УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Палаты Представителей Государственного Собрания
от 11.05.2001 З N 266-II
26 марта 1993 года N 1417-XII
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
(в ред. Законов РС(Я)
от 21.07.94 З N 29-I; от 22.04.99 З N 85-II
от 22.12.99 З N 135-II)
Принят постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 26.03.93 N 1418-XII
Настоящий Закон регулирует отношения в области государственной
службы и устанавливает правовое положение государственных служащих
в Республике Саха (Якутия).
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Государственная служба
1. Государственная служба - есть деятельность граждан -
государственных служащих по обеспечению и исполнению функций
государственной власти и управления, осуществляемая ими на
профессиональной основе лично либо в составе аппарата
государственного органа на основе Конституции Республики Саха
(Якутия), Федеративного договора, законов Республики Саха (Якутия)
и других нормативно-правовых актах.
2. Государственный орган - это учреждение (организация) либо
избираемое должностное лицо, исполняющее государственные функции,
финансируемое из республиканского или местного бюджетов и
наделенное властными полномочиями, как правило, с правом
юридического лица.
Статья 2. Основные задачи государственной службы
Основными задачами государственной службы являются:
а) обеспечение государственного суверенитета, территориальной
целостности, социально-экономического развития Республики Саха
(Якутия) и защита конституционных прав и свобод граждан Республики
Саха (Якутия);
б) осуществление функций государственной власти и управления
на основе Конституции (Основного закона) и законов Республики Саха
(Якутия), Федеративного договора, Основ законодательства
Российской Федерации и соглашений, заключенных с федеральными
органами Российской Федерации.
Статья 3. Принципы государственной службы
Государственная служба действует исходя из принципов:
а) законности;
б) разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Республики Саха (Якутия), федеральными
органами Российской Федерации;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
в) представительства государственных органов Республики Саха
(Якутия) в федеральных органах Российской Федерации;
г) подконтрольности и подотчетности государственных органов и
государственных служащих;
д) обязательности решений вышестоящих государственных органов
и должностных лиц республики, принятых в пределах их полномочий,
для нижестоящих государственных органов, должностных лиц и
государственных служащих;
е) обязанности всех граждан и должностных лиц исполнять
законные требования и поддерживать правомерные действия
государственных служащих;
ж) профессионализма и компетентности государственных служащих;
з) равного права доступа граждан к любым должностям
государственной службы в соответствии со своими способностями,
квалификацией, достижениями по службе, профессиональной
подготовкой;
и) равенства прав государственных служащих независимо от расы,
национальности, языка, пола, социального происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с
деловыми качествами государственных служащих;
к) социальной и правовой защищенности государственных
служащих;
л) ответственности государственного служащего за исполнение
своих служебных обязанностей, а равно ответственности
государственного органа за действия государственного служащего;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
м) ответственности государственного служащего за использование
служебного положения в целях извлечения противоправной выгоды в
случаях, не предусмотренных законодательством;
н) конкурсного замещения административных государственных
должностей;
(введен Законом РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
о) гласности осуществления государственной службы;
(введен Законом РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
п) внепартийности государственной службы.
(введен Законом РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 4. Законодательство о государственной службе
1. Законодательство о государственной службе основывается на
положениях Конституции Республики Саха (Якутия), настоящего
Закона, Основ законодательства о государственной службе Российской
Федерации и иных нормативно-правовых актов Республики Саха
(Якутия) и Российской Федерации, устанавливающих особенности
правового регулирования государственной службы и правового
положения государственных служащих.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
2. Правовое регулирование федеральной службы на территории
республики осуществляется Основами законодательства о
государственной службе Российской Федерации, настоящим Законом и
иными нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия) и
Российской Федерации.
3. Правовое регулирование вопросов государственной службы,
относящихся к совместному ведению федеральных органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется
настоящим Законом, а также другими нормативно-правовыми актами
Республики Саха (Якутия).
4. Правовое регулирование государственной службы в местных
органах государственной власти осуществляется настоящим Законом, а
также иными нормативно-правовыми актами Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 5. Система государственной службы
1. Система государственной службы состоит из видов
государственной службы и ее уровней, определяемых сферой
регулируемых правоотношений.
2. Вид государственной службы определяется в зависимости от
выполняемых ею функций государства.
3. Уровень государственной службы определяет принадлежность
государственных органов к республиканским, федеральным и
административно-территориальным.
