Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Республики Якутия

Архив (обновление)

 

 

ЗАКОН ЯКУТСКОЙ-САХА ССР ОТ 17.10.91 N 648-XII ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В ЯКУТСКОЙ-САХА ССР

(по состоянию на 10 октября 2006 года)

<<< Назад

17 октября 1991 года                                     N 648-XII
   ------------------------------------------------------------------
          ЯКУТСКАЯ-САХА СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

                                 ЗАКОН

                 ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ В ЯКУТСКОЙ-САХА ССР

                                                Принят постановлением
                                                    Верховного Совета
                                                    Якутской-Саха ССР
                                                от 17.10.91 N 649-XII

                           I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

           Статья 1. Задачи природоохранного законодательства

       Задачей природоохранного       законодательства       является
   регулирование отношений в сфере взаимодействий общества и  природы
   в целях:
       сохранения природы Якутской-Саха ССР;
       социального использования    и    воспроизводства    природных
   ресурсов;
       предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной
   и иной деятельности на человека и природу;
       обеспечения гражданам  республики  экологически  благоприятной
   среды обитания;
       утверждения приоритета    законов   в   природопользовании   в
   интересах нынешних и будущих поколений населения республики.
       Общественные отношения    в    области    охраны   природы   в
   Якутской-Саха ССР регулируются  настоящим  Законом,  экологическим
   Кодексом Якутской-Саха ССР,  а также законодательными актами Союза
   ССР и РСФСР в пределах прав, переданных республикой в соответствии
   с Союзным и Федеративным договорами.

               Статья 2. Основные принципы охраны природы

       При осуществлении    хозяйственной    и   иной   деятельности,
   оказывающей  влияние  на  состояние  окружающей  природной  среды,
   Советы   народных  депутатов,  исполнительные  и  распорядительные
   органы,   главы   администраций,   министерства    и    ведомства,
   государственные, кооперативные, общественные и другие предприятия,
   учреждения,  организации,  а  также  граждане  Якутской-Саха   ССР
   обязаны руководствоваться следующими принципами:
       приоритета охраны жизни и здоровья человека;
       приоритета экологических    интересов    общества    над   его
   экономическими интересами в их разумном сочетании, обеспечивающего
   реальные  гарантии  их  прав на здоровую и благоприятную для жизни
   окружающую природную среду;
       приоритета реализации  природоохранных  программ и мероприятий
   на  основе  экологических  научных   разработок,   обеспечивающего
   возможность  сбалансированного природопользования и восстановления
   природы;
       рационального неистощительного     использования     природных
   ресурсов,  необходимости их воспроизводства;  поддержания качества
   окружающей среды;
       строгого соблюдения        требований         природоохранного
   законодательства,  неотвратимости ответственности за его нарушение
   и нераспространения срока исковой давности по ущербам, причиненным
   природе,  в  отношении  граждан  и  юридических  лиц,  а  также их
   структурных единиц;
       гласности в  работе  общественных  организаций  и  населения в
   решении природоохранительных задач на территории республики;
       международного сотрудничества  в  охране  окружающей природной
   среды;
       единой системы экологического контроля.

          Статья 3. Объекты охраны природы в Якутской-Саха ССР

       Охране от    загрязнения,   порчи,   повреждения,   истощения,
   разрушения,  пожаров   и   иного   нерационального   использования
   подлежат:
       биосфера, естественные экологические системы и их  компоненты,
   климат, озоновый слой земли;
       земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, животный мир,
   леса  и  иная  растительность  во  всем  их  видовом многообразии,
   типичные и редкие ландшафты (аласы,  байджарахи,  тукуланы,  сухие
   степи, булгунняхи и другие), континентальный шельф;
       атмосферный воздух.

            Статья 4. Экологический статус Якутской-Саха ССР

       Вся территория  республики   относится   к   легко   ранимому,
   неустойчивому,  с ограниченной экологической емкостью безъядерному
   региону,  где устанавливается  верховенство  экологически  чистых,
   мало-   и   безотходных  технологий  и  запрещается  разработка  и
   реализация проектов, связанных с превышением экологической емкости
   природных  комплексов и чреватых разрушением экологических систем,
   подрывом генетического фонда растений и животных.

