УТРАТИЛ СИЛУ
Утратил силу в связи с изданием письма ГНИ по РС(Я) от 4.04.97
N 16-6-03
Зарегистрировано в Минюсте РС(Я) 16 февраля 1996 г. N 23-н
------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящая инструкция издана на основании Закона Республики
Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на
1996 год" от 18.11.95 г. 3 N 83-I.
В порядке, предусмотренном настоящей инструкцией, облагается
доход, полученный предприятиями и организациями на территории
Республики Саха (Якутия).
I. ПЛАТЕЛЬЩИКИ НАЛОГА
1. Плательщиками налога на доходы являются:
а) предприятия, учреждения, организации, в дальнейшем
именуемые "предприятия", являющиеся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, включая созданные на
территории Республики Саха (Якутия) предприятия с иностранными
инвестициями;
б) международные объединения и организации;
в) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и
организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет
в соответствии с Уставом или Положением, утвержденным их
учредителями;
г) бюджетные учреждения, имеющие отдельный баланс и расчетный
счет.
2. Предприятия, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции,
являются плательщиками налога на доходы, полученные от видов
деятельности, предусмотренных статьей 4 Закона Республики Саха
(Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1996
год".
II. ОБЪЕКТ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ
3. Объектом обложения налогом является валовой доход
предприятия, уменьшенный (увеличенный) в соответствии с
положениями предусмотренными настоящим разделом Инструкции.
4. Валовой доход предприятия представляет собой выручку от
реализации продукции (работ, услуг), основных Фондов (включая
земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от
внереализационных операций, уменьшенных на сумму затрат,
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также
налога на добавленную стоимость и акцизов. При этом затраты на
оплату труда в себестоимость продукции (работ, услуг) не
включаются.
5. Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую
деятельность, при исчислении валового дохода исключают из выручки
от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные
пошлины.
При определении состава затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ,
услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о
порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, и изменениями и
дополнениями, внесенными в Положение о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке
формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 661 (в
дальнейшем - Положение о составе затрат).
6. При определении прибыли от реализации основных фондов и
иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается
разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной
стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс
инфляции, исчисленный в порядке устанавливаемом Правительством
Российской Федерации. По основным фондам, нематериальным активам,
малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых
погашается путем начисления износа, принимается остаточная
стоимость этих фондов и имущества.
При реализации или безвозмездной передаче основных фондов и
объектов, не завершенных строительством, в течении двух лет с
момента их приобретения или сооружения, по которым были
предоставлены льготы по налогу на доход, налогооблагаемый доход
подлежит увеличению (в пределах сумм ранее предоставленных льгот)
на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенные
затраты по объектам, не завершенным строительством.
7.По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ,
услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей
налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию
(работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже
фактической себестоимости.
В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по
ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или
потребительских свойств (включая моральный износ), либо если
сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию
оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для
целей налогообложения применяется фактическая цена реализации
продукции.
Под сложившимися рыночными ценами понимаются рыночные цены,
сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом
следует понимать сферу обращения продукции в данной местности,
которая определяется исходя из экономической возможности
покупателя приобрести товар на ближайшей по отношению к нему
территории. При этом под ближайшей территорией понимается
конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов или иные
территории, находящиеся в пределах границ национально- и
административно-территориальных, национально-государственных
образований.
Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по
ценам, не превышающим ее фактической себестоимости, реализовало
(реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической
себестоимости, по всем сделкам в целях налогообложения применяются
цены, исчисленные из максимальных цен реализации этой продукции.
При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами,
услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей
налогообложения определяется исходя из средней цены реализации
такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за
месяц, в котором осуществлялась указанная сделка (пример N1), а в
случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции
(работ, услуг) за месяц - исходя из цены ее последней реализации
(пример N2), но не ниже фактической себестоимости.
Пример N1. В декабре передано безвозмездно другому предприятию
150 пог. метров хлопчатобумажной ткани, фактическая себестоимость
одного пог. метра которой составила 3600 рублей. В этом месяце
реализовано потребителем 100 пог. м. такой ткани по цене 40О0 руб.
за 1 пог. метр, 200 пог. метров - по 4200 руб. и 500 пог. метров -
по 4500 рублей.
Для целей налогообложения выручка от безвозмездной передачи
ткани должна определяться по средней цене реализации 4362 руб.
(4000 руб. х 100 м. + 4200 руб. х 200 м. + 4500 руб. х 500 м.) :
(100 м. + 200 м. + 500 м.). Если фактическая себестоимость одного
пог. метра составит 4600 руб., для целей налогообложения
применяется цена 4600 рублей.
Пример N 2. В декабре передано безвозмездно другому
предприятию 150 пог. метров хлопчатобумажной ткани. Реализации
ткани в этом месяце не было. Последняя реализация указанной
продукции производилась по цене 3800 руб. за 1 пог. метр. Выручка
от этой операции для целей налогообложения определяется по цене
3800 рублей (при фактической себестоимости одного пог. метра 3600
рублей).
Если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая
ранее не производилась, или обменивает приобретенную продукцию
(основные средства, производственные запасы, малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы, иное имущество), то для целей
налогообложения принимается фактическая рыночная цена на
аналогичную продукцию, сложившаяся на момент исполнения
обязательств по сделке, но не ниже ее фактической себестоимости
(балансовой стоимости).
В себестоимость приобретенной продукции включаются стоимость
приобретения, расходы по доставке, хранению, реализации и другие
аналогичные расходы.
По основным средствам, иному имуществу, по которым начисляется
износ, принимается их остаточная стоимость.
Сумма выручки, полученная от указанных в настоящем пункте
видов сделок, определяется предприятием на основании расчетов,
которые представляются в налоговый орган по месту нахождения
предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по
подоходному налогу с предприятий.
8. В состав доходов (расходов) от внереализационных операций
включаются доходы, получаемые от долевого участия в деятельности
других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы
(дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,
принадлежащим предприятию <*>, а также другие доходы (расходы) от
операций непосредственно не связанных с производством продукции
(работ, услуг) и ее реализацией, включая суммы, полученные и
уплаченные в виде санкций и в возмещение убытков.
В состав доходов от внереализационных операций включаются
также суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий
при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств,
зачисляемых в уставные фонды предприятий его учредителями в
порядке, установленном законодательством; средств, полученных в
рамках безвозмездной помощи, оказываемой иностранными
государствами в соответствии с межправительственными соглашениями;
средств, полученных от иностранных организаций в порядке
безвозмездной помощи российским образованию, науке и культуре;
средств, полученных приватизированными предприятиями в качестве
инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов
(торгов); средств, переданных между основными и дочерними
предприятиями при условии, что доля основного предприятия
составляет более 50 процентов в уставном капитале дочерних
предприятий; средств, передаваемых на развитие производственной и
непроизводственной базы в пределах одного юридического лица).
По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий
основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемый доход
увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанных в
акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости,
отраженной в документах бухгалтерского учета передающих
предприятий.
