22 апреля 1994 года З N 7-I
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Законов РС(Я)
от 26.11.1997 З N 207-I, от 15.06.2004 137-З N 279-III,
от 27.01.2005 200-З N 405-III, от 30.03.2005 212-З N 425-III)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.04.1994 З N 8-I
Настоящий закон определяет права, обязанности и ответственность
народного депутата Республики Саха (Якутия), предусматривает
основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих
полномочий.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Народный депутат Республики Саха (Якутия)
Народным депутатом Республики Саха (Якутия) (далее - народный
депутат) является избранный в соответствии с Законом Республики
Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха
(Якутия)" представитель народа, уполномоченный осуществлять в
Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
(далее - Государственное Собрание) законодательные и иные
полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным законом)
Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством и
законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата
Статус народного депутата определяется Конституцией (Основным
законом) Республики Саха (Якутия), настоящим законом, федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Срок полномочий народного депутата
1. Полномочия народного депутата начинаются со дня избрания его
народным депутатом, подтверждаются на первом пленарном заседании
Государственного Собрания и прекращаются с момента начала первого
пленарного заседания Государственного Собрания нового созыва.
2. Полномочия народного депутата могут быть досрочно прекращены
решением Государственного Собрания.
3. Основаниями досрочного прекращения полномочий народного
депутата являются:
1) письменное заявление народного депутата о сложении своих
полномочий;
2) избрание или поступление народного депутата на должность,
замещение которой несовместимо с исполнением полномочий народного
депутата;
3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении народного депутата;
4) признание народного депутата безвестно отсутствующим либо
объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в
законную силу;
5) утрата народным депутатом гражданства Российской Федерации
либо приобретение им иностранного гражданства;
6) вступление в законную силу решения суда об ограничении
дееспособности народного депутата либо о признании его
недееспособным;
7) смерть народного депутата.
4. Полномочия народного депутата могут быть прекращены в случае
досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания по
основаниям, установленным федеральным законодательством,
Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия).
5. Решение о прекращении полномочий народного депутата по
основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, оформляется
постановлением Государственного Собрания, в котором определяется
день прекращения полномочий народного депутата.
Статья 4. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
1. В течение срока своих полномочий народный депутат не может
быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные
государственные должности Российской Федерации, государственные
должности федеральной государственной службы, государственные
должности Республики Саха (Якутия), государственные должности
государственной службы Республики Саха (Якутия), а также выборные
муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной
службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2. Народный депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на
профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено
федеральным законодательством.
3. Народный депутат не вправе использовать свой статус для
деятельности, не связанной с осуществлением депутатских
полномочий.
Статья 5. Депутатская этика
1. Народный депутат обязан соблюдать этические нормы.
2. Положение о депутатской этике утверждается Государственным
Собранием.
3. Ответственность за нарушение норм депутатской этики
устанавливается Положением о депутатской этике и Регламентом
Государственного Собрания.
Статья 6. Удостоверение и нагрудный знак народного депутата
1. Народный депутат имеет удостоверение, являющееся документом,
подтверждающим его личность и полномочия народного депутата, и
нагрудный знак. Указанными удостоверением и нагрудным знаком
народный депутат пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положения об удостоверении и о нагрудном знаке народного
депутата, их образцы и описания утверждаются Государственным
Собранием.
Статья 7. Декларация о доходах и об имуществе народного
депутата
Народный депутат представляет декларацию о доходах и об
имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в порядке,
установленном федеральным законодательством о государственной
службе.
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ
СОБРАНИИ
Статья 8. Формы деятельности народного депутата
Формами деятельности народного депутата в Государственном
Собрании являются:
1) участие в пленарных заседаниях Государственного Собрания;
2) участие в заседаниях Совета Государственного Собрания;
3) участие в работе постоянных комитетов и комиссий,
специальных комиссий Государственного Собрания;
4) участие в парламентских слушаниях;
5) участие в "правительственных часах";
6) осуществление права законодательной инициативы;
7) внесение депутатского запроса;
8) работа с избирателями;
9) участие в деятельности депутатских объединений;
10) участие в депутатском расследовании;
11) иные формы деятельности, установленные федеральным
законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Участие народного депутата в пленарном заседании
Государственного Собрания, в заседании Совета Государственного
Собрания, а также в заседаниях постоянных комитетов, комиссий,
специальных комиссий Государственного Собрания, членом которых он
является
1. Народный депутат пользуется правом решающего голоса по
вопросам, рассматриваемым на пленарном заседании Государственного
Собрания, на заседании Совета Государственного Собрания, а также
на заседании постоянного комитета, комиссии, специальной комиссии
Государственного Собрания, членом которых он является.
