УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА(ЯКУТИЯ)
ОТ 16.09.2003 64-З N 131-III
9 июля 1996 года З N 127-I
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА УЛУСНОГО, ГОРОДСКОГО
(ГОРОДА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ) СОБРАНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 9.07.96 З N 128-I
Настоящий закон устанавливает основы правового статуса
депутата улусного, городского (города республиканского значения)
Собраний - местного представительного органа государственной
власти в Республике Саха (Якутия), предусматривает основные
правовые социальные гарантии при осуществлении им депутатской
деятельности.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутат улусного, городского (города
республиканского значения) Собраний
Депутатом улусного, городского (города республиканского
значения) Собраний (далее - депутатом Собрания) является избранный
народом представитель, уполномоченный осуществлять
представительство в местном представительном органе
государственной власти (далее - Собрании) и иные полномочия,
предусмотренные Конституцией Республики Саха (Якутия),
конституционным Законом Республики Саха (Якутия) "О местных
органах государственной власти в Республике Саха (Якутия)",
настоящим и другими законами республики
Депутатом Собрания не могут быть руководители и должностные
лица исполнительных органов государственной власти, судьи,
прокуроры, депутаты иных представительных органов государственной
власти и местного самоуправления.
Статья 2. Законодательство о статусе депутата Собрания
Статус депутата Собрания определяется Конституцией Республики
Саха (Якутия), конституционным Законом Республики Саха (Якутия) "О
местных органах государственной власти в Республике Саха
(Якутия)", настоящим законом и другими нормативными правовыми
актами республики.
В своей деятельности депутат Собрания руководствуется
нормативной базой, изложенной в части 1 настоящей статьи,
предвыборной программой и своими убеждениями.
Статья 3. Срок полномочий депутата Собрания
Срок полномочий депутата Собрания начинается со дня избрания
депутата и прекращается с момента начала работы Собрания нового
созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4
настоящего закона. Срок полномочий депутата Собрания - 5 лет.
В случае признания соответствующим органом выборов в Собрание
по одному из избирательных округов недействительными по
независящим от депутата причинам подтвержденные полномочия
депутата прекращаются по решению компетентного органа.
Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.
Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата
Полномочия депутата Собрания прекращаются досрочно в случае:
а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;
б) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении лица, являющегося депутатом;
в) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
г) выезда депутата за пределы улуса, города на постоянное
место жительства или работу;
д) отзыва депутата;
е) смерти депутата.
Статья 5. Удостоверение депутата
Депутат Собрания имеет соответствующее удостоверение,
подтверждающее личность и полномочия депутата.
Положение об удостоверении депутата и его образец утверждаются
соответствующим Собранием.
Статья 6. Условия осуществления депутатом Собрания
депутатской деятельности
Депутат Собрания осуществляет свои полномочия без отрыва от
основной производственной или служебной деятельности.
Депутат, работающий на постоянной основе, может состоять на
иной государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме коммерческой, с согласия Собрания.
Нарушения указанных в настоящей статье требований могут
служить основанием для отзыва депутата в установленном законом
порядке.
Статья 7. Основные формы депутатской деятельности
депутата Собрания
Основными формами депутатской деятельности депутата Собрания
являются:
а) участие в заседаниях Собрания;
б) участие в работе соответствующих комитетов и комиссий;
согласительных комиссий, рабочих групп;
в) участие в выполнении поручений Собрания и его органов;
г) участие в депутатских слушаниях;
д) подготовка проектов нормативных правовых актов Собрания;
е) обращение с вопросами;
ж) работа с избирателями.
Статья 8. Взаимоотношение депутата с избирателями
Депутат Собрания поддерживает связь с избирателями, принимает
меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих
избирателей: рассматривает поступившие от них предложения,
заявления, жалобы, способствует правильному и своевременному
решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает
общественное мнение.
Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время
встреч с ними, а также через средства массовой информации.
Депутат Собрания взаимодействует с местными исполнительными
органами государственной власти, местного самоуправления,
депутатами Государственного Собрания (Ил Тумэн), с местными
структурами политических партий и иных общественных объединений.
Статья 9. Депутатская этика
Депутат Собрания обязан соблюдать правила депутатской этики,
утвержденные соответствующим Собранием. Ответственность за
нарушение депутатами указанных правил устанавливается Собранием.
