Зарегистрировано в Минюсте РС(Я) 8 сентября 1995 г. N 1-з
-------------------------------------------------------------------
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ
И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
10 августа 1995 г. N 01-357
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
17 августа 1995 г. N 16-15-07
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
11 августа 1995 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
"О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
(в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Инструкция издана на основании Законов Республики Саха
(Якутия): от 5 февраля 1992 г. N 819-XII "О плате за землю", от 15
февраля 1995 г. 3 N 55-I "О налоговой политике Республики Саха
(Якутия) на 1995 год", от 12 апреля 1995г. 3 N 57-I "О
консолидированном бюджете Республики Саха (Якутия) на 1995 год",
Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 26 января 1994 г. N
692 "Об образовании Фонда землеустройства и плодородия земель
Республики Саха (Якутия)" и от 27 мая 1994 г. N 805 "О мерах
ускорения формирования Фонда землеустройства и плодородия земель
Республики Саха (Якутия)".
Использование земли в Республике Саха (Якутия) является
платным. Формами платы за землю являются: земельный налог,
арендная плата.
Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная, плата.
Целью введения платы за землю является ведение земельного
кадастра и землеустройства, стимулирование рационального
использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия и
охрана почв, выравнивание социально-экономических условий
хозяйствования на землях разного качества и формирование
специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Размер земельного налога не зависит от результатов
хозяйственной деятельности землевладельцев, землепользователей и
устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной
площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением,
не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
I. Плательщики земельного налога, арендной
платы за землю и объекты обложения
1. Плательщиками земельного налога и арендной платы являются
предприятия, объединения, организации и учреждения, независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой
они основаны, включая международные неправительственные
организации (объединения), совместные предприятия с участием
юридических лиц Республики Саха (Якутия) и иностранных юридических
лиц и граждан, иностранные юридические лица, а также граждане
Республики Саха (Якутия), Российской Федерации, иностранные
граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля во
владение, пользование или в аренду на территории Республики Саха
(Якутия).
2. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной
платы являются земельные участки, предоставленные юридическим
лицам и гражданам во владение, пользование или аренду.
К ним, в частности, относятся;
сельскохозяйственные угодья, предоставленные юридическим лицам
для сельскохозяйственного производства, ведения подсобного
сельского хозяйства;
земельные участки, предоставленные гражданам для ведения
личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства,
огородничества и животноводства;
земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для
садоводства, огородничества и животноводства;
служебные земельные наделы, предоставленные отдельным
категориям работников предприятий, учреждений и организаций
транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного,
охотничьего хозяйства;
земельные участки для индивидуального жилищного строительства,
дачного строительства, предпринимательской деятельности и иных
целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда освоенных лесов эксплуатационного
назначения, на которых производится заготовка древесины, а также
сельхозугодья в составе лесного фонда;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной
деятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных
целях.
3. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой
налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются
земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки,
необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны
объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в
пользование другим юридическим лицам и гражданам.
4. За земельные участки, предназначенные для обслуживания
строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких
юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно
каждому пропорционально площади строения, находящегося в их
раздельном пользовании.
За земельные участки, предназначенные для обслуживания
строения, находящегося в общей собственности нескольких
юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому
из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.
II. Льготы по взиманию платы за землю
и порядок их предоставления
5. От уплаты земельного налога полностью освобождаются:
1) заповедники, национальные парки, ботанические сады;
2) предприятия, граждане, занимающиеся оленеводством, пушным и
рыбным промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности
малочисленных народов;
(подпункт 2 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
3) предприятия народных художественных промыслов;
4) научные организации, опытные, экспериментальные, учебно-
опытные и опытно-производственные хозяйства научно-
исследовательских учреждений и учебных заведений за земельные
участки, непосредственно используемые для научных и учебных целей,
а также для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
Льгота распространяется на участки сельхозугодий под научными
стационарами, пашню, используемую для выращивания суперэлиты и
элиты зерновых культур, высших репродукций многолетних трав,
питомников размножения первичного семеноводства, суперэлиты и
элиты картофеля, для испытания различных сортов овощных культур.
