УТРАТИЛ СИЛУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Палаты Представителей Государственного Собрания
от 11.01.2001 ПП N 836-II
28 мая 1992 года N 962-XII
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О НАЦИОНАЛЬНОМ БАНКЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 N 1396-XII)
Принят постановлением
Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
от 28.05.92 N 963-XII
Настоящий Закон определяет задачи и функции Национального
банка Республики Саха (Якутия) и финансово-кредитной системы
Республики Саха (Якутия), создает правовую основу его
функционирования.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Национальный банк Республики Саха (Якутия)
Национальный банк Республики Саха (Якутия) (в дальнейшем по
тексту Национальный банк) является центральным банком Республики
Саха (Якутия), находится в собственности республики и оперативном
руководстве Правительства республики, подотчетен Верховному Совету
Республики Саха (Якутия) и руководствуется Конституцией и
законодательством Республики Саха (Якутия).
(в ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 N 1396-XII)
Взаимоотношения Национального банка с Центральным банком
Российской Федерации (Россия) по вопросам использования на
территории республики единой денежной единицы и проведения
денежно-кредитной политики определяются на основе Федеративного
договора.
Государственные органы не имеют права вмешиваться в
деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его
полномочий. Национальный банк вправе обратиться в Высший
арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании
недействительными актов этих органов, направленных на
неправомерное вмешательство в деятельность Национального банка.
Статья 2. Национальный банк - юридическое лицо
Национальный банк является юридическим лицом, имеет свой
Устав, утвержденный Верховным Советом Республики Саха (Якутия).
Государство не несет ответственности по обязательствам
Национального банка, так же как и Национальный банк не несет
ответственности по обязательствам государства за исключением
случаев, когда Национальный банк принимает на себя ответственность
или когда такая ответственность возлагается на него Верховным
Советом Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Основные задачи Национального банка
Основными задачами являются:
- формирование и регулирование единой денежно-кредитной
системы Республики Саха (Якутия);
- осуществление экономической стратегии в области денежного
обращения, кредитования, финансирования, расчетов, валютных
отношений;
- поддержание устойчивого денежного обращения и покупательной
способности денег, обращающихся на территории Республики Саха
(Якутия) в целях устранения диспропорций рынка.
Статья 4. Уставный капитал и фонды Национального банка
Национальный банк имеет уставный капитал, который служит
обеспечением его обязательств. Размер уставного капитала
определяется Уставом Национального банка. Увеличение или
уменьшение уставного капитала Национального банка утверждается
Верховным Советом Республики Саха (Якутия) по представлению
председателя правления Национального банка.
Национальный банк создает резервный, валютный и другие фонды
различного назначения. Виды, размеры, порядок образования и
использования фондов регулируются Уставом Национального банка.
Статья 5. Администрация Национального банка
Руководство Национальным банком осуществляется правлением
банка в составе председателя, его заместителей и членов правления.
В заседаниях правления Национального банка могут участвовать с
правом совещательного голоса члены Правительства Республики Саха
(Якутия).
Председатель правления Национального банка назначается
Верховным Советом Республики Саха (Якутия) по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации (Россия).
Председатель правления Национального банка Республики Саха
(Якутия) входит в состав Правительства Республики Саха (Якутия) по
должности.
(в ред. Закона РС(Я) от 24.03.93 N 1396-XII)
Заместители председателя правления и члены правления
Национального банка утверждаются Президиумом Верховного Совета
Республики Саха (Якутия) по представлению председателя правления
Национального банка.
Статья 6. Учреждения и организации Национального банка
Национальный банк имеет право учреждать в Республике Саха
(Якутия) и других государствах свои филиалы, а также
самостоятельные предприятия, деятельность которых направлена на
удовлетворение нужд Национального и коммерческих банков
(вычислительные центры, типографии для печатания бланков).
Статья 7. Отчетность Национального банка
Отчетный период деятельности Национального банка установлен с
1 января по 31 декабря.
Национальный банк ежегодно представляет Верховному Совету
Республики Саха (Якутия) отчет о своей деятельности, баланс и
сводный баланс банковской системы Республики Саха (Якутия). После
утверждения Верховным Советом баланс Национального банка и сводный
баланс банковской системы Республики Саха (Якутия) публикуются в
печати.
В отчете Национального банка содержится анализ состояния
банковской системы, денежного обращения и финансов, валютного
положения и платежного баланса республики, операции Национального
банка, его счет прибылей и убытков.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) определяет
независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса
и операций по счетам Национального банка.