Статья 10. Обязанности депутата
Депутат Собрания обязан:
- участвовать в работе Собрания;
- соблюдать нормы депутатской этики;
- вести прием избирателей в округе;
- не менее 2-х раз в год отчитываться перед избирателями в
округе.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 11. Участие депутата Собрания в заседаниях
местного представительного органа
государственной власти
Депутат Собрания пользуется правом решающего голоса по всем
вопросам, рассматриваемым Собранием, а также комитетом и
комиссией, членом которых он является.
Депутат Собрания принимает личное участие в заседаниях
Собрания, комитета, комиссии, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседании Собрания по
уважительной причине депутат заблаговременно информирует об этом
руководство Собрания, комитета, комиссии.
Статья 12. Права депутата Собрания
Депутат Собрания имеет право:
а) избирать и быть избранным в рабочие органы, формируемые
Собранием;
б) высказывать мнение по персональному составу создаваемых
Собранием рабочих органов и кандидатурам должностных лиц,
избираемых, назначаемых или утверждаемых им;
в) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием;
г) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку
рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
д) вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания
отчетов или информаций любого органа или должностного лица,
подконтрольного Собранию;
е) ставить вопрос о доверии составу организованных или
избранных Собранием рабочих органов, избранным, назначенным или
утвержденным Собранием должностным лицам;
ж) участвовать в обсуждении поставленных вопросов, задавать
вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании,
получать ответы и давать им оценку;
з) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам
голосования давать справки;
и) в соответствии с Регламентом Собрания оглашать на
заседаниях обращения граждан, имеющих общественное значение.
Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье,
устанавливается Собранием.
Статья 13. Неприкосновенность депутата Собрания
Депутат Собрания обладает неприкосновенностью на территории
соответствующего улуса, города республиканского значения в течение
срока своих полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или
административной ответственности в судебном порядке, задержан,
арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия
соответствующего Собрания, кроме случаев задержания на месте
преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено действующим законодательством для
обеспечения безопасности других граждан.
Депутат не может быть привлечен к уголовной и административной
ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при
голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата.
Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны
депутата были допущены публичные оскорбления, клевета и иные
нарушения, ответственность за которые предусмотрена действующим
законодательством.
Нарушение положений настоящего закона, регулирующих вопросы
депутатской неприкосновенности, влечет ответственность,
предусмотренную действующим законодательством.
Статья 14. Обращение депутата с вопросом к руководителю
и иным должностным лицам местных исполнительных
органов государственной власти и другим
юридическим лицам
Депутат, группа депутатов Собрания вправе в организованном
порядке через Собрание обращаться к руководителю и другим
должностным лицам местных исполнительных органов государственной
власти и других юридических лиц.
Вопрос в письменной форме заблаговременно, в порядке,
определяемом Собранием, передается депутатом, группой депутатов
руководителю Собрания, что может быть основанием для приглашения
соответствующего должностного лица.
Ответ на предварительно поставленные вопросы должностное лицо
может дать в письменной форме, если должностное лицо не было
заслушано непосредственно на заседании Собрания. В этом случае
ответ доводится до сведения депутата, группы депутатов
председательствующим на заседании Собрания.
Статья 15. Право депутата на беспрепятственный
прием должностным лицом
По вопросам своей депутатской деятельности депутат Собрания
пользуется правом беспрепятственного приема руководителями и
другими должностными лицами местных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, предприятий всех форм
собственности, учреждений и организаций, общественных движений,
расположенных на территории улуса, города республиканского
значения.
Статья 16. Обязанности должностных лиц по рассмотрению
обращений депутата Собрания
Расположенные на территории улуса, города местные органы
государственной власти, органы местного самоуправления,
общественные объединения, а также юридические лица, должностные
лица, к которым обратился депутат по вопросам, связанным с его
депутатской деятельностью, обязаны незамедлительно дать депутату
ответ на его обращение или предоставить запрашиваемые им документы
и сведения.
Окончательный ответ представляется депутату не позднее 20 дней
со дня получения обращения депутата.
Статья 17. Порядок получения согласия на лишение
депутата Собрания неприкосновенности
Вопрос о лишении депутата Собрания неприкосновенности решается
по представлению прокурора соответствующего улуса, города
республиканского значения.
