридические и физические лица несут ответственность за
нарушение обязательных требований и правильность применения
положений нормативных документов в соответствии с
законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное по СНиП 10-01-94)
ТЕРМИНЫ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
-----T--------------T----------------------------------T---------¬
¦ NN ¦ Термин и его ¦ Определение ¦Документ,¦
¦п/п ¦эквивалент на ¦ ¦на основе¦
¦ ¦ английском ¦ ¦которого ¦
¦ ¦ языке ¦ ¦дано оп- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ределение¦
+----+--------------+----------------------------------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+----+--------------+----------------------------------+---------+
¦ ¦ ¦1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.1.¦Нормативный ¦Документ, устанавливающий правила,¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦документ, ¦общие принципы или характеристики,¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦касающиеся определенных видов дея-¦п. 3.1 ¦
¦ ¦Normaive ¦тельности или их результатов и ¦ ¦
¦ ¦document ¦доступный широкому кругу потреби- ¦ ¦
¦ ¦ ¦телей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Примечания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. Термин "нормативный документ" ¦ ¦
¦ ¦ ¦в Системе нормативных документов ¦ ¦
¦ ¦ ¦в строительстве охватывает такие ¦ ¦
¦ ¦ ¦понятия, как строительные нормы ¦ ¦
¦ ¦ ¦и правила, свод правил, террито- ¦ ¦
¦ ¦ ¦риальные строительные нормы, стан-¦ ¦
¦ ¦ ¦дарт ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. Деятельность, проявляющаяся ¦ ¦
¦ ¦ ¦при разработке, опубликовании и ¦ ¦
¦ ¦ ¦применении нормативных документов ¦ ¦
¦ ¦ ¦Системы обозначается термином ¦ ¦
¦ ¦ ¦"нормирование и стандартизация". ¦ ¦
¦ ¦ ¦Термины, определяющие цели и ¦ ¦
¦ ¦ ¦другие аспекты нормирования и ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартизации, принимают по ГОСТ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Р 1.0 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.2.¦Строительные ¦Нормативный документ в области ¦ИСО/МЭК ¦
¦ ¦нормы и пра- ¦строительства, принятый органом ¦2:1991 ¦
¦ ¦вила ¦исполнительной власти и содержа- ¦пп. 3.5 и¦
¦ ¦ ¦щий обязательные требования ¦3.5.1 ¦
¦ ¦Building ¦ ¦ ¦
¦ ¦regulations ¦Примечания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. Строительные нормы и правила ¦ ¦
¦ ¦ ¦являются частным случаем техничес-¦ ¦
¦ ¦ ¦кого регламента (technical ¦ ¦
¦ ¦ ¦regulion) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. В Системе нормативных докумен- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тов в строительстве к области ¦ ¦
¦ ¦ ¦строительства относятся объекты ¦ ¦
¦ ¦ ¦нормирования и стандартизации в ¦ ¦
¦ ¦ ¦соответствии с приложением Б ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.3.¦Свод правил ¦Нормативный документ, рекомендую- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦(по проекти- ¦щий технические решения или проце-¦2:1991 ¦
¦ ¦рованию и ¦дуры инженерных изысканий для стро¦п. 3.4 ¦
¦ ¦строитель- ¦ительства, проектирования, строи- ¦ ¦
¦ ¦ству) ¦тельно-монтажных работ и ¦ ¦
¦ ¦ ¦изготовление строительных изделий,¦ ¦
¦ ¦ ¦а также эксплуатации строительной ¦ ¦
¦ ¦Code of ¦продукции, и определяющий способы ¦ ¦
¦ ¦Practice ¦достижения ее соответствия обяза- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельным требованиям строительных ¦ ¦
¦ ¦ ¦норм, правил и стандартов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.4.¦Территори- ¦Нормативный документ в области ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦альные стро- ¦строительства, принятый на уровне ¦2:1991 ¦
¦ ¦ительные ¦одной территориальной единицы ¦пп. 3.2.4¦
¦ ¦нормы ¦страны ¦и 1.6.4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Provincial ¦ ¦ ¦
¦ ¦Normativ ¦ ¦ ¦
¦ ¦document ¦ ¦ ¦
¦ ¦(in building ¦ ¦ ¦
¦ ¦construction) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.5 ¦Стандарт ¦По ГОСТ Р 1.0 ¦ ¦
¦ ¦международный,¦ ¦ ¦
¦ ¦региональный ¦ ¦ ¦
¦ ¦(межгосударст-¦ ¦ ¦
¦ ¦венный),нацио-¦ ¦ ¦
¦ ¦нальный стан- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дарт и стан- ¦ ¦ ¦
¦ ¦дарт предпри- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ятия ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Standart, ¦ ¦ ¦
¦ ¦International,¦ ¦ ¦
¦ ¦Regional, ¦ ¦ ¦
