КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 1993 г. N 6-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗОВ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 28 СЕНТЯБРЯ
1992 Г. N 245 "О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)", ОТ 25 ЯНВАРЯ 1993 Г. N 340
"О ФОНДЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РС(Я) ОТ 26.01.93 Г. N 1325-XII
"ВОПРОСЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего Д.Н. Миронова, судей А.Д. Петракова, Н.Г.
Захарова, В.Н. Прокопьева, М.М. Яковлева, с участием народного
депутата Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, представителя
Якутского республиканского объединения профсоюзов А.А. Логинова,
направивших ходатайство, заместителя председателя Верховного
Совета Е.М. Ларионова - представителя Президиума Верховного Совета
Республики Саха (Якутия), прокурора Республики Саха (Якутия) В.В.
Колмогорова на основании статей 101, 102 Конституции (Основного
Закона) Республики Саха (Якутия) и статей 24, 25 закона Республики
Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда"
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 1992 г.
N 245 "О фонде социального страхования Республики Саха (Якутия)",
от 25 января 1993 г. N 340 "О фонде государственного социального
страхования Республики Саха (Якутия)" и постановления Президиума
Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26.01.93 г. N
1325-XII "Вопросы фонда социального страхования Республики Саха
(Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явились ходатайства народного
депутата Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова и Комитета
Якутского республиканского объединения профсоюзов о проверке
конституционности упомянутых Указов Президента Республики Саха
(Якутия) и постановления Президиума Верховного Совета Республики
Саха (Якутия).
Основанием к рассмотрению дела в соответствии со статьей 101
Конституции Республики Саха (Якутия), частью 1 статьи 25 закона
Республики Саха (Якутия) "О порядке деятельности Конституционного
суда" явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли Конституции Республики Саха (Якутия) названные
Указы Президента и постановление Президиума Верховного Совета
Республики Саха (ЯКУТИЯ) по содержанию и характеру затронутых в
них вопросов и с точки зрения закрепленного статьей 3 Конституции
Республики Саха (Якутия) принципа разделения властей.
Рассмотрев данное дело, Конституционный суд Республики Саха
(Якутия)
установил:
Указом Президента Республики от 28 сентября 1992 г. N 245 "О
фонде социального страхования Республики Саха (Якутия)
установлено, что Фонд социального страхования (ФСС) является
самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов республики,
других фондов и изъятию не подлежат. ФСС осуществляет
финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им полутора лет, санаторно-курортного лечения и
оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей
государственного социального страхования.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25 января 1993
года N 340 "О фонде государственного социального страхования
Республики Саха (Якутия)" утверждено "Временное положение о Фонде
государственного социального страхования" ("Временное положение"),
которым Фонд государственного социального страхования (ФГСС)
объявлен государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
"Временным положением" регулируются разнообразные отношения, в том
числе средства фонда, их использование, участие профсоюзов в
осуществлении социального страхования. структура управления
фондом.
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) от 26 января 1993 года N 1325-XII "Вопросы Фонда
социального страхования Республики Саха (Якутия)" утвержден
"Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Фонд социального страхования Республики Саха (Якутия)" ("Порядок
уплаты").
Ходатайствующая сторона считает, что Фонд социального
страхования является органом государственного управления и потому
Президент республики своим Указом N 245, создав его, превысил
полномочия, предоставленные ему статьей 70 Конституции Республики
Саха (Якутия), и тем самым нарушил принцип разделения властей.
Статья 70 Конституции Республики Саха (Якутия) не закрепляет
за Президентом права создания Фонда социального страхования.
Однако Конституция Республики Саха (Якутия) наделяет Президента
полномочиями, которые квалифицируются как "иные".
Согласно статье 38 Конституции Республики Саха (Якутия), к
исключительному ведению Республики в лице её высших органов
государственной власти относится образование финансово-кредитных
учреждений.
Статья 50 Конституции Республики Саха (Якутия) к высшим
органам государственной власти относит Верховный Совет,
Президента, Конституционный суд и Верховный суд. Конституционный
суд и Верховный суд не обладают регламентирующей властью.
