Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РС(Я) ОТ 11.04.96 N 3-П ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16 НОЯБРЯ 1995 Г. О ЗАЯВЛЕНИИ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В.А. ШТЫРОВА, ЧАСТИ ВТОРОЙ ПУНКТА 1 И ПУНКТА 2 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 3 АПРЕЛЯ 1996 Г. О ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

           КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 11 апреля 1996 г. N 3-П

           ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
            ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ
            САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 16 НОЯБРЯ 1995 Г. "О ЗАЯВЛЕНИИ
        ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В.А. ШТЫРОВА",
           ЧАСТИ ВТОРОЙ ПУНКТА 1 И ПУНКТА 2 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
              РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 3 АПРЕЛЯ 1996 Г.
              "О ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

       Конституционный суд   Республики   Саха   (Якутия)  в  составе
   председательствующего  Д.Н. Миронова,  судей  А.Д. Петракова, В.А.
   Долгашевой,  В.Н.  Прокопьева, В.Т. Филиппова, с участием депутата
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) М.М.
   Яковлева   обратившегося   с   ходатайством,  Председателя  Палаты
   Республики Государственного Собрания (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия)   Е.М. Ларионова,   Председателя   Палаты  Представителей
   Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А.П.
   Илларионова,   депутата   Государственного   Собрания  (Ил  Тумэн)
   Республики Саха (Якутия)  В.Н. Божененко, представителя Президента
   Республики    Саха    (Якутия)     В.О.  Иванова,    представителя
   вице-президента   Республики   Саха   (Якутия)    Е.В.  Мамедовой,
   представителя  Министерства  юстиции Республики Саха (Якутия) М.А.
   Жакупова  рассмотрел  в  открытом  заседании   дело   о   проверке
   конституционности   постановления  Государственного  Собрания  (Ил
   Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)  от  16  ноября  1995  года  "О
   заявлении вице-президента Республики Саха (Якутия) В.А.  Штырова",
   части второй пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Республики  Саха
   (Якутия)  от 3 апреля 1996 года "О вице-президенте Республики Саха
   (Якутия)".
       Поводом к   рассмотрению  дела  явилось  ходатайство  депутата
   Государственного Собрания  (Ил  Тумэн)  Республики  Саха  (Якутия)
   М.М. Яковлева.
       Основанием к   рассмотрению   дела   явилась    обнаружившаяся
   неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствуют ли Конституции
   Республики Саха (Якутия) положения названных актов.
       Заслушав сообщение    судьи-докладчика,   объяснения   сторон,
   выступления других  участников,  исследовав  имеющиеся  материалы,
   Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                               установил:

       1. Постановлением  собрания акционеров от 10 августа 1995 года
   вице-президент Республики  Саха  (Якутия)  В.А. Штыров был  избран
   президентом  акционерной компании "Алмазы России-Саха".  В связи с
   заявлением  В.А. Штырова  Государственное   Собрание  (Ил   Тумэн)
   Республики  Саха  (Якутия)  16  ноября  1995  года  на  совместном
   заседании   палат   приняло   постановление,   которым   разрешило
   В.А. Штырову совмещение  обязанностей  вице-президента  Республики
   Саха (Якутия) с должностью президента АК "Алмазы России-Саха".  13
   марта  1996  года  Палата  Республики  Государственного  Собрания,
   заслушав информацию о  работе  АК  "Алмазы  России-Саха",  приняла
   постановление об одобрении деятельности руководства компании.
       В соответствии с  данными  постановлениями  Указом  Президента
   Республики  Саха  (Якутия)  от  3 апреля 1996 года вице-президенту
   Республики Саха (Якутия) была  поручена  координация  деятельности
   алмазобриллиантового    комплекса   республики,   непосредственное
   руководство АК "Алмазы России-Саха".  Указом было установлено, что
   за   выполнение   указанных   поручений   вице-президент  получает
   вознаграждение по основному месту работы.
       В ходатайстве     депутата      М.М. Яковлева     оспаривается
   конституционность постановления Государственного Собрания и  Указа
   Президента   Республики   Саха   (Якутия).   По  мнению  депутата,
   Государственное Собрание  приняло  постановление  по  вопросу,  не
   относящемуся к его компетенции,  чем нарушены положения статей 58,
   58.1   Конституции   Республики   Саха   (Якутия).   Постановление
   Государственного    Собрания,   разрешая   совмещение   должностей
   вице-президента Республики Саха (Якутия) и президента  АК  "Алмазы
   России-Саха",  позволяет вице-президенту получать заработную плату
   от акционерной компании,  что  нарушает  требования  части  первой
   статьи 78 Конституции Республики Саха (Якутия).  Депутат полагает,
   что по смыслу статьи 78 Конституции РС(Я) и  конкретизирующих  эту
   норму положений законов республики о Президенте, о государственной
   службе,  вице-президент кроме основной работы,  не должен занимать
   никакие  другие  должности  в  государственных  и иных структурах.
   Исполнение обязанностей президента АК "Алмазы России-Саха"  нельзя
   рассматривать  и как исполнение обязанностей Президента Республики
   Саха  (Якутия)  по  его  поручению.  Депутат  считает,  что   Указ
   Президента  Республики  Саха (Якутия),  поручающий вице-президенту
   руководство акционерной компанией, не соответствует статьям 70, 76
   Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. С учетом того,  что оба акта  касаются  одного  и  того  же
   предмета,   Конституционный   суд   рассматривает   их   в   одном
   производстве.  Исходя  из  характера  вопросов,   поставленных   в
   ходатайстве,   Конституционный   суд  проверяет  конституционность
   оспариваемых  актов  лишь  в  той  части,  в  какой  они  касаются
   конституционно-правового статуса вице-президента.
       3. Статья  53  Конституции  РС(Я)  определяет,   что   порядок
   деятельности Государственного Собрания и его палат устанавливается
   конституционным законом республики и регламентами. Статья содержит
   перечень вопросов, которые рассматриваются на совместном заседании
   палат Госсобрания.  На совместном заседании могут быть рассмотрены
   и иные вопросы,  предусмотренные законом. Согласно части четвертой
   статьи 19 конституционного  Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О
   Государственном  Собрании  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" по
   решению Государственного Собрания,  принятому большинством голосов
   депутатов   каждой   из  палат,  на  совместные  заседания,  кроме
   перечисленных,  могут быть вынесены и иные вопросы.  Статьи  58  и
   58.1   Конституции   Республики  Саха  (Якутия)  к  ведению  палат
   Государственного Собрания  относят  принятие  решений  по  текущим
   вопросам    внутренней   и   внешней   политики,   экономического,
   социального и культурного развития республики.
       Из постановления Государственного Собрания усматривается,  что
   заявление  вице-президента  было  рассмотрено  в  связи  с  особой
   значимостью   деятельности   алмазобриллиантового   комплекса  для
