УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 11.06.2003 36-З N 73-III
22 сентября 1994 года З N 35-I
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГЛАВ
МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
(в ред. Законов РС(Я)
от 9.10.96 З N 133-I; от 18.02.97 З N 161-I;
от 11.07.97 З N 183-I; от 26.11.97 З N 209-I)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.09.94 З N 36-I
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные принципы выборов
Выборы депутатов в местные представительные органы
государственной власти и глав местных администраций осуществляются
гражданами Республики Саха (Якутия) на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 2. Избирательное право
1. Право избирать депутатов в местные представительные органы
государственной власти и глав местных администраций принадлежит
каждому гражданину Республики Саха (Якутия), достигшему 18-летнего
возраста и постоянно проживающему на территории соответствующего
избирательного округа.
2. Право быть избранным главой местной администрации
принадлежит каждому гражданину Республики Саха (Якутия),
достигшему 21-летнего возраста.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
4. Не могут быть избранными граждане, имеющие судимость, если
она не снята или не погашена в установленном законом порядке.
(часть 4 введена Законом РС(Я) от 11.07.97 З N 183-I)
Статья 3. Местные органы государственной власти
1. В улусах, городах (республиканского и улусного подчинения),
наслегах, селах и поселках для осуществления государственной
власти образуются улусные, городские, наслежные, сельские и
поселковые Собрания - представительные органы государственной
власти (далее - Собрания) и соответствующие местные администрации
- исполнительные органы власти.
2. Улусные, городские, наслежные, сельские и поселковые
депутаты избираются на альтернативной основе по норме:
- до 11 депутатов - от населения до 10 тысяч человек;
- до 17 депутатов - от населения от 10 до 50 тысяч человек;
- до 25 депутатов - от населения свыше 50 тысяч человек.
Статья 4. Выборы депутатов Собраний и глав местных
администраций
1. Выборы депутатов Собраний всех уровней и глав местных
администраций осуществляются на основе настоящего закона.
2. Выборы депутатов Собраний осуществляются на основе
мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один мандат,
один депутат) избирательным округам, образуемым в соответствии со
статьей 3 настоящего закона, на принципах равной численности
избирателей в округах данной административно-территориальной
единицы (улуса, города и т.д.).
3. Выборы глав администраций осуществляются на основе
мажоритарной системы по избирательным округам по принципу: один
улус, один город или один населенный пункт - один округ (улус -
округ, город - округ, поселок - округ и т.д.).
Статья 5. Порядок назначения выборов
Выборы депутатов Собраний и глав местных администраций
назначаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия) не позднее 3-х месяцев до окончания срока полномочий
действующих.
Статья 6. Финансирование выборов
1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и
проведением выборов депутатов Собраний и глав местных
администраций, осуществляется за счет средств республиканского
бюджета Республики Саха (Якутия).
2. Для финансирования предвыборной агитации избирательные
объединения и лица, выдвинутые кандидатами в депутаты и на
должность глав администраций, вправе использовать избирательные
фонды, создаваемые за счет собственных средств, средств,
выделенных избирательным объединением, выдвинувшим кандидата,
добровольных пожертвований.
Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями.
Виды избирательных комиссий
1. Организация выборов депутатов Собраний и глав местных
администраций, обеспечение и защита избирательных прав граждан
Республики Саха (Якутия) возлагаются на избирательные комиссии.
2. По вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов,
Центральная избирательная комиссия, окружные и участковые
избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от
других государственных органов.
3. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и
проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются
открыто и гласно.
4. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их
компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий,
местных исполнительных органов государственной власти,
общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и
должностных лиц.
5. Государственные органы, общественные объединения,
предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица
обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в выполнении
поставленных перед ними задач, представлять необходимые для их
работы сведения и материалы, давать ответы на обращения
избирательных комиссий в установленный срок.
Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ.
СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Статья 8. Образование избирательных округов
1. Для проведения выборов образуются избирательные округа.
Избирательные округа по выборам депутатов Собраний образуются
с учетом административно-территориального устройства
соответствующими избирательными комиссиями по представлению
местных администраций. Избирательные округа при выборах депутатов
улусных, городских, наслежных, сельских и поселковых Собраний
образуются на принципах равной численности избирателей в округах.
Отклонение от средней численности избирателей на один округ не
должно превышать 15 процентов. При образовании избирательных
округов в местах компактного проживания коренных малочисленных
народов республики, а также отдаленных и труднодоступных
местностях отклонение от средней нормы численности избирателей
может превышать указанные пределы. Границы избирательных округов
при выборах глав местных администраций соответствуют границам
административно-территориальных единиц (улуса, города, наслега,
села, поселка).
(в ред. Закона РС(Я) от 09.10.96 З N 133-I)
2. В пределах норм, установленных статьей 3 настоящего закона,
по предложениям соответствующих местных администраций число
избирательных округов для выборов депутатов определяется:
- в улусное, городское (республиканского подчинения)
Собрание - Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия);
- в городское Собрание (улусного подчинения), наслежные,
сельские и поселковые Собрания - улусными и городскими Собраниями.
3. Списки избирательных округов с указанием их границ,
численности избирателей должны быть опубликованы соответствующими
избирательными комиссиями не позднее, чем за 60 дней до дня
выборов.
4. Избирательные округа по выборам глав администраций улусов,
городов (республиканского и улусного подчинения), наслегов, сел,
поселков образуются в границах соответствующих
административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия), в
т.ч. округа в улусах и городах республиканского подчинения
образуются Центральной избирательной комиссией Республики Саха
(Якутия); в наслегах, селах и поселках - местными органами
государственной власти.
Статья 9. Избирательные участки
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
на территориях улусов, городов, наслегов, сел и поселков
образуются избирательные участки с учетом границ улусов и городов
и с целью создания максимальных удобств для избирателей.
2. Избирательные участки образуются улусными и городскими
(республиканского подчинения) администрациями по согласованию с
соответствующими окружными избирательными комиссиями.
3. В местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и
труднодоступных участках, а также на судах, находящихся в день
выборов в плавании, избирательные участки образуются
соответствующими улусными или городскими (республиканского
подчинения) администрациями по месту нахождения этих граждан или
по месту порта приписки судна. Вопрос об отнесении избирательных
участков, образованных на судах, находящихся в плавании, к
избирательным округам решается улусной или городской
(республиканского подчинения) избирательной комиссией по месту
порта приписки судна.
4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
отдельных случаях, установленных нормативными правовыми актами
Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в
воинских частях могут образовываться избирательные участки.
Образуются они улусными и городскими (республиканского подчинения)
администрациями по представлению командиров воинских частей.
5. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней
до дня выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000
избирателей. В воинских частях, в отдаленных и труднодоступных
участках, на судах и полярных станциях избирательные участки
образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее,
чем за 5 дней до выборов.
6. Список избирательных участков с указанием их границ, места
нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для
голосования публикуется главой соответствующей администрации в
местной печати, а также доводится до сведения населения иными
способами.