Статья 8. Смета расходов и порядок распределения прибыли
Национального банка
Состав сметы расходов и порядок распределения прибыли
определяется Уставом Национального банка.
Национальный банк ежегодно представляет распределение прибыли
и смету своих расходов для утверждения в Верховный Совет
Республики Саха (Якутия).
Национальный банк и его учреждения освобождаются от всех видов
налогов, сборов и пошлин.
Статья 9. Основные функции Национального банка
Основными функциями Национального банка являются:
- денежно-кредитное регулирование;
- организация внутренних и внешних межбанковских расчетов и
эмиссионно-кассового обслуживания коммерческих банков. Порядок
организации межбанковских расчетов определяется отдельным
соглашением с Центральным банком Российской Федерации (Россия);
- организация совместно с Министерством финансов Республики
Саха (Якутия) кассового исполнения государственного бюджета через
учреждения Национального банка;
- организация продажи выпускаемых Правительством Республики
Саха (Якутия) облигаций внутреннего займа, их выкуп и выплату
процентных ставок по ним;
- регистрация коммерческих банков и контроль за соблюдением
ими установленных обязательных нормативов, и издаваемых
Национальным банком нормативных актов в пределах банковского
законодательства;
- контроль за открытием филиалов и представительства
иностранных банков на территории республики;
- образование фонда регулирования кредитных ресурсов
банковской системы республики за счет части привлеченных банками
ресурсов и либо Федеративного фонда;
- регулирование уровня банковских процентных ставок в
республике путем изменения учетной ставки по кредитам,
представляемым банкам;
- регулирование внешнеэкономической деятельности банков на
территории республики;
- осуществление операций по покупке и продаже золота,
драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них,
иностранной валюты, а также ценных бумаг;
- выполнение кассовых расчетных и кредитных операций с
коммерческими банками;
- обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и
отчетности в банковской системе республики;
- консультирование правительства Республики Саха (Якутия) и
представление ему информации по денежно-кредитным вопросам.
Национальный банк участвует в формировании и использовании
валютного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия),
золотого запаса и алмазного фонда Республики Саха (Якутия), в
установлении официального курса рубля к другим валютам, в
регулировании рыночного курса рубля.
Глава II. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 10. Денежная единица Республики Саха (Якутия)
Денежной единицей Республики Саха (Якутия) является рубль.
Единственным платежным средством на территории республики является
рубль.
Платежи в иностранной валюте на территории Республики Саха
(Якутия) могут осуществляться только в порядке, установленном
Национальным банком.
Статья 11. Эмиссия денежных знаков
Национальный банк в рамках резервной системы пользуется
монопольным правом выпуска в обращение (эмиссии) и изъятия из
обращения денежных знаков на правах фондового банка.
Эмиссия наличных денег осуществляется в порядке, установленном
Национальным банком.
Национальный банк регулирует безналичную эмиссию денег в
процессе контроля за депозитно-ссудными операциями. Использование
наличной и безналичной эмиссии денег непосредственно для
финансирования дефицита государственного бюджета республики
запрещается.
Национальный банк организует перевозку, хранение и создание
резервных фондов банкнот и металлической монеты Центрального банка
Российской Федерации (Россия), а также инкассацию денежной
наличности учреждений, предприятий и организаций.
Глава III. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Статья 12. Денежно-кредитное регулирование
Управление денежным обращением в Республике Саха (Якутия)
осуществляется в соответствии с порядком, определенным на основе
Федеративного договора.
Национальный банк является органом денежно-кредитного
регулирования экономики республики.
Национальный банк совместно с правительством республики по
поручению Верховного Совета Республики Саха (Якутия) участвует в
разработке Центральным банком Российской Федерации (Россия)
основных направлений государственной денежно-кредитной политики,
на основе которых Национальным банком разрабатываются основные
направления денежно-кредитного регулирования в Республике Саха
(Якутия) для утверждения, представляемые в Верховный Совет
Республики Саха (Якутия).
Регулирование объема и структуры денежной массы в республике,
состоящей из наличных денег в обращении, денежных средств на
счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, средств в расчетах
и других безусловных денежных банков, производится Национальным
банком в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной
политики Республики Саха (Якутия) посредством:
а) установления для коммерческих банков и других кредитных
учреждений (в дальнейшем именуемых банками, если иное не указано в
настоящем Законе) обязательных экономических нормативов;
б) установления и изменения учетных ставок по кредитам,
предоставляемым банкам;
в) изменения объема кредитов, предоставляемых банкам;
г) определения норм обязательных резервов для банков;
д) покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты;
е) рефинансирования банков путем предоставления краткосрочных
кредитов по учетной ставке Национального банка и определения
условий предоставления кредитов под залог различных активов;
ж) проведения операций с государственными ценными бумагами на
открытом рынке.
