ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 13 октября 1995 г. N 446
КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
СОДЕРЖАНИЕ
I. Цели и задачи государственной национальной политики
Республики Саха (Якутия)
II. Принципы государственной национальной политики Республики
Саха (Якутия)
III. Основные направления государственной национальной
политики Республики Саха (Якутия)
1. Социально-экономическое и национально-культурное
развитие народов Республики Саха (Якутия)
2. Политика государственного протекционизма в отношении
коренных малочисленных народов и исчезающих этносов
Республики Саха (Якутия)
IV. Региональный компонент государственной национальной
политики Республики Саха (Якутия)
V. Правовое, научное и информационно-аналитическое обеспечение
государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия)
VI. Механизмы реализации государственной национальной политики
Республики Саха (Якутия)
VII. Законодательные, правовые, документальные основы
государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия)
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-экономическая и политическая ситуация
Российской Федерации характеризуется признаками, которые
определяющим образом влияют на формирование государственной
региональной и национальной политики:
- процесс формирования рыночной экономики происходит на фоне
продолжительного спада промышленного производства, структурных
преобразований в народно-хозяйственном комплексе, вследствие
которых существенно трансформируется региональная политика,
средства и методы ее реализации;
- процессы суверенизации республик, входящих в состав
Российской Федерации, сопровождающиеся усилением социально -
экономической самостоятельности административно-территориальных
и национальных образований;
- формируется принципиально новая государственная структура
власти на базе принципов федерализма и местного самоуправления;
- под воздействием сложных социально-экономических и
политических процессов в ряде субъектов Российской Федерации
обостряются межнациональные противоречия, в ходе разрешения
которых идея национального самосохранения и возрождения нередко
подменяется борьбой за власть;
- с распадом СССР и образованием на его территории новых
независимых государств по-новому встает вопрос о положении
национальных меньшинств, решении их национально-культурных
проблем;
- экономический кризис подрывает прежнюю систему
продовольственного и материально-технического обеспечения и
методов решения проблем национально-культурного развития коренных
малочисленных народов Севера. Уничтожаются основы их традиционного
хозяйства, резко ухудшается демографическая обстановка. Все это
требует формирования новой политики - государственного
протекционизма по отношению к коренным малочисленным народам
Севера;
- нуждается в стабилизации и постоянной поддержке политика
культурного плюрализма (равноправного сосуществования разных
национальных культур), языковая ситуация. Вышеизложенное
определяет актуальность и практическую значимость формирования
основных положений Концепции государственной национальной политики
не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов
Федерации, что послужило бы базой для разработки соответствующих
программ и принятия конкретных механизмов их реализации.
В сентябре 1990 года Якутия провозгласила Декларацию о
государственном суверенитете. Вслед за этим историческим
документом Федеральный Договор, Конституция Республики Саха
(Якутия), основываясь на единстве сложившейся территории,
многонационального общества, укрепили государственность суверенной
республики, заложили как экономические основы для реализации
самоуправления - собственность Республики Саха (Якутия), так и
собственную правовую систему - основу любой государственности.
Якутия получила признание как государство, а вместе с этим -
уважение и признание истории, традиций, культуры, языка и
национального достоинства своих народов.
Все это определило становление основ государственности
Республики Саха (Якутия), принципиально отличной от
провозглашенной в 1922 году и принесшей очевидные результаты.
Республика выработала курс на укрепление экономической
самостоятельности, создание основ рыночной экономики, смягчив при
этом трудности, порожденные инфляционными процессами, сохранила
научный, производственный и культурный потенциал, обстановку
межнационального мира и гражданского согласия.
Становление государственности Республики Саха (Якутия)
проходит в условиях новой этнической ситуации. По данным последней
переписи в республике проживают 116 этносов, из которых около 80 -
ее постоянные жители. В современных политических и экономических
условиях создалась новая полиэтническая общность - якутяне, а
источником власти на всей территории Республики Саха (Якутия),
носителем государственного суверенитета согласно Конституции
Республики Саха (Якутия) является ее многонациональный народ.
Качественное содержание современного социально-политического,
экономического и духовного развития создает благоприятные
предпосылки для формирования таких отношений между людьми и
народами, при которых могут и должны быть реализованы лучшие
достижения человеческой цивилизации, общественно-политической
мысли и культуры: демократия, правовое государство, гражданское
общество.
