УТРАТИЛО СИЛУ - ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 22.04.2005 Г. N 230
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 1995 г. N 531
О КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В целях дальнейшей реализации комплексной государственной
семейной и демографической политики, поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики в
Республике Саха (Якутия).
2. Руководителям министерств и ведомств, главам администраций
городов и улусов в срок до 1 марта 1996 года принять меры по
реализации государственной семейной политики в Республике Саха
(Якутия) согласно утвержденной Концепции.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на
первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха
(Якутия) А.А. Томтосова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Ю.КАЙДЫШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 декабря 1995 г. N 531
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Семья - один из важнейших фундаментов настоящего и будущего
социально-демографического развития общества. Она участвует в
сохранении, накоплении и передаче новым поколениям трудовых
навыков, обеспечивает преемственность духовной культуры. Семья
служит для людей первым источником социальных идеалов и образцов
поведения. Семья как основной первичный социальный институт
общества заслуживает особого внимания, широкой и надежной защиты
государства.
Республика Саха (Якутия) кровно заинтересована и прочной,
духовно и нравственно здоровой семье. Исходя из этого, необходимо
проводить линию по укрепление семьи, оказание ей помощи в
выполнении социальных функций, воспитании детей, улучшении
материальных, жилищных и бытовых условий семей с детьми и
молодоженов.
От времени формирования семьи, ее стабильности, от числа детей
в семье зависят темпы количественного и качественного роста
населения. Управление социально-экономическими процессами
невозможно, если оно не учитывает особенностей и интересов
современной семьи. Семья выступает как непосредственный объект и
субъект комплексной государственной политики.
Вместе с тем, социально-экономическая ситуация в стране
болезненно сказывается на экономическом и социальном положении
большинства семей. Сложилась неблагополучная демографическая
ситуация: снижается число браков, падает рождаемость,
распространяется малодетность.
Растет число неполных семей. Не сокращается число детей-сирот,
а также детей оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов,
детей с недостатками умственного и физического развития. Высокой
остается младенческая и материнская смертность.
Концепция семейной политики и Республике Саха (Якутия)
рассматривается как составная часть социальной политики и
представляет собой целостную систему мер правового,
экономического, социального, организационного и информационно -
пропагандистского характера, направленных на улучшение условий
жизнедеятельности семьи.
Концепция разработана в соответствии с основными приоритетами
социальной политики Правительства Республики Саха (Якутия) и может
быть интегрирована в Программу национального возрождения народов
Якутии.
Семейная политика проводится с учетом двух факторов: идеальных
целей на будущее и конкретных условий социального и экономического
развития Республики Саха (Якутия) в целом и ее отдельных народов и
регионов.
Объектом политики является сама семья, а также государственные
и общественные институты, функционирование которых непосредственно
влияет на семью, субъектом - сама семья с ее активной позицией,
ответственностью за свое жизнеобеспечение.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
Основная цель - обеспечение наиболее благоприятных условий для
свободного развития семьи, наилучшего выполнения ею своих
основополагающих функций, раскрытия и развития ее потенциала.
Цель осуществляется посредством решения следующих конкретных и
приоритетных задач:
укрепление социально-экономического статуса, морально -
психологического состояния семьи и престижа семейного человека;
обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности,
семейных обязанностей или выбора той или иной сферы в зависимости
от личных интересов самого человека;
создание благоприятных социальных, материальных и
морально-психологических основ формирования семьи, повышения
рождаемости и улучшения условий воспитания детей, охраны
материнства, отцовства и детства;
поддержка жизнедеятельности семьи и создание условий для
самостоятельного повышения ее жизненного уровня;
формирование у населения новых стереотипов репродуктивного
поведения и общей социально-демографической культуры;
возрождение и укрепление таких ценностей и традиций семьи,
раскрывающих и развивающих ее потенциал как: бракосозидательной
активности, бракосохраняющей, бракооберегающей, детосохраняющей,
деторазвивающей способности.
II. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повышение статуса семьи и престижа семейного образа жизни,
роли дома, домашнего очага.
2. Повышение брачности населения.
3. Снижение семейных разводов путем смягчения социально -
экономических и морально-психологических ее причин.