Статья 13. Кредитные ресурсы Национального банка
Кредитные ресурсы Национального банка состоят из средств
уставного и других фондов, остатков средств государственного
бюджета, средств на депозитных счетах, средств в обращении и в
межбанковских расчетах, переданных за плату остатков средств на
корреспондентских счетах коммерческих банков, средств
Сберегательного банка. При необходимости Национальный банк
привлекает средства из других республик либо Федеративного фонда.
Взаимоотношения Национального банка с центральными банками
республик, входящих в Российскую Федерацию (Россия), и Центральным
банком Российской Федерации (Россия) по формированию фондов и
резервов кредитных ресурсов и их перераспределению, строятся на
договорной основе.
Глава IV. ОПЕРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
Статья 14. Операции и сделки с банками
Национальный банк может производить следующие операции и
сделки с банками:
а) вести счета банков-корреспондентов и осуществлять
расчетно-кассовое обслуживание банков;
б) предоставлять кредиты банкам на срок по соглашению с
заемщиком;
в) выдавать за третьих лиц банкам гарантии в виде банковского
акцепта, предусматривающие в денежной форме;
г) покупать и продавать векселя и чеки, имеющие подписи трех
обязанных по ним лиц с известной платежеспособностью, сроком
платежа в течение трех месяцев с даты покупки;
д) покупать, хранить и продавать на вторичном рынке ценные
бумаги, выпускаемые правительством Республики Саха (Якутия),
Российской Федерации (Россия) и правительствами республик,
входящих в состав Российской Федерации;
е) предоставлять кредиты на срок, не превышающий три месяца
под залог:
- векселей, удовлетворяющих требованиям пункта "г" настоящей
статьи в размере, не превышающем 75% их номинальной стоимости;
- ценных бумаг, предусмотренных пунктом "д" настоящей статьи в
размере, не превышающем 75% их номинальной суммы;
ж) покупать, продавать и хранить иностранную валюту, платежные
документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные
банками Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и
иностранными банками;
з) покупать, хранить и продавать драгоценные металлы,
природные драгоценные камни, а также изделия из драгоценных
металлов и драгоценных камней за свой счет и по поручению
правительства Республики Саха (Якутия) и других организаций.
На территории Республики Саха (Якутия) национальный банк
республики имеет монопольное право на операции с драгоценными
металлами, за исключением ювелирных изделий.
и) осуществлять другие операции, а также сделки в соответствии
с задачами Национального банка, предусмотренными настоящим Законом
и Уставом банка.
Статья 15. Операции с бюджетом Республики Саха (Якутия)
и обслуживание государственного долга
Национальный банк может предоставлять Министерству финансов
Республики Саха (Якутия), а также местным органам власти
краткосрочные кредиты без обеспечения на срок, не превышающий 6
месяцев, на покрытие внутригодовых разрывов между текущими
доходами и расходами бюджета.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) устанавливает лимит
задолженности Министерства финансов Республики Саха (Якутия)
Национальному банку по этим операциям, в соответствии с которым
Национальный банк может покупать у Министерства финансов
Республики Саха (Якутия) на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их
первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.
Национальный банк выполняет функции депозитария и фискального
агента правительства Республики Саха (Якутия) по кассовому
исполнению бюджета, участвует в управлении и обслуживании
внутреннего и внешнего долга Республики Саха (Якутия), включая
осуществление операций по размещению государственных займов, их
погашению и выплате процентов по ним.
Глава V. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
Статья 16. Внешнеэкономические функции
Национальный банк представляет интересы Республики Саха
(Якутия) в отношениях с центральными банками других государств, в
международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где
межгосударственное сотрудничество предусмотрено на уровне
центральных банков.
Национальный банк вправе:
- брать кредиты у иностранных и международных банков, а также
кредитных учреждений;
- предоставлять кредиты и займы иностранным банкам и
международным банкам, кредитным и другим организациям;
- принимать средства на счета и во вклады от иностранных
банков, международных банков, кредитных и других организаций;
- заключать с ними корреспондентские и другие договоры;
- принимать на себя поручительства;
- выдавать юридическим лицам как Республики Саха (Якутия), так
и иностранным юридическим лицам, а также международным
организациям гарантии по денежным обязательствам;
- выдавать лицензии (разрешения) на открытие представительств
иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на
территории Республики Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном
законодательством Республики Саха (Якутия);
- осуществлять любые иные операции в иностранной валюте в
Республике Саха (Якутия) и за ее пределами, которые соответствуют
законодательству Республики Саха (Якутия) и приняты в
международной банковской практике.
