4 марта 1991 года N 419-XII
------------------------------------------------------------------
ЯКУТСКАЯ-САХА СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ
Принят постановлением
Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
от 4.03.91 N 420-XII
Статья 1.
Земельная реформа в республике проводится в целях
перераспределения земли для создания условий равноправного
развития различных форм хозяйствования на земле, формирования
многоукладной экономики, рационального использования и охраны
земель и возрождения национальных традиций использования природных
ресурсов народами республики.
В ходе земельной реформы осуществляется перерегистрация права
владения и пользования землей, перераспределение и наделение
землей граждан, других юридических лиц - владельцев и
пользователей земли с закреплением их прав на землю в порядке,
установленном Земельным кодексом Якутской-Саха ССР.
Проведение земельной реформы возлагается на сельские,
поселковые, городские и районные Советы народных депутатов,
Государственный комитет Якутской-Саха ССР по земельной реформе
земельным ресурсам. Для проведения реформы привлекаются
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Якутской-Саха
ССР, АПК "Север" и Министерство лесного хозяйства с участием
других заинтересованных министерств и ведомств республики и их
органов на местах.
На Государственный Комитет Якутской-Саха ССР по земельной
реформе и земельным ресурсам возлагаются землеустроительная,
организационная, контрольная и консультативная функции по
проведению земельной реформы и рациональному использованию
земельных ресурсов.
Статья 2.
В соответствии с Законом Якутской-Саха ССР о государственном
статусе Якутской-Саха ССР земля, ее недра, воды, леса,
растительный и животный мир являются ее исключительной
собственностью.
Владение, пользование и распоряжение указанными природными
богатствами регулируются на основе Федеративного и Союзного
договоров, законодательства Якутской-Саха ССР, а также актами
местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их
полномочий.
Земельные участки для производства сельскохозяйственной
продукции, ведения традиционных отраслей хозяйствования
предоставляются во владение или пользование. Передача земельных
участков в частную собственность, купля-продажа земли и иные
сделки с нею на территории республики не допускаются.
Изъятие земельных участков регулируется Земельным кодексом
Якутской-Саха ССР.
В республике на равноправной основе развиваются различные
формы сельскохозяйственного производства: совхозы, агрофирмы,
подсобные сельскохозяйственные предприятия промышленных и иных
предприятий, колхозы, сельскохозяйственные кооперативы и
ассоциации, крестьянские хозяйства, их объединения и общины,
товарищества и иные объединения граждан, подтверждается
многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной,
коллективно-долевой форм собственности. Землевладельцы и
землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно
относиться к ней, повышать ее плодородие.
Статья 3.
Земельные участки предоставляются гражданам, предприятиям,
учреждениям и организациям во владение или во временное
пользование, в том числе и аренду.
В пожизненное наследуемое владение граждан передаются
земельные участки для ведения личного подсобного и крестьянского
хозяйства, в том числе и для садоводства, животноводства,
строительства дач, сайылыков, гаражей, а также иных целей,
связанных с ведением сельскохозяйственного производства и
индивидуальной предпринимательской деятельностью.
На этих земельных участках землевладелец вправе возводить
жилой дом и хозяйственные постройки, предусмотренные Уставами
товариществ и кооперативов.
Возврат земельных участков бывшим собственникам и их
наследникам не допускается.
Иностранным гражданам земельные участки в пожизненное
наследуемое владение не передаются.
Во временное пользование граждан земельные участки передаются
для целей огородничества, сенокошения, выпаса скота и традиционных
видов промысла.
В аренду земельные участки гражданам передаются местными
Советами народных депутатов на установленный договором срок.
Крестьянское хозяйство помимо земельного участка, выделенного ему
в пожизненное наследуемое владение, может арендовать у местного
Совета народных депутатов земельный участок дополнительно.
Статья 4.
Колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным
предприятиям, совхозам, подсобным хозяйствам предприятий земельные
участки передаются во владение и пользование для ведения
общественного сельскохозяйственного производства с учетом их
рационального использования. Неиспользуемые и нерационально
используемые земельные участки этих хозяйств, кроме
оленеводческо-промысловых, районными Советами народных депутатов
изымаются и передаются в специальные земельные фонды местных
Советов народных депутатов для наделения землей граждан.
Каждый член колхоза, совхоза имеет право выйти из него с целью
организации крестьянского хозяйства с предоставлением земельного
участка.
Статья 5.
С началом проведения земельной реформы ранее выданные
государственные акты и иные документы, удостоверяющие право
пользования землей сельскохозяйственных и иных предприятий,
учреждений и граждан, считаются утратившими силу, а
землепользователи объявляются временными до проведения
перерегистрации и нового юридического закрепления земельных
участков во владение или пользование, но не более двух лет с
момента вступления в действие настоящего Закона. По истечении
этого срока названное право утрачивается.
Статья 6.
При проведении земельной реформы передача земли в пожизненное
наследуемое владение гражданам производится местными Советами
народных депутатов бесплатно.
Крестьянским хозяйствам земля передается в пожизненное
наследуемое владение на конкурсной основе. Преимущественным правом
пользуются граждане, имеющие стаж работы в сельскохозяйственном
производстве. Районным Советом народных депутатов из специально
созданного земельного фонда или из состава земель совхоза, колхоза
при выходе из него работников с целью организации крестьянского
хозяйства земля выделяется в размерах средней доли, сложившейся в
данном административном районе в расчете на одного работающего в
сельском хозяйстве, а также из земель запаса и лесного фонда,
переданных в установленном порядке в специальный земельный фонд.
Для ведения личного подсобного хозяйства земельные участки
передаются в пожизненное наследуемое владение граждан в пределах
норм, устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами
народных депутатов с учетом требований застройки населенных
пунктов. При этом в сельских населенных пунктах часть земельного
участка в пределах до 0,15 га выделяется около жилого дома, а
оставшаяся часть за пределами селитебной зоны.
Садово-огороднические земельные участки гражданам в
пожизненное наследуемое владение передаются районными (городскими)
Советами народных депутатов по заявкам администрации и профкомов
организаций, предприятий и учреждений или организуемым при Советах
народных депутатов товариществам садоводов и огородников.
Предельный размер садово-огороднического участка члена
товарищества устанавливается до 0,15 га.
Для строительства дач, сайылыков земельные участки
предоставляются местными Советами народных депутатов
дачно-строительным кооперативам, исходя из наличия земель для
дачного строительства, но не более 0,15 га. При проведении
земельной реформы бывшие индивидуальные дачи, выделенные в
установленном порядке до 1961 года, могут быть оставлены по
усмотрению городских Советов народных депутатов в прежних
размерах, но не более 0,25 га на семью.
Статья 7.
Земельные участки для строительства на территории
Якутской-Саха ССР предприятий союзного или федеративного (РСФСР)
значения могут предоставляться на условиях, устанавливаемых
Союзным или Федеративным договором в порядке, предусмотренном
законодательством Якутской-Саха ССР.
В ходе земельной реформы перерегистрация землевладельцев и
землепользователей союзного и федеративного значения, которым
земельные участки выделялись в соответствии с ранее действующим
земельным законодательством, проводится на общих основаниях.
Статья 8.
Землевладельцы, землепользователи, в том числе и арендаторы
самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной
продукцией и доходами от ее реализации.
Вмешательство в их хозяйственную деятельность со стороны
государственных, хозяйственных и других органов и организаций
запрещается.
Настоящее положение не затрагивает прав государственных
органов и местных Советов народных депутатов, осуществляющих
государственный контроль за использованием и охраной земельных
фондов республики.
Статья 9.
Использование земли на территории Якутской-Саха ССР является
платным.
Землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным налогом, размеры которого
устанавливаются правительством Якутской-Саха ССР.