Не учитывается при налогообложении стоимость объектов
социально-культурного и коммунально-бытового назначения
приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального
назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых
сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов,
передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по
их решению специализированным предприятиям, осуществляющим
использование или эксплуатацию указанных объектов по их
назначению) и органам местного самоуправления, а также
передаваемых безвозмездно предприятиям, учреждениям и организациям
органами государственной власти и местного самоуправления,
союзами, ассоциациями, концернами, межотраслевыми, региональными и
другими объединениями, в состав которых входят предприятия,
основных средств, нематериальных активов, другого имущества и
денежных средств на капитальные вложения по развитию их
собственной производственной и непроизводственной базы.
Не включаются в налогооблагаемую базу также:
стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными
электростанциями для повышения их безопасности;
стоимость основных производственных фондов, а также средств,
предусмотренных на капитальные вложения по развитию их
производственной и непроизводственной базы, и другого имущества,
безвозмездно полученного для осуществления производственной
деятельности одними железными дорогами, предприятиями и
организациями от других железных дорог, предприятий и организаций
(переданных по решению Министерства путей сообщения Российской
Федерации, управлений и отделений железных дорог);
стоимость различных сооружений и объектов связи
(внутрипроизводственная телефонная связь, здания АТС, различные
сооружения телефонной связи, кабельные и радиорелейные линии
связи, линии радиофикации, трансформаторные подстанции, объекты
телевидения и радиовещания, спутниковой связи и так далее),
построенных за счет средств сторонних инвесторов и безвозмездно
принятых в установленном порядке на техническое обслуживание
акционерными обществами связи с контрольным пакетом акций у
государства и государственными предприятиями связи Министерства
связи Российской Федерации;
стоимость безвозмездно полученного горно-шахтного оборудования
(основных средств и имущества, используемого для производственных
целей) от других шахт (разрезов) как в составе объединения
(акционерного общества), так и в системе бассейна и угольной
отрасли;
стоимость имущества, полученного на безвозмездной основе от
граждан и юридических лиц в собственность (пользование) пожарной
охраной для выполнения ее задач, установленных законодательством
Российской Федерации;
стоимость основных фондов и иного имущества, передаваемых с
баланса на баланс предприятий потребительской кооперации по
решению собственников или органов, уполномоченных ими;
стоимость машин и оборудования, опытных образцов, макетов,
других изделий, переданных для испытаний и экспериментов или
безвозмездно предоставленных заказчиком научной организации в
процессе выполнения договора (заказа) на создание
научно-технической продукции в соответствии с условиями договора
(заказа).
Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с
законодательством Российской Федерации, в состав расходов от
внереализационных операций не включаются, а относятся на
уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на
конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов
(торгов) от их победителей средства на инвестиции, отражают их в
учете как целевое финансирование на кредите счета "Целевые
финансирование и поступления" в корреспонденции со счетами учета
денежных средств. Расходование указанных средств осуществляется в
порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной
в соответствии с условиями инвестиционных конкурсов (торгов).
Суммы полученных инвестиций, используемые по прямому назначению в
сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не увеличивают
налогооблагаемую базу. Если указанные средства использованы не по
назначению, то в этой части они подлежат включению в
налогооблагаемую базу в общеустановленном порядке.
--------------------------------
<*> Не подлежат налогообложению доходы в виде положительных
разниц от переоценки государственных краткосрочных облигаций (ГКО)
(убытки, полученные в виде отрицательной разницы от переоценки ГКО
не уменьшают налогооблагаемую базу) в качестве внереализационных
доходов.
9. Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте,
подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в
рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте,
пересчитываются в рубли по текущему курсу, котируемому
(публикуемому) Центральным Банком Российской Федерации,
действовавшему на день определения предприятием выручки от
реализации продукции (работ, услуг).
По предприятиям, осуществляющим экспортно-импортные
товарообменные операции (в т.ч. осуществляемые на бартерной
основе), выручка в валюте для целей налогообложения
пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных
документов.
10. Для предприятий, получающих доходы от посреднических
операций и сделок, под доходом для целей налогообложения
понимается сумма полученных вознаграждений (процентов) по этим
операциям и сделкам.
К посредническим операциям и сделкам относится деятельность
предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в
договоре комиссии или поручении.
По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени
и за счет доверителя определенные юридические действия за
вознаграждение, по договору комиссии комиссионер обязуется по
поручению комитента (лица, по поручению которого совершается
сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за
счет комитента за вознаграждение.
К посредническим операциям и сделкам не относится
заготовительная, снабженческо-сбытовая, торговая деятельности
(кроме комиссионной).
11. Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие
доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с
получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над
расходами по видам деятельности, предусмотренным пунктом 2
настоящей Инструкции. Такие организации могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это
служит достижению целей, ради которых они созданы, и
соответствующую этим целям.
Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами
производится аналогично порядку, установленному для исчисления
валового дохода.
При исчислении налогооблагаемого валового дохода (суммы
превышения доходов над расходами) бюджетных учреждений и
организаций не учитывается стоимость безвозмездно полученных
основных производственных фондов, оборудования и иного имущества,
используемых ими по прямому назначению при осуществлении основной
уставной деятельности.
Порядок исчисления налогооблагаемой прибыли для бюджетных
учреждений изложен в письме Минфина России и Госналогслужбы России
от 28 октября 1992 г. N 100; ВГ-6-01/385 "Об исчислении и уплате
в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и порядке
представления отчетности в налоговые органы и изменениях и
дополнениях к нему от 9 сентября 1993 г. N 108; НП-4-01/139.
По бюджетным учреждениям учет доходов, расходов, суммы
превышения доходов над расходами (прибыли) производится в
соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26
декабря 1994 г. N 170, инструкцией по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной
приказом Минфина России от 3 ноября 1993 г. N 122, а также в
соответствии с письмами Минфина России от 15 февраля 1993 г. N 12
"О порядке составления годовой, квартальной и месячной
бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими
на бюджете" и от 25 июля 1994 г. N 95 "О составлении бухгалтерских
отчетов за 1994 год и периодической отчетности в 1995 году
учреждениями и организациями, состоящими на бюджете".
В составе доходов и расходов организаций, перечисленных в
настоящем пункте, не учитываются доходы, образующиеся в результате
целевых отчислений на содержание указанных организаций,
поступившие от других предприятий и граждан, членские
вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников
этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм
доходов и расходов от предпринимательской деятельности
производится раздельно.
Средства, полученные военизированными спасательными службами,
а также организациями Государственной противопожарной службы МВД
России за выполненную ими работу в соответствии с заключенными
договорами от предприятий и организаций независимо от их
организационно-правовых форм и использованные строго по назначению
на свое содержание, в состав доходов не включаются и
налогообложению не подлежат.
Доходы военизированных спасательных служб и организаций
Государственной противопожарной службы МВД России, полученные от
предпринимательской деятельности, подлежат налогообложению в
общеустановленном порядке.