Статья 6. Виды государственной службы
Видами государственной службы являются:
а) служба в представительных органах государственной власти;
б) служба в исполнительных органах государственной власти;
в) служба в органах государственного управления;
г) служба в судебных органах;
д) служба в органах прокуратуры;
е) служба в органах внутренних дел;
ж) служба в органах безопасности и разведки;
з) служба в Вооруженных Силах;
и) служба в государственных банках и в их учреждениях;
к) служба в органах государственного контроля и таможенной
службы;
л) служба на государственном транспорте;
м) служба в учреждениях почты, телеграфа и связи;
н) служба на государственном телевидении, радиовещании и в
государственных средствах массовой информации;
о) служба в качестве советника, помощника, секретаря
государственного служащего определенного ранга, занимающего
политическую и высшую административную должность.
Статья 7. Уровни государственной службы
1. Республиканской государственной службой является служба:
а) в высших представительных органах государственной власти
Республики Саха (Якутия);
б) в высших органах исполнительной власти Республики Саха
(Якутия);
в) в органах государственного управления Республики Саха
(Якутия);
г) в органах судебной власти Республики Саха (Якутия);
д) в органах Прокуратуры Республики Саха (Якутия);
е) в органах внутренних дел;
ж) в органах безопасности;
з) в органах государственного контроля;
и) в государственных банках Республики Саха (Якутия);
к) в государственных средствах массовой информации;
л) в дипломатических и иных представительствах Республики Саха
(Якутия);
м) в качестве советника, помощника, секретаря государственного
служащего, занимающего политическую и высшую административную
должность.
2. Федеральной государственной службой является служба:
а) в Вооруженных Силах;
б) в иных государственных органах, образуемых Российской
Федерацией на территории республики в соответствии с соглашениями
на основе Федеративного договора.
3. Административно-территориальной государственной службой
является служба:
а) в местных органах представительной власти;
б) в органах местной администрации;
в) в учреждениях государственных банков;
г) в учреждениях почты, телеграфа и связи;
д) на государственном транспорте;
е) в учреждениях государственных средств массовой информации.
Статья 8. Органы управления государственной службой
1. Органы управления государственной службой осуществляют
кадровое и нормативно-методическое обеспечение государственной
службы.
2. К органам управления государственной службой относятся:
а) Президент Республики Саха (Якутия);
б) Кадровое управление Администрации Президента Республики
Саха (Якутия);
в) службы управления кадров органов представительной,
исполнительной и судебной властей, а также иных государственных
органов.
3. Кадровое управление является структурным подразделением
Администрации Президента Республики Саха (Якутия), подотчетно
Президенту и Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), действует на основании настоящего Закона и в
соответствии с Положением, утверждаемым Палатой Представителей.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 9. Основные задача органов управления государственной
службой
1. Основными задачами органов управления государственной
службой являются:
а) организация и руководство работой по прогнозированию и
планированию кадров государственной службы;
б) координация работы по государственной аттестации
государственных служащих;
в) организационное и методическое руководство системой
стажировки, переподготовки и повышения квалификации
государственных служащих;
г) координация научных исследований в области государственной
службы и внедрение прогрессивных форм и методов подготовки,
подбора и расстановки кадров;
д) ведение реестров государственных служащих и создание на
этой основе информационных систем и банков по кадрам
государственной службы.
2. Подготовка государственных служащих обеспечивается
развитием системы высшего и среднего специального образования, а
также наличием сети специальных учебных заведений по повышению
квалификации и переподготовке государственных служащих в
федеральных академиях государственной службы, а также в
республиканских, федеральных, региональных и зарубежных учебных
центрах.
Статья 10. Стандарты государственной службы, государственная
аттестация
1. Стандарты государственной службы определяют порядок ведения
отчетности, делопроизводства, регистрации, классификации,
контроля, информационного обеспечения, иных форм и процедур в
деятельности государственных органов и государственных служащих и
организации государственной службы, исходя из общих федеральных
основ и республиканских государственных стандартов.
2. Государственные органы, за исключением высших
представительных и исполнительных органов государственной власти,
а также органов судебной власти, не реже одного раза в пять лет
подлежат сертификации на предмет соответствия структуры,
организации деятельности и бюджетных затрат задачам, стоящим перед
этими органами.
3. Государственные служащие органов представительной,
исполнительной и судебной властей не реже одного раза в два года
обязаны пройти государственную аттестацию на соответствие
занимаемой должности для определения степени профессионализма и
компетентности. По результатам государственной аттестации
государственный служащий может быть рекомендован на занятие
вышестоящей должности.