            Статья 5. Особо охраняемые природные территории
                               и объекты

       К особо  охраняемым природным территориям и объектам относятся
   государственные    природные    заповедники,    национальные     и
   историко-природные    парки,    заказники,    памятники   природы,
   ботанические и экологические сады,  дендрарии,  а также животные и
   растения,   относящиеся   к  видам,  занесенным  в  Красную  книгу
   Якутской-Саха ССР,  РСФСР и  СССР,  тундра,  арктические  водоемы,
   места  гнездований  стерха,  розовой  чайки,  нагула  и нерестилищ
   ценных рыб и их редких видов, отела и нагула оленя, места отдыха и
   жировок водоплавающих птиц.
       Особой охране подлежат также курортные и  рекреационные  зоны,
   прибрежные  полосы  и  водоохранные зоны (полосы) водных объектов,
   защитные полосы  лесов  и  другие  зоны  в  порядке,  определяемом
   законодательством.
       Законодательством Якутской-Саха  ССР  или  решениями   местных
   Советов   народных   депутатов   могут  предусматриваться  и  иные
   категории особо охраняемых природных территорий и объектов,  в том
   числе    этнические    территории   и   территории   традиционного
   природопользования проживающих на них народов  Севера,  включая  и
   ныне проживающих вместе с ними представителей других народов.

           Статья 6. Компетенция Якутской-Саха ССР в области
               регулирования отношений по охране природы

       Ведению республики подлежат:
       определение основных направлений, планирование политики охраны
   природы в республике,  утверждение государственных республиканских
   экологических  программ,  финансирование и материально-техническое
   обеспечение природоохранительных мероприятий;
       разработка и  принятие актов республиканского законодательства
   в области охраны природы;
       учет, оценка   природных   ресурсов,  ведение  республиканских
   природно-ресурсовых   кадастров   в    порядке,    устанавливаемом
   законодательством;
       утверждение объемов изъятия при освоении природных ресурсов;
       установление лимитов  на сбросы и выбросы загрязняющих веществ
   в окружающую природную среду и забора чистой воды;
       координация деятельности министерств,  ведомств,  предприятий,
   учреждений,  организаций  в  области  охраны  природы,  выделенных
   средств на осуществление природоохранительных мероприятий;
       установление порядка   и   предельных   размеров   платы    за
   пользование   природными   ресурсами,  за  загрязнение  окружающей
   природной среды и другие виды вредного воздействия на нее;
       разработка и   принятие   региональных   нормативов  предельно
   допустимых концентраций вредных  веществ  в  окружающей  природной
   среде;
       образование и  расходование  республиканских   фондов   охраны
   окружающей природной среды;
       организация службы по охране природы в республике,  проведение
   государственной  экологической экспертизы,  осуществление контроля
   за охраной природы;
       обеспечение безопасной,  здоровой,  продуктивной, культурной и
   эстетически благоприятной среды обитания для граждан;
       сохранение ценных   исторических,   культурных   и   природных
   объектов и их поддержание,  максимальное безущербное использование
   полезных свойств окружающей среды;
       установление оптимального  баланса  между  народонаселением  и
   природопользованием;
       принятие решений     о      приостановлении,      прекращении,
   перепрофилировании деятельности экологически вредных объектов;
       организация на своей территории заповедного  дела,  сохранение
   других  особоохраняемых  природных объектов и территорий,  ведение
   Красных книг;
       установление порядка  ввоза  в  республику  и  вывоза  из  нее
   природных продуктов (горных пород и минералов,  животных, растений
   и получаемых из них продуктов);
       обеспечение экологического образования и воспитания граждан;
       осуществление международного  сотрудничества  в области охраны
   природы;
       регулирование других  вопросов  охраны природы,  не входящих в
   компетенцию РСФСР.

             Статья 7. Компетенция местных Советов народных
              депутатов в области регулирования отношений
                           по охране природы

       Ведению местных Советов народных депутатов  районов  и  других
   административно-территориальных  единиц  в  области  регулирования
   отношений по охране природы подлежат:
       разработка политики охраны природы, организация финансирования
   и материально-технического обеспечения планов охраны природы;
       контроль за   соблюдением   природоохранного  законодательства
   расположенными на  их  территории  предприятиями,  учреждениями  и
   организациями,  а  также  гражданами,  координация  деятельности в
   области охраны природы;
       учет экологически    вредных   объектов   и   организация   их
   паспортизации;
       образование и  использование  местных фондов охраны окружающей
   природной среды;
       организация экологической экспертизы на своей территории;
       организация экологической экспертизы  объектов,  расположенных
   за  пределами  своей  территории,  влияющих  на природную среду на
   территории Совета,  в порядке,  определяемом  Кабинетом  Министров
   Якутской-Саха ССР;
       участие в организации заповедного дела;
       пропаганда охраны природы, экологическое воспитание граждан;
       определение размеров платежей на природные ресурсы в  порядке,
   установленном Кабинетом Министров Якутской-Саха ССР;
       определение сроков охоты;
       учет природных    ресурсов,   исторических,   археологических,
   геологических,   культурных   памятников,   уникальных   природных
   комплексов, включая ландшафты;
       контроль за деятельностью экспедиций и туристических групп.