Статья 10. Списки избирателей.
1. Для проведения голосования на каждом избирательном участке
составляется список избирателей, который подписывается
председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
2. Местные администрации ведут учет избирателей, проживающих
на территории каждого избирательного участка и округа и все
сведения о них передают участковым избирательным комиссиям для
составления списка избирателей.
3. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских
частях, членов их семей, других избирателей, если они проживают на
территории воинских частей, составляются на основе данных,
представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие,
проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей
по месту жительства на общих основаниях.
4. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным
на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных
станциях и других отдаленных и труднодоступных участках,
составляются на основе данных, представляемых капитанами судов и
руководителями полярных станций или участков.
5. В список избирателей включаются все граждане Республики
Саха (Якутия), достигшие ко дню и в день голосования 18 лет,
постоянно проживающие и имеющие прописку на территории данного
избирательного участка к моменту составления списка и имеющие
право участвовать в голосовании.
6. В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество,
дата рождения и адрес проживания избирателя. Фамилии избирателей
указываются в списке избирателей в порядке, удобном для
организации голосования. Избиратель не может быть включен в списки
избирателей на других избирательных участках.
7. Списки избирателей составляются и представляются для
всеобщего ознакомления с ними избирателей не позднее, чем за 30
дней до дня голосования.
8. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со
списками избирателей и проверить правильность их составления в
помещении участковой избирательной комиссии.
9. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать в
участковой комиссии невключение или неправильное включение в
список. Заявление об этом должно быть рассмотрено участковой
комиссией в двухдневный срок, а накануне и в день голосования -
немедленно. По результатам рассмотрения заявления участковая
комиссия обязана внести необходимые изменения в список либо выдать
заявителю мотивированное решение об отклонении его заявления. Это
решение может быть обжаловано в суде не позднее, чем за пять дней
до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок.
Решение суда окончательно. Исправление в списке избирателей в
соответствии с решением суда производится немедленно участковой
избирательной комиссией.
10. Избиратели, прибывшие к новому месту постоянного
жительства после составления списка избирателей и представления
его для всеобщего ознакомления, или по каким-либо обстоятельствам
не включенные в основной список избирателей, включаются в день
выборов по их просьбе и по предъявлении ими паспорта в
дополнительный список избирателей на избирательном участке по
месту их постоянного проживания и прописки. Дополнительный список
избирателей составляется участковой избирательной комиссией и
подписывается ее председателем и секретарем.
Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ
Статья 11. Система избирательных комиссий
1. Для проведения выборов депутатов Собраний и глав местных
администраций в Республике Саха (Якутия) образуется система
избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия);
- улусные, городские, наслежные, сельские и поселковые
окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
2. Координацию деятельности всей системы избирательных
комиссий, организационное руководство осуществляет Центральная
избирательная комиссия в соответствии с законом Республики Саха
(Якутия).
3. Исходя из местных условий, в случаях совпадения границ
территорий избирательного округа и избирательного участка,
полномочия окружной и участковой избирательной комиссии выполняет
одна из них.
Статья 12. Образование улусных, городских, наслежных,
сельских и поселковых окружных избирательных комиссий
1. Окружные улусные, городские, наслежные, сельские и
поселковые избирательные комиссии по выборам депутатов Собраний и
глав местных администраций образуются представительными и
исполнительными органами государственной власти на паритетных
началах в составе 7-9 человек не позднее 50 дней до дня выборов.
2. Представители в состав избирательных комиссий выдвигаются
избирательными объединениями, собраниями избирателей по месту
жительства.
3. Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной,
улусной, городской избирательной комиссии избираются тайным
голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной
комиссии.
(в ред. Закона РС(Я) от 09.10.96 З N 133-I)
4. Срок полномочий улусных и городских (республиканского
подчинения) комиссий - 5 лет. Полномочия наслежных, сельских и
поселковых комиссий заканчиваются с окончанием выборов.
Статья 13. Полномочия улусных, городских, наслежных,
сельских и поселковых окружных избирательных комиссий
Улусная, городская, наслежная, сельская и поселковая окружная
избирательная комиссия по выборам депутатов Собрания и глав
местных администраций:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на
территории соответствующего административно-территориального
деления;
б) образует избирательные округа;
в) направляет деятельность участковых избирательных комиссий;
г) распределяет денежные средства по участковым избирательным
комиссиям;
д) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий
помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы
материально-технического обеспечения выборов;
е) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней в
соответствии с формой, установленной Центральной избирательной
комиссией;
ж) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий,
местных органов власти, руководителей предприятий, организаций,
учреждений, независимо от форм собственности, органов общественных
организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением
выборов;
з) контролирует своевременность составления списков
избирателей и представление их для всеобщего ознакомления;
и) организует выдвижение кандидатов в депутаты Собрания и на
должность главы администрации соответствующего уровня;
к) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты и на
должность главы местной администрации, его доверенных лиц и выдает
им соответствующие удостоверения;
л) публикует сообщения о составе зарегистрированных
кандидатов;
м) способствует организации встреч кандидатов с избирателями;
н) утверждает текст избирательного бюллетеня и обеспечивает
ими участковые избирательные комиссии;
о) получает от соответствующих участковых избирательных
комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных
участках, устанавливает результаты выборов по округу и публикует
их в печати;
п) регистрирует избранных депутатов и главу местной
администрации и выдает им удостоверения об избрании;
р) передает соответствующему Собранию документацию,
необходимую для проверки полномочий избранных депутатов;
с) решает вопросы, связанные с проведением повторного
голосования и повторных выборов;
т) решает вопросы, связанные с проведением отзыва депутатов
Собрания;
у) обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных
документов, установленные Центральной избирательной комиссией
Республики Саха (Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
ф) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
ц) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Статья 14. Образование участковых избирательных комиссий
1. Участковые избирательные комиссии образуются улусными,
городскими (город республиканского значения) Собраниями с учетом
предложений избирательных объединений, собраний избирателей по
месту жительства в составе 5-15 человек не позднее 45 дней до дня
выборов.
(в ред. Закона РС(Я) от 09.10.96 З N 133-I)
2. Полномочия участковых избирательных комиссий заканчиваются
с окончанием выборов.
Статья 15. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия:
а) составляет и уточняет список избирателей по участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей,
принимает и рассматривает заявления о нарушениях в списке и решает
вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о месте нахождения участковой
избирательной комиссии, времени ее работы, дне выборов, месте и
времени голосования;
г) обеспечивает подготовку помещения для голосования и
избирательных ящиков;
д) организует голосование на избирательном участке в день
выборов;
е) производит подсчет голосов, поданных на избирательном
участке за кандидатов, составляет протокол об итогах голосования и
передает его в соответствующую окружную избирательную комиссию;
ж) рассматривает жалобы и заявления по вопросам подготовки
выборов и организации голосования и принимает по ним решения;
з) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим
законом.