12. Объектом налогообложения бирж являются доходы, полученные
от сдачи в аренду и продажи брокерских мест, совершенных на бирже
сделок купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты и иного
имущества, а также других видов предпринимательской деятельности.
13. Объединяемые предприятиями в целях осуществления
совместной деятельности денежные средства, остающиеся в их
распоряжении после уплаты налогов, иное имущество, а также
средства от добровольных пожертвований и взносов граждан, кроме
банков, не подлежат обложению налогом.
При этом объектом налогообложения является доход, который
получен в результате использования указанных средств.
Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной
деятельности, ежеквартально сообщает каждому участнику этой
деятельности и налоговому органу по месту нахождения указанного
предприятия о суммах причитающейся каждому участнику совместной
деятельности доли дохода для учета ее при налогообложении
независимо от фактического распределения этого дохода.
Совместная деятельность без создания для этой цели
юридического лица осуществляется на основе договора между ее
участниками.
Совместная деятельность регламентируется Основами гражданского
законодательства СССР и республик в части не противоречащей
законодательству Российской Федерации. По договору о совместной
деятельности, стороны (участники) обязуются путем объединения
имущества и усилий совместно действовать для достижения
общехозяйственной или другой цели, не противоречащей
законодательным актам.
Имущество юридических лиц, объединенное участниками договора
для совместной деятельности, учитывается на отдельном балансе у
того ее участника, которому в соответствии с договором поручено
ведение общих дел участников договора. Данный участник действует
на основании доверенности, подписанной остальными участниками
договора.
Доход, полученный в результате совместной деятельности
нескольких предприятий без создания юридического лица, а также
полученный полным товариществом, распределяется между участниками
совместной деятельности или членами полного товарищества до
налогообложения на основании заключенного ими договора. Доход,
полученный каждым участником совместной деятельности или членом
полного товарищества, являющимся юридическим лицом, после
распределения включается во внереализационные доходы и облагается
налогом в составе валового дохода по установлены ставкам налога
на доход.
Налогоплательщики - участники совместной деятельности могут
направлять на совместную деятельность средства только после
окончательных расчетов с бюджетом по налогам, т.е. после
распределения прибыли от этой деятельности и налогообложения ее у
каждого из участников в установленном порядке.
Не подлежат налогообложению как объединяемые для осуществления
совместной деятельности средства, направляемые потребительскими
обществами, союзами, а также предприятиями и организациями,
создаваемыми ими в соответствии со статьей 7 Закона Российской
Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской
кооперации в Российской Федерации", в централизованные Фонды,
образуемые для совместного решения задач развития потребительской
кооперации, в соответствии с их уставами и договорами о
хозяйственно-правовых взаимоотношениях, из прибыли, остающейся в
их распоряжении после обязательных платежей, а также средства,
выделяемые потребительским обществам, союзам, их предприятиям и
организациям из указанных фондов для осуществления целевых
мероприятий.
14. По видеопоказу налогообложению подлежат доходы, полученные
от демонстрации видеофильмов за плату в специально отведенных для
этого местах, независимо от способа показа: с помощью
видеопроекционной аппаратуры, мониторов-телевизоров, коммерческого
телевидения (кабельного, эфирного, спутникового).
С предприятий - владельцев систем кабельного, эфирного,
спутникового телевидения, а так же студий, производящих и
формирующих программное обеспечение коммерческого телевидения
независимо от их ведомственной принадлежности, установленный налог
с дохода (по ставке 70 процентов) не взимается, за исключением
доходов, полученных ими от демонстрации видеопрограмм по
вышеуказанным системам в специально отведенных для этих целей
местах за плату.
15. При аукционной продаже продукции (работ, услуг)
налогообложению подлежат доходы, полученные с сумм дополнительной
выручки, полученной в виде разницы между аукционной (продажной) и
первоначальной (стартовой) ценой, устанавливаемой аукционной
комиссией, за вычетом расходов связанных с организацией и
проведением аукциона, кроме затрат по оплате труда.
В сумму-дополнительной выручки включаются также доходы от
продажи входных билетов и другие доходы, полученные от оказания
платных услуг при проведении аукциона. Лицензионный сбор на право
проведения местных аукционов и сбор с аукционных продаж включается
в состав расходов, учитываемых при определении облагаемого налогом
дохода.
16. При исчислении налога по предприятиям, имеющим доходы от
аукционов, казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного
бизнеса, т.е. предпринимательской деятельности с использованием
игровых автоматов (иных средств и оборудования) с вещевыми или
денежными выигрышами, видеосалонов (видеопоказа), от проката
видео- и аудиокассет и записей на них, от аренды и иных видов
использования имущества, валовой доход указанных предприятий
определятся как разница между выручкой и расходами (кроме расходов
на оплату труда) от этих услуг.
17. Валовой доход, исчисленный в соответствии с пунктами 3-16
настоящей инструкции, уменьшается на сумму:
- рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;
- положительных курсовых разниц (увеличивается на суммы
отрицательных курсовых разниц), образовавшихся в результате
изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком
Российской Федерации иностранным валютам, действовавшего на день
поступления валютных средств на валютный счет предприятия (или на
дату последнего отчета), и курса рубля по отношению к котируемым
Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам на
день определения предприятием сумм налогооблагаемого валового
дохода с целью расчетов с бюджетом.
Уменьшение (увеличение) валового дохода производится на суммы
курсовых разниц, отнесенных на счет "Прибыли и убытки" по всем
счетам бухгалтерского учета, по которым отражаются операции в
иностранной валюте.
18. При исчислении облагаемого дохода предприятия валовый
доход уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие
аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации предприятиями, для которых
предусмотрено создание таких фондов, но не более установленных
законодательством Российской Федерации минимальных размеров этих
фондов. В случае использования средств этих фондов не по целевому
назначению, установленному законодательством Российской Федерации,
дополнительные отчисления в эти фонды за счет уменьшения
налогооблагаемого дохода не производятся. При этом сумма
отчислений в указанные фонды не должна превышать 50 процентов
налогооблагаемого дохода предприятий.
Предприятия с иностранными инвестициями, акционерные общества
(открытого и закрытого типа) создают необходимые для своей
деятельности резервные фонды согласно постановлениям Совета
Министров СССР от 13 января 1987 года N 48 "О порядке создания на
территории СССР и деятельности совместных предприятий,
международных объединений и организаций СССР и других стран-членов
СЭВ" и N 49 " О порядке создания на территории СССР и деятельности
совместных предприятий с участием советских организаций и фирм
капиталистических и развивающихся стран" и Совета Министров РСФСР
от 25 декабря 1990 года N 601 "Об утверждении Положения об
акционерных обществах".
19. С целью исключения двойного налогообложения, в связи с
введением налога на валютные доходы, сумма подоходного налога с
предприятий и организаций уменьшается на сумму начисленного
валютного налога, подлежащего ими к уплате, пересчитанного в
рублевом эквиваленте, который определяется от каждого поступления
валютной выручки на транзитный и текущий счета по курсу,
котируемому Центральным банком Российской Федерации, в следующем
порядке:
- по валютной выручке, поступающей на транзитный счет, на день
разблокировки транзитного счета;
- по валютной выручке, поступающей на текущий счет, на день
зачисления выручки на текущий счет.