¦ ¦National ¦ ¦ ¦
¦ ¦standart and ¦ ¦ ¦
¦ ¦Compani ¦ ¦ ¦
¦ ¦standart ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.6.¦Технические ¦Документ, устанавливающий техни- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦условия ¦ческие требования, которым должна ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦удовлетворять продукция, процесс ¦п. 3.3 ¦
¦ ¦Technical ¦или услуга ¦ ¦
¦ ¦specification ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Примечания ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. В документе технических усло- ¦ ¦
¦ ¦ ¦вий должны быть указаны процедуры,¦ ¦
¦ ¦ ¦с помощью которых можно установить¦ ¦
¦ ¦ ¦соблюдены ли данные требования. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. Технические условия могут быть ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартом (стандарт вида техни- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ческих условий), или самостоятель-¦ ¦
¦ ¦ ¦ным документом на конкретную про- ¦ ¦
¦ ¦ ¦дукцию. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3. В соответствии с законом "О ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартизации" технические усло- ¦ ¦
¦ ¦ ¦вия как самостоятельный документ ¦ ¦
¦ ¦ ¦разрабатывают в составе техничес- ¦ ¦
¦ ¦ ¦кой документации на продукцию. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Технические условия, на которые ¦ ¦
¦ ¦ ¦сделаны ссылки в договорах (кон- ¦ ¦
¦ ¦ ¦трактах) на поставляемую продук- ¦ ¦
¦ ¦ ¦цию по ГОСТ Р 1.0, применяют в ¦ ¦
¦ ¦ ¦качестве нормативного документа. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.7.¦Признанное ¦Техническое положение, признава- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦техническое ¦емое большинством компетентных ¦2:1991 ¦
¦ ¦правило ¦специалистов в качестве отража- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ющего уровень развития техники ¦ ¦
¦ ¦Asknowledged ¦ ¦ ¦
¦ ¦rule of ¦Примечание - Нормативный доку- ¦ ¦
¦ ¦technology ¦мент считается признанным техни- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ческим правилом. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦1.8.¦Комплекс ¦Совокупность взаимосвязанных нор- ¦ГОСТ Р ¦
¦ ¦нормативных ¦мативных документов, объединенных ¦1.0 ¦
¦ ¦документов ¦общей целевой направленностью и ¦ ¦
¦ ¦ ¦устанавливающих согласованные ¦ ¦
¦ ¦Series of ¦требования к взаимосвязанным ¦ ¦
¦ ¦normative ¦объектам стандартизации (норми- ¦ ¦
¦ ¦documents ¦рования) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2. СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ДОКУМЕНТОВ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.1.¦Положение ¦Логическая единица содержания ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦(нормативного ¦нормативного документа. ¦2:1991 ¦
¦ ¦ документа) ¦Положения нормативных докумен- ¦п. 7.1 ¦
¦ ¦ ¦тов в строительстве подразделя- ¦ ¦
¦ ¦Provision ¦ются: ¦ ¦
¦ ¦ ¦- по форме представления на нор- ¦ ¦
¦ ¦ ¦мы, правила и сообщения; ¦ ¦
¦ ¦ ¦- по степени обязательности на ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательные, рекомендуемые и ¦ ¦
¦ ¦ ¦справочные: ¦ ¦
¦ ¦ ¦- по содержанию на эксплуатацион- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ные, описательные и методические. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.2.¦Норма ¦Положение, устанавливающее коли- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦ ¦чественные или качественные кри- ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦терии, которые должны быть удов- ¦п. 7.5 ¦
¦ ¦ ¦летворены ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Примечания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. В документах ИСО приведенное ¦ ¦
¦ ¦ ¦определение соответствует англий- ¦ ¦
¦ ¦ ¦скому термину "Reguirement ¦ ¦
¦ ¦ ¦(требование). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. Для норм, характеризующих ¦ ¦
¦ ¦ ¦расчетную потребность в натураль- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ной или стоимостной форме, выра- ¦ ¦
¦ ¦ ¦женную в абсолютных или относи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельных показателях, применяют ¦ ¦
¦ ¦ ¦также термин "норматив". ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.3.¦Правило ¦Положение, описывающее действия, ¦ИСО/МЭК ¦
¦ ¦Instruction ¦предназначенные для выполнения ¦-2:1991 ¦
