22 апреля 1994 года З N 7-I
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О СТАТУСЕ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 207-I)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.04.94 З N 8-I
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Народный депутат Государственного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) (далее в тексте статей - депутат)
является полномочным представителем народа и государственной
власти на территории Республики Саха (Якутия) и за ее пределами. В
своей деятельности депутат руководствуется интересами избирателей,
Конституцией и законами Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Статус депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн)
определяется Конституцией, настоящим Законом, другими
законодательными актами Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Срок полномочий народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания
депутатом и действуют до начала работы первого заседания
парламента нового созыва.
2. Срок полномочий депутата 5 лет.
3. Полномочия депутата могут быть приостановлены после
выяснения обстоятельств только по решению соответствующей палаты в
случаях:
а) установления существенного нарушения порядка выборов;
б) дачи согласия палатой на привлечение депутата к
административной или уголовной ответственности;
в) неучастия депутата в работе палаты по обстоятельствам, не
связанным с исполнением депутатских полномочий.
4. Полномочия депутата прекращаются досрочно только по решению
соответствующей палаты в случаях:
а) избрания или назначения депутата на должность, занятие
которой несовместимо с выполнением депутатских полномочий;
б) личного заявления депутата о сложении своих полномочий;
в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении депутата;
г) неучастия депутата в работе палаты по обстоятельствам, не
связанным с исполнением депутатских полномочий, после
приостановления их в соответствии с решением мандатной комиссии;
д) в случае отзыва депутата;
е) утраты гражданства Республики Саха (Якутия);
ж) признания депутата недееспособным решением суда, вступившим
в законную силу;
з) смерти.
Статья 4. Депутатское удостоверение и нагрудный знак
народного депутата Государственного Собрания
(Ил Тумэн)
Депутат имеет депутатское удостоверение, являющееся его
основным документом, подтверждающим личность и полномочия
депутата, и нагрудный знак. Положения об удостоверении и нагрудном
знаке депутата, их образцы и описание утверждаются Палатой
Представителей.
Статья 5. Сочетание деятельности народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) с выполнением
производственных и служебных обязанностей
Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на
постоянной основе, не может:
- занимать другую оплачиваемую должность в государственных
органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в
учреждениях, организациях и общественных объединениях;
- принимать непосредственное участие в управлении любым
хозяйствующим субъектом, если это не входит в его служебные
обязанности, заниматься предпринимательской деятельностью;
- выполнять иную оплачиваемую работу на условиях
совместительства (кроме научной, преподавательской, экспертной,
литературной и творческой деятельности, не связанной с исполнением
его непосредственных служебных обязанностей).
Статья 6. Взаимоотношения народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) с избирателями
1. Депутат поддерживает связи с избирателями своего округа,
ответствен перед ними и им подотчетен.
2. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, в
установленном законом порядке может быть отозван.
3. Депутат не реже одного раза в год обязан отчитываться перед
избирателями округа о своей работе и работе парламента. Органы
исполнительной власти на местах обязаны создавать депутату
необходимые условия для проведения отчетов, приемов и встреч с
избирателями округа.
Статья 7. Депутатская этика
Депутат должен соблюдать депутатскую этику. Положение о
депутатской этике утверждается Палатой Представителей.
Статья 8. Основные права народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Для осуществления своих полномочий депутат имеет право:
а) участвовать в заседаниях Правительства и других органов
государственной власти и управления, местного самоуправления,
общественных объединений;
б) обращаться во все предприятия, учреждения и организации
независимо от форм собственности, к любым должностным лицам по
вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и получать
своевременные исчерпывающие ответы в письменной или устной форме;
в) проверять по поручению соответствующей палаты и органов
парламента, а в своем округе - и по своей инициативе сведения о
нарушении законов, невыполнении постановлений и решений
парламента, сведения об ущемлении прав и законных интересов
граждан, проявлении волокиты и бюрократизма;
г) осуществлять контроль за рассмотрением направленных им
предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные
органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное
участие в их рассмотрении;
д) проводить собрания и встречи с избирателями и трудовыми
коллективами округа.
