КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 февраля 1995 г. N 4-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 85 КОНСТИТУЦИИ
(ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Миронова Д.Н., судей Долгашевой В.А.,
Петракова А.Д., Филиппова В.Т., Прокопьева В.Н., с участием
народного депутата Палаты Представителей Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Яковлева М.М., представителя
Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Пахомова Е.А.
- заместителя председателя Комитета по взаимодействию с
Государственным Собранием (Ил Туман) и общественными объединениями
при Президенте и Правительстве Республики Саха (Якутия),
председателя Центральной избирательной комиссии по выборам в
местные органы государственной власти в Республике Саха (Якутия)
В.Н. Михайлова рассмотрел в открытом заседании дело о толковании
части 2 статьи 85 Конституции (Основного Закона) Республики Саха
(Якутия).
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) Яковлева М.М. о даче толкования части 2 статьи 85
Конституции Республики Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность нормы "выборность предполагает возможность
совмещения".
Заслушав судью-докладчика, объяснения народного депутата
Яковлева М.М., представителя Президента и Правительства Республики
Саха (Якутия), изучив материалы дела, Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
установил:
Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) М.М Яковлев просит дать толкование части
2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия): "Выборность
предполагает возможность совмещения должностей руководителя органа
местной представительной и исполнительной власти".
Часть 2 статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия) гласит:
"Депутаты улусного, городского, наслежного, сельского, поселкового
Собрания, а также главы соответствующей местной администрация
избираются населением территории. Выборность предполагает
возможность совмещения должностей руководителя органа местной
представительной и исполнительной власти".
Ситуация реализации рассматриваемой части 2 статьи 85
Конституции Республики Саха (Якутия) допускает различные
толкования.
Конституционный суд считает, что толкование данной нормы
должно быть осуществлено на основе определения ее места в
конституционном регулировании, установления воли законодателя и
изучения законов "О местных органах государственной власти в
Республике Саха (Якутия)" и "О выборах депутатов местных
представительных органов государственной власти и глав местных
администраций".
Рассматриваемое положение части 2 статьи 85 Конституции
Республики Саха (Якутия) не есть декларация, а является правовой
нормой, упорядочивающей конкретные отношения. Указанное положение
согласно статьи 7 Конституции Республики Саха (Якутия) имеет
прямое действие.
Термин "выборность" связан с первым предложением части 2
статьи 85 Конституции Республики Саха (Якутия). Под ним
подразумевается избранный глава администрации.
В термине "предполагает", использованном в рассматриваемом
предложении, выражено намерение законодателя установить правовой
порядок, устраняющий двоевластие. Утвердительным содержанием
термина "предполагает" определяется юридическое дозволение,
подразумевающее, что избранный глава местной администрации
является руководителем представительного органа, а
представительный орган не избирает своего руководителя.
Согласно статьи 19 закона "О местных органах государственной
власти в Республике Саха (Якутия)" решения представительного
органа подписываются главой местной администрации, в случае
совмещения должностей - с указанием двух должностей.
Термин "возможность" соотнесен с понятиями "выборность" и
"предполагает", а также с фразой "совмещение должностей".
Сопоставление терминов показывает, что избранный глава
администрации наделен субъективным правом на совмещение
должностей. Термин "возможность" уточняет и конкретизирует
содержание совмещения должностей, подчеркивая меру вариантности
поведения главы администрации.
Согласно части 3 статьи 115 Конституции Республики Саха
(Якутия) "несовместимость осуществления полномочий депутата
представительных органов власти республики с занимаемой должностью
определяется законом о выборах". Часть 2 статьи 19 закона "О
выборах депутатов местных представительных органов государственной
власти и глав местных администраций" устанавливает, что глава
местной администрации не может быть избран на другую выборную
должность на соответствующей территории, где он избран, без
сложения в установленном порядке своих полномочий, т.е. закон не
допускает занятия главой администрации двух выборных должностей.
Организация и деятельность местных органов государственной
власти согласно статьи 5 закона "О местных органах государственной
власти в Республике Саха (Якутия)" осуществляются на началах
подотчетности местной администрации представительному органу.
Основной формой деятельности последнего являются сессии, которые
созываются не реже четырех раз в год. Структура местных органов
представительной власти разрабатывается депутатами и главой
администрации с последующим утверждением на первой сессии
представительного органа. В соответствии со статьей 13 названного
закона утверждение структуры и руководителей управлений и отделов
местной администрации по представлению главы администрации
отнесено к ведению представительного органа.
Местная представительная власть, имея организационное единство
с исполнительной, обладает широкой нормоустановительной и
контрольной функциями; в соответствии со статьей 16 вышеуказанного
закона наделен исчерпывающим перечнем полномочий, в число которых
не входит избрание руководителя.
Руководствуясь статьей 101 Конституции Республики Саха
(Якутия), статьями 1, 10, 11, 13 закона "О порядке деятельности
Конституционного суда Республики Саха (Якутия)", Конституционный
суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Совмещение должностей, предусмотренное частью 2 статьи 85
Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутия), имеет в
виду, что избрание главой администрации улуса, города
республиканского подчинения означает одновременное занятие
должности руководителя соответствующего представительного органа
по праву и не обязательно связывается со статусом депутата.
2. Глава администрации улуса, города республиканского
подчинения вправе отказаться от совмещения должности главы
администрации с должностью руководителя представительного органа.
Глава администрации, отказавшийся от совмещения должностей, в
последующем не вправе претендовать на такое совмещение, поскольку
иное противоречило бы части 2 статьи 19 закона "О выборах
депутатов местных представительных органов государственной власти
и глав местных администраций ".
3. Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Постановление вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
5. Постановление подлежит опубликованию в газетах "Саха сирэ"
и "Республика Саха" не позднее семидневного срока.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|