КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 2-П
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ НОРМ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНАХ
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего А.Д. Петракова, судей В.А. Долгашевой, В.И.
Прокопьева, В.Т. Филиппова, Д.Н. Миронова с участием народного
депутата, председателя Комитета по законности, правам человека,
внешней политике, межнациональным отношениям Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) М.М.
Яковлева, направившего ходатайство, и заместителя Председателя
Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) А.В. Власова, рассмотрел в открытом
заседании дело о толковании норм Конституции Республики Саха
(Якутия) о конституционных законах.
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство народного
депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) М.М. Яковлева.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность содержания понятия "конституционный закон" и его
соотношения с другими разновидностями законов Республики Саха
(Якутия).
Выслушав объяснения сторон, рассмотрев материалы дела,
Конституционный суд
установил:
Народный депутат М.М. Яковлев просит дать толкование понятию
"конституционный закон" и установить его отличия от других
законов. В ходатайстве ставится вопрос о том, что могут ли в
конституционных законах содержаться статьи, противоречащие
Конституции Республики Саха (Якутия).
Необходимость толкования понятия "конституционный закон",
использованного в статьях 53, 58, 79 и 87 Конституции Республики
Саха (Якутия), связана с тем, что термин "закон" применяется в
конституции многозначно: Основной Закон; Закон о внесении
изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия);
конституционный закон; закон, т.е. обыкновенный закон. Конституция
Республики Саха (Якутия) является писаным, единым и
кодифицированным Основным Законом, нормы которого наделены высшей
юридической силой. Закон о внесении изменений и дополнений в
Конституцию соотнесен с Основным Законом. Их нормы носят
учредительный характер, являются первичными. Закон об изменениях и
дополнениях в Конституцию от 20 апреля 1994 года ввел в Основной
Закон республики понятие "конституционный закон" и установил, что
порядок деятельности Государственного Собрания (Ил Тумэн) и его
палат, статус Правительства, порядок организации, структура и
разграничение полномочий местных органов государственной власти
регулируется конституционными законами. Однако в тексте
Конституции содержание конституционного закона не установлено и он
не отграничен от других законов.
Конституционный суд исходит из того, что разъяснение
содержания конституционного закона будет способствовать уточнению
его места в системе законов республики, а также предметов ведения
палат Государственного Собрания (Ил Тумэн) в сфере
законотворчества. С толкованием норм Основного Закона о
конституционном законе связан вопрос о пределах осуществления
конституционного контроля.
Руководствуясь статьей 101 Конституции (Основного Закона)
Республики Саха (Якутия) и статьями 1, 10, 11 и 13 Закона "О
порядке деятельности Конституционного суда Республики Саха
(Якутия)" в порядке толкования понятия "конституционный закон",
использованного в статьях 53, 58, 79 и 87 Конституции республики,
Конституционный суд Республики Саха ( Якутия)
постановил:
1. Конституционный закон рассматривается Палатой
Представителей, а затем рассматривается и принимается Палатой
Республики, либо принимается Государственным Собранием (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) по вопросам, прямо предусмотренным
Конституцией республики. Его нормы исходят из установлений
Основного Закона, конкретизируют их и не противоречат им.
2. Обыкновенные законы принимаются по вопросам, отнесенным к
ведению Палаты Представителей и Палаты Республики Государственного
Собрания (Ил Тумэн). Нормы обыкновенного закона соответствуют
Основному закону и согласованы с конституционным законом, подлежат
толкованию Палатой Представителей.
3. Закон, принятый Государственным Собранием (Ил Тумэн), может
быть отменен или приостановлен самим Государственным Собранием (Ил
Тумэн). Закон, принятый Палатой Республики, может быть отменен или
приостановлен Палатой Республики. Закон, принятый Палатой
Представителей, может быть отменен или приостановлен Палатой
Представителей. Конституционный закон, противоречащий
Федеративному договору, конституции Республики Саха (Якутия), а
также в случаях ограничения им суверенитета республики или
ущемления прав ее народа приостанавливается Палатой
Представителей.
4. Законы Республики Саха (Якутия), за исключением Основного
Закона и Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию,
подлежат конституционному контролю.
5. Настоящее постановление окончательно и обжалованию не
подлежит.
6. Постановление вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
7. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах
"Республика Саха" и "Саха сирэ" не позднее чем в семидневный срок.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|