2. Депутат пользуется правом беспрепятственного посещения всех
государственных органов и юридических лиц независимо от формы
собственности по предъявлению депутатского удостоверения, а также
правом безотлагательного приема их руководителями и другими
должностными лицами.
3. Депутат обеспечивается официальными информационными и
справочными материалами, распространяемыми правительственными и
иными органами. Он имеет преимущественное право на бесплатное
выступление по вопросам депутатской деятельности в государственных
средствах массовой информации.
4. Депутат пользуется правом требования незамедлительного
устранения любого нарушения законности и обращения по этому поводу
в соответствующие органы путем внесения депутатского
представления.
5. При исполнении своих полномочий депутат Палаты Республики
освобождается от выполнения производственных и служебных
обязанностей с сохранением средней зарплаты на необходимый для
этого срок, а депутату Палаты Представителей для этого
устанавливается порядок, определенный Регламентом палаты.
6. Для исполнения своих полномочий депутат может создавать при
необходимости комиссии или привлекать представителей
государственных органов, общественных объединений.
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) В ПАРЛАМЕНТСКИХ
ОРГАНАХ
Статья 9. Участие народного депутата Государственного
Собрания (Ил Тумэн) в работе палат парламента
1. На заседаниях палат парламента депутат на основе
коллективного и свободного обсуждения участвует в рассмотрении
всех вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией
Республики Саха (Якутия) к ведению республики.
2. Депутат обязан принимать участие в заседаниях
соответствующей палаты и ее органов в соответствии с Регламентом
палаты.
Статья 10. Полномочия народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) на заседаниях
палат парламента
1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем
вопросам, рассматриваемым на заседаниях палат парламента.
2. Депутат может участвовать в пленарных заседаниях другой
палаты и рабочих органов парламента с правом совещательного
голоса.
3. Депутат имеет право:
а) избирать и быть избранным в любые органы парламента;
б) высказывать мнение по персональному составу создаваемых
парламентом органов и избираемых кандидатур должностных лиц;
в) предлагать вопросы для включения в повестку заседания;
г) участвовать в прениях, задавать вопросы выступающим, а
также председательствующему;
д) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам
голосования, по ведению заседания, давать справки.
Статья 11. Депутатский запрос народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Депутат или группа депутатов имеют право внести депутатский
запрос на рассмотрение палаты парламента в порядке, определенном
Регламентом палаты. Депутатский запрос вносится в письменной
форме, оглашается на заседании палаты, и по нему должностное лицо,
к которому обращен запрос, обязано не более чем в трехдневный срок
с момента получения дать письменный ответ. По запросам, требующим
дополнительных финансовых и материальных затрат, срок исполнения
устанавливается палатами.
2. Постановления палаты, принятые по результатам рассмотрения
депутатских запросов, подлежат опубликованию по решению палаты.
Статья 12. Депутатское расследование
1. По требованию депутата или группы депутатов палата может
назначить депутатское расследование. Все государственные органы и
должностные лица обязаны оказывать содействие в проведении
расследования. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений
депутатам, ведущим депутатское расследование.
2. Вмешательство депутатов в процессуальную деятельность
правоохранительных органов по находящимся в их производстве делам
об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам
не допускается.
Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ (ИЛ ТУМЭН) В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
ОКРУГЕ
Статья 13. Рассмотрение народным депутатом
Государственного Собрания (Ил Тумэн) предложений,
заявлений и жалоб граждан
Депутат рассматривает поступившие от избирателей устные и
письменные предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их
своевременному разрешению по установленному порядку. В приеме
избирателей депутатом по его требованию обязаны участвовать любые
должностные лица.