Признание государственного служащего несоответствующим
занимаемой должности влечет постановку вопроса о его переводе на
нижестоящую должность или увольнении. Государственный служащий, не
согласный с результатом аттестации, вправе обратиться в
вышестоящий государственный орган Республики Саха (Якутия) или в
суд.
4. Порядок сертификации государственных органов и аттестации
государственных служащих устанавливается Палатой Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительством Республики
Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 11. Финансирование государственной службы
1. Расходы на содержание государственной службы являются
составной частью расходов республиканского и местного бюджетов и
включают в себя затраты на государственное жалованье
государственных служащих и их материальное стимулирование,
установленные законодательством материально-бытовые и социальные
гарантии и льготы для государственных служащих, организацию
управления государственной службы.
2. Финансирование пенсионного обеспечения и выплат по
социальному страхованию для государственных служащих производится
за счет соответствующих государственных фондов в порядке,
установленном действующим законодательством.
Раздел III. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ
(назв. в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 12. Государственные органы
(назв. в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
1. Государственным органом республики является объединенная
совокупность государственных служащих и полномочий, исполняемых
ими, для реализации цели, задач и функций государственной власти
управления Республики Саха (Якутия) в соответствии с действующим
законодательством, в пределах компетенции, установленной Законами
и иными нормативно-правовыми актами.
(ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
2. Местным органом государственной власти является
объединенная совокупность государственных служащих и полномочий,
исполняемых ими, для реализации цели, задач и функций
территориального значения в соответствии с действующим
законодательством, в пределах компетенции, определенной
законодательством и иными нормативно-правовыми актами.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
3. Подразделением государственного органа является
предусмотренная законодательными актами, либо учрежденная в
установленном порядке структурная часть данного органа,
исполняющая функции в пределах компетенции органа.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 13. Классификация государственных органов
(назв. в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
1. Государственные органы различаются в соответствии с их
компетенцией:
а) высшие государственные органы Республики Саха (Якутия),
основная компетенция которых определяется Конституцией Республики
Саха (Якутия);
б) ведущие государственные органы Республики Саха (Якутия),
основная компетенция которых определяется законами Республики Саха
(Якутия);
в) государственные органы Республики Саха (Якутия), основная
компетенция которых определяется Президентом или Государственным
Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
г) государственные органы Республики Саха (Якутия), основная
компетенция которых определяется Правительством Республики Саха
(Якутия);
е) федеральные государственные органы Российской Федерации,
основная компетенция которых определяется соглашениями Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации на основе Федеративного
договора.
2. Органы местного самоуправления различаются в соответствии с
их компетенцией, а также в зависимости от численности населения,
постоянно проживающего на соответствующей территории:
а) местные органы государственной власти, основная компетенция
которых определяется Конституцией и законами Республики Саха
(Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
б) местные органы государственной власти, компетенция которых
определяется нормативно-правовыми актами Государственного Собрания
(Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
в) местные органы государственной власти, компетенция которых
определяется нормативными актами местных органов представительной
и исполнительной властей.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
3. Подразделения государственных органов различаются в
соответствии с возложенными на них функциями.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
4. Отнесение конкретных государственных органов и их
подразделений к соответствующим категориям осуществляется по
законодательству Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ
Статья 14. Государственная должность
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
1. Государственная должность - структурная единица высшего или
местного органа государственной власти либо органа управления,
учрежденная каким-либо органом государственной власти и замещаемая
в порядке выборов или назначения на определенный срок,
установленный законами Республики Саха (Якутия), либо в порядке
назначения без указания срока замещения должности.
2. Государственной должностью определяется строго
установленный самостоятельный круг представительных,
исполнительных и распорядительных функций государственного
служащего в структуре органа государственной власти, закрепляются
его должностные обязанности (функции и полномочия),
ответственность и квалификационные требования по данной
должности.
Статья 15. Классификация государственных должностей
1. В систему государственной службы входят политические,
административные и вспомогательные должности, исходя из содержания
функций, полномочий и способа замещения.
К государственным должностям относятся политические и
административные должности.