Земельный налог вносится на специальный счет районного
(городского) Совета народных депутатов, который отчисляет 40
процентов соответствующим сельским, поселковым и городским
(районного подчинения) Советам народных депутатов, двадцать
процентов отчисляет в бюджет Якутской-Саха ССР и сорок процентов
оставляет в районном (городском) бюджете.
Средства, полученные от земельного налога, используются на
цели, связанные с организацией использования и охраны земель,
повышения их плодородия, ведением земельного кадастра и
землеустройства, а также инженерным и социальным обустройством
территории.
За земли, переданные местными Советами народных депутатов в
аренду, взимается арендная плата, размеры которой определяются
договорами, но не ниже размера земельного налога с соответствующих
угодий, взимаемого с землевладельцев в данном районе (городе).
Статья 10.
Землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества
земель, повышение плодородия почв, производство экологически
чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных
депутатов.
За нарушения земельного законодательства, загрязнение и порчу
земель, снижение плодородия на землепользователей и арендаторов
возлагается административная или уголовная ответственность.
Меры поощрения и ответственности землепользователей и
арендаторов устанавливаются законодательством Якутской-Саха ССР.
Статья 11.
В процессе осуществления земельной реформы решениями районных
(городских) Советов народных депутатов создаются специальные
земельные фонды за счет неиспользованных в течение одного года
земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственного
производства, и двух лет - для несельскохозяйственного
производства, а также за счет использования земли не по целевому
назначению, нерационально и неэффективно используемых земельных
участков, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные
угодья, а также земель лесного фонда, не покрытых лесом и
кустарником и пригодных для сельскохозяйственного производства. Из
этих фондов выделяются земли для организации крестьянских
хозяйств, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества, животноводства и арендаторам.
Статья 12.
Сельские, поселковые, городские (районного подчинения),
районные (городские) Советы народных депутатов для рассмотрения
вопросов, связанных с земельными отношениями, создают депутатские
земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с местными
органами Государственного комитета Якутской-Саха ССР по земельной
реформе и земельным ресурсам. Положение о депутатских земельных
комиссиях утверждается Президиумом Верховного Совета Якутской-Саха
ССР.
Статья 13.
Земельная реформа проводится поэтапно.
На первом этапе (в 1991 году) проводится инвентаризация
земель, зачисляемых согласно статье 11 настоящего Закона в
специальный земельный фонд местных Советов народных депутатов, в
установленном порядке Советом Министров Якутской-Саха ССР
отменяются все необоснованные ограничения в развитии приусадебного
землепользования, сдерживающие расширение личных подсобных
хозяйств, садоводства, огородничества и животноводства.
Правительством Якутской-Саха ССР устанавливаются права разных
уровней Советов народных депутатов по распоряжению (изъятие,
предоставление) землей.
Уточняются границы сельских населенных пунктов, городов
районного подчинения, рабочих поселков и райцентров сельских
районов с учетом перспективы их застройки и обеспечения скота
граждан пастбищными угодьями, земли населенных пунктов в
установленном порядке ограничиваются в натуре от земель
сельскохозяйственных предприятий и передаются в распоряжение
городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Выявляются потребности в земле граждан, предприятий,
учреждений и организаций, формируется специальный земельный фонд,
начинается наделение их землей и устанавливаются ставки земельного
налога по регионам республики.
На втором этапе местными Советами народных депутатов и
органами Государственного комитета Якутской-Саха ССР по земельной
реформе и земельным ресурсам осуществляется передача и закрепление
земель во владение, пользование предприятиям, организациям,
учреждениям, гражданам, а также в аренду в соответствии с
требованиями Земельного кодекса Якутской-Саха ССР.
Статья 14.
Порядок перераспределения рыбохозяйственных водоемов
аналогичен порядку, установленному для земельных участков.
Статья 15.
Все споры, связанные с отчуждением и предоставлением земельных
участков, рассматриваются в судебном порядке.
Председатель Верховного Совета
Якутской-Саха ССР
М.НИКОЛАЕВ
г. Якутск
4 марта 1991 года
N 419-XII
|