Статья 16. Организация работы избирательных комиссий
1. Организация деятельности избирательных комиссий
осуществляется на основе коллегиальности. Заместитель и секретарь
избирательной комиссии избираются на первом заседании
соответствующей комиссии.
2. Решение об образовании избирательной комиссии, ее состав,
постановление комиссии об избрании ее руководителей публикуются в
местной печати для всеобщего сведения.
3. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо
лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Лицо,
выдвинутое кандидатом и состоящее в одной из избирательных
комиссий, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с
момента регистрации его кандидатом.
4. Председатель, заместитель, секретарь или любой член
избирательной комиссии может быть освобожден от своих обязанностей
в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по
представлению общественного избирательного объединения,
выдвинувшего его в состав комиссии, а также на основании и в
порядке, установленном статьей 21 настоящего закона в случае
выдвижения члена комиссии кандидатом в депутаты или на должность
главы администрации. Выдвижение и утверждение нового представителя
в состав избирательной комиссии производится в порядке,
установленном настоящим законом.
5. Один из руководителей избирательной комиссии или любой из
ее членов по решению комиссии на период подготовки выборов может
освобождаться от выполнения производственных или служебных
обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет
средств, выделенных на проведение выборов.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если
в нем принимает участие большинство членов комиссии с правом
решающего голоса. Решения комиссии принимаются открытым или тайным
голосованием, большинством голосов от общего состава комиссии.
Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать
особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания
избирательной комиссии.
7. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и
открыто. Каждое избирательное объединение, выдвинувшее и
зарегистрировавшее своего кандидата в депутаты или на должность
главы местной администрации по соответствующему избирательному
округу, вправе направить одного представителя в избирательную
комиссию с правом совещательного голоса. Помимо этого, в день
выборов избирательные объединения, зарегистрировавшие своего
кандидата в депутаты, а также кандидата на должность главы
администрации, вправе направить в соответствующую избирательную
комиссию одного наблюдателя, который вправе присутствовать до
окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.
8. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать
кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных
объединений и средств массовой информации. При рассмотрении жалоб
и заявлений на заседаниях избирательных комиссий имеют право
присутствовать представители заинтересованных сторон.
9. Протоколы заседаний и решения избирательных комиссий
подписываются председательствующим на заседании и секретарем
комиссии. Решения избирательных комиссий, публикуются в печати и
передаются в иные средства массовой информации.
10. Итоги голосования и результаты выборов по каждому округу
должны публиковаться в местной печати соответствующими окружными
избирательными комиссиями в пятидневный срок в объеме данных,
содержащихся в протоколе комиссии.
11. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их
полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и
общественными органами, предприятиями, учреждениями и
организациями.
12. Решения и действия избирательной комиссии могут быть
обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии, а в случаях,
предусмотренных настоящим законом - в суде.
13. Все государственные органы, а также их должностные лица
обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в выполнении
задач, связанных с выборами.
Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
В ДЕПУТАТЫ СОБРАНИЙ И КАНДИДАТОВ НА
ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ
Статья 17. Сроки выдвижения
1. Назначение выборов производится не позднее, чем за три
месяца до дня выборов.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты Собраний и на должность
глав местных администраций начинается за два месяца и
заканчивается за один месяц до выборов.
Статья 18. Выдвижение кандидатов
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Собраний по
соответствующим избирательным округам и кандидатов на должность
глав местных администраций принадлежит гражданам Республики Саха
(Якутия) через избирательные объединения данного избирательного
округа.
2. Избирательными объединениями являются:
а) добровольное объединение граждан Республики Саха (Якутия),
численностью не менее 30 человек, имеющих избирательное право,
создаваемое на период проведения выборов по месту постоянного
проживания, работы или иным признакам, создание которого
подтверждается протоколом общего собрания, подписанного всеми
членами избирательного объединения;
б) общественная организация (партия, политическое движение,
общественная организация и их объединение), устав (положение)
которой зарегистрирован Министерством юстиции Республики Саха
(Якутия) и предусматривает участие в выборах, в лице улусных,
городских (республиканского подчинения) отделений, если
численность группы избирателей на собрании по принятию решения о
выдвижении кандидата составляет не менее 30 человек;
3. О выдвижении кандидата составляется протокол, в котором
должны быть указаны:
- число зарегистрированных участников собрания по выдвижению
кандидата;
- число участников собрания, необходимое для принятия решения;
- ход выдвижения и обсуждения кандидатур;
- итоги голосования по каждой кандидатуре;
- решение о выдвижении кандидата с итогами голосования по
нему.
4. Решения о выдвижении кандидатов принимаются тайным
голосованием. О выдвижении каждого кандидата принимается отдельное
решение.
5. Избирательное объединение вправе выдвинуть только по одному
кандидату в депутаты Собрания и на должность главы местной
администрации и только по одному избирательному округу.
6. Общественная организация не может входить в состав более
чем одного избирательного объединения.
7. Выдвижение кандидатов начинается со дня утверждения схемы
избирательных округов. Подача документов в окружную избирательную
комиссию на регистрацию кандидатов заканчивается за 30 дней до дня
выборов.
8. Кандидатами в депутаты Собраний выдвигаются граждане,
работающие или проживающие на территории соответствующего
избирательного округа. Гражданин не может быть одновременно
депутатом более, чем в одном Собрании.
9. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная
комиссия обязана выдать кандидату или по его поручению его
доверенному лицу справку об изложении мотивов отказа. Отказ в
регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на
регистрацию кандидатом в вышестоящей избирательной комиссии, либо
в суде.
Статья 19. Несовместимость статуса депутата, главы
администрации с занятием других должностей
и иной деятельностью
1. Лицо, избранное главой улусной и городской администрации,
не может занимать должности в предприятиях, учреждениях,
организациях и в иных структурах всех форм собственности, состоять
в правлениях или других органах управления предприятий,
учреждений, организаций, также получать вознаграждения, за
исключением преподавательской, научной, литературной и иной
творческой деятельности, не связанной с исполнением должностных
обязанностей, а также состоять в руководящих органах
зарегистрированных политических партий, движений, клубов, состоять
на действительной военной службе.
2. Глава местной администрации не может быть избран на другую
выборную должность на соответствующей территории, где он избран,
без сложения в установленном порядке своих полномочий.
3. Лицо, зарегистрированное в качестве кандидата, у которого
должность или занятие несовместимы по настоящему закону с мандатом
главы администрации, дает письменное обязательство о прекращении
соответствующей деятельности в случае его избрания главой
администрации.
4. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей,
влечет за собой отказ в регистрации кандидатом на должность главы
местной администрации, либо признания недействительным избрание
соответствующего лица главой местной администрации.
