УТРАТИЛ СИЛУ - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 25.12.2003 98-З N 199-III
26 марта 1993 года N 1415-XII
------------------------------------------------------------------
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКОН
О НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 26.03.93 N 1416-XII
Настоящий Закон определяет порядок подготовки законов и иных
нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия), их издания,
действия и толкования, а также закрепляет общие положения о
правоприменительных актах.
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Нормативно-правовой акт - это акт, изданный
полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е.
предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные
на многократное применение.
Нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия) являются:
Конституция (Основной Закон) и законы Республики Саха (Якутия),
постановления Верховного Совета Республики Саха (Якутия), указы и
распоряжения Президента Республики Саха (Якутия), постановления и
указы Президиума Верховного Совета Республики Саха (Якутия),
постановления Кабинета Министров Правительства Республики Саха
(Якутия), отвечающие требованиям части первой настоящей статьи.
Статья 2. Правоприменительный акт-это правовой акт, вынесенный
компетентным органом, содержащий индивидуально-конкретные
предписания, имеющие разовое значение. В правоприменительных актах
закрепляются, оформляются решения, принимаемые в процессе
применения норм права. Вынесение актов применения норм права
влечет определенные юридические последствия.
К правоприменительным актам относятся: распоряжения
Председателя и заместителей Председателя Верховного Совета,
распоряжения Правительства, вице-президента, премьер-министра и
заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия),
акты министерств, государственных комитетов и других органов
государственной власти и управления, судебные акты (акты
Конституционного суда, решения и приговоры судов), акты органов
местного самоуправления, контроля и надзора и акты общественных
организаций.
Статья 3. Конституция Республики Саха (Якутия) обладает
верховенством на территории Республики Саха (Якутия) и ее нормы
имеют прямое действие.
Конституция Республики Саха (Якутия) имеет высшую юридическую
силу в системе законов и иных нормативно-правовых актов
республики.
Принятие Конституции Республики Саха (Якутия), внесение в нее
изменений и дополнений подлежат исключительному ведению Верховного
Совета Республики Саха (Якутия).
Статья 4. Закон, одобренный референдумом, утверждению
каким-либо органом не подлежит. Изменение либо отмена закона,
одобренного референдумом, возможны только путем референдума.
Статья 5. Законы Республики Саха (Якутия) обладают
верховенством на ее территории по всем вопросам, за исключением
тех, которые делегированы ею в ведение федеральных органов
государственной власти Российской Федерации.
Законы Российской Федерации, принятые в соответствии с
полномочиями, добровольно переданными в ее ведение, имеют высшую
юридическую силу на территории Республики Саха (Якутия).
Законы Российской Федерации, принятые по вопросам, отнесенным
к совместным полномочиям, вступают в силу на территории Республики
Саха (Якутия) после ратификации их Верховным Советом Республики
Саха (Якутия).
Статья 6. В случае расхождения норм Закона Республики Саха
(Якутия) с нормами Закона Российской Федерации, принятого в
соответствии с полномочиями, добровольно переданными в ее ведение,
действуют нормы Закона Российской Федерации. В случае расхождения
норм иного нормативно-правового акта Республики Саха (Якутия) с
нормами Закона Республики Саха (Якутия) действуют нормы
последнего.
Статья 7. Порядок рассмотрения и утверждения законов
Республики Саха (Якутия) и иных актов Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) и его Президиума определяется Конституцией
Республики Саха (Якутия), Регламентом Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) и настоящим Законом.
Порядок рассмотрения и утверждения актов Кабинета Министров
Правительства Республики Саха (Якутия) определяется Законом
Республики Саха (Якутия) о Кабинете Министров - Правительстве
Республики Саха (Якутия), а также Регламентом работы Кабинета
Министров - Правительства Республики Саха (Якутия), утверждаемым
Президентом или Кабинетом Министров Республики Саха (Якутия).
Порядок рассмотрения и утверждения правовых актов министерств,
ведомств и иных органов государственного управления Республики
Саха (Якутия) определяется Положением об этих органах,
утверждаемым Кабинетом Министров Республики Саха (Якутия).
