КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 декабря 1992 г. N 1-з
ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 5 ОКТЯБРЯ 1992 Г.
N 1142-XII "О СОЗДАНИИ ФОНДА ГУМАНИТАРНОЙ И
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе
председательствующего А.Д. Петракова, судей Д.Н. Миронова, Н.Г.
Захарова, В.Н. Прокопьева, М.М. Яковлева, с участием председателя
Верховного суда Республики Саха (Якутия) Н.Н. Каратаева, прокурора
Республики Саха (Якутия) В.В. Колмогорова, и.о. министра юстиции
Республики Саха (Якутия) Ю.П. Позднякова, руководствуясь статьей
101 Конституции Республики Саха (Якутия), статьями 8, 32 закона "О
Конституционном суде Республики Саха (Якутия)", статьями 13, 41 и
46 закона "О порядке деятельности конституционного суда",
рассмотрел в открытом заседании письменное предложение судьи
Конституционного суда о проверке соответствия Конституции
Республики Саха (Якутия) постановления Президиума Верховного
Совета Республики Саха (Якутия) от 5 октября 1992 г. N 1142-XII "О
создании фонда гуманитарной и технической помощи Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)". Поводом к рассмотрению вопроса явилась
собственная инициатива суда, вызнанная сомнениями относительно
соответствия упомянутого постановления положениям Основного Закона
республики. Рассмотрев данный вопрос, Конституционный суд
Республики Саха (Якутия)
установил:
Пунктом 1 упомянутого постановления Президиум Верховного
Совета создал Фонд гуманитарной и технической помощи Верховного
Совета и 25 ноября 1992 года утвердил его Устав. В Уставе указано,
что Фонд создан "в целях аккумулирования финансовых и иных
поступлении на гуманитарную помощь из зарубежных и отечественных
источников" и является юридическим лицом (1.2), выступает как
"независимая, неправительственная, благотворительная организация"
(1.1), действует "на основе полного хозяйственного расчета,
обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс"
(1.2).
Фонд будет пользоваться широким торгово-посредническими и
иными предпринимательскими возможностями. По пункту 3.2 Устава
Фонд имеет право "совершать на территории Республики Саха (Якутия)
и за ее пределами (в т.ч. за рубежом) всякого рода сделки и иные
юридические акты, в том числе внешнеторговые и вексельные,
бартерные сделки". Фонд может "строить, приобретать,
приватизировать, отчуждать, брать и сдавать в аренду предприятия,
движимое и недвижимое имущество ...", "... создавать
предприятия..., учреждать и участвовать в акционерных
обществах..." (п. 3.4., 3.5).
В состав средств и имущества фонда входят: утвержденные
Верховным Советом отчисления из государственного бюджета,
добровольные взносы, пожертвования, дары и наследство физических
лиц, банковские проценты, денежные поступления от
благотворительных организаций, иные законные поступления (4.1).
Фонд отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (4.2).
Постановлением от 5 октября 1992 г. Председателем Совета Фонда
назначен (п. 2) заместитель Председателя Верховного Совета. Помимо
обычных функций Председатель "обеспечивает оперативное
взаимодействие с Учредителем фонда, правительственными и
неправительственными структурами (6.3)". Из приложения N 2 к
постановлению Президиума Верховного Совета от 25 ноября 1992 года
N 1220-XII явствует, что Совет Фонда состоит из 18 человек, из
которых 3 - члены Президиума Верховного Совета, 5 - из
правительственных структур, 3 - руководители коммерческих
предприятий.
Учредитель, т.е. Президиум Верховного Совета (1.1) согласно п.
5.1 "устанавливает ежегодные проценты отчисления средств из
бюджета республики", обеспечивает законодательную и нормативную
базу для реализации практической деятельности Фонда, и
"предоставляет необходимые налоговые льготы".