Реформы охватили все стороны общественной жизни Республики
Саха (Якутия) и включают в себя два взаимосвязанных процесса:
- возрождение и развитие всех этносов в системе "человек -
среда обитания - экономика";
- коренные преобразования в экономической, политической,
социальной и культурной сферах общества.
Утверждение новых принципов взаимоотношений между Центром и
субъектами федерации, основанных на проведении в жизнь бюджетного
федерализма, национальной и региональной политики, укрепление
государственных основ Республики Саха (Якутия) привели к
разработке Концепции и Программы государственной национальной
политики, в которых необходимо отразить динамику и основные
направления развития современной социально-экономической,
общественно-политической и национально-культурной ситуации с
предложениями оптимального варианта решения национальных проблем.
При подготовке Концепции были учтены следующие объективные
обстоятельства, характеризующие специфику формирования
Государственной национальной политики Республики Саха (Якутия):
- полиэтничность состава населения республики, которая
представлена: саха, русскими, малочисленными народами Севера -
эвенами, эвенками, юкагирами, долганами и чукчами, национальными
меньшинствами и этническими группами;
- различия между ними не только в численности, но и в
социально-профессиональной структуре, типе хозяйственно-культурной
деятельности, языке, особенностях материальной и духовной
культуры;
- сложные демографические и миграционные проблемы,
депопуляционные процессы, требующие пристального внимания,
мониторинга, прогноза и реальных действий;
- наличие таких противоречий в общественном развитии, как
стремление к национальной консолидации и интеграционные процессы в
социально-экономическом и духовно-идеологическом развитии;
совпадение особенностей расселения социально-этнического состава
республики с социально-профессиональной структурой промышленной и
сельскохозяйственной зон и необходимость преодоления этих
различий, выравнивание возможностей удовлетворения потребностей
всего населения; объективные процессы роста национального
самосознания каждого из этносов и формирование полиэтнической
общности - многонационального народа Республики Саха (Якутия).
Концепция государственной национальной политики Республики
Саха (Якутия) основана на принципиально новых методологических
основах. Субъектом реализации национальных интересов в ней
признается полиэтническая общность - якутяне, а условием -
гражданское общество правового государства, в котором каждый
свободный гражданин получает национальную самореализацию среди
таких же свободных граждан, принадлежащих к другим народам,
национальным и этническим группам, национальным меньшинствам.
Такой подход в Концепции, с одной стороны, освобождает
гражданина от национально-коллективного диктата, деполитизирует
национальные процессы, а с другой, открывает простор для
национального развития и межкультурного взаимообогащения в аспекте
огромной роли межнационального сотрудничества в развитии
национальных культур.
Становится очевидной и необходимость учета регионального
компонента государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия).
Как свидетельствует исторический опыт, сильным и дееспособным
оказывается такое государство, где границы свобод и прав человека
строго зафиксированы в Законе и власть служит инструментом их
реализации и гарантии.
С учетом вышеизложенного можно сформулировать суть
государственной национальной политики Республики Саха (Якутия),
как концептуально обоснованную, реализуемую органами
государственной власти и управления, местного самоуправления через
систему организационных, правовых и политических мер,
государственных и региональных программ, направленную на
социально-экономическое и национально-культурное развитие
объединенных общностью государственно-территориального образования
этносов, на гуманизацию национальных отношений, упрочение
межнационального мира и гражданского согласия в республике,
оптимальное и сбалансированное развитие территорий.
Обновление жизни народов Республики Саха (Якутия), их
экономическое, политическое, социальное и культурное
взаимодействие является неотъемлемой составной частью общих для
Российской Федерации процессов формирования гражданского общества
и становления правового государства.
Экономическое измерение этого процесса подразумевает
интеграцию интересов и потребностей народов Республики Саха
(Якутия) в сфере их хозяйственного и материального благополучия с
учётом специфики экономического развития каждого их них,
координацию деятельности органов государственного управления,
ответственных за эту сферу общественной жизни.
