ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 7 мая 1996 г. N 1376
О ПРОГРАММЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОБЛАСТИ ОБОГАЩЕНИЯ
БИОРАЗНООБРАЗИЯ ФЛОРЫ И ФАУНЫ
Сознавая историческую важность сохранения и обогащения
генофонда живой природы для настоящих и будущих поколений,
перехода республики на модель устойчивого развития и в целях
реализации Государственной экологической политики Республики Саха
(Якутия) на переходный период постановляю:
1. Утвердить Программу реализации государственной
экологической политики Республики Саха (Якутия) в области
обогащения биоразнообразия флоры и фауны.
2. Министерству экономики Республики Саха (Якутия) включить
Программу реализации государственной экологической политики в
области обогащения биоразнообразия флоры и фауны в перечень
приоритетных объектов финансирования до 2001 года согласно
ежегодно утверждаемому объему финансирования и календарному плану
работ.
3. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия)
обеспечить организацию и координацию работ по исполнению Программы
и целевое использование выделенных средств.
4. Главам администраций улусов и городов Республики Саха
(Якутия) обеспечить необходимое организационное и
материально-техническое содействие в своевременном выполнении
мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Контроль за исполнением данного Указа возложить на
заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Борисова Е.А.
Президент
Республики Саха (Якутия)
И.НИКОЛАЕВ
г.Якутск
7 мая 1996 года
N 1376
Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 07.05.96 г. N 1376
ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРЕХОДНЫЙ
ПЕРИОД В ОБЛАСТИ ОБОГАЩЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ
ФЛОРЫ И ФАУНЫ
Заказчик: Республика Саха (Якутия).
Ответственный исполнитель: Департамент биологических
ресурсов Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
Исполнитель .: Институт проблем эволюции и экологии
им.А.Н.Северцова РАН (г.Москва); научно-исследовательский институт
сельского хозяйства Крайнего Севера СО РАСХН (г.Норильск);
Институт прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия),
Якутский институт биологии СО РАН; научно-производственное
объединение "Якутское" СО РАСХН; Якутская сельскохозяйственная
академия; улусные комитеты Министерства охраны природы Республики
Саха (Якутия).
Совет Программы :
Почетный председатель Совета - Президент Республики Саха
(Якутия) Николаев М.Е.
Сопредседатель Совета - министр охраны природы Республики Саха
(Якутия), к.б.н. Алексеев В.Г.
Исполнительный директор Программы: к.б.н. М.М.Тяптиргянов,
заместитель министра - директор Департамента биологических
ресурсов Министерства природы Республики Саха (Якутия).
Члены Совета : Академик РАСХН Е.Е.Сыроечковский, Институт
проблем эволюции и экологии им. А.Н.Северцова РАН; академик
Республики Саха (Якутия) Д.Д.Саввинов, директор Института
прикладной экологии Севера АН Республики Саха (Якутия); д.с.-х.н.
Б.И.Иванов, заместитель директора Якутского института биологии СО
РАН; академик Республики Саха (Якутия) И.А.Матвеев, директор
научно-производственного объединения "Якутское"; к.и.н.
И.С.Сивцев, ректор Якутской сельскохозяйственной академии.
Обоснование: Государственная программа претворяет в жизнь
политику перехода на модель устойчивого развития Республики Саха
(Якутия) на период до 2001 года в области охраны и рационального
использования биологических ресурсов. Актуальность и
приоритетность программы связана с серьезным ухудшением
качественного и количественного состояния ресурсов окружающей
живой природы и ее основных биоэкологических параметров
функционирования на территории республики. Дальнейшее
социально-экономическое развитие региона немыслимо без решительных
и своевременных мер по устранению дисбаланса между антропогенной
нагрузкой и емкостью экосистем.
Цель: Сохранение современного биоразнообразия в динамической
стабильности и обогащение генофонда растительного и животного
мира, как единственного источника биопродукции и целостности
исторически сложившихся природных экосистем Севера, как
национального достояния и благополучия нынешних и будущих
поколений.