2. К политическим относятся следующие государственные
должности, которые учреждаются Конституцией Республики Саха
(Якутия), а также должности, которые замещаются в порядке выборов
или назначения:
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
а) Президента и вице-президента Республики Саха (Якутия);
б) председателей, заместителей председателей палат, народных
депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха
(Якутия), работающих на постоянной профессиональной основе;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
в) Председателя Правительства, заместителей Председателя
Правительства, руководителей государственных органов
исполнительной власти и управления (министерств и государственных
комитетов) Республики Саха (Якутия);
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
г) руководителей аппаратов высших органов государственной
власти, должности которых замещаются в порядке назначения;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
д) руководителей местных органов государственной власти
(улусов и городов республиканского подчинения).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Назначение или избрание на политическую должность производится
решением органов представительной или исполнительной власти в
порядке и на срок, установленные законами Республики Саха
(Якутия).
Правовой статус лица, занимающего политическую должность,
определяется законодательством Республики Саха (Якутия).
3. К административным должностям относятся должности:
а) руководителей (кроме первых) государственных органов
исполнительной власти и управления (министерств и госкомитетов);
б) руководителей иных государственных органов;
в) руководителей (кроме первых) местных органов
государственной власти и их подразделений;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
г) должности государственных служащих, занимаемые на
профессиональной основе.
Административные должности подразделяются на высшие, ведущие,
старшие, средние и младшие административные должности.
Наименования и подразделение административных должностей
определяются Табелем о рангах.
Назначение на административную должность производится решением
органов представительной или исполнительной власти в порядке,
установленном законами, либо в порядке конкурса, если иное не
установлено действующим законодательством.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Правовой статус лица, занимающего административную должность,
определяется законодательными и иными нормативно-правовыми актами,
устанавливающими компетенцию соответствующего органа, а также
должностной инструкцией.
4. К вспомогательным должностям относятся должности
хозяйственного и технического персонала, обслуживающего
деятельность государственных органов.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Назначение на вспомогательную должность производится в
соответствии с трудовым законодательством.
Статья 16. Табель о рангах
1. Табель о рангах (классификатор административных должностей)
содержит сведения о наименованиях должностей, распределении по
рангам и условиях замещения.
2. Табель о рангах является основой для формирования штатных
расписаний государственных органов и разработки должностных
инструкций государственных служащих. Табель о рангах утверждается
Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в
соответствии с Основами законодательства о государственной службе
Российской Федерации.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 17. Квалификационные требования к государственной
должности
1. Квалификационные требования к административным должностям
обеспечивают соответствие компетентности лица, претендующего на
должность, установленным функциям.
2. Лицам, претендующим на государственную должность,
необходимо иметь:
а) на высшую административную должность - профильное
академическое или высшее образование, а при наличии иного
академического или высшего образования - прохождение
переподготовки по профилю высшей административной должности;
б) на ведущую или старшую административную должность - высшее
профильное образование, а при наличии иного высшего образования -
прохождение переподготовки по профилю ведущей или старшей
административной должности;
в) на среднюю административную должность - среднее профильное
образование, а при наличии общего среднего образования прохождение
подготовки по профилю средней административной должности;
г) на младшую административную должность - общее среднее
образование.
3. Другие требования по административным должностям
определяются законодательными актами, положениями и должностными
инструкциями, в том числе статьями 24 и 25 Закона Республики Саха
(Якутия) "О языках в Республике Саха (Якутия)".
4. Требования по вспомогательной должности определяются
должностной инструкцией и трудовым договором (контрактом).
Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ
Статья 18. Государственный служащий
1. Государственным служащим является лицо, занимающее в
предусмотренном законодательством порядке (в порядке избрания,
назначения, по найму, контракту) оплачиваемую государственную
должность, наделенное соответствующими полномочиями, необходимыми
для исполнения установленных обязанностей по должности, принявшее
присягу (клятву), либо давшее подписку на верность Республике Саха
(Якутия).
2. Государственный служащий, занимающий политическую или
административную должность и наделенный властными полномочиями,
является государственным должностным лицом.
3. Государственными служащими не являются:
а) народные депутаты, не занимающие должностей в органах
представительной или исполнительной власти и управления;
б) судьи.
Статья 19. Присяги (клятва) государственного служащего
1. Присяга подтверждает публично-правовые отношения долга и
верности между Республикой Саха (Якутия) и государственным
служащим.
2. При поступлении на государственную службу на высшие
административные должности гражданин приносит присягу: "Клянусь
быть верным Республике Саха (Якутия), неукоснительно соблюдать ее
Конституцию, хранить государственную и служебную тайну,
осуществлять права и исполнять обязанности, возложенные на меня
государственной службой, без предвзятости, на совесть,
исключительно в соответствии с нормами закона, в полную меру своих
сил и в интересах государства".
3. Присяга приносится торжественно под Государственным флагом
Республики Саха (Якутия) на Конституции Республики Саха (Якутия).