             II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ
                       ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ

                 Статья 8. Права и обязанности граждан
                           Якутской-Саха ССР

       Граждане имеют право:
       на благоприятную для жизни природную среду;
       на экологическое образование и просвещение;
       охрану здоровья  от  неблагоприятного  воздействия  окружающей
   природной среды:
       на достоверную  информацию  о  состоянии  окружающей природной
   среды и мерах по ее охране и восстановлению;
       принимать участие  в  обсуждении  планов,  программ и проектов
   деятельности, опасной для природы и человека;
       вносить предложения  о  проведении  референдумов  по  вопросам
   охраны природы;
       требовать отмены   решений,   выполнение  которых  опасно  для
   природы и человека;
       организовать и  принимать  участие  в  общественных  акциях  в
   защиту природы;
       на возмещение причиненного им экологического ущерба.
       Граждане обязаны:
       соблюдать экологические требования;
       соблюдать режим охраняемых природных территорий и объектов;
       сохранять природные    объекты    от    порчи,    загрязнения,
   уничтожения.

               Статья 9. Права и обязанности общественных
                       экологических организаций

       Общественные экологические организации имеют право:
       контролировать соблюдение     требований      природоохранного
   законодательства    состояния   окружающей   природной   среды   и
   информировать население о его результатах;
       требовать назначения  государственной экологической экспертизы
   и проводить общественную экологическую экспертизу;
       ходатайствовать об  учреждении охраняемых природных территорий
   и объектов;
       создавать общественные инспекции по контролю и охране природы,
   общественный   экологический   суд,   участвовать   в   проводимых
   государственными   инспекциями   по   охране   природы   проверках
   выполнения     предприятиями,     учреждениями,      организациями
   природоохранных планов и мероприятий;
       создавать общественные фонды охраны природы;
       разрабатывать, утверждать      и     пропагандировать     свои
   природоохранительные программы в  средствах  массовой  информации,
   защищать  права  и  интересы  населения  в области охраны природы,
   формировать  экологическую  культуру  населения,   привлекать   на
   добровольных   началах  граждан  к  активной  природоохранительной
   деятельности.
       Общественные экологические организации обязаны:
       строго соблюдать природоохранное законодательство;
       вести экологическое воспитание и образование населения;
       действовать в соответствии со своими положениями и уставами.

            Статья 10. Гарантии прав граждан и общественных
        организаций в области охраны окружающей природной среды

       Государство гарантирует гражданам и общественным экологическим
   организациям,  иным   общественным  объединениям,   осуществляющим
   экологические   функции,  реализацию  предоставленных  им  прав  в
   области  охраны  окружающей  природной  среды  в  соответствии   с
   действующим законодательством.
       Советы народных     депутатов,     их     исполнительные     и
   распорядительные органы, Государственный комитет Якутской-Саха ССР
   по  природопользованию  и  охране  окружающей   среды   и   другие
   специальные государственные органы по охране окружающей среды,  их
   должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие  гражданам
   и   общественным  экологическим  организациям,  иным  общественным
   объединениям в реализации их прав и обязанностей в области  охраны
   окружающей  природной среды,  должны принимать необходимые меры по
   выработке и выполнению их совместных предложений  и  требований  в
   организации   природоохранной   деятельности   и  информировать  о
   принятых решениях.
       Должностные лица    и   отдельные   граждане,   препятствующие
   выполнению    гражданами    и     общественными     экологическими
   организациями,   иными   общественными  объединениями  их  прав  и
   обязанностей,   вытекающих   из   настоящего   Закона,   умышленно
   искажающие   или  скрывающие  информацию  о  состоянии  окружающей
   природной среды,  привлекаются к ответственности в соответствии  с
   действующим законодательством.

          III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

         Статья 11. Содержание экономического механизма охраны
                            окружающей среды

       Экономический механизм  охраны  окружающей  среды  стимулирует
   рациональное    природопользование,   охрану   и   воспроизводство
   окружающей среды.
       Экономический механизм включает:
       платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды;
   компенсацию ущерба,  причиненного  природным объектам и окружающей
   среде;
       налоги за   экологически  вредную  деятельность  и  продукцию,
   неэкологичную технику и технологию;
       экономические санкции  за  нарушение  нормативно-технических и
   других требований природоохранного законодательства;
       экономические стимулы     деятельности     по     экологизации
   производства, охране и воспроизводству окружающей среды.
       Экономические нормативы  и подзаконные акты природопользования
   и  охраны  окружающей  среды,  санкции  и  стимулы,   порядок   их
   применения  определяются Кабинетом Министров Якутской-Саха ССР,  а
   также местными Советами народных депутатов.

