КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 1994 г. N 2-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) N 743 ОТ 14 МАРТА 1994 ГОДА
"О РЕГУЛИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ВОПРОСОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.Т.
Филиппова, В.А. Долгашевой, В.Н. Прокопьева, с участием народного
депутата В.Н. Божененко, направившего ходатайство, представителя
стороны, издавшей нормативный акт - помощника Президента
Республики Саха (Якутия) М.М. Федорова рассмотрел и открытом
заседании дело о проверке конституционности Указа Президента
Республики Саха (Якутия) N 743 от 14 марта 1994 г. "О
регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц".
Поводом к рассмотрению дела послужило ходатайство депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
В.Н. Божененко.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о соответствии данного Указа
Конституции Республики Саха (Якутия) и Конституции Российской
Федерации.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела,
Конституционный суд
установил:
На территории Республики Саха (Якутия) взыскание подоходного
налога с физических лиц производится в соответствии с законом
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц",
принятого 7 декабря 1991 года с последующими изменениями и
дополнениями.
14 марта 1994 года Президент Республики Саха (Якутия) издал
Указ за N 743 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения
физических лиц", согласно которому с 1 января 1994 года на
территории Республики Саха (Якутия) подоходный налог с физических
лиц взимается с общей суммы совокупного годового дохода, включая
суммы коэффициентов и суммы надбавок, а также установлены ставки
налога до 50% с совокупного дохода превышающего 30 млн. рублей.
Президент Российской Федерации Указом от 19 мая 1994 года за N
1001 приостановил действие Указа Президента Республики Саха
(Якутия) N 743 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения
физических лиц" и предложил Президенту Республики Саха (Якутия)
привести Указ в соответствие с Конституцией Российской Федерации и
законами Российской Федерации.
Президент Республики Саха (Якутия) своим Указом от 6 июня 1994
года за N 808 приостановил с 1 июня 1994 года действие Указа N 743
от 14 марта 1994 г. "О регулировании некоторых вопросов
налогообложения физических лиц".
В ходатайстве депутата ставятся вопросы:
- о признании Указа Президента Республики Саха (Якутия) "О
регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц"
противоречащим Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции
Российской Федерации и Федеративному договору;
- о возврате излишне взысканных сумм налогоплательщикам за
счет бюджета Республики Саха (Якутия).
Конституционный суд проверил конституционность Указа
Президента Республики Саха (Якутия) с точки зрения его
соответствия разграничению предметов ведения между Республикой
Саха и Российской Федерацией.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 743 "О
регулировании некоторых вопросов налогообложения физических лиц"
противоречит статьям 8, 37, 70 Конституции Республики Саха
(Якутия), статьям 11, 57, пункту "з" статьи 71 Конституции
Российской Федерации и пункту "з" статьи Федеративного договора.
Согласно статьи 11 Конституции Российской Федерации
разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративными и
иными договорами.
В соответствии с пунктом "з" статьи 1 Федеративного договора,
пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные
налоги (налог с физических лиц) относятся к ведению федеральных
органов власти Российской Федерации. Подоходный налог с физических
лиц относится к федеральному налогу, размеры его устанавливаются
законодательными актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 8 Конституции Республики Саха (Якутия)
законы Российской Федерации, принятые в соответствии с
полномочиями, добровольно переданными в её ведение имеют высшую
юридическую силу на территории Республики Саха (Якутия). Статья 70
Конституции Республики Саха (Якутия) не наделяет Президента
Республики Саха (Якутия) правом устанавливать ставки федерального
налога.
Изменения в сторону повышения, внесенные в ставки налога с
совокупного дохода, включая надбавки, коэффициент с 1 января 1994
года с физических лиц, существенно ухудшают и ограничивают права
граждан на территории Республики Саха (Якутия). Согласно статьи 57
Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги
или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не
имеют.
Вопрос о возврате удержанных сумм с налогоплательщиков
Конституционному суду не подведомственен.
Руководствуясь статьями 24, 25, 31, 32 закона Республики Саха
(Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 14
марта 1994 г. "О регулировании некоторых вопросов налогообложения
физических лиц" N 743 не соответствующим статьям 8, 37, 70
Конституции Республики Саха (Якутия), статьям 11, 57, пункту "з"
статьи 71 Конституции Российской Федерации.
2. Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 743 от 14 марта
1994 г. "О регулировании некоторых вопросов налогообложения
физических лиц" считать недействующим с момента его издания.
3. Постановление Конституционного суда вступает в силу
немедленно после его провозглашения, является окончательным и
обжалованию не подлежит.
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах
"Саха сирэ" и "Республика Саха" не позднее чем в семидневный срок.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
В.ФИЛИППОВ
|