Пути достижения цели: Расселение ранее исчезнувших животных в
местах их исторического обитания, расширение распространения
узкоареальных видов, создание питомников хозяйственно-ценных и
экзотических видов животных и растений.
Задачи:
I блок:
1. Создать устойчивые популяции овцебыка в Булунском и
Аллаиховском улусах для дальнейшего естественного расселения по
всей тундровой зоне республики.
2. Создать устойчивую популяцию лесного бизона на территории
Хангаласского улуса для дальнейшего его расселения в Центральной и
Северо-Восточной Якутии.
3. Интродуцировать речного бобра в водоемы Олекминского улуса
для создания племенного поголовья.
II блок:
1. Расширить ареал изюбря путем создания питомников в
Национальном парке "Ленские столбы" и на территории проектируемого
заказника "Келе" с последующим выпуском в природу.
2. На территории Национального парка "Ленские столбы" создать
питомник кабарги для дальнейшей организации фермы по производству
кабарожьей "струи" в медико-биологических и парфюмерных целях.
III блок:
1. Организовать пять питомников лекарственных и плодово -
ягодных растений в Сунтарском, Горном, Хангаласском, Намском и
Амгинском улусах.
Районы реакклиматизации животных.
Овцебык - территория Булунского и Аллаиховского улусов. Выбор
места расселения обоснован на материалах специальных исследований
ЦНИЛ Главохоты РФ в 1990 г. и ЯИБ СО РАН в 1989-1991 гг., которые
показали достаточно высокую пространственную и кормовую емкость
угодий, отвечающих требованиям вида, а также удобство для его
дальнейшего саморасселения.
Лесной бизон - Хангаласский улус. Здесь на обширных участках
имеются благоприятные условия для вида в течение всего года
благодаря сравнительно небольшой мощности снежного покрова и
наличия таежных луговых и ерниковых пастбищ. Расселение животных в
центральной части Якутии с обширными лесными угодьями не должно
привести к отрицательным последствиям, так как местные виды диких
копытных (лось, косуля) сравнительно малочисленны и бизон не
составит им серьезную пищевую конкуренцию, тем более домашним
животным.
Речной бобр - Олекминский улус. Климатически наиболее
благоприятный для реакклиматизации вида регион с наличием
подходящих озер и проточных водных систем, по берегам которых
имеются достаточные запасы основного корма. Выпуск первоначальной
партии планируется в охранной зоне Олекминского заповедника, где
будут организованы контроль и изучение процесса реакклиматизации
вида.
Ожидаемые результаты:
- создание устойчивых популяций овцебыка в 2-3 районах
первоначального выпуска даст реальную возможность через 15-20 лет
активному саморасселению животных по всей тундровой зоне Якутии, а
через 20-25 лет - приступить к промысловой эксплуатации их
ресурсов. При достижении поголовья вида 50000 особей можно будет
заготавливать до 2000 тонн деликатесного мяса и 50 тонн ценнейшей
шерсти, через 5-10 лет после начала реакклиматизации вид станет
прибыльным объектом туризма и паркового содержания;
- акклиматизация лесного бизона, занесенного в Международную
Красную книгу (МСОП), будет очередным серьезным шагом в деле
спасения вида на мировом уровне. В дальнейшем, в результате
создания устойчивых популяций бизона в таежной зоне Якутии получим
дополнительный источник ценного мяса и шерсти, а также объект для
туризма и парков;
- бобр в Южной Якутии в ближайшие 5-10 лет создаст устойчивую
популяцию, численность которой позволит последующее искусственное
расселение вида и восстановление былого его значения как важного
пушно-промыслового объекта;
- расширение ареала изюбря в Центральной и акклиматизация его
в Северо-Восточной Якутии предоставит возможность сохранить зверя
как одного из наиболее экзотических видов якутской фауны, а при
достижении соответствующей численности - приобрести дополнительный
источник ценнейшего диетического мяса; продукция созданных
питомников и пантовых ферм явится источником сырья для
промышленного производства лекарственных препаратов животного
происхождения; вид станет прибыльным объектом спортивного туризма
и паркового содержания;
- разведение кабарги в питомниках позволит получить племенное
поголовье для создания кабарожьей фермы по производству "струи"
животного в медико-биологических и парфюмерных целях;
- создание сети питомников лекарственных и плодово-ягодных
растений, как массового источника продукции медико-биологического
значения, явится практической основой организации производства
биофармпромпродукции на местном сырье с богатым содержанием
биологически активных веществ.