2. Народный депутат обязан принимать личное участие в работе
пленарных заседаний Государственного Собрания, заседаний Совета
Государственного Собрания, а также в работе заседаний постоянных
комитетов, комиссий, специальных комиссий Государственного
Собрания, членом которых он является.
3. Народный депутат реализует предоставленные ему права в
работе органов Государственного Собрания в соответствии с
настоящим законом, Регламентом Государственного Собрания и иными
нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Депутатский запрос
(в ред. Закона РС(Я) от 30.03.2005 212-З N 425-III)
1. Народный депутат или группа народных депутатов вправе
направить депутатский запрос Председателю Правительства Республики
Саха (Якутия), руководителям исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления
Республики Саха (Якутия), должностным лицам организаций и
предприятий независимо от форм собственности по вопросам, входящим
в компетенцию указанных органов, организаций и предприятий.
2. Должностное лицо, которому направлен депутатский запрос,
должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через
15 дней со дня его получения или в иной установленный инициатором
запроса срок.
3. Ответ на депутатский запрос должен быть подписан тем
должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно
исполняющим его обязанности.
4. Народный депутат вправе обращаться к должностным лицам об
устранении нарушений прав и свобод граждан. Должностное лицо,
которому направлен депутатский запрос, обязано принимать меры для
устранения нарушений с последующим информированием об этом
народного депутата.
Статья 10.1. Парламентский запрос
(введена Законом РС(Я) от 30.03.2005 212-З N 425-III)
1. По инициативе народного депутата или группы народных
депутатов Государственное Собрание вправе обратиться с
парламентским запросом к Президенту Республики Саха (Якутия),
Председателю Правительства Республики Саха (Якутия), руководителям
исполнительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления Республики Саха (Якутия), должностным лицам
организаций и предприятий независимо от форм собственности по
вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, организаций и
предприятий.
2. Парламентский запрос утверждается постановлением
Государственного Собрания, принятым большинством голосов от числа
избранных народных депутатов.
3. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос,
должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через
15 дней со дня его получения.
По парламентским запросам, требующим дополнительных финансовых
и материальных затрат, срок исполнения устанавливается
Государственным Собранием.
4. Постановление Государственного Собрания, принятое по
результатам рассмотрения парламентского запроса, может быть
официально опубликовано по решению Государственного Собрания.
5. Исполненный парламентский запрос снимается с контроля
постановлением Государственного Собрания.
Статья 11. Депутатское расследование
1. По требованию народного депутата или группы народных
депутатов Государственное Собрание может назначить депутатское
расследование.
2. Государственное Собрание образует специальную комиссию для
проведения депутатского расследования.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления и
организации обязаны оказывать специальной комиссии содействие в
проведении депутатского расследования.
4. Вмешательство народных депутатов в процессуальную
деятельность правоохранительных органов по находящимся в их
производстве делам об административных правонарушениях, уголовным
и гражданским делам либо в административно-хозяйственную
деятельность хозяйствующих субъектов не допускается.
5. Пределы и формы проведения депутатского расследования
определяются положением, которое утверждается Государственным
Собранием.
(часть 5 введена Законом РС(Я) от 27.01.2005 200-З N 405-III)
Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
Статья 12. Взаимоотношения народного депутата с избирателями
1. Народный депутат поддерживает связи с избирателями своего
округа.
2. Народный депутат обязан информировать избирателей о своей
депутатской деятельности во время встреч с ними, а также через
средства массовой информации.
3. Народный депутат ведет прием избирателей и рассматривает их
обращения.
Статья 13. Отчет народного депутата перед избирателями
1. Народный депутат обязан отчитываться перед избирателями
своего округа о своей работе не реже одного раза в год.
2. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления обязаны оказывать содействие народному депутату в
организации проведения отчетов народного депутата перед
избирателями своего округа.
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
Статья 14. Гарантии реализации права народного депутата на
конституционную и законодательную инициативы
1. Народный депутат обладает правом конституционной и
законодательной инициатив.
2. Народный депутат вправе внести на рассмотрение пленарного
заседания Государственного Собрания проект закона, поправку к
законопроекту, проект постановления Государственного Собрания.
3. Законодательная инициатива народного депутата подлежит
обязательному рассмотрению на пленарном заседании Государственного
Собрания.
4. Порядок реализации народным депутатом права конституционной
и законодательной инициатив определяется Конституцией (Основным
законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха
(Якутия) и Регламентом Государственного Собрания.
