ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 1996 г. N 86
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
На основании постановления Правительства Российской Федерации
от 23.11.93 N 1229 "О создании Единой государственной системы
экологического мониторинга", Положения о Министерстве охраны
природы Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента
Республики Саха (Якутия) от 07.12.94 N 926, и статьи 5 Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Саха (Якутия) "О разграничении и передаче осуществления
полномочий в области охраны окружающей среды и использования
природных ресурсов" от 29 июня 1995 года Правительство Республики
Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение об Единой государственной системе
экологического мониторинга Республики Саха (Якутия) согласно
приложению.
2. Ведомствам и организациям, осуществляющим контроль за
окружающей средой, разработать во II-м квартале 1996 года комплекс
мероприятий по развитию подведомственных систем в рамках Единой
государственной системы экологического мониторинга Республики
Саха (Якутия) и организации информационной системы.
3. Заинтересованным ведомствам и организациям в 1996 году
разработать, согласовать с Министерством охраны природы Республики
Саха (Якутия) и утвердить нормативно-правовые документы в
соответствии с Положением об Единой государственной системе
экологического мониторинга Республики Саха (Якутия).
4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на
заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия)
Борисова Е.А.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Ю.КАЙДЫШЕВ
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 4 марта 1996 года N 86
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Единая государственная система экологического мониторинга
(ЕГСЭМ) Республики Саха (Якутия) является территориальной системой
ЕГСЭМ Российской Федерации и формируется на основе интеграции
функции существующих государственных и специализированных систем
наблюдений, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей
среды.
1.2. ЕГСЭМ Республики Саха (Якутия) предназначается для
объективного информационного обеспечения органов государственного
управления и общественности данными об экологической обстановке на
территории республики. Предусматривает свободный информационный
обмен с ЕГСЭМ Российской Федерации и соответствующими системами
контроля состояния природной среды стран ближнего и дальнего
зарубежья.
1.3. Функционирование ЕГСЭМ Республики Саха (Якутия)
основывается на выполнении всех официальных нормативных документов
по контролю окружающей среды, охране природы, природопользованию и
общепринятых стандартов по информационным системам.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2. Основными задачами ЕГСЭМ Республики Саха (Якутия) являются:
2.1. Интеграция организаций, осуществляющих контроль за
состоянием окружающей среды в Единую государственную систему
экологического мониторинга Республики Саха (Якутия).
2.2. Координация деятельности всех подсистем в рамках Единой
системы.
2.3. Достоверное и своевременное отображение состояния
объектов и динамики процессов, происходящих в окружающей среде;
2.4. Оперативный анализ, систематизация и прогнозирование
состояния окружающей среды.
2.5. Разработка рекомендаций по предупреждению неблагоприятных
экологических ситуаций.
2.6. Контроль фонового состояния природной среды и выявление
источников интенсивного загрязнения.
2.7. Развитие сети наблюдений и контроля с учетом
физико-географических особенностей территорий и специфики объектов
мониторинга.
2.8. Информационное обеспечение пользователей ЕГСЭМ в области
охраны окружающей среды, рационального использования природных
ресурсов, а также соблюдения норм экологической безопасности.
2.9. Нормативное, научно-практическое и информационное
согласование мониторинга Республики Саха (Якутия) с федеративными
и региональными системами и на международном уровне.
III. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В ЕГСЭМ
3.1. ЕГСЭМ строится на основе четкого распределения функций и
организованного информационного обмена между составными частями.
3.2. Составными частями ЕГСЭМ являются:
- межведомственный совет по мониторингу (МСМ);
- отраслевые системы мониторинга (ОСМ);
- сеть контроля техногенных объектов.
3.3. Межведомственный совет по мониторингу осуществляет
организацию системы, постановку задач, планирование работы в
рамках ЕГСЭМ и определение порядка их финансирования.
3.4. Состав межведомственного совета:
- председатель совета - первый заместитель министра охраны
природы Республики Саха (Якутия);
- члены межведомственного совета формируются из руководителей
министерств и ведомств, осуществляющих мониторинг окружающей среды
и природных ресурсов (по одному представителю);
- начальник отдела мониторинга Министерства охраны природы
Республики Саха (Якутия) одновременно по должности является
секретарем межведомственного совета.