20. Для правильного исчисления налога на доход предприятия
обязаны вести раздельный учет по видам деятельности. Расходы,
которые невозможно разделить между видами деятельности (например
содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их
текущий ремонт и так далее), распределяются пропорционально
размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей
сумме выручки.
III. СТАВКИ НАЛОГА С ДОХОДОВ
21. Валовый доход предприятия, исчисленный в соответствии с
положениями, изложенными в разделе 11 настоящей Инструкции, по
видам деятельности предусмотренных статьей 4 Закона Республики
Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на
1996 год" от 18.11.95 г. 3 N 83-I, облагается по следующим
ставкам:
а) 15 процентов - с доходов полученных в виде дивидендов по
акциям, от долевого участия в других предприятиях, созданных
(функционирующих) на территории Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации, с доходов Департамента пенсионной службы
Республики Саха (Якутия), а также с доходов по операциям на
фондовом и финансовом рынках;
б) 18 процентов - с доходов, полученных предприятиями от
заготовительной и снабженческо-сбытовой деятельности в сельской
местности (кроме системы нефтепродуктообеспечения), торговой
деятельности в сельской местности, деятельности фондовых бирж
(фондовых отделов бирж);
в) 25 процентов - с доходов, полученных предприятиями от
консультационных и аудиторских услуг, от заготовительной,
снабженческо-сбытовой и торговой деятельности в городах и рабочих
поселках, по вкладным операциям, от предпринимательской
деятельности, посреднических операций и сделок;
г) 45 процентов - с доходов, полученных биржами (кроме
фондовых бирж, фондовых отделов бирж), брокерскими конторами;
д) 50 процентов - с доходов от проведения массовых
концертно-зрелищных мероприятий на открытых площадках, стадионах и
в других помещениях, число посадочных мест в которых превышает две
тысячи;
е) 70 процентов - с доходов от аренды и иных видов
использования имущества, аукционов, видеосалонов (видеопоказа),
проката видео- и аудиокассет и записи на них;
ж) 90 процентов - с доходов от казино, иных игорных домов
(мест) и другого игорного бизнеса, т.е. предпринимательской
деятельности с использованием игровых автоматов (иных средств и
оборудования) с вещевыми или денежными выигрышами;
з) 0 процентов:
- с доходов, полученных по государственным облигациям
Республики Саха (Якутия) и по ценным бумагам фонда реализации
Программы социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия);
- с доходов от предпринимательской деятельности учреждений
народного образования, культуры и науки, предприятий
здравоохранения, оказывающих медицинские услуги населению, а также
занимающихся профилактическим лечением, при условии их направления
на уставную деятельность этих учреждений и предприятий;
- с доходов, не относящихся к основной деятельности
сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности как
юридических лиц в части средств, направляемых на покрытие убытков,
полученных от производства и реализации сельскохозяйственной
продукции, а также направляемых на развитие собственного
производства;
- с доходов, полученных благотворительными фондами и
профсоюзными организациями, при условии направления их на уставную
деятельность;
- с доходов предприятий общественного питания, реализующих
продукцию собственного производства школам, средним специальным
учебным заведениям, профтехучилищам, студентам ВУЗов;
- с доходов общедоступных столовых II и III наценочных
категорий, установленных местными органами государственной власти;
- с доходов от торговой деятельности, полученных от реализации
сельхозпродукции местного производства;
- с доходов, полученных от деятельности фонда содействия
приватизации, демонополизации и поддержки предпринимательства и
улусных (городских) фондов поддержки предпринимательства, при
условии их направления на реализацию целей и задач,
предусмотренных в федеральном Законе "О государственной поддержке
малого предпринимательства".
IV. ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГАМ
22. При исчислении налога на доход облагаемый валовый доход,
определенный в соответствии с положениями, изложенными во II
разделе настоящей Инструкции, при фактически произведенных
затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении,
уменьшается на суммы:
а) направленные на финансирование капитальных вложений
производственного назначения (включая капитальные вложения на
создание и модернизацию очистных сооружений), жилищного
строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и
использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим
развитие собственной производственной базы, а также финансирование
капитальных вложений производственного назначения и жилищного
строительства в порядке долевого участия, включая погашение
кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при
условии полного использования ими сумм начисленного износа
(амортизации) на последнюю отчетную дату.
При предоставлении льготы по прибыли, используемой на
капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в
отчетном периоде затраты независимо от срока окончания
строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по
счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются
суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим
предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ
основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным
средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются
при определении льготы, если они отражаются по дебету счета
"Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения".
При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет
с момента получения льготы по прибыли, направленной на
финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов,
не завершенных строительством, при приобретении и сооружении
которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на
прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на
остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты
по объектам не завершенным строительством, в пределах сумм
предоставленной льготы.
При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям
следует руководствоваться письмом Минфина России от 30 декабря
1993 г. N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных
инвестиций", Инструкцией о порядке составления статистической
отчетности по капитальному строительству, утвержденной
постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1993 г. N 185.
При предоставлении указанной льготы затраты, связанные с
приобретением и созданием активов нематериального характера и
приобретением земельных участков и объектов природопользования, не
учитываются.
Льгота на погашение кредитов банков, полученных и
использованных на финансирование капитальных вложений,
предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных
на капитальные вложения;
б) затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными
органами государственной власти нормативами) на содержание
находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения,
народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных
учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов,
жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии
предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты
предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм,
утвержденных местными органами государственной власти, на
территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
Если такие нормативы местными органами государственной власти
не утверждены, то следует применять порядок определения расходов
на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных
учреждений данной территории подведомственных указанным органам;
в) взносов на благотворительные цели (включая связанные с
реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты
воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и
военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и
оздоровительные фонды на восстановление объектов культурного и
природного наследия, общественным организациям инвалидов, их
предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским
общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем
национального развития и межнациональных отношений, в фонды
поддержки образования и творчества, детским и молодежным
общественным объединениям, религиозным организациям
(объединениям), зарегистрированным в установленном порядке,
средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям
здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и
спорта, природным заповедникам, национальным природным и
дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более трех
процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным
учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии,
архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих
работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том
числе международные, и их фонды - не более пяти процентов
облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на
благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более десяти
процентов облагаемой налогом прибыли.
При этом общая сумма указанных выше взносов (за исключением
взносов в Фонд 50-летия Победы) не может превышать пяти процентов
облагаемой налогом прибыли. Сумма взносов в Фонд 50-летия Победы
не может превышать десяти процентов.