Статья 8. Нормативно-правовые акты могут содержать сведения,
которые охраняются государством и подразделяются на сведения
особой важности, совершенно секретные (государственная тайна) и
секретные (служебная тайна), в порядке, устанавливаемом
Правительством Республики Саха (Якутия). В этом случае
нормативно-правовому акту присваивается гриф "особой важности",
"совершенно секретно", "секретно" и "не для печати".
Раздел II. ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Статья 9. Право законодательной инициативы осуществляется в
форме внесения проектов новых законов Республики Саха (Якутия),
проектов законов об изменениях и дополнениях действующих законов
Республики Саха (Якутия), а также в форме предложений о принятии
новых законов Республики Саха (Якутия) или внесения изменений и
дополнений в действующие законы Республики Саха (Якутия)
(законодательных предложений).
Статья 10. Право законодательной инициативы принадлежит
Президенту Республики Саха (Якутия), постоянным комиссиям
Верховного Совета Республики Саха (Якутия), народным депутатам
Республики Саха (Якутия), Конституционному Суду, Верховному Суду,
Прокурору Республики Саха (Якутия), Кабинету Министров Республики
Саха (Якутия), местным Советам народных депутатов, республиканским
органам политических партий и общественных движений.
Раздел III. ОРГАНЫ, ПРАВОМОЧНЫЕ ИЗДАВАТЬ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Статья 11. Верховный Совет Республики Саха (Якутия) принимает
законы и постановления по вопросам, отнесенным к его ведению
Конституцией Республики Саха (Якутия).
Законы, принятые Верховным Советом Республики Саха (Якутия),
не могут противоречить Конституции Республики Саха (Якутия),
законам Российской Федерации, принятым в соответствии с
полномочиями, добровольно переданными в ее ведение Федеративным
договором.
Статья 12. Президиум Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) принимает постановления и указы по вопросам организации
работы Верховного Совета Республики Саха (Якутия), его органов и
служб, а также в порядке осуществления других полномочий,
предусмотренных Конституцией и законами Республики Саха (Якутия).
Статья 13. Президент Республики Саха (Якутия) издает указы и
распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории
Республики Саха (Якутия).
Указы и распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) не
могут противоречить Конституции и законам Республики Саха
(Якутия).
Статья 14. Председатель, заместители Председателя Верховного
Совета, вице-президент, премьер-министр Республики Саха. (Якутия)
издают распоряжения.
Статья 15. Кабинет Министров - Правительство Республики Саха
(Якутия) на основе и во исполнение Конституции и законов
Республики Саха (Якутия), иных актов Верховного Совета Республики
Саха (Якутия), его Президиума и Указов Президента Республики Саха
(Якутия) принимает постановления, обязательные к исполнению на
всей территории Республики Саха (Якутия).
Решения, имеющие нормативный характер, издаются в форме
постановлений Кабинета Министров - Правительства Республики Саха
(Якутия). Решения по оперативным и другим текущим вопросам
издаются в форме распоряжений Кабинета Министров - Правительства
Республики Саха (Якутия).
Статья 16. Заместители Председателя Кабинета Министров -
Правительства Республики Саха (Якутия) вправе издавать в пределах
их полномочий исполнительно-распорядительные акты, именуемые
"Распоряжение заместителя Председателя Кабинета
Министров-Правительства Республики Саха (Якутия)".
Распоряжение заместителя Председателя Кабинета Министров.
Республики Саха (Якутия) издается во исполнение действующей
Конституции и законов Республики Саха (Якутия), постановлений
Верховного Совета Республики Саха (Якутия), его Президиума, указов
и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), постановлений
и распоряжений Кабинета Министров - Правительства Республики Саха
(Якутия).
Статья 17. Министерства, ведомства и иные органы
государственного управления Республики Саха (Якутия) в пределах их
полномочий на основе и во исполнение Конституции, законов и иных
решений Верховного Совета Республики Саха (Якутия), указов и
распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), постановлений
Кабинета Министров - Правительства Республики Саха (Якутия) издают
правоприменительные акты в форме приказов, а государственные
комитеты - в форме постановлений. Издаваемые министерствами,
ведомствами и другими органами государственного управления
Республики Саха (Якутия) правовые акты иных наименований
(инструкции, положения, методические указания и т. д.)