Собрание не позднее, чем в месячный срок со дня внесения
прокурором представления рассматривает его в порядке,
предусмотренном представительным органом. Принятое по нему
мотивированное решение в трехдневный срок направляется прокурору.
О прекращении уголовного дела либо о вступлении в законную
силу приговора суда в отношении депутата соответствующий орган в
трехдневный срок сообщает соответствующему Собранию.
Статья 18. Гарантии трудовых прав депутата
Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной
производственной или служебной деятельности, не может быть уволен
или переведен на другую работу по инициативе администрации
юридического лица в период своих полномочий, а также в течение
шести месяцев после их окончания без согласия соответствующего
Собрания.
Срок полномочий депутата Собрания, работающего на постоянной
основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок
службы, стаж работы по специальности. Непрерывный трудовой стаж
сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение
трех месяцев после прекращения депутатских полномочий.
Депутату, работающему на постоянной основе, по окончании срока
его полномочий предоставляется прежняя работа (должность) по
прежнему месту работы или, с его согласия, другая, равноценная
работа (должность) на другом предприятии, в учреждении,
организации.
В случае невозможности трудоустройства с учетом указанных выше
обстоятельств за депутатом сохраняется заработная плата в размере
индексированной оплаты труда по месту работы, предшествующей
депутатской деятельности, в течение шести месяцев за счет средств
местного бюджета соответствующего улуса, города республиканского
значения.
Положения, изложенные в частях 3, 4 настоящей статьи не
действуют в случаях:
а) отзыва депутата Собрания;
б) добровольного сложения депутатских полномочий;
в) вступления в законную силу приговора суда в отношении
депутата.
Статья 19. Освобождение депутата Собрания от выполнения
производственных или служебных обязанностей
на время осуществления депутатской деятельности
Освобождение депутата от выполнения производственных или
служебных обязанностей по месту основной работы на время
осуществления депутатской деятельности с сохранением среднего
заработка по основному месту работы производится на основании
официального уведомления о вызове в Собрание, при этом требование
каких-либо других документов не допускается.
Статья 20. Обеспечение материально-финансовых
условий для осуществления депутатом
Собрания его полномочий
Депутату Собрания возмещаются расходы, связанные с депутатской
деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием
(проездные расходы, суточные, квартирные).
Средства по возмещению расходов депутата, связанных с
депутатской деятельностью, выплачиваются депутату со дня его
избрания.
Администрации гостиниц на соответствующей территории улуса,
города республиканского значения обязаны предоставлять депутату
Собрания место в гостинице по его первому требованию.
Депутат Собрания пользуется правом внеочередного приобретения
проездных документов.
Статья 21. Оплата труда депутата, работающего на
постоянной основе и предоставление
ему отпуска
Оплата труда депутата, работающего на постоянной основе,
производится в соответствии со схемой должностных окладов,
установленных действующим законодательством для должностных лиц
местных исполнительных органов государственной власти, за счет
средств местного бюджета.
Ежемесячное денежное вознаграждение выплачивается депутату ,
работающему в Собрании на постоянной основе, со дня избрания, но
не ранее чем со дня увольнения с предыдущего места работы или
временного приостановления его службы. Продолжительность
ежегодного отпуска депутатов и порядок его предоставления
устанавливаются Собранием.
Статья 22. Возмещение расходов в связи с выполнением
депутатских полномочий
Расходы местных органов государственной власти, юридических
лиц, связанные с материальным обеспечением деятельности депутата,
возмещаются за счет средств местного бюджета соответствующего
улуса, города республиканского значения путем их перечисления на
счет соответствующей организации.
ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ ДЕПУТАТА УЛУСНОГО, ГОРОДСКОГО СОБРАНИЙ
Статья 23. Ответственность за невыполнение
законных требований депутата Собрания
Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов
государственной власти, органов местного самоуправления,
юридическими лицами, общественными объединениями законных
требований депутата Собрания на территории соответствующего улуса,
города республиканского значения либо создание ими препятствий в
осуществлении депутатской деятельности, а равно предоставление ими
заведомо ложной информации или несоблюдение установленных
настоящим законом сроков и порядка предоставления информации и
ответов на запросы и обращения депутата Собрания влекут
ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
По искам о защите чести и достоинства депутат Собрания
освобождается от уплаты государственной пошлины.
Председатель
Палаты Представителей
А.ИЛЛАРИОНОВ
г. Якутск
9 июля 1996 года
З N 127-I
|