Президиум Верховного Совета не наделен правом создавать
подобного рода образования Верховного Совета. Согласно ст. 61
Конституции Президиум является органом обеспечивающим организацию
работы Верховного Совета. Этой роли Президиума соответствует
перечень полномочий, приведенный в ст. 63. В перечне конкретных
полномочий Президиуму Верховного Совета не дано право на создание,
формирование структур. Не имеется в виду наличие такого права и в
связи с тем, что Президиум Верховного Совета выступает в качестве
постоянно действующего координационного органа, поскольку
координация раскрывается как согласование.
В статьях 61 и 63 Конституции Республики Саха (Якутия) названы
"иные полномочия" Президиума Верховного Совета. Они как с позиции
приоритетной роли органа, так и в связи с его координационном
деятельностью не подразумевают ни создания, ни формирования
общественно-коммерческих, государственно-коммерческих структур.
"Иные полномочия" органа согласно ст. 63 Конституции должны быть
связаны с Основным Законом. Однако, Конституция ни в одной своей
статье не содержит дополнений соответствующего характера. "Иные
полномочия" связаны с общими установлениями Конституции -
"государство имеет основной целью и задачей создание условий для
материального благосостояния народа", "социальной защиты граждан"
(ст. 49). Однако, и действия государственных органов, связанных с
ними, должны осуществляться согласно ст. 7 Конституции на основе
соблюдения Основного Закона, т.е. должны иметь определенные
юридические основания.
Президиум Верховного Совета Республики Саха (Якутия) к моменту
принятия постановления не имел определенно выраженного, четко
фиксированного правовой норме поручения (делегирования) Верховного
Совета на учреждение какого-то образования со статусом
юридического лица, способного выступать в качестве хозяйствующего
субъекта.
Статья 1 Закона СССР от 9 октября 1990 г. "Об общественных
объединениях", который согласно Постановления Верховного Совета
РСФСР от 18 декабря 1991 г. "О регистрации общественных
объединений в РСФСР и регистрационном сборе" применяется в
Российской Федерации постольку, поскольку не противоречит
законодательству России, относит Фонд такого рода объединениям.
Следовательно, Фонд как разновидность общественного объединения
создается гражданами с последующей его регистрацией в Министерстве
юстиции.
С созданием Фонда Верховного Совета высший представительный
законодательный орган наделяется по существу
исполнительно-распорядительными возможностями. Орган получает
право управления структурой, которая не является ни
представительной, ни законодательной, ни контрольной, а выступает
скорее как общественно-государственное образование,
ориентированное на осуществление хозяйственной деятельности, и
противоречит букве и смыслу статей 3 и 51 Конституции республики,
и, в конечном итоге, наносит ущерб принципу разделения
законодательной и исполнительной властей.
На основании ст. 101 Конституции Республики Саха (Якутия), ст.
ст. 8, 32, 33 закона "О Конституционном суде Республики Саха
(Якутия)", руководствуясь ст. ст. 11, 13 и 46 закона "О порядке
деятельности Конституционного суда", Конституционный суд
Республики Саха (Якутия) пришел к заключению:
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Саха
(Якутия) от 5 октября 1992 г. N 1142-XII "О создании фонда
гуманитарной и технической помощи Верховного Совета Республики
Саха (Якутия)" в части, закрепляющей образование фонда
гуманитарной и технической помощи Верховного Совета Республики
Саха (Якутия) не соответствует статьям 3 (устанавливающей принцип
разделения властей), 63 (определяющей полномочия Президиума
Верховного Совета) Конституции Республики Саха (Якутия), а также
ст. 7, устанавливающей обязанность всех органов государства
соблюдать Конституцию Республики Саха (Якутия).
Президиум Верховного Совета Республики Саха (Якутия) вправе
рассмотреть настоящее заключение и в случае несогласия обязан
внести на рассмотрение сессии Верховного Совета Республики Саха
(Якутия).
Председательствующий
заместитель председателя Конституционного
суда Республики Саха (Якутия)
А.ПЕТРАКОВ
Секретарь Конституционного суда
Республики Саха (Якутия)
Н.ЗАХАРОВ
|