Статья 20. Порядок регистрации кандидатов в депутаты
Собраний и кандидатов на должность глав
местных администраций
1. Все кандидаты в депутаты Собраний и на должность глав
местных администраций, выдвинутые с соблюдением требований
настоящего закона, должны быть в обязательном порядке
зарегистрированы соответствующими избирательными комиссиями по
представлению избирательных объединений или по заявлению самих
кандидатов. Отказ в регистрации может быть обжалован в трехдневный
срок соответственно в вышестоящей избирательной комиссии.
2. Для официальной регистрации лица кандидатом в депутаты
Собрания по избирательному округу или на должность главы местной
администрации требуется предъявление в соответствующую окружную
избирательную комиссию:
- протокола заседания избирательного объединения, проявившего
инициативу выдвижения кандидата, подписанного не менее 30
участниками заседания;
- письменного заявления кандидата о согласии баллотироваться
по данному округу.
В представленных документах указывается принадлежность
кандидата к какому-либо избирательному объединению или статус
независимого кандидата.
3. Избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения
кандидатов в депутаты, кандидатов на должность главы местной
администрации с требованиями настоящего закона и в течении 5 дней
производит регистрацию, публикацию данных о кандидатах в местной
печати и выдает удостоверение об их регистрации кандидатами в
депутаты и кандидатами на должность главы местной администрации с
указанием даты и времени либо отказывает в официальной
регистрации. Отказ в регистрации кандидата в депутаты или
кандидата на должность главы местной администрации может быть
обжалован в трехдневный срок в вышестоящей избирательной комиссии
или в суде.
4. Кандидат в депутаты Собрания или на должность главы местной
администрации может быть зарегистрирован только в одном
избирательном округе.
5. В случае, если в избирательном округе в установленные сроки
будет зарегистрировано менее двух кандидатов или не
зарегистрирован ни один кандидат, выборы в округе по решению
соответствующей окружной избирательной комиссии откладываются с
назначением нового дня выборов, для дополнительного выдвижения
кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, но
не более чем на один месяц.
В случае, если по истечении срока дополнительного выдвижения
кандидатов в избирательном округе будет зарегистрирован один
кандидат, в избирательный бюллетень вносится фамилия одного
кандидата.
В случае, если по истечении срока дополнительного выдвижения
кандидатов в избирательном округе не зарегистрирован ни один
кандидат, выборы считаются не состоявшимися.
6. Окружная избирательная комиссия в любое время до дня
выборов может принять решение об отмене регистрации кандидата в
случаях:
- снятия кандидатом своей кандидатуры;
- отмены избирательным объединением своего решения о
выдвижении кандидата;
- повторного либо грубого нарушения кандидатом настоящего
закона о выборах;
- вступления в силу в отношении кандидата обвинительного
приговора суда;
- утраты кандидатом права на участие в выборах (смена
гражданства, места жительства, признание недееспособным и др.);
- выявления обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности
либо незаконности документов, на основании которых была проведена
регистрация кандидата.
7. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая
избирательная комиссия обязана выдать кандидату или его
доверенному лицу копию решения комиссии с изложением мотивов
отказа.
Статья 21. Права, обязанности и гарантии деятельности
кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные
обязанности.
2. Кандидаты в депутаты Собрания или на должность главы
местной администрации, находящиеся на государственной службе,
после регистрации, на время их участия в выборах, проведения
встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях,
митингах, по телевидению, радио, в целях создания равных условий
для проведения предвыборной борьбы, обязательно освобождаются от
выполнения производственных или служебных обязанностей и не вправе
использовать преимущества своего служебного положения. За ними
сохраняется средняя заработная плата, исчисленная за последние три
месяца, за счет средств, выделенных на проведение выборов, но не
превышающая десятикратного минимального уровня заработной платы в
Республике Саха (Якутия). Работодатель обязан предоставить
кандидату в депутаты или на должность главы местной администрации,
по его заявлению, неоплачиваемый отпуск с момента официальной
регистрации до момента опубликования результатов выборов.
3. Кандидаты в депутаты Собраний и на должность глав
администраций по соответствующим избирательным округам, со дня
регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно
имеют право на территории округа, где они баллотируются,
пользоваться любыми видами общественного транспорта за исключением
авиации, такси и заказных рейсов на других видах транспорта. В
улусах, городах, где имеется несколько избирательных округов,
кандидаты имеют право бесплатно пользоваться городским и
пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных
рейсов) на всей территории. Оплата этих поездок производится
соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств,
выделенных для проведения выборов, по предъявлению документов.
4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой
стаж. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации
(работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или
без их согласия переведены на другую работу.
5. Кандидат в депутаты Собрания или на должность главы местной
администрации не может быть привлечен к уголовной ответственности,
арестован или подвергнут мерам административного взыскания,
налагаемого в судебном порядке, без согласия соответствующего
прокурора. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры
могут быть применены к кандидату только по постановлению
Верховного суда Республики Саха (Якутия). Об этом должна быть
извещена соответствующая избирательная комиссия.
6. Кандидат в депутаты Собрания может иметь до 3-х доверенных
лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая
зарегистрировала кандидата. Кандидат на должность главы местной
администрации может иметь до 8 доверенных лиц, регистрируемых той
же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.
7. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в депутаты
или на должность главы местной администрации, может с согласия
кандидата назначить доверенных лиц, которые регистрируются
избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата.
8. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2
настоящего закона. Доверенные лица получают от соответствующей
избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную работу и
иную деятельность, способствующую избранию кандидатов.
Работодатели обязаны представлять доверенным лицам по их просьбе
неоплачиваемый отпуск.
9. Кандидат в депутаты или на должность главы местной
администрации и избирательные объединения, назначившие доверенных
лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив соответствующую
избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким
доверенным лицам удостоверения.
10. Кандидат вправе в любое время до выборов снять свою
кандидатуру. Избирательное объединение может в любое время до дня
регистрации отменить свое решение о выдвижении кандидата в
депутаты или кандидата на должность главы местной администрации и
внести на регистрацию в избирательную комиссию нового кандидата в
установленном законом порядке.
11. Информация о выбытии, замене кандидатов не позднее пяти
дней публикуется соответствующей избирательной комиссией в местной
печати и сообщается в иные средства массовой информации.
Глава V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ
Статья 22. Право на участие в предвыборной агитации
1. Кандидаты в депутаты, кандидаты на должность глав местных
администраций с момента их регистрации вправе организовать
предвыборную агитацию.
2. Граждане Республики Саха (Якутия), избирательные
объединения и иные общественные организации вправе в допустимых
законом формах и законными методами беспрепятственно вести
агитацию "за" или "против" кандидатов или избирательных
объединений.
3. В предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не
могут участвовать государственные органы, члены избирательных
комиссий, должностные лица государственных органов.
4. Должностные лица государственных органов, являющиеся
кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации
на общих с другими кандидатами основаниях.
5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой
информации, должностным лицам и творческим работникам
государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в
освещении избирательной кампании через средства массовой
информации, если указанные лица являются кандидатами либо
доверенными лицами кандидатов.
