27 июня 1991 года N 527-XII
------------------------------------------------------------------
ЯКУТСКАЯ-САХА СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О КРЕСТЬЯНСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Принят постановлением
Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
от 27.06.91 N 528-XII
Настоящий Закон определяет экономические, социальные, правовые
принципы организации и деятельности крестьянских хозяйств и их
ассоциаций на территории Якутской-Саха ССР.
Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских
(фермерских) хозяйств на территории Якутской-Саха ССР, их
хозяйственную самостоятельность и содействие деятельности, защиту
государством законных интересов и права на свободное
кооперирование.
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство является самостоятельным
хозяйствующим субъектом с правами юридического лица,
представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц,
осуществляющим производство, переработку и реализацию
сельскохозяйственной продукции.
Деятельностью на основе использования имущества и находящихся
в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом
владении земельных участков.
2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного
предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической
выгоды.
3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные
члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
4. Главой крестьянского хозяйства является один из его
дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет
его интересы в отношениях с предприятиями, организациями,
гражданами и государственными органами.
Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической
системе
1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном
экономической системы наряду с государственными, коллективными,
индивидуальными и другими предприятиями и организациями.
2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность
крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных
органов не допускается, за исключением случаев нарушения
землепользователями законодательства.
Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому
хозяйству в результате действий государственных или иных органов,
нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие
ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных
законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому
хозяйству, подлежат возмещению органами. Споры о возмещении
убытков решаются судом.
3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями,
организациями, гражданами, органами государственного управления
строятся на основе договора, операций по наличному и безналичному
расчету.
Государство способствует развитию крестьянских хозяйств путем
использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и
вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых
государственных субсидий, социальных и экологических нормативов я
др.
Статья 3. Учредительная и совместная деятельность
крестьянских хозяйств
Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в
кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по
производству, переработке и сбыту продукции, материально -
техническому снабжению, строительству, техническому,
водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому,
консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и
выступать участниками несельскохозяйственных предприятий,
объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том
числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать
ценные бумаги.
РАЗДЕЛ II. СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства
1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение
земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный
гражданин Якутской-Саха ССР, достигший 18-летнего возраста,
умеющий опыт работы в сельском хозяйстве либо сельскохозяйственную
квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае
наличия нескольких претендентов преимущественное право на
получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной
местности.
2. Право выбора претендента на создание крестьянского
хозяйства на конкурсной основе принадлежит Советам народных
депутатов, в ведении которых находится земельный участок.
3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского
хозяйства, а также о правах на землю рассматриваются в судебном
порядке.
4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи
остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участки
в его деятельности в порядке полной или частичной занятости.
Статья 5. Условия предоставления земельного участка
1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание
вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в
пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение
решением районного Совета народных депутатов, в ведении которого
находится земельный участок. За гражданами, получившими земельные
участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в
сельском населенном пункте, сохранятся приусадебный надел при
доме.
Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать
земельный участок для производственных целей. В аренду земельные
участки передаются Советами народных депутатов.
2. Право аренды земли удостоверяется договором, заключенным
сторонами, который регистрируется в Совете народных депутатов, в
ведение которого находится земельный участок.
3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом.
При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи
населенного пункта не затрагиваются земли, используемые под
усадьбы населения, и земли общественного пользования - выпасы для
скота, водоемы, дороги, парки, земли под спортивными сооружениями
и прочее.
4. Размер земельного участка для ведения крестьянского
хозяйства определяется в каждом конкретном случае районным Советом
народных депутатов, с учетом количества членов крестьянского
хозяйства, его специализации, а также предельных норм,
устанавливаемых в республике.
5. Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта
на землю, ведению земельно-кадастровой документации,
землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и
экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств
бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и
финансировать землеустроительные работы.
6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где
отсутствуют объекты производственного и социально-бытового
назначения, государство и его органы на местах содействуют его
первичному обустройству за счет централизованных капитальных
вложений. Местные Советы народных депутатов оказывают помощь в
возведении производственных объектов и жилья.