¦ ¦ ¦ ¦п. 7.3 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.4.¦Сообщение ¦Положение, содержащее информацию ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦Statement ¦ ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦ ¦п. 7.2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.5.¦Обязательное ¦Положение (норма или правило), ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦положение ¦применение которого обязательно ¦2:1991 ¦
¦ ¦(требование) ¦по закону ¦пп. 7.5.1¦
¦ ¦ ¦ ¦7.5.2; ¦
¦ ¦ ¦Примечание ¦11.4 ¦
¦ ¦ ¦В соответствии с документами ¦ ¦
¦ ¦ ¦ИСО положение нормативного доку- ¦ ¦
¦ ¦ ¦мента может быть: ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательным по общему закону ¦ ¦
¦ ¦Mandatori ¦или в связи со ссылкой в регла- ¦ ¦
¦ ¦reguirement ¦менте; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обязательным с точки зрения дости-¦ ¦
¦ ¦ ¦жения соответствия тому документу,¦ ¦
¦ ¦Exclusive ¦в котором это положение ¦ ¦
¦ ¦reguirement ¦содержится; ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Ortional ¦обязательным в рамках выбора или ¦ ¦
¦ ¦reguirement ¦дополнительно для определенных ¦ ¦
¦ ¦ ¦случаев (альтернативное требова- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ние). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.6.¦Рекомендуемое ¦Положение (норма или правило), ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦положение ¦содержащее совет или указание, ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦не носящее обязательного харак- ¦п. 7.4 ¦
¦ ¦ ¦тера. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Recommenda- ¦ ¦ ¦
¦ ¦tion ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.7.¦Справочное ¦Положение, содержащее информацию ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦положение ¦(сообщение). ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦ ¦п. 7.2 ¦
¦ ¦Statement ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.8.¦Эксплуата- ¦Положение, которое содержит ха- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦ционное ¦характеристики соответствия про- ¦2:1991 ¦
¦ ¦положение ¦дукции своему назначению, свя- ¦п. 7.8 ¦
¦ ¦ ¦занные с поведением этой продук- ¦ИСО 6240 ¦
¦ ¦Perfomance ¦ции при ее использовании (эксп- ¦ИСО 6241 ¦
¦ ¦provision ¦луатационные характеристики). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.9.¦Описательное ¦Положение, которое содержит ха- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦положение ¦рактеристики соответствия про- ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦дукции своему назначении, свя- ¦п. 7.7 ¦
¦ ¦ ¦занные с ее производством ¦ ¦
¦ ¦Descriptive ¦ ¦ ¦
¦ ¦provision ¦Примечания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. Описательные положения обыч- ¦ ¦
¦ ¦ ¦но содержат описание проекта, ¦ ¦
¦ ¦ ¦конструктивных деталей и т.д. с ¦ ¦
¦ ¦ ¦указанием размеров и состава ма- ¦ ¦
¦ ¦ ¦териалов. ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. В материалах ИСО по строитель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ству для стандартов, содержащих ¦ ¦
¦ ¦ ¦описательные положения, применяет-¦ ¦
¦ ¦ ¦ся также термин "предписывающий ¦ ¦
¦ ¦ ¦(prescriptive) стандарт". ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2.10¦Методичес- ¦Положение, указывающее один или ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦кое положение ¦несколько способов достижения ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦соответствия требованию норма- ¦п. 7.6 ¦
¦ ¦Deemed-to- ¦тивного документа (направленное ¦ ¦
¦ ¦satisfy ¦на достижение соответствия) ¦ ¦
¦ ¦provision ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦3. ГАРМОНИЗАЦИЯ СТАНДАРТОВ И ¦ ¦
¦ ¦ ¦ДРУГИХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1.¦Гармонизи- ¦Стандарты на один и тот же объект,¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦рованные ¦утвержденные различными органами ¦2:1991 ¦
¦ ¦стандарты ¦по стандартизации и обеспечивающие¦п. 6.1 ¦
¦ ¦(норматив- ¦взаимозаменяемость продукции, про-¦ ¦
¦ ¦ные доку- ¦цессов и услуг и взаимное понима- ¦ ¦
¦ ¦менты) ¦ние результатов испытаний или ин- ¦ ¦
¦ ¦ ¦формации ¦ ¦
¦ ¦Harmonized ¦ ¦ ¦
¦ ¦standards ¦Примечание - Гармонизированные ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандарты могут иметь различия в ¦ ¦
¦ ¦ ¦форме представления или даже в со-¦ ¦