Статья 23. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Местные органы государственной власти обязаны оказывать
содействие кандидатам в депутаты и кандидатам на должность глав
местных администраций, гражданам и избирательным объединениям в
организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов
и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении
помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются
соответствующими местными государственными органами и органами
местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в
порядке, установленном соответствующей избирательной комиссией.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке,
установленном действующим законодательством. Проведение агитации в
помещениях избирательных участков запрещается, кроме встреч
кандидатов с избирателями.
3. Владельцы государственных, коммунальных (муниципальных) и
общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий
предоставлять в их пользование на установленное время встреч
кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии
оплачивают пользование этими залами в пределах, установленных
Центральной избирательной комиссией из бюджетных средств,
выделенных для подготовки и проведения выборов в местные органы
власти. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные
возможности всем кандидатам.
Статья 24. Предвыборная агитация через средства
массовой информации
1. Средства массовой информации, в числе учредителей которых
выступают государственные органы, организации, учреждения, а равно
средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за
счет государственных средств, обязаны обеспечивать равные
возможности для предвыборных выступлений в них кандидатов в
депутаты и кандидатов на должность глав местных администраций.
2. Кандидаты, баллотирующиеся в местные органы государственной
власти, имеют равное право на выступления по местному телевидению
и радиовещанию, финансируемым за счет государственных средств.
Порядок выступления кандидатов по местному телевидению и
радиовещанию и их количество устанавливаются соответствующей
избирательной комиссией. Кандидатам должно быть обеспечено эфирное
время на равных основаниях (по продолжительности выступления,
времени выхода в эфир и другим условиям).
3. Местное телевидение и радиовещание в соответствии с
порядком выступлений должно предоставлять кандидатам и
избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных
кандидатов, равное по продолжительности эфирное время при равных
условиях на территории данного избирательного округа, выделяя при
этом бесплатно по 10 минут на радио и телевидении.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.07.97 З N 183-I)
4. Кандидат, избирательное объединение имеют право на
основании заключенного с местной телерадиостудией договора
получить за плату время вещания сверх времени вещания,
предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по
отношению к кандидатам и избирательным объединениям характер.
Статья 25. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Граждане, избирательные или общественные объединения,
участвующие в выборах, кандидаты в депутаты и на должность глав
местных администраций вправе беспрепятственно выпускать плакаты,
листовки и иные агитационные материалы.
2. Кандидат, баллотирующийся в местные органы государственной
власти улуса, города республиканского подчинения, имеет право на
бесплатное выступление в объеме до 150 строк на страницах одной из
газет, финансируемой государственными органами, а кандидат,
баллотирующийся в другие местные органы, имеет право на бесплатное
выступление на страницах одной из местных газет, финансируемой за
счет государственных средств, в объеме до 50 строк, в порядке,
установленном окружной избирательной комиссией.
3. Все агитационные печатные материалы должны содержать
информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск.
Распространение анонимных и подложных агитационных материалов
запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о
распространении анонимных либо подложных агитационных материалов,
обязаны принять меры по пресечению этой деятельности и вправе
обратиться в соответствующие органы внутренних дел с
представлением о применении необходимых мер пресечения
противоправной агитационной деятельности.
4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные
материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению
конституционного строя и нарушению целостности Республики Саха
(Якутия), разжигать социальную, расовую, национальную и
религиозную рознь, а также оскорблять честь и достоинство других
кандидатов. При распространении таких программ и материалов
избирательные комиссии действуют в соответствии с правилами,
установленными частью 3 настоящей статьи.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом
помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте,
кроме зданий и помещений избирательных комиссий, избирательных
участков и зданий, занимаемых органами государственной власти и
управления, с согласия собственника или владельца.
Статья 26. Срок проведения агитационной кампании
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации
кандидата в депутаты или на должность глав местных администрации
до дня выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается.
Печатные агитационные материалы распространению не подлежат.
Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и
помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних
местах.
3. В течении трех дней до дня выборов опубликование
результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не
допускается
Статья 27. Недопустимость злоупотреблений правом на
проведение предвыборной агитации
1. При проведении предвыборной агитации не допускается
использование средствами массовой информации служебного положения
кандидатов, злоупотребление свободой массовой информации в
интересах отдельного кандидата, запрещается агитация, возбуждающая
социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или
вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению
конституционного строя и целостности государства, пропаганда
войны. В случае совершения указанных нарушений по вине кандидата
избирательные комиссии вправе по заключению государственных
органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в
сфере массовой информации, отменить решение о регистрации
кандидата.
2. Избирательные комиссии контролируют соблюдение
установленного порядка проведения предвыборной агитации.
Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ
Статья 28. Финансовое обеспечение подготовки
проведения выборов
1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению
выборов депутатов Собраний и глав местных администраций
производятся за счет средств, выделяемых из бюджета Республики
Саха (Якутия). Расходы Центральной избирательной комиссии
Республики Саха (Якутия), связанные с осуществлением ее
полномочий, предусматриваются отдельной строкой в республиканском
бюджете.
2. Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики
Саха (Якутия) на организацию и проведение выборов, поступают в
распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются
между всеми окружными комиссиями пропорционально количеству
избирательных участков.
3. Окружные избирательные комиссии представляют Центральной
избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств
не позднее двух месяцев со дня официального опубликования
результатов выборов.
4. Центральная избирательная комиссия представляет
Правительству отчет о расходовании средств, указанных в части 1
настоящей статьи. Указанный отчет публикуется Центральной
избирательной комиссией в республиканской печати не позднее одного
месяца со дня его представления Правительству.
Статья 29. Избирательные фонды кандидатов и порядок
их создания
1. Избирательные объединения, участвующие в выдвижении
кандидатов в депутаты Собраний и на должность глав местных
администраций, и лицо, выдвинутое кандидатом, вправе создавать
собственные избирательные фонды кандидатов для финансирования
предвыборной агитации помимо средств, выделенных ему
соответствующей избирательной комиссией. Такие фонды могут
состоять из следующих средств:
- собственных средств лица, выдвинутого кандидатом;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным
объединением и добровольных пожертвований.
2. Сумма средств, выделяемых избирательным объединением
выдвинутому кандидату, а также сумма собственных средств
кандидата, в совокупности, не может превышать минимального размера
оплаты труда более чем в тысячу раз.
(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.97 З N 161-I)
3. Не допускается привлечение и использование кандидатами иных
средств кроме случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
4. Право распоряжения средствами избирательных фондов
принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным
объединениям либо лицам, выдвинутым кандидатами.
5. Избирательные объединения и лица, выдвинутые кандидатами,
создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 1 настоящей
статьи, обязаны в срок, указанный в части 2 статьи 26, представить
окружной избирательной комиссии финансовый отчет, в котором
указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и
все совершенные затраты. Указанные отчеты должны быть опубликованы
в улусной, городской печати окружной избирательной комиссией
одновременно с представлением Центральной избирательной комиссии
отчета о расходовании средств в соответствии с частью 2 статьи 26.