4. При приеме на ведущие, старшие, средние и младшие
административные должности дается подписка следующего содержания:
"Клянусь быть верным Республике Саха (Якутия), неукоснительно
соблюдать ее Конституцию, хранить государственную и служебную
тайну, осуществлять права и исполнять обязанности, возложенные на
меня государственной службой".
5. Присяга приносится один раз. Подписанный текст присяги и
подписка хранятся в личном деле государственного служащего.
Принесение присяги и дача подписки являются основанием для
включения государственного служащего в реестр государственных
служащих.
6. Особенности статутов присяги в отдельных видах
государственной службы устанавливаются законодательными актами
Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Статья 20. Чины (звания) государственных служащих
1. Чины (звания) государственных служащих устанавливаются для
разграничения возлагаемых на них и соответствующих рангам
занимаемых государственных должностей и ответственности, а также
для поощрения результатов и достижений по службе.
2. Наименования чинов (званий), порядок присвоения и лишения
чина (звания) определяются по видам и уровням государственной
службы Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) в соответствии с Основами
законодательства о государственной службе Российской Федерации.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
Статья 21. Общие профессиональные права и обязанности
государственных служащих
1. Государственные служащие обладают всеми
социально-экономическими, политическими и личными правами и
свободами граждан Республики Саха (Якутия), установленными
Конституцией (Основным Законом) и законами Республики Саха
(Якутия).
Государственные служащие имеют общие и специальные
профессиональные права и обязанности.
Общими профессиональными правами и обязанностями наделяются
все государственные служащие.
Специальные профессиональные права и обязанности закрепляются
в положении об отдельном виде государственной службы или в
должностных инструкциях.
2. Государственные служащие имеют право:
а) запрашивать в установленном порядке и получать от
государственных органов, общественных объединений, предприятий,
учреждений и организаций необходимую для исполнения служебных
обязанностей по должности информацию и материалы;
б) требовать от должностного лица, наделенного правами приема
и увольнения государственных служащих, письменного закрепления
своих служебных обязанностей и создания условий для их исполнения;
в) претендовать на продвижение по службе или увеличение
размера жалованья с учетом повышения квалификации и отношения к
исполнению служебных обязанностей;
г) получать материальное, социальное, бытовое, пенсионное
обеспечение и социальное страхование в соответствии с рангом
занимаемой должности, присвоенным чином (званием), стажем
государственной службы и профессиональными результатами;
д) объединяться в профессиональные союзы.
3. Государственные служащие обязаны:
а) уважать и подчиняться Конституции Республики Саха (Якутия);
б) исполнять и соблюдать законы Республики Саха (Якутия),
действующее законодательство республики, нормативно-правовые акты,
издаваемые государственными органами республики, в соответствии со
своей компетенцией (полномочиями);
в) выполнять приказы, распоряжения и указания
(правоприменительные акты) непосредственных руководителей,
изданные в соответствии с действующим законодательством республики
и в пределах их полномочий;
г) осуществлять полномочия в пределах прав, предоставленных им
действующим законодательством республики, и в соответствии со
служебными обязанностями по должности;
д) не допускать действия (принятия нормативного или
правоприменительного акта в обход установленного порядка,
соблюдать нормы служебной этики;
е) использовать средства, выделенные для исполнения служебных
обязанностей по должности, исключительно в интересах
государственной службы;
ж) не разглашать государственную, служебную, коммерческую или
иную охраняемую законом тайну независимо от источника получения
такого рода информации;
з) не допускать, разглашения поступающих в порядке исполнения
служебных обязанностей по должности сведений, затрагивающих личную
жизнь, честь и достоинство граждан, или сведения конфиденциального
характера и не требовать без служебной необходимости
предоставления такой информации;
и) не использовать служебное положение для извлечения личной
выгоды, а также защиты противозаконных интересов предприятий,
организаций, учреждений и граждан;
к) уважать и защищать честь и достоинство граждан,
обеспечивать и охранять их права и свободы;
л) ежегодно представлять соответствующему государственному
органу сведения (декларацию) о своих доходах и имущественном
положении.
Раздел VI. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 22. Прием на государственную службу
1. Право поступления на государственную службу (кроме
замещения политических и высших административных должностей) имеет
лицо, достигшее 18 лет, профессиональная подготовленность которого
отвечает требованиям по соответствующей должности, независимо от
расы, национальности, языка, пола, социального происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с
деловыми качествами государственных служащих.