¦ ¦ ¦держании. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.¦Идентичные ¦Гармонизированные стандарты, ко- ¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦стандарты ¦торые идентичны по содержанию и ¦2:1991 ¦
¦ ¦(нормативные ¦по форме представления ¦п. 6.3 ¦
¦ ¦документы) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Identical ¦ ¦ ¦
¦ ¦standards ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3.¦Сопоставимые ¦Стандарты на один и тот же объект,¦ИСО/МЭК- ¦
¦ ¦стандарты ¦утвержденные различными органами ¦2:1991 ¦
¦ ¦ ¦по стандартизации и основанные на ¦п. 6.9 ¦
¦ ¦ ¦одних и тех же методах, которые ¦ ¦
¦ ¦Comparable ¦позволяют однозначно сопоставить ¦ ¦
¦ ¦Standards ¦различия в требованиях ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Примечание - Сопоставимые стандар-¦ ¦
¦ ¦ ¦ты не являются гармонизированными ¦ ¦
¦ ¦ ¦стандартами. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 4. ОБЪЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ И ¦ ¦
¦ ¦ ¦СТАНДАРТИЗАЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1.¦Объекты ¦Системы расселения, города, другие¦ ¦
¦ ¦градострои- ¦поселения и их части ¦ ¦
¦ ¦тельной дея- ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельности ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2.¦Строитель- ¦Законченные строительством здания ¦ ¦
¦ ¦ная продукция ¦и другие строительные сооружения, ¦ ¦
¦ ¦ ¦а также их комплексы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Примечания: ¦ ¦
¦ ¦ ¦1. Принимаемое на практике слово- ¦ ¦
¦ ¦ ¦сочетание "здания и сооружения" в ¦ ¦
¦ ¦ ¦Системе нормативных документов ¦ ¦
¦ ¦ ¦понимается как "здания и другие ¦ ¦
¦ ¦ ¦строительные сооружения". ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦2. Предметом рассмотрения в Систе-¦ ¦
¦ ¦ ¦ме нормативных документов в строи-¦ ¦
¦ ¦ ¦тельстве является строительная ¦ ¦
¦ ¦ ¦часть зданий и сооружений, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦инженерное оборудование, функцией ¦ ¦
¦ ¦ ¦которых является обеспечение нор- ¦ ¦
¦ ¦ ¦мальных условий для ведения соот- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ветствующих технологических ¦ ¦
¦ ¦ ¦процессов. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3.¦Строительное ¦Единичный результат строительной ¦ ¦
¦ ¦сооружение ¦деятельности, предназначенный для ¦ ¦
¦ ¦ ¦осуществления определенных потре- ¦ ¦
¦ ¦ ¦бительских функций. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.4.¦Здание ¦Наземное строительное сооружение ¦ ¦
¦ ¦ ¦с помещениями для проживания и ¦ ¦
¦ ¦ ¦(или) деятельности людей, разме- ¦ ¦
¦ ¦ ¦щения производств, хранения ¦ ¦
¦ ¦ ¦продукции или содержания животных.¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.5.¦Помещение ¦Пространство внутри здания, имею- ¦ ¦
¦ ¦ ¦щее определенное функциональное ¦ ¦
¦ ¦ ¦назначение и ограниченное строи- ¦ ¦
¦ ¦ ¦тельными конструкциями. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.6.¦Строительная ¦Часть здания или другого строи- ¦ ¦
¦ ¦конструкция ¦тельного сооружения, выполняющая ¦ ¦
¦ ¦ ¦определенные несущие, ограждающие ¦ ¦
¦ ¦ ¦и (или) эстетические функции. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.7.¦Строительное ¦Изделие, предназначенное для при- ¦ ¦
¦ ¦изделие ¦менения в качестве элемента строи-¦ ¦
¦ ¦ ¦тельных конструкций зданий и соо- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ружений. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.8.¦Строительный ¦Материал (в том числе штучный), ¦ ¦
¦ ¦материал ¦предназначенный для создания стро-¦ ¦
¦ ¦ ¦ительных конструкций зданий и соо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ружений и изготовления строитель- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ных изделий. ¦ ¦
L----+--------------+----------------------------------+----------
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное по СНиП 10-01-94)
СТРУКТУРА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
------------------T----------------------------------------------¬
¦ Комплексы ¦ Основные направления стандартизации и ¦
¦ документов ¦ нормирования ¦
+-----------------+----------------------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ¦
¦ ¦ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ ¦
¦10. Стандартиза- ¦Цели, задачи, объекты, методология и органи- ¦
¦ ция, нормирова-¦зация работ по стандартизации, нормированию ¦
¦ ние, сертифика-¦и сертификации в строительстве ¦
