19 мая 1993 года N 1487-XII
-------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Законов РС(Я)
от 04.10.2003 52-З N 441-III, от 15.07.2004 157-З N 321-III,
от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Принят постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 19.05.1993 N 1488-XII
Настоящий Закон в целях достижения гармонии между личностью,
окружающей природной и социальной средой, для наиболее полного
удовлетворения потребности в медико-социальной помощи и
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
регулирует общественные отношения и регламентирует участие органов
государственной власти и управления, предприятий, учреждений,
организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и
граждан в формировании и укреплении здоровья населения, его
физического, психического и социального благополучия.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране
здоровья населения в Республике Саха (Якутия)"
Основной задачей Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране
здоровья населения" является реализация неотъемлемого права
граждан на здоровье и обеспечение гарантируемого Конституцией
Республики Саха (Якутия) права на его охрану.
Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) об охране
здоровья
Отношения в области охраны здоровья населения в Республике Саха
(Якутия) регулируются Конституцией Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
Конституцией Республики Саха (Якутия), настоящим законом и иными
нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
(ст. 2 в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 3. Основные принципы охраны здоровья населения
Основными принципами охраны здоровья населения являются:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина в области
охраны здоровья;
- признание здравоохранения приоритетным направлением
деятельности общества и государства, одним из главных факторов
выживания и развития народов республики, с учетом их традиций и
обычаев;
- общедоступность бесплатного медицинского обслуживания в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения,
равноправие граждан, демократизм, гуманистическая направленность;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья,
повышенная медико-социальная защита наиболее уязвимых слоев
населения;
- материально-техническая, финансовая обеспеченность, научная
обоснованность, ориентация на современные стандарты здоровья и
медицинской помощи, соответствие задачам и уровню социально-
экономического и культурного развития общества;
- профилактическая направленность, комплексный социальный,
экологический, медицинский подход к охране здоровья;
- соответствие полномочий и ответственности органов
государственной власти и управления, работодателей, должностных
лиц за создание условий, обеспечивающих формирование, развитие и
укрепление здоровья населения, личная ответственность граждан за
сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья
окружающих;
- многоукладность развития здравоохранения в соответствии с
потребностями населения в результате поэтапного внедрения системы
медицинского страхования в соответствии с Законом Российской
Федерации "О медицинском страховании граждан", законодательством
Республики Саха (Якутия), многоканальность финансирования;
- децентрализация государственного управления, развитие
самоуправления учреждений и самостоятельности работников
здравоохранения на правовой и договорной основе.
Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
(наименование в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики
Саха (Якутия) в области охраны здоровья населения
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
К полномочиям органов государственной власти Республики Саха
(Якутия) в области охраны здоровья населения относятся:
- принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за
исполнением законодательства Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия), защита прав и свобод граждан в области охраны
здоровья;
- осуществление государственной политики Российской Федерации в
области охраны здоровья с учетом северной специфики;
- определение региональной стратегии, утверждение
республиканских планов и программ по охране здоровья и мер по их
реализации;
- установление структуры органов управления государственной
системы здравоохранения Республики Саха (Якутия), порядка их
организации и деятельности; развитие учреждений здравоохранения
Республики Саха (Якутия), их материально-техническое обеспечение;
контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия);
- решение вопросов организации оказания специализированной
медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных,
наркологических, онкологических диспансерах и других
специализированных медицинских учреждениях;
- формирование расходов на здравоохранение в части оказания
специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах
и других специализированных медицинских организациях в
соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной
федеральным органом исполнительной власти (за исключением
федеральных специализированных медицинских организаций,
утвержденных Правительством Российской Федерации), включая
обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными
средствами, изделиями медицинского назначения,
иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а
также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского
страхования неработающего населения, оказания специализированной
(санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
- разработка и утверждение программы государственных гарантий
оказания гражданам, проживающим на территории Республики Саха
(Якутия), бесплатной медицинской помощи, включающей в себя:
территориальную программу обязательного медицинского страхования
граждан, установление порядка и объема предоставляемых отдельным
группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-
социальной помощи и лекарственном обеспечении;
- разработка и реализация программ по развитию здравоохранения,
профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи,
медицинскому образованию населения, охране здоровья коренных
малочисленных народов Севера и другим вопросам в области охраны
здоровья граждан, контроль за их исполнением;
- рациональное природопользование, охрана окружающей природной
среды, обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение развития и поддержки научных исследований в
области охраны здоровья граждан в пределах компетенции Республики
Саха (Якутия), финансирование республиканских программ
фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны
здоровья;
- координация подготовки кадров, определение норматива штатных
единиц, занятых в области охраны здоровья; установление мер
социальной поддержки работникам организаций здравоохранения,
находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), и фармацевтическим
работникам; установление и присвоение почетных званий Республики
Саха (Якутия);
- принятие чрезвычайных мер по спасению людей, защите их
здоровья и прав в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий,
ликвидация их последствий, информирование населения о мерах по их
устранению;
- регулярное информирование населения о распространенности
социально значимых и социально опасных заболеваний;
- координация деятельности органов государственной власти
Республики Саха (Якутия), хозяйствующих субъектов, субъектов
государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в
области охраны здоровья граждан;
- установление льгот по региональным налогам для предприятий,
учреждений и организаций, деятельность которых связана с охраной
здоровья, в порядке и в пределах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
- организация независимой медицинской (медико-социальной,
военно-врачебной, судебно-медицинской, судебно-психиатрической)
экспертизы;
- обеспечение развития международного сотрудничества в области
охраны здоровья в рамках полномочий органов государственной власти
Республики Саха (Якутия);
- координация деятельности в области охраны здоровья, семьи,
материнства и детства;
- формирование основ здорового образа жизни;
- осуществление профилактических, санитарно-гигиенических,
противоэпидемических и природоохранных мер;
- иные вопросы в области охраны здоровья населения, не
отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской
Федерации.
(Статья 6 исключена. - Закон РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-
III)
Раздел III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Глава I. Права и обязанности граждан в области охраны здоровья
(наимен. в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 5. Право граждан на охрану здоровья
Граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, что
предусматривает:
- жизненный уровень (еда, одежда, жилье, медицинский уход,
социальное обслуживание и обеспечение), необходимый для
поддержания здоровья человека с учетом специфики жизни в условиях
Севера;
- безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду;
- санитарно-эпидемическое благополучие территории и населенного
пункта, где они проживают;
- безопасные и здоровые условия труда, учебы, быта и отдыха;
- квалифицированную медико-санитарную помощь;
- достоверную и своевременную информацию о состоянии своего
здоровья и здоровья населения, включая факторы риска здоровья и их
степень;
- участие в обсуждении проектов законодательных актов и
внесение предложений по формированию государственной политики в
области охраны здоровья;
- участие в управлении здравоохранением и проведении
общественной экспертизы по этим вопросам в порядке,
предусмотренном законодательством;
- возможность объединения в общественные организации с целью
содействия здравоохранению;
- правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации,
связанных с состоянием здоровья;
- возмещение причиненного здоровью вреда;
- обжалование неправомерных решений и действий работников,
учреждений и органов здравоохранения;
- возможность проведения независимой медицинской экспертизы в
случае несогласия гражданина с выводами государственной
медицинской экспертизы, применения к нему мер принудительного
лечения и в других случаях, если действиями работников
здравоохранения могут быть ущемлены общепризнанные права человека
и гражданина;
- иные права граждан в области охраны здоровья.