   республики   и   ее   народа.   Вопрос   о   вынесении   заявления
   вице-президента  на  совместное  заседание  палат  был  включен  в
   повестку  дня  по   инициативе   самих   депутатов   и   поддержан
   председателями  обеих  палат.  Постановление принято с соблюдением
   положений  действующего  Регламента  совместного  заседания  палат
   Государственного    Собрания.    Таким    образом,   постановление
   Государственного Собрания,  рассматриваемое в  системной  связи  с
   названными  нормами  и  положениями,  не  противоречит Конституции
   Республики Саха (Якутия).
       4. Согласно части первой статьи 78 Конституции Республики Саха
   (Якутия)   вице-президент    не    может    получать    какое-либо
   вознаграждение  от организаций,  учреждений и частных лиц.  Данное
   положение   ходатайствующая   сторона    понимает    как    запрет
   вице-президенту  занимать,  кроме основной работы,  никакие другие
   должности в  государственных  и  иных  структурах.  Тем  самым  по
   существу дается расширительное толкование данной нормы. Между тем,
   эта норма по ее  буквальному  смыслу  запрещает  получение  только
   вознаграждения  от других организаций,  а не выполнение каких-либо
   функций в этих организациях. Как установлено из материалов дела, и
   это   не   оспаривается   сторонами,  вице-президент  не  получает
   вознаграждение от АК "Алмазы России-Саха".
       Оспариваемые акты    не   содержат   норм,   предусматривающих
   возможность получения вице-президентом какого-либо  вознаграждения
   от акционерной компании.  Напротив,  в Указе Президента Республики
   Саха  (Якутия)  установлено,  что  при  исполнении  поручений   по
   руководству    акционерной   компанией   вице-президент   получает
   вознаграждение по основному месту работы.
       В Конституции Республики Саха (Якутия) совместимость должности
   вице-президента связывается только со статусом народного  депутата
   (часть  вторая статьи 78).  В Конституции Республики Саха (Якутия)
   наряду с этим закреплены  и  другие  положения  правового  статуса
   вице-президента:  порядок избрания - статьи 68,  75;  полномочия -
   статья 76; неприкосновенность - статья 78; порядок освобождения от
   должности   -   статьи   58,   77,   101.  Таким  образом,  статус
   вице-президента   определяется   прежде   всего   соответствующими
   конституционными  нормами, которые  обладают верховенством и имеют
   прямое действие.
       Норма части третьей статьи 5 Закона от 16 октября 1991 года "О
   Президенте    Якутской-Саха     ССР",     конкретизируя     статус
   вице-президента, запрещает вице-президенту занимать никакие другие
   должности без каких-либо изъятий.  Аналогичная норма содержится  в
   части  третьей  статьи  26  Закона  Республики  Саха  (Якутия)  "О
   государственной службе". Установление такого ограничения в законах
   противоречит части первой, второй статьи 78 Конституции Республики
   Саха (Якутия) и пункту  4  части  первой  статьи  11  федерального
   Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". В
   связи с  этим  указанные  нормы  законов  республики  нуждаются  в
   изменении и уточнении.
       5. Функции и полномочия вице-президента закреплены в статье 76
   Конституции    Республики    Саха    (Якутия).   Осуществляя   их,
   вице-президент  представляет   позиции   и   интересы   Президента
   Республики,  содействует  реализации его политики.  В рамках своих
   полномочий  вице-президент  выполняет  те   или   иные   поручения
   Президента  Республики.  Постановлением  Государственного Собрания
   (Ил Тумэн) Республики  Саха  (Якутия)  было  разрешено  совмещение
   должности вице-президента и президента АК "Алмазы России-Саха".  В
   соответствии с правовым актом законодательного  органа  республики
   Президент   Республики   Саха   (Якутия)  поручил  вице-президенту
   участвовать в управлении  акционерной  компанией.  Таким  образом,
   часть  вторая  пункта 1 и пункт 2 Указа Президента Республики Саха
   (Якутия) соответствует статьям 70,  76,  78 Конституции Республики
   Саха (Якутия).
       На основании  изложенного   и   руководствуясь   статьей   101
   Конституции  Республики  Саха  (Якутия),  статьями  11,  31 Закона
   Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности  Конституционного
   суда", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

