ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 6 ИЮЛЯ 1995 ГОДА З N 77-I
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ
РЕСПУБЛИКИ CАХА (ЯКУТИЯ)
Настоящий закон определяет понятие и принципы административно -
территориального устройства Республики Cаха (Якутия), закрепляет
административно-территориальное деление и устанавливает порядок
образования, изменения и упразднения, а также устанавливает порядок
наименования и переименования административно-территориальных единиц
либо их составных частей, определения и изменения их границ.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие административно-территориального устройства
1. Административно-территориальное устройство Республики Cаха
(Якутия) - законодательно устанавливаемая система территориальной
организации республики в целях обеспечения управляемости территорий и их
социально-экономического развития.
2. По административно-территориальному устройству Республика Cаха
(Якутия) в соответствии с социально-экономическим,
естественно-историческим развитием и природно-климатическим условиями
разделяется на города, улусы, наслеги, поселки, села, национальные
административно-территориальные образования.
3. Перечень и форму документов, необходимых для решения вопросов
административно-территориального устройства, устанавливает Правительство
Республики Cаха (Якутия).
Статья 2. Административно-территориальное деление
Существующее административно-территориальное деление Республики Cаха
(Якутия) - система административно-территориального устройства,
сложившаяся на момент принятия настоящего закона.
Статья 3. Организация административно-территориального устройства
1. Основными принципами организации административно-территориального
устройства Республики Cаха (Якутия) являются:
- обеспечение целостности территории республики;
- обеспечение управляемости территории, развития ее производственной
и социальной инфраструктуры и системы коммуникаций;
- сохранение исторически сложившейся системы расселения населения с
учетом устойчивых тенденций ее развития;
- демократическое решение вопросов административно-территориального
устройства.
2. Изменение административно-территориального устройства республики
осуществляется Палатой Государственного Собрание (Ил Тумэн) с согласия
местных представительных органов государственной власти или органов
местного самоуправления по представлению Правительства республики.
Статья 4. Правовая основа административно-
территориального устройства
Правовую основу административно-территориального устройства
составляют Конституция и законы Республики Cаха (Якутия).
Статья 5. Территория Республики Cаха (Якутия)
Территория Республики Cаха (Якутия) подлежит исключительно ее
ведению в лице высших органов государственной власти и включает в себя
территории административно-территориальных единиц в установленных
границах, земли, внутренние воды, территорию континентального шельфа,
воздушное пространство над ними.
Глава II. Административно-территориальные единицы
Статья 6. Понятие административно-территориальной единицы
1. Административно-территориальная единица - часть территории с
установленной границей, включающая один или несколько населенных
пунктов, управляемая местными органами государственной власти или
органами местного самоуправления.
2. К административно-территориальным единицам относятся:
- улус;
- город республиканского значения;
- город улусного значения;
- национальное административно-территориальное образование;
- наслег;
- поселок;
- село.
Статья 7. Виды административно-территориальных единиц
1. Улус - административно-территориальная единица с установленной
границей, объединяющая территории населенных пунктов и
административно-территориальных единиц с их производственной и
социальной инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами.
2. Город республиканского значения - административно-территориальная
единица с установленной границей, объединяющая территории одного или
нескольких населенных пунктов или административно-территориальных
единиц, имеющая разветвленную производственную и социальную
инфраструктуру, развитую промышленность.
3. Город улусного значения - административно-территориальная
единица, объединяющая в установленных границах один или несколько
населенных пунктов.
4. Национальное административно-территориальное образование -
административно-территориальная единица с установленной границей в
местах компактного проживания представителей коренных народов Севера.
Статус административно-территориальных образований определяется законом
республики.
5. Наслег - административно-территориальная единица в составе улуса,
города республиканского значения с установленной границей, объединяющая
один или несколько населенных пунктов с прилегающими землями, лесными и
водными ресурсами.
6. Поселок - административно-территориальная единица, имеющая на
территории промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы,
гидротехнические сооружения и другие экономически важные объекты.
7. Село - административно-территориальная единица, не отнесенная к
категории города, наслега и поселка.
Глава III. Населенные пункты
Статья 8. Понятие населенного пункта
1. Населенный пункт - место постоянного проживания населения,
имеющее сосредоточенную застройку в пределах установленной черты,
учтенное и зарегистрированное в установленном порядке и управляемое
органами государственной власти или местного самоуправления.
2. К населенным пунктам относятся города, поселки, села.
Статья 9. Определение населенных пунктов
1. Город - населенный пункт в пределах установленной городской
черты, имеющий социально-экономическую, культурную и промышленную
инфраструктуру, либо имеющий таковой статус исторически. Город может
являться административным центром улуса.
2. Определение статуса города производится Палатой Республики
Государственного Собрания (Ил Тумэн) в установленном порядке.
3. Поселок - населенный пункт в пределах установленной поселковой
черты, население которого, в основном, занято в отраслях промышленности,
строительства, транспорта и связи. Поселок может быть административным
центром.
4. Село - населенный пункт в пределах установленной сельской черты,
население которого, в основном, занято в агропромышленном комплексе.
Село может быть административным центром.
Статья 10. Столица Республики Cаха (Якутия)
1. Столица Республики Cаха (Якутия) - г.Якутск.
2. Правовой статус города Якутска определяется отдельным законом.
Глава IV. Решение вопросов административно-
территориального устройства
Статья 11. Образование, преобразование, упразднение
административно-территориальных единиц
1. Образование, преобразование, упразднение административно -
территориальных единиц, решение вопроса об административном центре улуса
производится Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по
представлению Правительства Республики Cаха (Якутия) и местных органов
государственной власти в соответствии с настоящими законом.
2. При преобразовании административно-территориальных единиц и их
границ должны сохраняться границы землепользования субъектов в
соответствии с действующим законодательством.
Статья 12. Установление и изменение границ
административно-территориальных единиц
Установление и изменение границ административно-территориальных
единиц с учетом естественных природных рубежей, передача населенных
пунктов (за исключением городов республиканского значения) из одной
административно-территориальной единицы в другую производится Палатой
Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению
Правительства Республики Cаха (Якутия) и местных органов государственной
власти в соответствии с настоящим законом.
Статья 13. Наименование, переименование административно -
территориальных единиц, составных частей населенных пунктов
1. Наименование и переименование административно-территориальных
единиц и составных частей населенных пунктов производится с учетов
общегосударственных интересов, а также географических, исторических,
бытовых и других местных условий, волеизъявления населения
соответствующей территории.
2. При наименовании и переименовании новых
административно-территориальных единиц не допускается присвоение уже
имеющихся в республике наименований.
3. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным
пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно
сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется
учреждение связи или железнодорожная станция, с тем, чтобы наименование
этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта.
4. Наименование и переименование улуса и города республиканского и
улусного значения производится Палатой Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн) по представлению местных представительных органов
государственной власти и Правительства Республики Cаха (Якутия) с учетом
волеизъявления населения соответствующей территории.
5. Наименование и переименование улиц, площадей, скверов и других
составных частей населенных пунктов производится местными
представительными органами государственной власти города, улуса по
представлению соответствующих исполнительных органов государственной
власти или самоуправления, либо сходов.
Статья 14. Учет и регистрация административно-территориальных
единиц и населенных пунктов
1. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и
населенных пунктов, изменение их подчиненности, исключение из учетных
данных в границах Республики Cаха (Якутия) производятся Правительством
Республики Cаха (Якутия) в установленном им порядке.
2. Учету и регистрации подлежат все населенные пункты,
административно-территориальные единицы, имеющие закрепленные территории
с постоянно проживающим населением. Небольшие населенные пункты, имеющие
временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся
объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства
(железнодорожные будки, дома лесника, бакенщиков, сайылыки, полевые
станы и другие пункты, связанные с обслуживанием транспорта или охраной
путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не
составляют самостоятельные населенные пункты и входят в составы улусов,
городов, населенных пунктов, с которыми связаны в административном либо
территориальном отношении.
Статья 15. Картографическое обеспечение
административно-территориального устройства
1. Картографическое обеспечение является составной частью системы
мероприятий, направленных на осуществление законодательства о внутреннем
административно-территориальном устройстве Республики Cаха (Якутия). Оно
предназначено для подготовки документов по определению положения и
направления административных границ.
2. Картографические материалы представляют собой топографические
карты с нанесенными согласно описаниям линий границ административных
образований, а также каталоги координат межевых знаков, закрепляющих
границу на местности. Координаты определяются геодезическими способами.
3. Картографические материалы разрабатываются в единой
общегосударственной системе координат.
4. Контроль за выполнением геодезических и картографических работ
для нужд административно-территориального устройства Республики Cаха
(Якутия) осуществляет в установленном порядке государственный орган
геодезического надзора.
Глава V. Рассмотрение споров по вопросам
административно-территориального устройства
Статья 16. Разрешение споров по вопросам
административно-территориального устройства
1. При возникновении спора о целесообразности предложенного
преобразования административно-территориального устройства Председатель
Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) вправе создать
согласительную комиссию с участием представителей заинтересованных
сторон. Результаты работы комиссии учитываются Палатой Республики при
рассмотрении внесенного предложения и принятия окончательного решения по
существу.
2. Возникающие внутренние территориальные споры разрешаются с учетом
результатов согласительной процедуры местными представительными органами
государственной власти улусов (городов).
3. Решения Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по
вопросам образования, изменения или упразднения, наименования и
переименования административно-территориальной единицы, принятые с
нарушением установленного порядка решений вопросов
административно-территориального устройства, могут быть обжалованы в
Конституционном суде Республики Cаха (Якутия) субъектами, обладающими
правом законодательной инициативы.
Председатель
Палаты Представителей
А.Илларионов
г.Якутск, 6 июля 1995 года З N 77-I
* * *
|