Гражданам, находящимся вне пределов республики, гарантируется
право на охрану здоровья в формах и объеме, предусмотренных
законодательством Российской Федерация, межправительственными
соглашениями и международными договорами, в которых принимает
участие Республика Саха (Якутия).
Статья 6. Обязанности в области охраны здоровья
Органы государственной власти, должностные лица всех уровней и
работодатели независимо от форм собственности обязаны соблюдать
законодательство по охране здоровья, права и свободы человека в
области охраны здоровья, включая финансирование программ
медицинского страхования, отчисления на проведение периодических
медицинских осмотров работающих.
Граждане обязаны:
- заботиться и нести ответственность за свое здоровье, не
вредить здоровью других граждан;
- для предупреждения инфекционных и других заболеваний
выполнять медицинские предписания о проведении медицинских
осмотров, иммунизации, при необходимости флюорографии в сроки,
устанавливаемые учреждениями здравоохранения и санитарно-
гигиенической службой;
- содействовать транспортировке и оказанию медицинской помощи в
случаях, угрожающих жизни больного;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством
об охране здоровья.
Родители обязаны выполнять правила, способствующие рождению
полноценных детей, соблюдать интергенетические интервалы,
заботиться о здоровье детей (физическом, духовном, нравственном),
воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Беременные женщины обязаны своевременно встать на медицинский
учет, проходить обследования, выполнять медицинские предписания.
Лица, страдающие социально-опасными заболеваниями, обязаны
проходить медицинское обследование и лечение по требованию
медицинских учреждений, выполнять медицинские предписания в
порядке, определяемом законодательством.
(Статья 9 исключена. - Закон РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-
III)
Глава II. Права граждан при оказании медицинской помощи
Статья 7. Право граждан на медико-социальную помощь
Граждане при заболевании, утрате трудоспособности и в иных
случаях имеют право на медико-социальную помощь, которая включает
профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную,
протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры
социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и
инвалидами, включая выплату пособия по временной
нетрудоспособности и социально-правовую защиту в связи с оказанием
медико-социальной помощи.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социально-
правовыми и социальными работниками, медицинскими психологами в
государственных и негосударственных медицинских, санаторно-
курортных и иных оздоровительных учреждениях, а также в
учреждениях социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в
государственной и муниципальной системах здравоохранения в рамках
программы государственных гарантий оказания гражданам, проживающим
на территории Республики Саха (Якутия), бесплатной медицинской
помощи.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на
основе программ добровольного медицинского страхования за счет
средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств
граждан и иных источников, не запрещенных законом.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня
неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется
гражданам по личному заявлению без предъявления документа,
удостоверяющего факт болезни.
Граждане имеют право на медицинскую экспертизу, в том числе
независимую, которая проводится по их личному заявлению в
специализированных медицинских учреждениях с целью определения
трудоспособности, состояния их физического и психического здоровья
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся
физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский
контроль.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в
случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания
лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или
граждане, признанные в установленном законом порядке
недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному
законному представителю) или иному члену семьи в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 8. Права пациента
Гражданин (пациент) имеет право на:
- уважительное, гуманное отношение со стороны медицинского и
обслуживающего персонала;
- выбор врача, в том числе семейного и лечащего, с учетом их
согласия, а также лечебного учреждения;
- получение информации о своих правах, обязанностях и состоянии
своего здоровья, диагнозе, прогнозе, кроме случаев,
предусмотренных статьей 14 настоящего Закона, методах лечения,
связанных с ними риске, возможных вариантах медицинского
вмешательства и их последствиях;
- создание условий для обследования, лечения и содержания,
соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- сохранение в тайне информации о состоянии его здоровья;
- судебную защиту своих прав в случае их нарушения, включая
право на возмещение причиненного ущерба здоровью;
- передачу своих прав законным представителям и иным лицам по
своему выбору.
Статья 9. Согласие на медицинское вмешательство
Добровольное согласие гражданина является необходимым условием
медицинского вмешательства (лечения, операции, сложного метода
обследования).
Решение о согласии на медицинское вмешательство за лиц, не
достигших 15 лет, и лиц, признанных в установленном законом
порядке недееспособными, принимают их законные представители после
сообщения им сведений о состоянии здоровья. При отсутствии
законных представителей решение о согласии на медицинское
вмешательство принимает консилиум, а при невозможности собрать
консилиум - непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим
уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения
и законных представителей.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
В случаях, когда состояние гражданина не позволяет ему выразить
свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, вопрос о его
проведении решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум
- непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим
уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 10. Отказ от медицинского вмешательства
Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться
от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его
законному представителю должны быть разъяснены в доступной для
него форме возможные последствия принятого решения.
Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных
последствий оформляется записью в медицинской документации и
подписывается гражданином либо его законным представителем, а
также медицинским работником.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 11. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование,
госпитализация, наблюдение и изоляция) без согласия граждан или их
законных представителей допускается в отношении лиц, страдающих
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, лиц,
страдающих тяжелыми психическими расстройствами, или лиц,
совершивших общественно опасные деяния, на основаниях и в порядке,
установленных законодательством Российской Федерации.
(статья в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 12. Государственная защита права на охрану здоровья
Государство признает право каждого гражданина на охрану
здоровья и обеспечивает его защиту.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
В случае нарушения законных прав и интересов граждан в области
здравоохранения соответствующие государственные, общественные или
другие органы, предприятия, учреждения и организации, их
должностные лица и граждане обязаны принять меры по восстановлению
нарушенных прав, защите законных интересов и возмещению
причиненного ущерба.
Судебная защита права на охрану здоровья осуществляется в
порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Глава III. Права отдельных групп населения
в области охраны здоровья
Статья 13. Права малочисленных народов Севера
Малочисленные народы Севера имеют право на получение всех видов
медицинской и социальной помощи за счет целевых государственных
программ независимо от характера ведения ими своего хозяйства (в
составе оседлого, общинного, кочевого, промыслового и др.).
Это право обеспечивается федеральными, республиканскими
государственными органами власти и управления путем целевой
подготовки медицинских и фармацевтических кадров, организации
системы медико-санитарной помощи, учитывающих специфику их
жизнедеятельности, реализации государственных программ охраны
здоровья и иных документов.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 14. Право граждан, проживающих в сельской местности
Граждане, проживающие в сельской местности, имеют право на
получение всех видов медицинской и социальной помощи на основе
реализации программ по развитию системы здравоохранения в сельских
регионах республики. Органы государственного управления и местного
самоуправления несут ответственность за обеспечение всеми видами
медико-социальной помощи граждан, проживающих в сельской
местности, за создание сети медицинских и фармацевтических
учреждений, финансирование и координацию их деятельности.