Указанные в настоящем подпункте общественные организации,
фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие
средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для
сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый
орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их
расходовании. В случае использования средств не по назначению, в
доход бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере
этих средств;
г) направленные государственными и муниципальными
образовательными учреждениями, а также негосударственными
образовательными учреждениями, получившими лицензии в
установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения,
развития и совершенствования образовательного процесса (включая
оплату труда) в данном образовательном учреждении;
д) затрат предприятий на развитие социальной и
коммунально-бытовой сферы для содержания спецконтингента, питание
и вещевое довольствие спецконтингента, развитие социальной сферы
личного состава уголовно-исполнительной системы, обеспечение
предусмотренных действующим законодательством гарантий и
компенсаций персоналу уголовно-исполнительной системы, развитие
производственной базы предприятий уголовно-исполнительной системы,
укрепление базы производства сельскохозяйственной продукции для
спецконтингента и личного состава;
е) передаваемые в качестве добровольных пожертвований в
избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов
государственной власти, представительных и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, а также в избирательные фонды
избирательных объединений. При этом общая сумма не облагаемых
налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды
кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может
превышать при выборах в федеральные органы государственной власти
соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального размера
оплаты труда, установленного законом, а при выборах в
представительные и исполнительные органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального размера
оплаты труда, установленного законом;
ж) направленные на проведение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд
фундаментальных исследований и Российский Фонд технологического
развития, но не более чем в общей сложности 10 процентов
налогооблагаемой прибыли;
з) направленные на пополнение страховых резервов по
страхованию жизни в пределах процента, предусмотренного в
структуре тарифной ставки, согласованной с Федеральной службой
России по надзору за страховой деятельностью.
23. Ставки налога на доход предприятий понижаются на 50
процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют
не менее 50 процентов.
При определении права на получение указанной льготы в
среднесписочную численность работников не включаются инвалиды,
работающие по совместительству, договорам подряда и другим
договорам гражданско-правового характера.
По предприятиям, использующим труд инвалидов, ставка налога на
доход, понижается пропорционально проценту работающих на нем
инвалидов от общего числа работников (в соответствии со статьей 14
Закона "О социальной защите инвалидов в Республике Саха (Якутия)"
от 28.05.92 г.
24. Для предприятий, находящихся в собственности творческих
союзов, зарегистрированных в установленном порядке,
налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли,
направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.
25. По предприятиям, получившим в предшествующем году убыток
(по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от
уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие в
течение последующих 5-ти лет (при условии полного использования на
эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению
Фондов, создание которых предусмотрено законодательством
Российской Федерации).
При определении размера указанной льготы в налоговом расчете
не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия или
занижения дохода, а также убытки, полученные от превышения
лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством
Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете
налогооблагаемого дохода.
Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль,
освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на
последующие пять лет.
26. Не подлежат налогообложению доходы (прибыль):
- религиозных объединений и предприятий, находящихся в их
собственности, от культовой деятельности, производства и
реализации предметов культа и религиозного назначения, а также
иная прибыль в части, направляемой на осуществление уставной
деятельности этих объединений;
- общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений
и организаций, находящихся в их собственности, а также
хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью
из вклада общественных организаций инвалидов;
- от производства продукции традиционных народных, а также
народных художественных промыслов;
- предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды
составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при
условии использования не менее половины полученной прибыли на
социальные нужды инвалидов. К социальным нуждам инвалидов,
работающих на данном предприятии, относятся: оказание медицинской
помощи; обеспечение лекарственными препаратами;
санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения,
протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и
другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга,
физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое,
транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и
профессиональная подготовка и профессиональное образование;
создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с
работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов
к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям
инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой
информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных
зданий производственного назначения).
При определении права на получение указанной льготы, в
среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники
предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также
лица, не состоящие в штате предприятия (выполняющие работы по
договору подряда и другим договорам гражданско-правового
характера);
- полученная редакциями средств массовой информации,
издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными
компаниями, организациями по распространению периодических
печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от
производства и распространения продукции средств массовой
информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и
культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная
полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг
по производству книжной продукции, связанной с образованием,
наукой и культурой, продукции средств массовой информации в части,
зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями средств
массовой информации, издательствами, информационными агентствами,
телерадиовещательными компаниями и организациями по
распространению периодических печатных изданий и книжной продукции
от других видов деятельности и направленная ими на финансирование
капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы,
предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на доход,
полученный от производства и распространения продукции средств
массовой информации рекламного и эротического характера, а также
изданий рекламного и эротического характера;
- психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных
учреждений в части прибыли (дохода), полученной имеющимися при них
лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной
на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание,
приобретение оборудования и медикаментов;
- государственных и муниципальных музеев, библиотек, клубов,
филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков,
зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и
национальных заповедников, полученная от их основной деятельности.
К филармоническим коллективам относятся симфонические, духовые
и камерные оркестры и ансамбли, оркестры и ансамбли народных
инструментов, хоровые коллективы, вокальные ансамбли (квартеты,
трио, квинтеты и др.) и группы, ансамбли песни и танца,
хореографические коллективы, народные хоры.
- иностранных и российских юридических лиц, полученная за
выполненные строительно-монтажные работы и оказанные
консультационные услуги, на весь период осуществления целевых
социально-экономических программ (проектов) жилищного
строительства, создания, строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с
военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов,
кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых
международными организациями и представительствами иностранных
государств, иностранными юридическими и физическими лицами в
соответствии с межправительственными и межгосударственными
соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению
правительства Российской Федерации уполномоченными им органами
государственного управления.
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты
налога, определяются Правительством Российской Федерации <*>;
- органов управления и подразделений Государственной
противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской
Федерации, полученная от выполнения работ и оказания услуг в
области пожарной безопасности, определенных Федеральным законом "О
пожарной безопасности", и направленная на обеспечение пожарной
безопасности в Российской Федерации;
- организаций (предприятий) от производства
пожарно-технической продукции, предназначенной для обеспечения
пожарной безопасности в Российской Федерации;
- организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания
услуг в области пожарной безопасности и направленная на
обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации;
-организаций (предприятий) Государственной противопожарной
службы Министерства внутренних дел Российской Федерации,
объединений пожарной охраны от производства пожарно-технической
продукции, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности,
выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности,
и направленная на обеспечение пожарной безопасности в Российской
Федерации;
- объединений пожарной охраны на сумму взносов и
пожертвований, направленная в фонды пожарной безопасности,
образованные в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации;
- производственных (трудовых) мастерских при учреждениях
социальной защиты и социальной реабилитации населения;
- общественных объединений охотников и рыболовов, а также
находящихся в их собственности предприятий, полученная от
реализации товаров (работ, услуг) охотничье-рыболовного,
спортивно-оздоровительного и природоохранного назначения;
- предприятий всех организационно-правовых форм, полученная от
реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в
перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств,
изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому
Правительством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Постановление Правительства Российской Федерации от
19.12.94 г. N 1397 "О дополнительных мерах по реализации программы
жилищного строительства для российских военнослужащих из состава,
выведенных из Германии российских войск" (перечень юридических
лиц, участвующих в реализации программы жилищного строительства
доведен до налоговых инспекций письмом Госналогслужбы России от
13.01.95 г. N ВГ-4-16/1н).