¦ ция ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦11. Инженерные ¦Состав, общие требования и порядок проведе- ¦
¦ изыскания для ¦ния инженерных изысканий для строительства, ¦
¦ строительства ¦предпроектных и проектных работ. Порядок со- ¦
¦ и проектирова- ¦гласования, экспертизы и утверждения проек- ¦
¦ ние ¦тов. ¦
¦ ¦Виды, содержание и оформление градостроитель- ¦
¦ ¦ной и проектно-сметной документации. ¦
¦ ¦ ¦
¦12. Производство ¦Организация строительства, технологическая ¦
¦ ¦подготовка и общие правила строительного про- ¦
¦ ¦изводства, механизация строительства, обеспе- ¦
¦ ¦чение безопасности труда и охрана окрудающей ¦
¦ ¦среды в процессе строительства. Контроль ка- ¦
¦ ¦чества и приемка законченных строительством ¦
¦ ¦объектов. Организация производства строитель- ¦
¦ ¦ных изделий и материалов. ¦
¦ ¦Виды, содержание и оформление технологической ¦
¦ ¦информации. ¦
¦ ¦ ¦
¦13 Эксплуатация ¦Общие правила технического обслуживания, об- ¦
¦ ¦следования и ремонта строительных конструкций ¦
¦ ¦и систем инженерного оборудования зданий и со-¦
¦ ¦оружений. ¦
¦ ¦Виды, содержание и оформление ремонтно-эксплу-¦
¦ ¦атационной документации. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 2. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ¦
¦ ¦ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ ¦
¦20.Основные поло-¦Общие принципы обеспечения безопасности, эк- ¦
¦ жения надеж- ¦сплуатационной пригодности и долговечности ¦
¦ ности строи- ¦строительных сооружений, инженерных систем, ¦
¦ тельных соо- ¦конструкций и материалов. Основные понятия ¦
¦ ружений ¦надежности, классификация строительных соо- ¦
¦ ¦ружений по степени ответственности, нагрузки ¦
¦ ¦и воздействия различных видов. Классификация ¦
¦ ¦отказов, параметры расчетных моделей и принци-¦
¦ ¦пы установления нормативных требований по ¦
¦ ¦надежности строительных сооружений, конструк- ¦
¦ ¦ций и оснований. Основы статистического ¦
¦ ¦приемочного контроля в строительстве. ¦
¦ ¦ ¦
¦21.Пожарная безо-¦Общие принципы обеспечения пожарной безо- ¦
¦ пасность ¦пасности при решении градостроительных, ¦
¦ ¦объемно-планировочных и конструктивных за- ¦
¦ ¦дач, классификация зданий, сооружений и их ¦
¦ ¦элементов по огнестойкости и пожарной опас- ¦
¦ ¦ности, средства противопожарной защиты, пути ¦
¦ ¦эвакуации и зоны безопасности. Пожарно - ¦
¦ ¦технические показатели строительных ¦
¦ ¦конструкций, материалов и изделий, принципы ¦
¦ ¦расчета, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦22.Защита от опас¦Общие принципы инженерной защиты и характе- ¦
¦ ных геофизичес¦ристики опасных геофизических воздействий ¦
¦ ких ¦(сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, ¦
¦ воздействий ¦эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляе- ¦
¦ ¦мые и подтопляемые территории и др.). ¦
¦ ¦Требования к инженерным изысканиям для ¦
¦ ¦строительства, градостроительным объемно - ¦
¦ ¦планировочным, конструктивным и строительно - ¦
¦ ¦технологическим мероприятиям по обеспечению ¦
¦ ¦безопасности людей, а также эксплуатации соо- ¦
¦ ¦ружений инженерной защиты. ¦
¦ ¦ ¦
¦23.Внутренний ¦Общие принципы обеспечения теплового, воздуш- ¦
¦ климат и ¦но-влажностного, акустического и светового ¦
¦ защита от ¦режима помещений. Характеристики воздействия ¦
¦ вредных ¦окружающей среды (в том числе климатические ¦
¦ воздействий ¦воздействия, вибрация, шум, излучения, ¦
¦ ¦токсичные выделения и другие). Расчетные ¦
¦ ¦методы и конструктивное обеспечение защиты ¦
¦ ¦здоровья людей от этих воздействий, методы ¦
¦ ¦контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦24. Размерная ¦Общие принципы обеспечения размерной взаимо- ¦
¦ взаимозаменяе-¦заменяемости и совместимости в строительстве, ¦
¦ мость и совме-¦правила координации размеров, допуски ¦
¦ стимость ¦геометрических параметров. Методы измерений и ¦
¦ ¦контроля точности. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ ¦
¦ ¦ ¦
¦30.Градострои- ¦Основные положения расселения, размещения ¦
¦ тельство ¦производительных сил, развития межселенной, ¦
¦ ¦инженерной и транспортной инфраструктуры ¦
¦ ¦территорий, планировка и застройка террито- ¦
¦ ¦рий, поселений и их отдельных частей. ¦
¦ ¦ ¦
¦31.Жилые, общес- ¦Классификация и технические требования к жи- ¦
¦ твенные и про-¦лым, общественным, производственным и склад- ¦