Национальный банк обеспечивает на территории Республики Саха
(Якутия) равенство юридических прав банков-резидентов и
нерезидентов.
Статья 17. Управление официальными золото-валютными
резервами Республики Саха (Якутия)
Национальный банк в соответствии с законодательством
Республики Саха (Якутия) накапливает и управляет золотовалютными
резервами Республики Саха (Якутия), которые засчитываются на
баланс Национального банка и служат обеспечением его обязательств,
осуществляет операции по размещению (в том числе в иностранных
банках) официальных золотовалютных резервов Республики Саха
(Якутия) самостоятельно или через банки, уполномоченные им на
ведение внешнеэкономических операций.
Статья 18. Выдача лицензий на проведение операций в
иностранной валюте
Лицензии на проведение банками операций в иностранной валюте в
Республике Саха (Якутия) и за ее пределами выдаются Национальным
банком в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия).
Глава VI. РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ БАНКОМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ
Статья 19. Принципы взаимоотношений Национального банка
с банками
Национальный банк способствует созданию условий для
функционирования финансово-кредитной системы, состоящей из
финансово-банковской сети и внедрению банковской конкуренции в
республике, для устойчивого функционирования банков и кредитных
учреждений.
Национальный банк осуществляет в пределах настоящего Закона
функции регулирования деятельности банков в целях поддержания
стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов
кредиторов и вкладчиков банков.
В целях недопущения монополизма в банковской сфере
Национальный банк вправе запрещать заключение договоров,
соглашений и иные действия, направленные на создание доминирующих
позиций на денежном, финансовом или валютном рынках.
Национальный банк не вмешивается в оперативную деятельность
банков.
Статья 20. Выдача и отзыв лицензии на совершение
банковских операций, регистрации Уставов банков
Национальный банк выдает и отзывает лицензии на совершение
банковских операций в порядке, предусмотренном Законом Республики
Саха (Якутия "О банках и банковской деятельности в Республике Саха
(Якутия)".
Национальный банк ведет учет выданных лицензий, регистрирует
Уставы и ведет Книгу регистрации банков, расположенных на
территории Республики Саха (Якутия).
При ликвидации банка, ликвидации филиалов или представительств
иностранного банка соответствующая запись в Книге регистрации
исключается. Реестр банков публикуется в печати ежегодно по
состоянию на 1 января.
Коммерческие банки, а также филиалы иностранных банков
обретают статус юридического лица со времени их регистрации в
Книге регистрации банков.
Национальный банк вправе отказать в выдаче разрешений на
создание банка в случаях:
- несоответствия Устава банка и других документов законам
Республики Саха (Якутия);
- нестабильности финансового состояния учредителей,
угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов банка (по заключению
аудиторской организации).
Статья 21. Полномочия Национального банка по
определению порядка формирования страховых фондов
Национальный банк определяет порядок формирования и утверждает
Положение об обязательных страховых ц резервных фондах банков для
возмещения убытков юридических лиц, возникших по вине данного
банка. Указанные фонды формируются за счет доходов соответствующих
банков.
Национальный банк вправе с целью стабилизации состояния на
рынке кредитных ресурсов устанавливать предельные размеры
процентных ставок по депозитам и кредитам банков.
Статья 22. Экономические нормативы, устанавливаемые
Национальным банком Якутии для банков
Национальный банк Якутии устанавливает для банков следующие
экономические нормативы:
минимальный размер уставного капитала;
предельное соотношение между размером уставного капитала банка
и суммой его активов с учетом оценки риска;
показатели ликвидности;
минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в
Национальном банке Якутии;
максимальный размер риска на одного заемщика;
ограничения размеров валютного и курсового рисков;
ограничения использования привлеченных депозитов для
приобретения акций юридических лиц.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) по представлению
Национального банка Якутии могут устанавливать другие
экономические нормативы с учетом ситуации, складывающейся в
экономике республики.
Статья 23. Предельное соотношение между размером
капитала банка и суммой активов
Для установления предельного соотношения между размером
капитала банка и суммой активов, а также расчета максимального
риска на одного заемщика Национальный банк Якутии определяет
порядок расчета собственного капитала банков (вложенный капитал
плюс резервы) и оценки активов.
