ВЫСШИЙ ПРАВОВОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 24 декабря 1993 г. N 10-З
ПО ОБРАЩЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ
КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
В СВЯЗИ С НАЗНАЧЕНИЕМ НОВЫХ ВЫБОРОВ
Высший Правовой суд в составе председательствующего Д.Н.
Миронова, судей А.Д. Петракова, В.Н. Прокопьева Н.Г. Захарова,
руководствуясь статьями 7, 101 Конституции Республики Саха
(Якутия), статьей 27 закона "О Конституционном суде Республики
Саха (Якутия), статьями 41 и 46 закона Республики Саха (Якутия) "О
порядке деятельности Конституционного суда", на основании
письменного обращения председателя Центральной избирательной
комиссии Республики Саха (Якутия) В.Н. Михайлова о необходимости
дать разъяснение относительно порядка проведения новых выборов
рассмотрел в судебном заседании вопрос о регулировании положением
"О выборах в Законодательное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), введенном в действие Указом Президента Республики Саха
(Якутия) от 14 октября 1993 г. N 577 (далее - "Положением"),
порядка выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты
Законодательного Собрания ввиду неопределенности закрепленных в
нем правил о проведении новых выборов.
Рассмотрев данный вопрос, Высший Правовой суд Республики Саха
(Якутия)
установил:
Согласно ч. II п. 2 статьи 37 "Положения", Центральная
избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) назначает новые
выборы в случаях, если в избирательном округе выборы либо не
состоялись, либо признаны недействительными, либо не был избран ни
один из кандидатов в депутаты.
В связи с этим Центральная избирательная комиссия перед Высшим
Правовым судом ставит следующие вопросы:
- могут ли кандидаты, которые ранее выдвигали свои
кандидатуры, повторно принять участие в предвыборной кампании в
качестве кандидатов в депутаты в одном и том же округе;
- если могут, то на каком законодательном основании они могут
принять участие в предвыборной кампании;
- может ли избирательная комиссия отказать кандидатам, которые
ранее выдвигали свои кандидатуры, в повторном участии в
предвыборной кампании в качестве кандидатов в депутаты в одном и
том же округе.
"Положение" определяет единый порядок выдвижения и регистрации
кандидатов в Законодательное Собрание Республики Саха (Якутия), не
устанавливая особых условий в связи с назначением новых выборов.
Согласно статье 22 "Положения", право выдвижения кандидатов в
Законодательное Собрание имеют избирательные объединения. Для
официальной регистрации лица кандидатом в депутаты в
Законодательное Собрание требуется представление в соответствующую
избирательную комиссию подписных листов и финансового отчета об
использовании средств избирательного фонда объединения,
выдвинувшего данного кандидата в депутаты.
Статья 22 "Положения" не закрепляет прямого запрета
баллотироваться в новых выборах кандидатов, которые ранее
выдвигали свои кандидатуры в данном избирательном округе.
Одновременно акт предписывает избирательной комиссии
производить регистрацию кандидатов в депутаты по результатам
проверки соответствия выдвижения кандидата в депутаты требованиям
"Положения" в целом, а не только названной выше его статье.
Согласно статье 1 "Положения", выборы в Законодательное
Собрание Республики Саха (Якутия) осуществляются на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Поэтому отсутствие в ст. 22 "Положения" запрета в
вышеуказанном смысле не может быть истолковано как всеобщее
дозволение баллотироваться в новых выборах кандидатов, которые
ранее выдвигали свои кандидатуры в данном избирательном округе.
Высший Правовой суд Республики Саха (Якутия) находит, что
дозволение баллотироваться в новых выборах не распространяется на
граждан Республики Саха (Якутия), не набравших необходимого числа
голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.
В этом варианте запрет по природе относится к разряду
позитивных установлении равного избирательного права, т.к.
распространяет его действие на казуальную среду и дифференцирует
основания проведения новых выборов.
Регистрация граждан Республики Саха (Якутия), не набравших
необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном
избирательном округе, в качестве кандидатов в депутаты в
Законодательное Собрание в связи с новыми выборами, увеличивает
временные рамки (сроки) их предвыборной агитации и обеспечивает её
двойным государственным финансированием, что по отношению к новым
кандидатам является отступлением от принципа равного
избирательного права.
Дозволение гражданам, не набравшим необходимого числа голосов
в ходе общих выборов в данном избирательном округе,
баллотироваться в новых выборах противоречит положению статьи 2
Конституции Республики Саха (Якутия), говорящему о том, что
государство имеет основной целью и задачей создание "равных
возможностей всем гражданам".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2, 7, 101
Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 41 и 46 закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда", Высший Правовой суд Республики Саха (Якутия) пришел к
заключению:
1. Избирательная комиссия, осуществляя проверку соответствия
выдвижения кандидатов в депутаты, обязана руководствоваться как
указаниями п.п. 1 и 2 статьи 22, так и по правилам ч. II п. 5
статьи 22 Положения "О выборах в Законодательное Собрание (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия), принципами избирательного права.
2. Кандидаты, которые ранее выдвигали свои кандидатуры, могут
повторно принять участие в предвыборной кампании в качестве
кандидатов в одном и том же округе, если новые выборы назначены в
связи с тем, что общие выборы признаны несостоявшимися либо
недействительными.
3. Принцип равного избирательного права, как он закреплен в
статье 1 Положения "О Законодательном Собрании (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия), исключает возможность баллотироваться в
новых выборах гражданам Республики Саха (Якутия), не набравшим
необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном
избирательном округе.
4. Настоящее заключение Высшего Правового суда Республики Саха
(Якутия) подлежит опубликованию в печати и направлению Президенту
Республики Саха (Якутия), прокурору республики и Центральной
избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Председатель Высшего Правового суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Высшего Правового суда
Республики Саха (Якутия)
Н.ЗАХАРОВ
|