             Статья 12. Финансирование природоохранительных
                              мероприятий

       Финансирование мероприятий  по  охране природы производится за
   счет:
       местных, республиканских и союзного бюджета;
       средств государственных предприятий, учреждений, организаций;
       местных, республиканских,  союзного  фондов  охраны окружающей
   природной среды;
       кредитов банков;
       средств кооперативных,    иных    общественных    предприятий,
   учреждений,   организаций,   арендных   коллективов,  добровольных
   взносов населения, а также других источников;
       средств, собранных  от  штрафов с государственных предприятий,
   учреждений, организаций и населения.
       Финансирование природоохранительных   мероприятий  в  местных,
   республиканских, союзном бюджетах выделяется отдельной строкой.
       Не подлежит  налогообложению часть дохода кооперативных и иных
   предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, вносимая в
   фонды охраны природы. Подлежащий налогообложению доход уменьшается
   на суммы средств, перечисленные на цели охраны природы.

            Статья 13. Республиканский и общественный фонды
                   охраны окружающей природной среды

       Для финансирования     мероприятий    по    охране    природы,
   воспроизводству  природных  ресурсов,  восстановлению   потерь   в
   природной  среде  и  компенсации  причиненного вреда,  в том числе
   здоровью и имуществу граждан,  а также для непредвиденных расходов
   на  эти  цели  создаются  местные,  республиканские  фонды  охраны
   окружающей природной среды.
       Порядок образования    и    использования   указанных   фондов
   определяется Кабинетом Министров  Якутской-Саха  ССР  совместно  с
   Государственным  комитетом Якутской-Саха ССР по природопользованию
   и охране окружающей среды.
       Общественные фонды    охраны    окружающей   природной   среды
   образуются за счет добровольных  взносов  населения,  общественных
   организаций  и  других  источников  и  расходуются  на цели охраны
   природы.  Порядок образования и расходования  общественных  фондов
   определяется общественной организацией.

            IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ.
                ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

           Статья 14. Понятие, общие требования и цель оценки
                  качества окружающей природной среды

       Оценка качества  окружающей  среды  -  объективное определение
   естественного  состояния  природных  комплексов,  их  влияния   на
   биологическую  жизнь  человека  с  учетом  его  места  проживания,
   осуществляемое по результатам  комплексных  научных  исследований,
   изысканий,  экспертиз, долговременного экологического прогноза и с
   учетом  легкой  ранимости  и  трудной  восстановимости   экосистем
   Севера.  Цель оценки - районирование территории по благоприятности
   проживания  человека   и   определение   масштабов   хозяйственной
   деятельности, влияющих на конкретные природные объекты и природный
   комплекс в целом.
       Оценка качества   окружающей   среды   является   основой  для
   определения необходимых  материальных  затрат  на  воспроизводство
   человека,  разработки нормативов предельно допустимых концентраций
   сбросов  и  выбросов  вредных  веществ  в   конкретных   природных
   условиях.

           Статья 15. Понятие, задачи и объекты экологической
                               экспертизы

       Экологическая экспертиза    является    обязательной     мерой
   осуществления  хозяйственной,  инвестиционной  и иной экологически
   значимой деятельности,  реализуемой на территории Совета  народных
   депутатов. Она является неотъемлемой частью процесса планирования,
   проектирования  и  принятия  решений   о   социально-экономическом
   развитии.
       Основными задачами экологической экспертизы являются:
       определение уровня   экологической   опасности   намечаемой  и
   осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
       оценка достаточности    и   обоснованности   предусматриваемых
   намечаемой и осуществляемой деятельностью мер по охране окружающей
   среды и их соответствие требованиям действующего законодательства.
       Экологической экспертизе подлежат:
       проекты государственных планов,  программ, концепций, основных
   направлений и схем развития и размещения  производительных  сил  и
   отраслей народного хозяйства;
       другая предплановая, предпроектная и проектная документация по
   развитию  хозяйственной или иной деятельности,  реализация которой
   может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
       проекты нормативно-правовых,    инструктивно-методических    и
   нормативно-технических документов,  регламентирующих хозяйственную
   и  иную  деятельность  в  части использования природных ресурсов и
   охраны окружающей среды;
       документация по созданию новой техники, технологии, материалов
   и веществ, в том числе закупаемой за рубежом;
       экологическая ситуация в регионе;
       в порядке выборочного  контроля:  действующие  промышленные  и
   другие объекты, оказывающие воздействие на окружающую среду.