¦ изводственные ¦ским зданиям, сооружениям и их частям. Основ- ¦
¦ здания и соо- ¦ные положения по производству работ, правила ¦
¦ ружения ¦приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦32. Сооружения ¦Классификация, нагрузки и воздействия, гео- ¦
¦ транспорта ¦метрические параметры и технические требования¦
¦ ¦к сооружениям и элементам автомобильных ¦
¦ ¦и железных дорог, метрополитена, морского, ¦
¦ ¦речного, воздушного, промышленного и город- ¦
¦ ¦ского транспорта. Основные положения по рас- ¦
¦ ¦чету, проектированию и производству работ, ¦
¦ ¦правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦33.Гидротехничес-¦Классификация, нагрузки и воздействия, основ- ¦
¦ кие и мелиора-¦ные требования к плотинам, каналам, дамбам, ¦
¦ тивные соору- ¦берего-укрепительным и другим сооружениям. Ос-¦
¦ жения ¦новные положения по расчету, проектированию и ¦
¦ ¦производству работ, правила приемки, методы ¦
¦ ¦контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦34.Магистральные ¦Классификация, нагрузки и воздействия, геомет-¦
¦ и промысловые ¦рические параметры и технические требования к ¦
¦ трубопроводы ¦трубопроводам и хранилищам для газа, нефти и ¦
¦ ¦нефтепродуктов, а также их размещению. Основ- ¦
¦ ¦ные положения по расчету, проектированию и ¦
¦ ¦производству работ, правила приемки, методы ¦
¦ ¦контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 4. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ НА ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЗДАНИЙ ¦
¦ ¦ И СООРУЖЕНИЙ И ВНЕШНИЕ СЕТИ ¦
¦ ¦ ¦
¦40.Водоснабжение ¦Классификация систем и потребителей, техничес-¦
¦ и канализация ¦кие требования к наружным сетям, сооружениям и¦
¦ ¦их размещению, внутренним системам. Нормы пот-¦
¦ ¦ребления воды, водоподготовка и очистка стоков¦
¦ ¦Основные положения по проектированию и произ- ¦
¦ ¦водству работ, режиму эксплуатации. Санитарно-¦
¦ ¦техническое оборудование, арматура, приборы и ¦
¦ ¦канализационные трубы. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦41.Теплоснабжение¦Классификация систем и потребителей, техничес-¦
¦ отопление, вен¦кие требования к наружным сетям и сооружениям,¦
¦ тиляция и кон-¦их размещению, сетевой воде, внутренним систе-¦
¦ диционирование¦мам и оборудованию. Нормы потребления, очистка¦
¦ воздуха ¦выбросов, использование вторичных тепловых ре-¦
¦ ¦сурсов. Основные положения по проектированию и¦
¦ ¦производству работ, режиму эксплуатации. Отопи¦
¦ ¦тельные приборы, арматура и воздуховоды. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦42.Газоснабжение ¦Классификация систем, технические требования к¦
¦ ¦газопроводам, оборудованию и отключающим уст- ¦
¦ ¦ройствам. Нормы потребления газа. Основные ¦
¦ ¦положения по проектированию и производству ра-¦
¦ ¦бот, режиму эксплуатации. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Примечание ¦
¦ ¦Требования к оборудованию других инженерных ¦
¦ ¦систем зданий принимают в соответствии со ¦
¦ ¦стандартами Госстандарта России, Правилами ¦
¦ ¦устройства электроустановок Госэнергонадзора и¦
¦ ¦соответствующими нормативными документами ¦
¦ ¦других органов. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 5. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ИЗДЕЛИЯ ¦
¦ ¦ ¦
¦50. Основания и ¦Классификация и расчетные характеристики грун-¦
¦ фундаменты ¦тов. Методы расчета и проектирования оснований¦
¦ зданий и соо- ¦и свайных фундаментов. Основные положения по ¦
¦ ружений ¦производству работ, режиму эксплуатации и ¦
¦ ¦диагностике состояния. Правила приемки, методы¦
¦ ¦контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦51. Каменные и ¦Общие требования к каменным и армокаменным ¦
¦ армомокаменные¦конструкциям зданий и сооружений. Методы расче¦
¦ конструкции ¦та и проектирования конструкций и их соедине- ¦
¦ ¦ний основные положения по возведении конструк-¦
¦ ¦ций, режиму их эксплуатации и диагностике ¦
¦ ¦состояния. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦52.Железобетонные¦Общие требования к монолитным, сборным и сбор-¦
¦ и бетонные ¦но-монолитным бетонным и железобетонным кон- ¦
¦ конструкции ¦струкциям. Методы расчета и проектирования кон¦
¦ ¦струкций и их соединений, основные положения ¦
¦ ¦по изготовлению, возведению конструкций, защи-¦
¦ ¦те от коррозии, режиму их эксплуатации и диа- ¦
¦ ¦гностике состояния. Железобетонные и бетонные ¦