6. Соответствующая избирательная комиссия периодически обязана
опубликовывать размеры и источники образования избирательных
фондов.
7. В целях предвыборной агитации допускается использование
только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Статья 30. Порядок расходования средств
избирательных фондов
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд
лица, выдвинутого кандидатом в депутаты или на должность главы
местной администрации, перечисляются на специальный счет в банке,
который открывается выдвинутым кандидатом с разрешения
соответствующей окружной избирательной комиссии после регистрации
кандидата. Порядок учета расходования денежных средств
избирательного фонда устанавливается окружной избирательной
комиссией.
2. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по
округу лица, выдвинутые и зарегистрированные кандидатами, обязаны
представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в
котором указываются источники денежных поступлений в избирательный
фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации.
Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной
комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Саха
(Якутия).
3. По завершении выборов, неизрасходованные денежные средства
избирательных фондов лиц, выдвигавшихся кандидатами в депутаты и
на должность глав местных администраций, за исключением
собственных средств, внесенных кандидатами, направляются в фонд
социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
Глава VII. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
ВЫБОРОВ
Статья 31. Организация голосования
1. Голосование проводится в специально отведенных помещениях,
которые должны предоставляться в распоряжение участковых
избирательных комиссий главами соответствующих администраций. Если
нет возможности использовать здания, находящиеся в
республиканской, коммунальной (муниципальной) собственности,
администрация арендует подходящие здания у частных собственников.
2. Помещения для голосования должны иметь зал с достаточным
количеством оборудованных кабин для тайного голосования, либо
пригодных для этого комнат. Вход и выход из кабин, ящики для
голосования и путь к ним должны быть в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии, представителей и наблюдателей.
3. Ответственность за организацию голосования, обеспечение
тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и
поддержание в них необходимого порядка несет участковая
избирательная комиссия.
Статья 32. Избирательные бюллетени
1. Для осуществления голосования каждый избиратель получает
избирательные бюллетени по выборам депутатов Собраний и глав
местных администраций соответствующих уровней по соответствующим
избирательным округам. Форма, размеры, цвет и другие особенности
избирательных бюллетеней устанавливаются Центральной избирательной
комиссией Республики Саха (Якутия).
2. Каждый бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии,
имена и отчества всех зарегистрированных по данному округу
кандидатов в депутаты и на должность глав местных администраций и
их данные: год рождения, где и кем работает, где проживает. В
каждом избирательном бюллетене должно быть указание избирателю о
порядке заполнения бюллетеня.
3. Текст в каждом избирательном бюллетене печатается на
государственных и официальных языках, которыми пользуются
избиратели округа.
4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению
соответствующей окружной (улусной, городской) избирательной
комиссии.
5. Улусные и городские (республиканского подчинения)
избирательные комиссии совместно с местными администрациями
обеспечивают доставку бюллетеней в участковые избирательные
комиссии не позднее, чем за три дня до дня выборов. Число
избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной
комиссии не должно превышать число зарегистрированных по
избирательному участку избирателей более, чем на пять процентов.
6. На обороте полученных бюллетеней ставится печать или
подписи не менее двух членов избирательной комиссии.
7. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но
после изготовления избирательных бюллетеней, улусные и городские
(республиканского подчинения) или участковые избирательные
комиссии по указанию соответствующей улусной или городской
(республиканского подчинения) комиссии вычеркивают в избирательных
бюллетенях фамилию и данные о выбывших кандидатах либо
изготавливают новые избирательные бюллетени.
Статья 33. Проведение голосования
1. Голосование, по необходимости, проводится в течение двух
выходных дней с 8 часов до 20 часов по местному времени. Исходя из
местных условий, территориальная избирательная комиссия по
согласованию с Центральной избирательной комиссией Республики Саха
(Якутия) вправе принять решение о продлении голосования не более,
чем на 2 часа. О времени и месте голосования участковые
избирательные комиссии обязаны оповестить через средства массовой
информации избирателей не позднее, чем за 20 дней до его
проведения.
(в ред. Закона РС(Я) от 09.10.96 З N 133-I)
2. Избиратель, выбывающий за пределы избирательного участка в
период за 15-1 день до дня выборов и не имеющий возможность в день
выборов принять участие в голосовании, может проголосовать
досрочно по почте или заполнив избирательные бюллетени в помещении
улусной или городской ( за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день
до дня голосования) избирательной комиссии, так, чтобы не была
нарушена тайна голосования. В этом случае на обороте выданных ему
бюллетеней ставится печать соответствующей окружной или участковой
избирательной комиссии или подпись не менее двух членов комиссии.
Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, заклеивает
его и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте
склейки также ставится печать или подпись дежурного члена
избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают
списки досрочно проголосовавших таким образом избирателей и
конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию
одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней.
Проголосовавших таким образом избирателей участковая комиссия
отмечает в своем списке избирателей.
3. В день выборов перед началом голосования председатель
участковой избирательной комиссии проверяет пустые ящики для
голосования, показывает их членам комиссии и присутствующим
наблюдателям и опечатывает их. Затем председатель комиссии
опускает в ящик для голосования конверты с заполненными
бюллетенями, досрочно проголосовавших избирателей, предварительно
сверив их со списком. Число конвертов оглашается и заносится в
протокол комиссии.
4. В 8 часов утра председатель участковой избирательной
комиссии объявляет о начале голосования и приглашает избирателей
получить избирательные бюллетени.
5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц
не допускается. Избирательные бюллетени выдаются участковой
комиссией по предъявлении избирателем паспорта. Получив
избирательный бюллетень, избиратель расписывается в списке
избирателей против своей фамилии. Член комиссии, выдавший
бюллетень, так же расписывается в соответствующей графе.
6. Заполнение избирательных бюллетеней производится в
специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие
кого-либо, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или
комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена
избирательной комиссии, представителя или наблюдателя.
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в
пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он
голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против
всех кандидатов".
(в ред. Закона РС(Я) от 18.02.97 З N 161-I)
8. В случаях, когда отдельные избиратели по уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования, по их
письменному или устному заявлению участковая избирательная
комиссия организует голосование, направив по месту нахождения этих
граждан не менее двух членов комиссии с использованием переносного
ящика для голосования. При желании при этом могут присутствовать
наблюдатели. По прибытии к заявителю устное заявление должно быть
подтверждено им в письменной форме. Члены избирательной комиссии,
выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в
соответствии с количеством письменных или устных заявлений.
Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный
дополнительный список, в котором избиратель расписывается за
получение бюллетеня, а член избирательной комиссии за его выдачу.
Организация голосования вне помещения избирательного участка
должна исключать возможность нарушения избирательных прав
гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
9. Председатель участковой избирательной комиссии обеспечивает
порядок в помещении для голосования. Его распоряжения для всех
присутствующих обязательны.
10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от
участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения
избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или
пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом
принимается избирательной комиссией.