              Статья 16. Управление и принципы проведения
                        экологической экспертизы

       Управление в области экологической  экспертизы  осуществляется
   Государственным  комитетом Якутской-Саха ССР по природопользованию
   и охране окружающей среды.
       Экологическая экспертиза осуществляется на принципах:
       приоритета сохранения экологического равновесия,  генофонда  и
   биологического многообразия животного и растительного мира;
       соответствия проектов хозяйственной  деятельности  требованиям
   рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей
   среды;
       презумпции экологической  опасности намечаемой хозяйственной и
   иной деятельности;
       законности;
       независимости;
       научной обоснованности;
       сочетания национальных   и   государственных    интересов    с
   интересами международного сообщества.
       Экспертиза включает проектный и послепроектный анализ объекта.
   Целью  проектной  экспертизы  является  экспертное  заключение,  в
   котором отражаются различные стороны состояния  окружающей  среды,
   характер    воздействия    на    нее   существующих   предприятий,
   проектируемого  к  строительству  объекта  и   прогноз   состояния
   окружающей   среды   в   процессе   эксплуатации.   Послепроектная
   экспертиза   предполагает   оценку   воздействия   предприятий   и
   сооружений  на  окружающую  среду  и определение степени риска для
   здоровья  людей  и  качества   окружающей   среды.   Экологической
   экспертизе в обязательном порядке подвергаются те объекты, которые
   включены в соответствующие приоритетные списки.

          Статья 17. Заключение государственной экологической
                               экспертизы

       Заключение государственной       экологической      экспертизы
   принимается  Государственным  комитетом   Якутской-Саха   ССР   по
   природопользованию   и   охране   окружающей   среды   на   основе
   рекомендаций  экспертной  комиссии  и  должно   быть   рассмотрено
   заказчиком и полностью учтено при принятии хозяйственного решения.
       Реализация намечаемой деятельности,  подлежащей  экологической
   экспертизе,   без   положительного   заключения   Государственного
   комитета  Якутской-Саха  ССР  по   природопользованию   и   охране
   окружающей среды запрещается и не подлежит финансированию.

                 V. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

            Статья 18. Предупреждение аварий и ликвидации их
                   вредных экологических последствий

       При проектировании,     строительстве,     и      эксплуатации
   хозяйственных  и  иных  объектов,  деятельность  которых связана с
   возможностью   вредного   воздействия    на    природную    среду,
   разрабатываются  и  осуществляются меры по предотвращению аварий и
   ликвидации их вредных экологических последствий.
       В целях     эффективного    реагирования    на    чрезвычайные
   экологические ситуации,  влекущие вредные последствия для природы,
   разрабатываются    местные,    региональные,   республиканские   и
   общегосударственные   программы.   Эти   программы    утверждаются
   соответствующими  Советами  народных  депутатов  и предусматривают
   задания и мероприятия по мобилизации сил  и  средств  министерств,
   ведомств,      предприятий,      учреждений,     организаций     и
   специализированных служб для предупреждения чрезвычайных  ситуаций
   и ликвидации их последствий.
       Государственные органы по надзору за безопасным ведением работ
   в  народном  хозяйстве  совместно  с  государственными органами по
   охране  природы  проводят   систематические   проверки   состояния
   объектов,   связанных   с  возможностью  вредного  воздействия  на
   природу,  и соблюдения соответствующих  мер  и  требований  по  их
   безопасной эксплуатации.
       Перечень видов  таких   объектов   утверждается   в   порядке,
   определяемом Кабинетом Министров Якутской-Саха ССР.
       В случае  аварии  предприятия,  учреждения   или   организации
   обязаны  немедленно  приступить  к ее ликвидации в соответствии со
   своими планами действий в  чрезвычайных  экологических  ситуациях.
   Одновременно   они   незамедлительно   уведомляют   об   аварии  и
   принимаемых  мерах  по  ее  ликвидации   органы   государственного
   управления.

