КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 1995 г. N 1-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ВИЦЕ-МЭРА Г. ЯКУТСКА ОТ 28 ФЕВРАЛЯ 1995 ГОДА N 142-р
"О ВВЕДЕНИИ СТОЛИЧНОГО НАЛОГА НА РАЗВИТИЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
ГРАЖДАН Г. ЯКУТСКА И ЕГО ПРИГОРОДНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ"
И "ПОЛОЖЕНИЯ О СТОЛИЧНОМ НАЛОГЕ НА РАЗВИТИЕ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ
ГРАЖДАН Г. ЯКУТСКА И ПРИГОРОДНЫХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе судей
Миронова Д.Н., Долгашевой В.А., Петракова А.Д., Филиппова В.Т.,
Прокопьева В.Н. с участием прокурора республики Полятинского Н.Е.,
народного депутата Палаты Представителей Яковлева М.М., министра
юстиции Горевой Л.Т., представителя администрации г. Якутска
Башкировой О.В. рассмотрел в открытом заседании дело о проверке
конституционности постановления вице-мэра г. Якутска от 28 февраля
1995 г. N 142-р "О введении столичного налога на развитие
инфраструктуры города и социально-бытовых условий граждан
г. Якутска и его пригородных населенных пунктов", а также
приложения к постановлению.
Поводом к рассмотрению дела явились обращение Прокурора
Республики Саха (Якутия) Полятинского Н.Е., жалобы граждан
Доможаковой Н.В., Доможакова Ю.И., Ивановой А.Г.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросах о том, соответствуют ли Конституции
Республики Саха (Якутия) положения постановления от 28 февраля
1995 г. N 142-р "О введении столичного налога на развитие
инфраструктуры города и социально-бытовых условий граждан
г. Якутска и его пригородных населенных пунктов" и приложения к
нему.
Заслушав сообщение судьи-докладчика, выступления прокурора
республики Полятинского Н.Е., других лиц, участвовавших по делу,
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. 28 февраля 1995 г. вице-мэр г. Якутска издал постановление
N 142-р "О введении столичного налога на развитие инфраструктуры
города и социально-бытовых условий граждан г. Якутска и его
пригородных населенных пунктов" (далее - постановление N 142-р),
которым с 1 марта 1995 г. вводится столичный налог и утвердил
"Положение о столичном налоге, на развитие инфраструктуры города и
социально-бытовых условий граждан г. Якутска и пригородных
населенных пунктов" (далее - Положение). Плательщиками столичного
налога являются физические лица, прибывающие в г. Якутск на
постоянное жительство из-за пределов республики, улусов
республики, а также иностранные граждане. К числу плательщиков
налога относятся и физические лица, временно прибывающие в г.
Якутск в командировку, на лечение, отдых, по личным мотивам и т.п.
из улусов республики, областей Российской Федерации.
Согласно Положению налог устанавливается в размерах: 15
минимальных оплат труда для лиц, прибывающих из-за пределов
республики; 10 минимальных оплат труда для лиц, прибывающих из
улусов: 6 минимальных оплат для инвалидов I, II групп, участников
Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, многодетных
и одиноких матерей, прибывающих из улусов; 0,1 минимальной оплаты
труда за каждый день пребывания для лиц, прибывающих на лечение, в
командировку, по личным мотивам. Положением установлен порядок
согласно которому лица, прибывающие в г. Якутск на постоянное
жительство, уплачивают налог до регистрации (прописки) по месту
жительства. Документ об уплате налога гражданин представляет в
паспортные службы. Лица, временно прибывающие, уплачивают налог
через гостиницы, профилактории, больницы, предприятия, реализующие
транспортные билеты. В этих случаях налог включается в стоимость
проживания, лечения, проездного билета.
К моменту рассмотрения данного дела в Конституционном суде
решением Якутского городского суда постановление N 142-р было
признано незаконным. Однако вопрос о конституционности
постановления судом общей юрисдикции не мог быть решен.
Исходя из этого, прокурор республики обратился в
Конституционный суд с ходатайством, полагая, что постановление N
142-р не соответствует статьям 10, 17, 30 Конституции Республики
Саха (Якутия). Из жалобы граждан Доможаковой Н.В., Доможакова
Ю.Е., Ивановой А.Г. установлено, что они получив ордер на жилое
помещение, не могут зарегистрироваться (прописаться) в г. Якутске
из-за неуплаты столичного налога, введенного постановлением
вице-мэра N 142-р.
2. Согласно статьи 38 Конституции Республики Саха (Якутия)
установление республиканских и местных налогов относится к
исключительному ведению республики. 15 февраля 1995 г. Палата
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) приняло Закон "О налоговой политике в Республике Саха
(Якутия) на 1995 год". Данный Закон установил, что на территории
республики местные налоги и сборы вводятся на основании Закона РФ
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В статье 24
Закона РС(Я) "О налоговой политике в Республике Саха (Якутия) на
1995 год" перечислены виды местных налогов и сборов, подлежащие
введению на территории республики. Эта статья не предусматривает
введение столичного налога в г. Якутске.
В постановлении о введении в действие Закона "О налоговой
политике в Республике Саха (Якутия) на 1995 год" указано, что все
ранее действующие законы и другие нормативные акты Республики Саха
(Якутия), противоречащие настоящему Закону, считаются не
действующими со дня вступления в силу настоящего Закона, т.е. с 15
февраля 1995 года. Следовательно, ссылка администрации г. Якутска
на статью 6 Закона "О статусе столицы Якутской-Саха ССР" от 28
июня 1991 года при введении столичного налога является не
состоятельной. С вступлением в действие 27 апреля 1992 года
Конституции Республики Саха (Якутия) статья 6 Закона "О статусе
столицы Якутской-Саха ССР" стала противоречить и конституционной
норме.
В соответствии с конституционным Законом Республики Саха
(Якутия) "О местных органах государственной власти в Республике
Саха (Якутия)" местные налоги и сборы устанавливаются местными
представительными органами государственной власти с соблюдением
налогового законодательства республики. Оспариваемое постановление
было издано вице-мэром г. Якутска, т.е. должностным лицом местного
исполнительного органа государственной власти. Таким образом,
нарушен закрепленный в статье 3 Конституции принцип разделения
государственной власти на законодательную и исполнительную, а
также разграничения полномочий республиканских и местных органов
власти.
Согласно статьи 17 Конституции Республики Саха (Якутия) каждый
имеет право на свободное передвижение и выбор места жительства.
Ограничения устанавливаются только законом. Введение столичного
налога нарушает указанные права и свободы, поскольку их реализация
ставится в зависимость от уплаты не предусмотренного законом
налога. Установленный в Положении порядок уплаты налога выходит за
рамки налогового законодательства и вторгается в сферу
регулирования гражданских, жилищных, трудовых, пенсионных
правоотношений.
Руководствуясь статьей 101 Конституции Республики Саха
(Якутия), статьями 24, 25, 26, 31 Закона Республики Саха (Якутия)
"О порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха
(Якутия)", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать постановление вице-мэра г. Якутска от 28 февраля
1995 г. N 142-р "О введении столичного налога на развитие
инфраструктуры города и социально-бытовых условий граждан
г. Якутска и его пригородных населенных пунктов" и "Положение о
столичном налоге на развитие инфраструктуры города и
социально-бытовых условий граждан г. Якутска и пригородных
населенных пунктов", неконституционными с 1 марта 1995 г.
2 . Настоящее постановление окончательно и обжалованию не
подлежит.
3. Постановление вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах
"Республика Саха" и "Саха сирэ" не позднее чем в семидневный срок.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|