Согласно статье 58 Конституции Республики Саха (Якутия)
Верховный Совет обладает исчерпывающим перечнем полномочий,
относящихся к его статусу как законодательного органа. Согласно
статье 65 Конституции Республики Саха (Якутия) Президент является
главой исполнительной власти и по должности обладает
распорядительными полномочиями. Согласно статье 81 Конституции
Республики Саха (Якутия) Кабинет Министров разрабатывает и
осуществляет социально-экономическую политику республики и несет
за её реализацию всю полноту ответственности. Президент как глава
исполнительной власти несет часть ответственности, возложенной на
Правительство.
Таким образом, из высших органов государственной власти
республики для решения неотложных проблем финансово-кредитной
политики, затрагивающей интересы большинства её населения,
Президент, как глава исполнительной власти, обладает необходимыми
исполнительно-распорядительными полномочиями.
По смыслу Указа Президента от 28 сентября 1992 года N 245 "О
фонде социального страхования Республики Саха (Якутия)" ФСС не
является субъектом административно-правовых отношений,
осуществляющим в полном объеме управленческую деятельность по
формированию, организации управления и направлению средств
социального страхования. Создание ФСС не вызвало изменений
структуры органов государственного управления, утвержденной
Верховным Советом, не нарушило нормы статьи 129 Конституции
Республики Саха (Якутия), ограничивающей расходы Правительства
бюджетом, определенным Верховным Советом.
Указ Президента от 28 сентября 1992 года N 245 предписывает,
что управление ФСС должно осуществляться Правительством при
участии республиканских профобъединений через правление Фонда.
Этот порядок соответствует норме статьи 6 Конституции Российской
Федерации о том, что профсоюзные организации участвуют в
управлении государственными и общественными делами.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации
общественные организации действуют в рамках Конституции Российской
Федерации, Конституций республик в составе Российской Федерации,
законов Российской Федерации и республик. В Республике Саха
гарантируется свобода объединений. Согласно статье 38 Конституции
Республики Саха (Якутия), руководство социальным обеспечением
принадлежит государству.
Установленный Указом N 245 порядок управления ФСС является по
сути совместным и учитывает требования Закона СССР "О
профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности" и не
противоречит части 4 статьи 226 КЗОТ Российской Федерации, так как
управление социальным страхованием на уровне предприятия,
учреждения и организации осталось в ведении профессиональных
союзов.
Как заявляет ходатайствующая сторона, ФСС "Временным
положением" наделяется правом вмешательства в сферу отношений
собственности и властными полномочиями, хотя это, согласно
принципу разделения властей, относится к компетенции
законодательного органа.
Пункт 1 "Временного положения" определяет, что "фонд является
собственностью Республики Саха (Якутия)". Установление не является
правовым основанием отчуждения в пользу ФСС в виде обязательных
страховых взносов имущества юридических и физических лиц. Размер
страхового тарифа установлен Верховным Советом Российской
Федерации. Отчисления трудовых коллективов в фонд социального
страхования закладываются в себестоимость продукции и практически
распределяются между всеми её потребителями.
Частью 6 пункта 5.6 "Временного положения" право издания
нормативных актов по вопросам порядка назначения и выплаты
пособий, выдачи путевок, содержания и строительства
оздоровительных объектов, финансирования других мероприятий
предоставлено ФСС. Однако законодатель такого нормирования не
устанавливал. В то же время фонд социального страхования не
является правопреемником ЯОСПС, который пользовался делегированным
правотворчеством.
Пункт 5.7 "Временного положения" обязывает предприятия,
организации, учреждения, в том числе органы статистики и банки
представлять работниках Фонда необходимые документы и сведения,
относящиеся к его компетенции. Содержание пункта не выходит за
пределы необходимости обеспечения функционирования ФСС.
Пункт 6.1 наделяет органы Фонда правом контроля за полнотой и
своевременностью уплаты страховых взносов, других платежей и
правильностью расходования средств государственного социального
страхования. Этот порядок вытекает из необходимости обеспечения
деятельности Фонда как самостоятельного учреждения. Этим же
продиктованы нормы п. 2.1, первого предложения части 1 пункта 6.2
и пункта 6.3 "Временного положения".