         Статья 19. Решения о ликвидации вредных экологических
          последствий аварий, зоны чрезвычайной экологической
                   ситуации и экологического бедствия

       В целях  ликвидации  вредных  экологических последствий аварий
   Верховный   Совет   Якутской-Саха   ССР   и   Кабинет    Министров
   Якутской-Саха ССР:
       принимают решение  о  создании  специализированных   служб   и
   подразделений   по  ликвидации  экологически  вредных  последствий
   аварий     и     определяют     порядок     их     финансирования,
   материально-технического    обеспечения    и   взаимоотношений   с
   министерствами и ведомствами;
       принимают решение о приостановлении, а в необходимых случаях о
   запрещении работы любых предприятий,  учреждений,  и  организаций,
   деятельность  которых  может препятствовать ликвидации последствий
   аварии;
       координируют работу   министерств   и  ведомств,  предприятий,
   учреждений,  организаций и требуют от них необходимые сведения  об
   экологической и иной обстановке в районе аварии;
       рассматривают и   контролируют   выполнение   намеченных   мер
   соответствующими    республиканскими   органами,   министерствами,
   ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями;
       принимают решение  о  запрещении  посещения населением районов
   аварии,  въезда  в  него  транспорта  (за   исключением   занятого
   ликвидацией последствий аварии), об эвакуации населения из районов
   аварии, а также осуществления иных дополнительных мер.
       Решения о  ликвидации вредных экологических последствий аварий
   на  территории  республики  принимаются  в  порядке,  определяемом
   законодательством Якутской-Саха ССР.
       Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки
   территории,  водного  и воздушного пространства,  где в результате
   хозяйственной  и  иной   деятельности,   разрушительного   влияния
   стихийных  сил  природы,  либо имевшей место аварии или катастрофы
   происходят  устойчивые  отрицательные   изменения   в   окружающей
   природной среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных
   экологических систем, генетических фондов растений и животных.
       Режим зоны  чрезвычайной  экологической  ситуации  вводится  н
   отменяется Верховным Советом Якутской-Саха ССР  в  соответствии  с
   законодательными актами РСФСР и Якутской-Саха ССР.
       В зоне чрезвычайной экологической ситуации  приостанавливается
   работа,    вызвавших   эту   ситуацию   предприятий,   учреждений,
   организаций,  цехов,  агрегатов,  оборудования, запрещается всякая
   деятельность,  вредно  влияющая  на  окружающую  природную  среду,
   проводятся меры по ее восстановлению и оздоровлению.
       Финансирование мероприятий   по   ликвидации   и  оздоровлению
   чрезвычайной экологической ситуации  производится  в  обязательном
   порядке за счет средств предприятий,  учреждений,  организаций, по
   чьей вине произошла авария или катастрофа,  или  чья  деятельность
   повлияла   их   возникновению.   Оздоровление   зон   чрезвычайной
   экологической ситуации может финансироваться также за счет целевых
   средств   государственного  бюджета  и  фондов  охраны  окружающей
   природной среды.
       Зонами экологического бедствия объявляются участки территории,
   либо  воздушного  или  водного  пространства,  где  в   результате
   хозяйственной  и  иной деятельности,  либо разрушительного влияния
   стихийных сил природы произошли устойчивые и необратимые изменения
   природной  среды,  связанные с нарушением равновесия,  разрушением
   естественных экологических систем, деградацией почв, растительного
   и животного мира и представляющие опасность для здоровья человека.
       Режим зоны  экологического  бедствия  вводится  и   отменяется
   Верховным  Советом Якутской-Саха ССР в том же порядке,  что и зоны
   чрезвычайной экологической ситуации.
       В зоне   экологического  бедствия  прекращается  хозяйственная
   деятельность,  кроме  связанной   с   обслуживанием   проживающих,
   принимаются  меры  по  восстановлению  и  оздоровлению  окружающей
   природной среды.

                 VI. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

          Статья 20. Органы, осуществляющие контроль в области
                             охраны природы

       Государственный контроль     в    области    охраны    природы
   осуществляется  Государственным  комитетом  Якутской-Саха  ССР  по
   природопользованию  и  охране  окружающей  среды,  а также службой
   экологической  безопасности  Министерства  внутренних  дел  и   ее
   органами на местах.
       Порядок осуществления  государственного  контроля  в   области
   охраны природы устанавливается законодательством Союза ССР,  РСФСР
   и Якутской-Саха ССР.
       Ведомственный контроль   в  области  охраны  природы,  включая
   контроль  предприятий,  осуществляется  в  порядке,   определяемом
   законодательством Якутской-Саха ССР и РСФСР.
       Общественный контроль в области охраны природы  осуществляется
   в  соответствии  с  действующим  законодательством об общественных
   объединениях.