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 14. Гарантии реализации права народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) на
законодательную инициативу
Право законодательной инициативы депутата гарантируется
обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной
инициативы предложения на заседании палаты с принятием одного из
следующих решений:
а) принятие закона;
б) принятие решения о начале разработки нового законопроекта;
в) направление предложенного законопроекта на доработку в
соответствующие постоянные комитеты и комиссии;
г) мотивированное отклонение предложенного законопроекта.
Статья 15. Защита чести, достоинства и личности депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи,
родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских
обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу,
публичное оскорбление депутата, а также оскорбление его личности
при исполнение им своих депутатских обязанностей, а равно клевета
в отношении депутата либо распространение информации о его
депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность,
установленную законом.
Статья 16. Неприкосновенность народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Личность депутата на территории Республики Саха (Якутия)
неприкосновенна. Неприкосновенность депутата распространяется на
его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, используемые им
транспорт и средства связи, а также на принадлежащие ему имущество
и документы.
2. Депутат не может быть привлечен к какой-либо
ответственности за выраженное им при осуществлении депутатских
полномочий мнение или принятое решение, если вступившим в законную
силу приговором суда не будет установлена его виновность в
преступном злоупотреблении.
< Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РС(Я)
Решением от 24 февраля 1999 года пункты 3 и 4 статьи 16 настоящего
Закона признала недействительными >
3. Депутат не может быть привлечен к уголовной
ответственности, налагаемой в судебном порядке без согласия на то
соответствующих палат Государственного Собрания (Ил Тумэн).
(в ред. Закона РС(Я) от 26.11.97 З N 207-I)
4. Депутат не может быть привлечен к административной и
дисциплинарной ответственности, а потому не может быть в каком бы
то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в
какой бы то ни было государственный орган в порядке производства
по делам об административных правонарушениях.
5. Депутат, задержанный и доставленный в орган внутренних дел
или другой государственный орган, без установления его личности до
задержания и доставления, по установлению его личности должен быть
немедленно освобожден.
6. Проникновение в жилище, в служебное помещение депутата, в
личный или используемый им транспорт, производство там досмотра,
обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров,
личный досмотр и личный обыск, а равно досмотр, изъятие и выемка
его корреспонденции, принадлежащих ему имущество и документов
производятся только в связи с возбужденным уголовным делом.
Часть 7 исключена. - Закон РС(Я) от 26.11.97 З N 207-I.
Статья 17. Гарантии трудовых прав народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Депутат в период своих полномочий, а также в течение двух
лет после их окончания не может быть уволен с работы по инициативе
администрации юридических лиц или переведен в порядке
дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия
соответствующих палат парламента.
2. Депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан,
служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть
по инициативе администрации или командования уволен со службы,
понижен в должности, звании, а также перемещен по службе без его
согласия. Ему не может быть задержано присвоение очередного
офицерского или равного офицерскому специального звания согласно
занимаемой должности.
3. Депутату, осуществляющему свои полномочия не на постоянной
основе, государством гарантируется его трудоустройство в
соответствии с имеющейся квалификацией, бесплатное медицинское
обслуживание, государственное пенсионное обеспечение и страхование
на случаи причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанные
с исполнением служебных обязанностей, а также заболевания или
потери трудоспособности, наступившие в период депутатской
деятельности.
4. Депутату, освобожденному от выполнения производственных или
служебных обязанностей для осуществления депутатских полномочий на
постоянной основе, после окончания этого срока предоставляется
прежняя работа и должность, а при ее отсутствии - другая
равноценная работа и должность на том же или, с его согласия, на
другом предприятии, в учреждении, организации.
5. Депутату, работающему в парламенте на постоянной основе,
после прекращения полномочий в случае невозможности
трудоустроиться на прежнюю или равноценную работу (должность)
сохраняется средняя заработная плата с учетом индексации в течение
года.