27. Налоговые льготы, установленные пунктами 22 (кроме
подпункта "г" и 25 не должны уменьшать фактическую сумму налога,
исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.
28. Для арендных предприятий, созданных на основе аренды
имущества государственных предприятий и их структурных
подразделений, сумма налога на доход, исчисленная по установленным
ставкам, уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом
амортизационных отчислений, входящих в ее состав), подлежащей в
установленном порядке взносу в бюджет.
29. Органы государственной власти национально-государственных
и административно-территориальных образований помимо льгот,
предусмотренных пунктами 22-26 настоящей инструкции могут
устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные
льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых
в их бюджеты.
Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих
индивидуальный характер.
Под отдельными категориями плательщиков следует понимать
совокупность предприятий, расположенных на территории района,
города, области, по видам деятельности или по отраслевому
признаку.
Если к данному виду деятельности или отрасли относится только
одно предприятие, то на него также распространяются эти льготы.
30. Ставки налога на доходы, а также состав налоговых льгот,
установленных Законом Республики Саха (Якутия) "О налоговой
политике Республики Саха (Якутия) на 1996 год" могут изменяться
при утверждении бюджета на предстоящий Финансовый год.
V.ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА
31. Сумма налога определяется плательщиками на основании
бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с
Положениями настоящей Инструкции.
32. В течение квартала все плательщики, за исключением
указанных в пункте 25 настоящей Инструкции, производят авансовые
взносы налога, исходя из предполагаемой суммы доходов за
налогооблагаемый период и ставки налога. Освобождаются от уплаты
авансовых взносов малые предприятия, предприятия, добывающие
драгоценные металлы, драгоценные камни и бюджетные организации.
При отнесении предприятий к малым следует руководствоваться
статьей 3 Федерального Закона Российской Федерации "О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации".
Органы представительной (законодательной) власти субъектов
Российской Федерации могут освобождать от уплаты авансовых
платежей налога на прибыль общественные организации, религиозные
объединения, жилищно-строительные, дачно-строительные и гаражные
кооперативы, садоводческие товарищества.
Для контроля за правильностью определения и полнотой
перечисления в бюджет авансовых сумм налога на доходы предприятия
представляют налоговым органам по месту своего нахождения до
начала квартала справки о предполагаемой сумме дохода на текущий
квартал по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.
Справки о предполагаемых суммах налога на доходы высылаются
предприятиями в двух экземплярах, из которых один экземпляр
передается финансовому органу по месту нахождения предприятия.
Уплата авансовых взносов налога на доходы производится всеми
плательщиками не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в
размере одной трети квартальной суммы налогов, исчисленной исходя
из предполагаемого дохода на квартал.
При изменении в течение квартала предполагаемого дохода
плательщик по согласованию с финансовым органом может
пересматривать сумму предполагаемого дохода и авансовых взносов в
бюджет налога на доходы и представлять справки об этих изменениях
не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала.
В случае увеличения авансовых взносов в бюджет налога на доход
сумма дополнительных авансовых взносов в бюджет налога на доход,
приходящаяся на истекшие сроки уплаты, вносится в бюджет в
пятидневный срок со дня получения налоговым органом уточненной
справки об авансовых взносах в бюджет налога на доход (без
начисления пени по истекшим срокам уплаты налога). При уменьшении
авансовых взносов в бюджет налога на доход по прошедшим срокам
уплаты сумма уменьшения, приходящаяся на эти сроки, засчитывается
в счет очередных платежей или возвращается плательщику налоговым
органом в десятидневный срок со дня получения его письменного
заявления.
Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по
фактически полученному доходу, и авансовыми взносами налога
определяется на основании расчета по фактическому доходу и
фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм,
предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с
учетом изменений), исходя из предполагаемого дохода.
По предприятиям, имеющим на начало квартала недоимку,
поступившие платежи в отчетном периоде в первоочередном порядке
направляются на погашение недоимки, а в остальной части считаются
как платежи в счет авансовых взносов по справке.
33.Плательщики налога на доходы представляют налоговым органам
по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и балансы в
порядке и сроки, установленные в соответствии с
законодательством, и расчеты сумм налога на доходы по форме
согласно приложению 2, 3 к настоящей Инструкции.
По окончании первого квартала, полугодия, 9 месяцев и года
плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на доходы
нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученного
ими дохода, подлежащего налогообложению с учетом предоставленных
льгот и ставки налога на доходы. Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
34. Суммы налога на доходы, исчисленные самими плательщиками
исходя из фактически полученного дохода, вносятся ими в доход
бюджета по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня,
установленного для представления квартальных бухгалтерских
отчетов, а по годовым расчетам в 10-дневный срок со дня,
установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса
за год.
35. Если налоговым органом в результате проверки расчетов
будет установлено, что налог на доходы подлежит взносу в бюджет в
большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет
доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится
в 5-дневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме
доплаты, а пеня начисляется по истечении 5-дневного срока со дня,
установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса.
36. Излишне внесенные суммы налога на доходы засчитываются в
счет очередных платежей или возвращаются плательщику налоговым
органом в 10-дневный срок со дня получения его письменного
заявления.
37. В целях обеспечения полного поступления платежей в бюджет
предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное
поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налога
в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке. Указанные
платежные поручения принимаются коммерческими банками к исполнению
(оплате) независимо от состояния расчетного (текущего) счета
плательщика и при отсутствии средств на счете плательщика
платежные поручения по платежам в бюджет помещаются в картотеку
N 2.
38. Уплата налога на доходы предприятиями с иностранными
инвестициями производится в безналичном порядке в рублях или
иностранной валюте, покупаемой банками Российской Федерации в
установленном порядке, и пересчитанной в рубли по курсу рубля,
котируемому (публикуемому) Центральным банком Российской
Федерации, действующему на день уплаты налога.
39. Пени и штрафы за несвоевременную уплату налогов, сборов и
платежей в бюджет и во внебюджетные фонды бюджетными организациями
и учреждениями, а также предприятиями, выполняющими
государственный заказ, не применяются на период задержки
финансирования или оплаты государственного заказа
налогоплательщику Правительством Республики Саха (Якутия).
VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
40. Если международным договором Российской Федерации или
бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся
в законодательстве Российской Федерации, то применяются правила
международного договора.
41. Настоящая инструкция не затрагивает налоговых привилегий,
установленных общепризнанными нормами международного права и
специальными соглашениями бывшего СССР и Российской Федерации с
другими государствами.
42. Запрещается включать в договоры и в контракты налоговые
оговорки, в соответствии с которыми предприятие берет на себя
обязательство нести расходы по оплате налога других плательщиков
налога.