Статья 15. Право народного депутата на получение и
распространение информации
1. Народный депутат обеспечивается документами, принятыми
Государственным Собранием, печатными изданиями Государственного
Собрания, а также информационными и справочными материалами, в том
числе официально распространяемыми государственными органами.
2. При обращении народного депутата по вопросам, связанным с
депутатской деятельностью, в органы государственной власти
Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления,
общественные объединения, политические партии, организации и
предприятия независимо от форм собственности должностные лица
указанных органов, объединений, партий, организаций, предприятий
дают ответ на данное обращение и предоставляют запрашиваемые
документы или сведения в срок, установленный народным депутатом.
3. Если для дачи ответа на обращение народного депутата
необходимо проведение дополнительной проверки или истребование
каких-либо дополнительных материалов, должностные лица органов,
объединений, партий, организаций и предприятий, указанных в части
2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом обратившемуся к ним
народному депутату.
4. Сведения, составляющие государственную тайну,
предоставляются в порядке, установленном федеральным законом о
государственной тайне.
5. По вопросам депутатской деятельности народный депутат имеет
право выступать в государственных средствах массовой информации в
порядке, установленном федеральным законом о порядке освещения
деятельности органов государственной власти в государственных
средствах массовой информации, в печатных изданиях которых
принципиальная часть выступления передается по представленному
оригиналу.
Статья 16. Право народного депутата на первоочередной прием
должностными лицами
По вопросам депутатской деятельности народный депутат
пользуется правом первоочередного приема должностными лицами
территориальных органов исполнительной власти Российской
Федерации, органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
и органов местного самоуправления, общественных объединений,
региональных отделений политических партий, организаций и
предприятий независимо от форм собственности.
Статья 17. Гарантии неприкосновенности народного депутата
1. Народный депутат не может быть привлечен к уголовной или
административной ответственности за высказанное мнение, позицию,
выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие
статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий.
Данное положение не распространяется на случаи, когда народным
депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные
нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным
законом.
2. В случае привлечения народного депутата к уголовной или
административной ответственности, его задержания, ареста, обыска,
допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или
административно-процессуальных действий, проведения оперативно-
розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и
служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств
связи и принадлежащих ему документов, а также проведения
оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном
помещениях применяется особый порядок производства по уголовным
или административным делам, установленный федеральными законами.
Статья 18. Гарантии трудовых прав народного депутата
1. Народный депутат в период своих полномочий, а также в
течение двух лет после их окончания не может быть уволен с работы
по инициативе администрации юридических лиц или переведен в
порядке дисциплинарного взыскания на другую работу без согласия
Государственного Собрания.
2. Срок полномочий народного депутата, осуществляющего
депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе,
засчитывается в стаж республиканской государственной службы.
3. Срок полномочий народного депутата, осуществляющего
депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе,
засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы,
стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж
сохраняется при условии его поступления на работу или на службу в
течение шести месяцев после прекращения полномочий народного
депутата.
4. Народному депутату, осуществляющему депутатские полномочия
без отрыва от основной деятельности, гарантируются его
трудоустройство в соответствии с имеющейся квалификацией,
бесплатное медицинское обслуживание, государственное пенсионное
обеспечение и страхование на случай причинения ущерба жизни,
здоровью и имуществу, связанного с исполнением служебных
обязанностей, а также заболевания или потери трудоспособности,
наступивших в период депутатской деятельности.
5. Народному депутату, осуществляющего депутатскую деятельность
на профессиональной постоянной основе и работавшему по трудовому
договору до избрания народным депутатом, после прекращения
депутатских полномочий предоставляется прежняя работа (должность),
а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по
предыдущему месту работы или, с его согласия, в другой
организации.
6. Народному депутату, осуществлявшему депутатскую деятельность
на профессиональной постоянной основе, в случае невозможности
трудоустроиться на прежнюю или равноценную работу (должность)
после прекращения депутатских полномочий сохраняется денежное
вознаграждение в течение шести месяцев.
7. Супруге (супругу) народного депутата, уволенной (уволенному)
в связи с переездом народного депутата для осуществления
депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе,
перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы
(службы). На указанный период за ними сохраняется стаж работы
(службы) по специальности; стаж работы, дающий право на
установление процентных надбавок (в том числе районных
коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных
надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу
лет, выплату вознаграждения по итогам работы организаций за год,
на который приходится переезд, а также стаж работы, дающий право
на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это
лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии
либо работало (служило) в местности, которые предусматривают
предоставление соответствующей льготы.