Статья 34. Подсчет голосов на избирательном участке
1. В 20 часов второго дня выборов председатель участковой
избирательной комиссии объявляет голосование оконченным, после
чего доступ на избирательный участок прекращается. После этого
времени могут получить избирательные бюллетени и проголосовать
только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Подсчет голосов избирателей и установление результатов
выборов осуществляются только членами избирательных комиссий.
Участие в этом посторонних лиц не допускается.
3. Перед началом подсчета голосов комиссия погашает
неиспользованные бюллетени, определяет их число и заносит его в
протокол. Погашенные бюллетени укладываются в пакеты и
опечатываются. После этого комиссия определяет целостность печатей
или пломб на избирательных ящиках и затем вскрывает их.
4. При выборах депутатов Собраний и глав местных администраций
подсчет голосов на избирательном участке производится участковой
избирательной комиссией отдельно по каждому округу (в пределах
данного избирательного участка) и по каждому кандидату.
5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по
итогам голосования, в котором указывает:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по
избирательному участку;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) общее число избирательных бюллетеней, обнаруженных в
избирательных ящиках;
г) число недействительных бюллетеней;
д) число действительных бюллетеней;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательные бюллетени
кандидатов в депутаты или на должность главы местной
администрации;
ж) число голосов, поданных за каждого кандидата и число
голосов, поданных против каждого кандидата;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним
решения.
6. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в
избирательные бюллетени, голоса не подсчитываются. Протокол с
результатами подсчета голосов составляется в двух экземплярах,
рассматривается и утверждается на заседании участковой
избирательной комиссии и подписывается всеми членами участковой
комиссии. Член комиссии, несогласный с протоколом или отдельным
его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. После
утверждения один экземпляр протоколов участковая избирательная
комиссия незамедлительно направляет в соответствующую окружную
(улусную или городскую) избирательную комиссию. Второй экземпляр
протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями
хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы.
7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в
соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем
через 10 дней после официального объявления итогов выборов.
Статья 35. Недействительные избирательные бюллетени
1. Недействительными избирательными бюллетенями признаются:
- избирательные бюллетени неустановленного образца;
- бюллетени, не заверенные печатью или подписями двух членов
участковой избирательной комиссии;
- бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление
избирателя, в частности такие, в которых при голосовании оставлено
более одного кандидата.
2. Определение действительности или не действительности
бюллетеня разрешается избирательной комиссией путем голосования.
Статья 36. Установление результатов выборов депутатов
Собраний и глав местных администраций в избирательном
округе
1. Результаты выборов депутатов улусных, городских, наслежных,
сельских и поселковых Собраний и глав местных администраций
устанавливаются по избирательным округам улусными, городскими,
наслежными, сельскими и поселковыми избирательными комиссиями. На
основании протоколов участковых избирательных комиссий улусные,
городские, наслежные и поселковые комиссии суммируют и определяют:
- общее число избирателей по округу;
- число избирателей, получивших избирательные бюллетени;
- число избирателей, принявших участие в голосовании;
- число недействительных бюллетеней;
- число действительных бюллетеней;
- число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных
"против" каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов.
2. Избранным считается кандидат на должность главы местной
администрации, получивший на выборах больше половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании.
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
2.1. Избранным считается кандидат в депутаты, который получил
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании при условии, что число голосов "против всех
кандидатов" не превышает число голосов, поданных "за" кандидата в
депутаты, получившего наибольшее число голосов.
(часть 2.1. введена Законом РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
3. Результаты выборов рассматриваются и утверждаются на
заседании соответствующей избирательной комиссии и заносятся в
протокол, составляемый в двух экземплярах. Протокол подписывается
всеми членами избирательной комиссии.
4. Улусные и городские (республиканского подчинения)
избирательные комиссии направляют один экземпляр протокола об
итогах выборов депутатов улусных и городских (республиканского
подчинения) Собраний и глав администраций в Центральную
избирательную комиссию Республики Саха (Якутия), а второй
оставляют у себя на хранение.
5. Городские (улусного подчинения), наслежные, сельские и
поселковые избирательные комиссии направляют один экземпляр
протоколов об итогах выборов депутатов городских (улусного
подчинения), наслежных, сельских и поселковых Собраний и глав
местных администраций в соответствующие улусные и городские
(республиканского подчинения) избирательные комиссии, а второй
экземпляр оставляют у себя, где он хранится в течении двух
месяцев, после чего также передается в улусную или городскую
(республиканского подчинения) комиссию.
6. В тех случаях, когда полномочия окружной и участковой
комиссий выполняет одна комиссия, она составляет протокол только
окружной избирательной комиссии.
Статья 37. Признание выборов по избирательному округу
недействительными или несостоявшимися
1. Состоявшимися считаются выборы, если при соблюдении всех
требований настоящего закона, в них приняли участие более тридцати
пяти процентов избирателей, включенных в списки для голосования.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.07.97 З N 183-I)
2. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли
участие менее тридцати пяти процентов избирателей, включенных в
списки для голосования, или если в связи с выбытием кандидатов, по
округу останутся зарегистрированными и включенными в бюллетень для
тайного голосования на день голосования менее двух кандидатов, или
когда число голосов, поданных в графе против всех кандидатов,
превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего
наибольшее количество голосов.
(в ред. Закона РС(Я) от 11.07.97 З N 183-I)
3. Недействительными признаются выборы, если допущенные в ходе
выборов или при подсчете голосов нарушения не позволяют с
достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Статья 38. Регистрация избранных депутатов и глав
местных администраций и опубликование итогов выборов
1. Соответствующая окружная избирательная комиссия на
основании протоколов о результатах выборов подводит итоги выборов
и в течении пяти дней производит регистрацию депутатов Собраний и
глав местных администраций, избранных по каждому избирательному
округу.
2. Избирательная комиссия может отказать в регистрации
депутата или главы администрации и признать выборы
недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов
выявились нарушения настоящего закона.
3. Сообщение об итогах выборов главы местной администрации и
список избранных депутатов Собраний публикуются в печати
соответствующей избирательной комиссией не позднее пяти дней после
выборов. В сообщении указываются:
а) общее число граждан, включенных в списки избирателей;
б) число избирателей, принявших участие в голосовании;
в) число недействительных избирательных бюллетеней;
г) число действительных избирательных бюллетеней;
д) число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных
"против" каждого кандидата;
е) число голосов, поданных против всех кандидатов;
ж) перечень округов, в которых будет проведено повторное
голосование или повторные выборы.
4. Список избранных депутатов Собраний публикуется в
алфавитном порядке с указанием их фамилии, имени, отчества, года
рождения, занимаемой должности или рода занятия, партийной
принадлежности, места работы и жительства, избирательного округа,
по которому они избраны.
5. Главы местных администраций и депутаты Собраний считаются
избранными с момента их регистрации окружной избирательной
комиссией.