Ожидаемые результаты рассматриваются без возможных последствий
природных катаклизмов и чрезвычайных ситуаций.
Экологические последствия:
Изменения в структуре и функционировании экосистем от
интродукции овцебыка в тундровую, лесного бизона в таежную,
речного бобра в водоемы Южной Якутии, расширение ареала изюбря в
Центральной Якутии и в последующем в Северо-Восточной ее части
окажутся значительными. В целом они будут позитивными и
направленными в сторону повышения продуктивности, емкости и
устойчивости экосистем:
1. Произойдет существенное ускорение процесса утилизации
растительной органики в пастбищных (тундра-овцебык) и детритных
(тайга-бизон, изюбрь) типах экосистем и околоводно-водных
биоценозах (речной бобр).
2. Рост численности интродуцентов повысит уровень вторичной
продуктивности.
3. Ускорится трансформация веществ и энергии во всех
трофических уровнях, благодаря поступлению в почву органических
удобрений (навоз, мочевина, микрофлора), увеличивающих урожайность
зеленой массы растительности (улучшение кормовой базы всех
травоядных животных) и т.д.
4. Увеличение первичной продуктивности повысит емкость угодий,
при этом серьезного усиления конкурентных взаимоотношений не
произойдет, благодаря некоторой экологической специфики
интродуцентов:
- отличие в пищевой специализации от аборигенных видов и
освоение ими относительно свободной кормовой ниши;
- использование иных кормовых высотных ярусов;
- отсутствие у овцебыка выраженной миграции исключает
продолжительный контакт с дикими тундровыми оленями.
5. Существует вместе с тем опасность занесения с
интродуцентами новых инфекционных, гельминтозных и других
заболеваний, однако, тщательный ветеринарный отбор особей и
карантинное содержание их перед выпуском на волю должны свести
этот риск на нет.
6. Создание же питомников лекарственных и плодово-ягодных
растений будет проводится на базе местных форм и оно направлено
именно на охрану, восстановление и рациональное использование
подорванных запасов ценных аборигенных видов в природе.
Сроки и этапы работ:
Программа рассчитана на период до 2001 года, хотя работа по
реакклиматизации животных, равно как и создание прочной
материально-технической базы заготовки сырья и промышленного
производства биофармпрепаратов растительного и животного
происхождения, по своей сути долговременная.
Реализация предусмотренных в программе мероприятий рассчитана
на три этапа:
1 этап - 1996 г. Это наиболее организационно-технически
сложный и финансовоемкий этап, так как связан с созданием
материально-технической базы кордонов, питомников для животных и
растений, приобретением и доставкой объектов интродукции,
карантинное их содержание и т.д. Подробный план и этапы работ 1996
г. приводятся в приложении по каждому виду отдельно с учетом
специфики их исполнения.
II этап - 1997-1998 гг. Требует меньше финансовых затрат,
включает работу по наблюдению и улучшению условий содержания
животных, по расширению сети питомников для растений, начинаются
пробные выпуски животных из питомников на волю, при необходимости
предпринимается завоз новой партии интродуцентов.
III этап - 1999-2001 гг. Включает мероприятия по созданию
устойчивой популяции выпускаемых в природу животных,
мониторинговые наблюдения и охрана от неблагоприятных и
непредвиденных условий обитания; по лекарственным растениям
ведется работа по созданию промышленного производства и реализации
их продукции.
Финансирование:
Всего требуется на 1996 г. 10115,6 млн. рублей, в том числе в I
квартале - 956,0 млн. рублей, во II - 4834,3, в III - 3474,7, в IV
- 850,6.
|