5) государственные органы власти и управления, учреждения
культуры, образования, социального обеспечения, здравоохранения,
организации и учреждения, финансируемые за счет государственного
бюджета;
6) санаторно-курортные учреждения, спортивно-оздоровительные
комплексы, финансируемые за счет государственного бюджета или за
счет профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, независимо от
источников финансирования, а также религиозные объединения, на
земле которых находятся используемые ими здания;
(подпункт 6 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
7) граждане, впервые организующие крестьянские хозяйства, в
течение пяти лет с момента предоставления им земли;
8) индивидуальные застройщики на 3 года после отвода земельного
участка;
9) предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие
нарушенные земли для ведения сельскохозяйственного производства,
индивидуального жилищного и дачного строительства;
(подпункт 9 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
10) предприятия сельского хозяйства, а также крестьянские
хозяйства и граждане за земельные участки, находящиеся в стадии
сельскохозяйственного освоения в соответствии с технорабочим
планом (период освоения контролируется местными органами
землеустройства);
(подпункт 10 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
11) предприятия и организации за отведенные участки земель,
находящиеся в стадии проектирования и строительства линейных
сооружений автомобильных дорог и железнодорожного пути (на период
нормативного срока строительства);
12) предприятия связи за земельные участки, обеспечивающие
распространение (трансляцию) государственных программ телевидения
и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах
обороны государственные предприятия водных путей и
гидросооружений;
(подпункт 12 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
13) ветераны войны и тыла, инвалиды I и II групп, инвалиды с
детства и приравненные к ним граждане по установленным льготам;
(подпункт 13 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
14) Неработающие пенсионеры в размере 50% от установленных
нормативных ставок земельного налога;
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного
налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование)
взимается земельный налог с площади, переданной в аренду
(пользование).
15) предприятия, государственные учреждения и организации
морского и речного транспорта, в том числе за земли покрытые
водой, и искусственно созданные территории при строительстве
гидротехнических сооружений;
(введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
16) граждане, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах
гражданского или военного назначения, а также граждане (в том
числе временно направленные или командированные), принимавшие в
1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы.
(введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
6. Не подлежат налогообложению:
1) земли общего пользования в населенных пунктах, в
садоводческих товариществах, дачно-строительных и жилищно-
строительных кооперативах (улицы, парки, площади, детские
площадки, проезды);
2) Земли под объектами, непосредственно используемыми в
коммунальном хозяйстве - конторы, служебные помещения, котельные,
электростанции, теплотрассы и свалки;
3) Земли территорий, отведенных под водохранилища и линии
электропередач;
4) земли, отведенные под автомобильные дороги республиканского
и федерального значения, а также под железнодорожные и водные
пути;
(подпункт 4 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
К землям, занятым автомобильными дорогами федерального и
республиканского значения (включая местного), относятся земли в
пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав
зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги,
мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные
сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-
эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное
назначение по обслуживанию указанных дорог).
Под железнодорожными путями понимается земельный участок, на
котором размещается земляное полотно с верхним строением пути и
водоотводными устройствами, защитные лесонасаждения, линии связи,
электроснабжения, производственно-технические и другие
железнодорожные сооружения.
(абзац введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
5) земли, в части территорий, отведенных под аэродромы,
аэропорты, авиаплощадки;
Аэропортом является комплекс сооружений, предназначенный для
приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных
перевозок, имеющих для этих целей аэродром, аэровокзал и другие
наземные сооружения и необходимое оборудование (объекты управления
воздушным движением и радионавигации). Аэродром (вертодром,
гидроаэродром) - это земельный или водный участок, включая здания,
сооружения и оборудование, предназначенный для взлета, посадки и
обслуживания воздушных судов. Границы отвода земельных участков
для указанных целей определяются генпланом, утвержденным органами
исполнительной власти местного самоуправления.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Данная льгота не распространяется на коммерческие,
хозяйствующие и другие структуры, не обслуживающие приемку и
отправку воздушных перевозок, размещенные на территории
аэропортов, аэродромов и служебных зданий.
6) земли, непосредственно предоставленные для гидрометеорологии
и мониторинга окружающей среды;
7) земли, отведенные для кладбищ и скотомогильников;
8) земли под жилищным фондом (государственным, общественным,
кооперативным, ведомственным);
9) земельные участки, отведенные под линии связи и антенные
поля;
10) земельные участки отведенные под предприятия
алмазодобывающей промышленности (гранильные заводы);
(подпункт 10 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
11) земельные участки в части территорий, отведенных под
магистральные газонефтеводопроводы, нефтяные и газовые промыслы;
(подпункт 11 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
12) земельные участки, отведенные под учреждения и органы
уголовно-исправительной системы.
