КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 1996 г. N 4-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЕЙ 5, 11, 12
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ОБ АДМИНИСТРАТИВНО -
ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей В.А. Долгашевой,
А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием
представителя стороны направившей ходатайство С.И. Тоскина -
председателя исполкома объединения избирателей Республики Саха
(Якутия), представителя Палаты Представителей Государственного
Собрания (Ил Тумэн) народного депутата М.М. Яковлева, председателя
комитета по вопросам органов государственной власти и местного
самоуправления Палаты Представителей народного депутата
В.И. Боровиковой рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности статей 5, 11, 12 Закона Республики Саха (Якутия)
"Об административно-территориальном устройстве Республики Саха
(Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство исполкома
объединения избирателей Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли нормы названных
статей Конституции Республики Саха (Якутия).
Заслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения сторон,
выступления других участников, исследовав имеющиеся материалы,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. Палата Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) 6 июля 1995 года приняла Закон "Об
административно-территориальном устройстве Республики Саха
(Якутия)".
Исполком объединения избирателей Республики Саха (Якутия)
считает, что статьи 5, 11 и 12 названного Закона не соответствуют
положениям статей 43, 44, 45, 88 и 94.1 Конституции Республики
Саха (Якутия). В соответствии с ними по волеизъявлению населения
могут быть созданы национальные, административно-территориальные
образования; территория республики принадлежит народу и в пределах
существующих границ целостна и неделима; изменение
административно-территориального устройства осуществляется Палатой
Республики с согласия местных представительных органов
государственной власти; владение землей, водами, лесами составляет
экономическую основу деятельности местных органов государственной
власти и органов местного самоуправления; установление и изменение
границ территорий, на которых осуществляется местное
самоуправление, определяется с учетом мнения населения
соответствующих территорий.
По мнению ходатайствующей стороны, изложенные положения
предполагают при решении вопросов административно-территориального
устройства обязательное прямое волеизъявление населения данной
административно-территориальной единицы.
2. Закон "Об административно-территориальном устройстве
Республики Саха (Якутия)" регулирует порядок территориальной
организации республики и взаимоотношения государственных органов в
решении вопросов административно-территориальных единиц. В статье
5 Закона закреплены пространственные пределы территории республики
и ее территориальное верховенство. Приведенная статья
соответствует установлениям статей 5, 38, 44 Конституции
Республики Саха (Якутия). Отношения, выраженные в статье 5 Закона,
носят публично-правовой характер и не затрагивают вопросов
хозяйственной эксплуатации частей территории республики, что
исключает возможность характеристики их с точки зрения статьи 88
Конституции Республики Саха (Якутия).
Согласно части 1 статьи 11 Закона "Об административно -
территориальном устройстве" образование, преобразование,
упразднение административно-территориальных единиц, решение
вопроса об административном центре улуса производятся Палатой
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению
Правительства республики и местных органов государственной власти.
Положения приведенной части статьи 11 рассматриваемого Закона
устанавливают порядок текущей государственной деятельности по
обеспечению административно - территориального устройства. В части
1 статьи 11 Закона "Об административно-территориальном устройстве"
реализовано положение части 2 статьи 45 Конституции Республики
Саха (Якутия) о том, что изменение административно -
территориального устройства республики осуществляется Палатой
Республики с согласия местных представительных органов
государственной власти.
В статье 12 Закона "Об административно-территориальном
устройстве Республики Саха (Якутия)" закрепляется порядок
установления и изменения границ административно-территориальных
единиц, передачи населенных пунктов из ведения одной территории в
ведение другой. Установленный порядок предусматривает полномочия
органов государственной власти. Правила, указанные здесь, касаются
всех административно-территориальных единиц: улусов, городов,
национальных административно-территориальных образований,
наслегов, поселков и сел.
По Закону "О местных органах государственной власти в
Республике Саха (Якутия)" в улусах и городах республиканского
подчинения государственная власть осуществляется через местные
представительные и исполнительные органы. Конституция Республики
Саха (Якутия) предусматривает, что в городских, сельских
поселениях и на других территориях осуществляется местное
самоуправление. Решение вопросов границы между
административно-территориальными единицами и передача населенных
пунктов из одного ведения в другое связаны как с
административно-территориальным устройством как таковым, так и
социально-экономическими и культурными интересами населения, а
также его конституционным правом на самоуправление. В связи с этим
регулирование указанных вопросов в том виде, как это осуществлено
в статье 12 Закона "Об административно-территориальном
устройстве", не учитывает предписание части 2 статьи 94.1
Конституции, согласно которой установление и изменение границ
территорий, на которых осуществляется местное самоуправление,
определяется с учетом мнения населения соответствующих территорий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 25, 31,
32 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности
Конституционного суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать статьи 5 и 11 Закона Республики Саха (Якутия) "Об
административно-территориальном устройстве Республики Саха
(Якутия)" соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия).
2. Признать положение статьи 12 Закона Республики Саха
(Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики
Саха (Якутия)" о том, что установление и изменение границ
административно-территориальных единиц, передача населенных
пунктов (за исключением городов республиканского значения) из
одной административно-территориальной единицы в другую
производится Палатой Республики Государственного Собрания (Ил
Тумэн) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) и
местных органов государственной власти, соответствующим
Конституции Республики Саха (Якутия).
3. Признать положение статьи 12 Закона Республики Саха
(Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики
Саха (Якутия)", не предусматривающее учет мнения населения
территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, при
установлении и изменении границ административно-территориальных
единиц, не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия),
ее статье 94.1 (часть вторая).
4. Постановление окончательно, не подлежит обжалованию,
вступает в силу немедленно после его провозглашения.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
"Республика Саха" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|