Предельный возраст нахождения на государственной службе в
Республике Саха (Якутия) - 65 лет, если иное не установлено
законами Республики Саха (Якутия) по отдельным видам и должностям
государственной службы. Сроки и предельный возраст нахождения на
государственной службе могут устанавливаться положениями об
отдельных видах государственной службы.
2. Прием на государственную службу производится в соответствии
с требованиями статьи 26 настоящего Закона:
а) высших должностных лиц государственной службы - в порядке,
определяемом Конституцией и законами Республики Саха (Якутия);
б) других государственных служащих - на основании трудового
законодательства или на конкурсной основе, на условиях,
устанавливаемых Палатой Представителей Государственного Собрания
или Правительством Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
3. Приему на государственную должность может предшествовать
проверка на допуск лица к государственной службе. Порядок проверки
и категории должностей, замещение которых производится при наличии
допуска, определяются законодательством Республики Саха (Якутия).
Обстоятельства личной, семейной жизни проверке не подлежат.
Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, кроме
назначенных и избранных на политические, высшие и ведущие
административные должности, может быть установлен испытательный
срок от двух месяцев до одного года.
4. Прием на государственную службу подтверждается
свидетельством (удостоверением) соответствующего государственного
органа о назначении от имени Республики Саха (Якутия) на
должность.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
5. В приеме на государственную службу может быть отказано по
мотивам действующих ограничений для государственных служащих,
предусмотренных настоящим Законом или по другим основаниям,
установленным положениями об отдельных видах государственной
службы.
6. Отказ в приеме на государственную службу может быть
обжалован в суд.
Статья 23. Государственное жалованье
1. Государственное жалованье - денежное вознаграждение,
выплачиваемое государственному служащему за надлежащее исполнение
им служебных полномочий, которыми он наделяется от имени
государства по занимаемой должности.
2. Государственное жалованье состоит из должностного оклада,
надбавок и доплат к должностному окладу:
а) надбавка за чин (звание);
б) надбавка за выслугу лет в государственной службе;
в) надбавки за почетное звание, ученую степень;
д) доплаты, предусмотренные трудовым законодательством.
3. Тарифная сетка разрабатывается Правительством и
утверждается Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил
Тумэн) Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
4. Размеры надбавок за чин (звание), выслугу лет
устанавливаются Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 24. Условия и льготы государственной службы
1. Продолжительность служебного времени на государственной
службе составляет 40 часов в неделю. Для отдельных категорий
государственных служащих законом может быть установлена
сокращенная продолжительность служебного времени.
2. При служебной необходимости, в порядке исключения,
руководитель государственного органа и органа местного
самоуправления вправе увеличить служебное время до 10 часов в
месяц без компенсации, а более 10 часов - с компенсацией,
предоставляемой в соответствии с действующим законодательством.
3. Государственным служащим Республики Саха (Якутия)
устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с
действующим законодательством.
За выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый
отпуск следующей продолжительности:
а) после 10 лет службы - 2 рабочих дня;
б) после 15 лет службы - 4 рабочих дня;
в) после 20 лет службы - 6 рабочих дней.
4. Государственным служащим назначенным (избранным) на
политические и административные должности, при определении выслуги
лет засчитывается непрерывный стаж работы, предшествовавший
назначению (избранию) на должность.
5. Государственному служащему, направленному в служебную
командировку, предоставляется:
а) преимущественное право на получение места в гостинице или
служебной жилой площади, а при командировании на срок выше шести
месяцев - отдельная служебная жилая площадь;
б) рабочее место, возможность пользования транспортными,
техническими средствами и средствами связи;
в) иные необходимые услуги технического и социально-бытового
характера за счет средств направившего его органа.
6. При временном переводе на службу в другую местность
государственный служащий имеет право перевести семью, ему
предоставляется соответствующая установленным нормам проживания
служебная квартира, а также сохраняется жилая площадь по прежнему
месту жительства. Членам семьи государственного служащего
оказывается содействие в устройстве на работу или учебу,
предоставляются места в дошкольных детских учреждениях и
медицинское обслуживание с оплатой при необходимости за счет
средств направившего его органа.
7. Государственные служащие, занимающие политические
должности, имеют право в порядке, установленном действующим
законодательством, принимать на службу граждан из числа доверенных
лиц в качестве своих советников, помощников и секретарей.
8. Особенности регулирования условий труда на вспомогательных
должностях государственной службы определяются действующим
трудовым законодательством.