(подпункт 12 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
13) земли, отведенные под строительства железной дороги
Беркакит - Томмот - Якутск и строящихся железнодорожных объектов;
(введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
14) земли, отведенные под строительство Вилюйской ГЭЗ-3 и ее
объектов.
(введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
7. Представительные органы государственной власти улусов
(городов) и г. Якутска имеют право понижать ставки и устанавливать
льготы по земельному налогу.
(пункт 7 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Льготы предоставляются в пределах сумм земельного налога,
поступающего в распоряжение местных органов власти.
8. Представительные органы государственной власти улусов
(городов) и г. Якутска имеют право в соответствии с их
компетенцией понижать ставки налога или освобождать на
определенный срок от уплаты налога юридических лиц в случаях
стихийных и других бедствий, когда землевладелец или
землепользователь понес значительные и материальные убытки.
(пункт 8 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
9. В случае возникновения в течение года у плательщиков права
на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого
налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу,
хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты
налога.
Примеры:
1. Гражданин Н., уплативший земельный налог за текущий год в
сумме "х" рублей, 20 ноября признан инвалидом II группы, в связи с
чем получил право на льготу с 1 ноября.
В этом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и
возвращена плательщику из расчета за два месяца ("х": 12 * 2).
2. Инвалид II группы при очередном переосвидетельствовании во
ВТЭК в сентябре текущего года был переведен на III группу
инвалидности, в связи с чем он утратил право на льготу с 1
октября.
В этом случае ему предъявляется к уплате не годовая сумма
налога (х), а только за три месяца ("х": 12 * 3).
При утрате в течение года права на льготу обложение налогом
производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
10. В случаях перехода в течение года права пожизненно
наследуемого владения или права пользования земельными участками
от одного плательщика налога к другому земельный налог исчисляется
и предъявляется к уплате первоначальному землевладельцу,
землепользователю с 1 января этого года до месяца, в котором он
утратил право на земельный участок (включая этот месяц), а новому
- начиная с месяца, следующего за месяцем возникновения права на
земельный участок.
11. За земельные участки, обслуживающие нежилые строения и
сооружения, перешедшие по наследству, земельный налог взимается с
наследников, принявших наследство, с момента его открытия.
Наследникам, принявшим наследство до наступления срока налогового
учета, налог исчисляется с учетом налоговых обязательств
наследодателя.
III. Порядок исчисления и уплаты земельного налога
12. Основанием для установления и взимания налога и арендной
платы за землю является документ, удостоверяющий право владения
или пользования (аренды) земельным участком. Впредь до выдачи
документов, удостоверяющих право владения, пользования земельным
участком, по согласованию с местным комитетом по земельной реформе
и земельным ресурсам используются ранее выданные государственными
органами документы, удостоверяющие это право.
13. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется
исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и
утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование
плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по
различным ставкам, то общий размер земельного налога по
землепользованию определяется суммированием налога по этим
земельным участкам.
14. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья
устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и
местоположения.
Налог за земли сельскохозяйственного назначения, в том числе
прочих угодий, предоставленных сельскохозяйственным предприятиям,
взимается по ставкам, приведенным в приложении 3 к Закону
Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха
(Якутия) на 1996 год" с дополнениями и изменениями от 12 марта
1996 года З N 99-I.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Налог за земельные участки сельскохозяйственных предприятий,
вошедших в черту населенных пунктов, взимается по ставке
сельхозугодий.
Абзац утратил силу. - Письмо Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-
17.
При исчислении сумм земельного налога для плательщиков вводятся
коррективы на местоположение их земельных участков.
Поправочные коэффициенты за удаленность земельных участков от
хозяйственного центра приведены в приложении 4 к Закону Республики
Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на
1996 год" с дополнениями и изменениями от 12 марта 1996 года З N
99-I.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как
сумма произведений площадей угодий или оценочных групп почв пашни,
сенокосов и пастбищ, и соответствующей ставки земельного налога.
Площади пашни, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв
устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных
обследований, выполняемых местными комитетами по земельной реформе
и земельным ресурсам.