            Статья 21. Мониторинг окружающей природной среды

       Мониторинг окружающей  природной  среды   представляет   собой
   систему  обязательного  и постоянного инструментального наблюдения
   за состоянием природы и отдельных ее объектов  с  целью  выявления
   изменений,   их   количественной   и   качественной   оценки   для
   своевременного предупреждения и устранения последствий  негативных
   процессов.
       Мониторинг осуществляется      специальным      подразделением
   Государственного  комитета Якутской-Саха ССР по природопользованию
   и охране  окружающей  среды,  который  определяет  его  структуру,
   содержание, устанавливает единую методику его проведения.
       Предприятия, организации,   ведущие   экологически    значимую
   деятельность,  обязаны  проводить мониторинг на территории влияния
   на окружающую среду своего производства.

          VII. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
                        В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

            Статья 22. Научные исследования в области охраны
                                природы

       Научные исследования в области охраны  природы,  финансируемые
   частично или полностью из госбюджета, проводятся для методического
   обеспечения и обоснования:
       стратегии охраны   природы   Якутской-Саха  ССР  и  глобальной
   экологической стратегии;
       долгосрочных экологических прогнозов;
       законодательных природоохранных актов;
       республиканских, региональных   и   районных   природоохранных
   программ;
       нормативных природоохранных  требований  и  хозяйственной  или
   иной деятельности в условиях Севера;
       методики учета  и  контроля  природных  ресурсов,  мониторинга
   природной среды;
       проведения экологических экспертиз;
       организации сети особоохраняемых территорий;
       охраны и  восстановления  редких  и  исчезающих  биологических
   видов, сообществ и экосистем;
       экологического обучения и просвещения.
       Научным организациям,  ведущим исследования в  области  охраны
   природы      Якутии,     предоставляется     режим     наибольшего
   благоприятствования.

          Статья 23. Образование и воспитание в области охраны
                                природы

       В целях    повышения   экологической   культуры   общества   и
   профессиональной   подготовки   специалистов   Кабинет   Министров
   Якутской-Саха ССР обеспечивает всеобщее,  комплексное, непрерывное
   и доступное образование в  области  охраны  природы,  охватывающее
   весь  процесс  дошкольного,  школьного  образования  и воспитания,
   профессиональную подготовку специалистов в средних  специальных  и
   высших учебных заведениях, повышение их квалификации.
       Во всех  средних  специальных  и  высших  учебных  заведениях,
   независимо   от   их   профиля,   предусматривается   обязательное
   преподавание основ знаний и курсов по охране природы и экологии.
       Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и
   организаций,  иные должностные лица  и  специалисты,  связанные  с
   деятельностью,  оказывающей влияние на окружающую природную среду,
   обязаны иметь необходимую подготовку по  охране  природы,  которая
   учитывается при назначении на должность, и аттестации работников.
       Министерство народного    образования    Якутской-Саха    ССР,
   Государственный  комитет Якутской-Саха ССР по природопользованию и
   охране  окружающей  среды,   другие   государственные   органы   и
   общественные    организации,    средства    массовой    информации
   распространяют знания об охране природы  и  ведут  систематическую
   пропаганду    природоохранного   законодательства,   экологических
   знаний.

           VIII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ,
             ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОГО
                            ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

         Статья 24. Порядок разрешения споров в области охраны
                                природы

       Споры об   охране   окружающей  природной  среды  предприятий,
   учреждений,  организаций разрешаются Советами народных депутатов в
   порядке, установленном законами РСФСР и Якутской-Саха ССР.
       Споры с  участием  граждан,  связанные  с  охраной  окружающей
   природной среды, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
       Имущественные споры,       связанные       с        нарушением
   природоохранительного    законодательства,   разрешаются  народным
   судом  или  Высшим  арбитражным  судом   в   соответствии   с   их
   компетенцией.
       Споры, связанные  с  охраной  окружающей  природной  среды   и
   использованием   природных   ресурсов,  между  государственными  и
   общественными организациями одной республики с государственными  и
   общественными    организациями    другой    республики,   области,
   рассматриваются комиссиями,  образуемыми на паритетных началах  из
   представителей  заинтересованных  республик и областей.  В случае,
   если  комиссии  не  пришли  к  согласованному  решению,  споры  по
   указанным  вопросам  подлежат  рассмотрению в порядке действующего
   законодательства СССР и РСФСР.

             IX. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО НАРУШЕНИЕМ
                   ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

           Статья 25. Порядок возмещения вреда, причиненного
           нарушением природоохранительного законодательства

       Возмещение вреда,  причиненного  окружающей  природной   среде
   нарушением    природоохранного    законодательства,   производится
   добровольно,  либо по решению суда или Высшего арбитражного суда в
   соответствии  с  утвержденными  в  установленном порядке таксами и
   методиками исчисления размера ущерба,  а при их  отсутствии  -  по
   фактическим   затратам  на  восстановление  нарушенного  состояния
   природной среды с учетом понесенных убытков.