6. Время работы депутата в парламенте на постоянной основе
засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, воинской и другой
службы, стаж работы (службы) по специальности, стаж работы
(службы), дающий право на установление процентных надбавок к
заработной плате (всех видов надбавок и льгот) и получение
единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы
(службы) по специальности на данном предприятии), процентной
надбавки за выслугу лет, а также в стаж работы (службы), дающей
право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (если
депутат был избран с должности или профессии, предусматривающей
данную льготу).
7. С работником, принятым в порядке замещения должности, ранее
занимаемой депутатом, перешедшим на постоянную работу в парламент,
заключается срочный трудовой договор, который расторгается при
возвращении депутата на прежнюю работу.
8. Супруге (супругу) депутата, уволенной (уволенному) в связи
с переездом депутата для выполнения им своих депутатских
полномочий в парламенте или его органах на постоянной основе,
перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы
(службы). На указанный период за ними сохраняется место работы
(службы), стаж работы (службы) по специальности, стаж работы,
дающий право на установление процентных надбавок и получение
единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по
специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по
итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также
стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало
должность, работало по профессии либо работало (служило) в
местности, предусматривающей данную льготу.
9. В случае досрочного прекращения полномочий по уважительной
причине депутатам, работающим на постоянной основе, выплачивается
выходное единовременное пособие в размере годичной зарплаты из
расчета среднемесячной зарплаты на момент прекращения полномочий.
Статья 18. Порядок освобождения народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн) от производственных
или служебных обязанностей
1. Депутат Палаты Республики осуществляет свои полномочия, как
правило, не прекращая производственных или служебных обязанностей.
2. Депутат Палаты Республики, освобождающийся от выполнения
служебных и производственных обязанностей на срок, необходимый для
осуществления депутатской деятельности, письменно ставит об этом в
известность администрацию по основному месту работы (службы). За
время отсутствия депутата по основному месту работы ему
выплачивается средняя заработная плата (денежное содержание)
независимо от формы собственности и порядка подчиненности.
Статья 19. Право народного депутата Государственного
Собрания (Ил Тумэн) на бесплатный проезд
1. Депутат пользуется правом бесплатного проезда на территории
республики воздушным, железнодорожным транспортом, автомобильным,
водным транспортом и на всех видах городского пассажирского
транспорта, включая служебный, за исключением такси и частных
видов транспорта.
2. По предъявлению депутатского удостоверения соответствующие
службы обязаны обеспечить депутату внеочередное приобретение
проездных документов и бесплатное обслуживание в залах официальных
делегаций.
Статья 20. Эксперт-консультант народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Депутат вправе иметь помощников на общественных началах для
оказания ему организационно-технической и научно-консультативной
помощи в осуществлении депутатских полномочий. Полномочия
помощников депутатов на общественных началах определяются
положением, утвержденным палатами Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия).
2. Депутаты пользуются услугой эксперта-консультанта. Размер
вознаграждения за работу эксперта-консультанта определяется
палатами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия).
Статья 21. Смета (бюджет) Государственного Собрания
(Ил Тумэн)
1. Смета (бюджет) Государственного Собрания (Ил Тумэн)
утверждается на совместном заседании.
2. Индексация заработной платы депутатам и должностным лицам,
работающим на постоянной основе, устанавливается Палатой
Представителей.
3. Депутату парламента ежемесячно возмещаются расходы,
связанные с депутатской деятельностью, в сумме пяти минимальных
размеров оплаты труда с начислением районного коэффициента по
месту жительства, которая не облагается налогом.
Статья 22. Служебная жилая площадь народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Депутатам парламента, работающим на постоянной основе, не
имеющим благоустроенной жилой площади в г. Якутске, в течение трех
месяцев после обращения с заявлением предоставляется служебная
жилая площадь (квартира с мебелью и телефоном) из служебного
жилого фонда для проживания с членами семьи на период работы в
парламенте.