Без согласия Национального банка Якутии банки не имеют права:
уменьшать размеры собственных средств, используя уставный
капитал и распределяя резервы между акционерами;
приобретать контрольные пакеты акций (50% плюс 1 акция)
акционерных обществ;
сливаться с небанковскими организациями;
заниматься посредническими операциями и инвестициями в
недвижимость.
Согласие или отказ на письменные обращения банков по этому
вопросу должен быть обоснован в зависимости от интересов
банковской системы или клиентов конкретного банка.
Статья 24. Показатели ликвидности баланса
Национальный банк Якутии устанавливает показатели ликвидности
баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и
обязательствами банков с учетом сроков их погашения, а также
возможности реализации активов.
Статья 25. Размер обязательных резервов
Национальный банк Якутии устанавливает размер обязательных
резервов в процентном отношении к обязательствам банков, которые
поддерживают остаток средств на резервных счетах в Национальном
банке Якутии в установленных размерах.
Статья 26. Максимальный размер риска на одного заемщика
Максимальный размер риска на одного заемщика Национальным
банком Якутии устанавливается в виде определенного процента от
общей суммы капитала банка.
При расчете максимального риска на одного заемщика в понятие
риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а
также выданные по его поручению обязательства.
Глава VII. НАДЗОР НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА
ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКОВ
Статья 27. Функции надзора Национального банка
Национальный банк осуществляет надзор за соблюдением банками
экономических нормативов, устанавливаемых в соответствии с
настоящим Законом, а также контролирует правильное применение
законодательства Республики Саха (Якутия) о банках.
Национальный банк имеет право назначать сплошную или
выборочную проверку операций банка.
Статья 28. Отчетность банков перед Национальным банком
и правила работы в банках
Национальный банк устанавливает для банков объемы и сроки
предоставления бухгалтерской и статистической отчетности,
необходимой для регулирования деятельности банков и других
кредитных учреждений.
Полученные от банков данные рассматриваются как
конфиденциальные, не подлежащие оглашению без согласия
соответствующего банка.
Национальный банк устанавливает единые правила бухгалтерского
учета, статистической отчетности и совершения банковских операций
в банках.
Статья 29. Полномочия Национального банка в рамках
надзора за деятельностью банков
Национальный банк вправе давать банкам обязательные для
исполнения предписания об устранении нарушений Закона Республики
Саха (Якутия) "О банках и банковской деятельности" и установленных
экономических нормативов.
В случае неисполнения предписаний Национального банка, а также
при выявлении нарушений обязательных экономических нормативов, при
обнаружении других систематических нарушений Национальный банк
предъявляет учредителям (участникам) банков необходимые
требования.
Национальный банк в связи с выявленными в работе банков
нарушениями вправе:
- взыскать денежный штраф в порядке и в размерах, определенных
в Уставе Национального банка;
- повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих
установленные экономические нормативы;
- отозвать лицензию на совершение банковских операций в
порядке, предусмотренном в Законе Республики Саха (Якутия) "О
банках и банковской деятельности в Республике Саха (Якутия)", что
действует как решение о ликвидации банка.
Статья 30. Порядок рассмотрения споров и обжалования
решений Национального банка
Споры Национального банка и его клиентов рассматриваются в
арбитражном суде или народном суде в установленном порядке.
Национальный банк несет ответственность за неисполнение своих
обязательств по сделкам, задержку межбанковских расчетов в
порядке, установленном законодательством Республики Саха (Якутия).
Убытки, причиненные Национальному банку в результате нарушения
его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и
государственными органами, возмещаются ему В установленном порядке
по решению народного или арбитражного суда. Решения Национального
банка могут быть обжалованы банками и признаны недействительными в
установленном законодательством Республики Саха (Якутия) порядке.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 31. Участие Национального банка в банковских
союзах
Национальный банк может объединяться в банковские союзы с
центральными банками других республик, входящих в Российскую
Федерацию (Россия), для проведения единой федеральной
денежно-кредитной политики в рамках полномочий, определенных
Верховным Советом Республики Саха (Якутия).
Статья 32. Реорганизация, ликвидация Национального банка
Вопросы реорганизации Национального банка, внесения изменений
и дополнений в настоящий Закон решаются Верховным Советом
Республики Саха (Якутия).
Национальный банк может быть ликвидирован путем принятия
соответствующего закона Республики Саха (Якутия). В случае
ликвидации имущество Национального банка передается
правопреемнику, указанному в этом законе.
Председатель Верховного Совета
Республики Саха (Якутия)
К.ИВАНОВ
г. Якутск
28 мая 1992 года
N 962-XII
|