КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 1996 г. N 5-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 11
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 2 АПРЕЛЯ 1992 ГОДА
"О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА II
КВАРТАЛ 1992 ГОДА"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.А.
Долгашевой, В.Т. Филиппова, В.Н. Прокопьева с участием
Председателя Высшего Арбитражного суда Н.Ф. Борисова,
представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) народного депутата М.М. Яковлева, министра экономики
Республики Саха (Якутия) А.А. Кугаевского, представителя
Министерства юстиции Республики Саха (Якутия) М.А. Жакупова,
представителя Министерства социальной защиты, труда и занятости
Республики Саха (Якутия) X.Н. Дьяконова, представителя
Министерства финансов Республики Саха (Якутия) В.А. Андреева
рассмотрел дело о проверке конституционности статьи 11 Закона
Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 1992 года "О бюджетной
системе Республики Саха (Якутия) на II квартал 1992 года".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Высшего Арбитражного
суда Республики Саха (Якутия). Основанием к рассмотрению дела
явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о
конституционности статьи 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 2
апреля 1992 года "О бюджетной системе Республики Саха (Якутия) на
II квартал 1992 года".
Заслушав сообщение судьи-докладчика, выступления сторон и
других участников, исследовав представленные материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Верховный Совет Республики Саха (Якутия) статьей 11 Закона
от 2 апреля 1992 года "О бюджетной системе Республики Саха
(Якутия) на II квартал 1992 года" ввел республиканский налог на
превышение нормативного уровня средств, направляемых на
потребление. Статьей 8 Закона от 25 декабря 1992 года "О
налоговой, ценовой политике и бюджетной системе Республики Саха
(Якутия) на 1993 год" и статьей 4 Закона от 31 января 1994 года "О
налоговой политике и бюджетной системе Республики Саха (Якутия) на
1994 год" действие налога было продлено на 1993 и 1994 годы.
Председатель Высшего Арбитражного суда Республики Саха
(Якутия) просит проверить соответствие статьи 11 Закона от 2
апреля 1992 года "О бюджетной системе Республики Саха (Якутия) на
II квартал 1992 года" Конституции Республики Саха (Якутия),
Конституции Российской Федерации, Соглашению о взаимодействиях
между Правительством Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия) по экономическим вопросам от 31 марта 1992 года, а также
Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995
года.
Необходимость проверки конституционности нормы Закона, которой
введен дополнительный республиканский налог, возникла в связи с
рассмотрением в Высшем Арбитражном суде Республики Саха (Якутия)
иска ГП "Якутуголь" о возврате из бюджета республики удержанных
сумм налога. При этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
не входит в рассмотрение конкретных обстоятельств, лежащих в
основе иска.
2. Конституционные основы налогообложения в республике
закреплены в статьях 38, 125, 126, 127 Конституции Республики Саха
(Якутия). Согласно статье 38 установление республиканских налогов
отнесено к исключительному ведению Республики Саха (Якутия) в лице
ее высших органов государственной власти. Предприятия и
организации, расположенные и действующие на территории республики,
независимо от форм собственности и подчиненности, вносят налоги в
установленном законом порядке (ст. 125). В соответствии со статьей
126 Конституции государственное воздействие на экономику в
интересах общества осуществляется через законодательное
регулирование налоговой политики. Финансовая самостоятельность
республики обеспечивается системой республиканского и местных
бюджетов, формируемых за счет налогов, других платежей и
поступлений (ст. 127). Из приведенных конституционных положений
презюмируется право законодательного органа республики на введение
собственного налога. Установление законодательством республики
налогов и сборов, взимаемых в республиканский бюджет, не
противоречит Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Закон о введении дополнительного республиканского налога
был принят в период действия Конституции (Основного Закона)
Российской Федерации 1978 года и продолжал действовать после
заключения Федеративного договора и принятия Конституции
Российской Федерации 1993 года. Статьи 72, 78, 81.1 Конституции
Российской Федерации 1978 года содержат пределы полномочий
федерации и республик в ее составе в области налогообложения.