Глава IV. Права больных социально значимыми и
социально опасными заболеваниями
Статья 15. Права лиц, больных туберкулезом
Граждане, больные туберкулезом, имеют право на медико-
социальную помощь (лечение, получение медикаментов, реабилитацию)
за счет государства в объемах, предусмотренных программой
государственных гарантий оказания гражданам, проживающим на
территории Республики Саха (Якутия), бесплатной медицинской
помощи, а также льготы при трудоустройстве и получении жилья.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Обязательная госпитализация и лечение больных заразными формами
туберкулеза проводится в соответствии с федеральным
законодательством.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 16. Права лиц, больных вилюйским энцефаломиелитом
Граждане, страдающие вилюйским энцефаломиелитом, имеют право на
медико-социальную помощь (лечение, получение медикаментов,
реабилитацию) за счет государства.
Учитывая, что вилюйский энцефаломиелит является краевой
патологией Республика Саха (Якутия) отдает приоритет в реализации
научно-исследовательских, лечебных программ по данной патологии
(финансирование, материально-техническое, кадровое, лекарственное
обеспечение).
Статья 17. Права лиц, страдающих психическими расстройствами
Граждане, страдающие психическими расстройствами, имеют право
на социальную защиту и психиатрическую помощь за счет государства.
Основания и порядок оказания психиатрической помощи, меры по
охране прав и законных интересов при ее осуществлении, основные
права и обязанности медицинских работников и иных специалистов в
процессе ее оказания регулируются законодательствами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
Граждане, страдающие психическими расстройствами, пользуются
защитой государства от любых форм дискриминации.
Решение вопросов социальной поддержки и социального
обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами,
находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами
государственной власти Республики Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Порядок предоставления гарантий врачам-психиатрам, иным
специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующим в
оказании психиатрической помощи, и установления размера надбавок к
должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и
тяжелых условиях труда устанавливается Правительством Республики
Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 18. Права лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ) и больных СПИДом
Граждане в случае заражения вирусом иммунодефицита человека
(заболевание СПИД) имеют право на медицинскую помощь за счет
государства в соответствии с программой государственных гарантий
оказания гражданам, проживающим на территории Республики Саха
(Якутия), бесплатной медицинской помощи.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Инфицированные ВИЧ и больные СПИДом имеют право на возмещение
причиненного им материального ущерба в случае, если заражение
СПИДом произошло по вине медицинских работников.
Граждане, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом, пользуются
защитой государства от любых форм дискриминации.
Статья 19. Права наркологических больных
Граждане, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией,
имеют право на получение специализированного лечения, в том числе
анонимного и реабилитацию в медицинских учреждениях независимо от
форм собственности.
Все виды лечения и реабилитации проводятся на добровольной
основе, за исключением случаев, предусмотренных нормативными
актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Объем и виды медико-социальной помощи, предоставляемой данной
категории больных бесплатно, определяются в соответствия с
законодательствами Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию наркологической
помощи в наркологических диспансерах и других специализированных
медицинских организациях (за исключением федеральных
специализированных медицинских организаций, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации) является
расходным обязательством Республики Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Раздел IV. ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
Статья 20. Права беременных женщин и матерей
Материнство в Республике Саха (Якутия) охраняется и поощряется
государством:
- государство гарантирует женщинам право работы в условиях,
учитывающих их физиологические особенности и состояние здоровья.
Работающим беременным женщинам в соответствии с медицинским
заключением устанавливаются более низкие нормы выработки, нормы
обслуживания или предоставляется другая, легкая и исключающая
воздействие неблагоприятных производственных факторов работа с
сохранением среднего заработка;
- охрана материнства обеспечивается организацией сети
специальных медицинских учреждений, каждой женщине в период
беременности, во время и после родов оказывается
специализированная медицинская помощь в учреждениях
государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках
программы государственных гарантий оказания гражданам, проживающим
на территории Республики Саха (Якутия), бесплатной медицинской
помощи;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
- женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка,
а также на время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет
имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в
установленном законом порядке;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
- женщина имеет право самостоятельно решить вопрос о
необходимости искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона
в порядке, определяемом законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия);
- минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска по
беременности и родам, выплата пособий, льготы по случаю рождения
ребенка определяются законодательствами Российской Федерации;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
- пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет
выплачивается матери или лицу, ее заменяющему, за весь период
амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в
больнице, а в возрасте старше 7 лет пособия выдаются за период не
более 15 дней, если по медицинскому заключению состояние здоровья
ребенка не требует большего срока непосредственного ухода за ним;
- в целях охраны материнства запрещается отказывать женщинам в
приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам,
связанным с беременностью и родами, наличием детей в возрасте до 3-
х лет, а одиноким матерям - в связи с наличием ребенка в возрасте
до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет).
Увольнение указанных категорий женщин по инициативе
работодателя не допускается, кроме случаев полной ликвидации
предприятий, учреждений, организаций и прекращения трудовых
отношений по окончании срочного трудового договора (контракта).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 21. Право детей на охрану здоровья
Республика Саха (Якутия) осуществляет защиту прав и интересов
детей, обеспечивает их право на условия жизни, необходимые для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального
развития в соответствии с нормами международного права.
Органы государственной власти и управления, работодатели
обеспечивают развитие широкой сети специальных медицинских и
детских учреждений и несут ответственность за лечение и
оздоровление детей, находящихся в них, за счет источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Все дети имеют право на:
- медико-социальную помощь;
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
- периодические обязательные медицинские осмотры, диспансерное
наблюдение;
- информацию в доступной для них форме о состоянии их здоровья
и лечении;
- бесплатную медицинскую консультацию при выборе их профессии и
определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях,
которые устанавливаются органами государственной власти Республики
Саха (Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Несовершеннолетние с недостатками физического или психического
развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут
содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на
условиях, которые устанавливаются органами государственной власти
Республики Саха (Якутия). Уклонение от выполнения обязанностей по
уходу и воспитанию детей в семье, жестокое обращение с ними,
наносящие вред здоровью, влекут ответственность, установленную
законодательством.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 22. Права семьи
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Республика Саха (Якутия) берет на себя заботу об охране
здоровья семьи в соответствии с нормами международного права.
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на
бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия
социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих
опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам
семейно-брачных отношений, а также на медико-гигиенические, другие
консультации и обследования в учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения
возможных наследственных заболеваний у потомства.
Семья по договоренности всех ее совместно проживающих
совершеннолетних членов имеет право на выбор врача общей практики
(семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по
месту жительства.
Семьи, имеющие детей, в первую очередь многодетные, неполные,
воспитывающие детей-инвалидов, детей, оставшихся без опеки
родителей, имеют право на меры социальной поддержки в области
охраны здоровья, установленные законодательством.
Граждане, вступающие в брак, в соответствии с медицинскими,
социально-психологическими показаниями имеют право на свободный
выбор партнера, изменение (коррекцию) половой принадлежности в
порядке, определяемом законодательством.
Статья 23. Детское питание
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Дети в возрасте до трех лет, постоянно проживающие на
территории Республики Саха (Якутия), обеспечиваются бесплатным
питанием с молочной кухни (при отсутствии молочной кухни
выплачивается ежемесячная денежная компенсация).