Глава VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ
Статья 39. Рассмотрение жалоб и заявлений
1. Жалобы и заявления по вопросам избирательного процесса,
поступившие в ходе выборов в соответствующие избирательные
комиссии, должны быть ими рассмотрены в пятидневный срок, а в день
голосования - немедленно.
2. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют
дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее,
чем в десятидневный срок.
3. Избирательная комиссия обязана проверить заявление, либо
удовлетворить законное требование заявителя и устранить имеющее
место нарушение, либо выдать заявителю справку о мотивированном
отклонении заявления.
4. Действия и решения избирательной комиссии могут быть
обжалованы в суде в порядке, установленном республиканским
законодательством.
Статья 40. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов
1. В случае отказа зарегистрировать гражданина кандидатом в
депутаты Собрания или на должность главы местной администрации
окружная избирательная комиссия обязана выдать уполномоченному
представителю избирательного объединения или кандидату, либо его
доверенному лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами
может служить только невыполнение требований настоящего закона.
2. Отказ в регистрации кандидату в депутаты Собрания или на
должность главы местной администрации, а также невыполнение
избирательной комиссией обязанности, предусмотренной в части 1
настоящей статьи, избирательное объединение или кандидат могут
обжаловать в Центральной избирательной комиссии, либо в суде в
порядке, установленном республиканским законодательством.
Глава IX. ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ.
ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ И ГЛАВ МЕСТНЫХ
АДМИНИСТРАЦИЙ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ
Статья 41. Повторное голосование
1. Если по избирательному округу баллотировалось более двух
кандидатов на должность главы администрации и ни один из них не
был избран, соответствующая избирательная комиссия принимает
решение о проведении в избирательном округе повторного голосования
по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов
избирателей.
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
2. Повторное голосование проводится не позднее, чем в
двухнедельный срок со дня общих выборов с соблюдением требований
настоящего закона. Сообщение о проведении повторного голосования
публикуется в печати.
3. Избранным считается кандидат на должность главы местной
администрации, получивший при повторном голосовании наибольшее
число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по
отношению к другому кандидату при условии, что число голосов
избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов
избирателей, поданных против всех кандидатов.
(в ред. Законов РС(Я) от 18.02.97 З N 161-I), от 26.11.97 З N
209-I)
Статья 42. Повторные выборы
1. Если по избирательному округу баллотировалось не более двух
кандидатов в депутаты Собраний или на должность главы местной
администрации и ни один из них не был избран, либо выборы по
избирательному округу были признаны не действительными или не
состоявшимися, либо повторное голосование не позволило определить
главу местной администрации, то соответствующая избирательная
комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе
новых - повторных выборов. При проведении повторных выборов в
наслежные, сельские и поселковые Собрания решения о проведении
повторных выборов принимают улусные и городские (республиканского
подчинения) избирательные комиссии. Решения о проведении повторных
выборов в улусные и городские (республиканского подчинения)
Собрания принимает Центральная избирательная комиссия Республики
Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
2. Голосование проводится на тех же избирательных участках и
по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов.
Состав участковых избирательных комиссий по необходимости может
быть обновлен. Образование избирательных комиссий, выдвижение и
регистрация кандидатов в депутаты и на должность глав местных
администраций, другие предвыборные мероприятия проводятся в
порядке, установленном настоящим законом.
3. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный
срок со дня опубликования итогов общих выборов. Сообщение о
проведении повторных выборов публикуется в печати.
4. В случае проведения повторных выборов кандидатами в
депутаты и на должность глав местных администраций не могут вновь
баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов
в ходе общих выборов в данном избирательном округе.
5. В случае, если в результате повторных выборов не будет
избран глава местной администрации, выборы в этих округах
откладываются на один год. Обязанности главы местной администрации
исполняет лицо, назначенное Президентом Республики Саха (Якутия),
по согласованию с местным представительным органом государственной
власти.
6. Соответствующая окружная избирательная комиссия передает
все выборные документы вышестоящему главе местной администрации, а
по улусам и городам республиканского подчинения - в Центральную
избирательную комиссию Республики Саха (Якутия).
Статья 43. Выборы депутатов Собраний и глав местных
администраций вместо выбывших
1. В случае, если местный представительный орган
государственной власти признает полномочия отдельных депутатов
недействительными, а также в случае отзыва депутата Собрания или
главы местной администрации избирателями или досрочного
прекращения ими своих полномочий по другим причинам в
соответствующих избирательных округах, в месячный срок с момента
выбытия депутата и главы местной администрации назначаются новые
выборы. Выборы назначаются и проводятся соответствующей улусной
или городской (республиканского подчинения) избирательной
комиссией по согласованию с Центральной избирательной комиссией
Республики Саха (Якутия) не позднее, чем за месяц до их проведения
и организуются с соблюдением требований настоящего закона. При
этом участковые комиссии образуются не позднее, чем за 30 дней до
дня выборов, регистрация кандидатов в депутаты Собраний
заканчивается за 30 дней до выборов.
2. В случае выбытия депутата Собрания или главы администрации,
или прекращения ими полномочий менее, чем за четыре месяца до
истечения полномочий, выборы нового депутата или главы местной
администрации вместо выбывшего не проводятся. На оставшийся период
назначается исполняющий обязанности главы местной администрации в
соответствии со статьей 42 настоящего закона.
Глава Х. УДОСТОВЕРЕНИЯ ДЕПУТАТА.
ФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Статья 44. Удостоверение депутата Собрания
1. После опубликования в печати списков зарегистрированных
депутатов Собраний соответствующая избирательная комиссия выдает
каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.
2. После утверждения Собранием полномочий избранных депутатов,
выданные им временные удостоверения об избрании депутатом
заменяются на удостоверения депутата.
Статья 45. Формы избирательных документов
Формы избирательных документов - списков избирателей,
протоколов избирательных комиссий, избирательных бюллетеней,
удостоверений кандидатов в депутаты Собраний и на должность глав
местных администраций и их доверенных лиц, удостоверений об
избрании депутатом Собрания и главой местной администрации,
образец ящика для голосования устанавливаются Центральной
избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
Статья 46. Порядок хранения избирательных документов
1. Вся документация участковых избирательных комиссий по
окончании их работы передается соответствующим улусным, городским
(республиканского подчинения) наслежным и поселковым избирательным
комиссиям.
2. Порядок и сроки хранения избирательных документов
устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики
Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 209-I)
Глава XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
Статья 47. Ответственность за нарушения избирательных
прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом
препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики
Саха (Якутия) права избирать и быть избранным, или лица,
распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах, либо
совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство
кандидата, а равно лица, проводящие агитацию в день выборов или
препятствующие работе избирательных комиссий, либо препятствующие
голосованию на избирательных участках, несут ответственность в
соответствии с законом.
Председатель Председатель
Палаты Республики Палаты Представителей
Е.ЛАРИОНОВ А.ИЛЛАРИОНОВ
г. Якутск
22 сентября 1994 года
З N 35-I
|