Статья 25. Гарантии для государственных служащих
1. Государство гарантирует государственному служащему:
а) выплату государственного жалованья, включая надбавки за чин
(звание), выслугу лет и другие надлежащие условия службы.
Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для
прекращения выплат или уменьшения размеров государственного
жалованья;
б) защиту государственного служащего и членов его семьи от
насилия, угроз и оскорблений, связанных с исполнением служебных
обязанностей по государственной службе;
в) организацию переподготовки и повышения квалификации;
г) трудоустройство в соответствии с имеющейся квалификацией,
выплату компенсаций и предоставление льгот в случаях ликвидации
государственных органов или сокращения штатов в соответствии с
законодательством республики;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
д) бесплатное медицинское обслуживание и государственное
страхование на случаи причинения ущерба жизни, здоровью и
имуществу, связанные с исполнением служебных обязанностей, а также
заболевания или потери трудоспособности, наступившими в период
прохождения государственной службы;
е) государственное пенсионное обеспечение;
ж) обеспечение жилыми помещениями в порядке, установленном
действующим законодательством Республики Саха (Якутия). Отдельным
государственным служащим могут быть предоставлены служебные
квартиры, исходя из характера служебной деятельности;
з) предоставление с учетом характера исполняемых служебных
обязанностей по должности служебного транспорта, технических
средств для обеспечения деятельности, связи и иных услуг.
2. Лица, замещавшие государственные должности Республики Саха
(Якутия) менее одного года, имеют право на ежемесячную доплату к
государственной пенсии в размере 45 процентов, от одного года до
трех лет - 55 процентов и свыше трех лет - 75 процентов месячного
денежного вознаграждения по соответствующей государственной
должности Республики Саха (Якутия).
Лица, замещавшие должности государственных служащих Республики
Саха (Якутия), при наличии 15 лет общего стажа государственной
службы, при достижении возраста 55 лет женщин, 60 лет для мужчин
имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии в
таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 45
процентов их месячного денежного содержания, с увеличением размера
доплаты на 3 процента за каждый полный год выслуги свыше
установленной настоящей статьей продолжительности государственной
службы, но не свыше 75 процентов их месячного денежного
содержания.
Лица, замещавшие государственные должности и должности
государственных служащих Республики Саха (Якутия), имеют право на
доплату к государственной пенсии при условии высвобождения в связи
с выходом на государственную пенсию независимо от срока ее
оформления и прекращения полномочий государственного служащего, за
исключением случаев, связанных с виновными действиями.
Размер месячного денежного содержания, исходя из которого
исчисляется ежемесячная доплата к государственной пенсии, не
должен превышать 0,8 месячного денежного содержания.
В случае, если размер ежемесячной доплаты к государственной
пенсии при перерасчете в соответствии с настоящей статьей
уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная
доплата к государственной пенсии выплачивается в размере,
установленном до вступления в силу настоящего закона.
Финансирование расходов на доплату к пенсиям осуществляется за
счет средств республиканского бюджета.
Порядок установления и выплаты доплаты к государственной
пенсии определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
(часть 2 в ред. Закона РС(Я) от 22.12.99 З N 135-II)
3. Законы и иные нормативно-правовые акты,
регулирующие материальное и социально-бытовое обеспечение
государственных служащих, подлежат обязательной публикации в
средствах массовой информации.
(нумерация частей ст. в ред. Закона РС(Я) от 22.04.99 З N 85-II)
Статья 26. Ограничения, связанные с нахождением на
государственной службе
1. Ограничения, связанные с нахождением на государственной
службе, устанавливаются настоящим Законом в целях обеспечения
гарантий справедливости, защиты прав, свобод граждан и
государственных интересов.
2. Лицо не может замещать должности на государственной службе
в случаях:
а) признания его судом недееспособным или ограниченным в
дееспособности;
б) лишения его в судебном порядке права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью, если такое
ограничение связано с государственной службой;
в) наличия у него не снятой или не погашенной в установленном
порядке судимости;
г) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети) с
должностным лицом, если их служба связана с непосредственной
подчиненностью или прямой служебной зависимостью одного из них
другому;
д) в других случаях, устанавливаемых трудовым
законодательством или положениями об отдельных видах
государственной службы.