утверждаются приказами или постановлениями и подлежат
государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Саха
(Якутия).
По представленному на государственную регистрацию правовому
акту Министерством юстиции Республики Саха (Якутия) проводится
правовой анализ на его соответствие законодательству Республики
Саха (Якутия).
Министерство (ведомство), которому отказано в регистрации
акта, вправе обжаловать решение Министерства юстиции Республики
Саха (Якутия) в суд.
Статья 18. Структурные подразделения министерств, ведомств и
иных органов государственного управления Республики Саха (Якутия)
не вправе издавать акты нормативного характера.
Статья 19. При издании министерством, ведомством и иным
органом государственного управления Республики Саха (Якутия)
правового акта в нем указывается, во исполнение какого акта (его
статьи или пункта) издается данный акт.
Статья 20. Органы государственной власти и управления
Республики Саха (Якутия) издают нормативно-правовые акты в
пределах полномочий, определенных законодательством Республики
Саха (Якутия).
Статья 21. Органы государственной власти и управления
Республики Саха (Якутия) вправе делегировать часть своих
полномочий по изданию нормативно-правовых актов нижестоящим
органам.
В акте о делегировании должно быть указано: какое конкретно
полномочие и какому органу делегируется и на какой срок. В нем
устанавливаются общие цели и рамки, в пределах которых нижестоящий
орган вправе реализовать это полномочие.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) никому не вправе
делегировать решение вопросов конституционного характера, а также
любых других вопросов, для решения которых в Верховном Совете
требуется квалифицированное большинство.
Орган, которому делегировано то или иное полномочие, не вправе
его делегировать другому органу.
Издавая нормативно-правовой акт в порядке реализации
делегированного полномочия, орган обязан сослаться на закон или
иной нормативно-правовой акт, которым ему делегировано
соответствующее полномочие.
Раздел IV. ОПУБЛИКОВАНИЕ И ИНЫЕ ФОРМЫ
ОБНАРОДОВАНИЯ ЗАКОНОВ
И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 22. Президиум Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) обеспечивает опубликование на языке саха и на русском
языке законов и иных актов, принятых Верховным Советом Республики
Саха (Якутия).
Статья 23. Законы, постановления Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) публикуются в открытых официальных изданиях
Республики Саха (Якутия).
В необходимых случаях эти акты могут быть обнародованы также
по радио и телевидению.
Официальное опубликование нормативно-правовых актов в
изложении не допускается.
Опубликованные в официальном порядке нормативно-правовые акты
после вступления их в силу подлежат применению всеми
государственными органами, должностными лицами, государственными
служащими, а также исполнению другими организациями и гражданами,
независимо от факта рассылки их на места какими-либо органами.
Статья 24. Указы, распоряжения Президента Республики Саха
(Якутия) подлежат опубликованию в официальных изданиях Республики
Саха (Якутия), если Президентом Республики Саха (Якутия) не
установлен иной порядок обнародования.
Статья 25. Постановления Кабинета Министров - Правительства
Республики Саха (Якутия) публикуются в Собрании актов
Правительства Республики Саха (Якутия), а при необходимости
широкого и немедленного их обнародования - публикуются в средствах
массовой информации.
Статья 26. Нормативно-правовые акты, которым установлена
степень секретности, опубликованию в печати или обнародованию в
других формах не подлежат и вступают в силу с момента подписания,
если иное не оговорено в акте.
Раздел V. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ
И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ,
ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Статья 27. Законы Республики Саха (Якутия), постановления
Верховного Совета Республики Саха (Якутия), его Президиума
вводятся в действие с момента их опубликования, если Верховный
Совет Республики Саха (Якутия) не предусмотрит иной порядок
введения его в действие.
Статья 28. Указы Президента Республики Саха (Якутия) вступают
в силу с момента их опубликования либо через 10 дней после их
подписания, если в самом акте не указан иной срок.
Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) вступают в
силу с момента их подписания, если в самом акте не указан иной
срок.
Постановления Кабинета Министров - Правительства Республики
Саха (Якутия) вступают в силу с момента их опубликования, либо
через 10 дней после их подписания, если в самом акте не указан
иной срок.
День опубликования акта не входит в указанный срок.
Статья 29. Акты министерств, ведомств и иных органов
государственного управления Республики Саха (Якутия) вступают в
силу с момента их опубликования, либо через 10 дней после их
подписания, если в самом акте не указан иной срок.
Статья 30. Правовые акты министерств и ведомств Республики
Саха (Якутия), затрагивающие права и законные интересы граждан или
носящие межведомственный характер, вступают в силу после
присвоения им номера государственной регистрации с момента
опубликования, либо через 10 дней после их государственной
регистрации. При рассылке и опубликовании правого акта указание на
номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Статья 31. Нормативно-правовой акт Республики Саха (Якутия),
предусматривающий юридическую ответственность за действия, которые
ранее не влекли такой ответственности или предусматривающий более
строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть
введен в действие до истечения десятидневного срока после
опубликования этого акта.
Статья 32. Нормативно-правовому акту Республики Саха (Якутия)
может быть придана обратная сила. Придание обратной силы не
допускается, если акт предусматривает введение или ужесточение
юридической ответственности граждан за действия, которые на момент
их совершения не влекли указанной ответственности или влекли более
мягкую ответственность.
Статья 33. Нормативно-правовой акт действует бессрочно, если в
его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего акта
или его частей. В этом случае в акте должно быть указано, на
какой срок он (или соответствующая его часть) сохраняет действие
по истечении указанного срока. Акт автоматически утрачивает силу.
До истечения установленного срока орган, издавший акт, может
принять решение о продлении действия акта на новый срок или о
придании ему бессрочного характера.
Статья 34. Акт прекращает свое действие в следующих случаях:
1) истечение срока, на который был рассчитан временный акт;
2) принятие нового акта;
З) признание акта утратившим силу органом, принявшим этот акт,
либо иным правомочным на то органом.
Статья 35. Нормативно-правовые акты Республики Саха (Якутия)
имеют обязательную силу на всей территории Республики Саха
(Якутия).
Статья 36. Действие нормативно-правовых актов Республики Саха
(Якутия) распространяется на граждан Республики Саха (Якутия), а
также находящихся на территории Республики Саха (Якутия)
иностранных граждан и лиц без гражданства.
Раздел VI. ТОЛКОВАНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ
Статья 37. В случае обнаружения неясностей в
нормативно-правовых актах, неправильной или противоречивой
практики их применения, орган, принявший соответствующий акт, дает
необходимые разъяснения его норм.
Акты-разъяснения могут издаваться также иными органами,
уполномоченными по действующему законодательству толковать ту или
иную категорию нормативно-правовых актов.
Статья 38. Толкование нормам Конституции Республики Саха
(Якутия) дает Конституционный Суд Республики Саха (Якутия).
Статья 39. В соответствии со статьей 63 Конституции Республики
Саха (Якутия) толкование законам дает Президиум Верховного Совета
Республики Саха (Якутия).
Статья 40. Президент Республики Саха (Якутия) вправе
уполномочить на разъяснение изданных им нормативно-правовых актов
Кабинет Министров - Правительство Республики Саха (Якутия),
советников Президента в пределах их полномочий,
государственно-правовой отдел Администрации Президента Республики
Саха (Якутия).
Кабинет Министров - Правительство Республики Саха (Якутия)
вправе уполномочить на разъяснение изданных им нормативно-правовых
актов конкретное министерство Республики Саха (Якутия) или другие
органы государственного управления Республики Саха (Якутия).
Статья 41. В процессе толкования не допускается внесение в
нормативно-правовой акт поправок, дополнений и конкретизирующих
норм. Распространительное (в том случае, когда буквальный смысл
текста уже содержание нормы) и ограничительное (в том случае,
когда буквальное понимание текста нормы шире истинного содержания
нормы) толкование допускается лишь в случаях явного расхождения
смысла и текста нормативно-правового акта.
