ПОСТАНОВЛЕНИЕ УТРАТИЛО СИЛУ -
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 12.04.2004 N 165
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
N 275 от 5 июля 1994 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ САХА
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в
Республике Саха (далее - госземконтроль). Этот порядок является
обязательным для исполнения всеми должностными, физическими и
юридическими лицами, независимо от подчиненности и форм
собственности.
2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами
представительной и исполнительной власти, а также специально
уполномоченными на то государственными органами в соответствии с
действующим законодательством. Задачей госземконтроля является
обеспечение соблюдения всеми должностными, физическими и
юридическими лицами требований земельного законодательства в целях
эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами,
осуществляющими госземконтроль, являются:
Государственный комитет Республики Саха по земельной реформе и
земельным ресурсам и его органы на местах;
Министерство экологии и природопользования Республики Саха и
его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
при Президенте Республики Саха и его органы на местах;
Государственный комитет Республики Саха по строительству и его
органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с
органами представительной и исполнительной власти и между собой.
4. Главным государственным инспектором по использованию и
охране земель Республики Саха является председатель
Государственного комитета Республики Саха по земельной реформе и
земельным ресурсам, а заместители председателя и начальник отдела
государственного контроля за использованием и охраной земель
Комитета - заместителями главного государственного инспектора по
использованию и охране земель Республики Саха.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Республики Саха и его заместители несут персональную
ответственность за организацию и осуществление госземконтроля в
Республике Саха, государственные инспекторы по использованию и
охране земель городов и улусов Республики Саха и их заместители -
на соответствующих территориях.
Председатели комитетов по земельной реформе и земельным
ресурсам городов и улусов Республики Саха являются
государственными инспекторами по использованию и охране земель
соответствующих территорий, заместители председателей этих
комитетов - заместителями соответствующих государственных
инспекторов по использованию и охране земель.
Председатели комитетов по земельной реформе и земельным
ресурсам - государственные инспекторы по использованию и охране
земель городов и улусов Республики Саха назначаются на должность и
освобождаются от должности председателем Государственного комитета
Республики Саха по земельной реформе и земельным ресурсам -
главным государственным инспектором по использованию и охране
земель Республики Саха по согласованию с органами исполнительной
власти соответствующих городов и улусов.
Должностные лица и специалисты Государственного комитета
Республики Саха по земельной реформе и земельным ресурсам,
комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам городов и
улусов, на которых возложено осуществление госземконтроля,
являются инспекторами по использованию и охране земель
соответствующих территорий.
Главному государственному инспектору по использованию и охране
земель Республики Саха, государственным инспекторам и инспекторам
по использованию и охране земель органами исполнительной власти
выдаются удостоверения установленного образца.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Республики Саха и государственные инспекторы по
использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с
изображением Государственного герба Республики Саха и со своим
наименованием.
II. Функции органов, осуществляющих госземконтроль
5. Органы Государственного комитета Республики Саха по
земельной реформе и земельным ресурсам, Министерства экологии и
природопользования Республики Саха, Государственного комитета
Республики Саха по строительству, Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики
Саха:
осуществляют госземконтроль в соответствии со своей
компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного
состояния земель и функционального зонирования городов и других
поселений;
принимают меры к устранению нарушений земельного
законодательства;
участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов,
касающихся использования и охраны земель;
вносят в установленном порядке предложения о консервации
градированных и загрязненных земель, дальнейшее использование
которых может привести к угрозе жизни и здоровья человека,
чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению
историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным
экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной
продукции и водных источников;
информируют население о состоянии земельного фонда,
эффективности его использования и принимаемых мерах по охране
земель;
участвуют в согласовании градостроительной и
землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке
мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых
проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а
также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
6. Государственный комитет Республики Саха по земельной
реформе и земельным ресурсам и его органы на местах осуществляют
государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами земельного законодательства, установленного режима
использования земельных участков в соответствии с их целевым
назначением;
недопущением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании
земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель,
восстановлением плодородия и других полезных свойств земли,
снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при
проведении работ, связанных с нарушением земель;
проектированием, размещением и строительством объектов,
оказывающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по
улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии
почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания,
иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других
процессов, вызывающих деградацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений
(ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное
пользование.
7. Министерство экологии и природопользования Республики Саха
и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под
все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники,
технологий и материалов для обработки почв, а также при
размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации
предприятий и других объектов;
предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными
водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и
радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель
природоохранного, природно-заповедного и рекреационного
назначения;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и
другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации
процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по
охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
достоверностью сведений, используемых при ведении
государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга
земель и землеустройства;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного,
природно-заповедного и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения
плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации
выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных
земель.
8. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора при Президенте Республики Саха и его органы на местах
осуществляют государственный контроль за:
соблюдением санитарного законодательства при использовании
земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных,
оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и
эксплуатация предприятий, объектов по использованию, переработке и
захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов
производства;
предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных
и инфекционных заболеваний.
9. Государственный комитет Республики Саха по строительству и
его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной
деятельности в городах и других поселениях в соответствии с
утвержденной градостроительной документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и
других поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с
особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и
сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в
городах и других поселениях;
предоставление земельных участков в городах и других
поселениях в соответствии с их целевым назначением и
градостроительными требованиями.
III. Права и обязанности должностных лиц
органов, осуществляющих госземконтроль
10. Главный государственный инспектор по использованию и
охране земель Республики Саха и его заместители, государственные
инспекторы по использованию и охране земель и их заместители,
должностные лица Министерства экологии и природопользования
Республики Саха, Государственного комитета Республики Саха по
строительству, Государственного комитета санитарно -
эпидемиологического надзора при Президенте Республики Саха и их
органы на местах в соответствии с возложенными на них функциями по
осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют
право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях
земельного законодательства для решения вопроса о привлечении
виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о
возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного
законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений,
связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также
по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое
строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и
торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических,
лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и
иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного
законодательства, установленного режима использования земель особо
охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению,
заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии,
засолению и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая
сопредельную территорию, а также, если эти работы ведутся по
проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное
заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или
частичном изъятии земельных участков в случаях, предусмотренных
земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного
законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие
комиссии для привлечения виновных к административной
ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного
законодательства самостоятельно в пределах установленных
законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого
на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда,
на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на
юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Должностные лица Государственного комитета санитарно -
эпидемиологического надзора при Президенте Республики Саха
рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в
порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно -
эпидемиологическом благополучии населения";
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного
удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать
земельные участки, находящиеся в собственности, владении,
пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными,
оборонными и другими специальными объектами, - с учетом
установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также
гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам
охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств и ведомств утвержденную в
установленном порядке статистическую отчетность о состоянии
земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для
проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок
выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать исполнение неправомерных решений по
вопросам изъятия и предоставления земельных участков до
рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем
органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы
обязательные для исполнения предписания о прекращении
финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации
объектов и других работ в случае их приостановки, а также при
отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
Главный государственный инспектор по использованию и охране
земель Республики Саха и его заместители, государственные
инспектора по использованию и охране земель и их заместители,
кроме того, имеют право контролировать проведение операций с
земельными участками и вносить предложения о признании в
установленном порядке недействительными операции с земельными
участками, проводимых с нарушением действующего законодательства.
Инспекторы по использованию и охране земель пользуются правами
государственных инспекторов по использованию и охране земель,
указанными в подпунктах "д" (за исключением права рассматривать
дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно), "е"
- "и" настоящего пункта.
Должностные и физические лица, препятствующие осуществлению
государственного контроля за состоянием, использованием и охраной
земель, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по
отношению к должностным лицам специально уполномоченных органов,
осуществляющих госземконтроль, несут установленную
законодательством ответственность.
Органы Министерства внутренних дел Республики Саха в пределах
своей компетенции оказывают помощь должностным лицам специально
уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль.
Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, несут
ответственность за своевременное принятие мер к нарушителям
земельного законодательства, за объективность материалов
проводимых проверок.
Убытки, причиненные собственникам земли, землевладельцам,
землепользователям и арендаторам неправомерными действиями
должностных лиц, осуществляющих госземконтроль, возмещаются в
порядке, установленном законодательством.
Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих
госземконтроль, подаются вышестоящему должностному лицу или в суд.
Органы исполнительной власти могут устанавливать гарантии
социальной защиты должностных лиц, осуществляющих госземконтроль.
11. Государственный комитет Республики Саха по земельной
реформе и земельным ресурсам совместно с другими органами,
осуществляющими госземконтроль, составляют ежегодный отчет о
контроле за использованием и охраной земель.
IV. Порядок наложения штрафов за нарушения
земельного законодательства
12. Органы Государственного комитета Республики Саха по
земельной реформе и земельным ресурсам, Министерства экологии и
природопользования Республики Саха, Государственного комитета
Республики Саха по строительству, Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики
Саха в соответствии со своей компетенцией в административном
порядке налагают штрафы за нарушения земельного законодательства в
двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных
случаях - не позднее двух месяцев со дня совершения
правонарушения.