Поправочные коэффициенты за культуртехническое состояние
сенокосных угодий приведены в приложении 5 к Закону Республики
Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на
1996 год" с дополнениями и изменениями от 12 марта 1996 года 3 N
99-I.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
15. Налог за земли городов, поселков городского типа, улусных
центров и сельских населенных пунктов взимается со всех
предприятий, организаций, учреждений и граждан-предпринимателей,
имеющих во владении или пользовании земельные участки, по ставкам,
устанавливаемым для земель городов и других населенных пунктов,
приведенных в приложении 6 Закона Республики Саха (Якутия) "О
налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1996 год" с
дополнениями и изменениями от 12 марта 1996 года З N 99-I.
(пункт 15 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам
различной градостроительной ценности территории органами местного
самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с
экономической оценкой территории.
Налог за часть площади земельных участков сверх установленных
норм их отвода взимается в трехкратном размере. Превышение площади
устанавливается городскими, улусными комитетами по земельной
реформе и земельным ресурсам по утвержденным в установленном
порядке нормам отвода земель и материалам землеустроительного дела
по отводу земель, выполненного в прошлые годы, при установлении
границ земельного участка в натуре.
16. Налог за земли, занятые под приусадебным, дачным,
сайылычным участками, огородным участком, предоставленные в
городах, поселках и сельских населенных пунктах гражданам,
взимается по ставкам, приведенным в приложении 1 к Закону "О
налоговой политике РС(Я) на 1996 год".
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Налог за земли, занятые под участками индивидуального жилья,
индивидуальных и кооперативных гаражей, теплицы, в границах
городской (поселковой) черты, взимается по ставкам, приведенный в
приложении 2 к Закону "О налоговой политике на 1996 год".
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Налог на часть площади дачных участков, индивидуальных гаражей,
расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм
отвода взимается в трехкратном размере.
17. Налог за земельные участки, предоставленные вне населенных
пунктов предприятиям промышленности (включая карьеры и территории,
нарушенные производственной деятельностью), геологоразведочным,
изыскательским предприятиям, организациям и учреждениям
энергетики, транспорта, связи и других, взимается по ставкам,
приведенным в приложении 6 к Закону Республики Саха (Якутия) "О
налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1996 год.
(пункт 17 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
18. Налог за земли лесного фонда, взимается с лесозаготовителей
и граждан в составе попенной платы в размере 5 процентов со
стоимости ежегодного нормативного объема лесозаготовок по лесным
таксам (в приложении 6 к Закону Республики Саха (Якутия) "О
налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1996 год" с
дополнениями и изменениями от 12 марта 1996 года З N 99-I).
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Налог за сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда
устанавливается по ставкам для земель сельскохозяйственного
назначения аналогичного качества.
Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном
порядке для рекреационных целей, определяется в размере платы за
земли лесного фонда эксплуатационного назначения.
Налог определяется от суммы лесозаготовок по лесным таксам,
указанной в лесорубочном билете по рубкам главного пользования и
лесовосстановительным рубкам и указывается в строке "в том числе"
лесорубочного билета.
Нелесопокрытые площади в составе земель лесного фонда, не
относящиеся к сельхозугодьям, облагаются земельным налогом по
ставке прочим угодьям, приведенным в пункте "б" Закона "О
налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 1996 год".
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
19. Налог за земли водного фонда как покрытые, так и не
покрытые водой, предоставленные для хозяйственной деятельности или
в рекреационных целях, взимается по средним ставкам налога за
земли сельскохозяйственного назначения административного улуса.
20. Абзац исключен. - Письмо Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-
17.
Абзац исключен. - Письмо Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17.
Налог за земли железнодорожного транспорта, расположенные за
пределами полосы отвода железных дорог, исчисляется по
установленным законодательством Республики Саха (Якутия) ставкам в
зависимости от места расположения облагаемых объектов.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
21. Налог за земли города Якутска взимается по
дифференцированным ставкам земельного налога на землях города
Якутска, утвержденным в законодательном порядке.
22. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами,
исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в
государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых
объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем
году по установленной форме (приложение к настоящей инструкции).
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
По вновь отведенным земельным участкам расчеты налога
представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их
предоставления.
Платежи исчисляются отдельно по каждому земельному участку,
предоставленному юридическому лицу во владение, пользование или
аренду.
Если объекты обложения юридических лиц расположены на
территории, обслуживаемой одним и тем же налоговым органом,
допускается представление одного сводного расчета по всем
объектам, но с приложением к нему разработочных таблиц формы N 1-5
с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому
земельному участку, так как они могут подлежать налогообложению по
разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах
градостроительной ценности территории городов, поселков, также при
обложении земель сельскохозяйственного назначения плательщиков в
связи с различными категориями земель, видами и подвидами угодий.