Политическое измерение предполагает приоритетное внимание к
проблемам государственно-правовых взаимоотношений между
федеральными и республиканскими органами власти в аспекте
реализации прав народов Республики Саха (Якутия). Особое внимание
уделяется проблемам коренных малочисленных народов Севера.
Социальное измерение предполагает формирование и реализацию
федеральных и республиканских программ в области науки,
образования, культуры, семьи и быта, религии, обычаев и традиций,
охраны генофонда народов Республики Саха (Якутия).
Гуманистические и правовые аспекты формирования
государственности, национального развития и взаимодействия народов
предполагают, что экономическое, политическое и социальное
реформирование как на уровне Федерации, так и на уровне ее
субъектов строится на признании и соблюдении провозглашенных и
общепризнанных международными соглашениями, законами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия), положений о правах человека,
независимо от его национальной принадлежности, на признании
принципов национального равноправия как основы государственной
национальной политики.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Высшая цель государственной национальной политики Республики
Саха (Якутия) - формирование такого общества, где бы своевременно
и полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного
человека, так и конкретного этноса, без ущемления законных
интересов других лиц или этносов. Достижение этой цели
предполагает создание соответствующих материальных, финансовых,
политических, организационных условий и механизмов для
всестороннего развития каждого народа при сохранении и углублении
традиций равноправного сотрудничества и взаимопонимания,
гражданского мира и национального согласия.
Цели государственной национальной политики:
- укрепление социально-экономических основ Республики Саха
(Якутия), сохранение ее государственной и территориальной
целостности как субъекта Российской Федерации;
- достижение социального равновесия в жизненном уровне
отдельных народов, социальных групп и территорий,
сбалансированности их интересов с социально-экономической
политикой Республики Саха (Якутия);
- развитие межнациональных связей и сотрудничества народов
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
- укрепление обстановки стабильности, гражданского согласия и
национального мира, предотвращение межнациональных конфликтов;
- обеспечение самобытного развития народов Якутии, их
национально-культурное возрождение.
Реальность достижения указанных целей определяется накопленным
веками историческим опытом и созданной многими поколениями якутян
атмосферой взаимотерпимости, взаимопонимания и согласия.
Достижение целей государственной национальной политики
Республики Саха (Якутия) предполагает последовательное решение
основных задач:
В сфере экономического развития:
1. Разработка и реализация федеральных и республиканских
программ социально-экономического развития народов республики,
кочевых родовых общин, традиционного природопользования на
экологоэтнических территориях, возрождения и развития традиционных
отраслей хозяйства; поддержка новых видов производства; создание
базы переработки и сбыта с ориентацией на решение острых
социальных проблем.
2. Выработка системы мер распределения средств и материальных
ресурсов для решения национальных и миграционных проблем.
3. Размещение государственных и иных инвестиций и дотаций,
выработка предложений по вопросам кредитно-финансовой и налоговой
политики, материально-технического снабжения, имеющим отношение к
государственной национальной политике, а также осуществление
адресного контроля за сроками передачи целевых средств по
назначению и их использованию.
4. Вовлечение коренного населения, особенно сельского, в
промышленные сбывающие и перерабатывающие отрасли экономики.
В сфере политического развития:
1. Защита интересов народов Республики Саха (Якутия) при
формировании системы взаимоотношений федеральных и республиканских
органов государственного управления и местного самоуправления.
2. Поддержка интересов народов республики во властных
структурах и выборных органах власти, их участия в государственном
строительстве и самоуправлении с учетом национальных и
территориальных особенностей.
3. Формирование и реализация Концепции и Программы
государственной национальной политики Республики Саха (Якутия).
4. Создание и обеспечение нормального функционирования системы
работ общественных организаций и объединений (национальных,
патриотических, религиозных, правозащитных, профсоюзных и др.).
В сфере социального развития:
1. Обеспечение социальных прав и гарантий народов Республики
Саха (Якутия).
2. Решение вопросов народонаселения и демографической
политики, правового регулирования миграционных процессов.
3. Разработка и реализация комплекса мер по предупреждению и
разрешению межэтнических и межрегиональных противоречий.
4. Организация фундаментальных и прикладных исследований,
размещение государственных заказов, формирование пакетов
документов для заинтересованных министерств и ведомств по
проблемам государственной национальной политики, осуществление
совместной работы с научными учреждениями.