Разграничение компетенции в сфере налогообложения между Российской
Федерацией и республиками регулируется статьями 71, 72, 75
Конституции Российской Федерации 1993 года, Федеративным договором
и Законом Российской Федерации от 21 декабря 1991 года "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с названными нормами в ведении Российской
Федерации находятся федеральные налоги и сборы. Установление общих
принципов налогообложения и сборов относится к совместному ведению
Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в
федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в
Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Установленный порядок реализации полномочий не исключает
возможности осуществления республикой дополнительного правового
регулирования в области налогообложения. Республика как субъект
федерации вправе устанавливать собственные налоги в рамках,
определенных общими принципами налогообложения.
Часть третья статьи 75 Конституции Российской Федерации 1993
года предусматривает принятие федерального закона об общих
принципах налогообложения и сборов с учетом интересов федерации и
ее субъектов. В настоящее время такого закона нет. На момент
принятия закона о введении дополнительного республиканского налога
действовал Закон Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации". В первоначальной редакции Закона
не было запрета на введение дополнительных налогов, не
предусмотренных законодательством Российской Федерации. Это
обстоятельство позволяет считать перечень видов налогов республик,
содержащихся в статье 20 Закона, не исчерпывающим и открытым.
Право введения всех республиканских налогов, как и отмена их,
принадлежит самой республике.
4. Как видно из материалов дела, Высший Арбитражный суд
Российской Федерации при разрешении конкретных дел в порядке
надзора указал, что республиканский налог на превышение
нормативного уровня средств, направляемых на потребление, не
предусмотрен российским налоговым законодательством и установлен в
нарушении Закона Российской Федерации "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации".
Норма закона о запрете на введение дополнительных
республиканских налогов отрицает налоговый федерализм,
ограничивает рамки статьи 72 Конституции Российской Федерации для
реализации совместных полномочий при установлении общих принципов
налогообложения. В соответствии с установлениями статей 71, 72, 75
Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 закрепил право органов
государственной власти субъектов на введение дополнительных
налогов, не предусмотренных законодательством Российской
Федерации. Указ предусматривает, что эти налоги предприятия должны
уплачивать за счет той части прибыли, которая остается у них после
внесения федеральных налогов.
Право субъектов Российской Федерации устанавливать собственные
налоги, если это не искажает смысла общих принципов
налогообложения в Российской Федерации, подтверждено
постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 4
апреля 1996 года N 9-П по делу "О проверке конституционности ряда
нормативных актов города Москвы и Московской области,
Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа",
регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на
постоянное жительство в названные регионы. Данное положение имеет
принципиальное значение при разграничении нормотворческой
компетенции между законодательными органами федерации и ее
субъектов в сфере налогообложения.
Соглашение о взаимоотношениях между Правительствами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия) по экономическим вопросам от
31 марта 1992 года, Соглашение о бюджетных взаимоотношениях между
Правительствами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) от
11 сентября 1992 года и Договор о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти Республики
Саха (Якутия) от 29 июня 1995 года не оговаривают обязательства
республики не устанавливать республиканские налоги. В этих
соглашениях отсутствует положение о том, что перечень
республиканских налогов устанавливается только федерацией.
Таким образом, введение налога республики, не предусмотренного
законодательством Российской Федерации, не противоречит
конституционным установлениям Российской Федерации, Федеративному
договору, другим соглашениям между органами государственной власти
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
На основании изложенного и руководствуясь частью третьей
статьи 107 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 11, 25,
31 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности
Конституционного суда", Конституционный суд Республики Саха
(Якутия)
постановил:
1. Признать статью 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 2
апреля 1992 года "О бюджетной системе Республики Саха (Якутия) на
II квартал 1992 года", устанавливающую республиканский налог на
превышение нормативного уровня средств, направляемых на
потребление, соответствующей Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Высшему Арбитражному суду Республики Саха (Якутия) при
разрешении конкретных дел руководствоваться настоящим
постановлением.
3. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после его провозглашения.
4. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Республика Саха" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|