2. До получения служебной жилой площади депутатам
предоставляется отдельный гостиничный номер, либо по желанию
депутата ему возмещаются расходы по найму жилого помещения в
размере стоимости одного двухместного номера в гостинице первой
категории.
Статья 23. Обеспечение материально-финансовых условий
для осуществления народным депутатом Государственного
Собрания (Ил Тумэн) его полномочий
1. Депутатам парламента, работающим на постоянной основе, и
членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г.
Якутск для выполнения депутатских полномочий, а также расходы,
связанные с их переездом к месту жительства по прекращении
депутатских полномочий в соответствии с действующим
законодательством.
2. По вопросам, связанным с депутатской деятельностью, депутат
имеет право пользоваться по предъявлению удостоверения депутата
телефонной связью, которой располагают государственные и
общественные органы, предприятия, учреждения, организации,
кооперативы.
3. Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры
из гостиниц и с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами.
4. Телефонные переговоры депутатам предоставляются вне очереди
по правительственному статусу. Депутат пользуется правом
внеочередного установления телефона по месту постоянного
жительства.
5. Все виды почтовых и телеграфных отправлений депутата по его
желанию пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в
разряде правительственных.
6. Депутат во внеочередном порядке обслуживается транспортом
соответствующими службами.
Статья 24. Ежегодный отпуск народных депутатов
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
1. Депутатам парламента, работающим на постоянной основе,
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный
законом о государственной службе. Начало ежегодного отпуска
депутата приурочивается к началу парламентских каникул.
2. В исключительных случаях руководство палаты по согласованию
с профсоюзным комитетом может предоставить отдельному депутату
ежегодный отпуск в другое время.
Статья 25. Пользование народного депутата
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
дипломатическим паспортом
Депутат на весь срок полномочий пользуется дипломатическим
паспортом.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 26. Ответственность за невыполнение законных
требований народного депутата
Невыполнение должностными и другими лицами государственных и
общественных органов, предприятий, учреждений и организаций
требований депутата, предусмотренных законами Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации, либо создание препятствий в его
работе, а равно несоблюдение установленных настоящим законом
сроков предоставления информации или предоставление заведомо
ложной информации, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого
деяния, влекут административную ответственность в виде штрафа в
пределах от 50 до 100 размеров месячной минимальной оплаты труда,
налагаемого в судебном порядке, либо дисциплинарную
ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности,
если иное не предусмотрено законом.
Статья 27. Ответственность за воздействие на
народного депутата, членов его семьи и
близких родственников
Неправомерное воздействие на депутата, членов его семьи и
близких родственников с целью воспрепятствовать исполнению
депутатских обязанностей, если отсутствует признаки уголовно
наказуемого деяния, влечет административную ответственность в виде
штрафа в пределах от 50 до 100 размеров месячной минимальной
оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
Статья 28. Ответственность за посягательство на честь и
достоинство народного депутата
Публичное оскорбление депутата, а также оскорбление его
личности, а равно клевета в отношении депутата либо
распространение информации о его депутатской деятельности в
искаженном виде отдельными должностными лицами, гражданами или в
средствах массовой информации влечет уголовную ответственность.
Статья 29. Ответственность за нарушение гарантий
трудовых прав народного депутата, прав народного
депутата из числа военнослужащих и других категорий
граждан, служба которых регулируется уставами и
положениями
Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений,
организаций установленных настоящим законом гарантий трудовых прав
депутата, прав депутата из числа военнослужащих и других категорий
граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, а
также установленных настоящим законом прав указанных лиц после
окончания их депутатских полномочий, если отсутствуют признаки
уголовно наказуемого деяния, влечет административную
ответственность в виде штрафа в пределах от 50 до 100 размеров
месячной минимальной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.
Председатель Председатель
Палаты Республики Палаты Представителей
Е.ЛАРИОНОВ А.ИЛЛАРИОНОВ
г. Якутск
22 апреля 1994 года
З N 7-I
|