Статья 19. Порядок освобождения народного депутата от
производственных или служебных обязанностей
1. Народный депутат, осуществляющий депутатские полномочия без
отрыва от основной деятельности, освобождается от выполнения
производственных или служебных обязанностей на период
осуществления депутатской деятельности, установленной статьей 8
настоящего закона, письменно ставит об этом в известность
администрацию по основному месту работы (службы).
2. На время осуществления депутатской деятельности в
соответствии с частью 1 настоящей статьи народному депутату
выплачивается средняя заработная плата (денежное содержание) по
основному месту работы.
Статья 20. Право народного депутата на транспортное
обслуживание
1. Народный депутат имеет право на бесплатное пользование на
территории Республики Саха (Якутия) воздушным, железнодорожным,
автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и
пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси, а
также право на внеочередное приобретение проездных документов.
2. По предъявлении удостоверения народного депутата
соответствующие службы обязаны вне очереди предоставить народному
депутату бесплатный билет на одно место указанных видов
транспорта.
3. Народный депутат имеет право на бесплатное пользование
залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов,
железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и
речных вокзалов.
Статья 21. Помощник народного депутата
1. Народный депутат вправе иметь помощников, осуществляющих
свою деятельность на общественных началах.
2. Помощник народного депутата оказывает ему организационно-
техническую и научно-консультативную помощь в осуществлении
депутатских полномочий.
3. Права, обязанности и ответственность помощников народных
депутатов определяются положением, утвержденным Государственным
Собранием.
Статья 22. Право народного депутата на обеспечение служебным
жилым помещением в городе Якутске
1. Народный депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на
профессиональной постоянной основе и не имеющий благоустроенной
жилой площади в городе Якутске, имеет право на обеспечение в
течение трех месяцев после обращения с заявлением служебным жилым
помещением (квартирой с мебелью и телефоном) из служебного жилого
фонда для проживания с членами семьи на период работы в
Государственном Собрании.
2. До получения служебного жилого помещения народному депутату
предоставляется отдельный гостиничный номер либо по его желанию
возмещаются расходы по найму жилого помещения в размере стоимости
одного двухместного номера в гостинице первой категории.
Статья 23. Обеспечение материально-финансовых условий для
осуществления народным депутатом своих полномочий
1. Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность
на профессиональной постоянной основе, и членам семьи, проживающим
совместно с ним, оплачиваются расходы, связанные с переездом в
город Якутск, а также расходы, связанные с их переездом к месту
жительства по прекращении депутатских полномочий.
2. Народный депутат имеет право первоочередной установки
телефона по месту постоянного жительства.
3. Почтовые и телеграфные отправления народного депутата по его
желанию пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в
разряде правительственных почтовых и телеграфных отправлений.
4. Народному депутату ежемесячно возмещаются расходы, связанные
с депутатской деятельностью, в сумме пяти минимальных размеров
оплаты труда с начислением районного коэффициента по месту
жительства.
Статья 24. Отпуск народного депутата
1. Народному депутату, осуществляющему депутатскую деятельность
на профессиональной постоянной основе, предоставляется ежегодный
оплачиваемый отпуск, как правило, в период с 15 июля по 25
сентября.
2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска
устанавливается в соответствии с законодательством.
Статья 25. Права народного депутата в случае роспуска
Государственного Собрания
В случае роспуска Государственного Собрания по основаниям,
установленным Конституцией (Основным законом) Республики Саха
(Якутия), народный депутат имеет право на получение
единовременного денежного пособия, равного трехкратному размеру
его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения
депутатских полномочий.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
Статья 26. Ответственность за невыполнение законных требований
народного депутата
Невыполнение должностными лицами органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления,
общественных объединений, региональных отделений политических
партий, организаций и предприятий независимо от форм собственности
законных требований народного депутата либо создание препятствий в
его работе, несоблюдение установленных настоящим законом сроков и
порядка предоставления информации или предоставление заведомо
ложной информации влекут за собой ответственность, предусмотренную
административным и уголовным законодательством.
Статья 27. Ответственность за неправомерное воздействие на
народного депутата, членов его семьи и других родственников
Неправомерное воздействие на народного депутата, членов его
семьи и других родственников, выраженное в виде насилия,
публичного оскорбления, оскорбления его личности, а равно клевета
в отношении народного депутата либо распространение информации о
его депутатской деятельности в искаженном виде отдельными
должностными лицами, гражданами или в средствах массовой
информации в целях прекращения депутатской деятельности или
изменения ее характера влекут за собой ответственность,
предусмотренную уголовным законодательством.
Председатель
Палаты Республики
Е.ЛАРИОНОВ
Председатель
Палаты Представителей
А.ИЛЛАРИОНОВ
г. Якутск
22 апреля 1994 года
З N 7-I
|