5. Разработка и осуществление мер, направленных на возрождение
и развитие коренных малочисленных народов Севера, национальных
меньшинств и других этнических групп, реализация государственной
программы Правительства Российской Федерации "О развитии экономики
и культуры малочисленных народов Севера", федеральных и
республиканских программ возрождения и развития народов Якутии.
II. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Государственная национальная политика Республики Саха (Якутия)
строится в соответствии с принципами, под которыми понимаются
основополагающие ценности, реализуемые на всех уровнях ее
формирования и осуществления:
- признание суверенитета и территориальной целостности
Республики Саха (Якутия);
- обеспечение приоритета интересов личности, человека и
гражданина Республики Саха (Якутия);
- ответственность за сохранение и укрепление исторически
сложившегося единства народов Республики Саха (Якутия) и народов
Российской Федерации;
- уважение истории, традиций, культуры, языка и национального
достоинства народов Республики Саха (Якутия);
- соблюдение равенства гражданских прав и свобод вне
зависимости от численности, формы национально-территориального
устройства и места проживания народов Республики Саха (Якутия);
- признание права личности на свободное этническое
самоопределение, реализуемое как право на выбор собственной
культурной идентичности и право на удовлетворение интересов и
запросов, связанных с национальной принадлежностью;
- защита от любых форм дискриминаций по национальному
признаку, пресечение политических, идеологических, религиозных и
пропагандистских акций, разжигающих национальную вражду и рознь;
- государственный протекционизм по отношению к коренным
малочисленным народам, сохранение их материальной и духовной
культуры, языка, среды обитания, традиционного уклада жизни и форм
хозяйствования;
- признание открытости и гласности государственной
национальной политики Республики Саха (Якутия).
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Социально-экономическое и национально-культурное
развитие народов Республики Саха (Якутия)
1. Осуществление дальнейшего реформирования экономики при
условии, что рыночная экономика, взаимодействие производителей и
финансово-коммерческих структур (инвесторов) должны стать мощным
средством экономического развития.
2. Развитие хозяйственной основы жизнедеятельности этносов,
поощрение разнообразия предпринимательской деятельности
национально-культурных объединений, сохранение традиционных систем
жизнеобеспечения коренных народов и поддержка новых отраслей
производства.
3. Проведение аграрных реформ и приватизации с учетом
этнической, экономико-географической структуры регионов
республики, специфических потребностей населения в территории и
природных ресурсах для жизнеобеспечения и сохранения
национально-культурного своеобразия.
4. Осуществление программ занятости и формирования трудовых
ресурсов с целью предотвращения безработицы и социальной
стратификации по этническому признаку.
5. Совершенствование и развитие единой системы транспортных
коммуникаций, средств передачи информации, а также принятие
экономических мер, обеспечивающих сохранение единого
экономического, информационного и научного пространства Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
6. Разработка и реализация Концепции приоритетных направлений
формирования населения Республики Саха (Якутия) и ее регионов
(городов, улусов, экономических зон).
7. Создание правовой базы регулирования миграционных (в том
числе внутриреспубликанских) процессов, разработка проектов
законов и других нормативных актов по вопросам народонаселения и
демографии.
8. Распределение средств и материальных ресурсов, выделяемых
для решения миграционных и демографических проблем, осуществление
контроля за их использованием.
9. Размещение государственных заказов на изучение
демографических, миграционных и других тенденций народонаселения
Республики Саха (Якутия).
10. Изучение и пропаганда прогрессивных народных обычаев,
обрядов и традиций, организация и проведение национальных и
религиозных праздников, декад литературы и искусства,
культурно-массовых и спортивных мероприятий народов Республики
Саха (Якутия).
11. Укрепление материальной базы национальных культур народов
Республики Саха (Якутия) в соответствии с их реальными
потребностями. Дальнейшая реализация Программы "Культурная
консолидация многонационального народа Республики Саха (Якутия)".
12. Подготовка и переподготовка высококвалифицированных
кадров, ученых и специалистов в области национальной и
региональной политики, межнациональных отношений в соответствии с
потребностями Республики Саха (Якутия).
