КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 1993 г. N 7-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 1.17,
1.18, 1.21, 1.22 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 26 ИЮНЯ 1992 Г. N 1052-XII
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР "О ПРЕДПРИЯТИЯХ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей Н.Г. Захарова, А.Д.
Петракова, В.Н. Прокопьева., М.М. Яковлева, с участием народного
депутата Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, обратившегося в
Конституционный суд с ходатайством, А.С. Антонова - представителя
Верховного Совета Республики Саха (Якутия), принявшего
постановление от 26.06.1992 г. N 1052-XII "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" на территории Республики Саха
(Якутия)", Л.Т. Горевой - министра юстиции Республики Саха
(Якутия) на основании статей 101, 102 Конституции Республики Саха
(Якутия) и статей 24, 25 закона Республики Саха (Якутия) "О
порядке деятельности Конституционного суда" рассмотрел в открытом
заседании дело о проверке конституционности указанных пунктов
упомянутого постановления.
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного
депутата Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова о проверке
конституционности названных пунктов приведенного постановления.
Основанием к рассмотрению Конституционным судом данного дела в
соответствии со статьей 101 Конституции Республики Саха (Якутия),
частью 1 статьи 25 закона Республики Саха (Якутия) "О порядке
деятельности Конституционного суда" явилась обнаружившаяся
неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции
Республики Саха (Якутия) пункты 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 названного
постановления Верховного Совета по форме.
Рассмотрев данное дело, Конституционный суд Республики Саха
(Якутия)
установил:
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) постановлением от 26
июня 1992 г. N 1052-XII определил порядок применения закона "О
предприятиях и предпринимательской деятельности" на территории
Республики Саха (Якутия)".
Ходатайствующий считает, что пункты 1.17, 1.18, 1.21, 1.22
этого постановления не подлежат действию "из-за несоответствия их
Конституции Республики Саха (Якутия) по форме", так как в них
содержатся положения, ограничивающие права трудовых коллективов,
что, как полагает народный депутат Ю.П. Поздняков ведет к
ограничению прав каждого их члена. Между тем, согласно статьи 30
Конституции Республики Саха (Якутия), ограничение прав граждан
может быть установлено законом, но не постановлением.
Согласно части 2 статьи 31 закона РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" на государственном и
муниципальном предприятии, а также на предприятии, в имуществе
которого вклад государства или местного Совета составляет более
50%, право найма (назначения, избрания) руководителя предприятия
реализуется учредителем совместно с трудовым коллективом. Пункт
1.1 постановления Верховного Совета, исключив из части 2 статьи 31
закона РСФСР слова "совместно с трудовым коллективом", установил
единый для всех предприятий порядок найма (назначения, избрания)
их руководителей. В данном случае постановление Верховного Совета
Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года имеет в виду не
права человека и гражданина, а в первую очередь права собственника
имущества предприятия, его учредителя.
Закон Российской Федерации от 25 сентября 1992 гола "О
внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"
принял общий порядок найма руководителей предприятия.
Пункт 1.18 постановления Верховного Совета изымает из статьи
32 закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности" дополнительные права трудовых коллективов
государственных и муниципальных предприятий, а также предприятий,
в имуществе которых вклад государства или местного Совета
составляет более 50%, выраженных в последних трех абзацах п. 3 и
п. 4 названной статьи. Приравнивание возможностей трудовых
коллективов одной категории предприятий с возможностями трудовых
коллективов других хозяйствующих субъектов не противоречит
общеправовому принципу равенства субъектов права.
Пункт 1.18 постановления касается вопросов принятия решения о
выделении из состава предприятия структурных подразделений,
создания товарищества для перехода на аренду и выкупа предприятия,
определения условий контракта, статуса общего собрания
(конференции) трудового коллектива и его Совета, которые могут
быть фиксированы за коллективом, но не за индивидуумом.
Согласно пункту 1.21 постановления Верховного Совета,
"ликвидация, реорганизация и изменение организационно-правовой
формы при приватизации предприятия производится по решению
собственника или органа, уполномоченного создавать такие
предприятия", т.е. для этого, как было определено пунктом 2 статьи
37 закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности", не требуется согласие трудового коллектива.
Пунктом 1.22 постановления Верховного Совета из части 1 пункта
1 статьи 38 закона РСФСР исключены слова "совместно с трудовым
коллективом". Собственник имущества предприятия или уполномоченный
им орган самостоятельно образует ликвидационную комиссию.
Изъятия из закона РСФСР, установленные пунктами 1.21 и 1.22
постановления Верховного Совета, действительно распространяются на
все категории предприятий. Однако отношения прав гражданина с
правами трудового коллектива не всегда являются такими, что
расширение прав трудового коллектива обязательно вызывает
увеличение объема прав человека и гражданина. Права трудового
коллектива могут и ограничивать возможности гражданина. Трудовой
коллектив и работник зачастую находятся в отношениях власти и
подчинения.
Международные документы, определяющие стандарты прав человека,
не устанавливают, что в них входят такие положения, как участие
человека в ликвидации, реорганизации и изменении
организационно-правовой формы при приватизации предприятий, в
формировании ликвидационной комиссии.
Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации, трудовые
коллективы участвуют в обсуждении и решении вопросов управления
предприятиями, т.е. Основной Закон признает трудовые коллективы в
качестве особых субъектов определенных видов отношений. В то же
время ни Конституция Российской Федерации, ни Основной Закон
Республики Саха (Якутия) не закрепляют за гражданином
вышеуказанные права, ибо они входят в статус коллектива.
Таким образом, п.п. 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 постановления
Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года N
1052-XII "О порядке применения Закона РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" на территории Республики Саха
(Якутия)" не содержат прямых ограничений прав человека и
гражданина, которые признаны Конституцией Республики Саха
(Якутия).
Ходатайствующий в обосновании своего заявления ссылается на
статью 30 Конституции Республики Саха (Якутия). Статья закона
гласит: "В интересах охраны государственной или общественной
безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности
населения права и свободы человека и гражданина могут быть
ограничены только законом".
Положение статьи о принятии Верховным Советом закона
ограничено, во-первых, перечисленными в ней условиями; во-вторых,
закрепленными в Конституции правами человека и гражданина.
Рассматриваемое постановление в упомянутых пунктах регулирует
не индивидуальные права, а коллективные права объединения граждан,
которые отдельным лицам не могут принадлежать.
Согласно пункту 2 статьи 32 закона "О Конституционном суде
Республики Саха (Якутия)" Конституционный суд принимает решения
только по предмету, затронутому в ходатайстве и лишь в отношении
той части нормативного акта, которая подвергается сомнению в
ходатайстве. В связи с этим Конституционный суд не входит в
обсуждение вопроса о том, соответствуют ли установления п.п. 1.17,
1.18, 1.21, 1.22 постановления Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) от 26 июня 1992 г. N 1052-XII законодательству.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 29
закона "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд
постановил:
1. Признать п.п. 1.17, 1.18, 1.21, 1.22 постановления
Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 июня 1992 года N
1052-XII "О порядке применения Закона РСФСР "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" на территории Республики Саха
(Якутия)" соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия) по
форме.
2. Постановление Конституционного суда подлежит опубликованию
в газетах "Саха сирэ", "Советы Якутии" и направлению в Верховный
Совет Республики Саха (Якутия), Президенту Республики Саха
(Якутия), председателю Верховного суда, прокурору и министру
юстиции Республики Саха (Якутия).
3. Постановление вступает в силу немедленно, является
окончательным и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Н.ЗАХАРОВ
|