4. Сокращение количества неполных семей и сиротства.
5. Снижение преждевременной смертности и улучшение здоровья
населения.
6. Повышение ответственности семьи за воспитание физически и
нравственно здорового поколения.
7. Сохранение и поддержка многодетных семей как массового типа
семьи.
8. Улучшение материального положения семей, прежде всего
имеющих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных членов семьи.
9. Возрождение национальных и интеграция культурных традиций и
современную систему семейного воспитания.
10. Уменьшение детской безнадзорности и числа детских и
подростковых правонарушений.
11. Создание и укрепление сети учреждений по социальной помощи
семье и детям.
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
СЕМЬИ И ГОСУДАРСТВА
1. Функции семьи
Семья - первооснова государства, его облик, его модель и
отражение. В ее недрах формируются первые производственные и
общественные отношения, которые во всей своей совокупности
определяют экономическую и политическую стабильность государства,
его жизнедеятельность.
Роль семьи в развитии общества заключается в возрождении
морально-этических, духовных ценностей, культе здоровой семьи в
народе. Ее значение определяется такими социальными функциями,
как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и
социализация детей, формирование потребностей и потребление
материальных и духовных благ, организация и ведение домашнего,
личного подсобного хозяйства, семейного производства,
восстановление сил и здоровья членов семьи, уход за малолетними
детьми, больными, инвалидами и престарелыми.
Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения,
взаимной поддержки, сотрудничества. От нормального
функционирования семей во многом зависит личное счастье мужчин и
женщин, психическое и физическое здоровье супругов и детей,
удовлетворенность человека жизнью.
Жить в браке значит прежде всего взять на себя ответственность
за жену, мужа, детей и других членов семьи.
Женщина-мать - душа, хранительница, честь и совесть домашнего
очага. Она - начало жизни, она - надежда и любовь народная.
Мужчина-отец - мощь и стержень семьи. Он - создатель
прочности, благосостояния семьи. Он прививает детям уважение к
матери, старшим, слабым. Благополучие и счастье семьи определяется
мужчиной-отцом.
Труд - исходное начало всех человеческих добродетелей,
трудовая жизнь, почитание ее - культ семьи. Воспитание трудом -
одна из основных функций семьи.
Семья автономна в принятии решений относительно своего
развития, ответственна за свою судьбу. Она несет персональную
ответственность за все происходящее в семье, в том числе за
негативные, антиобщественные проявления каждого члена семьи.
2. Функции государства
Государство, оказывая помощь и содействие семьям в
осуществлении ими своих функций, не подменяет их. Они должны быть
нацелены на укрепление семьи, учитывая их сильные стороны, ресурсы
и потенциал в плане самообеспеченности, стимулировать
самостоятельную ее деятельность.
В настоящее время социальным заказом по отношению к
материнству и отцовству является поддержка сплоченной семьи. Кроме
поддержки неполных семей, матерей-одиночек, разведенных,
многодетных и инвалидов, принципиально новым и необходимым
представляется создание правовых, экономических и
морально-психологических условий для развития и поощрения
сплоченной, полноценной семьи.
Проводя целенаправленную и комплексную политику, государство
опирается на принципы:
1. Суверенитета семьи, ее автономности и самостоятельности,
подразумевающего минимизацию вмешательства во внутренние дела
семьи и предоставление семье свободу выбора своей
жизнедеятельности.
2. Суверенитета личности, представляющего свободу выбора
распределения семейных ролей, женского, мужского и детского
поведения.
3. Опоры на собственные силы, понимаемой как развитие
собственной инициативы, активности и энергии, не уповающей на
помощь государства, как главную возможность полноценного
функционирования семьи.
4. Равенства каждой семьи и всех ее членов в праве на
поддержку независимо от социального положения, национальности,
места жительства и религиозных убеждений, приоритета интересов
ребенка.
5. Социальной защищенности, подразумевающей неотъемлемую
заботу государства о благополучии всех семей, прежде всего тех,
кто по объективным причинам не может выполнять те или иные
хозяйственно-экономические и воспитательные функции, и тех, кто
попал в нищету и лишения в результате вынужденной миграции,
природных и технологических катастроф.