13. Создание условий для возрождения и развития национальных
школ, воспитания и образования на родном языке; оказание
всемерного содействия желающим овладеть языком саха, для
специалистов с высшим образованием - одним из языков стран
дальнего зарубежья.
14. Обеспечение социальной инфраструктуры жизнедеятельности
якутской диаспоры в Российской Федерации, ближнем и дальнем
зарубежье по социально-правовым и гуманитарным проблемам с
созданием условий использования их интеллектуального потенциала
для Республики Саха (Якутия).
15. Осуществление общественных и культурных связей с тюркскими
народами, проживающими в других республиках и областях Российской
Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья.
16. Содействие национально-культурным объединениям Республики
Саха (Якутия) в установлении творческих контактов с
национально-культурными объединениями других регионов России,
стран ближнего и дальнего зарубежья.
17. Обеспечение контактов и сотрудничества политических
партий, религиозных организаций, средств массовой информации в
области государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия).
18. Выработка и осуществление мер, способствующих установлению
взаимодействия, веротерпимости между национальными группами,
исповедующими разные религии.
19. Проведение регулярных встреч и консультаций с религиозными
деятелями всех конфессий для выработки совместных усилий по
духовному и нравственному возрождению всего общества, независимо
от вероисповедания, политических взглядов и убеждений,
предупреждению конфликтов на религиозной и национальной почве.
20. Принятие мер, противодействующих духовной агрессии
отдельных религиозных групп, нарушающих законодательство
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), наносящих вред
духовному состоянию общества, жизни и здоровью, имущественным и
другим правам граждан.
21. Дальнейшая политическая реабилитация репрессированных лиц
и народов в годы тоталитарного режима.
2. Политика государственного протекционизма в отношении
коренных малочисленных и исчезающих этносов
Важнейшей составной частью государственной национальной
политики Республики Саха (Якутия) является политика
государственного протекционизма в отношении коренных малочисленных
народов Севера и исчезающих этносов, в социально-экономическом,
политическом и культурном положении которых наиболее остро
отражаются проблемы, порожденные как историческим прошлым, так и
трудностями адаптации к условиям рыночных преобразований.
Политика государственного протекционизма в отношении коренных
малочисленных народов Севера и исчезающих этносов включает
следующие направления:
1. Разработка и реализация Концепции политики государственного
протекционизма в отношении коренных малочисленных народов Севера,
исчезающих этносов и северных территорий как важнейшей составной
части государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия).
2. Содействие развитию традиционных форм местного
самоуправления коренных малочисленных народов Севера и исчезающих
этносов.
3. Развитие кочевых родовых общин как новых структурных
формирований, обеспечивающих возрождение традиционного уклада
жизни, духовное возрождение и развитие народов Севера.
4. Сохранение среды обитания коренных северных этносов.
5. Разработка, координация и контроль за реализацией
федеральных и республиканских программ социально-экономического и
культурного развития коренных малочисленных народов Севера,
развития кочевых родовых общин, традиционного природоиспользования
на экологоэтнических территориях, возрождения и развития
традиционных отраслей хозяйства, поддержки новых видов
производства с ориентацией на переработку и сбыт.
6. Разработка и создание моделей "регионов этноэкологического
покоя", проведение экспертизы объектов хозяйственной деятельности
в местах компактного проживания малочисленных народов Севера.
7. Проектирование и создание специфической северной модели
организации хозяйства народов Севера (оленеводство, охотничий,
рыболовный и морской промыслы, народные ремесла).
Целенаправленность деятельности законодательных и
исполнительных органов по осуществлению государственной
национальной политики предполагает создание системы управления,
необходимых материально финансовых, правовых, политических,
организационных и иных условий для всестороннего возрождения и
развития каждого этноса как уникального ценностного достояния
человеческой цивилизации и как проявления социального,
политического и культурного единства народов Республики Саха
(Якутия).
IV. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Реализация национальной политики как консолидирующего фактора
общественной жизни, в полной мере отражающего многообразные
интересы народов, возможна при условии выработки и осуществления
на практике линии на согласование национальных, региональных и
общегосударственных интересов. Региональный компонент - важнейшая
составная государственной национальной политики.