Право обеспечения бесплатным питанием по рецептам, выписанным
участковыми педиатрами детских поликлиник (центральных районных
больниц), врачами участковых больниц, фельдшерами или акушерками
фельдшерско-акушерских пунктов, имеют дети в возрасте до трех лет,
воспитывающиеся в семьях со среднедушевым доходом, размер которого
ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия), и постоянно
проживающие на территории Республики Саха (Якутия).
Размер обеспечения бесплатным питанием детей в возрасте до трех
лет устанавливается Правительством Республики Саха (Якутия) в
расчете на один месяц по зонам, установленным в соответствии с
Законом Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 18-З N 367-
II "О потребительской корзине в Республике Саха (Якутия)".
Средства на обеспечение бесплатным питанием детей в возрасте до
трех лет предусматриваются в Законе Республики Саха (Якутия) о
государственном бюджете на очередной финансовый год. В случае
изменения в течение финансового года численности детей в возрасте
до трех лет объем средств, направляемых на обеспечение полноценным
бесплатным питание детей в возрасте до трех лет, подлежит
корректировке.
Раздел V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЫХ И БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ
Статья 24. Поддержание необходимого для здоровья жизненного
уровня населения
Республика Саха (Якутия) обеспечивает жизненный уровень
населения (медицинский уход, социальное обслуживание и
обеспечение), являющийся необходимым для поддержания его здоровья
с учетом специфики жизни на Севере.
В этих целях на основе научно обоснованных медицинских,
физиологических и санитарно-гигиенических требований
устанавливаются размеры заработной платы, пенсий, стипендий,
социальных пособий и других доходов населения, медико-социальное
обеспечение наиболее уязвимых слоев населения.
Статья 25. Охрана окружающей природной среды
Экологическая культура народов Республики Саха (Якутия)
является неотъемлемой частью их духовной культуры и прививается с
детского возраста как черта национального характера.
Республика Саха (Якутия) обеспечивает охрану окружающей
природной среды как важной предпосылки жизни и здоровья человека
путем рационального использования и воссоздания природных
ресурсов, защиты людей от негативного экологического воздействия,
достижение гармоничного взаимодействия личности, общества и
природы.
Отношения в области охраны окружающей природной среды
регулируются соответствующими законодательствами Российской
Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 26. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Республики
Саха (Якутия) обеспечивается проведением государственными
органами, органами местного самоуправления, предприятиями,
учреждениями, организациями, общественными объединениями и
гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов,
системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а
также комплексом других организационных, правовых и экономических
мер в соответствии с санитарным законодательством Российской
Федерации, Республики Саха (Якутия) и муниципальными правовыми
актами.
Статья 27. Создание благоприятных для здоровья условий труда,
учебы, быта и отдыха
В целях обеспечения благоприятных для здоровья условий труда,
учебы, быта и отдыха, высокого уровня трудоспособности,
профилактики травматизма и профессиональных заболеваний
устанавливаются в соответствии с трудовыми законодательствами
Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) единые санитарно-
гигиенические требования к организации производственных и иных
процессов, связанных с деятельностью людей, а также к качеству
машин, оборудования, строений, потребительских товаров и других
объектов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье.
Работодатели, независимо от форм собственности, должностные
лица обязаны обеспечить выполнение правил техники безопасности,
производственной санитарии и других требований по охране труда,
предусмотренных законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия) о труде, не допускать вредного
воздействия на здоровье людей и окружающую среду.
Статья 28. Сохранение генофонда народов Республики Саха
(Якутия)
В интересах сохранения генофонда народов Республики Саха
(Якутия), предотвращения демографического кризиса, обеспечения
здоровья будущих поколений и профилактики наследственных
заболеваний, республика осуществляет комплекс мер, направленных на
устранение факторов, пагубно влияющих на генетический аппарат
человека, а также создает систему государственного генетического
мониторинга, организует медико-генетическую помощь населению,
способствует обогащению и распространению научных знаний в области
генетики и демографии.
Запрещается медицинское вмешательство, которое может вызвать
нарушение генетического аппарата человека.
Статья 29. Содействие здоровому образу жизни населения
Республика Саха (Якутия) содействует утверждению здорового
образа жизни населения путем распространения научных знаний по
вопросам охраны здоровья, организации медицинского, экологического
и физического воспитания, осуществления мер, направленных на
повышение гигиенической культуры населения, создания необходимых
условий для занятия физкультурой, спортом и туризмом, ограничения
употреблений алкогольных, токсических и наркотических веществ,
вредных для здоровья человека, установления системы социально-
экономического стимулирования лиц, ведущих здоровый образ жизни.
Раздел VI. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ
Статья 30. Первичная медико-санитарная помощь
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным
и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского
обслуживания населения и обеспечивается учреждениями муниципальной
системы здравоохранения независимо от места проживания граждан,
количества жителей населенного пункта, его отдаленности, сезонного
или вахтового характера проживания.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
В оказании первичной медико-санитарной помощи могут участвовать
медицинские и фармацевтические учреждения государственной и
частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми
организациями.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным
и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского
обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных
болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
организацию медицинской профилактики важнейших заболеваний;
санитарно-гигиеническое образование; проведение других
мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи
гражданам по месту жительства.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Порядок оказания первичной медицинской помощи устанавливается
законодательством в области охраны здоровья граждан.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-
санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-
поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи
женщинам в период беременности, во время и после родов является
расходным обязательством муниципального образования. Оказание
первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за
счет средств обязательного медицинского страхования и других
источников в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 31. Оказание гражданам скорой медицинской помощи
Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при
отравлениях, травмах, несчастных случаях и других состояниях и
заболеваниях, требующих экстренного вмешательства, любым
медицинским учреждением, независимо от его ведомственной
принадлежности и форм собственности, любым медицинским работником,
а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по
закону или по специальному правилу.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Скорая медицинская помощь осуществляется специальной службой
скорой медицинской помощи государственной и муниципальной систем
здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое
регулирование в сфере здравоохранения.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Скорая медицинская помощь гарантируется государством и
оказывается бесплатно.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
В случае угрозы жизни гражданина медицинские работники имеют
право использовать любой имеющийся транспорт для перевозки
пострадавшего в медицинское учреждение.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой
медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной)
гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее
территории, является расходным обязательством муниципального
образования.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию
специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской
помощи является расходным обязательством Республики Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 32. Оказание помощи гражданам, проживающим в
экологически неблагополучных районах
Гражданам, проживающим в районах, признанных в установленном
порядке экологически неблагополучными, предоставляется медицинская
помощь и обеспечение лекарственными средствами,
иммунобиологическими препаратами и изделиями медицинского
назначения за счет средств бюджетов всех уровней.
Граждане, пострадавшие при чрезвычайной ситуации, имеют право
на получение за счет средств бюджетов всех уровней бесплатной
медицинской помощи, бесплатного обеспечения лекарственными
средствами, иммунобиологическими препаратами на проведение
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по
преодолению последствий чрезвычайной ситуации и снижению риска для
жизни и здоровья населения.