3. Государственный служащий не имеет права:
а) занимать другую оплачиваемую должность в государственных
органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях и
общественных объединениях;
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
б) принимать непосредственное участие в управлении любым
хозяйствующим субъектом, если это не входит в его служебные
обязанности, заниматься предпринимательской деятельностью, а также
быть поверенным у третьих лиц по делам государственного органа, в
котором он состоит на службе;
в) выполнять иную оплачиваемую работу на условиях
совместительства (кроме научной, преподавательской, экспертной,
литературной и творческой деятельности, не связанной с исполнением
его непосредственных служебных обязанностей);
г) заниматься агитацией программ и задач политических партий,
общественных объединений и движений при исполнении служебных
обязанностей.
Статья 27. Поощрения государственных служащих
1. Усердие государственного служащего в исполнении должностных
обязанностей всемерно поощряется. Виды и порядок поощрений
государственных служащих устанавливаются законодательством.
2. Достижения по службе и исключительная верность долгу и
присяге государственных служащих подлежат государственному
признанию. Государственным признанием заслуг являются награждение
орденами и медалями, а также присвоение почетных званий Республики
Саха (Якутия) и Российской Федерации. Основания и порядок
награждения государственных служащих устанавливаются
законодательствами Республики Саха (Якутия) и Российской
Федерации.
Статья 28. Продвижение по государственной службе
1. Продвижение по государственной службе осуществляется путем
назначения или избрания на замещение должности более высокого
ранга по результатам государственной аттестации, выборов или
конкурса, либо путем присвоения более высокого классного чина.
2. Право на продвижение по государственной службе реализуется
при наличии вакантной должности, с учетом профессиональной
подготовки и квалификации государственного служащего, в
соответствии с требованиями по вакантной должности, рекомендациями
аттестационной комиссии и результатами собеседования.
3. Отказ в продвижении по государственной службе может быть
обжалован в органы управления государственной службой или в суд в
случаях нарушения порядка проведения выборов, конкурса или
государственной аттестации.
4. Назначение или избрание на новую должность производится от
имени Республики Саха (Якутия) и подтверждается свидетельством
(удостоверением) соответствующего органа.
Раздел VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Прекращение государственной службы
Нахождение гражданина на государственной службе прекращается:
а) по основаниям, предусмотренным настоящим Законом и
законодательством Республики Саха (Якутия);
б) в соответствии с трудовым законодательством;
в) по достижении государственным служащим предельного
возраста;
г) по приговору суда;
д) в случаях отставки или прекращения службы в порядке,
предусмотренном положениями об отдельных видах государственной
службы;
ж) в случае смерти;
е) в случаях установления нарушений о нахождении на
государственной службе по основаниям, предусмотренным статьей 26
настоящего Закона в порядке, установленном Правительством
Республики Саха (Якутия).
Статья 30. Ответственность государственных служащих
1. Государственные служащие, нарушающие служебную дисциплину,
допускающие халатность и небрежное отношение к исполнению
служебных обязанностей и положений, установленных настоящим
Законом, трудовым законодательством, положениями об отдельных
видах государственной службы или должностными инструкциями,
подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности вплоть до
освобождения (увольнения) от занимаемой должности.
2. Виды взысканий, применяемых к государственным служащим, и
порядок их наложения устанавливаются действующим
законодательством, а также положениями об отдельных видах
государственной службы.
3. Государственные служащие привлекаются к административной
ответственности в случаях и порядке, устанавливаемых действующим
законодательством.
4. Государственные служащие несут уголовную ответственность
при совершении деяний, предусмотренных уголовным
законодательством.
5. Государственные служащие за причиненный по их вине ущерб
несут материальную ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
6. Использование государственным служащим своего служебного
положения для получения личной выгоды, преимуществ, услуг и льгот,
не предусмотренных действующим законодательством, признается
коррупцией и карается по закону.
Статья 31. Рассмотрение споров по вопросам государственной
службы
1. Споры и иные конфликты, связанные с исполнением
государственной службы, между государственными органами,
гражданами и указанными органами, а также вопросы приема на
государственную службу и нахождения на государственной службе,
вопросы дисциплинарной ответственности государственных служащих
рассматриваются в судебном порядке.
(в ред. Закона РС(Я) от 21.07.94 З N 29-I)
2. Споры и конфликты в отношении лиц, занимающих политические
и высшие административные должности, рассматриваются Верховным
судом Республики Саха (Якутия).
3. Споры и конфликты в отношении лиц, занимающих должности
Президента, вице-президента и руководителей высших органов
представительной и исполнительной властей Республики Саха
(Якутия), могут рассматриваться Конституционным судом Республики
Саха (Якутия).
Первый заместитель Председателя
Верховного Совета Республики
Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
г. Якутск
26 марта 1993 года
N 1417-XII
|