Основные положения государственной региональной политики
Российской Федерации направлены на формирование вертикальных и
горизонтальных политических, экономических, духовно-культурных,
этнополитических и экологических отношений, реализацию
сбалансированных государственных и региональных интересов. Она
основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных
законах и представляет собой деятельность государства по
регулированию экономического, социального, этнополитического,
экологического развития страны в пространственном (региональном)
аспекте. Из всего многообразия целей государственной региональной
политики Российской Федерации с точки зрения приоритетов развития
выделяются следующие:
- укрепление социально-экономических основ государства и его
целостности;
- обеспечение социального равновесия в жизненном уровне
отдельных социальных групп, сбалансированности их интересов с
социально-экономической политикой государства;
- формирование в регионах социально-ориентированной рыночной
экономики, механизмов социальной защиты населения;
- создание условий для полноценного национально-культурного
развития всех народов.
Развитие экономической ситуации требует иного взгляда на
этноэкономическую карту Республики Саха (Якутия), размещение
центра тяжести государственной национальной политики в
соответствии с экономико-географическими зонами, куда входят
природные, географические, социально-экономические,
этнополитические условия, оказывающие существенное влияние на
эффективность производства и уровень жизни всего населения
Республики Саха (Якутия). При этом важно учитывать исторически
сложившиеся и экономически оформившиеся территориальные регионы
Якутии, такие как Заречье, Индигирка, Лена, Вилюй и др.
Основными целями государственной региональной политики
Республики Саха (Якутия), в контексте национальной, являются:
- создание благоприятных условий жизнеобеспечения людей,
компенсирующих отрицательное влияние региональных факторов;
- преодоление социально-экономического отставания населения по
регионам (городам, улусам, экономическим зонам);
- использование природных, транспортных, рыночных и других
преимуществ для эффективного развития экономики;
- повышение качества регионов в плане их привлекательности как
объектов размещения производительных сил и местожительства.
Характерной чертой Государственной региональной политики
Республики Саха (Якутия), в контексте национальной, должен стать
дух гуманизма и целенаправленность прежде всего на социальную
защиту коренных малочисленных народов Севера, устранение
последствий экологических бедствий, ликвидацию
социально-экономического отставания, государственную поддержку тех
территорий, которые в условиях рынка оказались не по своей вине
незащищенными, в невыгодных и неконкурентоспособных условиях.
V. ПРАВОВОЕ, НАУЧНОЕ, ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
1. Выработка и корректировка основных стратегических
направлений государственной национальной и государственной
региональной политики Российской Федерации исходя из политических
интересов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
интересов укрепления и развития федерализма, целостности России и
Якутии, согласования этих интересов с осуществлением экономических
и политических реформ.
2. Оценка и корректировка проектов законодательных актов,
постановлений и распоряжений органов исполнительной власти,
государственных программ по всему спектру национальной политики, в
том числе социально-экономическим, правовым, экологическим,
демографическим, национально-культурным и другим проблемам.
3. Координация деятельности органов государственного
управления и местного самоуправления по выполнению законов о
гражданстве, о языках, обеспечению признания и соблюдения
Положений о правах человека, принципах национального равноправия,
включая права национальных меньшинств.
4. Разработка концептуальных положений, проектов Указов
Президента, законопроектов, предлагаемых на рассмотрение
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия),
постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха
(Якутия) по вопросам государственной национальной политики.
5. Осуществление контроля за исполнением конституционных норм,
Указов Президента, законов, принимаемых Государственным Собранием
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений
Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросам государственной
национальной политики.
6. Поддержка интересов народов Республики Саха (Якутия) во
властных структурах и выборных органах власти через создание
законодательных механизмов их участия в государственном
строительстве и самоуправлении, с учетом национальных и
территориальных особенностей.
7. Координация деятельности общественных организаций и
объединений (национальных, патриотических, религиозных,
правозащитных, профсоюзных и др.) для разработки комплекса мер по
предупреждению и разрешению межэтнических противоречий и
конфликтов, налаживанию конструктивного диалога в целях дальнейшей
стабилизации межнациональных отношений на основе взаимотерпимости,
взаимопонимания и согласия.
8. Обеспечение участия граждан всех национальностей в
общереспубликанских политических процессах через создание
общественных институтов, представительств, способных готовить и
проводить экспертизы проектов решений исполнительных и
законодательных ветвей власти, касающихся государственной
национальной политики Республики Саха (Якутия).