                              постановил:

       1. Признать постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн)
   Республики Саха (Якутия) от  16  ноября  1995  года  "О  заявлении
   вице-президента     Республики    Саха    (Якутия)   В.А. Штырова"
   соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
       2. Признать  часть  вторую пункта 1 и пункт 2 Указа Президента
   Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 1996 года "О  вице-президенте
   Республики  Саха (Якутия)" соответствующими Конституции Республики
   Саха (Якутия).
       3. Государственному   Собранию   (Ил  Тумэн)  Республики  Саха
   (Якутия)  с  учетом  настоящего  постановления   надлежит   внести
   необходимые изменения в действующее законодательство.
       4. Постановление  окончательно,   не   подлежит   обжалованию,
   вступает в силу немедленно после его провозглашения.
       5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ",
   "Республика Саха" не позднее семидневного срока.

                                   Председатель Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                            Д.МИРОНОВ

                                      Секретарь Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                           В.ФИЛИППОВ

                             ОСОБОЕ МНЕНИЕ
                         от 11 апреля 1996 года

       Правовое положение   или   статус   вице-президента  определен
   Конституцией Республики Саха (Якутия).  При этом в статьях 75,  77
   Конституции   Республики  Саха  (Якутия)  разрешены  два  основных
   условия  возможности  исполнения  функций  вице-президента  -  это
   порядок   избрания  и  отрешения  от  должности.  В  этой  области
   правоотношений нормы трудового законодательства,  а также законы о
   государственной службе не применяются, так как они конституционным
   путем изъяты из сферы их регулирования. Следовательно, эти вопросы
   могут    быть    решены   только   в   пределах,   предусмотренных
   конституционными нормами.
       Статья 78   Конституции   Республики   Саха  (Якутия)  гласит:
   "Президент   и   вице-президент   получают    за    свою    службу
   вознаграждение.   Они   не   могут   получать   какое-либо  другое
   вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц.
       Должности президента   и   вице-президента   несовместимы   со
   статусом народных депутатов.
       Личности президента   и  вице-президента  неприкосновенны,  их
   статус определяется законом".
       При разрешении   настоящего  ходатайства  понимание  правового
   смысла части второй этой статьи споров не вызывает.
       Правое содержание  нормы,  содержащейся  в  части  1 статьи 78
   Конституции, может иметь двойное понимание:
       1. Можно считать так, что вице-президент, кроме вознаграждения
   за  свою  службу,  не   может   получать   какого   либо   другого
   вознаграждения,  хотя  иной  вид деятельности,  не входящий в круг
   обязанностей вице-президента,  ему разрешается  (изобретательство,
   публикации в печати, возглавление акционерной компании).
       2. Если содержание  первого  и  второго  предложения  части  1
   статьи  78  Конституции  понимать в совокупности,  то можно понять
   так,  что  вице-президент  за  исполнение  своих  непосредственных
   обязанностей  вице-президента  какого-либо  другого вознаграждения
   получать  не  может.  Тогда  не  исключается,  что   за   трудовую
   деятельность,  которая  не  входит  в  прямой  круг  обязанностей,
   вице-президент вправе получать причитающееся вознаграждение.
       Возможности более детального разъяснения смысла части 1 статьи
   78 Конституции заложены в  части  3  статьи  78  Конституции,  где
   предполагается  издание специального закона,  определяющего статус
   вице-президента.
       Из этого  анализа  смысла  статьи 78 Конституции выходит,  что
   правовые нормы,  дополняющие или изменяющие статус вице-президента
   или  каким-либо  путем  меняющие  его  правовое  положение,  могут
   содержаться либо в Конституции,  либо в законе.  В статье 5 Закона
   "О Президенте Якутской-Саха ССР" содержалась норма, ограничивающая
   вице-президента в занятии других должностей  в  государственных  и
   иных  структурах,  но эта прямая запретительная норма впоследствии
   не была воспроизведена в Конституции Республики  Саха  (Якутия)  и
   согласно  Постановлению Верховного Совета Республики Саха (Якутия)