Статья 6. Порядок формирования земельного фонда
для ведения крестьянского хозяйства
1. Для организации крестьянских хозяйств районные Советы
народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а
также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и
землевладельцев за счет:
а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или:
переведенных в менее ценные земли;
б) земель всех категорий, используемых не по целевому
назначению;
в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного
производства и не использованных в течение одного года, а также
предоставленных для несельскохозяйственных целей и не
использованных в течение двух лет;
г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и
кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном
производстве.
2. Выявленные и включенные в земельный запас для
перераспределения угодья взимаются у колхозов, совхозов, подсобных
сельских хозяйств, иных предприятий, учреждений, организаций
районным Советом народных депутатов по мере поступления заявлений
от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия
землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не
требуется. Изъятие земель Гослесофонда производится с согласия
лесофондодержателя.
3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не
включаются участки, которые не позволяют выращивать
сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным
требованиям.
Статья 7. Порядок предоставления земельных участков
из земель запаса для ведения крестьянского
хозяйства
1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство,
включая и тех, кто переезжает из других районов республики на
постоянное жительство, для получения земельного участка подают
заявление с необходимыми обоснованиями в Советы народных депутатов
по месту расположения земельного участка.
В заявлении указывается цель использования испрашиваемого
земельного участка, расчет предполагаемого размера и его.
местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при
аренде - и срок использования.
Районный Совет народных депутатов направляет указанное
заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу
земель.
2. Решение о предоставлении земельного участка принимает
районный Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со
дня подачи заявления. В случае нарушения сроков принятия решения и
сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут
административную ответственность в судебном порядке в виде штрафа
в размере от одной до трех тысяч рублей.
3. Решение районного Совета народных депутатов об отказе в
предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в
исковом порядке.
Статья 8. Особенности организации крестьянских
хозяйств членами колхозов, работниками
совхозов и подсобных сельских хозяйств
1. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств
подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на
количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому
колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства
персональное право на земельный участок при работе в коллективном
хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза, работника
совхоза определяется по решению коллектива и удостоверяется
соответствующим документом. Земельный пай может передаваться по
наследству. Он может учитываться при распределении части прибыли.
2. Каждый член колхоза, работник совхоза, в том числе ушедший
на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет,
имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом
сумм непогашенных долгосрочных кредитов, стоимости неделимых
фондов, если таковые создаются по решению коллектива, а также
стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств. Доля члена
колхоза, работника совхоза определяется э соответствии со стажем
работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием
коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она
удостоверяется другим документом. Ежегодный прирост основных
производственных фондов (за вычетом прироста сумм непогашенных
долгосрочных кредитов и отчислений в неделимый фонд)
распределяется между членами колхоза, работниками совхоза, что
удостоверяется дополнительными акциями или другими документами.
По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит
от результатов работы колхоза или совхоза. Дивиденды могут
выплачиваться, исходя из общей стоимости земельных и фондовых
акций.
3. Член колхоза, работник совхоза имеет право выйти из его
состава и создать крестьянское хозяйства без согласия на то
трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому
хозяйству по решению районного (городского) Совета народных
депутатов предоставляется земельный участок, размер которого
определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих. его
членами. Работник, выделяющийся на самостоятельное хозяйствование,
может увеличить размер земельного надела за счет аренды. Земельный
участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии
заявителя может состоять из приусадебного и производственного
земельных участков. Участок выделяется по возможности, ближе к
дому гражданина, образующего хозяйство, без нарушения целостности
других хозяйств и подразделений колхоза или совхоза.
Владелец доли (акций) имеет право передать их по наследству.
Колхоз, совхоз обязан по желанию работника выплатить долю
(выкупить акции) с рассрочкой до 10 лет при выходе на пенсию.
Работник, выходящий на пенсию, имеет право на свою долю (акции) с
последующей продажей другим членам хозяйства.