9. Осуществление постоянного контроля за соблюдением
законодательств в сфере национальных отношении и принятие
необходимых мер в случае его нарушения.
10. Содействие этническим общностям в создании и деятельности
национально-культурных объединений, культурных центров, обществ,
землячеств других общественных организаций и движений.
11. Содействие развитию региональных ассоциаций экономического
взаимодействия с субъектами Российской Федерации для решения
комплексных социально-экономических и национально-культурных
проблем.
12. Постоянное и глубокое изучение межнациональных отношений,
национальных интересов и потребностей народов, этнополитической
ситуации в Республики Саха (Якутия), разработка и внесение в
органы законодательной и исполнительной власти соответствующих
предложений.
13. Размещение государственных заказов, формирование,
реализация и координация научных исследований, федеральных,
региональных и республиканских научных проектов и целевых программ
по вопросам государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия).
14. Организация научно-практических конференций, конгрессов,
семинаров и других мероприятий по проблемам Государственной
национальной политики Республики Саха (Якутия).
15. Осуществление ситуационного анализа, исследовательского
контроля (мониторинга) состояния, динамики, прогнозов и моделей
развития социально-экономических, общественно-политических и
национально-культурных процессов; создание информационной базы для
принятия обоснованных решений и практических рекомендаций как в
сфере национальных отношений, так и в области региональной
политики.
16. Формирование банка данных о содержании и формах
национально-культурного развития, о национальных и религиозных
организациях народов Республики Саха (Якутия).
17. Отработка системы информации о жизни и проблемах народов
Республики Саха (Якутия), отражение в средствах массовой
информации идей духовного единения, веротерпимости,
общенационального мира и согласия, многовековых традиций
культурного взаимодействия.
18. Учреждение и выпуск в установленном порядке
общественно-политического печатного органа - газеты в целях
всестороннего освещения вопросов и проблем государственной
национальной политики Республики Саха (Якутия), национальных
отношений.
VI. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Выработка и реализация государственной национальной политики -
дело всех ветвей власти: Президента, Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха
(Якутия), судебных органов всех уровней, органов законодательной
(представительной) и исполнительной власти, национально-культурных
объединений, родовых общин, всех национальных сообществ,
представляющих интересы народов Республики Саха (Якутия).
Координация их усилий должна строиться на основе согласия, единого
концептуального подхода и действующего законодательства при
взаимодействии с соответствующими органами Российской Федерации,
ее 41 субъектов, органами местного самоуправления.
Для более эффективной реализации государственной национальной
и политики Республики Саха (Якутия) целесообразно:
- рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) в ближайшее время принять первоочередные
законодательные акты, регулирующие национально-территориальное и
национально-культурное строительство;
- создать эффективную представительную систему контроля за
реализацией государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия). Широко практиковать депутатские запросы, парламентские
слушания по соблюдению законодательства в области национальной и
региональной политики;
- повысить роль и ответственность Министерства по делам
народов Республики Саха (Якутия) как правительственной структуры,
ответственной за координацию деятельности органов исполнительной
власти в сфере государственной национальной политики Республики
Саха (Якутия), оценку и корректировку законодательной базы,
осуществление и контроль научно обоснованной национальной и
региональной политики, разработку и реализацию международных,
федеральных и республиканских программ, организацию долгосрочных и
оперативных прогнозов развития этнополитической ситуации и
национальных процессов, практических мер, направленных на
удовлетворение национальных интересов и потребностей народов
Республики Саха (Якутия).