13. Органы Государственного комитета Республики Саха по
земельной реформе и земельным ресурсам налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой
самовольное занятие земель;
нерациональное использование сельскохозяйственных земель,
невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране
почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих состояние почв;
использование земельных участков не по целевому назначению, а
также способами, приводящими к порче земель;
систематическое невнесение платежей за землю;
захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель,
невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное
для использования по целевому назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель;
нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о
предоставлении земельных участков, сокрытие информации о наличии
свободного земельного фонда;
уничтожение межевых знаков;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами органов, осуществляющих
госземконтроль, предписаний по вопросам устранения нарушений
земельного законодательства.
14. Органы Министерства экологии и природопользования
Республики Саха налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного, природно -
заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными
веществами, производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное
использование сельскохозяйственных земель, невыполнение
обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от
ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов,
ухудшающих состояние почв;
невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых
земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на экологическое
состояние земель;
противоправные действия должностных и юридических лиц,
повлекшие за собой самовольное занятие земель природоохранного,
природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного
назначения, а также за нарушение установленного режима
использования указанных земель, других земель с особыми условиями
использования;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами Министерства и его органов на местах
предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства;
нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о
предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.
15. Органы Государственного комитета Республики Саха по
строительству налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков, а также противоправные
действия должностных лиц, повлекшие за собой самовольное занятие
земель в городах и других поселениях;
самовольное строительство;
использование земельных участков не по целевому назначению,
нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе
земель;
проектирование, размещение, строительство и ввод в
эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами комитета и его органов на местах
предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства;
нарушение сроков рассмотрения заявлений граждан (ходатайств) о
предоставлении земельных участков в городах и других поселениях.
16. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического
надзора при Президенте Республики Саха и его органы на местах
налагают штрафы за:
самовольное строительство в случае нарушения
санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв;
проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов,
отрицательно влияющих на состояние земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными
веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и
инфекционных заболеваний;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение
выданных должностными лицами комитета, органов и учреждений
государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской
Федерации предписаний по вопросам устранения нарушений земельного
законодательства.
17. Дела о правонарушениях, указанных в пунктах 12-16
настоящего Положения, рассматриваются комиссиями специально
уполномоченных органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством об административных нарушениях, а также
государственными инспекторами по использованию и охране земель и
должностными лицами этих органов согласно их компетенции,
установленной в подпункте "д" пункта 10 настоящего Положения.
18. За нарушение земельного законодательства должностные,
физические и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в
административном порядке. Размеры налагаемых органами
Государственного комитета Республики Саха по земельной реформе и
земельным ресурсам штрафов регулируются статьей 125 Земельного
Кодекса Российской Федерации и Указом Президента Республики Саха
"Об усилении государственного контроля за использованием и охраной
земель при проведении земельной реформы".
19. Суммы штрафов за нарушение земельного законодательства
поступают при наложении их:
органами Государственного комитета Республики Саха по
земельной реформе и земельным ресурсам - на формирование
специальных внебюджетных счетов улусных комитетов по земельной
реформе и земельным ресурсам;
органами Министерства экологии и природопользования Республики
Саха и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического
надзора при Президенте Республики Саха, органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии
с Законами РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - на
формирование внебюджетных экологических фондов;
органами Государственного комитета Республики Саха по
строительству - в соответствующие бюджеты.
При неуплате штрафа в 15-дневный срок взыскания денежных
средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением
иностранных и международных организаций), привлеченных к
административной ответственности за нарушение земельного
законодательства, производится в бесспорном порядке
финансово-кредитными органами на основании постановлений
должностных лиц или комиссий специально уполномоченных органов,
осуществляющих госземконтроль.
Для принудительного исполнения постановления о наложении
штрафа органы госземконтроля направляют ходатайство и материалы
дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или в
финансово-кредитные органы, в которых юридические лица открыли
счет, либо в арбитражный суд.
Взыскание денежных средств с иностранных и международных
организаций, предпринимателей без образования юридических,
должностных лиц и граждан производится на основании решения
арбитражного суда или суда.
20. Государственный комитет Республики Саха по земельной
реформе и земельным ресурсам, Министерство экологии и
природопользования Республики Саха, Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического надзора при Президенте Республики
Саха и Государственный комитет Республики Саха по строительству
издают инструкции и дают разъяснения о порядке осуществления
госземконтроля и утверждают формы удостоверения государственного
инспектора по использованию и охране земель и других документов,
необходимых для осуществления госземконтроля.
|