¦ ¦конструкции заводского изготовления. Правила ¦
¦ ¦приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦53.Металлические ¦Общие требования к несущим и ограждающим, в ¦
¦ конструкции ¦том числе с эффективным утеплителем, конструк-¦
¦ ¦циям из стали и алюминиевых сплавов. Методы ¦
¦ ¦расчета и проектирования конструкций и их ¦
¦ ¦соединений, основные положения по изготовлению¦
¦ ¦монтажу конструкций, защите от коррозии, режи-¦
¦ ¦му их эксплуатации и диагностике состояния. ¦
¦ ¦Металлические конструкции заводского изготовле¦
¦ ¦ния. Правила приемки, методы контроля и ¦
¦ ¦испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦54. Деревянные ¦Общие требования к деревянным конструкциям ¦
¦ конструкции ¦зданий и сооружений. Методы расчета и проекти-¦
¦ ¦рования конструкций и их соединений, основные ¦
¦ ¦положения по изготовлению, монтажу конструк- ¦
¦ ¦ций,защите от коррозии, режиму их эксплуатации¦
¦ ¦и диагностике состояния. Деревянные конструк- ¦
¦ ¦ции и изделия заводского изготовления. Правила¦
¦ ¦приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦55. Конструкции ¦Общие требования к асбестоцементным и конст- ¦
¦ из других ¦рукциям из других материалов. Методы расчета и¦
¦ материалов ¦проектирования конструкций и их соединений, ¦
¦ ¦основные положения по изготовлению, монтажу ¦
¦ ¦конструкций, режиму их эксплуатации и ¦
¦ ¦диагностике состояния. Конструкции заводского ¦
¦ ¦изготовления. Правила приемки, методы контроля¦
¦ ¦и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦56. Окна, двери, ¦Общие требования к изделиям. Технические усло-¦
¦ ворота и ¦вия на изделия и комплектующие детали. Правила¦
¦ приборы к ним ¦приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 6. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ¦
¦ ¦ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ ¦
¦ ¦ ¦
¦60. Стеновые ¦Общие требования к кирпичу и стеновым камням ¦
¦ кладочные ¦из различных материалов. Технические условия ¦
¦ материалы ¦на конкретные разновидности, типы, марки. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦61. Минеральные ¦Общие требования к цементу и другим вяжущим. ¦
¦ вяжущие ¦Технические условия на конкретные разновид- ¦
¦ вещества ¦ности, типы, марки. Правила приемки, методы ¦
¦ ¦контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦62. Бетоны и ¦Общие требования к бетонам различных видов, ¦
¦ растворы ¦бетонным смесям, строительным растворам. Тех- ¦
¦ ¦нические условия на конкретные разновидности. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦63. Щебень, ¦Общие требования к щебню, гравию, песку, ис- ¦
¦ гравий и ¦кусственным и природным пористым заполнителям.¦
¦ песок для ¦Технические условия на конкретные разновиднос-¦
¦ строительных ¦ти. ¦
¦ работ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦64.Теплоизоляци- ¦Общие требования к минераловатным изделиям, ¦
¦ онные, звуко- ¦изделиям из ячеистого бетона, плитам на осно- ¦
¦ изоляционные ¦ве пенопластов и другим теплоизоляционным ма- ¦
¦ и звукопогла- ¦териалам. Технический условия на конкретные ¦
¦ щающие мате- ¦разновидности. ¦
¦ риалы ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦65. Кровельные, ¦Общие, требования к рулонным кровельным мате- ¦
¦ гидроизоляци- ¦риалам, кровельным мастикам, изоляционным и ¦
¦ онные и герме-¦и герметизирующим материалам. Технические ус- ¦
¦ тизирующие ма-¦ловия на конкретные разновидности. ¦
¦ териалы и из- ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ делия ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦66. Отделочные и ¦Требования к полимерным, керамическим, дре- ¦
¦ облицовочные ¦весным и другим отделочным и облицовочным ма- ¦
¦ материалы ¦териалам и изделиям. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦67.Асбестоцемент-¦Требования к асбестоцементным плоским и вол- ¦
¦ ные изделия ¦нистым листам, трубам, экструзионным изделиям.¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦68.Дорожные мате-¦Требования к асфальтобетону, асфальтобетонным ¦
¦ риалы ¦смесям и другим дородным материалам. Правила ¦
¦ ¦приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦69. Строительное ¦Требования к листовому стеклу и изделиям из ¦
¦ стекло ¦стекла для строительства. Правила приемки, ме-¦
¦ ¦тоды контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 7. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОБИЛЬНЫЕ ¦
¦ ¦ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ОСНАСТКУ, ¦
¦ ¦ ИНВЕНТАРЬ И ИНСТРУМЕНТ ¦
¦ ¦ ¦
¦70.Мобильные зда-¦Классификация и общие технические требования. ¦
¦ ния и сооруже-¦Технические условия на конкретные типы зданий ¦
¦ ния ¦и сооружений. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦71.Оснастка стро-¦Общие технические требования к лесам и под- ¦
¦ ительных орга-¦мостям, опалубке для бетонных работ, монтажной¦
¦ низаций ¦оснастке и креплениям, ручному инструменту, ¦
¦ ¦средствам пакетирования и контейнеризации. ¦
¦ ¦Правила приемки, методы контроля и испытаний. ¦
¦ ¦ ¦
¦72.Специализиро- ¦Общие технические требования к оснастке, смаз-¦
¦ ванная оснаст-¦ке для оснастки и форм. Правила приема, мето- ¦
¦ ка предприя- ¦ды контроля и испытаний. ¦
¦ тий стройин- ¦ ¦
¦ дустрии ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦ 8. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИКЕ ¦
¦ ¦ ¦
¦80. Экономика ¦Организационно-методические положения по воп- ¦
¦ строительства ¦сам эффективности инвестиционных проектов, до-¦
¦ ¦говорных отношений и регулирования инвестици- ¦
¦ ¦онной деятельности. ¦
¦ ¦ ¦
¦81. Ценообразова-¦Правила и методы определения стоимости проект-¦
¦ ние и сметы ¦но-изыскательских работ и строительства в сос-¦
¦ ¦таве предпроектной и проектной документации. ¦
¦ ¦Сметная нормативная база для определения пот- ¦
¦ ¦ребности в капитальных вложениях, формирования¦
¦ ¦свободных (договорных) цен на строительную ¦
¦ ¦продукцию и осуществление расчетов между ¦
¦ ¦участниками строительства. ¦
¦ ¦ ¦
¦82. Материальные ¦Правила и методики разработки и применения нор¦
¦ и топливно - ¦мативных показателей расхода материальных и ¦
¦ энергетические¦топливно-энергетических ресурсов для строитель¦
¦ ресурсы ¦ства. ¦
¦ ¦ ¦
¦83. Трудовые ¦Правила и методики определения трудоемкости ¦
¦ ресурсы ¦элементов строительной продукции, а также пот-¦
¦ ¦ребности средств на заработную плату. ¦
L-----------------+-----------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное по СНиП 10-01-94)
ФОРМА ОБЛОЖКИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
----------T------------------------------------------------------¬
¦
¦ ¦
¦ СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
¦ ¦
¦
¦ (Вид документа - строительные нормы и правила ¦
¦ Российской Федерации, территориальные строительные
¦ нормы, свод правил, руководящий документ) ¦
==========+======================================================¦
¦______________________________________________________¦
¦ (Наименование документа)
¦______________________________________________________¦
¦
¦ (Обозначение документа) ¦
¦
¦ Издание официальное ¦
==========+======================================================
¦ ¦
¦ ______________________________________________________
¦ (Наименование органа, утвердившего документ) ¦
¦ ______________________________________________________
¦ (Город, где расположен орган) ¦
¦
¦ _______________________________ ¦
¦ (Год издания)
¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------------------------
¦
L------------ - Цветная полоса: СНиП ТСН - красная
СП - синяя
РДС - зеленая
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное по СНиП 10-01-94)
ФОРМА ПЕРВОЙ СТРАНИЦЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
-----------------------------------------------------------------¬
______________________ ¦
¦ Обозначение документа
¦
¦
_______________________________ ¦
¦ (Вид нормативного документа)
¦
¦================================================================¦
¦
¦ _________________________________________
(Наименование документа на русском языке) ¦
¦
____________________________________________ ¦
¦ (Наименование документа на английском языке -
для федеральных нормативных документов) ¦
¦================================================================
¦
¦ Дата введения ___________________
(Год, число, месяц)¦
¦
ТЕКСТ ¦
¦________________________________________________________________
Издание официальное ¦
¦
L-----------------------------------------------------------------
УДК:
Ключевые слова: территориальные нормативные документы в
строительстве, стандартизация, нормирование, система нормативных
документов, цели, задачи, принципы, структура, объекты
стандартизации и нормирования, разработка, принятие, применение
нормативных документов.
|