В части 1 пункта 6.2 "Временного положения" указано, что "Фонд
и его органы при взыскании задолженности пользуются правами,
предоставленными налоговым службам по взысканию не внесенных в
срок налогов". В данном случае норма установлена порядком,
противоречащим статье 3 Конституции Республики Саха (Якутия), т.к.
статус налоговой инспекции определяется Законом.
В "Порядке уплаты", утвержденном постановлением Президиума
Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 26 января 1993 года
N 1325-XII "Вопросы фонда социального страхования Республики Саха
(Якутия), ходатайствующая сторона усматривает превышение
Президиумом Верховного Совета своих полномочий.
Статья 63 Конституции Республики Саха (Якутия) не наделяет
Президиум Верховного Совета правом регулирования страховых
отношений. Согласно статьи 38 Конституции Республики Саха (Якутия)
законодательство республики отнесено к исключительному ведению
Республики Саха (Якутия) в лице её высших органов государственной
власти. Статья 50 Конституции Республики Саха (Якутия) к числу
высших органов государственной власти Республики Саха (Якутия)
Президиум Верховного Совета не относит.
Конституционный суд отмечает, что необходимость исполнения
положений статьи 23 Конституции Республики Саха (Якутия) о
социальном обеспечении требует издания Закона о государственном
социальном страховании в Республике Саха (Якутия).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1
статьи 24 и пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Республики Саха
(Якутия) "О порядке деятельности Конституционного суда",
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 28
сентября 1992 года N 245 "О фонде социального страхования
Республики Саха (Якутия)" соответствующим Конституции Республики
Саха (Якутия).
2. Признать часть 6 п. 5.6 и второе предложение части 1 пункта
62 "Временного положения о Фонде государственного социального
страхования Республики Саха (Якутия)", утвержденного Указом
Президента Республики Саха (Якутия) от 25 января 1993 года N 340
"О фонде государственного социального страхования Республики Саха
(Якутия)", не соответствующими Конституции Республики Саха
(Якутия).
3. Признать постановление Президиума Верховного Совета
Республики Саха (Якутия) от 26 января 1993 года N 1325-XII
"Вопросы Фонда социального страхования Республики Саха (Якутия)"
не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия).
4. Согласно статье 17 Закона Республики Саха (Якутия) "О
порядке деятельности Конституционного суда", с момента
провозглашения данного постановления признаются недействующими
часть 6 пункта 5.6 и второе предложение части 1 пункта 6.2
"Временного положения о Фонде государственного социального
страхования Республики Саха (Якутия)", утвержденного Указом
Президента Республики Саха (Якутия) от 25 января 1993 года N 340
"О Фонде государственного социального страхования Республики Саха
(Якутия)", постановление Президиума Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) от 26.01.93 г. N 1325-XII "Вопросы Фонда социального
страхования Республики Саха (Якутия)" и утвержденный им "Порядок
уплаты в фонд социального страхования Республики Саха (Якутия)
страховых взносов работодателями и гражданами".
5. Предложить Верховному Совету Республики Саха (Якутия)
принять Закон "О государственном социальном страховании граждан в
Республике Саха (Якутия)".
6. Правительству Республики Саха (Якутия) принять необходимые
меры по обеспечению поступления страховых взносов в ФСС Республики
Саха (Якутия) от всех юридических и физических лиц в размере,
установление Законом Российской Федерации.
7. Постановление Конституционного суда подлежит опубликованию
республиканских газетах "Саха сирэ", "Советы Якутии" и направлению
Верховный Совет Республики Саха (Якутия), Президенту Республики
Саха (Якутия), Кабинету Министров, председателю Верховного суда,
прокурору, министру юстиции республики, Фонду государственного
социального страхования Республики Саха (Якутия).
8. Постановление вступает в силу немедленно после его
провозглашения и обратной силы не имеет, является обязательным и
обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Д.МИРОНОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Н.ЗАХАРОВ
|