3.5. Отраслевые системы мониторинга решают задачи наблюдений,
измерений, контроля, оценки состояния и прогнозирования для
специфических объектов мониторинга.
Функциональные задачи ОСМ распределяются по следующим
разделам:
- состояние атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды,
почв - Якутское управление гидрометслужбы;
- состояние земель - Госкомитет Республики Саха (Якутия) по
земельной реформе и земельным ресурсам;
- состояние недр - Госкомитет Республики Саха (Якутия) по
геологии и недропользованию;
- состояние среды обитания человека - Госкомитет Республики
Саха (Якутия) по санэпиднадзору;
- антропогенных воздействий и использование природных ресурсов
- Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);
- мониторинг лесов - Управление лесного хозяйства Республики
Саха (Якутия); и другие специальные системы мониторинга.
3.6. Межведомственный совет ЕГСЭМ, республиканские центры
отраслевых систем мониторинга выполняют функции верхнего уровня
ЕГСЭМ, обеспечивающие оперативный доступ к ситуационным и
прогнозным картам состояния окружающей среды по запросам органов
государственной власти и управления Республики Саха (Якутия).
3.7. Региональные подразделения (в том числе улусные и
городские) отраслевых систем мониторинга образуют средний уровень
ЕГСЭМ и обеспечивают отработку данных нижнего уровня ЕГСЭМ и их
региональную систематизацию, обслуживают запросы местных
управления Республики Саха (Якутия) и запросы верхнего уровня
ЕГСЭМ.
3.8. Средства наблюдений, измерений, контроля и сбора данных
общегосударственного, ведомственного и специального назначения
образуют нижний уровень структуры ЕГСЭМ.
3.9. Смежные информационные системы контроля промышленных,
сельскохозяйственных, добывающих и транспортных предприятий,
инженерных сооружений, объединений и организаций включаются в
информационную сеть мониторинга на нижнем уровне ЕГСЭМ.
3.10. Результаты наблюдений на нижнем уровне взаимно
согласуются для обеспечения единого стандарта представления данных
мониторинга при последующем многофакторном анализе.
3.11. Информационные сети различных областей мониторинга
интегрируются на основе согласованных и аттестованных методик,
программ и средств измерений.
3.12. Данные, полученные всеми системами ЕГСЭМ,
функционирующими на единой организационной, методической и
информационной основе, собираются в едином
информационно-аналитическом центре на территории Республики Саха
(Якутия).
3.13. Организация взаимодействия информационно-аналитических
центров, формирование банка данных ЕГСЭМ в целом осуществляется
информационно-аналитической системой Министерства природы России.
3.14. К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:
- картографическое и геодезическое обеспечение, реализуемое
Якутским аэрогеодезическим предприятием и Якутской государственной
поисково-съемочной экспедицией;
- метрологическое обеспечение измерений, реализуемое Якутским
центром стандартизации, метрологии и сертификации;
- средства и системы космического мониторинга, реализуемые
Институтом космофизики и аэрономии ЯНЦ СО РАН;
- системы связи и коммуникаций, реализуемые соответствующими
федеральными органами и территориальными подразделениями.
3.15. ЕГСЭМ Республики Саха (Якутия) функционирует и
развивается во взаимодействии с Госкомитетом Республики Саха
(Якутия) по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий и обеспечивает их всей
необходимой нформацией в согласованные формы и сроки.
IV. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА
4.1. Информация о состоянии природной окружающей среды,
природных ресурсов и техногенных окружающих сред, получаемая по
государственным программам мониторинга Республики Саха (Якутия),
является государственной собственностью.
Право владения, распоряжения и пользования этой собственностью
делегируется межведомственному совету ЕГСЭМ.
4.2. Информация от ЕГСЭМ имеет высший официальный уровень и
приоритет по отношению к информации от других структур при
принятии решений по экологическим вопросам.
4.3. Отраслевые структуры определяются как единственные
организации, компетентные и ответственные за предоставление
официальной отраслевой информации в структуре ЕГСЭМ.
4.4. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия),
другим органам государственного управления Республики Саха
(Якутия) предоставляется право некоммерческого пользования
информацией, полученной по общегосударственным программам.