Статья 33. Специализированная медицинская помощь
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
"Специализированная медицинская помощь оказывается жителям
Республики Саха (Якутия) при возникновении у них заболеваний,
требующих специальных методов диагностики и лечения, использования
сложных медицинских технологий и соответствующей специализации
медицинских работников. Специализированная медицинская помощь
оказывается врачами-специалистами во всех предназначенных для этой
цели лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на
медицинскую деятельность, или их подразделениях.
Виды, объем и стандарты качества специализированной медицинской
помощи, гарантированной в учреждениях здравоохранения,
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере
здравоохранения.
Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию
специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических,
противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах
и других специализированных медицинских организациях Республики
Саха (Якутия) является расходным обязательством Республики Саха
(Якутия). Оказание специализированной медицинской помощи может
также финансироваться за счет средств обязательного медицинского
страхования и других источников в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
При наличии медицинских показаний жители Республики Саха
(Якутия) по направлению органа государственной власти Республики
Саха (Якутия) в области здравоохранения имеют право на получение
специализированной медицинской помощи в федеральных
специализированных медицинских учреждениях, перечень которых
утвержден Правительством Российской Федерации. Оплата лечения, в
случае если это лечение оказывается не по квотам, предоставляемого
федеральными специализированными лечебно-профилактическим
учреждениями, осуществляется за счет средств государственного
бюджета Республики Саха (Якутия) органом управления
здравоохранением Республики Саха (Якутия).
Категории граждан, имеющих право на оплату проезда к месту
лечения в федеральных специализированных медицинских учреждениях и
обратно, а также порядок оплаты проезда ежегодно устанавливаются
Правительством Республики Саха (Якутия).
Категории граждан, имеющих право на оплату проезда к месту
лечения в республиканских специализированных медицинских
учреждениях и обратно, а также порядок оплаты проезда
устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 34. Донорство крови и ее компонентов
Сдача крови для лечебного применения осуществляется гражданами
добровольно. Запрещается взятие донорской крови принудительно, а
также от людей, заболевания которых могут передаваться реципиенту
или причинить ущерб его здоровью. Органы и учреждения
здравоохранения при содействии владельцев и руководителей
предприятий, учреждений и организаций обязаны всесторонне
развивать донорство.
Донорам предоставляются меры социальной поддержки,
предусмотренные законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 35. Трансплантация органов и других анатомических
материалов
Применение метода пересадки от донора к реципиенту органов и
других анатомических материалов осуществляется в определенном
законодательством порядке при наличии их согласия или согласия их
законных представителей при условии, если использование других
средств и методов для поддержания жизни, восстановления или
улучшения здоровья не дает желаемых результатов, а причиненный при
этом ущерб донору меньше того, который угрожал реципиенту.
Статья 36. Добровольное искусственное прерывание беременности
Операция по искусственному прерыванию беременности (аборт)
может быть произведена по желанию женщины в аккредитованных
учреждениях здравоохранения при беременности сроком не более 12
недель.
Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям
проводится при сроке беременности до 22 недель, а при наличии
медицинских показаний и с согласия женщины - независимо от срока
беременности.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Статья 37. Стерилизация по медицинским показаниям
(наимен. в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения
возможности человека к оплодотворению или как метод контрацепции
может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не
моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии
медицинских показаний и согласии гражданина может быть проведена
независимо от возраста и наличия детей.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
(Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Стерилизация проводится в прошедших лицензирование медицинских
учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения
только врачами, имеющими специальную подготовку.
Незаконное проведение стерилизации влечет за собой уголовную
ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
Статья 38. Оказание медицинской помощи больному в критическом
для жизни положении
Медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в
полном объеме больному, находящемуся в критическом для жизни
положении. Такая помощь может также оказываться специально
созданными учреждениями здравоохранения, которые пользуются
льготами со стороны государства.
Активные меры по поддержанию жизни больного прекращаются в том
случае, если состояние человека определяется как необратимая
смерть. Порядок прекращения таких мер, понятие и критерии смерти
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере
здравоохранения, по согласованию с Министерством юстиции
Российской Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Медицинским работникам запрещается осуществление эутаназии -
умышленного ускорения смерти или умерщвления неизлечимого больного
с целью прекращения его страданий.
Статья 39. Курортное обеспечение
К климатобальнеологическим и другим природным ресурсам
относятся территории Республики Саха (Якутия), где имеются
естественные целебные минеральные источники, лечебные грязи и
другие ресурсы, пригодные для медицинских целей.
Санаторно-курортные учреждения осуществляют свою деятельность в
порядке, предусмотренном законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия). Потребность в санаторно-курортном
лечении определяется врачом по состоянию здоровья больного и
оформляется медицинскими документами в соответствии с
установленным федеральным органом исполнительной власти в области
здравоохранения и органом управления здравоохранения Республики
Саха (Якутия) порядком.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Государственный контроль за оказанием лечебно-профилактической
помощи в санаторно-курортных учреждениях осуществляет орган
управления здравоохранения Республики Саха (Якутия) и органы
санитарно-эпидемиологического надзора.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Раздел VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ И ПРОТЕЗНЫМИ
СРЕДСТВАМИ
Статья 40. Обеспечение лекарственными средствами и
иммунобиологическими препаратами
Закупка медикаментов, иммунобиологических препаратов и изделий
медицинского назначения обеспечивается в соответствии с
потребностями населения Правительством Республики Саха (Якутия).
Лекарственные средства и изделия медицинского назначения,
перечень которых утвержден органом исполнительной власти
Республики Саха (Якутия), отпускаются бесплатно по рецептам,
выписанным врачами лечебно-профилактических учреждений при
амбулаторном лечении, следующим категориям граждан, проживающих на
территории Республики Саха (Якутия):
1) лицам, страдающим следующими видами заболеваний:
гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия;
муковисцидоз;
острая перемежающаяся порфирия;
гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения,
наследственные гемопатии;
лучевая болезнь;
тяжелая форма бруцеллеза;
системные хронические тяжелые заболевания кожи;
бронхиальная астма;
ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная
волчанка, болезнь Бехтерева;
инфаркт миокарда (первые шесть месяцев);
состояние после операции по протезированию клапанов сердца;
пересадка органов и тканей;
гипофизарный нанизм;
преждевременное половое развитие;
рассеянный склероз;
миастения;
миопатия;
мозжечковая атаксия Мари;
болезнь Паркинсона;
хронические урологические заболевания;
глаукома, катаракта;
Аддисонова болезнь;
детский церебральный паралич;
СПИД, ВИЧ-инфекция;
онкологические заболевания;
лепра;
туберкулез;
диабет;
психические заболевания;
шизофрения и эпилепсия;
сифилис;
2) детям в возрасте до трех лет;
3) детям в возрасте до шести лет из многодетных семей;
4) коренным малочисленным народам, проживающим в сельской
местности районов Крайнего Севера.