VII. УСТРАНЕНИЕ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
43. Сумма дохода, полученная за пределами Российской Федерации
включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в
Российской Федерации, и учитываются при определении размера
налога.
Полученный за пределами Российской Федераций доход включается
в бухгалтерский отчет предприятия в полном размере, до вычета
понесенных расходов, в том числе уплаченного за пределами России
налога. При определении облагаемого налогом дохода предприятий
расходы, понесенные ими в связи с получением дохода за пределами
Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах,
установленных законодательством Российской Федерации.
Суммы налогов на доходы, полученные за пределами Российской
Федерации, уплаченные предприятиями за границей в соответствии с
законодательством других государств, засчитываются при уплате
налога на доходы в Российской Федерации.
При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы
налога на доходы, подлежащей уплате в Российской Федерации по
доходу, полученному за границей.
Примеры зачета уплаченных за границей налогов для целей
устранения двойного налогообложения приведены в приложении N 4
настоящей Инструкции .
VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
И КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
44. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление
налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей
Инструкции регулируется Законом Российской Федерации "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" и другими
законодательными актами.
IX. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ
45. Настоящая Инструкция распространяется на действия,
возникшие с 1 января 1996 года.
Начальник Государственной Согласовано:
налоговой инспекции по Министр финансов
Республике Саха (Якутия) - Республики Саха (Якутия)
Государственный советник В.И.ПТИЦЫН
налоговой службы II ранга
И.Г.СУХОМЯСОВ
Приложение N 1
к Инструкции Государственной
налоговой инспекции по
Республике Саха (Якутия)
и Министерства Финансов
Республики Саха (Якутия)
В Государственную налоговую инспекцию Штамп или отметка
по__________________________________ налогового органа
____________________________________ Получено
(полное наименование предприятия) "__"_______199 г.
СПРАВКА
ОБ АВАНСОВЫХ ВЗНОСАХ НАЛОГА В БЮДЖЕТ,
ИСХОДЯ ИЗ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ДОХОДА НА
_________КВАРТАЛ 199___ГОДА
(тыс. руб.)
-----------------------------T------T------T------T------T-------¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Показатели ¦ За ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦
¦ ¦ год ¦ квар-¦ квар-¦ квар-¦ квар- ¦
¦ ¦ ¦ тал ¦ тал ¦ тал ¦ тал ¦
+----------------------------+------+------+------+------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+----------------------------+------+------+------+------+-------+
¦ 1.Предполагаемый валовый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ доход, подлежащий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ налогообложению - всего: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ в том числе по видам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2.Ставки налога ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 3.Суммы авансовых платежей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ _________________________ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L----------------------------+------+------+------+------+--------
Установленный срок для представления баланса:
квартального:
годового:
Руководитель предприятия
(объединения, организации) (подпись)
Главный бухгалтер (подпись)
Примечания: 1. Уплата авансовых платежей в текущем году
производится 15 числа каждого месяца квартала
равными долями.
2. В указанной справке отражаются авансовые суммы
платежей от дохода по видам деятельности.
Приложение N 2
к Инструкции Государственной
налоговой инспекции
по Республике Саха (Якутия)
и Министерства Финансов
Республики Саха (Якутия)
В Государственную налоговую инспекцию Штамп или отметка
по__________________________________ налогового органа
____________________________________ Получено
(полное наименование предприятия) "__"_______199 г.
РАСЧЕТ
НАЛОГА В БЮДЖЕТ ОТ ФАКТИЧЕСКОГО ДОХОДА
ЗА_____________________199 Г.
(тыс. руб.)
-----------------------------------------T------------T----------¬
¦ ПОКАЗАТЕЛИ ¦ По данным ¦По данным ¦
¦ ¦плательщика ¦налоговой ¦
¦ ¦ ¦ службы ¦
+----------------------------------------+------------+----------+
¦1. Валовый доход - всего ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦а) выручка от реализации продукции ¦ ¦ ¦
¦ (работ, услуг), основных Фондов, ¦ ¦ ¦
¦ иного имущества ¦ ¦ ¦
¦б) доходы от внереализационных ¦ ¦ ¦
¦ операций, уменьшенные на суммы ¦ ¦ ¦
¦ расходов по этим операциям ¦ ¦ ¦
¦2. Валовый доход уменьшается на: ¦ ¦ ¦
¦а) суммы рентных платежей; ¦ ¦ ¦
¦б) положительные курсовые разницы, ¦ ¦ ¦
¦ образовавшиеся в результате изменения¦ ¦ ¦
¦ курса рубля по отношению к котируемым¦ ¦ ¦
¦ Центральным банком Российской Федера-¦ ¦ ¦
¦ ции иностранным валютам, отнесенные ¦ ¦ ¦
¦ на счет "Прибыли и убытки". При отри-¦ ¦ ¦
¦ цательных курсовых разницах валовая ¦ ¦ ¦
¦ прибыль увеличивается на суммы этих ¦ ¦ ¦
¦ разниц ¦ ¦ ¦
¦в) доходы от казино, игровых автоматов ¦ ¦ ¦
¦ с денежным выигрышем, видеосалонов, ¦ ¦ ¦
¦ видеопоказа, проката, видео- и ¦ ¦ ¦
¦ аудиокассет и записи на них ¦ ¦ ¦
¦г) доход, не подлежащий налогообложению ¦ ¦ ¦
¦ согласно пункту 26 Инструкции ¦ ¦ ¦
¦ Итого по строке 2: ¦ ¦ ¦
¦3. Льготы по налогу на доход (по ¦ ¦ ¦
¦ специальному расчету) ¦ ¦ ¦
¦4. Налогооблагаемый доход ¦ ¦ ¦
¦ (стр.1-стр.2-стр.3) ¦ ¦ ¦
¦5. Ставка налога на доход - ¦ ¦ ¦
¦ всего в процентах, ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦а) в республиканский бюджет Республики ¦ ¦ ¦
¦ Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) в бюджеты улусов, городов, поселков, ¦ ¦ ¦
¦ сельских населенных пунктов ¦ ¦ ¦
¦6. Сумма налога на доход - всего ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦а) в республиканский бюджет Республики ¦ ¦ ¦
¦ Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) в бюджеты улусов, городов, поселков, ¦ ¦ ¦
¦ сельских населенных пунктов ¦ ¦ ¦
¦ (стр.4*стр.5б):100 ¦ ¦ ¦
¦7. Сумма арендной платы (за вычетом ¦ ¦ ¦
¦ амортизационных отчислений (износа), ¦ ¦ ¦
¦ подлежащая взносу в бюджет и ¦ ¦ ¦
¦ исключаемая из налога на доход ¦ ¦ ¦
¦8. Сумма налога на доход уменьшается ¦ ¦ ¦
¦ на сумму валютного налога, ¦ ¦ ¦
¦ пересчитанного в рублевом эквиваленте¦ ¦ ¦
¦ в соответствии с пунктом 19 Инструкц.¦ ¦ ¦
¦9. Причитается в бюджет налога на ¦ ¦ ¦
¦ доход - ¦ ¦ ¦
¦ всего (стр.6-стр.7-стр.8) ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦а) в республиканский бюджет ¦ ¦ ¦
¦ Республики Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) в бюджеты улусов, городов, ¦ ¦ ¦
¦ поселков, сельских населенных пунктов¦ ¦ ¦
¦10.Начислено в бюджет налога на ¦ ¦ ¦
¦ доход всего - ¦ ¦ ¦
¦ в том числе: ¦ ¦ ¦
¦а) в республиканский бюджет Республики ¦ ¦ ¦
¦ Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) в бюджеты районов, городов, ¦ ¦ ¦
¦ поселков, сельских населенных пунктов¦ ¦ ¦
¦11. К доплате по сроку: ¦ ¦ ¦
¦а) в республиканский бюджет Республики ¦ ¦ ¦
¦ Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) в бюджеты районов, городов, поселков,¦ ¦ ¦
¦ сельских населенных пунктов ¦ ¦ ¦
¦12. К уменьшению: ¦ ¦ ¦
¦а) по республиканскому бюджету ¦ ¦ ¦
¦ Республики Саха (Якутия) ¦ ¦ ¦
¦б) по бюджетам районов, городов, ¦ ¦ ¦
¦ поселков, сельских населенных пунктов¦ ¦ ¦
L----------------------------------------+------------+-----------
Установленный срок для представления баланса:
квартального:
годового:
Руководитель предприятия Руководитель налогового
(организации) органа
(подпись) (подпись)
Главный бухгалтер Главный бухгалтер
(подпись) (подпись)
Приложение N 3
к Инструкции Государственной
налоговой инспекции по
Республике Саха (Якутия)
и Министерства Финансов
Республики Саха (Якутия)
В Государственную налоговую инспекцию Штамп или отметка
по__________________________________ налогового органа
____________________________________ Получено
(полное наименование предприятия) "__"_______199 г.