   "О  принятии  Конституции  (Основного  Закона)   Республики   Саха
   (Якутия)  и  введении  ее  в  действие" по истечении года потеряла
   силу.
       Поэтому в настоящий момент все иные правовые нормы, касающиеся
   статуса вице-президента  и  содержащиеся  в  других  актах  высших
   органов государственной власти Республики Саха (Якутия),  являются
   неконституционными по форме и порядку принятия.
       Согласно статьям   53,   58,   58.1   Конституции   республики
   Государственное   Собрание   обладает    исчерпывающим    перечнем
   полномочий, относящихся к его статусу как законодательного органа.
   В соответствии со статьей 59 Конституции рассмотрение  и  принятие
   законов   Республики   Саха   (Якутия)   регулируется  Законом  "О
   Государственном Собрании (Ил Тумэн)" и регламентом.
       Рассматриваемое постановление  Государственным  Собранием  (Ил
   Тумэн) принято с нарушением порядка,  установленного этими нормами
   Конституции   республики,   а  также  конституционным  Законом  "О
   Государственном Собрании (Ил  Тумэн)".  Должность  вице-президента
   определена  Конституцией  и  дополнение его правового положения не
   может входить в сферу "иных вопросов,  предусмотренных законом"  и
   разрешаемых Государственным Собранием.
       Из стенограммы выступлений народных  депутатов  на  совместном
   заседании  палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) при принятии
   Постановления  "О  заявлении   вице-президента   Республики   Саха
   (Якутия) В.А. Штырова"  видно,  что многие депутаты были озабочены
   вопросом   о   совместимости   или    несовместимости    должности
   вице-президента   с   должностью   президента   компании   "Алмазы
   России-Саха" и не уделяли должного  внимания  вопросу  о  правовой
   форме принимаемого ими решения.
       Исходя из  презумпции  права  Государственного  Собрания   (Ил
   Тумэн)   быть  истинным  и  правомочным  представителем  народа  и
   выразителем его воли,  я понимаю,  что  содержание  вышеуказанного
   постановления   способствует   целям   достижения   экономического
   прогресса и реализации права собственности народов Республики Саха
   (Якутия)  на  недровые  богатства  и другие природные ресурсы,  но
   считаю,  что в пределах заявленных ходатайств вопрос о возможности
   совмещения   должности  вице-президента  с  должностью  президента
   компании  "Алмазы  России-Саха"  принципиально   не   может   быть
   предметом обсуждения и рассмотрения.
       Вопрос о правомерности действий вице-президента Штырова  В.А.,
   избранного  президентом компании "Алмазы России-Саха",  может быть
   предметом  рассмотрения  только   при   возбуждении   в   порядке,
   предусмотренном  статьей  74 Конституции Республики Саха (Якутия),
   ходатайства  об  отрешении  от  должности  в  связи  с  нарушением
   Конституции и законов Республики Саха (Якутия).
       Если такое ходатайство Государственным  Собранием  (Ил  Тумэн)
   Республики   Саха   (Якутия)   не   возбуждается,   то  фактически
   признается,  что все субъекты, перечисленные в статьях 74, 77, 101
   Конституции, действуют в пределах конституционных норм.
       Постановление Государственного  Собрания  (Ил  Тумэн)  от   16
   ноября  1995  года  "О  заявлении  вице-президента Республики Саха
   (Якутия) В.А.Штырова" содержит правовую норму  в  виде  разрешения
   совмещения  обязанностей  вице-президента  с должностью президента
   акционерной компании "Алмазы России-Саха".
       Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 3 апреля 1996 года
   "О вице-президенте Республики  Саха  (Якутия)"  содержит  правовую
   норму в виде определения вознаграждения по основному месту работы,
   то есть вводит запрет на  получение  вознаграждения  по  одной  из
   занимаемых должностей.
       В связи    с    изложенным    считаю,    что     Постановление
   Государственного  Собрания  (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от
   16 ноября 1995 года "О заявлении вице-президента  Республики  Саха
   (Якутия)  В.А. Штырова" и пункт 2 указа Президента Республики Саха
   (Якутия) от 3 апреля 1996 года "О вице-президенте Республики  Саха
   (Якутия)" не соответствуют Конституции Республики Саха (Якутия).

                                          Судья Конституционного суда
                                             Республики Саха (Якутия)
                                                        В.Н.ПРОКОПЬЕВ


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz