ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
СОГЛАШЕНИЕ
от 28 июня 1995 г. N 3
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О РАЗГРАНИЧЕНИИ
И ПЕРЕДАЧЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Правительство Российской Федерации и Правительство Республики
Саха (Якутия), далее именуемые "Стороны", руководствуясь Договором
"О разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти Республики Саха (Якутия)",
руководствуясь интересами народов Российской Федерации в целом
и Республики Саха (Якутия);
признавая реальность единого экологического пространства и
необходимость обеспечения экологической безопасности Российской
Федерации в целом и ее субъектов;
сознавая свою ответственность перед нынешним и будущим
поколениями в области охраны и защиты живой природы и обеспечения
рационального неистощительного использования природных ресурсов;
учитывая объективную необходимость проведения единой
федеральной экологической политики, неукоснительного соблюдения
международных и федеральных принципов охраны окружающей среды и в
целях взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной договорной
основе,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Правительство Российской Федерации обеспечивает:
проведение единой государственной политики в области охраны
окружающей среды в Российской Федерации;
регулирование отношений в области охраны окружающей среды и
устойчивого экологического развития Российской Федерации;
проведение в соответствии с международными требованиями единой
научно-технической политики по вопросам охраны окружающей
природной среды, координации действий природоохранных органов
Российской Федерации;
организацию всероссийской системы мониторинга окружающей
природной среды;
разработку международных, федеральных и межрегиональных
экологических программ и стандартов качества природной среды;
создание специальных фондов для ликвидации последствий
стихийных бедствий и катастроф;
установление порядка разработки и утверждения экологических
нормативов, платы за сброс, выброс и размещение загрязняющих
веществ в природной среде;
определение критериев оценки экологической обстановки
территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и
зон экологического бедствия;
содействие возмещению экологического ущерба и созданию
современной материально-технической базы природоохранных органов
Российской Федерации.
Статья 2
Стороны будут проводить согласованную политику в области
охраны окружающей природной среды, регулирования использования
природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. В
этих целях Стороны будут, в частности:
совместно разрабатывать, финансировать и осуществлять проекты
и программы в области охраны окружающей среды, обеспечения
рационального природопользования и экологической безопасности;
совместно совершенствовать экологическое законодательство,
нормативы и стандарты, касающиеся охраны окружающей среды и
регулирования использования природных ресурсов на территории
Республики Саха (Якутия);
определять научно обоснованные пределы вовлечения природных
ресурсов в хозяйственный оборот, допустимые лимиты их
безвозвратного изъятия;
координировать мероприятия по предотвращению чрезвычайных
экологических ситуаций;
проводить государственную экологическую экспертизу программ
развития производительных сил, планируемых к реализации объектов
трансграничного воздействия, инвестиционных и прочих проектов,
принимаемых хозяйственных решений;
осуществлять государственный экологический контроль,
поддерживать участие общественности в осуществлении экологического
контроля;
принимать меры к воспроизводству ресурсов животного и
растительного мира, сохранению и восстановлению биологического
разнообразия;
вести государственные Красные книги, разрабатывать планы
действий по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде
и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 год);
развивать и сохранять сеть государственных природных
заповедников, национальных и природных парков, государственных
природных заказников, памятников природы и других особо охраняемых
природных территорий;
совместно разрабатывать нормативную и организационную базу
взаимодействия единой государственной системы экологического
мониторинга и государственной экологической экспертизы,
обеспечивать их методическую, метрологическую, информационную и
организационную совместимость;
устанавливать режим природопользования в Арктической зоне и на
территории проживания и хозяйственной деятельности малочисленных
народов и этнических групп, обеспечивающий сохранение экосистем
Севера;
совместно разрабатывать, финансировать и осуществлять
межгосударственные программы и проекты хранения, уничтожения и
нейтрализации высокотоксичных и радиоактивных отходов;
создавать системы государственных экологических карт,
территориальных кадастров природных ресурсов и геоинформационных
систем на единой цифровой топографо-геодезической основе;
оказывать государственную поддержку внедрению и реконструкции
действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные,
ресурсосберегающие технологии и производства;
принимать меры по развитию экологического образования и
воспитания, экологического туризма, научных исследований в области
экологии, обеспечению населения необходимой экологической
информацией, а также по интеграции Республики Саха (Якутия) с
мировым экологическим движением.
Статья 3
Правительство Республики Саха (Якутия) самостоятельно
осуществляет государственное управление в области охраны
окружающей среды и использования природных ресурсов по всем
вопросам, за исключением тех, которые в соответствии со статьями 1
и 2 Соглашения о разграничении государственной собственности между
Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) отнесены к
ведению федеральных органов государственной власти или совместному
ведению федеральных органов государственной власти и органов
государственной власти Республики Саха (Якутия).
Органы государственного управления Республики Саха (Якутия) в
соответствии с федеральным и республиканским законодательством и
указанными конкретными соглашениями определяют порядок пользования
теми или иными природными ресурсами и их охраны, включая
нормирование, квотирование, лицензирование, экспертизу, платность
природопользования, учет и оценку запасов природных ресурсов.
Органы государственного управления Республики Саха (Якутия)
участвуют в выполнении международных договоров Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и в этих целях
осуществляют сотрудничество с соответствующими органами других
стран, используют иностранные инвестиции, техническую и финансовую
помощь международных организаций.
Статья 4
Стороны сотрудничают с целью обеспечения того, чтобы
деятельность промышленных, сельскохозяйственных и других
предприятий, объединений, организаций и граждан на территории
Республики Саха (Якутия) не наносила ущерба окружающей среде
других республик, краев, областей и иных субъектов Российской
Федерации, а также зарубежных государств.
Вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному
хозяйству Республики Саха (Якутия), причиненный трансграничным
загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением,
повреждением, разрушением естественных экосистем на ее территории
в результате экологических правонарушений на сопредельных
территориях, а равно вред, причиненный физическим лицам на
территории других субъектов Российской Федерации аналогичными
правонарушениями на территории Республики Саха (Якутия),
возмещается в полном объеме виновными, причинившими вред
предприятиями, организациями, объединениями и гражданами в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
и Республики Саха (Якутия), если иное не предусмотрено
специальными соглашениями.
Статья 5
Стороны согласились, что Республика Саха (Якутия) формирует
внебюджетные фонды для решения проблем, связанных с охраной
окружающей среды, воспроизводством природных ресурсов и
рациональным природопользованием. Порядок отчислений в
соответствующие федеральные фонды для решения совместных проблем
охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов и
рационального использования определяется законодательством
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) или заключаемыми
на его основе специальными соглашениями.
Статья 6
Стороны согласились, что Правительство Российской Федерации
будет оказывать соответствующее материальное, финансовое, научно -
техническое и кадровое содействие Республике Саха (Якутия) в
практической реализации мер по стабилизации и оздоровлению
экологической ситуации в Республике Саха (Якутия). Стороны,
разделяя и поддерживая дух, идеи и принципы Договора об
общественном согласии, признали целесообразным все спорные или
конфликтные вопросы охраны окружающей природной среды
предварительно рассматривать на согласительной комиссии.
Статья 7
Внесение изменений и дополнений в данное Соглашение
производится Сторонами на основе дополнительных соглашений и
протоколов.
Статья 8
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания,
является обязательным для всех соответствующих органов и
организаций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
заключается сроком на 5 (пять) лет и автоматически продлевается на
последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит
путем письменного уведомления другой Стороне за 6 (шесть) месяцев
до истечения соответствующего срока о своем желании прекратить
действие настоящего Соглашения.
Настоящее Соглашение заключено в г. Москве 28 июня 1995 г. за
N 3 в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.
За Правительство
Российской Федерации
В.С.ЧЕРНОМЫРДИН
За Правительство
Республики Саха (Якутия)
Ю.В.КАЙДЫШЕВ
|