(абзац 2 в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Орган управления здравоохранением Республики Саха (Якутия)
регулярно информирует работников здравоохранения и населения о
лекарственных средства и иммунобиологических препаратах,
разрешенных к применению.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Производство новых лекарственных средств и иммунобиологических
препаратов для медицинских целей допускается с разрешения органа
управления здравоохранением Республики Саха (Якутия) после
установления их лечебной или профилактической эффективности.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Качество лекарственных средств и иммунобиологических препаратов
должно отвечать требованиям Государственной фармакопеи России и
техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
Контроль за качеством лекарственных средств и
иммунобиологических препаратов осуществляется федеральным органом
исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление
государственного контроля и надзора в сфере обращения
лекарственных средств, и федеральным органом исполнительной власти
по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия человека.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Расходы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения отдельных категорий граждан, проживающих
на территории Республики Саха (Якутия), меры социальной поддержки
которых отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации,
осуществляются за счет средств государственного бюджета Республики
Саха (Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Финансирование расходов на реализацию льготного лекарственного
обеспечения осуществляется в пределах средств, предусмотренных
законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете
Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год.
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Порядок льготного обеспечения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении
отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики
Саха (Якутия), устанавливается Правительством Республики Саха
(Якутия).
(абзац введен Законом РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 41. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-
III.
Раздел VIII. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Статья 41. Экспертиза временной нетрудоспособности
Медицинская экспертиза временной нетрудоспособности граждан
осуществляется в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти в области здравоохранения.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Лечащие врачи государственных медицинских учреждений, а также
врачи, действующие по программам обязательного медицинского
страхования, предоставляют отпуска по болезни и увечью, по
беременности и родам, по уходу за больными членами семьи и по
карантину, для протезирования, санаторно-курортного лечения на
весь срок временной нетрудоспособности граждан; определяют
необходимость и сроки временного или постоянного перевода
работника по болезни на другую работу, а также принимают решение о
направлении на врачебно-трудовую экспертную комиссию.
Медицинская экспертиза временной нетрудоспособности граждан
может быть в необходимых случаях поручена по решению органа
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
здравоохранения фельдшеру.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 42. Медико-социальная экспертиза
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Медико-социальная экспертиза производится федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 43. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая
экспертизы
Судебно-медицинская экспертиза граждан, а также трупов,
вещественных доказательств и иных материалов уголовных и
гражданских дел производится по постановлению лица, производящего
дознание, следователя, прокурора, или по определению суда
экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его
отсутствии - любым врачом в государственном медицинском
учреждении.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в
государственных учреждениях здравоохранения по основаниям и в
порядке, предусмотренном законодательством.
Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы могут
осуществляться в специальных учреждениях, а также специалистами
судебной медицины по выбору граждан и по их личному заявлению.
В случае несогласия с заключением судебно-медицинской
экспертизы гражданам предоставляется право на проведение
независимой экспертизы.
Статья 44. Военно-врачебная экспертиза
Военно-врачебная экспертиза:
- определяет годность по состоянию здоровья к военной службе
граждан, призываемых (поступающих) на военную службу, состоящих в
резерве (запасе) Вооруженных сил и военнослужащих;
- устанавливает у военнослужащих и бывших военнослужащих
причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой;
- определяет виды, объем, сроки проведения и меры медико-
социальной реабилитации и помощи военнослужащим.
Порядок организации, проведения военно-врачебной экспертизы,
требования к состоянию здоровья призываемых (поступающих) на
военную службу и военнослужащих в мирное и военное время
утверждаются Правительством в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными
для исполнения должностными лицами на территории Республики Саха
(Якутия).
Гражданам предоставляется право на проведение независимой
военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном настоящей
статьей настоящего Закона.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 45. Патологоанатомические исследования
Обязательную аутопсию умерших в учреждениях здравоохранения
проводят в случаях смерти:
- при неустановленном диагнозе;
- от инфекционного заболевания или при подозрении на
инфекционное заболевание, включая туберкулез;
- при проведении или в связи с проведением инструментальных
диагностических процедур;
- во время или после хирургического вмешательства беременных,
рожениц или родильниц;
- детей в возрасте до одного года, новорожденных и
мертворожденных детей при массе тела более 500 г (сроке
беременности выше 22 - 27 недель).
Обязательную аутопсию умерших вне учреждений здравоохранения
проводят в случаях смерти:
- при неустановленном диагнозе заболевания;
- при инфекционном заболевании или подозрении на него, включая
туберкулез;
- беременных, рожениц, родильниц;
- новорожденных детей и детей в возрасте до одного года жизни.
Аутопсия не может быть проведена (кроме перечисленных случаев)
при условии:
- письменного или устного волеизъявления умершего, высказанного
при его жизни;
- письменного заявления супруга (супруги), близких
родственников или их законных представителей, по религиозным
мотивам.
Захоронение трупов безродных производится коммунальными
службами за счет бюджета местных органов власти и управления в 3-
дневный срок.
Статья 46. Независимая медицинская экспертиза
При несогласии граждан с заключениями медико-социальной, военно-
врачебной, судебно-медицинской и судебно-психиатрической,
патологоанатомической экспертиз по их заявлению проводится
независимая медицинская экспертиза.
Независимая медицинская экспертиза в Республике Саха (Якутия)
осуществляется в соответствии с Положением о независимой
медицинской экспертизе, утвержденным Правительством Российской
Федерации.
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 04.10.2003 52-З N 441-III)
Раздел IХ. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 47. Государственная политика в области охраны здоровья
Высший орган законодательной власти в Республике Саха (Якутия)
- Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
формирует государственную политику в области охраны здоровья путем
закрепления конституционных и законодательных начал, объемов
бюджетного финансирования охраны здоровья, осуществления иных
полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Саха (Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
(Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Органы государственной власти и органы местного самоуправления
реализуют государственную политику в пределах своих полномочий,
предусмотренных законодательством.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 48. Государственная система здравоохранения
Центральным органом государственной системы здравоохранения
Республики Саха (Якутия) является орган исполнительной власти
Республики Саха (Якутия) в области охраны здоровья, реализующий
государственную политику в области охраны здоровья в соответствии
с положением, утвержденным Правительством Республики Саха
(Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Непосредственную охрану здоровья населения обеспечивают лечебно-
профилактические, санитарно-профилактические, физкультурно-
оздоровительные, научно-медицинские, санаторно-курортные,
фармацевтические учреждения, службы материально - технического
обеспечения, станции переливания крови, иные предприятия,
учреждения, организации здравоохранения на территории Республики
Саха (Якутия), независимо от ведомственной подчиненности, которые
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
и нормативными актами Российской Федерации и Республики Саха
(Якутия).
Статья 50. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-
III.