РАСЧЕТ НАЛОГА НА ДОХОДЫ
ОТ________________________________________________________________
________________________________________________________________
(казино, игровых автоматов с денежным выигрышем, видеосалонов,
видеопоказа, проката видео- и аудиокассет и записи на них)
ЗА____________________МЕСЯЦ 199______ГОДА ПО____
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(наименование предприятия, объединения, организации, учреждения)
1. Выручка_______________________________________________________
2. Расходы, исключаемые из выручки для исчисления налога
_________________________________________________________________
3. Облагаемый доход______________________________________________
4. Ставка налога_________________________________________________
5. Сумма налога__________________________________________________
6. Сумма, подлежащая зачету______________________________________
7. Подлежит уплате по сроку______________________________________
Руководитель предприятия
(объединения, учреждения,
организации) (подпись)
Приложение N 4
к Инструкции Государственной
налоговой инспекции по
Республике Саха (Якутия)
и Министерства Финансов
Республики Саха (Якутия)
ПРИМЕРЫ
ЗАЧЕТА УПЛАЧЕННЫХ ЗА ГРАНИЦЕЙ НАЛОГОВ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УСТРАНЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
N 1.
Предприятие, созданное в Российской Федерации, осуществляет
коммерческую деятельность в Испании через расположенное там
постоянное представительство.
В отчетном году это предприятие получило валовой доход от
деятельности в Российской Федерации в сумме 750000 рублей и от
деятельности в Испании в сумме, эквивалентной 150000 рублей (в
пересчете по рыночному курсу Центрального банка России на день
получения дохода).
В соответствии с законодательством Испании прибыль иностранных
юридических лиц, осуществляющих активную коммерческую деятельность
в Испании, облагается корпорационным налогом на прибыль, так же
как и национальные компании, по ставке 35 процентов.
1. Облагаемая прибыль, исчисленная по испанскому
законодательству, составила 60000 рублей.
Налог на прибыль, уплаченной в Испании, составил:
60000 х 35% = 21000 рублей
2. Для целей налогообложения в Российской Федерации
производятся следующие расчеты:
совокупный валовой доход из всех источников составил 900000
рублей;
облагаемая прибыль, исчисленная по российскому
законодательству, равная 300000 рублей;
налог на прибыль по ставке 32% составил:
300000 х 32% = 96000 рублей
3. На сумму налога с прибыли, уплаченного в Испании,
предоставляется зачет в следующем порядке:
определяется предельный размер зачета, который может быть
предоставлен;
из валового дохода производятся вычеты, разрешаемые по
российскому законодательству, для определения облагаемой прибыли,
облагаемая прибыль составила 75000 рублей;
исчисляется налог на прибыль по ставкам, предусмотренным
российским законодательством для данной категории плательщиков:
75000 х 32% = 24000 рублей
Таким образом, предельный размер зачета составляет 24000
рублей, сумма налога, Фактически уплаченного за границей,
составляет 21000 рублей.
Предоставляется зачет на сумму налога, уплаченного в Испании:
96000 - 21000 = 75000 рублей.
ИТОГО: налога к уплате 75000 рублей.
N 2.
Предприятие, созданное Российской Федерации, осуществляет
коммерческую деятельность в Германии через расположенное там
отделение (постоянное представительство).
В отчетном году это предприятие получило валовой доход от
деятельности в Российской Федерации в сумме 650000 рублей и от
деятельности в Германии в сумме, эквивалентной 130000 рублей (в
пересчете по рыночному курсу Центрального банка России на день
получения дохода).
В соответствии с законодательством Германии прибыль
иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в
Германии через отделения, облагается налогом с корпораций по
ставке 46 процентов.
1. Облагаемая прибыль, исчисленная по законодательству
Германии, составила 52000 рублей (условно).
Налог на прибыль, уплаченный в Германии, составил:
52000 х 46% = 23920 рублей
2. Для целей налогообложения в Российской Федерации
производятся следующие расчеты:
совокупный валовой доход из всех источников равен 780000
рублей;
облагаемая прибыль, исчисленная по российскому
законодательству, составила 260000 рублей;
налог на прибыль по ставке 32% составил:
26000 х 32% = 83200 рублей
3. На сумму налога на прибыль, уплаченного в Германии,
предоставляется зачет в следующем порядке.
Определяется предельный размер зачета, который может быть
предоставлен.
Для этого из валового дохода производятся вычеты, разрешаемые
по российскому законодательству, для определения облагаемой
прибыли.
Например, облагаемая прибыль составила 65000 рублей (условно).
Затем исчисляется налог на прибыль по ставкам, предусмотренным
российским законодательством для данной категории плательщиков:
65000 х 32% = 20800 рублей
Таким образом, предельный размер зачета составляет 20800
рублей. Сумма налога, фактически уплаченного за границей,
составляет 23920 рублей.
Предоставляется зачет на налог, уплаченный в Германии:
83200 - 20800 = 62400 рублей
ИТОГО: налог к уплате 62400 рублей.
Сумма налога, уплаченного в Германии, на которую не
предоставлен зачет (23920 - 20800 = 3120 рублей), уменьшает
прибыль данного предприятия, остающуюся в его распоряжении после
уплаты налога на прибыль.
|