В этих целях сосредоточить в Министерстве по делам народов
Республики Саха (Якутия) оценку и корректировку проектов
законодательных актов, правительственных решений по всему спектру
государственной национальной политики Республики Саха (Якутия),
изучение этнополитической ситуации, национальных отношений и
внесение на этой основе Президенту и Правительству Республики Саха
(Якутия) соответствующих предложений, осуществление вместе с
правоохранительными органами контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) в
сфере национальных отношений; координацию деятельности
национально-культурных формирований и общественных организаций,
объединяющих граждан по национальному признаку; подготовку
совместно с научными учреждениями анализа и прогнозов развития
национальных процессов для принятия обоснованных решений как в
сфере национальных отношений, так и в области региональной
политики;
- совершенствовать деятельность института представительства
Министерства по делам народов - отделов и специалистов в городских
и улусных администрациях Республики Саха (Якутия);
- сконцентрировать усилия национально-культурных объединений
Республики Саха (Якутия) (общин, союзов, землячеств, ассоциаций,
конгрессов и т.д.), деятельность которых осуществляется в
соответствии с Законом Российской Федерации об общественных
объединениях, на активном проявлении законотворческой инициативы
по разработке проектов законов, других нормативных документов в
области государственной национальной политики Республики Саха
(Якутия), проведении культурно-массовой и просветительской
деятельности, сотрудничестве с государственными органами,
политическими и общественными организациями в целях гармонизации
межнациональных отношений;
- регулярно проводить Ассамблею народов Республики Саха
(Якутия);
- образовать общественный Совет национального согласия при
Министерстве по делам народов Республики Саха (Якутия), Союз
представителей родовых общин;
- проводить постоянные консультации с партиями и движениями,
общественными и религиозными организациями, установить
конструктивный диалог в целях удовлетворения национальных
интересов, предотвращения противоречий в межнациональных
отношениях и их дальнейшей стабилизации;
- рекомендовать органам местного самоуправления создавать
консультативные советы из представителей народов, населяющих
данную территорию, с целью распространения на национальную сферу
принципов народной дипломатии;
- совершенствовать практику разработки и реализации
международных, федеральных, региональных и республиканских
программ социально-экономического развития народов Республики Саха
(Якутия), решать вопросы их финансирования за счет бюджетов
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Гранта
национально-культурного возрождения малочисленных и исчезающих
этносов Республики Саха (Якутия), а также за счет привлечения
средств предприятий, предпринимателей, кредитов и других
инвестиций;
- эффективно использовать возможности региональных
(межрегиональных) ассоциаций экономического взаимодействия, в
основе которых лежит социально-экономическая поддержка населения,
использование территориальных природно-климатических,
национально-культурных и других факторов, влияющих на реализацию
государственной национальной политики Республики Саха (Якутия);
- при формировании и реализации государственной национальной
политики Республики Саха (Якутия) необходимо сочетать интересы и
консолидировать механизмы взаимодействия всех уровней управления в
сфере финансового федерализма, структура которого предопределяется
многоканальным механизмом его осуществления (федеральный бюджет,
бюджет Республики Саха (Якутия), муниципальный (местный) бюджет,
внебюджетные ресурсы).
Функции государственного заказчика, координатора и контролера
по расходованию бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на
выполнение федеральных и республиканских программ, финансирование
основных приоритетов национальной и региональной политики, средств
Гранта национально-культурного возрождения малочисленных и
исчезающих этносов РС(Я) возлагаются на Министерство по делам
народов Республики Саха (Якутия).
VII. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ, ПРАВОВЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Международные: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека,
Международный пакт об этнических, социальных и культурных правах,
Международный пакт о гражданских правах, Заключительный пакт
Хельсинского Совещания.
Межгосударственные: Устав СНГ, многосторонние и двусторонние
договоры, соглашения и другие документы, подписанные Российской
Федерацией со странами СНГ.
Федеральные: Конституция Российской Федерации, Декларация о
государственном суверенитете Российской Федерации, Федеративный
Договор, Приложения к Федеративному Договору, Договор "О
разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Саха (Якутия)" и Соглашения
между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Саха (Якутия) о разграничении полномочий по отдельным
предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия), законы Российской Федерации "Об общественных
объединениях Российской Федерации", "О гражданстве Российской
Федерации", "О языках народов Российской Федерации", "О
реабилитации депортированных народов" и др.
Межреспубликанские: Договоры о сотрудничестве между
государствами-субъектами Российской Федерации.
Республиканские: Конституция Республики Саха (Якутия),
Декларация о государственном суверенитете Республики Саха
(Якутия), законы Республики Саха (Якутия), Указы и распоряжения
Президента Республики Саха (Якутия), постановления и распоряжения
Правительства Республики Саха (Якутия), другие законные и
подзаконные акты, нормативные документы.
|