6. Региональной дифференциации семейной политики, учитывающей
этнические особенности семейной культуры, специфику различных
регионов республики, обусловленную различным уровнем
социально-экономического развития, демографической ситуации,
разнообразием типов хозяйственного освоения и природно -
климатических условий.
IV. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Семья - главный творец своей судьбы.
Она мобилизует свои внутренние ресурсы, включает неисчерпаемый
потенциал в самообеспечении, возрождает многовековые лучшие
традиции народной педагогики.
Реализация семейной политики зависит от понимания и
заинтересованного отношения ответственных лиц разных уровней, всей
общественности и каждой семьи.
Для реализации целей и задач Концепцией намечены следующие
основные мероприятия:
А. Организационная работа
1. Завершение создания во всех улусах, городах отделов,
управлений делам семьи, женщин и демографической политике и
укомплектование их соответствующими кадрами.
2. Разработка и принятие местных (улусных и городских)
программ семейной политики на основе Концепции семейной политики и
Республике Саха (Якутия).
Привлечение учреждений, организаций общественных объединений,
акционерных обществ, фондов, банков и предприятий в ее реализации.
3. Обеспечение контроля за своевременной реализацией указов
Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Правительства
Республики Саха (Якутия) и законов по проблемам семьи, женщин,
детей и демографической политике и социальным вопросам.
4. Проведение республиканских, городских, улусных
научно-практических конференций, совещаний, семинаров по проблемам
семьи (по особому плану).
5. Осуществление контроля за ходом своевременной подготовки и
реализации мероприятий, включенных в Указ Президента Республики
Саха (Якутия) от 15 октября 1994 года "О президентской программе
"Дети Республики Саха (Якутия)".
6. Периодическое проведение республиканских съездов женщин.
7. Создание республиканского, городского, улусного
координационного Совета по проблемам семьи.
8. Подведение итогов работы по проведению международного,
республиканского Года семьи.
Б. Правовая работа
1. Подготовка и внесение на рассмотрение Государственного
Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) нормативных
документов по семье и браку.
2. Реализация президентской программы "Дети Республики Саха
(Якутия)".
3. Подготовка и внесение проекта Закона "Об ответственности
родителей за противоправные проступки несовершеннолетних".
4. Разработка нового Положения о Межведомственной комиссии по
организации отдыха, оздоровления и занятости детей и внесение на
рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия).
5. Разработка правовых документов о сокращенном рабочем дне
для многодетных матерей.
В. Социальная защита
1. С учетом роста инфляции на основании указов Президента и
постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) предусмотреть
индексацию объемов финансирования пособий и компенсаций.
2. Создание специального фонда семейной политики на
республиканском и местном уровнях с привлечением внебюджетных
средств, благотворительных акций.
3. Создание сети учреждений по социальному обслуживанию семьи
и детей.
4. Подготовка социальных работников и социальных педагогов с
учетом переориентации воспитательной работы в условиях возрождения
народных традиций воспитания.
5. Завершение строительства Центра охраны материнства и
детства и Дворца матери.
6. Расширение и внедрение различных форм и видов материальной
и адресной помощи, в первую очередь, семьям с детьми, беременным
женщинам, студенческим семьям.
7. Создание системы внешкольного развития по интересам и месту
жительства с привлечением учреждений культуры, создание центров
социальной реабилитации.
Г. Финансово-экономическое обеспечение
Ежегодное финансирования мероприятий, предусмотренных указами
Президента, постановлениями Правительства Республики Саха
(Якутия), осуществлять в пределах средств, предусмотренных в
бюджете, внебюджетных фондов и благотворительных акций.
Привлечение средств акционерных обществ, коммерческих банков,
предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан.
Д. Информационно-идеологическая работа
1. Обеспечение своевременной информацией о целях, задачах и
мероприятиях Концепции семейной политики в Республике Саха
(Якутия) с использованием средств печати, радио и телевидения.
2. Создание структуры для научного изучения социально -
демографических проблем.
3. Издание научно-популярной и учебно-методической литературы
по проблемам семьи и семейного воспитания, охраны жизни и здоровья
населения (по особому плану).
|