ВЫСШИЙ ПРАВОВОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 ноября 1993 г. N 9-З
ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 21 ПОЛОЖЕНИЯ
"О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
(ИЛ ТУМЭН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ВВЕДЕННОГО В
ДЕЙСТВИЕ УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОТ 14 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 577
Высший Правовой суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, В.Н.
Прокопьева, М.М. Яковлева, руководствуясь статьями 7, 101
Конституции Республики Саха (Якутия), статьей 3 закона "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия)", статьями 41 и 46
закона "О порядке деятельности Конституционного суда", на
основании письменного обращения председателя Центральной
избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) В.П. Михайлова о
необходимости толкования пункта 1 статьи 21 положения "О выборах
в Законодательное Собрание (Ил Туман) Республики Саха (Якутия) по
собственной инициативе рассмотрел в судебном заседании сомнения
относительно толкования нормы пункта 1 статьи 21 "Положения" ввиду
неопределенности закрепленного в нем правила о несовместимости
оплачиваемых государственных должностей с мандатом депутата
Верхней Палаты Законодательного Собрания.
Рассмотрев данный вопрос, Высший Правовой суд Республики Саха
(Якутия)
установил:
Пункт 1 статьи 21 упомянутого "Положения" гласит: "Лицо,
избранное депутатом в Верхнюю Палату Законодательного Собрания, не
может занимать оплачиваемые должности в органах государственной
власти и управления Республики Саха (Якутия), Российской Федерации
и органах местного самоуправления".
При буквальном толковании нормы вышеприведенного пункта статьи
21 упомянутого "Положения" в соответствии со статьей 15 закона
Республики Саха (Якутия) "О государственной службе" от 26 марта
1993 г. запрещение совмещения государственной должности с мандатом
депутата Палаты Республики распространяется на всех
государственных служащих, кроме хозяйственного и вспомогательного
персонала.
В этом Высший Правовой суд усматривает чрезмерно
расширительное толкование норм, что не вполне соответствует
принятому "Положением" уровню парламентаризма и противоречит
правам гражданина избирать и быть избранным в представительный
орган.
При толковании пункта 1 статьи 21 "Положения" следует
руководствоваться статьями 3, 78, 106 и 115 Конституции Республики
Саха (Якутия), статьей 15 закона Республики Саха (Якутия) "О
государственной службе" от 26.03.1993 г., статьями 4 и 17
положения "О парламенте - Законодательном Собрании (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)" от 30 октября 1993 года, которые
содержат основы определения перечня должностей, несовместимых с
мандатом депутата.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 7 и 101
Конституции Республики Саха (Якутия), статьей 3 закона "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия)", статьями 41 и 46
закона "О порядке деятельности Конституционного суда", Высший
Правовой суд Республики Саха (Якутия) пришел к заключению:
1. В связи с необходимостью соотнесения нормы о
несовместимости должностей с мандатом депутата Палаты Республики
Законодательного Собрания Республики Саха (Якутия) с выраженным в
положении "О выборах в Законодательное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)" принципом парламентаризма пункт 1 статьи
21 упомянутого "Положения" подлежит не буквальному (адекватному),
а системно-функциональному толкованию.
2. Мандат депутата Палаты Республики Законодательного Собрания
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) несовместим:
- с мандатом депутата Палаты Представителей;
- с мандатом депутата, избранного для работы на штатной
оплачиваемой основе в местном представительном органе;
- с должностью Президента, вице-президента Республики Саха
(Якутия);
- с осуществлением функции члена Кабинета Министров -
Правительства Республики Саха (Якутия);
- с должностью первого руководителя министерства и
Государственного комитета Республики Саха (Якутия);
- о осуществлением функции судьи;
- о осуществлением функции главы местной администрации, мэра
города;
- с должностью руководителя Администрации Президента
Республики Саха (Якутия), руководителя (заведующего, начальника)
главного управления, управления, отдела, сектора Администрации
Президента, руководителя отдела и управления местной
администрации.
3. Настоящее заключение Высшего Правового суда Республики Саха
(Якутия) подлежит опубликованию в печати и направлению Президенту
Республики Саха (Якутия), прокурору республики, Центральной
избирательной комиссии Республики Саха (Якутия).
Председатель Высшего Правового суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
И.о. Секретаря Высшего Правового суда
Республики Саха (Якутия)
М.ЯКОВЛЕВ
|