          Статья 26. Возмещение вреда, причиненного гражданам
           неблагоприятным воздействием окружающей природной
                                 среды

       Вред, причиненный  гражданам  в  результате   неблагоприятного
   воздействия   на   природную   среду,   вызванного   деятельностью
   предприятий,  учреждений,  организаций  или   отдельных   граждан,
   подлежит возмещению в полном объеме.
       Возмещение вреда производится на  основании  решения  суда  по
   иску   потерпевшего,   членов   его   семьи,   прокурора,  органов
   Государственного комитета Якутской-Саха ССР по  природопользованию
   и   охране   окружающей   среды   и  Министерства  здравоохранения
   Якутской-Саха ССР или общественных организаций.
       Сумма денежных  средств  за  причиненный  вред  взыскивается с
   причинителя вреда.
       Возмещение гражданам вреда,  причиненного в результате крупных
   аварий и катастроф,  а также стихийных  бедствий,  производится  в
   соответствии с законодательством Союза ССР,  РСФСР и Якутской-Саха
   ССР.

           Статья 27. Ответственность должностных лиц и иных
           работников, виновных в причинении вреда вследствие
                  нарушений экологического равновесия

       Должностные лица   и   иные   работники,   по   вине   которых
   предприятия, учреждения, организации понесли расходы по возмещению
   вреда,  причиненного  окружающей  природной  среде,   здоровью   и
   имуществу   граждан,   народному  хозяйству,  несут  материальную,
   административную и  уголовную  ответственность  в  соответствии  с
   законодательством Союза ССР, РСФСР и Якутской-Саха ССР.

              Статья 28. Исковые требования о прекращении
                   экологически вредной деятельности

       Предприятия, учреждения и организации Якутской-Саха ССР вправе
   предъявлять исковые требования в народный суд или арбитражный суд,
   а  граждане  -  в   суд   о   прекращении   экологически   вредной
   деятельности,   причиняющей   вред   окружающей  природной  среде,
   здоровью  и  имуществу  граждан,  народному  хозяйству,  генофонду
   животных и растений.
       Решение народного  суда,  арбитражного  суда   о   прекращении
   экологически  вредной  деятельности  выполняется  в соответствии с
   законодательством   и   является   основанием   для    прекращения
   финансирования указанной деятельности учреждением соответствующего
   банка.

           X. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЯКУТСКОЙ-САХА ССР
              В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

           Статья 29. Принципы международного сотрудничества
          Якутской-Саха ССР в области охраны окружающей среды

       Обеспечение всеобщей  экологической  безопасности  и  развития
   международного   природоохранного   сотрудничества   в   интересах
   настоящего и будущих поколений  является  политикой  Якутской-Саха
   ССР и основывается на принципах:
       каждый человек  имеет  естественное  право  на   благоприятное
   экологическое условие;
       каждое государство  имеет   право   на   использование   своей
   природной  среды  и  ее  ресурсов для целей развития и обеспечения
   нужд   и   интересов   народа.   Экологическое   и   экономическое
   благополучие  государства  не  может обеспечиваться за счет других
   государств или без учета их интересов;
       хозяйственная деятельность   государства  не  должна  наносить
   ущерба окружающей среде,  в пределах своих,  так  и  за  пределами
   национальных границ;
       должен быть установлен эффективный контроль  за  состоянием  и
   изменением  окружающей  природной  среды  на  основе  международно
   признанных критериев и параметров;
       обеспечение свободного   и  беспрепятственного  международного
   обмена научно-технической информацией по вопросам экологии;
       государства оказывают   помощь   друг   другу  в  чрезвычайных
   экологических ситуациях;
       все споры,  связанные с проблемами окружающей природной среды,
   должны разрешаться только мирными средствами.

           Статья 30. Международные договоры в области охраны
                       окружающей природной среды

       Международные договоры  в  области охраны окружающей природной
   среды заключаются в соответствии с нормами международного права.
       Якутская-Саха ССР  заключает  международные договоры в области
   охраны окружающей природной среды и природопользования.
       Международный договор, заключенный от имени Якутской-Саха ССР,
   имеет прямое действие на всей территории республики.
       Якутская-Саха ССР    в    лице    высшей   законодательной   и
   исполнительной власти несет международно-правовую  ответственность
   за состояние природы республики.

                                       Председатель Верховного Совета
                                                    Якутской-Саха ССР
                                                           М.НИКОЛАЕВ
   г. Якутск
   17 октября 1991 года
   N 648-XII


<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Hosted by uCoz