4. Граждане, являющиеся членами колхоза, работниками совхозов
и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств)
пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство,
подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них
акций, предполагаемая площадь земельного участка, его
местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз,
совхоз или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок
рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или
приказом руководителя предприятия передают материалы в местный
Совет народных депутатов, который принимает соответствующее
решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и
принятия решения по этому вопросу виновные лица несут
административную ответственность в виде штрафа от одной до трех
тысяч рублей, в порядке определенной п.п. 2, 3 статьи 7.
При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного
участка для желающих выйти из состава предприятия, сельский Совет
народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение
земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка разбирается в
судебном порядке.
Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским)
Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на
право пожизненно наследуемого владения на земельный участок или
подписания договора на аренду земельного участка.
2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус
юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая
валютный, в учреждении банка имеет печать, вступает в деловые
отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и
гражданами, учитывается в качестве самостоятельного
товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными
учреждениями при разработке программ экономического и социального
развития региона.
3. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на
каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский
(поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.
РАЗДЕЛ III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ
КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ
Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство
1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения
крестьянского хозяйства на праве пожизненно наследуемого владения,
предоставляется право:
а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
б) использовать в установленном порядке только для нужд этого
хозяйства на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф;
в) возводить жилые, производственные, бытовые и иные строения
и сооружения;
г) в установленном порядке проводить оросительные,
осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы,
строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными
требованиями;
е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае
временной нетрудоспособности призыва на действительную службу в
ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу;
ж) передать земельный участок по наследству;
з) в случае принудительного изъятия земельного участка
государством получить возмещение затрат и убытков, включая
упущенную выгоду.
2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения
крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право:
а) использовать землю в соответствии с условиями ее
предоставления;
б) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные
строения и сооружения в соответствии с договором аренды и с
согласия владельца земли;
в) на возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду
при досрочном расторжении договора по инициативе арендодателя, в
том числе и при изъятии земельного участка для государственных и
общественных нужд.
3. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние
насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на
другой участок, крестьянское хозяйство прежнему владельцу их
остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином
порядке. После этого данные объекты переходят в собственность
крестьянского хозяйства.
4. Государственные органы, предприятия, организации, граждане
обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих
крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не
должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц и
организаций. Споры об осуществлении прав пользователя, в том числе
арендатора, владельца, рассматриваются в судебном порядке.
Статья 11. Обязанности ведущих крестьянское хозяйства
Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского
хозяйства, обязан:
а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым
назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс
мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической
обстановки на территории в результате своей хозяйственной
деятельности;
б) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за
землю;
в) не нарушать права других землевладельцев и арендаторов;
г) своевременно представлять в местный Совет народных
депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и
использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения
земельного кадастра;
д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение
плодородия земель, допущенного по вине землепользователя.
Переданный в аренду, владение, пользование земельный участок
для организации крестьянского хозяйства разделу не подлежит.
В случае нарушения закрепленных в настоящей статье
обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность
по действующему законодательству.
Статья 12. Плата за землю
1. Плата за землю взимается в формах земельного налога или
арендной платы, определяемых в зависимости от количества, качества
и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой
оценки.
За земельный участок, находящийся во владении, взимается
земельный налог, а находящийся в аренде - арендная плата.
2. Ставки и порядок налогообложения за земельные участки
устанавливаются законодательными актами республики.
3. Районные Советы народных депутатов могут устанавливать
льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде
полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки
выплаты, понижения ставок земельного налога.
Земельный налог и арендная плата за земельные участки не
взимаются с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство,
за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного
освоения, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных
участков.
4. Платежи за земельные участки поступают в бюджеты и
используются исключительно на охрану земель, повышение их
качества, на землеустройство, на материальное стимулирование
владельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий.
Статья 13. Контроль за использованием земель
Государственный контроль за использованием земель
осуществляется Советами народных депутатов, Государственным
комитетом Якутской-Саха ССР по земельной реформе и земельным
ресурсам и его органами на местах в соответствии с действующим
законодательством.