Если объекты обложения одного юридического лица расположены на
территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в
каждый налоговый орган представляется расчет налога за те объекты
обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным
налоговым органом.
23. Централизованно представляют расчеты государственным
налоговым инспекциям отдельно по каждому административному улусу и
уплачивают земельный налог в соответствующие бюджеты следующие
юридические лица, объекты обложения и линии коммуникаций которых
проходят через сказанные административные улусы:
отделения железных дорог Министерства путей сообщения
Российской Федерации за земли, занятые железнодорожными путями и
полосами отчуждения, железнодорожными станциями, вокзалами;
предприятия энергетики (водохранилища и линии электропередач не
подлежат налогообложению).
24. До выдачи свидетельств на право собственности земельными
участками членам жилищно-строительных, дачно-строительных
кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих
товариществ их правления предоставляют расчеты земельного налога
государственным налоговым инспекциям того административного
района, на территории которого находятся земельные участки
указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в бюджет
органа местного самоуправления по месту нахождения представленных
им земельных участков (за исключением членов кооперативов и
товариществ, получивших такие свидетельства).
Когда члены земельно-строительных, дачно-строительных и гаражно-
строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и
животноводческих товариществ получат свидетельство на право
собственности на землю, исчисление земельного налога производится
каждому из них налоговыми органами.
(пункт 24 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
25. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется
начиная с месяца следующего за месяцем предоставления им земельных
участков.
26. Учет плательщиков и исчисление налога производится по
состоянию на 1 июня. Исчисление земельного налога гражданам
производится государственными налоговыми инспекциями, которые
ежегодно не позднее 1 августа вручают им платежные извещения об
уплате налога.
(пункт 26 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
27. Суммы исчисленного земельного налога уплачиваются:
- физическими лицами - равными долями не позднее 15 сентября и
15 ноября,
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
- сельскохозяйственными товаропроизводителями - до 15 октября,
- остальными плательщиками - равными долями - 15 июля и 15
октября.
Налог за земли лесного фонда, на которых производится заготовка
древесины, взимается с лесопользователей в сроки одновременно с
взиманием платы за древесину.
28. Учет площадей земельных участков, предоставленных
гражданам, производится на основании данных следующих органов:
улусных (городских) комитетов по земельной реформе и земельным
ресурсам о размерах земельных участков, предоставленных гражданам
для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и
индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, а
также для индивидуального жилищного, дачного, гаражного
строительства в границах городов, рабочих и дачных поселков. В
качестве контрольных материалов могут использоваться данные
отделов (управлений) по градостроительству и архитектуре городов о
выделении земельных участков для указанного строительства;
местных органов государственной власти о размерах земельных
участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного
хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества,
животноводства, сенокошения и выпаса скота, а также для
индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в
границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;
предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного
хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего
хозяйства о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным
категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы
в указанных предприятиях, учреждениях и организациях;
совхозов, ТОО, межхозяйственных предприятий и организаций,
других сельскохозяйственных предприятий, а также и иных
юридических лиц о размерах земельных участков, предоставленных
гражданам для индивидуальных огородов и садов, сенокошения и
выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих
юридических лиц.
29. Прием платежей земельного налога и учет поступивших сумм
производятся в установленном порядке.
30. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю
устанавливаются договором, предельная ее величина должна быть не
ниже ставки земельного налога за аналогичные по кадастровой оценке
земли и не выше ее полуторного размера. В состав арендной платы
входит размер земельного налога плюс превышение. При аренде
земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, соответствующие органы исполнительной власти
устанавливают базовые размеры арендной платы по видам
использования земель и категориям арендаторов. Арендная плата
устанавливается в денежной форме.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Арендная плата за землю может взиматься отдельно или в составе
общей арендной платы за все арендуемое имущество, с обязательным
выделением суммы земельного налога, когда кроме земли в аренду
переданы строения, сооружения и другие материальные и природные
ресурсы, но с обязательным перечислением арендной платы за землю -
на бюджетные счета соответствующих органов местного
самоуправления.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
За земельные участи, необходимые для содержания нежилых
строений, предоставленных в пользование юридическим лицам или
гражданам-предпринимателям по договорам аренды, земельный налог за
эти участки взимается с арендодателя.
Если юридическим лицам или гражданам передаются в аренду части
нежилых строений, налог за земельные участки, обслуживающие эти
строения, также полностью взимается с арендодателя.
В договоре аренды сумма земельного налога в составе арендной
платы за землю обязательно выделяется отдельной строкой.
При аренде земель и имущества, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, арендная плата взимается с
арендатора.
(абзац введен Письмом Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
31. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю,
рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их
компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
IV. Порядок пересмотра обложения и уплаты
доначисленных и уменьшенных при этом сумм налога
32. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате
земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три
предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного
налогообложения допускается также не более чем за три
предшествующих года.
(пункт 32 в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
33. Начисленные ранее суммы налога могут быть снижены в связи с
возникновением права на льготы и по другим причинам. В таких
случаях при понижении исчисленных на текущий год сумм в связи с
пересмотром обложения или возникновением у плательщика права на
льготу с начала года, суммы налога, подлежащие снижению,
исключаются равными долями по двум срокам уплаты. Если сумма
налога по истекшему ко дню снижения налога сроку полностью
уплачена, приходящаяся на этот срок сложенная сумма исключается из
очередного срока уплаты. Пеня, уплаченная по этому сроку,
уменьшается на ту же долю, на которую уменьшена первоначальная
сумма платежа, а излишне уплаченная пеня засчитывается в погашение
платежа по очередному сроку.
Если ко времени понижения первоначально исчисленных сумм оба
срока уплаты истекли и налог полностью уплачен, переплата
возвращается плательщику, а при наличии за плательщиком недоимки
по другим налогам засчитывается в погашение этой недоимки.
34. Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется в
полных рублях.
V. Порядок проверки расчетов по земельному налогу
35. Расчеты по земельному налогу проверяются документально с
выходом на предприятие, в учреждение и организацию
государственными налоговыми инспекторами в срок и установленные
руководителями налоговых инспекций.
36. Документальной проверке предшествует камеральная проверка
(без выхода на место), которая производится налоговыми
инспекторами по каждому расчету. При этом в целях выявления
возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо
выяснить, правильно ли показана площадь земельных участков по
сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены
ставки, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по
срокам уплаты, приложены ли к расчетам справки, разработочные
таблицы, указанные в пункте 22 настоящей инструкции.
Если обнаружены факты неправильного применения ставок или
арифметические ошибки в исчислении платежей и распределении их по
срокам уплаты, инспектор в ходе оперативного уточнения этих данных
вносит в расчет соответствующие исправления.
Все внесенные при этом в расчет исправления должны быть
подписаны налоговым инспектором и сообщены юридическому лицу, а
расчет передается в установленном порядке работнику, на которого
возложен учет платежей, для открытия лицевого счета на этого
плательщика.
37. При проверке с выходом на место правильность исчисления
земельного налога проверяется по документам, удостоверяющим право
владения, пользования земельными участками, планам и другим
документам, отражающим данные о площади земельных участков.
При проверке следует определить правильность применения ставок
налога в связи с возможным наличием объектов, подлежащих
налогообложению по разным ставкам.
Для проверки полноты включения в расчет земельных участков,
обслуживающих индивидуальный жилищный фонд, другие строения и
сооружения, необходимо по документам первичного учета этих
строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги,
оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их
наличие и местоположение, сопоставить их с данными обособленного
учета земельных участков на этом счете.
38. После окончания проверки составляется акт, в котором
указываются все выявленные при проверке нарушения. Копия акта
вручается юридическому лицу, а расчет дополнительно начисленных
или сложенных сумм передается для производства соответствующей
отметки в лицевом счете плательщика.
VI. Ответственность плательщиков
39. Ответственность за правильность исчисления, полноту и
своевременность уплаты налога за земельные участки,
предоставленные юридическим лицам, возлагается на плательщиков и
их должностных лиц, и регулируется Законом Российской Федерации
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Государственные налоговые инспекции ведут в установленном
порядке учет плательщиков земельного налога, осуществляют контроль
за правильностью исчисления и своевременностью его уплаты.
40. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется
пеня в размере 0,3 процента с суммы недоимки за каждый день
просрочки.
VII. Порядок зачисления, централизации и использования
средств, поступивших от платы за землю
41. Платежи за землю зачисляются на счета соответствующих
бюджетов.