4.5. Министерствам и ведомствам, специально уполномоченным по
отраслевым областям мониторинга, предоставляется право
самостоятельного пользования и распоряжения информацией,
полученной отраслевыми системами в рамках специальных отраслевых
программ мониторинга.
4.6. Оригинальные методики, информационные технологии и данные
экологического содержания, предоставляемые частными структурами и
лицами, используются в ЕГСЭМ на контрактной и лицензионной
основах.
4.7. Все уровни информационной сети ЕГСЭМ обеспечиваются
соответствующими правами на пользование и распоряжение
информацией.
4.8. Органы государственной законодательной и исполнительной
власти и управления Республики Саха (Якутия) обеспечиваются
данными мониторинга без взаимных финансовых расчетов. Объемы,
содержание и регламенты информационного обслуживания
государственных органов определяются ежегодными протоколами,
согласованными с Министерством охраны природы Республики Саха
(Якутия).
4.9. Для пользователей других категорий данные мониторинга
предоставляются на основе взаимных финансовых расчетов по
утвержденным расценкам или по договорным соглашениям сторон.
V. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ЕГСЭМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
5.1. Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия)
является официальной государственной организацией, ответственной
за создание, руководство и обеспечение функционирования ЕГСЭМ
Республики Саха (Якутия).
5.2. Входящие в инфраструктуру ЕГСЭМ органы государственного
управления Республики Саха (Якутия):
- организуют обследование и упорядочение существующего
информационно-аналитического уровня работ по отраслевому
мониторингу;
- назначают головные учреждения, ответственные за обеспечение
функционирования и развитие отраслевых сетей мониторинга;
- разрабатывают программы развития отраслевого мониторинга с
учетом требований ЕГСЭМ;
- готовит технические предложения по рациональной координации
и интеграции информационных функций для рассмотрения на
межведомственном совете по мониторингу;
- направляют разработчикам ТЭО системы мониторинга всю
необходимую для этого отраслевую информацию.
5.3. Все отраслевые и специальные программы мониторинга в
инфраструктуре ЕГСЭМ подлежат обязательной регистрации в
Региональном информационно-аналитическом центре (РИАЦ).
Одновременно в РИАЦ подлежат регистрации все соглашения по
информационному обеспечению и обмену в инфраструктуре ЕГСЭМ.
5.4. На основе совместного анализа полученных технических
предложений и отраслевых программ межведомственный совет готовит и
утверждает программу работ по мониторингу в Республике Саха
(Якутия) и Регламент информационного обмена.
5.5. В программы по созданию ЕГСЭМ включаются следующие
работы:
- создание сети информационно-аналитических центров
республиканского, регионального и отраслевого уровней;
- организация распределенной сети баз данных и функций в
инфрастуктуре ЕГСЭМ;
- обоснование, организация и обеспечение функционирования
информационных сетей нижнего уровня ЕГСЭМ;
- организация и обеспечение функционирования сети оперативного
информационного обмена данными в инфраструктуре ЕГСЭМ;
- организация комплексного анализа данных и составления карт
экологического состояния регионов и республики в целом;
- организация и оперативное информационное обслуживание
органов государственной и исполнительной власти;
- организация информационного обмена с информационными
системами Республики Саха (Якутия), с системами мониторинга
сопредельных областей;
- обоснование социально-экономической эффективности проектов.
Приложение
к Положению об Единой государственной
системе экологического мониторинга
Республики Саха (Якутия), утвержденному
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 4 марта 1996 года N 86
СПИСОК
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ
В СОЗДАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия)
2. Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия)
3. Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды
4. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
санэпиднадзору
5. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
земельной реформе и земельным ресурсам
6. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
7. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по
геологии и недропользованию
8. Якутское аэрогеодезическое предприятие
9. Управление лесного хозяйства при Министерстве охраны
природы Республики Саха (Якутия)
10. Институт биологии ЯНЦ СО РАН
11. Институт мерзлотоведения СО РАН
12. Институт геологических наук ЯНЦ СО РАН
13. Институт космофизических исследований и аэрономии ЯНЦ СО
РАН
14. Международный центр по развитию северных территорий СО РАН
15. Институт прикладной экологии АН Республики Саха (Якутия)
16. Якутский государственный университет
|