РАЗДЕЛ IV. ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 14. Состав имущества и его формирования
1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения,
жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие
сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица,
сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные
средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для
осуществления хозяйственной и иной деятельности.
2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства
являются:
- денежные и материальные средства членов крестьянского
хозяйства;
- доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а
также от других видов трудовой деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- кредиты банков и других кредиторов;
- дотации из бюджета;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования
предприятий, организаций и граждан;
- иные источники, не запрещенные действующим
законодательством.
Статья 15. Владение, пользование и распоряжение
имуществом
1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на
правах общей долевой собственности. При единогласном решении
членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей
совместной собственности.
2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства
осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по
распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо
доверенным лицом. Иной режим пользования и распоряжения имуществом
при необходимости устанавливается договором.
3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его
состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть
имущества (вклад, доля, пай) может компенсироваться денежными
средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации
устанавливается по взаимной договоренности всех членов
крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке.
Срок выплаты компенсации при этом не должен превышать 5 лет.
4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать предприятиям,
организациям, учреждениям и гражданам, обменивать, сдавать в
аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему
на правах собственности имущество.
5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в
аренду или во временное пользование имущество у предприятий,
объединений, организаций, учреждений и граждан.
6. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на
добровольной основе в соответствии с законодательством.
Раздел V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 16. Производственная деятельность
крестьянского хозяйства
Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления
своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из
собственных интересов. Оно может заниматься любым видом
деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при
сохранении в качестве ведущего вида деятельности производства,
переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Статья 17. Порядок реализации продукции
крестьянским хозяйством
1. Крестьянскому хозяйству принадлежит право распоряжаться
произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному
усмотрению государственным заготовительным организациям, на
колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и
другим потребителям, если иное не предусмотрено договором.
2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение
действующих нормативов по качеству продукции, санитарным
требованиям и другим параметрам.
3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую
продукцию самостоятельно.
4. Государство обязано принимать всю предъявленную
крестьянским хозяйством продукцию, пользующуюся спросом,
соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным
государственным, договорным и иным ценам.
5. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на
экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в
установленном порядке.
Статья 18. Материально-техническое обеспечение
крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство обеспечивается материально -
техническими ресурсами на равных правах с государственными
сельскохозяйственными предприятиями; приобретает необходимые ему
для осуществления нормальной деятельности материально-технические
ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том
числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских
хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов.
Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным
хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских
хозяйств, ассоциаций, союзов.
Кроме того, они могут приобретать материально-технические
ресурсы у любых предприятий и организаций на колхозных рынках, у
населения, а также в государственной и кооперативной торговой
сети.
2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих
крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и
оборудования, грузовых автомобилей осуществляются государственными
агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам,
расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также
колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам
договоренности.
Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства
1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за
счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов,
бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений.
2. Крестьянское хозяйство вправе открывать в банке расчетный и
другие счета, включая валютный, для хранения денежных средств и
осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
3. Платежи в бюджет производятся в календарной очередности
поступления расчетных документов (наступление сроков платежей).
4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства
производится только с его согласия или по решению суда.
Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом,
предоставленным государственными и коммерческими, в том числе
кооперативными банками на основании договоров, определяющих
условия кредитования.
2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается
залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае
несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в
суд может использовать право на реализацию принятого в залог
имущества и направить выручку от реализации на погашение
задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные
ценности, производимая продукция и иное имущество заемщика, за
исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским
законодательством не может быть обращено взыскание.
3. Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию,
выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями
(потребителями) процентов как за пользование заемными средствами.
Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться
работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит.
4. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную
материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать
крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов
на развитие хозяйств.
Статья 21. Налогообложение доходов
крестьянского хозяйства
Налог на доход с крестьянского хозяйства, равно как и колхоза,
совхоза и других сельскохозяйственных предприятий, взимается в
расчете на один гектар постоянно используемых им земель
сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на
основе бальной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход
вместе с платой за землю составляют единый сельскохозяйственный
налог, взимаемый с каждого гектара. На доход от овощеводства
закрытого грунта, животноводства на покупных кормах, а также
коневодства, оленеводства, звероводства устанавливаются особые
ставки налога. Доход от несельскохозяйственной деятельности
облагается налогом в порядке, принятом для предприятий системы
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Якутской-Саха
ССР.
Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве
1. В случаях производственной необходимости крестьянскому
хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с
действующим законодательством Якутской-Саха ССР. Условия наемного
труда могут регламентироваться договором с гражданами об
использовании их труда.
2. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании
их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в
первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы
крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения,
но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих
профессий в государственных предприятиях.
3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные
условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших
договор об использовании их труда.
4. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и
регулируются членами хозяйства.
5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и
граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в
трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются
местным Советом народных депутатов.
6. Трудовые споры между главой хозяйства, членами
крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об
использовании их труда, решаются судом.
Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве
1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей
работы.
2. Государственные органы осуществляют контроль за
деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования,
использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны
труда, профилактики заболеваний животных, болезней и вредителей
растений, соблюдения законодательства об охране природы.
Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства
За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и
налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил
осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство
несет полную имущественную ответственность, предусмотренную
действующим законодательством на территории Якутской-Саха ССР. За
продажу экологически грязных продуктов питания глава крестьянского
хозяйства несет финансовую или уголовную ответственность.
Статья 25. Государственное социальное страхование и
социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства
1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат
государственному социальному страхованию на равных основаниях.
Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода)
членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически
произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием
крестьянского хозяйства.
2. Страховой взнос на государственное социальное страхование
членов крестьянских хозяйств устанавливается Законодательством
Союза ССР, РСФСР и Якутской-Саха "О государственных пенсиях".
3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное
социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется
Советом Министров Якутской-Саха ССР.
4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в
соответствии законодательством о государственных пенсиях. При этом
в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском
хозяйстве.
5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по
временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами
обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с
рабочими, служащими и членами колхозов. Женщинам - членам
крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по
беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для
работающих женщин.
6. Время работы в крестьянском хозяйстве и граждан,
заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в
общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой
книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному
страхованию.
7. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и
граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется
крестьянским хозяйством самостоятельно.
8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее
назначенная пенсия в полном размере.
9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность
за ущерб, причиненный его членами гражданам, заключившим договоры
об использовании их труда, за увечье или иные повреждения
здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей.
Статья 26. Передача в наследство земли
Земельный участок гражданина, ведущего крестьянское хозяйство,
передается по наследству одному из членов этого хозяйства по
согласованию с другими членами крестьянского хозяйства.
При отсутствии таковых земельный участок передается одному из
наследников имущества умершего, изъявившему желание вести
крестьянское хозяйство в соответствии с требованием пункта 1
статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких таких
наследников выбор производится на конкурсной основе местным
Советом народных депутатов, в ведении которого находится
соответствующий участок. Споры с преимущественном праве
наследования земельного участка рассматриваются в суде.
При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское
хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах,
установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для
обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и
животноводства, а оставшаяся часть земельного участка передается
соответствующему Совету народных депутатов.
Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства,
освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании
земельного участка.
Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства
1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства,
его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом
3 статьи 15 настоящего Закона.
2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства,
освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого
имущества.
3. Наследование имущества регулируется в дополнение к
настоящему Закону также гражданским законодательством.
РАЗДЕЛ VI. АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ
Статья 28. Ассоциация крестьянских хозяйств
1. Ассоциации могут создаваться путем объединения
самостоятельных крестьянских хозяйств, либо в случае
преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов.
2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее
участниками, имеет право юридического лица и подлежит
государственной регистрации в районном (городском) Совете народных
депутатов в порядке, установленном действующим законодательством
для предприятий.
3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют
самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица,
и на них распространяется действие настоящего Закона.
4. Ассоциация крестьянских хозяйств на базе бывших колхозов,
совхозов, других сельскохозяйственных предприятий
могут-создаваться лишь при условии предварительного раздела
имущества, а также передачи земельных участков гражданам в
порядке, установленном настоящим Законом.
5. Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций
крестьянскими хозяйствами, запрещаются.
6. Главной целью ассоциации являются увеличение доходов его
участников и рост уровня их социально-экономического развития на
основе организации совместного производства, переработки и
реализации сельскохозяйственной продукции.
7. Задачами ассоциации крестьянских хозяйств являются:
коллективное регулирование межхозяйственных взаимоотношений;
внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах
деятельности;
формирование сбалансированной материально-технической базы и
социальной инфраструктуры коллективного пользования;
коллективная защита законных интересов и прав участников перед
другими предприятиями, организациями и учреждениями.
8. В первые три года после создания ассоциации крестьянских
хозяйств они освобождаются от уплаты налогов на доходы.
Статья 29. Управление ассоциацией крестьянских хозяйств
Высшим органом управления ассоциации является общее собрание
глав крестьянских хозяйств - ее участников.
Общее собрание ассоциации избирает координационный совет
ассоциации, осуществляющий исполнительские функции и повседневную
координацию деятельности ассоциации.
Координационный Совет при необходимости нанимает рабочий
аппарат управления ассоциации.
Статья 30. Производственно-хозяйственная деятельность
ассоциации крестьянских хозяйств
1. Для реализации своих целей и задач ассоциации вправе:
осуществлять согласованные между ее участниками общие действия
в области коммерции, финансов и кредитов, технического развития;
создавать ассоциированные финансовые средства и материальные
ресурсы путем добровольного отчисления, централизовать отдельные
производственно-хозяйственные функции;
регулировать взаимоотношения между ее участниками с помощью
расчетных цен, тарифов и расценок.
2. Стоимость имущества, находящегося в коллективной
(неделимой) собственности ассоциации или пакета акций,
принадлежащего ей, не может превышать сорока процентов
соответственно совокупной стоимости имущества всех ее участников
или его стоимости всех акций ассоциации.
3. Среднегодовая сумма ассоциированных на добровольной основе
финансовых средств не может превышать десяти процентов от
совокупности доходов ее участников в среднегодовом исчислении за
последние три года.
4. Ассоциация крестьянских хозяйств не отвечает по
обязательствам ее участников, а участники не отвечают по
обязательствам ассоциации, если иное не предусмотрено уставом, а
также за исключением случаев, когда ассоциация выступает гарантом.
Статья 31. Выход из ассоциации и ее ликвидация
1. Крестьянское хозяйство - участник ассоциации вправе выйти
из нее с сохранением обязательств перед ее участниками в
соответствии с заключенными договорами.
2. Ассоциация ликвидируется по решению ее участников.
Ликвидация ассоциации осуществляется в порядке, установленном
действующим законодательством для ликвидации предприятия,
Имущество, находящееся в коллективной (неделимой) собственности
ассоциации, оставшиеся после ликвидации ассоциации, распределяется
между ее участниками в соответствии с уставом ассоциации.
РАЗДЕЛ VII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 32. Условия прекращения деятельности
крестьянского хозяйства
Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:
а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных
целях в течение одного года;
б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его
деятельности;
в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника,
желающего продолжать деятельность хозяйства;
г) использования земельного участка методами, приводящими к
деградации земли;
д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке
для государственных и общественных нужд;
е) в связи с банкротством.
Статья 33. Порядок прекращения деятельности
крестьянского хозяйства
1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства
принимается районным (городским) Советом народных депутатов.
Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства
решаются судом.
2. Изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в
установленном порядке для государственных и общественных нужд
может производиться после выделения ему по его желанию Советом
народных депутатов равноценного земельного участка, строительства
на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для
которых отводится земельный участок, жилых, производственных и
иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме затрат
и убытков, включая упущенную выгоду.
3. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его
имущество используется на расчеты по оплате труда граждан,
заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет,
возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся
имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в
качестве общей собственности либо делятся.
Председатель Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
М.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
27 июня 1991 года
З N 527-ХII
|