42. В соответствии с бюджетной классификацией Российской
Федерации в доходы соответствующих бюджетов зачисляются:
Раздел 37 параграф 01 - земельный налог за земли
сельскохозяйственного назначения, включая сельхозугодья в составе
лесного фонда.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Раздел 37 параграф 02 - земельный налог за земли
несельскохозяйственного назначения.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Раздел 37 параграф 03 - доходы от средств арендной платы за
землю.
(абзац в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Раздел 37 параграф 04 - доходы от централизации средств
земельного налога и арендной платы за земли городов и других
населенных пунктов.
Раздел 37 параграф 05 - возмещение потерь сельскохозяйственного
производства, связанных с изъятием сельхозугодий.
В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации
(приказ Минфина Российской Федерации от 29 декабря 1994 г. N 177)
в доходы соответствующих бюджетов зачисляются:
по коду 10509 - земельный налог на земли сельскохозяйственного
назначения;
по коду 10510 - земельный налог на земли
несельскохозяйственного назначения;
по коду 10511 - арендная плата за земли сельскохозяйственного
назначения;
по коду 10512 - арендная плата за земли несельскохозяйственного
назначения.
До определенного указания Министерства Финансов Республики Саха
(Якутия) по применению новой бюджетной классификации следует
руководствоваться прежним порядком зачисления.
43. На бюджетном счете Республики Саха (Якутия) централизуется
60 процентов средств земельного налога, включая 60 процентов
земельного налога в составе арендной платы за землю. За счет этих
средств образуется Фонд землеустройства и плодородия земель
Республики Саха (Якутия).
44. Доля средств, перечисляемых на бюджетный счет Российской
Федерации из общих поступлений от земельного налога и арендной
платы за земли городов и поселков городского типа для
финансирования централизованно выполняемых мероприятий, ежегодно
устанавливается при утверждении федерального бюджета.
Централизуемые в федеральном бюджете средства земельного налога и
арендной платы перечисляются на бюджетный счет Российской
Федерации из (республиканского) Фонда землеустройства и плодородия
земель Республики Саха (Якутия).
45. На бюджетные счета улусов и городов зачисляется 40
процентов земельного налога и арендная плата (за исключением доли
земельного налога в составе арендной платы, перечисляемой в
республиканский бюджет). За счет этих средств образуются Фонды
землеустройства и плодородия земель улусов (городов).
46. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и
расходах соответствующих бюджетов и используются исключительно на
следующие цели:
финансирование мероприятии по землеустройству, ведению
земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их
плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных
затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных
под указанные мероприятия и процентов за их использование.
Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;
инженерное и социальное обустройство территории.
Укрепление материально-технической базы землеустройства
финансируется за счет фонда землеустройства и плодородия
Республики Саха (Якутия).
47. Неиспользованные в течение года по целевому назначению
средства не изымаются и переходят для использования по назначению
в течение первого полугодия следующего года.
48. Учет расчетов юридических лиц с бюджетом по земельному
налогу и арендной плате за землю ведется на счете 68 "Расчеты с
бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по земельному налогу".
Сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном
порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов
учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов,
не связанных с производством (08 "Капитальные вложения", 20
"Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 29
"Обслуживающие производства и хозяйства" и др.).
Перечисленные суммы налога (арендной платы) в бюджет отражаются
в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
Настоящая инструкция вводится с 1 января 1995 года.
Председатель
Государственного комитета
по земельной реформе и земельным ресурсам
И.О.ПАХОМОВ
Начальник
Государственной налоговой инспекции
по Республике Саха (Якутия)
государственный советник
И.Г.СУХОМЯСОВ
Министр финансов
Республики Саха (Якутия)
В.И.ПТИЦЫН
Приложение N 1
к Инструкции Госкомзема РС(Я),
ГНИ по РС(Я), Минфина РС(Я)
РАЗРАБОТОЧНАЯ ТАБЛИЦА N 1
по определению земельного налога за земли
сельскохозяйственного назначения на 199__г.
(приложение к сводному расчету земельного
налога колхозов, совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий).
Полное наименование юридического лица ____________________________
__________________________________________________________________
Виды сельскохозяйственных Площадь, Ставка Сумма,
угодий га руб/га тыс. руб.
1 2 3 4
Пашня
Орошаемая пашня
Сенокосы
Пастбища
Производственная зона
Прочие угодья
ИТОГО
--------------------------------
Примечания. 1) Ставки земельного налога применяются с учетом
поправочных коэффициентов за удаленность и культуртехническое
состояние сенокосных угодий.
2) По данной форме таблицы выполняется разработочная таблица по
определению земельного налога за сельскохозяйственные угодья на
землях лесного фонда.
Приложение N 2
к Инструкции Госкомзема РС(Я),
ГНИ по РС(Я), Минфина РС(Я)
РАЗРАБОТОЧНАЯ ТАБЛИЦА N 2
по определению земельного налога за участки,
предоставленные предприятиям, организациям,
учреждениям и гражданам-предпринимателям
вне городов и населенных пунктов
Полное наименование юридического лица ____________________________
__________________________________________________________________
N Перечень, объектов Площадь, Ставка на- Сумма,
п/ налогообложения га лога за 1 га налога
п и их (руб/га) руб.
местонахождение
1 2 3 4 5
РАЗРАБОТОЧНАЯ ТАБЛИЦА N 3
по определений земельного налога за земли лесного
фонда, предоставленные для рекреационных целей
Полное наименование юридического лица ___________________________
_________________________________________________________________
Площад Общий запас Стоимость общих Ставка Земельный
ь, древесины на запасов налога, налог,
га территории, древесины, % руб.
куб. м руб.
1 2 3 4 5
--------------------------------
Примечание. Данные по графам 2 и 5 показываются на основании
материалов лесоустройства, имеющихся в лесхозах.
Приложение N 3
к Инструкции Госкомзема РС(Я),
ГНИ по РС(Я), Минфина РС(Я)
Государственная налоговая
инспекция по_____________
_________________________
СВОДНЫЙ РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА 199__ ГОД.
__________________________________________________________________
Полное название юридического лица ________________________________
__________________________________________________________________
Адрес и номер телефона ___________________________________________
__________________________________________________________________
Расчетный счет номер, в каком отделении банка ____________________
Перечень объектов Площадь Ставка за Сумма
налогообложения и его земельного 1 га или земельного
местонахождение участка за 1 кв. налога
(адрес) (га, кв. м) м (руб.)
ИТОГО:
Всего подлежит уплате земельного налога _________________ руб.
в следующие сроки:
до 15 июля 19 ____ г. _______________ руб.
до 15 октября 19____ г. _____________ руб.
" ___ " ____________ 199 __ г.
Руководитель предприятия (организации)
Главный (старший) бухгалтер
--------------------------------
Примечание. Расчет представляется в Государственную налоговую
инспекцию по месту нахождения облагаемых объектов не позднее 1
июля. По вновь отведенным земельным участкам среди года расчет
представляется в течении месяца с момента их предоставления.
При наличии на территории, обслуживаемой одним и тем же
налоговым органом, нескольких объектов налогообложения допускается
представление одного сводного расчета на все объекты обложения с
приложением к нему разработанных таблиц NN 1-3 об исчисленных
суммах налога по каждому объекту, подлежащему налогообложению, так
как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам, в связи
с нахождением их в разных зонах градостроительной ценности
территории города или поселка, а также при обложении земель
сельскохозяйственного назначения плательщиков в связи с различными
категориями земель, видами и подвидами угодий. Если объекты
налогообложения юридического лица расположены на территории,
обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый из них
представляется сводный расчет налога за те объекты обложения,
которые находятся на территории, обслуживаемой этими налоговыми
органами.
(примечание в ред. Письма Минфина РС(Я) от 29.05.1996 N 02-4-17)
Приложение N 4
к Инструкции Госкомзема РС(Я),
ГНИ по РС(Я), Минфина РС(Я)
Государственная налоговая
инспекция по_____________
_________________________
РАСЧЕТ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА
В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ НА 199 __ г.
__________________________________________________________________
Полное название юридического лица ________________________________
__________________________________________________________________
Адрес и номер телефона ___________________________________________
__________________________________________________________________
Расчетный счет номер, в каком отделении банка ____________________
Площадь Ставка в том Сумма в том
земельного арендной числе арендно числе
участка платы ставка й сумма
(га, кв. (за 1 земельного платы земельного
м) га, налога (руб.) налога
1 кв. м) (за 1 га, (руб.)
1 кв. м)
1 2 3 4 5
ИТОГО: арендной платы
в том числе земельного налога
Всего подлежит уплате:
земельного налога в республиканский бюджет ________________ руб.,
земельного налога и арендной платы в местный бюджет _________ руб.
" ___ " __________ 199 _ г.
Руководитель предприятия (организации)
Главный (старший) бухгалтер
|