Статья 49. Муниципальная система здравоохранения
Муниципальная система здравоохранения включает муниципальные
органы управления здравоохранением, а также медицинские и
фармацевтические предприятия, учреждения и организации,
находящиеся в муниципальной собственности, которые являются
юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в
соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Муниципальные органы управления здравоохранением в пределах
своей компетенции несут ответственность за обеспечение доступности
населению всех видов медико-социальной помощи и развитие
муниципальной системы здравоохранения на подведомственной
территории, включая контроль за деятельностью медицинских и
фармацевтических предприятий, учреждений и организаций,
занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной
системы здравоохранения является расходным обязательством
муниципального образования. Оказание медицинской помощи в
организациях муниципальной системы здравоохранения может также
финансироваться за счет средств обязательного медицинского
страхования, фондов здравоохранения и других источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 50. Частная система здравоохранения
(наименование в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-
профилактические и аптечные учреждения, имущество которых
находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся
частной медицинской практикой и частной фармацевтической
деятельностью.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
В частную систему здравоохранения входят научно-
исследовательские, медицинские, фармацевтические учреждения и
предприятия, создаваемые и финансируемые юридическими и
физическими лицами.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Право на занятие частной медицинской практикой имеют лица,
получившие диплом о высшем или среднем медицинском образовании,
сертификат специалиста и лицензию на избранный вид деятельности.
(часть 3 в ред. Закона РС(Я) от 04.10.2003 52-З N 441-III)
Абзац исключен. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III.
Контроль за качеством оказания медицинской помощи
осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в
компетенцию которого входит осуществление государственного
контроля и надзора в сфере здравоохранения, если иное не
предусмотрено федеральным законом.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
При занятии частной медицинской практикой налогообложение
осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Приостановление и лишение права на частную медицинскую практику
осуществляется по решению органа, выдавшего разрешение на занятие
частной медицинской практикой, или суда.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Деятельность частной системы здравоохранения осуществляется в
соответствии с законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 51. Традиционная народная медицина
Традиционная народная медицина народа саха и малочисленных
народов Севера является неотъемлемой частью духовной культуры этих
народов.
Профессиональные права и обязанности лиц, занимающихся народной
медициной, регламентируются уставом Ассоциации народной медицины
Республики Саха (Якутия).
(Часть 3 исключена. - Закона РС(Я) от 04.10.2003 52-З N 441-III).
Медицинские работники, занимающиеся народными методами лечения,
проходят аттестацию при аттестационной комиссии органа
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны
здоровья.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Лица, занимающиеся народной медициной без разрешения
соответствующих аттестационных комиссий, несут ответственность
согласно действующему законодательству.
Статья 54. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005.304-З N 615-
III.
Статья 52. Аккредитация медицинской и фармацевтической
деятельности
Аккредитация медицинских и фармацевтических предприятий,
учреждений, а также лиц, занимающихся медицинской и
фармацевтической деятельностью, проводится на добровольной основе
в целях предоставления им прав оказывать медицинскую помощь или
заниматься фармацевтической деятельностью по качеству и объему
превышающих федеральные стандарты, предусмотренные
лицензированием.
Порядок проведения аккредитации и деятельности аккредитационных
комиссий определяются федеральным органом исполнительной власти в
области здравоохранения и органом исполнительной власти Республики
Саха (Якутия) в области здравоохранения совместно с
профессиональными медицинскими ассоциациями.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Контроль за деятельностью аккредитационных комиссий
осуществляют территориальные органы управления здравоохранением,
орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
здравоохранения.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 53. Лечащий врач
Лечащий врач выбирается пациентом или назначается руководителем
медицинского учреждения (подразделения). Пациент вправе
потребовать замены лечащего врача. Лечащим врачом не может быть
врач, находящийся на обучении, специализации или повышении
квалификации.
Лечащий врач несет ответственность за своевременное и
квалифицированное обследование и лечение больного, в необходимых
случаях обеспечивает консультацию с заведующим отделением, другими
специалистами; лечащему врачу предоставлено преимущественное право
экспертизы временной нетрудоспособности пациента. Рекомендации
консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом,
за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного.
В случае несоблюдения больным предписаний и правил внутреннего
распорядка лечащий врач может отказаться от дальнейшего ведения
пациента, если это не угрожает жизни больного и здоровью
окружающих.
Лечащий врач не несет ответственности за состояние здоровья
больного в случае отказа пациента от выполнения врачебных
назначений или нарушения пациентом предписанного режима.
Статья 54. Врач общей практики (семейный врач)
(наименование в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Врач общей практики (семейный врач) - это врач, прошедший
специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной
медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и
возраста и обслуживающий по месту жительства взрослое и детское
население по семейному принципу.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Должности семейных врачей и порядок их деятельности
устанавливаются по решению органов местного самоуправления в
соответствии с законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Статья 55. Научное обеспечение охраны здоровья Республики Саха
(Якутия)
Научное обеспечение охраны здоровья Республики Саха (Якутия)
содействует развитию научных исследований в области
здравоохранения и внедрения их результатов в деятельность
учреждений и работников здравоохранения. Исследования,
проводящиеся академическими и ведомственными научными
учреждениями, учебными заведениями и другими научными учреждениями
и подразделениями или отдельными учеными, финансируются на
конкурсной основе из государственного бюджета, а также за счет
любых других источников финансирования, не противоречащих
законодательству.
Все государственные программы в области здравоохранения и
важнейшие меры по их осуществлению подлежат обязательной
предварительной научной экспертизе в ведущих республиканских и
федеральных научных учреждениях, определяемых Правительством
Республики Саха (Якутия).
Статья 59. Исключена. - Закон РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-
III.
Статья 56. Материально-техническое обеспечение здравоохранения
Государство организует материально-техническое обеспечение
здравоохранения в объеме, необходимом для предоставления населению
гарантированного уровня медико-санитарной помощи. Все учреждения
здравоохранения имеют право самостоятельно решать вопросы своего
материально-технического обеспечения.
Для обеспечения надлежащего качества изделий, необходимых для
здравоохранения, их применение разрешается лишь после обязательной
апробации, осуществленной в порядке, согласованном с органом
исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны
здоровья.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Раздел Х. МЕДИЦИНСКАЯ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 57. Кадры здравоохранения
К кадровым ресурсам здравоохранения относятся медицинские,
фармацевтические, а также научные, научно-педагогические и
инженерно-технические работники согласно перечню, утвержденному
органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
здравоохранения.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляется за
счет средств государства, работодателей и частных лиц.
Орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области
здравоохранения обеспечивает преемственность среднего специального
и высшего медицинского образования, потребность республики в
медицинских, научных и педагогических медицинских кадрах.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Статья 58. Право на занятие медицинской и фармацевтической
деятельностью
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
предоставляется лицам, получившим высшее и среднее медицинское и
фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющим
диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и
лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической
деятельности.
(абзац в ред. Закона РС(Я) от 15.07.2004 157-З N 321-III)
Врачи-интерны имеют право на профессиональную деятельность
только в учреждениях здравоохранения под контролем медицинского
обучающего персонала, несущего за них ответственность.
Врач или провизор, не работающий по своей специальности более 5
лет, может быть допущен к занятию практической медицинской или
фармацевтической деятельностью только после проверочного
испытания, проводимого комиссиями медицинских ассоциаций по
терапии и практике, специальности, вопросам законодательства об
охране здоровья и получения удостоверения (сертификата),
выдаваемого органами управления здравоохранением по представлению
медицинских ассоциаций,
Работники со средним медицинским или фармацевтическим
образованием, не работающие по своей специальности более 5 лет,
должны подтвердить свою квалификацию в соответствующем учреждении
с последующим допуском к медицинской или фармацевтической работе в
установленном порядке.
Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической
деятельностью, несут ответственность в соответствии с Уголовным
кодексом Российской Федерации.
Статья 59. Социальная и правовая защита медицинских и
фармацевтических работников
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Медицинские и фармацевтические работники имеют право:
- на обеспечение условий деятельности с учетом требований
охраны труда, соответствующее материально-техническое оснащение,
позволяющее осуществлять профессиональные обязанности и повышение
квалификации;
- на первоочередное получение отдельной жилой площади,
установку телефона, предоставление мест в детских дошкольных,
санаторно-курортных учреждениях и медицинское обслуживание;
- на использование бесплатно в случаях, угрожающих жизни
больного, любого имеющегося транспорта для проезда к месту
нахождения больного или для транспортировки в ближайшее
медицинское учреждение;
- на беспрепятственное пользование в необходимых случаях любыми
средствами связи;
Медицинские и фармацевтические работники, работающие в сельской
местности, имеют право:
- на бесплатное предоставление квартир с отоплением и
освещением, с льготами на коммунальные услуги в соответствии с
нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия);
- на получение земельных участков для выпаса скота и
сенокошения при проживании и работе в сельской местности (имеющим
скот в личной собственности).
Размер, порядок и условия предоставления мер социальной
поддержки медицинским и фармацевтическим работникам
устанавливаются нормативными правовыми актами органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) и нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 60. Оплата труда и компенсации
(в ред. Закона РС(Я) от 08.12.2005 304-З N 615-III)
Оплата труда медицинских, фармацевтических работников и научных
работников системы здравоохранения, а также профессорско-
преподавательского состава высших и средних медицинских учебных
заведений производится в соответствии с уровнем их квалификации и
выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым
договором (контрактом) между администрацией и каждым сотрудником.
Медицинские и фармацевтические работники системы
здравоохранения имеют право на процентную надбавку к должностным
окладам в случае деятельности с вредными условиями труда, а также
меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством
Российской Федерации и Республика Саха (Якутия).
Для медицинских, фармацевтических и иных работников
государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа
которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается
обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей,
занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников,
утверждаемым Правительством Российской.
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских,
фармацевтических и иных работников организаций здравоохранения,
находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), работа которых
связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются
Правительством Республики Саха (Якутия).
Размер и порядок обязательного страхования для медицинских,
фармацевтических и иных работников муниципальных организаций
здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и
здоровью, устанавливаются органами местного самоуправления.
В случае гибели работников государственной и муниципальной
систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей
или профессионального долга во время оказания медицинской помощи
или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается
единовременное денежное пособие. Размер единовременного денежного
пособия в случае гибели работников организаций здравоохранения,
находящихся в ведении Республики Саха (Якутия), устанавливается
Правительством Республики Саха (Якутия). Размер единовременного
денежного пособия в случае гибели работников муниципальных
организаций здравоохранения устанавливается органами местного
самоуправления.
В случае вреда, причиненного здоровью медицинских и
фармацевтических работников системы здравоохранения при исполнении
ими трудовых обязанностей или профессионального долга, указанным
работникам возмещается ущерб в объеме и порядке, которые
установлены законодательством Российской Федерации и Республики
Саха (Якутия).
Перечень категорий работников, имеющих право на надбавки к
заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот,
устанавливается Правительством Российской Федерации или
Правительством Республики Саха (Якутия).
Порядок оплаты труда и выплаты компенсаций для научных
работников системы здравоохранения, а также профессорско-
преподавательского состава высших и средних медицинских учебных
заведений соответствует порядку оплаты труда и выплаты компенсаций
для медицинских и фармацевтических работников.
Статья 61. Профессиональные медицинские и фармацевтические
ассоциации
Медицинские и фармацевтические работники имеют право на
создание профессиональных ассоциаций и других общественных
объединений, формируемых на добровольной основе для защиты прав
медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и
фармацевтической практики, содействия научным исследованиям,
решения иных вопросов, связанных с профессиональной деятельностью
медицинских и фармацевтических работников.
Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации
действуют на федеральном уровне и в Республике Саха (Якутия).
Деятельность профессиональных ассоциаций регламентируется
федеративным и республиканским законодательствами.
Раздел XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
Статья 62. Ответственность за нарушение Закона "Об охране
здоровья населения в Республике Саха (Якутия)"
За решения и действия, а также бездействие государственных
органов, приведших к ущемлению прав и свобод человека в области
охраны здоровья, за нарушение Закона "Об охране здоровья населения
в Республике Саха (Якутия)", виновные в этом должностные лица,
граждане привлекаются к дисциплинарной, административной,
гражданско-правовой, уголовно-правовой ответственности.
Основания и порядок привлечения к ответственности определяются
и регламентируются законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Статья 63. Ответственность руководителей медицинских учреждений
За решения и действия либо бездействие, повлекшие нарушения
Закона "Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)",
либо за нарушение организации медицинского обслуживания и
лечебного процесса руководитель медицинского учреждения может быть
отстранен от занимаемой должности, а при наличии отягощающих
обстоятельств - привлечен к ответственности в судебном порядке.
Статья 64. Ответственность медицинских и фармацевтических
работников, имеющих высшее и среднее специальное образование
Медицинские и фармацевтические работники, имеющие высшее и
среднее специальное медицинское образование, за нарушение
установленного порядка применения лекарственных средств, а также
за несвоевременное оказание медицинской помощи либо отказ от
оказания медицинской помощи, повлекшие ущерб здоровья пациента
могут быть понижены в квалификационной категории. За те же
действия, повлекшие значительный ущерб здоровья либо смерть
пациента, медицинские и фармацевтические работники могут быть:
- лишены права заниматься медицинской и фармацевтической
деятельностью;
- привлечены к уголовной ответственности в установленном
судебном порядке.
Статья 65. Ответственность лиц, занимающихся частной
медицинской практикой
Лица, занимающиеся частной медицинской практикой, за нарушение
установленного порядка применения лекарственных средств либо за
занятие видами медицинской деятельности, неоговоренными выданной
им лицензией, а также за действия, причинившие значительный ущерб
здоровью пациента, либо повлекшие смерть пациента, могут быть:
- лишены права заниматься медицинской деятельностью;
- привлечены к уголовной ответственности в судебном порядке.
Раздел XII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 66. Международное сотрудничество в области охраны
здоровья
Республика Саха (Якутия) поощряет международное сотрудничество
в области охраны здоровья, осуществляет обмен экологической и
медицинской информацией, способствует профессиональным и научным
контактам работников здравоохранения, обмену прогрессивными
методами и технологиями, импорту медицинского оборудования,
лекарственных препаратов, других изделий медицинского назначения,
деятельности совместных предприятий в области охраны здоровья,
подготовке специалистов за рубежом и поддерживает все другие формы
сотрудничества, не противоречащие законодательству. Заключения
международных договоров, соглашений, контрактов в области охраны
здоровья, порядок их действия, контроль за выполнением
устанавливаются законодательствами Российской Федерации и
Республики Саха (Якутия).
Председатель
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
К.ИВАНОВ
г. Якутск
19 мая 1993 года
N 1487-XII
|