Раздел VII. ОРГАНЫ, ПРАВОМОЧНЫЕ ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ,
ОТМЕНЯТЬ И ОПРОТЕСТОВЫВАТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ.
Статья 42. В случае выявления противоречий в
нормативно-правовых актах орган, издавший акт, обязан
приостановить его действие в части возникших противоречий.
Статья 43. Республика Саха (Якутия) в лице Верховного Совета
Республики Саха (Якутия) приостанавливает на своей территории
действие законов и иных актов Российской Федерации или
опротестовывает их в порядке, установленном законодательством,
если они нарушают Федеративный договор, противоречат Конституции
или законам Республики Саха (Якутия).
Статья 44. Верховный Совет Республики Саха (Якутия) на
основании заключения Конституционного суда Республики Саха
(Якутия) вправе отменять Указы Президента Республики Саха (Якутия)
в случае противоречия их Конституции, законам Республики Саха
(Якутия) и решениям Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) может приостановить
действие нормативно-правовых актов Правительства Республики Саха
(Якутия), правовых актов министерств и ведомств и иных органов
государственного управления, противоречащих Конституции и законам
Республики Саха (Якутия).
Президиум Верховного Совета Республики Саха (Якутия) отменяет
акты местных Советов народных депутатов и местных администраций в
случае их противоречия законодательству Республики Саха (Якутия).
Статья 45. Президент Республики Саха (Якутия) вправе отменять
постановления, распоряжения Кабинета Министров - Правительства
Республики Саха (Якутия), акты министерств и ведомств республики,
других подведомственных ему органов, приостанавливать действие
актов местной администрации в случае противоречия их Конституции,
законам Республики Саха (Якутия) и законам Российской Федерации,
принятым в соответствии с полномочиями, добровольно переданными в
ее ведение, и актам Президента Республики Саха (Якутия).
Президент Республики Саха (Якутия) вправе обращаться в
Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) с предложением дать
заключение о соответствии Конституции и законам Республики Саха
(Якутия) актов государственных органов и общественных организаций
Российской Федерации, непосредственно затрагивающих интересы
Республики Саха (Якутия); в случае ущемления интересов Республики
Саха (Якутия) со стороны законодательных, исполнительных органов и
должностных лиц Российской Федерации с учетом заключений
Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) приостанавливать
действие таких актов на территории Республики Саха (Якутия).
Статья 46. Местные Советы народных депутатов имеют право
отменять акты нижестоящих органов местного самоуправления в случае
несоответствия их законодательству Республики Саха (Якутия).
Статья 47. Местная администрация имеет право отменять
распоряжения нижестоящей администрации в случае превышения ею
своих полномочий.
Статья 48. При рассмотрении конкретного дела, если народный
суд усмотрит, что норма закона, которую надлежит применить,
противоречит Конституции Республики Саха (Якутия), он
приостанавливает производство по делу и вносит в Конституционный
Суд Республики Саха (Якутия) представление о проверке
конституционности этой нормы.
Статья 49. Прокуратура Республики Саха (Якутия) осуществляет
надзор за исполнением законов Республики Саха (Якутия) и иных
нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовые акты, противоречаще законодательству
Республики Саха (Якутия), подлежат опротестованию Прокурором
Республики Саха (Якутия) и подчиненными ему прокурорами. Протест
прокурора на противоречащий закону нормативно-правовой акт
приостанавливает его действие со дня принесения протеста. Протест
на противоречащий закону нормативно-правовой акт приносится
прокурором или его заместителем в орган (должностному лицу),
издавший нормативно-правовой акт, либо в суд.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в
10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения
протеста на решение местного Совета народных депутатов - на
ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих
немедленного устранения нарушения законности, Прокурор вправе
установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах
рассмотрения протеста незамедлительно сообщается Прокурору в
письменной форме.
Если протест прокурора не рассмотрен в установленные сроки,
либо отклонен органом (должностным лицом), издавшим
нормативно-правовой акт, прокурор вправе обратиться в суд.
Первый заместитель
Председателя Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
г. Якутск
26 марта 1993 года
N 1415-ХII
|